Как сделать и ожививить шаманского бубна. Как сделать своими руками шаманский бубен
Как сделать бубен. Инструкция по изготовлению бубнов.
Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)
Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.
Разновидности
В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:
-
Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.
-
Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.
Бубен один из древнейших инструментов. А потому конструкция его проста — во всяком случае, если сравнивать с роялем Тем не менее, бубен обладает как глубокой музыкальной выразительностью, так и магическими свойствами.
Изготовление бубна.
Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и ~2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом. Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.
Обработка кожи.
Первым делом надо отмочить кожу. Кожа помещается в ведро или чашку с водой при температуре 18-22 ° С и жидкостном коэффициенте 1:10. Вес шкуры следует перевести в килограммы и умножить на 10 — это и будет требуемое количество воды в литрах. Длительность процесса 20-24 часа. Воду надо будет несколько раз поменять, а кожу каждые 4 часа мять.
Мездрение.
Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание! Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.
Обезволашивание.
Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым». Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор надо нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.
Золение.
Надо взвесить шкуру полученную перевести в килограммы и умножить на 5. Полученное число показывает, сколько литров воды вам потребуется. На каждый литр требуется добавить по 15 г. сульфида натрия. Температура раствора должна быть 18-22 ° С. Золение продолжается 30-35 часов. Через каждые 5 часов раствор необходимо помешивать по 3 минуты. Окончив золение, шкуру следуеть промыть в проточной воде в течение 1,5-2 часа. Обеззоливание. Для этого процесса нам понадобится еще один реактив — сернокислый аммоний ((Nh5)2SO4). Надо взять сульфата аммония в количестве 1,5% от массы шкуры и развести в воде при 30-32 °С. Кол-во воды в литрах равняется массе шкуры в кг, умноженной на 3,5. Обеззоливание длится 1-1,5 часа при помешивании каждые 15 минут по одной минуте. После всего этого надо промыть шкуру в проточной воде в течение 30-40 минут. Сушка. Если вы заготавливаете шкуру для изготовления бубнов или чего-либо еще, то вам надо высушить ее. Если вы собираетесь делать бубен сразу, то этот процесс можно пропустить. Итак, сушка. Растяните шкуру на деревянном щите и прибейте мелкими гвоздями.Когда она высохнет храните еще в таком положении не сворачивая и не сгибая.
Изготовление обруча.
Заготовки для обода определяем по формуле длины окружности: X=2R, где: L — длина окружности, (число пи) равно 3,14, а R – радиус малой окружности. В упрощенно» варианте можно воспользоваться тонкой веревочкой или ниткой, аккуратно разложив по всей малой окружности, а потом сделать замеры линейкой или рулеткой. Получив размер будущего обода (в каждом случае индивидуальный) можно приступать к поиску нужной древесины. Пригодными считаются лиственные породы деревьев. В нашем случае будет использоваться береза. Это дерево растет практически повсеместно и легко поддается обработке. Для изготовления обода потребуется ствол молодого дерева, диаметром 10-15 см и длиной, равной длине будущего обруча (но лучше всего, чтобы заготовка была на 5-10 см больше). Бревно нужно распилить на доски толщиной 1,5 сантиметра , и затем выстрогать из подходящей доски заготовку для обода со следующими размерами: длина равна длине обруча, ширина — 7-8 см, толщина — 0,8-1 см. После этого планку следует поместить в воду (для этих целей подойдет ручей или водоем) и вымачивать ее 6-7 дней перед тем как делать обод. Традиционно доска вываривается в кипятке, но это требует специфических приспособлений и не всякому под силу, а потому мы отступим от классической технологии. Для того чтобы сделать из получившейся планки обод, потребуется матрица (шаблон). Изготовить ее можно двумя способами: 1. следует взять с комля большого дерева поперечный спил высотой 17—20 см и, нарисовав на нем окружность будущего обода, срубить выступающие края топором Точно такую же матрицу, можно сделать из досок толщиной’5-6см. Помимо этого потребуется металлический лист длиной равной длине обруча, шириной — 13—15 см и толщиной — 3 мм. По всей длине этого листа, отступив .от краев по 2 см, нужно просверлить отверстия диаметром 5 мм с шагом 3 см. Когда все будет готово, следует взять матрицу, хорошо вымоченную планку, металлический лист и гвозди длиной 100—120 мм. Совместив торцы листа и план ки, накладываем их на матрицу и забиваем гвозди в первую пару отверстий. Всю конструкцию следует сориентировать так, чтобы металлический лист ровно обогнул матрицу, а планка располагалась внутри. Гвозди нужно забивать в матрицу строго попарно, не пропуская отверстий. Планка при этом должна медленно сгибаться. Необходимо следить за тем, чтобы процесс проходил равномерно, а планка плотно прижималась к матрице. После того как все гвозди будут забиты, получившуюся конструкцию следует хорошо просушить. Время сушки определяется индивидуально в каждом случае, но лучше пересушить, чем не досушить, так как сырая планка может распрямиться. Разбирать матрицу можно только после того как она высохнет. Концы получившегося обруча соединяют с помощью наложения. Для этого с обоих его концов нужно вырезать пазы. Места стыка следует хорошо подогнать друг к другу и скрепить маленькими гвоздиками, дополнительно промазав соединение клеем . Вместо гвоздиков можно также использовать заклепки. Теперь осталось выровнять края обода и отшлифовать его внутреннюю и внешнюю стороны наждачной бумагой Для защиты от атмосферных воздействий обод обычно покрывают олифой, морилкой или водостойким лаком. 4. Сборка Последний этап изготовления бубна проводится следующим образом. Нужно взять обе выделанных шкуры (они должны храниться сухими и в растянутом состоянии), выбрать из них ту, которая будет мембраной бубна, и замочить в воде при комнатной температуре на 10—12 часов. Вторую шкуру следует разрезать вдоль хребта на полосы шириной примерно 0,5 см (лучше это делать ножницами) и также замочить в воде. Получившимися ремешками будет стягиваться мембрана, и из них же будет изготовлена ручка бубна. Важно чтобы волокна кожи хорошо пропитались водой (увлажнились). Когда кожа будет готова, ее нужно слегка отжать и расстелить на столе или подходящей ровной поверхности мездрой вверх. Затем взять готовый обруч, положить его сверху и выровнять относительно центра шкуры. На расстоянии 0,5 мм от краев шкуры и 4—5 см друг от друга острым ножом или шилом по всему периметру сделать отверстия диаметром 0,3 см. Кроме того нам потребуется достаточно прочное металлическое или пластмассовое кольцо диаметром 5—7 см и несколько метров упаковочного шпагата или бечевки. Шпагат необходимо нарезать на куски такого размера, чтобы можно было привязать один его конец к краю кожи, а второй укрепить на кольце (см. рис. 117). Проделав это с первой парой противоположных отверстий, хорошо натягиваем шпагат и переходим к следующей противоположной паре. Таким образом, нужно соединить все парные отверстия. Во время работы следует периодически смачивать кожу водой, так как при высыхании она уменьшается в размерах. Теперь, отступив от края обода 2—4 см, нужно нарисовать два круговых ряда точек (будущих отверстий) так, чтобы они находились друг над другом. Расстояние между рядами и между отверстиями равняется 2 см. После этого снимаем кожу с обода и делаем отверстия диаметром 0,3 см в отмеченных точками местах. Неровные края с местами крепления шпагата срезать, отступив 1 см от малого концентрического ряда отверстий. Теперь край кожи нужно подогнуть внутрь, так чтобы отверстия совпали, и прошить их ремешком, при этом еще один ремешок нужно заложить в образовавшуюся складку. Концы обоих ремешков выпустить так, чтобы потом их можно было стянуть и крепко связать.
Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.
Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться. Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна. Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину. Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя парами витков, образующими плетенку в центре.
материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон
Некоторые рекомендации по уходу за бубном.
Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой. Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же — для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.
Пропитка против отсыревания для бубна:
Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20. Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.
maxpark.com
Как сделать шаманский бубен? | Astrostar.ru
Шаманский бубен – это не просто экзотический музыкальный инструмент. Благодаря ему можно общаться с духами предков, путешествовать в другие миры, излечивать болезни. Для того чтобы сделать бубен, необходимо придерживаться правил, которые создавались веками.
Выберите животное, чья шкура пойдет на изготовление бубна. Принимать такое решение нужно взвешенно – ведь именно в этого зверя вы будете превращаться во время духовных путешествий. Возможно, ответ придет вам во сне или вы просто почувствуете, кто же является вашим тотемным животным. Слушайте свое сердце.
Вряд ли вы пойдете в лес на охоту, поэтому приобретите отрезок кожи в ателье либо у народных умельцев, занимающихся изготовлением кожаных изделий.
Следующее решение, которое должен принять молодой шаман – это выбор дерева. В некоторых племенах существует следующий ритуал: шаману завязывают глаза, и он в таком состоянии отправлялся в лес. Направляемый духами, он отыскивал необходимую породу. Если же вы не готовы бродить по чаще с завязанными глазами, идите на прогулку в ближайшую лесополосу. Подумайте, какое дерево вам больше нравится, чья энергетика вам приятнее. Определившись, закажите шпон из этой породы.Сверните из картона цилиндр и обмотайте его шпоном в несколько слоев, до тех пор, пока не почувствуете, что изделие довольно прочное. Закрепите обмотку эпоксидной смолой.
Намочите кожу, при этом следя за тем, чтобы влага не попала на обод. Те места, где они будут соприкасаться, можно прикрыть полиэтиленом. Позже вы с легкостью сможете его удалить. Посадите кожу на обод при помощи гвоздей или клея.
Возьмите две палки, перемотайте их крест-накрест и прикрепите к бубну с обратной стороны. Закрепить крестовину можно с помощью кожаных ремней или клея.
Для того чтобы бубен стал работать, его необходимо оживить. Разожгите огонь и поверните над ним бубен девять раз по часовой стрелке. Затем очистите его можжевельником или полынью, прокрутив изделие девять раз против часовой стрелке над стеблями растений. Окропите крестовину бубна молоком, а затем сделайте кашицу из табака и смажьте шаманский бубен в девяти местах. Теперь вы готовы к путешествию между мирами.
www.astrostar.ru
Как сделать Шаманский бубен
В культах всех народов мира присутствует такой перкуссионный инструмент как бубен. По сути бубен является облегченной версией барабана, что делает его удобным для транспортировки. Традиционно он используется во время трансовых практик для поддержания ритма. Сакральное значение ритма в том, что он на бессознательном уровне балансирует психическое состояние. Но об этом в другой раз, а в этой статье речь пойдет о техниках изготовления бубна.
"Большинство болезней происходит из-за рассинхронизации человека с его миром.Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться"."Хохот Шамана" В. Серкин
Шаманский бубен отличается от своих ближайших родственников тем, что он зачастую изготавливается вручную, что наполняет его мистическим смыслом и придает ему уникальный облик. Шаманский бубен служит проводником в измененные состояния сознания и используется в обрядах, и не рассматривается как музыкальный инструмент. Шаманский бубен инструмент работы с звуковым проявлением Силы.
Процесс изготовления состоит из трех этапов: изготовление обода (обичайки), подготовка кожи для мембраны и натяжка кожи на обод.
Изготовление обода
Изготовить обод для шаманского бубна можно несколькими способами.
Обод из шпонаПервый, самый доступный с точки зрения простоты исполнения, - использовать шпон. Шпон – это буквально очень тонкие доски. Подойдет шириной от 1,5 мм до 2,5 мм. Чем шпон тоньше – тем легче гнется. Размачиваем несколько полосок шпона в воде (горячая ванная очень подходит). Как только он начнет гнуться, скручиваем в нужную нам форму (круг, овал, яйцо и т.д.). Через несколько часов (от 5 до 12), когда будущий обод принял нужную округлость, достаем и склеиваем в несколько слоев клеем ПВА (можно столярным).
Склейка может быть разной, в зависимости от того, что есть под рукой. Главное, чтобы все слои плотно прилегали друг к другу, это залог качественного резонанса бубна. В поклейке обода хорошо применять струбцины. Проложите между двумя краями струбцины деревянные дощечки, чтобы распределить давление равномерно и прикрутите струбцины поверх проклеенного фрагмента. Когда клей высохнет (в случае ПВА – 24 часа), можно приступать к следующему слою. Количество слоев определяет крепость формы. Для бубна диаметром до 30 см хватает 2 слоя шпона по 1,5 мм, а для 50 см – 3 слоя.
Если нет струбцин можно прибегнуть к другому методу – фиксация степлером, в некотором смысле она даже удобнее и позволяет создать форму за один подход. Скрутив первый слой шпона, зафиксируйте его степлером с внутренней стороны, то же повторите и с последующими слоями. Когда обод высохнет достаньте скрепки и выбросите. Традиционно метал не должен использоваться при изготовлении шаманского бубна.
Обод из доскиВ ранней традиции обод делали из одной цельной доски, добытой из середины ствола дерева путем раскалывания последнего вдоль сердцевины. Это интересный метод для отважных лесорубов. В ином случае можно прибегнуть к покупке доски на рынке. Тут стоит сразу оговориться, что сучки будут препятствием для успешного скручивания доски. Если вы покупаете её на рынке – смотрите чтобы волокна шли вдоль нее и не было сучков. Важно правильно выбрать древесину, например, липа будет податливой, а дуб – нет. Чтобы заставить доску гнуться её предварительно замачивают в воде. Если в вашем распоряжении водоем – закиньте доску на дно на пару недель в теплое время года. Можно соорудить устройство для варки доски: труба герметизируется с одной стороны, в нее помещается тэна для разогрева воды. Кладем в трубу доску, приподнимаем открытый конец, заливаем водой, включаем кипятильник, подсаливаем воду и прикрываем крышкой. Варить нужно несколько дней до недели.
Скручивать размоченную доску лучше, опираясь на заготовленную заранее форму. Отрезаем лишнее, скручиваем по форме, где необходимо прижимаем струбцинами, стык проклеиваем кожей и фиксируем до полного высыхания.
Обработка ободаКрай обода обрабатывается наждачной бумагой, можно скруглить край обода или наоборот сделать более плоским. Для защиты обода от сырости и грибков можно использовать пропитку для дерева или лак.
Подготовка кожи
Для шаманского бубна чаще всего используются шкуры козы и косули, их толщина и упругость наиболее универсальны. Шкуру нужно вычинить. Если у вас есть уже готовая – переходите к следующему пункту. Шкуры для бубнов и барабанов вычиняются не так как для одежды. В нашем случае важно сохранить эластичность и упругость кожи.
Обезволашивание шкурыЧтобы обезволосить кожу, нужно замочить ее на 5-7 дней в ведре в растворе воды и негашеной извести. Раз в день доставайте ее полностью из воды на проветривание (используйте резиновые перчатки, известь обжигает) и, подержав над ведром пол минуты, кладите обратно. Проверяйте как крепко держатся волосы. Когда они начнут легко выниматься, достаем шкуру, смываем известь водой, вешаем на плоскость типа доски или крышки стола и деревянной лопаткой счищаем мех. Движения делаются от головы вниз и от центра в стороны.
Мездрение
С обратной стороны шкуры есть остатки подкожного жира и фасции - мездр, процесс избавления от них кожи называется мездрением. Кладем кожу на гладкую плоскость, подойдет стол. Можно зафиксировать края степлером, но необязательно. От головы вниз счищаем мездр коротким ножом. Главное аккуратно работать ножом и не сделать дырку в обрабатываемом куске кожи. После следует обработка наждачной бумагой с крупным зерном, необходимо счищать фасции и жир до тех пор пока кожа полностью не очистится.
Окрашивание кожи
Покрасить шкуру можно как с помощью современных специальных средств так и с помощью натуральных красителей. Окрашивание может быть однотонным сплошным, декоративным окрашиванием фрагментов или нанесением рисунка. Подробнее об окрашивании шкур натуральными красителями читайте в статье.
Натягивание кожи на бубен
Размоченную кожу расправляем на полу, сверху кладем обод, добавляем несколько сантиметров на заворот на обод и подворот кожи и рисуем нужный контур. Снимаем обод, обрезаем кожу по контуру. На краю делаем три ряда дырок. В средний продеваем веревку, два крайних сшиваем между собой. Кожу надеваем на обод и понемногу затягиваем веревку. Когда кожа натянулась на обод со всех сторон, берем еще одну веревку, которая будет ручкой для держания бубна и натягиваем пока кожа еще мокрая. Важно чтобы натяжка была достаточной и веревка не провисала.
Шаманский бубен готов!
Читайте как провести ритуал оживления шаманского бубнаkolo.in.net
Изготовление шаманского бубна по сибирской традиции
Шаманский бубен – это один из главных инструментов шамана. Это выражение самой его сути и ключ к миру духов, взаимодействие с которым является главной миссией шамана на земле. Посвящение в шаманы требует особой инициации. Обычно шаманы сами находят себе учеников. Даже вернее было бы сказать, что будущего шамана ведут сами духи к его учителю. Стоит разделять традиционный шаманизм и неошаманизм.
В неошаманизме отсутствуют традиции как таковые и каждый может шаманить по-маленьку используя те же психотехники, что используют шаманы, тем не менее, в традиционном шаманизме есть большое количество ритуалов, пренебрегать которыми просто невозможно иначе будет потеряна сама суть этой традиции, которая черпает силу в истории, насчитывающей десятки тысячелетий
Итак, вернувшись из путешествия в мир духов, которое сопровождает инициацию, новопоявившийся шаман приступает к реализации порученного духами. В первую очередь ищется специальное дерево, на которое указали духи. Из него делается обод. Дерево может быть абсолютно разным, все зависит от нюансов каждого конкретного видения.
После того как обод готов на него натягивается мокрая шкура и стягивается кожаным ремнем. Шаманский бубен делается на совесть, так как отождествляется с душой шамана. В сибирской традиции шаманизма жизнь шамана считают количеством бубнов, которые он использовал, причем, сколько будет бубнов у шамана становится известно еще при посвящении. Когда шаман умирает, кожа от его бубна разрезается и вешается у его могилы на шест.
Когда бубен шамана готов, его необходимо освятить и оживить. Если этого не сделать, то бубен будет просто музыкальным инструментом. Бубен ученика оживляет учитель. Два бубна (ученика и учителя) при этом связываются веревкой. После каждый шаман, который присутствует на ритуале поет и играет на этом бубне.
Вот сама процедура освящения: бубен разогревают, вращая над пламенем девять раз по часовой стрелке (по ходу солнца). Когда сила огня войдет в бубен, его очищают можжевельником или полынью, вращая против часовой стрелки (против хода солнца). Так в бубен входит сила воздуха. После рукоятку бубна окропляют молоком. Молоко трижды набирают в рот и трижды его выдувают. Таким образом, в бубен входит сила воды.
В заключение шаманский бубен мажется в девяти местах (по сторонам света и в центре) с внутренней стороны особой табачной кашицей. Потом бубен берется в левую руку и шаман, обращаясь к восьми сторонам света отбивает особый ритм стоя лицом на юг.
magicjournal.ru
Как сделать и ожививить шаманского бубна
Сегодня интересная статья о том как сделать бубен и оживить его. Как известно у разных народов Сибири процесс становления шамана проходит по-своему. Как правило, после того, как человек избран духами на должность шамана, ему предстоит переболеть так называемой «шаманской болезнью», которая внешне выглядит как психическое расстройство. В это же время, душа будущего шамана проходит необходимые испытания и обряды, которые инициируют и проводят избравшие его духи.Переболев таким образом, будущий шаман может приступать к изготовлению бубна. Как правило, первое время своей практики, шаман обходится одной колотушкой, совершая несложные и малозначительные камлания. Деревянная основа колотушки обвязывается тканью, или куделью, так, что приобретает вид длинной плети, размахивая которой, шаман проводит обряды.
После того, как духи определяют зрелость шамана, он получает от них указание сделать свой собственный бубен. Духи указывают, где растет дерево, из которого должна быть сделана обечайка будущего бубна, а также животное, шкурой которого должен быть обтянут инструмент.
Рубка и обработка дерева, а также умерщвление животного сопровождаются специальными обрядами, которые как правило, происходят в течение двух дней. На третий день шаман собственноручно обтягивает бубен кожей, и совершает моление духу-хозяину бубна. Этого духа шаман часто получает по наследству от предка, шамана, умершего до того, как изготовитель бубна получил свой шаманский дар. После того, как изготовление бубна завершено, наступает центральный момент церемонии – оживление бубна. Для этого на обод бубна брызгают водкой, после чего он «оживает» и устами шамана рассказывает о своей предыдущей жизни, когда он еще был деревом, рос в лесу, гнулся от ветра и страдал от мороза. Заканчивается это повествование обещанием хорошо служить новому хозяину. Обряд этот длится иногда целую ночь.На рассвете, на кожаную поверхность бубна наносятся рисунки. Какие именно изображения следует нанести, шаману рассказывает сам хозяин бубна, вместилищем которого является рукоятка бубна. Она обычно изготавливается из священного дерева – березы. Рукоятка имеет форму антропоморфной фигуры, как бы изображающей самого духа-хозяина. К ободу бубна подвешиваются многочисленные металлические подвески. Это вместилища для «служебных духов» шамана. Чем больше таких служебных духов имеет шаман – тем больше его сила.
Во время обряда новый бубен обильно окропляют водкой или брагой, после чего высушивают на огне. Далее никто больше не имеет права камлать с этим бубном, кроме изготовившего его шамана. Высохший бубен вешают на стену и покрывают чистой тканью.
На следующий день шаман осуществляет свое первое камлание с новым бубном. Он поднимается в верхний мир и демонстрирует свой инструмент духам-создателям. Затем спускается в нижний мир к Эрлик-хану. От духов шаман получает важные сведения – срок служения нового бубна, а также количество последующих бубнов, которые предстоит сделать шаману за весь его жизненный цикл. От этой информации зависит срок жизни шамана. Таким образом, во время первого камлания с первым бубном, он получает точную информацию о дате своей смерти, поскольку известно, что после окончания срока службы последнего бубна, умрет и сам шаман.
При смене старого бубна на новый, шаман уносит отслуживший инструмент в лес, там снимает с него металлические подвески (вместилища служебных духов), которые переходят к следующему сделанному бубну этого шамана. Момент отказа от старого бубна происходит только в тот момент, когда новый уже готов, но еще не оживлен. Таким образом, на протяжении всей своей жизни, шаман не остается без действующего бубна. После того, как отслуживший бубен покидает своего хозяина, немедленно начинается обряд оживления следующего бубна.plyk.ru
Как я нашел свой шаманский бубен. Мой первый обряд с бубном
Письмо от посетителя сайта.
Шаманизмом интересуюсь я уже около двух лет. Пробовал холотропное дыхание, посетил пару семинаров у шаманов, практикую разные техники и практики из шаманской традиции. Но вот до приобретения бубна как то дело не доходило. Если честно, мне было почему-то страшно. Обычно, когда я слышу ритмы бубна, со мной начинают происходить разные необычные штуки, этот процесс трудно контролировать. С одной стороны это очень интересно, а с другой – казалось мне небезопасным. Я полагал, что обретя бубен, со мной станут происходить вещи гораздо более мистические и странные, которых я боялся.
Но однажды я услышал этот зов. Какой-то неслышный непонятно от кого исходящий зов звал меня найти свой бубен. До этого я знал, что не каждый бубен подойдет человеку, а только лишь тот, с которым почувствуешь связь. Многие семинары приглашали сделать бубен своими руками, но там было все готовое – и обод, и обечайка, получается принимаешь участие только в натяжке бубна и обряде. На мой взгляд это разные вещи. Сделать бубен самому или делать по готовым материалам и схеме. В старые времена шаман сам искал сначала подходящее дерево, обрабатывал шкуру, вот это по-настоящему рождение бубна в шаманской традиции. Но почитав технологии изготовления своими руками шаманских бубнов, процесс показался мне очень трудоёмким, на который как мне думалось мне не хватит силы воли. Тем более я не собирался становиться настоящим шаманом, а лишь хотел работать с бубном, исследуя на коне ветре мистические пространства духов и пробовать все таки однажды войти в настоящее трансовое измененное состояние сознания.
Так откинув идеи о семинарах и самостоятельном изготовлении бубна, я занялся поиском готового шаманского бубна, который можно было бы купить. За время этих поисков я изучил разные традиции и исполнения бубнов. Яйцевидные, круглые, с шерстью и без шерсти, с рисунком, разных цветов, оттенков, крашенные и натуральных цветов, из шкур разных животных, из разных пород дерева делался обод для бубна, бубны изготовленные в разных традициях и от разных мастеров. «Какой же из них мой?», — думал я.
Отправившись в один московский магазин где продавались бубны, намеревался поиграть на каждом понравившемся, в надежде все же отыскать свой инструмент. Но к моему удивлению я обнаружил, что магазинные бубны все как один мертвые. Не знаю, как я это понял, наверное больше чувствами, слушая ритмы бубнов, я не чувствовал что они живые. Они были больше похожи на музыкальный инструмент, а не бубен для энергетических практик. Внешне кстати многие из них были классными, такие колоритные и этнические, но вот духа там нет.
Начал рыть интернет. Смотрел бубны от алтайских мастеров, сибирских, но уж тоже многие из них были похожи на штамповочные. Полагаю, что тот кто знает бубны и работает с ними, понимает о чем я говорю. В шаманском деле понятие о духе бубна, целебных вибрациях и ручной работе – не являются пустым звуком, а являются основой. И мои поиски наконец увенчались успехом. На шаманском сайте я нашел очень интересный уже готовый бубен, с которым у меня случилось притяжение. По мере общения с работником сайта, я узнал что бубен и в самом деле на этом сайте делает шаман, по той технологии и традиции, которая была мне очень близка. У него на изготовление одного бубна уходит не одна неделя, что для меня имело значение. Договорились о цене. И вот через два дня я держал шаманский бубен в своих руках. Сайт к слову оказался весьма интересным, по шаманской теме. Мне даже шаман подарил зеркало шаманское и дал травы для окуривания. Очень интересное общение с ним получилось. В благодарность шаману порекомендую и его замечательный сайт, вот ссылка https://worldshaman.ru/.
Шаман рассказал мне, как проводить первый обряд с бубном. Я узнал, что именно в первое камлание в бубен войдет дух, который станет моим помощником.
Дух помощник
Готовясь к обряду, я решил поехать в лес проводить свой первый обряд. Собрал все шурежки шаманские, зеркало взял, бубен и поехал. Проводил я обряд по рекомендациям о которых узнал от шамана. Раз он воплощает бубны, значит может и научить как правильно его оживить. Сначала производятся удары в бубен по сторонам света. А далее все по инструкции и своим ощущениям. Упущу нюансы обряда, так как это таинство. Но своего духа бубна я увидел. Он пришел ко мне, проявился. Узнал его имя и ещё немного другой информации. Так я обрел своего духа помощника. Странно, может это и наивно, но теперь дома не чувствую себя одиноко. Мы разговариваем с этим духом, он многому меня учит и помогает. Часто любит сливочного масла отведать, и полынный дым ему нравится.
Оказалось что рассказы про бубны – это не сказки, с ним можно проводить разные мощные практики ритуалы. Я доволен, что нашёл своего духа помощника. Этот процесс был не быстрый, но чувствуя наполненность, понимаю, что ничего не было сделано случайно, просто так. Все имеет смысл, когда знаешь о духах и той помощи, которую они оказывают людям.
С вами был, Северный Странник.
worldshaman.ru