Конспект урока по литературному чтению на тему В. Берестов "Хитрые грибы" (2 класс). Хитрые грибы берестов в
Конспект урока по литературному чтению на тему В. Берестов "Хитрые грибы" (2 класс)
ТЕМА: В. Берестов «Хитрые грибы»
Цели: познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы», формировать умение учащихся выразительно читать; учить работать с научными статьями из справочной литературы, развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Предметные:
уметь выразительно читать стихотворение, передавая настроение поэта, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять выражения в лирическом тексте.
Метапредметные:
• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
• работать в паре;
Личностные:
• определять личностный смысл изучения темы урока;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга и пожелайте успехов.
(Приветствие учителя в стихотворной форме:)
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Чтобы очень много знать, надо не лениться!
Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!
- Ребята, Вы готовы к получению новых знаний?
Тогда возьмёмся за работу ! Желаю Вам успехов!
- Без чего нельзя начинать любую работу? (без цели)
- Какие цели вы ставите перед собой?
Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов.
Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин... (табак)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
- О чем же мы будем говорить?
- На какие 2 группы можно разделить все грибы?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ГРИБАХ
IV Работа по теме урока
1. Сообщение темы, целей.
2. Работа над стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»
Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
4. Работа над статьей «Грибы».
1) Чтение статьи детьми про себя.
2) Беседа по содержанию.
- Это стихотворение?
- Кто знает, как называется такой вид статьи?
– К какому царству живой природы ученые отнести грибы?
– Назовите съедобные грибы.
– Назовите несъедобные грибы.
VI. Рефлексия.
Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Что вспомнили?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка.
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Зеленый – «Я понял».
Желтый – «Я знаю».
Красный – «Я умею».
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.
VII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Хитрые грибы», нарисовать любой гриб.
infourok.ru
«В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)»
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №18
города Тореза
Конспект урока
литературного чтения во 2 классе
Козакова Елена Евгеньевна
Учитель начальных классов
ОШ I-III ст. №18 г. Тореза
2016
ТЕМА УРОКА: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).
Тип урока: комбинированный
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ урока:
познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах;
формировать навык осознанного чтения, умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; формировать умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; расширить знания о грибах;
развивать логическое и образное мышление, память, речь, внимание;
воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, бережное отношение к природе, к своему здоровью, интерес к природе родного края.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; сравнивать, классифицировать, делать выводы, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать других; правильно оформлять свои мысли в устной форме; проявлять активность в коллективной деятельности;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; адекватно оценивать выполнение действия в соответствии с поставленной задачей; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
высказывать своё отношение к событиям и героям; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, толерантность отношений;
Планируемые методы : частично-поисковый, творческий, наглядный, практический
приёмы ТРКМ: «Концептуальная таблица». «Мозговой штурм»,“Закончи предложение” , «Шерлрк Хомс», синквейн.
Педагогические технологии: технология системно – деятельностного подхода, проблемное обучение, игровая, критического мышления
Формы бучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, уроки гражданственности Донбасса
Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки с заданиями для работы в группах, знаки для самооценки, энциклопедии, презентация.
Ход урока
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
1. Психологический настрой « Дерево успеха» Слайд 1
(Урок начинается под тихое звучание музыки Антонио Вивальди цикл «Времена года», концерт №3 «Осень»)
- На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Те, кто выбрал зеленый лист, будут настойчивы сегодня на уроке. Те, кто выбрал красный, — желают общаться, а желтый — проявят активность. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. (Приложение 1)
2. Проверка домашнего задания
- Какие произведения мы читали? (Перечисляют произведения)
- Какое произведение вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
(Фронтальный опрос, выборочное чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», демонстрация рисунков к стихотворению, выполненных по желанию учащихся.)
Стадия вызова
1. Речевая разминка. Игра « Доскажи словечко»
- Как вы уже сказали, мы читаем произведения о самом красивом и ярком времени года - осени, знакомимся с великими русскими поэтами и писателями. Я вам предлагаю попробовать быть поэтами, дополнить текст стихотворения недостающими словами
Утром мы во двор идём, Листья сыплются …(дождём), Под ногами шелестят, И летят, летят, …(летят). Слайд 2
-Повторим медленно (хором)
(1 вариант читает медленно и постепенно ускоряет темп, 2 вариант читает быстро и постепенно замедляет темп, все вместе начинают читать шёпотом и постепенно увеличивают силу голоса; громко и переходят на шёпот, читают с ускорением …)
- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.
2. Ассоциативный куст «Осень»
- О каком осеннем явлении природы говорится в стихотворении? (Листопад)
- Какие ещё признаки осени вам известны? (На доске составляется ассоциативный куст «Осень» ) (Приложение 2)
3. Звукобуквенный анализ слова «Листопад»
- Запишите слово «листопад», поделите слово на слоги, найдите ударный слог, сделайте звуковую модель слова. (Один ученик выполняет задание на доске)
Самопроверка.
4. Целеполагание
-Тему урока узнаете отгадав загадку:
Вырос он в березняке,
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб) Слайд 3
- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на уроке чтения? (выдвигают предположение о теме урока. С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи))
- Я приглашаю вас отправиться в лес за грибами. Что нужно взять с собой?
- У каждого из вас на парте лежит корзиночка, за каждое верное задание в вашей корзинке будут появляться грибочки. (Приложение 3)
5) Разминка «Подготовка к чтению» (Приложение 4)
Стадия осмысления
1. Работа с текстом «Грибы», с.77
Послушайте внимательно текст и скажите, грибы – это растения или нет?
1) Первичное чтение
(Учащиеся слушают текст, который читает подготовленный ученик и отвечают на поставленный вопрос: грибы - это отдельное царство природы.)
– О каких грибах говорится в этом тексте? (перечисляют названия грибов)
2) Беседа
- Назовите автора этого текста? (Текст взят из энциклопедии, автора не имеет)
– Кто знает, что такое энциклопедия? (Пытаются дать определение слову «энциклопедия».)
4. Знакомство с энциклопедией (Слайды 5-12) (Приложение 5)
(Учащиеся знакомятся с понятием «энциклопедия», видами энциклопедий, сообщают, какие энциклопедии есть у них дома, рассматривают энциклопедии на демонстрационном стенде.)
- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? (Слайд13-14)
- Вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)
3. Экскурсия в царство грибов (Приложение 6 )
1) Знакомство с съедобными и несъедобными грибами Донецкого края при помощи загадок (15 – 21)
2) Знакомство с необычными грибами (слайды 22-25)
3) Строение гриба (слайды 26-28)
(Учащиеся при помощи загадок и слайдов знакомятся с несъедобными и съедобными грибами Донецкой Республики, рассматривают слайды с необычными грибами, изучают строение грибов)
4)Дифференцированная бригадная работа Работа в группах (Приложение 7)
- Давайте проверим, все ли вы запомнили. Работать будем в группах.
Работа с одаренными детьми (Приложение 8)
(Дети подбирают и приклеивают названия: 1 группа - съедобных грибов; 2 группа – несъедобных грибов; 3 группа - названия необычных грибов, 4группа - названия частей гриба. Ученица с повышенным уровнем знаний составляет синквейн с помощью учителя)
5. Проверка и оценивание работы в группах
6. Физкультминутка (Приложение 9)
6. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1)Первичное восприятие текста
2)Беседа.
- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы хитрыми?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
4.Чтение стихотворение про себя.
5. Чтение вслух (Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать)
6. Словарная работа (Слайд 29 -30)
(Знакомятся с лексическим значением слов «Лукошко» и «Кочка». Устно подбирают слова синонимы)
7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
8. Гимнастика для глаз (Приложение 10)
9. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Закрепление
Приём «Шерлок Хомс»
-Теперь проверим, внимательно ли вы читали стихотворение. Будем «охотиться» за строчками. (Учитель читает отрывки стихотворения, дети продолжают)
Стадия рефлексия
Приём «Концептуальная таблица»
Линии сравнения | «Хитрые грибы» | «Грибы» |
Тема | ||
Главная мысль | ||
Рифма | ||
Автор | ||
Юмор |
2. Прием “Закончи предложение” (слайд 31 )
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Я научился…
Мои знания мне пригодятся…
(Узнали интересные и полезные факты о грибах, о книге, которая дает ответы на любые вопросы –энциклопедии; понравилось играть в игры, выполнять задания; научились отличать стихотворный текст от прозы; эти знания пригодятся при сборе грибов, при поиске какой-нибудь информации (энциклопедия).
3. Оценивание
- Сколько же грибочков вы собрали за правильные ответы?
Кто же из вас оказался лучшим грибником?
(Подсчитывают грибочки, определяют, у кого больше)
4. Артрефлексия
- В начале урока мы украсили Дерево успеха разноцветными осенними листочками. У нас остался последний, самый большой листик . Если ваши ожидания от урока подтвердились и вам все понравилось – сделайте мазок желтым цветом, если что-то не понравилось – оранжевым.
Домашнее задание
Дифференцированный подход
Дома еще раз прочитаете стихотворение В.Д. Берестова «Хитрые грибы» и статью из энциклопедии « Грибы», повторите, чем схожи и чем различаются эти два текста (с.76-77).
Задание для 1 группы (средний уровень знаний) - в тетрадку запишите название и выполните рисунок того гриба, который вам больше всего понравился.
Задание для 2 группы (достаточный уровень знаний) – составить ассоциативный куст «Грибы».
Задание для 3 группы (высокий уровень знаний) - составить синквейн по любым темам: « Плазмодий», « Осень», «Грибы».
intolimp.org
Урок + презентация В.Д.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии) 2 класс "Школа России".
План-конспект урока литературного чтения
во 2 в классе
Тема: В.Д.Берестов «Хитрые грибы».
«Грибы» (из энциклопедии).
Учитель начальных классов
Сазина Татьяна Викторовна
2013-2014 ученый год
Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Цель:
- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- расширить знания о грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции.
Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.
Ход урока
I.Организационный момент
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость и хорошее настроение.
- Прозвенел звонок весёлый,
Он позвал ребят всех в класс.
Скажем дружно: «Здравствуй, школа!
Урок чтения у нас!
II.Актуализация знаний. Постановка целей урока
-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).
-Что объединяет все произведения, которые мы читали?
- Ребята, когда я готовилась к уроку, то мне встретилась загадка, которую, я не смогла разгадать. Вы поможете мне?
Отгадайте загадку, определите о чем пойдет речь на уроке:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)
Откройте учебник на с.76-77
- Подумайте , чему будем учиться на уроке чтения?
(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, сравнивать, делать выводы)
III. Выявление места и причины затруднения
Итак, мы сегодня говорим о грибах. Как вы думаете грибы – это растение или нет? (дети высказывают предположения)
IV.Открытие детьми нового знания
а) Работа с текстом «Грибы», с.77 (вывесить карточку с названием текста)
- Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы поработаем с текстом на с.77
1) Первичное чтение,(с.77)
( читают подготовленные ученики)
2) Работа по плану:
Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану. (план на столе)
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
4. Кто является автором этого текста?
( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)
- Как называется человек , который пишет научные тексты?(вывесить карточку –ученый)
– Кто знает, что такое энциклопедия?
– Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.
Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. (карточка - сведения, информация, факты)
Поэтому этот текст называется –научный текст (карточка на доску)
- Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях
(Учитель показывает названные издания).
- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)
-Как найти быстро информацию о грибах?
- Предлагаю поработать в паре найти в нашем атласе материал о грибах.( 2 человека зачитывают)
Вывод: на доске карточки, проговорить все еще раз
б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
-
- Кто из вас любит собирать грибы?
У.- Предлагаю каждой паре познакомиться с правилами сбора грибов ,поработав с карточкой
“Как надо собирать грибы”:
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!
У. – С какими правилами сбора грибов вы познакомились?
VI.Физкультминутка
-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?
- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:
–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .
( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )
-Прочтите название произведения В. Берестова , которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы
« хитрыми »?
2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)
3.Беседа.
-Как называются такие произведения? (стихи) вывесить карточку
- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю? (художественный текст - вывесить карточку)
4.Чтение стихотворение про себя.
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.
(Учитель подходит к слабым детям при чтении)
6. Словарная работа
Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
-Подберите синоним к этому слову
Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)
(словами выставляются на слайде)
7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
Кто автор произведения? (поэт –карточка на доску)
-Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.
-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)
-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
8. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом? (где-же)
-Прочтите выразительно это предложение.
5. Чтение вслух
- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроения) карточка на доску
Вывод:
V. Первичное закрепление
в) Сравнение художественного текста и научного.
– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?
- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
( Да, у них одна тема – грибы.)
– А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.
Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.
На доске выставляются таблички:
В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)
стихотворение (есть рифма) проза
художественное произведение научный текст
поэт учёный
чувства, настроение факты, события
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сообщения учащихся (заранее приготовлены)
- Послушаем ребят и попробуем определить, кто его написал – ученый или поэт, доказав это(2-3 человека отвечают)
1. Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб.
Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
2. А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.
3. Стихи(дети читают)
IX.Домашнее задание
Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.
По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.
Найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах
X.Рефлексия. Подведение итогов урока
- Чему был посвящён наш урок?
- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:
-Сегодня на уроке я узнал….
-Я похвалил бы себя за….
-Сегодня я сумел….
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока
(выбирают грибок определённого цвета:
жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;
зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;
красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)
- (дети выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)
- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.
- Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает смайлик), молодцы .Особенно активно работали: … . - Урок окончен. Спасибо за работу.
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
4. Кто является автором этого текста?
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
Кто является автором этого текста?
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
Кто является автором этого текста?
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
Кто является автором этого текста?
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
Кто является автором этого текста?
План:
Что такое грибы? (растение или нет)
Сколько грибов существует на свете?
О каких грибах говорится в тексте?
4. Кто является автором этого текста?
В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)
стихотворение (есть рифма) проза
художественное произведение научный текст
поэт учёный
чувства, настроение факты, события
infourok.ru
В. Берестов "Хитрые грибы"
А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.
Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт?
А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является ни растением, ни животным?
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят .
В. Берестов «Хитрые грибы»
Откроем учебник, с. 77
и прочитаем статью про грибы.
Загадки
Молодые ребята
Все рядком да рядком
Вокруг стола сели
Да шляпы надели.
Под осиною ребятки
Бегают – играют в прятки,
Где один покажется –
Там и другой окажется.
Бежала лисица
К речке напиться,
Где махнула хвостом –
Там вырос гриб
Под кустом:
Лисичкина сестрёнка
В оранжевой юбчонке.
В белом парике
Да в белом пиджаке,
В шляпке ярко- красной,
Красивой да опасной.
Кто его с собой возьмёт –
Тот и горюшка хлебнёт.
Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке,
Скользкие да гладкие.
Грозный стройный пан,
Владыка всем грибам,
Ему не знакома грусть,
Его называют…
В бурой кепке
Белый крепыш,
Плечи расставил,
Ножки расставил,
В землю врос:
Кто б увидел –
С собой унёс.
- Боровик (белый гриб)
В белой шляпке
Красная дама.
Смотрит свысока –
Ручки в бока,
Богата и важна,
Да никому не нужна.
Если ты не знаешь, какой гриб,
то лучше его не бери!
Физминутка
Домашнее задание:
нарисовать грибы, которых нет в учебнике и подписать их названия.
Подготовить выразительное чтение стихотворения (с.76).
multiurok.ru
Урок чтения во 2 классе. Тема: В. Берестов «Хитрые грибы».
Урок чтения во 2-ом классе с использованием технологии РКМЧП. Тема: В.Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы». Цели и задачи урока: Познавательные: -познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова и статьей «Грибы»; Образовательные: -создать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте; -способствовать расширению кругозора обучающихся о грибах; -обогащать словарный запас учащихся; -познакомить со средством художественной выразительности - олицетворением. Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы; - способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся; -развивать навыки выразительного чтения стихов, передавая с помощью интонации настроения и чувства поэта; -развивать технику чтения. Воспитательные: -воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Планируемые результаты. Учащиеся: -научатся различать стихотворение и прозаическое произведение; -познакомятся с различием между художественным произведением и научной статьей; -будут учиться: а) наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; б) объяснять интересные выражения в лирическом произведении; б) делать логические выводы. Оборудование: портрет В. Берестова, выставка сборников его стихов, картины на тему осени, фото грибов, мультимедийный проектор.Ход урока. 1.Проверка домашнего задания: А) чтение наизусть изученных стихов об осени; Б) социокультурная игра на тему «Осень». К доске вызывается группа учащихся. У.-Осень. Это грусть или радость? Те. Кто считает, что осень несет грусть, делают шаг влево, а те, кто считает, что осень несет с собой радость, делают шаг вправо. Те, кто думает иначе, остаются на месте. Ученик каждой группы отстаивает свою точку зрения. Утверждение не должно повторяться. Осень - радость (ответы детей): -Все вокруг стало красно-золотое, яркое, разноцветное. Это очень красиво -Собирают урожай вкусных овощей и фруктов. -В лесу много ягод, орехов, грибов. Вопрос классу: -Кто согласен с этими утверждениями? Что бы вы еще добавили? ( В лесу под ногами разноцветный ковер из листьев. Цветут красиво осенние цветы астры, георгины). Осень-грусть: -Часто идут дожди. -Становится все холоднее. -Улетели птицы. -Скоро опадут все листья. Вопрос классу: -А кто согласен с этим утверждением? -Что бы вы еще добавили? (Деревья стоят голые, мокрые, серые. Небо тяжелое, низкое. Дни становятся короче.) Объяснение учеников, которые не примкнули ни к одной группе: -Осень бывает и веселая и грустная. Сначала она очень красива. А затем, когда опадают листья. Природа становится печальной и грустной. II.Фаза вызова. 1) Постановка целей урока: -Как называется раздел, который мы изучаем? (Люблю природу русскую. Осень.) Послушайте загадку: И на горке и под горкой, под березкой и под елкой, Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы). -Почему я загадала эту загадку? (Потому что грибы собирают осенью). -Какую же тему мы продолжим? (Осеннюю) -Куда же мы отправимся сегодня? Откройте учебники на стр.76-77. -Что вы здесь видите? (Стих и рассказ). -Кто автор стихотворения? (В.Берестов). А кто автор второго произведения? (нет фамилии автора). -А что написано под текстом? (из энциклопедии). (Объяснение
schoolfiles.net
В. Берестов "Хитрые грибы." Разработка урока по литературному чтению во 2 кл. - Литературное чтение - 2 класс - Каталог файлов
Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»
Целеполагание: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;
- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки-иллюстрации с изображением различных грибов, загадки, книги о грибах.
Ход урока
I Проверка домашнего задания
(Фронтальный и индивидуальный опрос).
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.
- Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?
- А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является растением?
- Чтобы об этом узнать, давайте откроем учебники и читаем.
III. Изучение нового материала
1) Вступительное слово учителя.
Отгадайте:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.
Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.
Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.
Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.
Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.
Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.
2). Первичное чтение.(с.77)
Читает подготовленный учащийся.
3). Беседа после чтения.
- Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
- Сколько видов грибов существует?
- Какие грибы вам известны?
- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
- Какие несъедобные грибы вам известны?
- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным?
4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.
Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.
Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.
Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.
IV. Физкультминутка
V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
- Ребята, а в какое время года собирают грибы?
- Кто из вас любит собирать грибы?
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ход в лес собирать грибы.
2. Первичное чтение.
3. Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
- Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?
- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
- С чем же автор перепугал грибы?
- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
- Почему же он не нашел ни одного грибка?
- С какой интонацией надо читать это стихотворение?
- Какое настроение передает нам автор стихотворения?
- Прочитайте выразительно, передавая настроение.
4. Выразительное повторное чтение.
VI. Закрепление нового материала
Отгадайте загадку.
- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.
(Учитель читает загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик)
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (Масленок)
- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)
- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
- Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)
Грибная угадайка
Начал капать дождь на ели,
Шляпы все грибы надели.
Только этот гриб спешил —
Шляпку он не захватил. (Дождевик)
Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки.
Это же грибы... (волнушки).
Вот и модницы сестрички.
И у них свои привычки —
Шляпки есть любого цвета.
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)
Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый)
Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат. —
Что в земле скрываешься?
В чем ты виноват? (Груздь)
Шляпка выгнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет. (Рыжики)
Стоит на опушке
Большая... (волнушка),
Дождик водою ее наполняет.
После дождя озорная лягушка
В шляпку волнушки, как в тазик, ныряет.
На опушках, просеках,
В елочках и сосенках,
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят. (Маслята)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?
- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?
- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?
Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.
ivch.ucoz.ru
: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».
Конспект урока литературного чтения Тема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы». Цель урока: учить детей работать с разными видами текстов. Задачи: расширить знания обучающихся о грибах;уметь выразительно читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора; уметь выражать свои чувства и мысли словами, делиться впечатлениями. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока Этап урока Формы, методы, методические приемы Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся ФУУД I. Организационный момент Фронтальная работа. Словесный метод. Слово учителя. Прозвенел звонок,Начинается урок.Вы за парты дружно сели,На меня все посмотрели. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно,На урок торопит нас –Урок чтения сейчас. Настраивает ребят на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Воспринимают на слух речь педагога. Слушают учителя, подготавливают рабочее место. ЛУУД РУУД II. Речевая разминка. Словесный метод. Слово учителя. Работа в парах. Практический метод. Чтение. Беседа. - Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно (каждая пара получает карточку с пропущенными словами). Желтое солнце на землю….(глядит) Желтый подсолнух за солнцем…(следит) Желтые груши на ветках…. (висят) Желтые листья с деревьев …. (летят). - Прочитайте про себя.- Прочитайте вполголоса.- С ударением на слово «жёлтый».- С ударением на слово, обозначающее жёлтый предмет (слайд №1). - Какую тему мы продолжим изучать сегодня? - Назовите признаки этого времени года? – Да, действительно, у нас пора золотой осени подходит к концу и начинается поздняя осень. Но всё же продолжается карнавальный листопад. Красный, багряный, золотистый лист ложится на землю, укрывая ее теплым одеялом. Это явление природы связано с чудесами, которые происходят в природе. Но в жизни есть люди, которые тоже могут творить чудеса – это художники, писатели, поэты. Их, действительно, можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуют красоту природы, силой своего воображения создают живые картины. А мы – читатели, слушая стихи об осени, оживляем эти картины (на доске иллюстрации, сделанные к стихотворениям )- Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Люблю природу русскую Осень» (слайд №2). Предлагает задания для работы в парах. Контролирует выполнение работы. С помощью вопросов подводит к формулированию темы. Читают предложенный текст, вставляют подходящие по смыслу слова. Читают записанное стихотворение в соответствии с заданием учителя. Отвечают на вопросы, воспринимают на слух речь педагога. ПУУД ЛУУД КУУД РУУД III. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи Фронтальная работа. Словесный метод. Беседа. Проблемная ситуация. Игровой метод. - Ребята, почему я на урок принесла корзинку и нож? - Как вы думаете зачем? - Эти предметы и загадка помогут нам определить тему урока и наметить план работы (слайд №3, №4). И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы) - Что бы вы хотели узнать о грибах? (На доске записываю вопросы, которые назовут дети.) - В течение урока попытаемся вместе ответить на эти вопросы, а так же поработаем с разными текстами, научимся выразительно читать стихотворение. - Но сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд №5) - Грибы – это растения? -schoolfiles.net