Проект для детей средней группы «Природа - наш общий дом!». Экологические проекты в средней группе в детском саду
Краткосрочный экологический проект в средней группе «Юные экологи»
Вид проекта: групповой, краткосрочный (с 16 октября по 20 октября 2017г.)
- родители воспитанников.
Актуальность: Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Цель: Организация трудовой деятельности, имеющей экологически -ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к природе.
- Формировать представления о работах, проводимых в осенний период на территории детского сада;
- Участвовать в посильной практической деятельности;
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
- Научить детей видеть результат своего труда;
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
- Способствовать развитию восприятия красоты природы;
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Планируемые результаты: Развитие устойчивого интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношения к ней. Повышение уровня экологической образованности дошкольников. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: лопатки, лейки, ведёрки, тяпки, совочки, иллюстрации к рассказам.
Составление плана работы над проектом.Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.
Составление совместного плана работы с детьми, учитывая их интересы.
Подготовка информационных источников и литературы.
Подготовка оборудования.
Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
Подготовка к реализации проекта
Создавать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.
Краева А.В.
С родителями:
Приглашение к участию в проекте.
Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Краева А.В.
С воспитанниками:
Чтение художественной литературы:
И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Степанов «Весёлые стихи».
Просмотр мультимедийной презентации:
«Наша планета земля»
Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к природе, через литературные произведения.
Формирование экологической культуры, экологического сознания; добра и милосердия, как базисных качеств личности.
Краева А.В.
II этап. Реализация проекта
Познавательное развитие
Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.
Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.
Обучение общения с природой. Развивать умения наблюдать, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к природе.
Краева А.В.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
«Деревья и кустарники на участке», «Какие разные деревья», «Хвойные деревья».
Беседа по технике безопасности при работе с инструментами.
Дидактические игры:
«Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника».
Сюжетно - ролевые игры:
«На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Экологические игры:
«Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра — путешествие «Собери и положи».
Трудовая деятельность:
Уборка опавшей листвы.
Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).
Наблюдение за трудом дворника (подметает, убирает листву).
Приведение в порядок клумб на участке; уборки сухой травы, листьев, мытьё игрушек после прогулки.
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.
Закреплять полученные знания, развивать логику мышления, память, внимание, воображение. Развивать у детей умение следовать правилам игры.
Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.
Продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде; соотносить свою деятельность с трудом других. Закреплять умение детей помогать взрослым, поддерживать порядок на участке. Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки.
Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.
Краева А.В.
Речевое развитие
Разучивание пословиц, поговорок о труде.
Потешки, загадки, пословицы и поговорки.
Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Формировать умение отгадывать загадки по ключевым словам. Прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.
Физическое развитие
Подвижные игры, физкультминутки:
«Листопад», «Грибники», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...».
Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.
Краева А.В.
III этап. Заключительный
Оценка уровня знаний детей.
Организация фотовыставки «Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность».
Трансляция результатов проектирования родителям
Краева А.В.
Вывод: В результате реализации проекта: повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
1. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
3. Детям о природе» М. В. Лувич
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.
5. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.
infourok.ru
Проект по экологии в средней группе
Управление образования
Администрации города Новочеркасска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №5
Проект «Люблю свой край родной» для детей средней группы.
Воспитание у детей любви к родному краю посредствам ознакомления с природой.
Подготовила: Цыбенко Ирина Владимировна
Воспитатель средней группы
Новочеркасск
2014г.
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (с 01.09. по 31.05).
База реализации проекта: МБДОУ д/с № 5, средняя группа
Цель: Экологическое воспитание дошкольников посредствам приобщения их к природе Донского края, воспитывать охранное отношение к животному и растительному миру.
Задачи:
Познакомить с основными природными зонами Донского края: степь, лес, их своеобразием и особенностями жизни животных и растений в них;
Понимать необходимость соблюдения правил поведения в природе;
Познакомить с основной рекой области – Дон, источнике рыболовства и судоходства казаков.
Продолжать знакомить детей с животными степи и лесостепи (лиса, еж, хомяк, полевка, лось, волк, кабан). Узнавать и называть животных;
Продолжать знакомить детей с птицами нашего края: ворона, галка, грач, цапля, утка-нырок, орел; Понимать зависимость внешнего вида животных от среды обитании. Вызвать желание помогать им.
Познакомить с проблемами животных в настоящее время. Помощь человека, организация заповедников.
Познакомить с некоторыми лекарственными растениями нашего края: подорожник, чабрец; узнавать и называть их; Познакомить с лечебными свойствами растений, правилами из сбора;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта
Оформление предметно-развивающей среды по природе Донского края
Оформление экологического уголка
Активное участие детей в экологической деятельности.
Проявление детьми интереса к природе Донского края.
Умение детей эмоционально передать образы природы Донского края в своих работах.
Попытка детей контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
Актуальность проекта.
У людей живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания любви детей к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Любить природу недостаточно нужно еще и представлять место человека в ней. Понимать насколько все в природе взаимосвязано. Научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии. Это значит, что необходимо воспитать людей с экологическим мировоззрением. Основы любви к родному краю закладываются именно в детстве.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Привлечение родителей к реализации проекта
Основной этап:
Проведение цикла занятий, экскурсий.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
Итоговое занятие.
Оформление макета.
Оформление фотовыставки.
Оформление фотовыставки рисунков посвященной родному краю.
Содержание мероприятий по реализации проекта:
Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о природе и определение направлений работы.1.Родительское собрание «Воспитание у детей любви к природе родного края ».
Цель: ознакомление родителей с проектом и привлечение их к совместной работе
2. Анкетирование родителей с целью выявления знаний о природе Донского края, Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта
3. Дидактическое и методическое оснащение проекта с помощью родителей
Сентябр октябрь
2.Основной этап
3 Этап:
Заключительный
1.«Познание» тема: «Степь матушка».
Цель: Познакомить детей с природой Донского края, содействовать развитию у детей представлений о неживой и живой природе степи. Объяснить детям понятие «степь».
«Познание» тема: «Животные Донской степи».
Цель: Познакомить детей с животными степи (лиса, еж, хомяк, полевка).
«Познание» тема: «Птицы - наши друзья».
Цель: Познакомить детей с птицами донского края; ворона, галка, грач, цапля, утка- нырок, орел; Понимать зависимость внешнего вида животных от среды обитании. Вызвать желание помогать им.
«Познание» тема: «Донская аптека».
Цель: Познакомить с лекарственными растениями нашего края: Подорожник, ромашка, крапива, одуванчик, чабрец; узнавать и называть их;
«Познание» тема: «Лекарственные растения Дона».
Цель: Познакомить детей с лечебными свойствами растений, правилами из сбора; Воспитывать бережное отношение к природе.
«Познание» тема: «Дон-батюшка».
Цель: Познакомить детей с основной рекой области –Дон, источнике рыболовства и судоходства.
«Познание» тема: «Животные - наши младшие братья».
Цель: Познакомить детей с животными лесостепной зоны нашего края; лось, волк, кабан; Узнавать и называть животных.
2. Аппликация коллективная.
Тема: "Цветочная клумба»
Цель: Составления полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Приём надрезания края бахромой.
Аппликация из природного материала на бархатной бумаге.
Тема: Листопад и звездопад".
Цель: Создание красивых композиций из природного материала (засушенные листья, лепестки, цветы, семена) на бархатной бумаге. Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза.
Аппликация из осенних листьев и семян подсолнуха Тема: «Золотые подсолнухи».
Цель: Создание композиций из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувства ритма и композиции.
Рисование с элементами аппликации.
Тема: «Зайка серенький стал беленьким».
Цель: 1)упражнять детей в видоизменении выразительного образа
2)Развивать воображение и мышление
3)Воспитывать интерес к экспериментированию при сочетании изобразительных техник.
Лепка сюжетная коллективная.
Тема: «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)
Цель: Лепка птиц конструктивным способом из четырёх – пяти частей, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (спичек, бисер, семечки). Получение выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов.
Лепка с элементами конструирования.
Тема: По Дону плывет кораблик.
Цель: Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба и пр). Сравнение способов лепки и конструирования.
Обработка и оформление материалов проекта.
Диагностика детей и анализ результативности.
Рекомендации родителям.
Итоговое занятие «"Люби, храни свой край родной"
Музыкально- спортивное развлечения на тему: «Красная книга Дона».
Оформление фотовыставки.
Оформление выставки рисунков посвященной родному краю.
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Рекомендация для родителей:
«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Рекомендация для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.
Буклет: Приготовления чая из чабреца.
Привлечь родителей к изготовлению макета «Животные лесостепной зоны»
Проведение мастер-класса с родителями «Поделки из природного материала»
Цель: Объединение родителей и детей в совместной деятельности
Изготовление кормушек для птиц.
Цель: Вызвать у детей желание заботиться о птицах в тяжелое время года для них
Ноябрь, декабрь
Январь, февраль
Март, апрель
Май
Предметно - развивающая среда.
1.Оформление экологического уголка в соответствии с особенностями Донского края и возрастом детей
2. Презентация «Природа донского края».
4.Дидактическая игра «Узнай по описанию».
5.Дидактическая игра «Кто это».
6.Оформление папки «Лекарственные растения Дона».
7.Оформление альбома «Донская степь».
8. Изготовление макета Домашние животные;
9.Изготовление макета Дикие животные.
10. Оформление альбома «Времена года в г.Новочеркасске»;
11.Оформление альбома Животный мир Ростовской области.
12.Оформление альбома растения Ростовской области.
13.Оформление альбома водоемы Ростовской области
14.Оформление альбома Донской край - Наша малая Родина.
15. Оформление альбома Красная книга Ростовской области
Литература:
1.Г.Н.Калайтанова, Т.И.Агуреева, Г.Ю.Цветкова «Донской подсолнушек». Программа по ознакомлению детей с Донским краем.
2. Л.А.Баландина, Л.В.Бех «Разработка регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии с ФГТ: методическое пособие»
3. Интернетресурсы
infourok.ru
Проект для детей средней группы «Природа - наш общий дом!»
Тема: «Природа - наш общий дом!»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей – с 4 до 5 лет.
Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03
Цель проекта.
Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
расширять представления детей о лесе и его обитателях;
учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Актуальность:
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Сроки реализации:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Умение называть зимние природные явления,
Знания, как и где, зимуют животные и птицы.
Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;
Знания детей о лесе и его обитателях;
Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
Умение рассказывать по картине.
Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.
Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.
Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 этап – поисковый-
2 этап - аналитический: 16.01-22.01
Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
3 этап – практический: 23.01-28.02
Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.
4 этап–презентационный: Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03
Организационные формы работы над проектом:
Взаимодействие с родителями
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
- Памятка «Природа и дети».
Совместное творчество детей и родителей.
- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Калининградской области»
Продукт проектной деятельности
Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги Калининградской области»
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Стенд «Природа нашего края зимой».
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе:
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Как снег становится водой.
Презентации:
«Природа Калининградской области».
«Дикие животные»
«Зимующие птицы »
«Домашние животные зимой»
«Животные и растения Красной книги».
НОД
«Значение воды в жизни всего живого»
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
«Животные и растения Красной книги Калининградской области».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».
Дидактические игры:
«Домашние животные»
«Времена года»
«Кто, что ест?»
«В мире животных»
«Что к чему и почему?»
«Кто, где живет?»
«Чей домик?»
«Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «В зимнем парке».
Чтение сказок, рассказов, стихотворений:
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
Успенский «Птицы»
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Эстафета «Собери мусор».
«Пустое место»
«Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка».
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«В путь»
«По снежному лабиринту».
«Береза»
Пальчиковые игры:
Игры на развитие дыхания:
Этапы реализации проекта
I этап. Поисковый (подготовительный)
Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
Изучить литературу по теме
Подобрать материал для развития творчества детей
II этап Аналитический
Составить план реализации проекта.
III Практический (основной)
Проектная карта
1 неделя «Природа - наш общий дом» 23.01-29.01
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Труд в природе: | ||
Экспериментальная деятельность: | Сравнение еловых и сосновых шишек | |
НОД | «Значение воды в жизни всего живого» Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях. | |
Презентации: | ||
Социально-коммуникативное развитие. | Беседа: | «Что такое природа», «Правила поведения в природе», |
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» | |
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» | |
Речевое развитие | Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Зимняя сказка», |
Загадывание загадок: | о природе | |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Берегите природу» |
аппликация/конструирование | «Горка» | |
Физическое развитие | Подвижные игры | Эстафета «Собери мусор» «Пустое место» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». | |
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?». | |
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
2 неделя «Зимний лес и его обитатели» 30.01-05.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Презентации: | ||
Экспериментальная деятельность: | ||
Труд в природе: | ||
Презентации: | ||
Социально-коммуникативное развитие. | Беседа: | «Зимний лес и его обитатели», |
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» | |
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» | |
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «Зимний лес», |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». | |
Загадывание загадок: | О диких животных. | |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Дикие животные», |
Лепка: | «Животные леса» | |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Лиса и зайцы». «Узнай по голосу» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». | |
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?». | |
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
3 неделя «Зимующие птицы» 6-12.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Экспериментальная деятельность: | Как снег становится водой | |
Труд в природе: | ||
Презентации: | «Зимующие птицы Калининградской области» | |
Социально-коммуникативное развитие. | Беседа: | «Зимующие птицы» |
Дидактические игры: | «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» | |
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» | |
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «В зимнем парке». |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений | «Гуси-лебеди» Успенский «Птицы» А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Бианки «Лесной хор». | |
Загадывание загадок: | о птицах | |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Утка и лебедь» |
Аппликация/конструирование | «Кормушки для птиц». | |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Лиса и зайцы». «Узнай по голосу» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». | |
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?». | |
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
4 неделя «Домашние животные зимой» 13-19.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
Презентации: | «Домашние животные зимой» | |
Труд в природе: | ||
Социально-коммуникативное развитие. | Беседа: | «Домашние животные зимой» |
Пальчиковые игры: | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» | |
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» | |
Сюжетно-ролевые игры: | «Зоопарк», «Птичий двор» | |
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин | «Домашние животные» |
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Кот и лиса» В. Бианки «Лесной хор». | |
Загадывание загадок: | О домашних животных. | |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Домашние животные», |
аппликация: | «Домашние животные», | |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Лиса и зайцы». «Узнай по голосу» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка», «В путь» «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «По снежному лабиринту». | |
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?». | |
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
5 неделя «Животные, птицы и растения, занесенные в Красную книгу» 20-28.02
Познавательное развитие | Наблюдения: | за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель. |
НОД (Открытое занятие) | ||
Труд в природе: | ||
Презентации: |
| |
Социально-коммуникативное развитие. | Беседа: | «Что такое «Красная книга»» |
Дидактические игры: | «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк» «Большие и маленькие» «Животные мира» | |
Сюжетно-ролевые игры: | «Как зовут тебя деревце?» | |
Речевое развитие | Чтение сказок, рассказов, стихотворений: | «Зимовье зверей», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата» |
Загадывание загадок: | О деревьях и растениях. | |
Художественно-эстетическое развитие. | Рисование: | «Берегите животных» |
аппликация: | «Черепаха», | |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Лиса и зайцы». «Узнай по голосу» |
Игры на развитие координации слова с движением: | «На водопой»; «Зайка». «Дикие животные» «Снежинки кружатся» «В путь» «По снежному лабиринту». | |
Игры на развитие дыхания: | «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?». | |
Пальчиковые игры | «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка» |
IV этап презентационный
Мероприятие с детьми
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа- наш общий дом»;
2. Изготовление Красной книги.
3. Выпуск буклетов «Природа и мы»
4.Стенд «Мы и природа».
5. Картотека гимнастики для глаз «Животные и мы»
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)Звери шли на водопой.За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы наНе страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одномуПод кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём, К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,- Кто там? Нас по голосу узнает.- ……..(Саша)- Зачем пришёл?- Побежали вперегонки, как …….(зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвейДа малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистыеПросыпается кабан. Да копыта быстрые.Роет землю у реки, Головой качая, онТочит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Березка
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:
Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Дидактическая игра экологического содержания
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
kopilkaurokov.ru