Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Берестов "Хитрые грибы". Берестов стих хитрые грибы


Валентин берестов хитрые грибы | Школьные файлы SchoolFiles.net

2 класс ОС Школа России»Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы» Цель: - познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом. Задачи: - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; - отрабатывать навыки выразительного чтения; - расширить знания о грибах; - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой; - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; - развивать память, речь, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью. Познавательные УУД: - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить вопросы в тексте; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные УУД: -умение прогнозировать работу; -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: - умение высказывать своё отношение к событиям и героям; -умение выражать эмоции. Оборудование: портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь. В процессе работы ученики смогут наблюдать за «жизнью слов» в художественном тексте, различать стихотворный и прозаический текст. Получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, создавать с помощью слова собственные картины Ход урока Этапы урока Ход урока Формирование УУД, Ι. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. -Вы готовы к чтению новых стихотворений? Чего вы ждёте от встреч с этими произведениями? Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; II. Развитие умений. В. Берестов «Хитрые грибы» 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством Валентина Берестова? Что читали? Какие именно? Какое впечатление от этих произведений у вас осталось? – Прочитайте название произведения. – Что можно узнать из заголовка? (О героях произведения.) – Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события? – Что ещё можно предположить до чтения? 2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики. По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения: Увела меня дорожка От крылечка в лес густой. Я не малое лукошко, А корзинку взял с собой. Лукошко- небольшая ручная корзина прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Я заглядывал под кочки, Под березовые пни. Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле.  Ох и хитрые грибочки! Где же спрятались они? Зря искал их под осиной И под елью зря искал. Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал. 3. Выявление первичного восприятия: – Какие чувства остались у вас после чтения? Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку. 4. Беседа по тексту. -Кто нам рассказал эту историю? Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

schoolfiles.net

Берестов "Хитрые грибы" - презентация для 2 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1

В. Берестов«Хитрые грибы»Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №31г. Нижнего Новгорода Кулькова Светлана Андреевна

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Под кустами,Под листамиМы попрятались в траву,Нас в лесу ищите самиМы не крикнем вам: «Ау!»грибы

Слайд №9

Раньше считалось, что грибы – это растения.Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется – грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные.Подберёзовик, подосиновик, белый гриб,мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба, — всё это грибы.(Из энциклопедии)

Слайд №10

подберезовик

Слайд №11

Белый гриб

Слайд №12

подосиновик

Слайд №13

мухомор

Слайд №14

Валентин ДмитриевичБерестов(1928 — 1998)Берестов В.Д. — поэт, прозаик, переводчик,автор мемуаров о многих выдающихся людяхдвадцатого века, исследователь фольклора,литературы, авторской песни, историк –родился в городе Мещовске Калужскойобласти в семье учителя.Стихи начал писать с детства. Во времявойны, в 1942г., в эвакуации в Ташкентепознакомился с К.И.Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью.Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

Слайд №15

В. БерестовХитрые грибыУвела меня дорожкаОт крылечка в лес густой.Я не малое лукошко,А корзинку взял с собой.Я заглядывал под кочки,Под берёзовые пни.Ох и хитрые грибочки!Где же спрятались они?Зря искал их под осинойИ под елью зря искал.Видно, я большой корзинойВсе грибы перепугал.

Слайд №16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МОЛОДЦЫ!

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

volna.org

Урок чтения во 2 классе. Тема: В. Берестов «Хитрые грибы».

Урок чтения во 2-ом классе с использованием технологии РКМЧП.

Тема: В.Берестов «Хитрые грибы».

Статья из энциклопедии «Грибы».

Цели и задачи урока:

Познавательные:

-познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова и статьей «Грибы»;

Образовательные:

-создать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться

в тексте;

-способствовать расширению кругозора обучающихся о грибах;

-обогащать словарный запас учащихся;

-познакомить со средством художественной выразительности - олицетворением.

Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы;

- способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся;

-развивать навыки выразительного чтения стихов, передавая с помощью интонации настроения и чувства поэта;

-развивать технику чтения.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

Учащиеся:

-научатся различать стихотворение и прозаическое произведение;

-познакомятся с различием между художественным произведением и научной статьей;

-будут учиться:

а) наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

б) объяснять интересные выражения в лирическом произведении;

б) делать логические выводы.

Оборудование: портрет В. Берестова, выставка сборников его стихов, картины на тему осени, фото грибов, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания:

А) чтение наизусть изученных стихов об осени;

Б) социокультурная игра на тему «Осень».

К доске вызывается группа учащихся.

У.-Осень. Это грусть или радость?

Те. Кто считает, что осень несет грусть, делают шаг влево, а те, кто считает, что осень несет с собой радость, делают шаг вправо. Те, кто думает иначе, остаются на месте. Ученик каждой группы отстаивает свою точку зрения. Утверждение не должно повторяться.

Осень - радость (ответы детей):

-Все вокруг стало красно-золотое, яркое, разноцветное. Это очень красиво

-Собирают урожай вкусных овощей и фруктов.

-В лесу много ягод, орехов, грибов.

Вопрос классу:

-Кто согласен с этими утверждениями? Что бы вы еще добавили? ( В лесу под ногами разноцветный ковер из листьев. Цветут красиво осенние цветы астры, георгины).

Осень-грусть:

-Часто идут дожди.

-Становится все холоднее.

-Улетели птицы.

-Скоро опадут все листья.

Вопрос классу:

-А кто согласен с этим утверждением?

-Что бы вы еще добавили? (Деревья стоят голые, мокрые, серые. Небо тяжелое, низкое. Дни становятся короче.)

Объяснение учеников, которые не примкнули ни к одной группе:

-Осень бывает и веселая и грустная. Сначала она очень красива. А затем, когда опадают листья. Природа становится печальной и грустной.

II.Фаза вызова.

1) Постановка целей урока:

-Как называется раздел, который мы изучаем? (Люблю природу русскую. Осень.)

Послушайте загадку:

И на горке и под горкой, под березкой и под елкой,

Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы).

-Почему я загадала эту загадку? (Потому что грибы собирают осенью).

-Какую же тему мы продолжим? (Осеннюю)

-Куда же мы отправимся сегодня? Откройте учебники на стр.76-77.

-Что вы здесь видите? (Стих и рассказ).

-Кто автор стихотворения? (В.Берестов).

А кто автор второго произведения? (нет фамилии автора).

-А что написано под текстом? (из энциклопедии).

(Объяснение учителя, что такое энциклопедия).

-А какие же цели поставим перед собой при изучении этих произведений? (Будем учиться выразительно читать стихи, отвечать и задавать вопросы, узнаем новое о грибах)

Учитель дополняет:

-Будем учиться передавать настроение автора при чтении стихов с помощью интонации; различать поэтический и прозаический текст; узнаем, что такое научный текст и чем он отличается от художественного; познакомимся с новым средством художественной выразительности.

2)Активизация познавательной деятельности учащихся:

А) Составление кластера.

-Подумайте, какие слова (ассоциации) возникают со словом «грибы».

На доске появляется запись:

съедобные несъедобные

Грибы

- Учащиеся коротко рассказывают об этих группах грибов.

III.Фаза осмысления содержания.

1)Работа над стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы»

а) Беседа, предваряющая чтение.

-Прочитайте название. Что вы можете сказать о нем? (Интересное, необычное. Хитрыми могут быть животные, люди)

-Сейчас мы узнаем, почему же автор так назвал свое стихотворение.

б) Учитель читает стих.

в) Беседа

-Почему же автор так назвал стихотворении? (Грибы хитрые, потому что они прячутся под листьями, деревьями, в траве).

-Каким вам показалось стихотворение (Веселым, смешным, интересным).

г) Чтение стихотворения «про себя».

д) Чтение стихотворения вслух.

е) Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. (Учащиеся уже знают разницу между ними)

На доске:

? ?

-Что автор взял с собой в лес?

-Где он искал грибы?

-Почему он их не нашел?

-Чего же испугались грибы?

Затем учащиеся с помощью учителя формулируют «толстые» вопросы.

-Нравятся ли автору «хитрые» грибы? Почему вы так думаете?

-Из каких строк вы это поняли?

-Когда вы улыбнулись? Почему?

-Какие действия совершают грибы? (спрятались, перепугались)

ж) Введение понятия «олицетворение».

-О ком можно сказать «спрятались», «перепугались»? (о человеке)

-А почему же автор написал так о грибах? (Чтобы лучше представить описываемую ситуацию).

-Это явление - оживление неживого персонажа называется олицетворением.

Олицетворение – это средство художественной выразительности. Оно часто встречается в художественных произведениях.

з) Упражнения в выразительности чтения.

Ученики читают стихотворение, коллективно обсуждаются интонация, логические ударения, паузы. Затем отдельными учениками прочитывается стихотворение. Класс

оценивает выразительность чтение, и обосновывают свою оценку. Делают замечания, указывают на ошибки.

2. Работа над текстом «Грибы».

а) Текст читают хорошо читающие ученики.

б) Беседа по прочитанному:

-Что вы можете сказать о прочитанном тексте? (Не похож на обычный рассказ)

-А где вы читали подобные тексты? (В учебнике по окружающему миру).

-Правильно. Это текст научный. Его написал не писатель, а ученый. В нем сообщаются достоверные, научные сведения о грибах.

-Откуда взят этот текст? (Из энциклопедии).

- А что такое энциклопедия? (Справочник, где можно найти любую научную информацию)

-Что же нового вы узнали о грибах? (Особое царство,100 тысяч видов, плесень – это грибы).

IV.Физкультминутка.

V.Продолжение работы над темой.

1)Беседа:

-Кто из вас собирал грибы?

-Что вы можете сказать об этом занятии?

-Зачем собирают грибы?

2)Рассказ учителя.

-Сейчас вы прочитаете новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация просто интересная, а какая – важная и ее необходимо запомнить.

3)Работа с мультимедийным проектором. На экран выводится текст:

-Сбор грибов называется «тихая охота».

-Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу, иначе они уже не вырастут на этом месте.

-Незнакомые грибы брать нельзя. Они могут оказаться ядовитыми.

-Незнакомые грибы не надо сбивать ногами. Ими могут лечиться животные.

Учащиеся читают и определяют, где информация интересная, а где полезная.

4) Дополнение кластера новыми сведениями о грибах-

царство, плесень, тихая охота.

VI. Рефлексия.

А) Составление синквейна.

Грибы.

Съедобные, несъедобные.

Радуют, восхищают, кормят.

Я люблю «тихую охоту».

Царство.

Б) Закончите предложение:

1. Сегодня я узнал ….

2.Было интересно….

3.Было трудно…

4. Я понял, что…

5. Я научился…

6. Меня удивило…

7.Урок дал мне для жизни….

В) Оцените свою работу при помощи смайлика.

VII. Подведение итогов.

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-Чем они схожи и чем отличаются?

-Какие цели мы перед собой ставили?

(Учащиеся называют цели, учитель дополняет. Делают вывод: достигли цели или нет)

VIII.Домашнее задание.

Подобрать загадки о грибах, выучить наизусть стихотворение «Хитрые грибы».

infourok.ru

В. Берестов Хитрые грибы

страница 1 Конспект урока литературного чтения Класс: 2

УМК «Школа России»

Учитель: Титенок Оксана Ярославовна Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет В. Берестова, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, загадки, изображения грибов).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Выразительное чтение стихотворений об осени (с. 72—75).
  2. Чтение своих стихотворений об осени.
  1. Речевая разминка
  • Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно. Попробуйте выучить его за одну минуту.
Желтое солнце на землю ....

Желтый подсолнух за солнцем ....

Желтые груши на ветках ....

Желтые листья с деревьев ....

(Ответ: глядит, следит, висят, летят.)

  1. Постановка целей урока
  • Какую тему мы продолжим изучать сегодня? (Осеннюю.)
  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы». Скажите, куда мы отправимся? (В лес.)
  • И конкретно о чем мы будем говорить? (О грибах.)
  • Верно. Мы узнаем кое-что о грибах и познакомимся с новым видом текста.
  1. Работа по теме урока
(Тексты на с. 76—77 читают: учитель; хорошо читающие учащиеся.)
  • Сравните эти два текста. Какой из них написал ученый, а какой — поэт? Объясните. («Хитрые грибы» — это стихотворение, а «Грибы» — научный текст.)
— Что вы узнали о грибах из энциклопедической статьи? (Грибы — это не растения.

Существует около ста тысяч видов грибов.)

(Дети читают стихотворение «Хитрые грибы» выразительно

  1. Физкультминутка
Притворяшки

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Притворитесь-ка совой —

Повертите головой.

(Дети поворачивают голову влево-вправо.)

Притворитесь тучками —

Помашите ручками.

(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)

Притворитесь свинками

И потритесь спинками.

(Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)

  1. Продолжение работы по теме урока
  • Кто из вас собирал грибы? Расскажите, что вы знаете об этом занятии? (Ответы детей.)
  • Что можно делать с разными грибами для употребления в пищу? (Сушить, тушить, жарить, варить, солить, мариновать.)
  • Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая — важная (и ее необходимо запомнить).
  • Сбор грибов в народе называют «тихая охота».
  • Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.
  • Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут).
  • Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться несъедобными, ядовитыми).
  • Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечиться животные).
(Дети отвечают. Учитель повторяет информацию, заостряет

мнимание детей на правилах. Их можно записать.)

Знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой

Молодые ребята

Все рядком да рядом

Вокруг стола сели

Да шляпы надели. (Опята.) Под осиною ребятки

Бегают — играют в прятки,

Где один покажется —

Там и другой окажется. (Подосиновики.)

Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом —

Там вырос гриб

Под кустом:

Лисичкина сестренка

В оранжевой юбчонке. (Лисичка.) В белом парике

Да белом пиджаке,

В шляпке ярко-красной,

Красивой да опасной.

Кто его с собой возьмет —

Тот и горюшка хлебнет. (Мухомор.)

Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята.)

Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам,

Ему не знакома грусть,

Его называют... (груздь).

В бурой кепке

Белый крепыш,

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел —

С собой унес. (Боровик.) В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока —

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна. (Поганка.)

- На какие группы можно разделить грибы? (Съедобные и не съедобные.)
  • Распределите наши грибы в нужные группы. Какие грибы ещеможно добавить к ним?
  1. Рефлексия
' — Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
  1. Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали на уроке?
1 — Какие названия съедобных грибов вы запомнили?

Домашнее задание

  1. Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их названия. Можно также найти иллюстрации.
  2. Подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 76). Можно также найти другое стихотворение о грибах.
страница 1

slonam.ru

Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Берестов "Хитрые грибы"

Гартман Надежда Ивановна, учитель начальных классов

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: мультимедийная презентация, корзина для самооценки работы на уроке, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения мы читали?

-Чтение наизусть стихотворения по выбору(А.Толстой,С.Есенин,В.Брюсов,И.Токмакова).

III. Речевая разминка

-Прочитайте стихотворение на жёлтой карточке. Что заметили необычного? ( Нет рифмы, недостающие слова)

-Давайте дополним текст недостающими словами.

- Какие слова нужно вставить? ( Чтобы получилась рифма)

Жёлтое солнце на землю глядит.

Жёлтый подсолнух за солнцем …. .

Жёлтые груши на ветках …. .

Жёлтые листья с деревьев … .

(Следит, висят, летят)

-Прочитаем медленно, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией.

-О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (Листопад)

- За что мы любим осень?

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- О чём будем говорить сегодня на уроке? (О грибах)

-Чему будем учиться на уроке?

(Выразительно читать произведения, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

Работа с таблицей:

-Если вы согласны с высказыванием то поставьте +, если нет, то -.

(заполняем только верхнюю строку)

Игра «Верите ли вы, что..?»

- Грибы – это растения?

- Существует особое царство живой природы?

- Грибов на свете около 1 млн?

- Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

- Плесень – это гриб?

- Гриб состоит из тонких белых нитей?

- Грибы растут на деревьях?

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

1

2

3

4

5

6

7

8

- В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

V. Изучение нового материала

1). Первичное чтение.(с.77)

2). Беседа после чтения.

- Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

- Сколько видов грибов существует?

- Какие грибы вам известны?

- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие несъедобные грибы вам известны?

- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух

- Прочитаем текст ещё раз . Читайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

– Кто знает, что такое энциклопедия?

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника» и другие.

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

4. Сообщения учащихся

- Некоторые ребята уже поработали дома с энциклопедией и приготовили небольшие сообщения о грибах.

Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, - тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева - тоже представитель грибного царства.

Под землёй у гриба находится грибница - тонкие белые нити - грибница. А на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба - крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.

- Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

- Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?

VI.Физкультминутка

(Музыкальная. Детская - танцевальная)

VII.Продолжение работы по теме урока

-Возьмите зеленые карточки. Прочитайте. Подумайте и определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая – важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).

- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут).

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.

- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).

Игра «Положи в корзинку»

На розовой карточке у каждого из вас есть загадка. Прочитайте. Определите, какой это гриб и можно ли его положить в корзинку.

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

- Кто из вас собирал грибы?

- Как правильно нужно собирать грибы

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочитайте название стихотворения В. Берестова.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

2 .Первичное восприятие текста. Прослушивание аудиозаписи.

3.Беседа.

- Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

VIII. Гимнастика для глаз

-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?

- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. Подготовьтесь отвечать на вопросы.

5. Чтение вслух

5. Словарная работа

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

6. Чтение вслух

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Работа с таблицей:

-Заполняем вторую строку таблицы. Сравните полученный результат. Отметьте, что изменилось. Узнали ли вы что-то новое на уроке?

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)

- (дети выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

infourok.ru

Урок литературного чтения по теме «В.Берестов "Хитрые грибы"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель деятельности педагога: познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:  - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;  - отрабатывать навыки выразительного чтения;  - расширить знания о грибах; - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой; - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; - развивать память, речь, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД: - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить вопросы в тексте; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; - умение работать в паре, в группе;

Регулятивные УУД: - умение прогнозировать работу; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: - умение высказывать своё отношение к событиям и героям; - умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, иллюстрации грибов, осенние листья, литературный сундучок, карточки со словами, синквейн, загадки, аудиозапись стихотворения, музыка для физкультминутки, знаки для самооценки, смайлик, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

- Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у нас получился хороший урок! Чтобы вы сегодня порадовали меня и себя хорошей работой и получили новые знания.

Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, осень! Урок чтения у нас!»

- Сегодня, 14 октября, наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров - один из самых почитаемых в народе осенних праздников. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда – зима». - В работе нам поможет речевая разминка.

II. Речевая разминка.

- Вставь пропущенные в стихотворении слова, научись читать выразительно. Попробуй выучить его за 1 минуту. Слова для справок есть, их нужно расположить так, чтобы получилась рифма и смысл. Жёлтое солнце на землю … . Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . (глядит, следит, висят, летят) - Прочитаем медленно, тихо. - Прочитаем с вопросительной интонацией. - Прочитаем громко, радостно, с восклицательной интонацией. - Кто запомнил стихотворение? (Работа в паре).

III. Проверка домашнего задания.

1. - Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения этого раздела вам захотелось выучить? Авторы? (перечисляют)

- Да, всех этих поэтов можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуют красоту природы, силой своего воображения создают живые картины золотой осени. А мы – читатели, будем оживлять эти картины. Итак, открываем нашу поэтическую страничку.

- Послушаем стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной”, К.Бальмонта “Поспевает брусника”, А.Плещеева “Осень наступила”, А. Фета “Ласточки пропали”. Вывод: - Какой темой объединены все эти стихи? ( Все стихи об осени.)

2. - А теперь давайте послушаем ваши произведения об осени. У вас было домашнее задание: придумать свой рассказ или сочинить маленькое стихотворение на тему “Осень”.

- Время поработать Литературному сундучку, прочитайте своё произведение и положите в наш сундучок частичку своего творчества.

Первый ученик. – Я сочинил рассказ “Осень”.

Наступила золотая осень. Подарила она деревьям разноцветные нарядные листочки. Красуются деревья в желтых сарафанчиках, в оранжевых юбочках и красных платьицах. Когда подует ветер, листочки медленно кружатся и застилают землю разноцветным ковром. Мне очень нравится это время года!

Второй ученик. – Я написала стихотворение “Осень золотая”.

Листик за листиком падает вниз, на землю ложится красиво.Природа умеет нам сделать сюрприз, хотя иногда и дождливо.Багряный ковёр всю землю укрыл, и птицы от нас улетают.Прохладный ветер листву закружил и зиму к нам подгоняет.

Третий ученик. – Моё стихотворение называется «Золотые осени монеты»

Золотые осени монеты собирать никто не торопился.Под колёса дождевой кареты каждый лист невольно, но ложился…

 - Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали стихи, сами придумали рассказы и написали стихотворения. Вы все получаете отметку “5”!

IV. Музыкальная пауза.

 - А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движения.

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.

V. Работа над новым материалом.

1. Вводное слово учителя. Загадка.

И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой,Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Где растут грибы? - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

- Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

2. Проблемный вопрос «Что такое грибы?»

- Нам сегодня предстоит многое узнать о грибах. Помогут нам в этом разноцветные грибочки – сигналы. Зелёный – да, я согласен с утверждением. Красный – нет, не согласен или сомневаюсь.

Игра «Согласны ли вы, что..?»

- Грибы – это растения. - Это животные.

- Существует особое царство живой природы.

- Грибов на свете около 1 млн. - Плесень – это гриб.

- Грибы растут на деревьях.

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся.

 (На доске представлена схема.)

ГРИБЫ

 РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ……?......

3. Работа с научной статьей.

 - Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 и прочитайте текст “Грибы”.

1) Первичное самостоятельное восприятие текста.

 - Что интересного вы узнали из текста о грибах? (Грибы – это не растения и не животные.) - Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы - грибы.)

2) Повторное чтение текста вслух. «Чтение за лидером»

3) Беседа после чтения.

- Сколько видов грибов существует? - О каких грибах говорится в этом тексте? - Какие съедобные грибы вам известны? Несъедобные? (Примеры)

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и Подберёзовики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и блестящие Маслята, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками, и на высокую даму в белой шляпке, которая смотрит свысока, да никому не нужна. Это Бледная Поганка.

4) - Дети, а кто является автором этого текста? ( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) - Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний (в переводе с франц.). Это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

- Какие бывают энциклопедии?

  • Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
  • Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир», «Энциклопедия юного натуралиста», «Энциклопедия юного астронома». (Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

4. Работа по карточкам (жужжащее чтение).

 - А сейчас каждый из вас отправится на «тихую охоту», так еще называют сбор грибов. Возьмите из конверта карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы”

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

 - С какими правилами сбора грибов вы познакомились? (Ответы детей.)

 - В тексте вам встретилось новое слово грибница, что обозначает это слово?

- Сейчас нам подробно об этом расскажут наши научные консультанты.

5. Знакомство с дополнительными сообщениями.

1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3) А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

 - Что же такое грибница? ( Грибница – это подземная часть гриба)

- Как помогают грибы лесным жителям? (Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные.)

- Какие бывают грибы по размеру?

- Грибы – это растения или животные? (Это особое царство живой природы - «Грибы»)

6. Составление синквейна «Грибы» (работа в группах).

1) Грибы.

2) Съедобные и несъедобные.

3) Растут, красуются, прячутся.

4) Это часть живой природы.

5) Царство.

VI. Физкультминутка.

Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, появился мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! - Кто нашел его, друзья? - Это я, это я, это я, это все мои друзья!

VII. Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы»

1. Подготовка к восприятию. - А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами. (Портрет) Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

1. - Прочтите название стихотворения В.Берестова, почему поэт называет грибы «хитрыми»?

2. Первичное восприятие текста (аудиозапись).

3. Беседа.

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворение про себя.Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

5. Чтение вслух.

6. Словарная работа.

  • Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев.
  • Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

7. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

- Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

- Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста (грибочки).

– Мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

- Найдите в тексте восклицательное предложение.

- Прочтите вопросительное предложение. Какое слово надо выделить голосом? (где же)

- Прочтите выразительно это стихотворение.

8. Сравнение художественного текста и научного.

- Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

- Можно сказать, что у них есть что-то общее? (Тема – грибы.)

- А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал - поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? (Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда слушали научную статью о грибах, то просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Вывод: Статья «Грибы» - это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы » - художественный текст, написанный поэтом. На доске выставляются таблички: В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии) стихотворение (есть рифма) проза художественное произведение научный текст поэт учёный чувства, настроение факты, события, научные сведения

IX. Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение (наизусть по желанию) и статью на с.76-77. Нарисовать съедобные и несъедобные грибы - подписать их названия.

X. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Чему был посвящён наш урок? Что же такое грибы? (Особое царство живой природы)

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Я похвалил бы себя за….
  • После урока мне захотелось….

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

- Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.

- Выберите грибок определённого цвета: зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; красный - у меня не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

- Я тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик, выставляю оценки).

- Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по литературному чтению 2 класс "Берестов Хитрые грибы"

Тема урока: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, различать стихотворный и прозаический текст;

Получат возможность научиться: представлять картины осенней природы, создавать с помощью слова собственные картины.

Метапредметные: познавательные: самостоятельно находят алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

регулятивные: намечают общие пути решения проблемных вопросов, осуществляют взаимный контроль;

коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, умеют договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Речевая разминка.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Где растут грибы?

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

- Какие природные богатства хранит в себе лес?

- Что полез­ного нам дает?

Игра «Верите ли вы, что..?»

- Существует особое царство живой природы?

- Грибов на свете около 1 млн?

- Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

- Плесень – это гриб?

- Гриб состоит из тонких белых нитей?

- Грибы растут на деревьях?

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Бе­лые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Сегодня мы узнаем и о других грибах.

2). Первичное чтение.(с.77)

3). Беседа после чтения.

- Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

- Сколько видов грибов существует?

- Какие грибы вам известны?

- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие несъедобные грибы вам известны?

- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

V. Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

- Ребята, а в какое время года собирают грибы?

- Кто из вас любит собирать грибы?

- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

- А сейчас писатель Валентин Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

- Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- Чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

-Какое настроение передает автор стихотворения?

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

VI. Закрепление нового материала

Отгадайте загадку.

- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе­добных?

- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

- Напишите на грибке (выданы детям ) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) .

infourok.ru