Классный час как одна из форм воспитательной работы. Классный час что это


Классный час - это... Тематика классных часов

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час – это форма общения между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 – 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. Классный час может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача – выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская, которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая. Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель – ориентирующая. С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным воспитательным задачам классного часа относится:

- создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

- обогащение их знаний об окружающем мире;

- формирование эмоционально-чувственной сферы;

- формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

- беседы;

- конкурса;

- викторины;

- игры;

- КВНа;

- встречи;

- экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого – активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час – это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило – создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

- беседа;

- дискуссия;

- сюжетно-ролевая игра;

- устный журнал;

- социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия – формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

- газетные сообщения;

- пересказ события с помощью цитат;

- работа со словарем;

- работа с политической картой;

- комментирование информации;

- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через ... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость – что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, – озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Советы по проведению

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов – врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час – это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

fb.ru

Классные часы в классе. Что такое тематический классный час?

Классный час – это воспитательная работа, являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса. Класс – это одна из главных составляющих школы. Именно в классе, благодаря усилиям педагогов, происходит формирование учащихся как личности, проявление их индивидуальности и творческих способностей, налаживание школьниками системы общения со сверстниками.

Классный час является связующим звеном между учителем и учениками. Важность его проведения состоит в том, что в ходе беседы затрагиваются такие аспекты, как проблемы морально-этического характера, духовное становление личности, эстетические вопросы и т. д. В связи с этим, учителю необходимо ответственно подходить к проведению классного часа и выбору для него темы. Темы классных часов определяются исходя из уровня развития, интересов и психологического портрета класса.

Классный руководитель выполняет функции воспитателя и организатора деятельности школьников. Он выступает в роли советчика, помогает ученикам справляться с такими  проблемами, как, трудности в общении со сверстниками, родственниками или педагогами. Классный руководитель является, в какой-то степени, наставником своих подопечных. Он помогает им учиться налаживать личные отношения со сверстниками и сосуществовать в социуме посредством самовыражения и саморазвития.

При формировании первичного детского коллектива, педагог выступает инициатором общения. Ему необходимо установить тесный контакт с учащимися. Проще всего этого добиться путем создания дружеских отношений с детьми. Классный руководитель у учеников должен ассоциироваться с другом, помощником и покровителем. Нужно научиться определять желания школьников, уметь выяснить суть проблемы, тревожащей их и помочь им от нее избавиться. Наладить отношения с детьми проще всего посредством активного общения с ними и совместного участия в различных мероприятиях.

Важное место в становлении школьного коллектива и развития детей как личности, является внеурочная деятельность школьников со своим классным руководителем. К такому виду взаимодействия можно отнести классные часы. Так как они, как правило, в отличие от уроков, преподносятся школьникам в более свободной форме, отличаются изучением интересной и актуальной для них информации, то и воспринимаются ими как свободное неформальное общение со своим руководителем, а не как еще один урок.

Классный час – это период времени, в течение которого ученики, с помощью определенных усилий и действий педагога, занимаются каким-либо видом деятельности, результат которой направлен на развитие их нравственных ценностей, а также на улучшение их адаптации в социуме.

Обычно классный час проводится еженедельно. Длительность его зависит от выбранной учителем темы. Если тема не очень обширна, то общение с детьми может ограничиться 15-20 минутами. Если предмет изучения затрагивает многие аспекты, то для его раскрытия понадобится больше времени и классный час может длиться как полноценный урок. Как правило, он проходит в форме лекции или беседы, но иногда его можно разнообразить такими видами воспитательной работы, как викторина, конкурсы или игры.

Отличие стандартного классного часа от тематического классного часа заключается в том, что последний проходит не просто в форме неформального общения, а посвящен определенной теме. Такой вид общения классного руководителя и учеников является наиболее эффективным, так как в ходе тематического классного часа школьники получают информацию узконаправленного характера.

При выборе темы классного часа желательно учитывать пожелания детей. Можно, посовещавшись с учениками и их родителями, составить план тем классных часов на весь учебный год. В зависимости от темы и цели классного часа, преподаватель выбирает методы для его проведения. Одним из главных обстоятельств, определяющих тематику и метод проведения общения учеников с руководителем, является возможность реализации и утверждения их как личности.

 

www.rastut-goda.ru

Тема 11. Классный час.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н.Е. Щурковой и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительская, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Формы и технологии могут иметь множество вариантовв зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Основные компоненты классного часа.

Целевой– целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный– содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный– обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический– в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспектыего организации:

составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;

уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;

определение времени и места проведения классного часа;

определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;

определение участников подготовки и проведения классного час;

распределение заданий между участниками и группами;

проведение классного часа;

анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Во время классного часа важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

studfiles.net

Как проводить классный час?

Классный час является одной из самых распространенных форм внеклассной работы с учащимися, независимо от того, учатся они в начальной школе или в старшем звене. У него имеется довольно много специфических черт, которые его очень полно характеризуют.

Во-первых, классный час имеет гибкую структуру и форму. Это могут быть викторины, игры, беседы, встречи, тренинги, конференции и многое другое. При проведении занятия нет необходимости очень строгого соблюдения определенной структуры. Педагог может вносить изменения и коррективы непосредственно по ходу, в зависимости от особенностей и интересов детей.

Во-вторых, данная форма работы с учащимися является таким способом общения учеников и учителя, при котором ведущую роль играет взрослый. Однако не стоит забывать и о вкладе детей в занятие. Чтобы классный час прошел интересно и весело, достигнув определенной воспитательной цели, необходимо заранее к нему подготовиться так, чтобы часть обязанностей распределить между учениками.

Детей можно разделить на сектора, каждый из которых как минимум раз в месяц готовит определенную тему. Включение школьников в процесс активизирует их мыслительные операции, познавательный интерес. Дети научатся не только собирать информацию, но и преподносить ее так, чтобы увлечь одноклассников. Это развивает лидерские качества у учащихся, что пригодится им впоследствии.

Тематика проводимых мероприятий может быть различной. Выбирать ее следует, опираясь на возраст детей. Главный критерий – форма работы должна соответствовать воспитательной задаче, которую поставил педагог. Темы могут выбирать и сами ученики. Особенно это актуально, если мероприятие проводится в старшем звене. Ведь обычный классный час 10 класс вряд ли воспримет с восторгом. Чтобы заинтересовать детей, понадобится подобрать не только форму, но и содержание мероприятия в соответствии с запросами школьников.

Среди целей, которых можно достичь, благодаря этой форме работы, следует отметить раскрытие творческих способностей детей, сплочение коллектива, воспитание эмоциональной сферы и ценностных ориентаций. К проведению классных часов можно привлекать и различных педагогических работников (психолога, вожатого и др.). Мероприятия проводятся в виде встреч с интересными людьми, к примеру, писателями, художниками и т. д. При необходимости приглашаются и специалисты различных ведомств (наркологи, инспектора КДН, пожарные и др.).

Одной из самых распространенных и интересных форм занятий и для младших школьников является классный час. 1 класс уже является началом школьной жизни. И то, насколько активная позиция будет сформирована у детей в это время, может повлиять на будущую жизнь учеников в данном учреждении. Поэтому классный час целесообразно проводить уже в первый год обучения. В начальной школе желательно выбирать игровую форму. Чем старше становятся дети, тем более серьезную тематику можно затрагивать. На данных мероприятиях в среднем звене можно уже обсуждать проблемы наркомании, СПИДа, говорить о дружбе и агрессии со стороны некоторых подростков к своим товарищам. Эффективна в таких случаях дискуссионная форма проведения мероприятия, чтобы каждый из детей мог высказать свое мнение.

fb.ru

Классный час как одна из форм воспитательной работы

Разделы: Классное руководство

Что такое классный час? Наверное, каждый педагог, не задумываясь, сможет дать краткую характеристику этой форме воспитательной работе. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом.

Методика подготовки и проведения классного часа, прежде всего, предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей учащихся, их опыта. В последнее время есть много разработок, которые облегчают классному руководителю его работу. Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения.

Первый классный час должен пленить, должен поразить! Педагог должен идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого. В нашей гимназии набор проводится после 4 класса. В этом учебном году классный час с 5 классом (дети впервые пришли в гимназию) провела, конечно же, со знакомства. Знакомства между учащимися и учителем и, конечно же, между собой. Заранее подготовленные сердечки с надписанными именами каждый повесил на импровизированное дерево Счастья (в данном случае фикус) и рассказал немного о себе. Основной идеей явилось то, что каждый отдал частичку своего сердца для объединения в единое целое – 5-А класс.

Но разве можно ограничиться только этим? Порассуждав о будущем, дети приняли решение о том, что все сердца с пожеланиями под Новый год будут запечатаны в Волшебное сердечко, которое можно будет вскрыть только в конце 11 класса.

Это был первый классный час для детей в новой школе. Несомненно, в данном случае подготовка и проведение классного часа принадлежит учителю.

Но ведь не каждый первый классный час можно начать со знакомства. Обычно со знакомства начинаются 1-е, 5-е и 10 классы школы. Это так называемые классные часы-знакомства. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круглым столом. Обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы творческой деятельности учащихся (рисуют, поют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением.

Классный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный родному городу, можно провести в форме пешеходной экскурсии по городу; охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблемы современного искусства целесообразно рассмотреть после коллективного посещения театра или картинной галереи.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте душевной щедрости и т.д.

Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Живое слово классного руководителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями учащихся.

Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно, лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные. С интересом дети воспринимают притчи. При анализе отрицательных примеров необходимы большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, отступать от темы, начинать говорить о поведении учащихся на уроках, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от учащихся.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы–диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у учащихся есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на уроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и конечный результат, действенность проведенных ранее классных часов, воспитательной работы в целом.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три типа:

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, педагогического и жизненного опыта. Учащиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению примеров и фактов. Таковы, например, классные часы на темы о самовоспитании: “Как вы понимаете самообразование?”, “Как развить память?”, “Что такое художественный вкус и мода”, “Об индивидуальности и индивидуализме” и т.д. Некоторые часы данного типа целесообразно проводить, привлекая специалистов: юриста, врача, психолога и т.п. Задача классного руководителя оказать им помощь в подготовке выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью учителя и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов, их воплощения осуществляется педагогом вместе с учащимися. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: “О доброте и милосердии”, “О культуре внешнего вида”, “О красоте внутренней и внешней”, “Твори доброе ради добра”, “Дружба в жизни человека” и др.

Третий тип классных часов предполагает активную, самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на актив класса. Ведут классный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их.

Выбор типа классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащегося, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности классного коллектива, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. И, несмотря на все изменения, которые происходят в последние годы в школе, классный час так и остается одной из основных форм воспитательного взаимодействия классного руководителя с учащимися.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час и его характерные особенности

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • «Классный часесть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

  • «Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

  • «Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные особенности. К ним целесообразно отнести следующие:

  • во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

  • во-вторых, это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

  • в-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

  • в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно, как уже говорилось, обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Воспитательные цели и задачи классного часа

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических целей и задач:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка.

4. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

5. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.

6. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

studfiles.net

Классный час "Что такое школа? Это..."

Классный час

«Что такое школа? Это…»

Классный руководитель:

Сарбасова Л.Ж.

2016 уч .год

Цели:

-развитие познавательных интересов;

-развитие творческих способностей;

-пропаганда здорового образа жизни;

-воспитание чувства доброты и сопереживания, умения прийти на помощь;

-воспитание культуры поведения;

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, памятки.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день. Мы собрались сегодня, чтобы ответить на вопрос, который вы видите в центре нашей доски: «Что такое школа? Это…»

А ведь и правда. Мы все так привыкли к этому слову, что не всегда задумываемся о том, что для нас – школа. Для начала я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе». А означает это слово-досуг, то есть свободное время. А не уроки. Как же так? А все дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счету. А также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой.

А теперь, ребята, каждый закончите предложение: « Школа – это…»

Дети: - Большое и красивое здание.

-Работа моей мамы.

-Место, где всегда интересно.

- Место, где я каждый день вижу своих друзей.

-Учебное заведение.

-Моё детство.

-Место, где нас учат уму – разуму.

-Уроки и перемены.

Учитель показывает детям презентацию в слайдах о своей родной школе. Дети знакомятся с историей возникновения школы, её учителями, отличниками и выпускниками, закончившими школу с серебряными и золотыми медалями.

Учитель: ДА, ребята, школа – это, прежде всего уроки. А если есть уроки, есть и домашние задания. И получается долгий рабочий день.

А знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы не уставать? Об этом нам расскажут ребята 4 класса.

Персонажи появляются друг за другом.

Выходит «СОНЯ» с будильником в руке, протирает глаза, говорит сердито:

Всё звонит он и звонит,

Замолчи, я так сердит.

Задёрну шторы на окошке и посплю ещё немножко.

Появляется кошечка:

Если ты уже проснулся,

Распрямись и потянись.

В постели долго не валяйся,

А вставай, не расслабляйся.

Отгони подальше лень -Впереди рабочий день.

Выходит «ГРЯЗНУЛЯ».

Ладно, встал. Ещё забота-

Умываться неохота.

Зубы чистить ?Наплевать,

Лучше «Орбит» пожевать.

Не причёсан я? Пустяк.

Ничего, сойдёт и так.

Появляется Доктор Айболит:

Нет, мы скажем другу Коле.

Ты должен быть опрятным в школе.

И почисти зубы лучше,

Чтобы кариес не мучил.

Здоровые зубы –боли нет,

Зубной не страшен кабинет.

Вбегает ученик, говорит торопливо:

Быстро завтрак прожую,

Ранец тоже соберу.

Брошу книжки и тетрадки,

Обойдусь я без зарядки.

Потом в школу, на футбол,

Хоть бы друг ко мне пришел.

С ним журналы полистаем,

Все о спорте почитаем.

Даже некогда поесть,

Разве время на то есть?

А еще уроки сделать

И в портфеле все проверить.

И заклеить надо книжку,

Починить игрушку-мишку.

И с собакой погулять, ой, устал…, быстрее спать.

Медсестра:

Много дел на день один?

Это утомляет.

Вам поможет всем режим.

Кто же возражает?

Чередуйте отдых, сон

И питанье тоже.

Это вас не утомит,

Здоровью поможет.

Вам подарок от меня.

Вот для младших - «Режим дня»

(раздает всем памятки)

Компьютерщик:

Я с компьютером дружу,

От него не отхожу.

Быстро «мышкой» по программам…

Что там? Что сказала мама?

Перерыв мне надо сделать?

А-а, пойти хоть пообедать…

Учитель:

Не сидите без движенья,

Выполняйте упражненья.

Сделай, мальчик, перерыв

Для небольшой зарядки,

С кровообращением

Будет все в порядке.

Дружно с мест все поднялись,

Выполним движенья.

Ну, а музыку добавим-

Будет настроение!

Ребята поют песенку на мелодию песенки про кузнечика и делают зарядку.

Потопаем немножко, похлопаем в ладошки,

Потом мы полетаем, как птицы высоко.

Представьте себе, представьте себе.

Как птицы полетаем,

Представьте себе, представьте себе.

Нам весело, легко.

Потом потянем спинку, нагнемся взять корзинку.

И топ-топ по дорожке в большой зеленый лес.

Представьте себе, представьте себе,

В лесу мы погуляем,

Представьте себе, представьте себе,

Тот лес полон чудес!

По тропке мы шагаем и не подозреваем,

Идет навстречу Мишка, лохматый и большой!

(В круг выходит «мишка».)

Представьте себе, представьте себе,

Идет навстречу Мишка,

Представьте себе, представьте себе,

Хороший он такой!

Вот мы пришли к лужайке, на ней резвятся зайки.

(В круг выходят зайки.)

Всё прыг да скок зайчата, зовут нас поиграть.

Представьте себе, представьте себе,

Зовут к себе нас зайки,

Представьте себе, представьте себе,

Нам весело плясать.

Работа над памяткой (режим дня).

-Помогай своему организму придерживаться режима.

-Для подъёма, сна, пищи подготовки уроков должно быть определённое время.

-Не навязывай своему организму чужой распорядок дня.

-Старайся сверять свои внутренние часы с обыкновенными.

-С 10 до 12 часов старайся хорошо работать на уроках, память наиболее активна.

-С 15 до 16 часов шей, мастери, помогай по дому.

-С 16 до 18 часов лучшее время для подготовки уроков.

Учитель: Ребята, согласитесь, что наша зарядка была похожа на весёлую школьную перемену. Ведь школа – это не только уроки. А всегда ли наши перемены бывают безопасными? Да и уроки тоже. Когда же возникает опасная ситуация?

Дети:

-Когда ребята толкают друг друга, стоя в очереди в буфет.

Когда бегаем по коридорам и лестницам.

-Когда съезжаем по лестничным перилам.

-Когда не смотрим, куда садимся.

-Когда берём в рот грязные вещи (ручки, карандаши)

-Когда мальчишки дерутся.

Учитель: А сейчас,

Две подружки-хохотушки

Спеть хотят для вас частушки

Это школьные частушки,

Всё в них замечаете.

Может, вы в этих частушках

Кого – нибудь узнаете.

Частушки.

  1. Стоит очередь в буфет, змейкой извивается.

Вова лезет напролом и кричит, толкается.

Он пирожное хватает, снова девочек толкает.

Раз – и оступается, в крем он приземляется.

  1. Вдоль по школьным коридорам побежал мальчишка.

Зацепился, оступился - засветилась шишка.

А другой решил перил а – это для катания.

Оказалось, что для брюк дыр образование!

  1. На уроке отвечала, очень Аллочка устала.

Про приставки и глагол,

Оперлась она о стол.

Ой, скорее бы мне сесть.

Посмотри, а стул там есть?

Надо б, Алла, посмотреть,

Можешь так на кактус сесть.

  1. Ручка хороша на вкус, слаще чем тот «Чупа – чупс».

Так микробный хоровод попадает прямо в рот.

  1. Ой, дерутся как мальчишки! Летят пуговицы и книжки.

Шишка здесь, а там фингал вот что бой вам этот дал.

  1. Мы частушки вам пропели, это не нотации.

Просто надо избегать опасной ситуации.

Учитель: Я уверена, что ребята учтут ваши шуточные, но полезные советы. А ведь опасная ситуация возникает из-за плохого самочувствия, а от чего оно бывает?

Дети:

-Потому что некоторые ребята не завтракают утром.

-Некоторые долго смотрят телевизор и не высыпаются.

-Когда приходишь больной в школу

-Когда слишком много бегаешь на перемене.

-Если не выучил урок и боишься получить плохую отметку.

Учитель: А как выглядят товарищи, когда им плохо?

-Если температура ,то появляется яркий румянец.

-Бывает бледность, тошнота и рвота.

-От высокой температуры бывает озноб, и тогда человек дрожит.

Учитель:

-Что надо делать ,если вы узнали ,что кому –то из ребят плохо?

-Поднять руку и сказать учителю.

-На перемене обратиться к дежурному учителю.

-Надо позвать медсестру.

Учитель: Лучше всего побыстрее сообщить взрослым и вам помогут. Тем более с вами весь день рядом учитель. Я знаю, что вы подготовили свои рассказы и стихи о школе и учителях.

Дети: Заходит мой учитель в класс, с улыбкой смотрит он на нас,

Я очень рад вас видеть дети. Он самый лучший в целом свете!

Дети: Учительница хмурится -плохи мои дела.

Беру дневник, опять стою тихонько у стола.

Зачем обидел Вику? Зачем подрался с Геной?

Уж лучше бы ругала, чем так спокойно мне сказала.

Опять меня ты огорчаешь, расстроишь маму, понимаешь?

И на меня так посмотрела, что я решил – это не дело,

Так огорчать своих друзей и близких дорогих людей.

Рассказ 1.

Моя школа – самая большая и красивая. В первый школьный день я даже боялся, что я заблужусь. Но наша учительница пригласила нас на экскурсию по школе. Это было здорово. Я узнал, где находится столовая, учительская, библиотека, спортивный зал и кабинет директора. Теперь я помогаю другим малышам, если они растеряются в такой большой школе.

Рассказ 2.

Мне нравится школа, а особенно школьная библиотека. В ней много книг и цветов. Я люблю читать или просто посидеть в библиотеке и посмотреть разные интересные журналы. В них много интересного и полезного. Библиотека – моё любимое место в школе.

Учитель: Ребята, а какое место в школе нравится вам больше всего? И почему оно интересно для вас?

Дети: А я люблю нашу школьную столовую.

Там всегда тепло и вкусно,

Есть там булочки, компот, сочная котлета,

Фрукты, овощи весь год - знают все об этом

Если там ты подкрепился, то не страшно отвечать.

Всяких вкусностей отведав, отвечают все на пять!

Дети: А для меня самое любимое место в школе - спортивный зал. Я очень люблю уроки физкультуры и игры с мячом. И ещё мы научились проводить спортивные зарядки.

Дети: Больше всего мне нравится наш школьный двор. Он такой красивый и зелёный, с яблоньками и цветами. Зимой-с пушистыми ёлочками в снегу, а весной с «классиками».

Дети: А моё любимое место в школе - это мой класс. Потому что он большой и светлый ,в нём много цветов и солнца. На уроках мы внимательно слушаем нашу учительницу, потому что она очень интересно обо всём рассказывает и помогает нам во всём разобраться. Мы любим ее за то, что она добрая, красивая и всё умеет. Мы сочинили для вас песенку.

Поют на мелодию песни «Солнышко лучистое».

Мальчики и девочки улыбнулись весело,

Людмиле Жакиповне сочинили песенку.

Песенку о том, что любим вас, пропоёт её вам целый класс.

Вместе мы на празднике покружимся весело,

Людмиле Жакиповне пропоём мы песенку.

Песенку о том, что Новый год всех нас собирает в хоровод.

Ну а летом солнышко улыбнётся весело,

С Людмилой Жакиповной пропоём мы песенку

Позади уже учебный год,

вместе мы отправимся в поход.

Учитель: Вот так и получилось, ребята, что каждый уголок школы хорошо нам знаком и дорог. А как обычно называют место, которое нам хорошо знакомо и дорого, место, где нам тепло, уютно, где нас любят и ждут?

Дети: Мы называем его нашим домом. Учитель: А свой дом надо беречь, делать его красивым и уютным. О том, как сделать школу такой ,чтобы каждый шёл туда с радостью, мы поговорим в следующий раз. А сейчас споём песню-посвящение.

Поют на мелодию песни «Что такое школа?»

Что такое осень?

Это – школа

И сентябрьский первый день погожий,

Радости познанья и вопросы воспитанья,

и мои друзья, конечно тоже.

Что такое школа – это дружба, что сплотила всех, ребята, вместе.

И теперь мы дружно на уроки и в походы

и поём мы вместе наши песни.

Что такое школа – это детство,

с играми, каникулами, сказкой,

С первыми уроками, звонком и переменой,

и заботой маминой и лаской.

Что такое школа?

Это дети, разные девчонки и мальчишки.

Учимся, играем, даже взрослым помогаем ,

умные читаем очень книжки.

Говорят вместе:

Школа – это учитель и класс.

Вы поверьте, мы любим вас!

Школа – это рядом друзья,

Школа – мы, это ты и я!

Подводится итог классного часа.

Источник: Классный час «Что такое школа? Это...» Сценарии общешкольных и клубных мероприятий 1-4 классы. Москва «ВАКО»2006г.

multiurok.ru