Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе. Перспективный план по экологии в средней группе по фгос
Способствовать формированию у детей представлений о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; обобщать по существенным признакам; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. Обеспечить применение на практике знаний и умений, полученных ранее (приёмы в лепке – скатывание, раскатывание, лепка отдельных деталей). Способствовать дальнейшему развитию мелкой моторики. Способствовать расширению знаний о деревьях и кустарниках, их строении, внешнем виде, отличительных особенностях), подбирать карточки в соответствии с заданием.
| НОД «Деревья и кустарники на участке детского сада»
Лепка «какие разные деревья»
Дидактические игры «С какого дерева листок» «Найди и опиши» | Способствовать формированию представлений детей о диких и домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме, пониманию роли человека в уходе за животными; стремление не нарушать сложившиеся в природе связи Способствовать дальнейшему развитию конструктивных способностей: строить постройки, используя разнообразные детали конструктора, делать постройки устойчивыми. Способствовать расширению умений при показе сказки использовать различные средства выразительности | НОД «Как живут дикие и домашние звери»
Конструирование «Разнообразные дома животных»
«Покажем сказку» - «Сосна» |
vospitately.ru
Месяц | Содержание | Формы работы |
Сентябрь | Как помочь растениям Задачи: Способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Развивать умение, поливать его, используя для этого модель трудового процесса. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
|
"Зелёная аптека" Задачи: Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
| |
Занятие «Во саду ли, в огороде Задачи: .Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
|
| |
Октябрь | Путешествие в страну Осень Задачи: Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
|
|
Ноябрь | Задачи: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. |
|
Занятие «Как дикие звери готовятся к зиме» Задачи: Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года. Прививать добрые чувства к диким животным. | ||
Декабрь | В гостях у птиц Задачи: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
|
|
«Как помочь зимующим птицам?» Задачи: Обобщить представления детей о птицах как живых существах . Учить проявлять заботу |
| |
Январь | «Путешешествие в зимний лес» Задачи: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
|
|
Февраль |
Лесные жители Задачи: Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
|
|
Март | «В гости к весне» Задачи Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
|
|
Апрель | Кто такой «Вуалехвост» Задачи: Познакомить с аквариумной рыбкой вуалехвост Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. |
|
Май | Экологическая тропинка
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) |
|
Красная книга Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
|
|
refdb.ru
Перспективное планирование по экологии в средней группе
Примерное перспективно планирование по воспитанию
экологической культуры в средней группе.
Задачи по воспитанию экологической культуры у детей средней группа 4-5 лет.
Продолжать учить детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями.
Продолжать приучать детей к труду в уголке природы.
Продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе.
Закрепить знание об овощах, их вкусовых качествах, о животных.
Познакомить детей с круговоротом в природе (времена года).
Учить различать деревья, кустарники, травы.
Закрепить понятия: ствол, ветки, стебель, листья, цветы.
Учить детей рассуждать, делать предположения, выводы.
Объяснительная записка.
Программа рассчитана для детей средней группы, занятия проводятся 2 раза в месяц, итого 18 занятий за год.
Состоит из 4 (5 разделов для старшей группы) разделов:
Земля – планета – 6 занятий;
Твердь – 4 занятия;
Вода – 2 занятия;
Воздух – 6 занятий.
Итого: 18 занятий.
Работаю над темой:*Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста* давно и рассматриваю эту проблему как одну из самых перспективных тем 21-го века.
Целью экологического воспитания является:
воспитать у детей интерес и любовь к природе к родному краю желание беречь и выращивать растения
воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому.
Духовное оскуднение человека привело к отчуждению его от природы науки культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие гуманистические ценности. Прежде всего они рождают культуру диалога человека с природой и взаимодействия с ней. Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления. Именно поэтому так актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания первым звеном которого является дошкольное. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития у них художественно-творческих способностей понимания прекрасного в природе усвоения эталонов ее красоты и эмоциональных переживаний. Все это способствует формированию ответственности у детей за жизнь растений животных и всего живого на планете. Детство - это период бурного развития ребенка. В этот период идет интенсивное накопление знаний об окружающем мире о состоянии природной и социальной среды что является основанием для осуществления экологического образования. Непрерывное экологическое образование требует развивать научно-познавательное эмоционально-нравственное практически-деятельностное отношение детей к окружающей среде. Экологическое образование предполагает закрепление на каждом уровне образования развитие экологического мышления сознания культуры морали этики.
Программа которую я составила рассчитана для детей младшей средней старшей групп детского сада. Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников и учащихся начальных классов по предметам * Экология* *Окружающий мир* *Природоведение*. Закрепляется материал в повседневной жизни. Программа состоит из 4- 5 разделов каждый раздел представлен несколькими темами все разделы взаимосвязаны интеграция проходит по всем областям основной программы. В программе отобраны экологические знания распределены в определенной последовательности с учетом возрастных особенностей детей. Планируя материал для работы необходимо предусмотреть все виды деятельности ребенка, Планирование проводится с учетом местных условий возрастных возможностей детей оснащенности материальной базы и развивающей среды. Задача педагога - так организовать обучающий процесс чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы выдвигать свои гипотезы не боясь сделать ошибку В период дошкольного детства в процессе планированного целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры. Экологическая культура охватывающая материальную и духовную сферы общества представляет собой культуру всех видов деятельности так или иначе связанных с познанием использованием и преобразованием природы. В экологической культуре закреплены научно обоснованные способы рационального природоиспользования методы охраны окружающей среды нормы экологически корректного поведения по отношению к природе. Культура общения с природой не возникает сама по себе она становится результатом целенаправленной организованной познавательной и практической деятельности. Она направлена на формирование гуманного отношения к природе ее восприятию оценке и действий по сбережению природы умению прогнозировать последствия при вмешательстве в нее человеком.Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью услышать пение птиц увидеть порхание бабочек и т.д. Также предусмотрены занятия которые знакомят детей с животными растениями заповедниками лекарственными растениями нашего Ставропольского края.
Весь материал и рекомендации к планированию занятиям совместной деятельности ребенка и воспитателя по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста разработаны как дополнительное методическое пособие для воспитателей ведущих курс *экология* и особенно для молодых специалистов.
Раздел 1 Земля – Планета.
Время проведенияТема
Количество занятий
Сентября
«Мир вокруг нас»
1
Сентябрь
«Чудесная песня льва»
1
Октябрь
«Животные в беде»
1
Октябрь
«Ознакомление с комнатными растениями»
1
Ноябрь
Овощи «К нам пришел Айболит»
1
Ноябрь
«Кто, что ест?»/ «Домашние животные».
1
Раздел 2 Твердь.
Декабрь«Чудесные звуки земли »
1
Декабрь
Сказка про лежачий камень, под который вода не течет.
1
Январь
В горах.
1
Январь
Свойства песка.
1
Раздел 3 Вода.
ФевральСвойства воды.
1
Февраль
Вода вокруг нас.
1
Раздел 4 Воздух.
МартВоздушный океан.
1
Март
Праздник цветов.
1
Апрель
Насекомые.
1
Апрель
Что мы сажаем, сажая леса?
1
Май
Птицы.
1
Май
Куда дует ветер?
1
НОД Сентябрь
Мир вокруг нас/ знания о лете, признаки лета и осени, объяснить значение слова «Экология».
Чудесная песня льва. Формировать начальные знания о живой и неживой природе.
Наблюдения.
Определять состояние погоды: солнечно, пасмурно.
За птицами.
Сезонные изменения.
Исчезновение насекомых.
Труд в природе.
Уход за растениями. Подкормка рыб, мытье поилок.
Помощь по уходу за обитателями уголка природы.
Помощь в сборе урожая на участках.
Игры:
«Природа- не природа».
«Что сначала, что потом»
«Отгадай, что за растение».
НОД Октябрь
Животные в беде.
Ознакомление с комнатными растениями/ мытье комнатных растений.
Наблюдения.
Определять состояние погоды: ветрено, дождливо.
Перелет птиц.
Изменение в природе, деревья, кустарники.
Холодно, идут дожди.
Труд в природе.
Уборка овощей, сбор фруктов.
Посыпка между рядий песком.
Уход за рыбками, за комнатными растениями.
Сбор семян осенних цветов.
Игры:
«Угадай, какой ты зверь».
«Каждое животное на свое место»
«Чьи следы?».
«Охотник и пастух».
НОД Ноябрь
К нам пришел Айболит.
Овощи.
Д/И «Кто что ест?»
Наблюдения:
- за состоянием погоды
- за птицами
- за трудом людей по уходу за животными
- осыпание листьев.
Труд в природе.
- пересадка комнатных растений.
- уход за растениями.
- сбор семян.
- уборка клумбы ,грядки.
Игры.
«В гостях у Айболита».
«Магазин лекарственные растения края».
«Узнай по вкусу».
НОД Декабрь
Чудесные звуки земли.
Познакомить с разными формами тверди.
Сказка про лежачий камень, под который вода не течет.
Разумное отношение к экосистеме, познакомить с коллекцией камней.
Наблюдения:
- за снегопадом, снежинками.
- лед холодный, твердый, скользкий.
- снег рыхлый, мокрый.
Труд в природе.
- уход за комнатными растениями.
- подкормка птиц.
- замена воды в аквариуме.
- уборка участка.
Игры:
«Природа и человек».
«Так бывает или нет».
«Закончи предложения».
«Угадай и назови».
НОД Январь
В горах / усвоение новых экологических знаний.
Свойства песка.
Познакомить со свойствами песка.
Практическая работа, опыты.
Наблюдения.
- за метелью, снегопадом.
- за состоянием погоды.
- за небом.
- за птицами.
Труд в природе.
- подкормка птиц.
- уборка от снега участка.
- уход за комнатными растениями.
- посев овса.
Игры:
«Угадай по описанию».
«Угадай по силуэту».
«Живые барометры».
НОД Февраль
Свойства воды.
Познакомить со свойствами воды.
Практическая работа.
Вода вокруг нас.
Наблюдения.
- за состоянием погоды.
- за снегом.
- за птицами.
- за деревьями.
Труд в природе.
- посадка корнеплодов.
- уход за растениями.
- подкормка птиц.
- уборка участка.
Игры:
«Игра - путешествие. Прогулка к водоему»
«Угадай правильно»
«Послушай и найди ошибки».
НОД Март
Воздушный океан.
Праздник цветов.
Наблюдения.
- таяние снега.
- изменение погоды.
- за ручейками, капелью.
- за поведение птиц.
Труд в природе.
- уход за комнатными растениями.
- уход за обитателями уголка природы.
- пересадка растений.
Замена воды в аквариуме.
Игры:
«Летает, не летает».
«Чей лепесток».
«Узнай цветок».
НОД Апрель
Насекомые.
Что мы сажаем, сажая леса?
Наблюдения.
- состояние погоды.
- появляется трава.
- распускание листьев на деревьях и кустарниках.
- пробуждение насекомых.
Труд в природе.
- посев семян.
- работа на клумбе, грядке, рыхление почвы,
- уход за комнатными растениями.
Игры:
«Я волшебник»
«Вершки, корешки»
«Моделирование(Создание моделей ландшафтов лес, луг)».
НОД Май
Птицы.
Куда дует ветер?
Наблюдения.
- за птицами, строят гнезда, поют.
- появляются цветы.
- за небом.
Труд в природе.
- уход за комнатными растениями.
- пересадка комнатных растений.
- посев семян.
- очищать, просушивать оборудование.
Игры:
«Летает, не летает»
«От ветки к ветке»
«Пищевые цепочки».
Литература.
Бабаева Т. И. ; Гогоберидзе А.Г.; Солнцева О.В.
Детство. Примерно образовательная программа дошкольного образования. Санкт – Петербург. Детство – Пресс., 2014.- 352 ст.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.; ACADEMA, 2001. – 184с.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М. ; Новая школа, 1993. – 16с.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию часть 1.- Санкт- Петербург.; Детство – Пресс, 2004. – 160с.
Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях. Ставропольская краевая типография, 1998.- 272с.
Туренская Е.С, Кирилкина О.С. Я в этом удивительном мире. Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников. – Ставрополь СКИПКРО, Москва.; Илекса, 2001. – 136с.
Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7лет. М. ; ТЦ Сфера, 2012.-80с.
Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. М.; ТЦ Сфера, 2014.-80с.
Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. М. ; ТЦ Сфера, 2016.- 64с.
Скоролупова О.А. Осень. Тематические недели в детском саду. М. «Скрипторий.- 2003, - 2016г.-152с.
infourok.ru
Растительный мир |
1. Обратить внимание, что ветви на деревьях голые, листья все опали. 2. Учить узнавать берёзу, клён, тополь по стволу, его цвету. 3. Обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву. 4. Наблюдение за комнатными растениями, познакомить детей с бегонией вечноцветущей, сравнить её с другими знакомыми растениями. 5. Наблюдать за пересадкой комнатных растений. Показать детям корень растения, объяснить, что корень питает всё растение, впитывая из земли влагу. Поэтому растения нужно поливать, не допускать пересыхания почвы. |
Животный мир |
Отметить, что птиц осталось мало, многие улетели на юг. Посмотреть, какие остались: воробьи, вороны, голуби, синицы. Предложить покормить их. Показать детям снегирей, прилетевших к рябине, объяснить, что это их любимое лакомства. Понаблюдать, как клюют рябину снегири. Наблюдать за поведением птиц в «Уголке природы»: тревожатся, кричат, если нет корма, воды. Вынести кормушки на участок. Воспитывать желание ежедневно подкармливать зимующих птиц. Побеседовать с детьми о том. Как звери к зиме готовятся. |
Декабрь | |
Неживая природа |
1. Наблюдение за погодой. Учить устанавливать связь между погодой одеждой. 2. Обратить внимание на изменения в природе: часто идёт снег, покрывает землю, крыши домов, скамейки. 3. Наблюдать за снегопадом: как падает – быстро или медленно летят снежинки? Объяснить: снег идёт из снеговых туч. 4. Во время сгребания снега лопатами усвоить с детьми свойства снега: белый, легкий в мороз – рассыпчатый: если внести снег в тепло – он тает, превращается в воду. |
Растительный мир |
1. Привлечь внимание детей к деревьям и кустарникам (после снега стоят запорошенные). 2. Внимательно рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега. Обратить внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толще, чем сверху, ветки около ствола толстые, на конце тонкие, на ветках нет листьев. 3. Учить различать по стволу и веткам берёзу, клён, тополь. 4. Наблюдать за ростом зелени, посаженных корнеплодов в «Уголке природы». |
Животный мир |
1. Продолжать воспитывать бережное отношение к птицам. Систематически подкармливать птиц. 2. Наблюдать за воробьями, воронами, голубями, учить сравнивать их по величине, голосам. 3. Понаблюдать за кошкой, её поведением при появлении птиц: подкрадывается, старается поймать птичку. 4. Поиграть в подвижную игру «Воробушки и кошка», «Воробьи и вороны». |
Январь | |
Неживая природа |
1. Ежедневно отмечать состояние природы, в «Уголке природы» выставлять соответствующую картинку. 2. Продолжать наблюдение за снегопадом: отметить, когда сыплет густо, крупными хлопьями, когда падает редкими снежинками. Полюбоваться, как снег блестит на солнце, при луне. 3. Поймать снежинку на варежку и на ладошку, объяснить, почему снежинка растаяла. 4. Провести опыт, показывающий таяние снега в тепле. Спросить, почему снег в тепле растаял? Что осталось в посуде? 5. Предлагать детям расчищать дорожки от снега; сгребать его в кучи для снежных построек. 6. Вечером в ясную погоду обратить внимание на луну и звёзды, полюбоваться красотой вечернего неба. |
Растительный мир |
1. Рассмотреть деревья в зимнем уборе. Полюбоваться ими. 2. обратить внимание на ель, сосну: у них зимой зелёные иголки. 3. Познакомить детей с традесканцией, сравнить её с бальзамином. 4. учить детей ухаживать за комнатными растениями, обратить внимание, что цветы лучше и ярче на солнечном окне. 5. Наблюдать за всходами овса. |
Животный мир |
1. Продолжать наблюдение за птицами на участке: узнавать синицу, снегиря. Сравнивать птиц по голосам, внешним признакам. 2. Во время подкормки птиц замечать, как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют его. 3. Обратить внимание на внешний вид и поведение птиц в «Уголке природ», постоянно подкармливать их зеленью, выращенной из корнеплодов, овса. Воспитывать бережное отношение к обитателям живого уголка. |
Февраль | |
Неживая природа |
1. Учить отвечать на вопросы: какая сегодня погода? и т. д. 2. Наблюдать с детьми за метелью. После неё обойти участок, найти сугробы. Откуда они появились? Объяснить детям, что такое метель: идёт снег и дует сильный ветер, разметая снег во все стороны, поднимая его с земли, крыш. 3. Провести опыт по превращению воды в лёд в морозную погоду. Дать детям потрогать его (холодный, твёрдый). Залить вечером дорожку на участке. На следующий день предложить походить, поскользить по ней. (Почему на дорожке образовался лёд?). 4. Обратить внимание детей на появление сосулек на крышах, (Объяснить, почему они появились). 5. Понаблюдать за солнцем: становится ярче, теплее; погреть на солнышке ладошки, щёки. |
xn----htbdjd0ah9an.xn--p1ai
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
по экологическому воспитанию в средней группе
ЦЕЛЬ: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Месяц
Задачи
Форма работы
ННОД
Экологические игры
Труд в природе
Чтение художественной литературы, беседы
Наблюдения и опыты
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Сентябрь
1.Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха, стало больше дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое, серое. В живой природе: листья меняют окраску, птицы улетают на юг, исчезают насекомые.
2.Уточнить и обобщить представления детей о овощах и фруктах.
3.Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.
4.Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность.
1. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
2. Беседа о насекомых
«Кто быстрее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде». Дидактическое упражнение «Раньше-позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди листок на дереве», «Опиши мы отгадаем», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Осуществлять уход за растениями и животными уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели признаком насекомых. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.
В.Бианки «Паучок-пилот», Г.Г.лушнев «Кузнец и кузнечики», А. Майков «Пейзаж». Э. Машковская «Осень». М.Михалков «Лесные хоромы», Э.Успенский «Как растили капусту», Г.Циферов «Как лягушонок искал папу».Беседы: «Почему осень называют золотой» «Куда и почему улетают птицы»,
«Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». Загадки, пословицы.
Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды. Проводить наблюдения за солнцем, за ветром, за облаками, за дождем.Наблюдения в живой природе за деревьями и кустами, за насекомыми, за птицами.Опыты: солнце высушивает предметы; солнце нагревает предметы.
Лепка: «Угостим зайчика морковкой», «Яблоки и ягоды у бабушки в саду», «Поспели сливы в садах».
Рисование: «Ромашка в траве или красивые цветы», «Радостная осень», «Поможем маме готовиться к зиме» (засолка помидор и огурцов в банках), «Волшебное яблоко».
Аппликация: «Поспели яблоки в саду», «Что где растет», «Угостим зайчика морковкой».
Октябрь
1.Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе. Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья- закрепить понятие «листопад» - холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, значит птицам приходится улетать на юг.)
2.Развивать умственные операции сравнения и обощения, формировать элементарные понятия.
3.Формировать навык спользования моделей - в практической деятельности.
4.Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
1.Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин)
2. Наблюдение за рыбкой
«К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок как на дереве», «Лети листок ко мне в кузовок», «Найди пару», «Кто знает пусть продолжает», «Третий лишний», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»,
Дидактическое упражнение «Раньше-позже»
Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев, сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление игрушек, сувениров из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Совместно с воспитателем уход за обитателями живого уголка. В уголке природы поместить модели: строение растений, строение тела рыбы.
Е.Благинина «Улетают, улетели», «Осень»Э. Машковская «Дело к зиме», Майков «Осень», А.Блок «Зайчик», Г.Скрибицкий «Лесной голосок», К.Ушинский «Бишко».
Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень- это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется» (в реке или аквариуме). Песенки-потешки, загадки, скороговорки.
Продолжать отмечать состояние поды, наблюдать за солнцем, ветром. Небом. Осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод, что день стал короче. Наблюдение за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятие «Золотая осень». Длительное наблюдение за «Любимой веточкой», за гроздьями рябины. Определить какое дерево осыпается раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. Наблюдение за отлетом птиц.
Опыт: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий
Лепка: «Овощи для магазина», «Грибы в корзинах», «Лепим рыбок золотых».
Аппликация: «Поможем белочке заготовить на зиму грибы», «Рыбка плавает в аквариуме», «Укроем землю листочками».
Рисование: «В лес по гриы», «Листопад», «Плывет рыбка»
Конструирование: гриб из природного материала.
Ручной труд: плетеный, осенний коврик
Ноябрь
1.Продолжать формировать умение детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой природе. (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную, теплую шерсть, травоядные животные- заготовили на зиму пищу, изменение окраски шерсти зверей для защиты от врагов, человек тоже готовится к зиме- одежда, пища, жилище).2.Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.3.Формировать навык использования моделей в процессе трудовой деятельности.4.Воспитывать заботливое отношение к растениям.
1.Как поливать растение.
2. Как зимуют дикие звери.
Дидактические упражнения: «Раньше-позже», «Подскажи словечко» Дидактическая игра «Знаешь ли ты?», подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов» (с элементами пантомимы), словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»; ботаническое лото: «Кто во что одет».
Совместно с воспитателем ухаживать за растениями уголка природы. Совместно мыть камушки из аквариума и поддоны из под цветов. Совместно с родителями изготовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега.
В уголке природы модели трудового процесса (поливка), динамические модели (медведь в берлоге, жук в коре и др.), а также цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям.
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Лесные шорохи», «Пороша», Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит», Е. Благинина «Огонек», «Улетают, улетели», «Стрижи», И.Михайлова «Как обидно», А.С.Пушкин «Унылая пора», Л.Толстой «Волк», В.Зотов «Лесная мозайка» (дикие звери).
Беседы: 2Почему звери меняют шубки», Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме?», «Что нам осень принесла» (модели)
Наблюдение за небом. Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер». Ветер сдувает с деревьев последние листочки. Наблюдение за первым выпавшим снегом. Обсудить, почему он тает.
Наблюдение за льдом. Закрепить представление, что лед прозрачный. Наблюдение за инеем. Объяснить, что такое иней и чем он отличается от снега. Обратить внимание на перемены в одежде людей.
Наблюдение за живой природой, обратить внимание, что из диких животных можно увидеть только птиц.
Опыт: проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.
Лепка: «Как еж готовится к зиме».
Рисование: «Первые снежинки», «Грустная осень», «Что ты осень нам в подарок принесла».
Аппликация: «Падает снежок», «Сказочный лес вокруг теремка (ели, сосны) «Осенний к
Декабрь
1.Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады,метели.
2.Формирование умения устанавливать связи между поведением птиц и изменениями неживой природе.3.Продолжать формировать умение использовать модели в процессе трудовой деятельности.
4.Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.
1.Наблюдение за воробьем и вороной.
2. Как живут растения зимой.
Дидактические игры: «Собери цветок» (на материале зимующих птиц: воробей, ворона, синица, сорока, снегирь).
Словесные игры: «Кто в домике живет», «Опиши я отгадаю» (на материале комнатных растений), «В магазине растений», «Кто знает, пусть продолжит».
Подвижные игры: «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике»
игра-инсценировка «Птичка» по стихотворению А. Пчельниковой.
Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев, постройка снежных гаражей, горок, лабиринтов, подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника по уборке снега.
В уголке природы: самостоятельная поливка растений, посев овса для кормления птиц, помощь воспитателю в смене аквариума. Поместить модели строения тела птиц: модель трудового процесса (мытье растений).
Я. Аким «Первый снег». Е.Трутнева «Первый снег», «Елка», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Воробей», Зверев «Воробьиное бюро погоды», В.Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк». «Воробей», «Сорока», Э.Успенский «Проказы старухи Зимы», В.Чарушин «Что за зверь».
Беседы: «Как помочь птицам зимой». «О чем грустят растения», «Почему люди зимой не мерзнут?», «С кем дружит ель?».
Песенки- потешки о зиме и птицах.
Наблюдение за снегом. Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега. Устанавливать зависимость свойства снега от температуры.
Опыт: в морозный день предложить детям вылепить снежки, принести снег в помещение, вновь предложить вылепить снежки. Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс, закрепить свойства льда.
Наблюдение птиц на кормушке, рассмотреть следы птиц, сравнить их (что общего и чем отличаются). В уголке природы наблюдать за поведением животных (активность падает, много спят, меньше едят).
Лепка: «Маша в теплой шубке», «Сорока-белобока»
Рисование: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Первый снег в декабре», «Все деревья в инее», «Сорока-белобока»
Аппликация: «Девочка в длинной шубке», «Деревья зимой» (обрывание полосок).
Конструирование: лепка из снега крупных фигур (совместная деятельность)
Январь
1.Продолжать знакомить с зимними явлениями неживой природы (гололёд, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «Метель», «вьюга», «оттепель».
2.Формировать представление о том, что зимой жизнь продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
3.Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
4.Воспитывать чувство сопереживания к «братьям нашим меньшим».
Прогулка в зимний парк. Цель: закрепить представление о том. Что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том. Что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются. Закрепить знание и использование моделей. Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление.
Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живёт?», (лото с элементами модели). «Кто кем будет», «Бывает, не бывает», подвижные игры: «Льдинка», «Четвертый лишний», игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, и что трещит».
Самостоятельно протирать пыль с листьев растений и поливать в уголке природы. Поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге).
На участке- подкормка птиц. Понаблюдать какая птица что будет клевать. Расчистка дорожек от снега, создание построек из снега.
И.Суриков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки», «Снежинка», С.Маршак «Январь», М.Садовский «Снегопад», А.Клыков «Белка», «Как лиса зимует», Покровский «Волк», «Медведь», В.Степанов «Большая пурга, В.Кондратьев «Метель», Г.Снегирев «Звери наших лесов», Чаплина «Как лиса в лесу живет».
Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», считалки, загадки, потешки о зиме и диких зверях.
Наблюдение за снегом (рассматривание снежинок, как скрипит снег в мороз, как блестит в солнечную погоду. Познакомить с понятием «оттепели», выявить свойства снега во время оттепели, обратить внимание на сосульки во время оттепели. Наблюдать за повадками и внешним видом птиц. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды. В уголке природы понаблюдать движение листьев растений к свету.
Лепка: «Зимняя птичка-снегирь», «Заяц-беляк», «Кто живет в зимнем лесу» (лиса и белка).
Рисование: «Наша елка вся в снегу», «Птицы на нашей кормушке», «Зайцы на поляне».
Аппликация: «Птицы на ветках»,
Конструирование «Птичка» (из природного материала).
Март
1.Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).
2.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).
3.Закрепить знания о структуре трудового процесса и использованием моделей.
4.Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдения, труда в природе.
Экологические игры:
Дид/игры «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Съедобное-несъедобное», «Зоологическое лото».
Игры с элементами драматизации:
«Зайчик в беде»,
Подвижные игры:
«Мышеловка», «Хитрая лиса», «Зайка», «На лесной опушке собрались зверюшки».
Пальчиковые игры:«Сосулька», «Лодочка», «В лес всех выпустил зверей».
Уход за растениями в уголке природы совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, рассады цветов, перца.
На прогулке уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.
С.Маршак «Весенняя песенка», Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей», Г.Скребицкий «На лесной поляне», Н.Сладков «Весенние радости», В.Алферов «Март», В.Зотов «Заяц-беляк», «Ёж», «Бурундук», «Волк», «Белка», В.Бианки «Лесная газета», С.Аксаков «Гнездо».
Сказки: «Заяц и ёж», «Два жадных медвежонка»
Фольклор: песенки, потешки, загадки о весне.
Беседы: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей», «Что ты видел необычного по дороге в детский сад»
Неживая природа: В наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Снег часто падает с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным, покрыт ледяной коркой (наст), обсудить почему он образуется. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются . понаблюдать где быстрее тает снег и сосульки.
Наблюдение за растениями: солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Предложить найти первую проталину и травку.
Наблюдение за птицами: воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение.
Лепка с элементами конструирования «Лодочка с веслами».
Аппликация: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».
Рисование: «Я кораблик нарисую, пусть плывет он по ручью».
Лепка по сказке «Два жадных медвежонка».
Аппликация по сказке «Заюшкина избушка».
Рисование по сказке «Заяц и ёж».
Конструирование из бумаги «Изготовление игрушек для игры с ветром».
Лепка по замыслу «Забавные звери» (по книге Чарушина
Апрель
1.Уточнять представление детей о признаках весны (изменение цвета неба, количество солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин.
2.Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой 9прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов).
3.Продолжать формировать умение делать обобщения.
1.Посадка рассады цветов.
2. Жизнь диких зверей весной.
Дидактические игры: «Где спряталась матрешка», «Найди дерево по описанию», «Загадай, мы отгадаем», «Съедобное-несъедобное», «Помоги малышам».
Подвижные игры: «Все по домам», «Мышеловка», «Птицы».
Игры с элементами драматизации: «Ручейки и озера», «Времена года», (Молодова «Экологические игры»).
Пальчиковые игры:«Золотые капельки», «Дождик», «Птички прилетели».
В уголке природы уход за растениями: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание. Самостоятельная поливка , протирание листьев. Совместно с воспитателем пересадка рассады.
Уход за животными. На участке уборка старых листьев, окапывание деревьев.
А.Аким «Апрель», В.Бианки «Последняя льдинка», Н.Павлова «Ранней весной», И.Беляков «Подснежник проснулся», К.Ушинский «Пчелки на разведках», М.Горький «Воробьишко».
Беседы:«Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах), «Почему весной бывает наводнение», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения). «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).
Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца. Солнце выше, светит ярко, ослепительно.
Каким стало небо (ярко-синее, белые закругленные облака-кучевые). Отметить повышение температуры, которое приводит к появлению ручьев, таянию снега, сосулек. Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. Понаблюдать путь одного из ручейков. Продолжать наблюдение за пробуждением растений (мать и мачеха, первая травка), появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва. Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонче щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки. Отметить прилет грачей, скворцов
Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».
Лепка «Утки с юга прилетели, на свое болото сели».
Рисование по скороговорке «У нас во дворе-подворье погода распогодилась». Лепка сюжетная «Птички клюют зернышки». Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах». Аппликация обрывная «Живые облака»
Май
1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.
2.Развивать умственные операции: сравнение и обобщение.
3.Развивать связную речь.
4.Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
1.«Мои зеленые друзья» (составление описательных рассказов о комнатных растениях).
2.«Птицы»
Экологические игры:
Дид/ игры:
«Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Помоги малышам».
Дид/упр: «Отбери и назови цветы, которые знаешь»,
Словесная игра «Я садовником родился».
Подвижные игры: «Беги в дом, который назову», «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя во бору».
Игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы кыш от березы»
Пальчиковые игры: «Цветочки», «Пчелки», «Паук», «Дружба».
Уход за растениями в уголке природы: (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Продолжать уход за рассадой овощей (прореживание, прополка).
Помогать воспитателю ухаживать за животными уголка природы, в теплый день вынести обитателей на улицу.
На участке высадить цветочную рассаду, дальнейший уход: разбить клумбы, посыпать между деревьями песком, рыхлить почву, поливать
Н.Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом», «Подножная травка», Г.Скребицкий «Счастливый жучок», В.Степанова «Летающий цветок», М.Пришвин «Золотой луг», Е.Серова «Ландыш», «Фиалка», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук», Е.Чарушин «Воробей», В.Бианки «Первая охота», Е.Благинина «Черемуха».
Беседы:«Правила друзей леса» (с использованием моделей), «Дома появились малыши»(о рождении котят, щенят, птенцов, использовать картины), «Что изменилось в жизни человек с приходом весны», «Весна- это хорошо или плохо?»
В теплый день описать состояние погоды и природы. Почему дети так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, какой дует ветерок.
Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.
Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать и мачехой.
Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке.
Наблюдение за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «Любимая веточка»).
Наблюдение за первыми насекомыми, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых.
Опыт: предложить дать кусочек сахара или конфету муравьям.
Наблюдение за животными: кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.
Аппликация (сюжетная) с элементами рисования «У солнышка в гостях»
Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя».
Лепка. Барельеф «Ромашка»
Рисование «Одуванчик» (В.Зотов из книги «Лесная мозаика»).
Лепка рельефная декоративная «Цветы-сердечки» (из соленого теста)
Рисование «Яблонька белая»
Лепка сюжетная. Коллективная «Муха-цокатуха»
Аппликация с элементами рисования «Наш сад полон
Июнь
1.Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).
2.Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
3.Воспитывать любовь и заботу к животным.
Мы бережем природу.
Игра «Что ты сделал доброе для природы?»
Игра «Что будет, если…»
Дидактическая игра «Кто больше»Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги»
«Звериная зарядка»«Найди детёныша»«Кто, что ест», «Кто, где живёт»Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Чтение стихотворения
Р.Рождественского "Береги природу" Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"Рассказ Лесовичка о лесе. Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?»Рассказ Н, Носов «Лисята»
Целевая прогулка по экологической тропинке Опыт «Как звери меняют шубку»
Настольный театр «Снегурушка и лиса»Рисование «Животные в лесу» Лепка «Заяц-длинные уши»
Июль
1.Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).
2.Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.
3. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
В гостях у птиц
Дидактические игры:«Кто, где живёт»,«Нарисуй птицам дорожку в сказку» Игра «Птички-невелички»
Беседа о зимующих и перелётных Отгадывание загадок о птицах. Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»)
Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!» Беседа с детьми: « Чем мы угостим синичку и воробья» Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева.
Беседа «Правила друзей леса».
Рассматривание иллюстраций с изображением птицНаблюдения за птицами на участке
Рассматривание альбома «Пернатые друзья»
Рисование «Чудо- птица» (по мотивам дымковской игрушки Изготовление птичьей столовой (Совместное изготовление с детьми кормушек для птиц).
1.Формировать элементарные представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы.2.Развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;
3.Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.
«До свидания лето!»
Хоровод «Во поле березка стояла». Вечер развлечения «Праздник мыльных пузырей».
Найди дерево по описанию», «Магазин», «Цветы», «Почтальон принес посылку».
Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».
Уход за цветами на клумбах.
Чтение сказки «Дудочка и кувшинчик» В Катаева.
Рассказ воспитателя «Растения могут быть опасными», «Правила поведения в природе».
Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (закаливание организма). Загадывание загадок о лете, пословицы и поговорки о лете.
Загадки о солнце. Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях).
Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого.
.
Экскурсия в рощу
Рисование «Летнее настроение».
Изготовление поделок из природного аппликация «Весенний ковер».
материала.
1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению почему февраль называют «лютым» месяцем.2.Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (растения замирают). 3.Развивать умение обобщать, выделяя существенные признаки различных домашних растений и животных.4.Воспитывать исследовательский интерес к природе путем сождания проблемных ситуаций и постановки опытов.
1.Беседа о домашних животных.
2. Как узнать растение
Наблюдение в неживой природе: февраль- месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная, ветер злой, ледяной, колючий из-за такой погоды февраль «лютый».
Наблюдение за повадками птиц, помочь птицам в самый холодный месяц.
Опыт: закрепить представление о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить появление жизни по набуханию почек и появлению листьев.
«Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найди по названию», «Где спрятана матрешка», «Кто кричит и что трещит?», «Когда это бывает?».
Подвижные игры
«Мышеловка», «Четвертый лишний»
С.Маршак «Февраль», Н.Павлова «Белые шубки», Ушинский «Лошадка», Е.Клокова «Мой конь», В.Степанов «Большая пурга», В.Кондратьев «Метель», Е.Чарушин «На нашем дворе», Н. Пожарская «Путешествие с домашним животным».
Беседы: «Что будет, если убрать зимой снег», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает стоять снег в лесу или в огороде. Почему?», «Мой домашний любимец», песенки и потешки, загадки о домашних животных.
Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на участке. Сбор сухих обломанных веток.
В уголке природы: самостоятельный полив растений, кормление рыбок, уход за посадками. Поместить модели: части растений, существенные признаки домашних животных.
Лепка: «Котята», «Курица с цыплятами», «Шла уточка бережком», «Мое любимое животное».
Аппликация: «Утка с утятами».
Рисование: «Птичий дом, птичий двор», «Большая пурга в лесу».
Конструирование: «Постройка сарая для различных животных».
infourok.ru
№ п\п |
Тема |
Цели. Задачи |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Ожидаемые результаты |
1. |
« Во саду ли в огороде» |
Познакомить детей с названием овощей, фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать овощи и фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок. |
Коммуникация: развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым, активизировать, развивать речь детей. Познание: учить детей умению выделять характерные признаки овощей и фруктов их цвет, форма, вкус, поверхность. |
Умеют называть фрукты, овощи, называть отличительные особенности овощей и фруктов. Употребляют в речи имена существительные, согласовывая с прилагательными. |
2. |
«Лес, точно терем расписной» |
Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания. |
Коммуникация: развитие у детей связанной речи, активизировать словарь детей, уметь согласовывать существительные с именами прилагательными. Познание: учить сравнивать природу в октябре, сентябре; замечать изменения в природе. |
Умеют согласовывать существительные с именами прилагательными. Умеют называть явления в природе, соотносить текст.
|
3. |
«Дикие животные» |
Дать детям представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах; расширять словарь за счет имен существительных повадки, дупло; пора; берлога; логово; развивать мышление, учить умению описывать животных |
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, нора, логово, берлога, учить умению описывать животных, используя в своей речи существительные, согласовывая с прилагательными. Познание: дать детям понятие о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях. |
Умеют описывать животное по образу воспитателя, используют в речи существительные. Прилагательные. Владеют логическими мышлением. Называют особенности животных и способы их приспособления к условиям жизни. |
4. |
«Здравствуй, гостья Зима!» |
Познакомить детей с признаками зимы; систематизировать представления о временах года, закладываем основы экологического воспитания. |
Познание: развивать способности и формировать навыки самостоятельного анализа характерных изменений в живой и неживой природе. Коммуникация: развивать разговорную речь, совершенствовать диалогическую речь. |
Умеют называть признаки зимы. Активно участвуют в диалогической речи. |
5. |
«Зимующие птицы» |
Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, закреплять знания о частях тела птицы |
Познание: обобщать у детей представления о птицах. Коммуникация: побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
Умеют называть части тела птиц. Проявляют заботу к братья нашим меньшим. |
6. |
«Домашние животные» |
Дать представление о домашних животных и их детенышах, познакомить с названиями домашних животных их детенышей, учить сравнивать, передавать характерные черты животного в рисунке. |
Познание: воспитывать интерес к домашним животным формировать представления о домашних животных. Коммуникация: воспитывать желание говорить как взрослые, учить детей правильно ли они ответили на заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей названиями животных.
|
Умеют называть домашних животных и их детенышей, принимают активное участие в диалогической речи. |
7. |
«Весна идет, вене дорогу» |
Закрепить знания о смене времен года. Знакомит с названиями весенних месяцев, дать представления об изменениях происходящих ранней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания. |
Познание: формировать навыки наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней. Коммуникация: учить детей давать полный ответ на поставленный воспитателем вопрос. |
Умеют называть характерные изменения в живой и неживой природе в весенний период. Проявляют интерес к окружающей нас природ, обмениваются впечатлениями. |
8. |
«Вестники весны» |
Дать детям представление о перелётных птицах, продолжать знакомить детей с их внешним видом, образом жизни. |
Познание: продолжать расширять и уточнять знания о птицах по внешнему виду. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от наблюдения за «первыми вестниками весны». Учить говорить внятно, не торопясь. |
Умеют называть птиц, описывать их внешний вид. Владеют умением говорить грамматически правильно. |
9. |
«Цветущий луг» |
Дать детям представление о луговых цветах, активизировать наблюдательность. |
Познание: систематизировать представления о многообразии луговых цветов. Коммуникация: развивать речевую активность детей.
|
Умеют называть цветы растущие на лугу. |
dohcolonoc.ru
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
Перспективный план по экологическому воспитанию
в средней группе:
Осень: «Дары Осени» Итоговые мероприятия:
4 октября – Всемирный день животных.
1. Развлечение: «По лесным дорожкам!».
2. Досуг: «Волшебница, Осень!».
3. Спортивное экологическое развлечение: «Что мы знаем о природе?»
Сентябрь Мини проект: «Пчёлка мёду принесла!»
1. Знакомство с «фенологическим деревом» (по сезонам).
Наблюдение «Все цветы разные».(наблюдение за комнатными растениями)
2. Занятие: «Морское путешествие с Чевостиком».
3. Презентация: «Тайны морей и океанов».
4. Опыты с водой (вода пресная - солёная).
5. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Грибная полянка».
6. Стихи.
Октябрь 1. Комплексное занятие «К ребятам приходит Айболит».
Наблюдение «Домашние животные».(Наблюдение за морской свинкой)
2. Презентация «Как дикие животные к зиме готовятся».
Дид. игра: «Мама и детёныши».
3. Игра: «Ферма».
М. ф. «Мама для Мамонтёнка».
4. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Построй домик для животного».
5. Стихи.
Ноябрь 1. Занятие: «Что нам осень принесла».
2. Игровая деятельность: «В саду или в огороде…»
3. Презентация: «Соберём урожай».
4 Наблюдение: «Аквариум»(Наблюдение за рыбкой)
Рисование: «Аквариум для рыбок».
5. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Собери растение».
6. Стихи.
Зима: «Новогодняя ёлочка» Итоговые мероприятия:
1. Театрализованное представление «Тянем – потянем, не вытянули ёлку!».
2. Развлечение «Новогоднее приключение зверей на лесной опушке».
Декабрь 1. Наблюдение: «Деревья и кустарники зимой».
2. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Зимние запасы».
3. Экскурсия вокруг ДОУ: «Хвойные деревья рядом с нами».
4. Презентация ««Ёлочка – зелёная иголочка!», нетрадиционная техника рисования, природный материал – еловая шишка.
5. Занятие «Детки с ветки». 5. Дежурство в уголке природы.
6. Экспериментальная деятельность: «Почему растаяла Снегурочка?»
7. Стихи.
Зима -
«Экологическая тропа зимой» Итоговые мероприятия:
1. Развлечение: «В гости к деду Природоведу!».
2. Спортивное экологическое развлечение: «Ушастые животные».
Январь 1. Беседа «В гости к деду Природоведу».
2. Наблюдение за растениями (Продолжение наблюдений за комнатными растениями)
3. Занятие: «Стайка снегирей на ветках рябины».
4. Презентации «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы нашего края».
5. Опыты: «Как снег становится водой?», «Разноцветные льдинки».
Игровая деятельность на прогулке: «Украсим каравай для Зимушки-Зимы».
6. «Опыты дома» (советы родителям). Определение свойств снега - чистый, грязный, белый, холодный, искристый.
7. Стихи.
Февраль 1. Видео презентация: «Что пьют птицы и звери зимой в лесу?»
2. Наблюдение за морозными явлениями (иней на деревьях).
3. Игры с водой на дыхание: «Плывёт, плывёт кораблик…».
4. Прослушивание музыкальных дисков с записью шума моря, ручейка.
5. Занятие «Берегите воду!».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Чей след?».
7. Стихи.
Весна -
«Экологическая тропа весной» Итоговые мероприятия:
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля – Международный день птиц.
22 апреля – Международный день Земли.
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
1. Развлечение «Как прекрасен этот мир!»
2. Открытое мероприятие: «Праздник русской берёзки!».
3. Наблюдение: (Наблюдение за берёзой)
4. Музыкально - игровая программа: «Праздник Воды».
Март Мини проект: «Вода – источник жизни на Земле».
1. С. рол. игра: «Напои гостей чаем!».
2. Наблюдение за водой в природе (испарение). Опыт с кипящей водой в чайнике.
3. Презентации «Живая вода», «Перелётные птицы нашего края».
4. Музыкальная игра: «Капельки»
Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Деревья и кустарники».
5. Занятие «Козлятки выбежали на весенний лужок».
6. Стихи.
Проект: «Красавица русских лесов!».
Апрель Мини проект: «Птицы нашего края».
1. Наблюдения: «Как птицы купаются»,
2. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Гнездовья птиц».
3. Занятие «Перелётные птицы нашего края».
4. Презентации «Космическое путешествие с незнайкой», «Белоствольная берёзка».
5. Занятие «Берёзки просыпаются».
6. Стихи.
Май Мини проект: «Огород на окне».
1. Знакомство с экосистемой и её обитателями.
2. Дидактическая игра: «Посели животное в свою среду обитания».
3. Занятие: «Как живёшь, лягушка?»
4. Игра – опыт «Как растения пьют воду». Проращивание луковиц, зарисовка роста по неделям.
5. Презентации «В гости к хозяйке луга», «Не рвите первоцветы».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Жизнь в семенах».
7. Стихи.
Лето –
Июнь 1. Игры в песочнице «Делаем болото для лягушат».
2. Наблюдение за насекомыми.
3. Экологические игры: «Радуга – дуга», «Жук жужжит и встать не может.».
4. Презентация: «Удивительные насекомые».
5. Экскурсия к реке. Презентация: «Что такое река».
М. ф. «Ручеёк».
6. Игры по ознакомлению с флорой и фауной «Бабочки».
7. Стихи.
4. Экологические игры: «Под зонтом», «Тучка и Капельки».
3. Презентация: «Водоёмы»
infourok.ru