"Формы взаимодействия классного руководителя с родителями" - методические материалы. Цели и задачи работы с родителями классного руководителя


Система работы классного руководителя с родителями

Опубликовано 11.05.2012 - 20:49 - Удот Алексей Алексеевич

Система работы классного руководителя  с родителями учащихся

Сегодня задачи воспитания и роль классного руководителя становятся чрезвычайно значимыми. Будучи одновременно действующим учителем и воспитателем в классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями широкого профиля.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально – экономических условиях ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из реальных заказчиков на содержание школьного образования.

Обращаюсь к инициативе президента РФ проекту «Наша новая школа», в котором сказано:

Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха».

Это хорошая  перспектива. Но как сделать так, чтобы родители действительно с удовольствием шли в школу, чтобы им не безразличны были воспитание и образование.

 Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Когда учитель 1 сентября проводит классный час, с этого момента он и родители - один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Школа и семья –  два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Между тем, к сожалению, на сегодняшний день взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными.

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем.

Формы участия родителей в жизни школы и класса разнообразны. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – моя задача. Для её решения я использую традиционные формы (такие как собрания, консультации, посещение семей, педагогическое просвещение родителей, совместные досуговые мероприятия) и ищу новые формы.

1) Родительское собрание  — форма анализа, осмысления на основе полученных за отрезок образовательного процесса данных. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения (Особенности подросткового периода, наказания учащихся), тематические, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется мной и может быть согласована с родительским комитетом. На собраниях регулярно происходит обмен мнениями и предложения по усовершенствованию отдельных сторон учебного и воспитательного процессов. Члены род. комитета систематически информируют родителей класса о тематике и решениях общегимназических родительских собраний.

2) Работа с родительским комитетом класса. Родительский комитет – неотъемлемый помощник классного руководителя – помощь в организации собраний, участие в заседаниях Совета гимназии, помощь в организации и проведении классных праздников и многое другое.

3) Система оповещения родителей — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Практикую систему смс - информирования о результатах учебной деятельности, информацию, объявления и др. В перспективе общение с родителями посредствам электронной почты.

4) Организация совместных досуговых мероприятий. Родители всегда долгожданные гости на всех праздниках как классного масштаба, так и гимназического. 5) Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы класса и гимназии, за что им хочется выразить огромную благодарность и признательность. От лица классного руководителя и администрации родителям вручаются благодарственные письма за оказанную помощь. Родители оказывают содействие при организации экскурсий по Донскому краю – как одного из действенных способов объединения и укрепления классного коллектива, содействуют при проведении праздников и т.д.

6) Индивидуальные беседы и консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Консультации могут носить и тематический характер.

7) Организация индивидуальных встреч учителей – предметников с родителями учащихся для более детального информирования об учебе ученика, выявление проблем и составление перспективного плана ликвидации; со школьным психологом, социальным педагогом, медсестрой и др.Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Можно говорить о позитивных итогах совместной работы:

- в классе нет учащихся, состоящих на школьном профилактическом учете и в инспекции по делам несовершеннолетних;

- посещаемость родительских собраний 60-80%;

- нет конфликтов в родительской среде, отношения строятся на конструктивной и доброжелательной основах;

- классный руководитель может обратиться за помощью к родителям и ему не откажут.

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-гимназия».

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.

nsportal.ru

Работа классного руководителя с родителями

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Исследовательская работа по педагогике

«Работа классного руководителя с родителями»

Выполнила

Геринг О. К.

Студентка VI курса

Омск - 2008 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы

ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы)

ГЛАВА 3.Педогагический анализ коллективно - творческой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи обозначенной в литературе как 2связь с родителями», «работа с родителями».

Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном микроисследовании предпринят попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта работы на протяжении ряда лет.

Исследование проводилось в несколько этапов. На каждом этапе решались следующие задачи исследования:

1. На первом этапе на основе изучения литературы определить задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями

2. На втором этапе проанализирован собственный опыт работы по взаимодействию с родителями, сформулированы пути улучшения данной работы.

3. На третьем этапе дан педагогический анализ одной из форм работы проведенной с родителями.

Методы исследования:

- анализ плана воспитательной работы классного руководителя

- беседа с родителями

- анкетирование

Практическая значимость исследования заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных формы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»1 . Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».

Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям)2 .

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

Так основными задачами классного руководителя являются:

- формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

- обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

А к основным функциям классного руководителя относятся:

а) аналитическая:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся;

- изучение и анализ развития классного коллектива;

- анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

- анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно - педагогическая:

- организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

- установление связи и семей учащихся;

- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между учащимися;

- установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;

- создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.1

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Традиционные формы работы с родителями:

• родительские собрания

• общеклассные и общешкольные конференции

• индивидуальные консультации педагога

• посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

mirznanii.com

"Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.

Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными  формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.

Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению  как среди младших школьников, так и  среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна.  И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания.  Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать

Формы работы:

Устный журнал «Моя домашняя  библиотека»

Странички:

Самая старая книга в нашей семье (готовят родители)В моём возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала

Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают  всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.

Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг

Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя  любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать

 

Праздник «Посвящение в читатели»

Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем  не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим  сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.

Поэтическая мастерская«Любимые басни»

Каждый ученик получает задание:

  1. Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку (произведения не должны повторяться)

  2. Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.

  3. Подготовьте   выразительное, эмоциональное чтение басни

  4. Запишите

Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей.  В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом  мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.

«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее»

Задача: Изготовить  коллаж на тему «Читающая семья».

«Моя любимая книга» Конкурс презентаций

Задача:  создать такую  рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать  книгу от корки до корки. 

Театральные вечера

Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства,  игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки.

Экскурсии

«Знакомьтесь: Городская библиотека»Литературные  тематические экскурсии

Игра-путешествие«В мире периодических изданий»

В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно  должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть.

Познавательную и воспитательную роль  также выполняют телевидение и Интернет. Но  телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.

Основные формы работы

Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму »

На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.

 Суд « Обвиняются компьютерные игры…»

Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?

Путешествие по Глобальной сетиПроводится неоднократно,  отличается многообразием тем, проводится , как правило, в кабинете информатики.

Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.

Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и  работать за компьютером»

Задача:  дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на  медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру.

Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я  запомню.Вовлеки меня, и я научусь.

                                                               Китайская пословица

Академия любящих родителей -  это   форма   психолого-педагогического   просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом. Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)

  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации

  3. Самостоятельность решения творческих задач

  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других

  5. Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Предлагаемые  темы занятий:

Карманные деньги как средство воспитания

Рабочее место не только успех, но и здоровье

День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?

Игра в жизни ребёнка

Режим дня : за и против

Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка

Умеете ли вы наказывать детей?

Семейные традиции

Роль отца в воспитании детей

Стоит ли баловать детей? Теория баловства

Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Технология проведения тренингов

I. Сбор и анализ предварительной информации

Определение стратегических целей и конкретных задач Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

II. Подготовка тренинга

Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.Составление поминутного расписания программы тренинга.

III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.

IV. Оценка эффективности:  Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между   родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.

Тематика тренингов:

Я и группа: толерантность к себе и другимПойми и помоги ребёнкуКто виноват?Возрастные кризисыРодительская любовь

Удачи! Буду рада, если мой опыт работы кого-нибудь заинтересует. 

Традиционные формы работы с родителями

•родительские собрания

•общеклассные и общешкольные конференции

•индивидуальные консультации педагога

•посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят ха-рактер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психоло-гов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помо-гут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

•тематические консультации

•родительские чтения

•родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

4.Праздники нашей семьи.

infourok.ru

Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Семинар на тему

«Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

(Слайд 1)

Цель: 1. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями. 2. Расширение представления педагогов о формах организации работы с родителями. 3. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности. (Слайд 2)

Задачи:

- Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

- Организовать совместную деятельность администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.

- Активизировать работу с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы.

(Слайд 3)

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность. (Слайд 4)

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей.   Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть свою неуверенность, увидеть свои родительские возможности.  С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы, родительские собрания, не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

(Слайд 5)

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

(Слайд 6)

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинский.

(Слайд 7)

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей; создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной, планомерной, систематической

и длительной работы. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

(Слайд 8)

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

(Слайд 9)

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

(Слайд 10)

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями:

•изучение семей и условий семейного воспитания;

•информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

•психолого-педагогическое просвещение родителей;

•взаимодействие с родительским комитетом;

•совместная деятельность родителей и учащихся.

(Слайд 11)

Основные формы связи школы и семьи:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные.

К индивидуальным формам работы принадлежат: посещение семьи, приглашение в школу, индивидуальные консультации, переписка.

К групповым формам работы относятся: родительский лекторий, тематические консультации, классные мероприятия, родительские вечера.

К коллективным формам работы относятся классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки, творческие отчеты.

(Слайд 12)

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

(Слайд 13)

Индивидуальные формы:

- Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Дело это очень деликатное, поэтому следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая может произойти. Такую форму работы с родителями, как посещение семей, не всегда следует использовать, вернее, ее можно использовать в зависимости от ситуации.

(Слайд 14)

-Приглашение в школу - родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

(Слайд 15)

- Индивидуальные консультации и беседы - консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.

Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

(Слайд 16)

- Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

(Слайд 17)

- Анкетирование - знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которую можно раздать родителям 1 сентября.

Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.

(Слайд 18)

Групповые и коллективные формы:

- Практикумы — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.

(Слайд 19)

- Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.

Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в школе.

(Слайд 20)

- Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей.

Служит для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Формирует родительское общественное мнение, родительский коллектив.

(Слайд 21)

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.

Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.

(Слайд 22)

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного (экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.

(Слайд 23)

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных мероприятий: праздники, спектакли, соревнования, походы.

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями, а также имеют огромный воспитательный эффект.

(Слайд 24)

Заключение

Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

(Слайд 25)

Педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

- Посещение семьи

- Переписка с родителями

- Родительское собрание (организационные, тематические и итоговые)

- Общешкольные родительские собрания (проводятся, как правило, два раза в год, здесь родителей знакомят с документами о школе; с основными направлениями, задачами и итогами ее работы)

- Классные родительские собрания (проводятся 4 раза в год, на них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса; планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой и подводятся итоги работы)

- Открытые уроки

- Индивидуальные беседы, консультации

- День открытых дверей

- Праздники

Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна.

infourok.ru

Работа классного руководителя с родителями

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Исследовательская работа по педагогике «Работа классного руководителя с родителями» Выполнила Геринг О. К. Студентка VI курса Омск - 2008 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………3-4 ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы…………….………………………….………..5-34 ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы)…………………………………………………………….…………35-39 ГЛАВА 3.Педогагический анализ коллективно  -  творческой работы…………………………………………………………….…………..40-43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..44 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………45-70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...….71-72

ВВЕДЕНИЕ Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи обозначенной в литературе как 2связь с родителями», «работа с родителями». Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном микроисследовании предпринят попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта работы на протяжении ряда лет. Исследование проводилось в несколько этапов. На каждом этапе решались следующие задачи исследования: 1.                      На первом этапе на основе изучения литературы определить задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями 2.                      На втором этапе проанализирован собственный опыт работы по взаимодействию с родителями, сформулированы пути улучшения данной работы. 3.                      На третьем этапе дан педагогический анализ одной из форм работы проведенной с родителями. Методы исследования: - анализ плана воспитательной работы классного руководителя - беседа с родителями - анкетирование Практическая значимость исследования заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных формы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»1. Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители. В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители». Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям)2. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Так основными задачами классного руководителя являются: - формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка; - организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива; - обеспечение благоприятного психологического климата в классе. А к основным функциям классного руководителя относятся: а) аналитическая: - изучение индивидуальных особенностей учащихся; - изучение и анализ развития классного коллектива; - анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка; - анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка; б) организационно - педагогическая: - организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся; - установление связи и семей учащихся; - организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями; в) коммуникативная: - регулирование межличностных отношений между учащимися; - установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»; - создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.1В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим: учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы; определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач; учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей; осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания; обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности. Традиционные формы работы с родителями: •          родительские собрания •          общеклассные и общешкольные конференции •          индивидуальные консультации педагога •          посещения на дому Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Рекомендации по проведению родительских собраний 1.  Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. 2.          Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3.          Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4.          Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: •          особенности здоровья ребенка; •          его увлечения, интересы; •          предпочтения в общении в семье; •          поведенческие реакции; •          особенности характера; •          мотивация учения; •          моральные ценности семьи. В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями (Приложение 4) Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью. С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием  взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. Главными формами взаимодействия школы с семьей  являются индивидуальные формы работы и групповые. К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой. Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании  родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем заместитель директора школы по воспитательной работе анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни школы на новый учебный год. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.1 Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем. Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога - педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается  родительское собрание. Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия. Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

www.coolreferat.com

Основные направления работы классного руководителя с родительским комитетом в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели и учителя.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в образовательных программах, в Законе об образовании и т. д.), а также в трудах известных педагогов. С. Шалкаускис писал: “Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям”.

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Основные направления деятельности классного руководителя:

  • Обеспечение нормального физического здоровья школьников;
  • Решение проблемы общения;
  • Расширение познавательной сферы ребёнка;
  • Повышение воспитательного потенциала семьи.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Основные формы работы классного руководителя с родителями учащихся:

  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Посещение семей;
  • Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Основные параметры содержания воспитания определяются его целями и задачами.

Цели:

  • Обеспечение возможности свободного развития способной нравственной личности, опираясь на духовно-нравственные традиции семей;
  • Воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых навыков у учащихся.

Задачи:

  • Приобщение учащихся к истории и культуре страны;
  • Знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков;
  • Изучение истории родного края, его духовного и историко-культурного наследия;
  • Развитие творческих способностей детей;
  • Воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;
  • Воспитание культуры поведения;
  • Создание дружного и сплоченного коллектива;
  • Воспитание трудолюбия через конкретные дела.

Таким образом, перед учителем как воспитателем стоит труднейшая проблема – как вырастить доброго, честного, внимательного, отзывчивого и толерантного ребенка. Это возможно только на основе воспитания и развития ребенка на общечеловеческих ценностях и традициях семей русского и татарского народов, познавая самого себя и других.

Внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

  • Изучение семей учащихся;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей- принципов, как:

  • Обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
  • Умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения представляющей положительной оценки;
  • Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

Функционирование и развитие воспитательного ученического коллектива строится по программе, которая имеет следующие направления: гигиеническая культура, физическая культура, культура поведения человека, культура умственного труда, культура и традиции семей русского и татарского народов.

В каждом из этих направлений воспитательной работы цели, содержание, формы и педагогические средства определяются в зависимости возрастных особенностей, уровня развития интереса детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

Традиционные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания
  • Общеклассные и общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому

Классные родительские собрания

проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • Особенности здоровья ребёнка;
  • Его увлечения, интересы;
  • Предпочтения в общении в семье;
  • Поведенческие реакции;
  • Особенности характера;
  • Мотивация учения;
  • Моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому

возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Тематические консультации
  • Родительские чтения
  • Родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения в рамках родительского лектория дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

  1. Первый год ребёнка, каким он был.
  2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  3. Друзья моего ребёнка.
  4. Праздники нашей семьи.

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

В качестве отражения работы классного руководителя начального класса с родителями предлагаем посмотреть презентацию. (См. Приложение).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Формы работы классного руководителя с семьей учащегося

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии  с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

 Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна из функций работы.Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей: - привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания; - пропаганда лучшего опыта семейного воспитания; - привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai