Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь. Цель пальчиковых игр


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ пальчиковой гимнастики.

       Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

        Движения конкретизируют образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. 

       Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

       Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

       Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Выводы:

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

 

larisa-ganina-bronsadmarinskiy.edumsko.ru

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили (приложение А).

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох.

На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце.

Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы.

Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.

Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики (приложениеБ).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Упражнения с пальчиками

1.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

2.

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)

3.

Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

4.

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

5.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

6.

Комарики

(Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями):

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились, (вращаем кистями рук)

Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Попросите ребенка побыть «комариком».

Сапожник

Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Упражнение с карандашом

(лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Дружные пальчики

(немецкая народная игра)

Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.

В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Этот мальчик маленький, этот - указательный,

Мизинчик удаленький. Пальчик замечательный.

Безымянный - кольцо носит, Большой палец, хоть не длинный,

Никогда его не бросит. Среди братьев самый сильный.

Ну а этот - средний, длинный, Пальчики не ссорятся,

Он как раз посередине. Вместе дело спорится.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

-Организуйте игры с пластилином, тестом.

-Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

-Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

-Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

-Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

-Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

-Запускайте пальцами мелкие волчки.

-Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

-Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Литература:

- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

-Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

МАОУ

«Зиновская средняя

общеобразовательная школа»

Структурное подразделение детский сад «КОЛОСОК»

Воспитатель:

ПАНИЧЕВА

СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

gigabaza.ru

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика

2016г.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет». щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!» поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики! вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

- Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: - Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

- А мы хотим резвиться! фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

- Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

- Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

- Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и

средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»

  1. «Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова., 2009 г.

  1. «Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

  1. «Озорные пальчики» - муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

  1. «Пальчиковые игры для малышей» - Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

infourok.ru

Пальчиковые игры

Автор: Владимир Мананников

Пальчиковые игры – что это такое? Где живет человеческий ум? На кончиках пальцев! Так, во всяком случае, уверяют педиатры.

И чем больше вы занимаетесь ребенком и его руками сегодня, тем больше он порадует вас завтра.

Особенно хороши для развития мелкой моторики пальчиковые игры: для малышей они просто незаменимы, да и дети постарше их обожают!

Цель пальчиковой игры

Мы уже писали, что развитие тонкой моторики очень важно для нашей речи, но не только.

Орудуя пальчиками, ребенок приобретает ловкость и опыт манипуляций с предметами. Эти навыки ему пригодятся, когда придет время заняться творчеством или ручной работой – письмом, рисованием, аппликациями.

В общепринятом значении пальчиковые игры – это определенные, обусловленные заданной темой движения кистей рук под ритмичное стихотворение-потешку.

Когда малыш еще совсем мал, стих зачитывает мама. Она же выполняет манипуляции с детской ручкой: хлопает маленькими ладошками, сводит и разводит руки, загибает пальчики, размыкает «замочек» и так далее.

К трем годам ребенок, уже поднаторев, готов сам демонстрировать детские пальчиковые игры, распевая потешку и иллюстрируя ее руками.

Это веселое занятие снимает напряжение, улучшает координацию, расширяет кругозор, дарит заряд приятных эмоций, служит гимнастикой и отлично развивает мелкую моторику.

Нетрудно догадаться, что потешки для пальчиковых игр учат чадо ритму, интонации, эмоциональной окраске речи, музыкальному слуху и художественным паузам.

Кроме того, любая совместная игра, пальчиковая или нет, дарит радость общения родителей с ребенком и усиливает психологическую связь.

Особенно такие занятия важны при искусственном вскармливании, когда ребенок вынужденно проводит меньше времени возле матери и не имеет частого телесного контакта с ней.

Как играть в пальчиковые игры с малышом

Это не самый простой вопрос. Ведь, казалось бы, и время есть, и желание, а не получается. Ребенок не сразу радостно воспринимает родительские поползновения в сторону своих конечностей, не жаждет повторять за мамой странные движения, а, научившись ползать, вообще не желает сидеть на месте ни минуты!

Главное, терпение и настойчивость. Предлагайте занятия ненавязчиво, но регулярно. Выполняйте все движения сами, показывая, как это здорово и весело – хлопать в ладоши под ритм стишка.

Ребенок должен привыкнуть и попробовать на вкус саму идею. И наверняка, спустя время, его жажда подражания возьмет верх, и он сам потребует от вас «Ладушки».

Простая пальчиковая игра «Семья»

(В начале игры сжали ладошку в кулачок, можно показывать на себе или помогать ребенку).

Этот пальчик — дедуля,(выпрямить большой палец)Этот пальчик — бабуля,(выпрямляем указательный)Этот пальчик — папочка,(выпрямляем средний)Этот пальчик — мамочка,(выпрямляем безымянный)А этот пальчик — Анечка(вставляете имя своего малыша, разгибаете мизинец)

Вместо разгибания можно загибать или просто массировать пальцы.

Пальчиковая игра для малышей «Ладушки-оладушки»

Ладушки-ладушки,(хлопаете в ладоши)Испекли оладушки,(хлоп-хлоп)На окне оставили,(все еще ритмично хлопаете)Остывать заставили(хлоп-хлоп)А остынут – так съедим,(хлопаете)И воробышкам дадим,(можно сложить руки «щепоткой» и изобразить кидание крошек).Воробышки залетели,(взрослые дети изображают руками птиц, малыши просто хлопают)Оладушки съели,(дети постарше «клюют» руками, сложенными в щепотку, малыши хлопают)Шуууууууу! Улетели!(ручки кружатся и взлетают вверх).

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок(соединяем ручки в плотный замочек)Ты его открыть бы смог?(слабенько пробуем развести – не разводится)Потянули-потянули,(сильнее тянете ладони вправо-влево)Покрутили-покрутили,(круговые движения руками)Постучали-постучали,(хлопаете ладонями друг об друга)Наконец-то, мы открыли!(последнее слово – отчетливо, громко, и руки раскрываются вверх ладошками).

Пальчиковая игра для дошкольников «Квашение капусты»

Мы капустку рубим,(выполняем ребром ладоней «рубительные» движения)Рубим!Мы капустку трем,(кулаками или раскрытыми ладонями трете друг об друга)Трем!Мы капустку солим,(сложили руки щепоткой и посыпаете воображаемой солью)Солим!Мы капустку мнем,(движения, будто месите тесто, кулачки сжимаются и разжимаются)Мнем!Месим-месим,(описываем горизонтальный круг ручками в одну сторону)Месим-месим,(в другую сторону)В бочки туго набиваем,(кулачками вбиваем)И в подвалах оставляем!(ставим «бочку» на пол)Ах, как вкусно получилось!(сделать расслабленный выдох и погладить себя по животу).

Пальчиковая игра «Комарики»

Дарики-дарики. Вззззз!(сложили руки щепоткой)Дарики-комарики! Взззззз!(описываете ими круги)Вззззз! Взззз!Вились-вились(кружите сложенными ручками)В ножку вцепились – «Кусь!»(легонько «кусаете» за ножку)Вились-вились,(кружитесь)В щечку вцепились – «Кусь!»(ласково щипаете за щечку)…

(Перечисляете и кусаете остальные части тела – ушко, носик, ручку, спинку. Это не только веселая игра, но способ узнать свое тело и выучить новые слова. В конце говорите: «Давай-ка прогоним комариков? Кыш-кыш!» И машете тыльными сторонами рук от себя).

Мы привели лишь некоторые пальчиковые игры, их гораздо больше, но эти – самые любимые малышами.

dobro.pw

Пальчиковая гимнастика.

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».

ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Дождик

Дожди к-дожди к,

Не дожди!

Не дожди!

Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко

– Золотое донышко.

(Народная потешка)

Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там

Тук-тук-тук

Раздаётся звонкий звук

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

С базара однажды хозяйка пришла…

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку

, Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох? Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох. Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)

 

Капуста.

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

) Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)

И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)

logoznanie.ru

Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

АВТОР:  Коробова Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

                                                  Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые  питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

      Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

       Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.

       Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.

     Следует обратить внимание, что  предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к  здоровьесберегающим  технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.  О том, каким образом  возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ   пальчиковые игры  и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с  использованием современных образовательных технологий"   http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/5257--11-l-.html    

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

      Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

    Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

      Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

      Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.  Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5.  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11.  Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12.  Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

      Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"  в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям». Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков непосредственно Вами, уважаемые коллеги.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей  группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.                 Сжимают и разжимают кулачки. Листья березы,                                Загибают большой палец. Листья рябины,                                Загибают указательный палец. Листики тополя,                                Загибают средний палец. Листья осины,                                   Загибают безымянный палец. Листики дуба мы соберем,             Загибают мизинец. Маме осенний букет отнесем.        Сжимают и разжимают кулачки.

     2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.            Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять!                           Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть!                                                Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,                                        Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,          Восемь, девять, десять –                                    Отогнуть пальцы один за другим на счёт.                      

Веселятся все!                                                       Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:                                 Десять, девять, восемь, семь                            Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.                

Четыре, три, два, один,                                          Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

     3 неделя. 

Мы делили апельсин,             Левая рука в кулачке, правая её обхватывает. Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа.            Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке. Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят. Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра. А для волка – кожура!            Встряхиваем обе кисти.

     4 неделя. 

Динь-дон, динь-дон,                                            Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон?                              обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит,                                 опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит!                                          пальцем левой руки.

Октябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно разжимают пальцы. Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно загибают пальцы. В домик спрятались опять.

   2 неделя.

Ушки длинные у зайки,                             Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат,                              Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан                       Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам!                          Безымянный и мизинец стучат по большому.

   3 неделя.

Закапали капли,                                         Постучать двумя пальцами каждой руки по столу. Идет дождь                                                Постучать четырьмя пальцами. Он льет как из ведра!                              Стучим сильнее. Пошел град,                                               Косточками пальцев выбиваем дробь. Сверкает молния,                                    Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе. Гремит гром!                                             Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки. Все быстро убегают домой,                  Прячем руки за спину. А утром снова ярко светит солнце!     Описываем руками большой круг.

4 неделя. 

Жук летит и жужжит, и усами шевелит:          Руки в кулак, указательный  и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….»                                 Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

  1 неделя.       

В прятки пальчики играли И головки убирали Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали.                     Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали.                                   Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

     2 неделя.   

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.            Показать пальцами одной руки зайца с ушами. По опушке к лесу шел                                             Идем пальцами по столу. И большой кочан нашел                                        Кулак другой руки. Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст                                       Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки. Съел, под куст свалился и уснул.                       Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся                             С усилием растопыриваем все пальцы. А домой добрался –долго отдувался!              Показываем, как заяц движется по столу.

      3 неделя. 

Серенький комок сидит                              Средний и безымянный пальцы упираются                                     

И бумажками шуршит.                                 в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке,                       и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать                               и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя. 

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому                                             Поочередно соединять все пальцы до мизинца                                       Указательный и средний,                                              с большим пальцем.                                                                              Безымянный и последний                                           Мизинец стучит по большому пальцу.                                             Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья,                                             Пальцы собрать в щепотку. Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

      1 неделя.

Птичка крылышками машет                     Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо,                            повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет,                   скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

       2 неделя.     

Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствуй, большак!                                                    Соединить все пальцы в щепотку. - Здорово, Васька-указка,                                               Соединять поочередно с большим Мишка-середка, Гришка-сиротка,                                   пальцем все остальные пальцы. Да крошка-Тимошка!

     3 неделя. 

Пальчики перебираем                        Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем.                           в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем                       кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем.                    большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя. 

Надуваем быстро шарик,                    Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой.                      кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул,                                 пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел –                                     пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

    1 неделя.

Веселый кролик Банни                       Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне,                           пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.     

Как шорох он услышит,                       Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки!                    Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке,                   Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает,                      Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет!                     «нырнуть» в норку!

   2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,                 Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики,                  Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,                   Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок,                        остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает,                 Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет.             Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке!                 Повтор – «Зайка с ушками».

   3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик          Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик,            указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся,              пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся.                     Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!    4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд                     Показать ладони. Десять крепеньких ребят                           Сжать пальцы в кулак. Эти два – всему указка                               Показать указательные пальцы. Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка                          Показать средние пальцы. Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны                                     Показать безымянные пальцы. Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки                              Показать мизинцы. Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них                         Показать большие пальцы. Два больших и удалых                                  Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

    1  неделя.

Мы сегодня рисовали,                          Наши пальчики устали.                           Сжимают и разжимают кулачки. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.                        Пошевелить всеми пальцами.     2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними -  мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения !

   3 неделя.

Сидит белка на тележке,       Сжимают и разжимают кулачки. Продает она орешки: Лисичке-сестричке,                Поочередно разжимают пальцы. Воробью, синичке, Мишке - топтыжке И зайчику- трусишке.

    4 неделя.

Дружат в нашей группе                  Растирание ладоней.                 

 Девочки  и  мальчики.                                         

Мы с тобой подружим                    Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.       Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.                                           

Март.

 1 неделя.

Пальчики в футбол играют,                Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь,        Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.                                                                                          

Каждый забивает гол,                           Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

   2 неделя.

Я умею два ореха                                  Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать.                   поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

   3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

   4 неделя.

Прежде чем игру начать,                                Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать:                                их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший,                   горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

   1  неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил,                   Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил,                          кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!» 

  2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был?                 Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил,                    Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил,                        с большим.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

   3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила,              Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила:                                           на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала,                                                пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала,                                                 постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего!                                      Погрозить указательным пальцем.

   4 неделя. 

Карандаш в руках катаю,                      Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу.                       пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

    1 неделя. 

Наши нежные цветки                Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки,             цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит,                 шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет.                    покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

    2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять,              Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                     Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,                                                                                                

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,             Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

   3 неделя.

Большие пальчики здороваются,                             Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются,                     постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать,                                             Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать,                                          пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите,                                                     Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет,                                                            Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет,                                                 Разжать пальцы!

Будут птички щебетать,                                                     Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

   4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел  и  нет его.                        Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071

ext.spb.ru

Картотека пальчиковых игр для маленьких детей: задания, цели, отзывы

Ну кто не помнит смешной стишок из детства «Мы писали, мы писали….»? Именно в этом стишке и отображена короткая суть и цель пальчиковых игр. Ведь все знают, что лучшее развитие для ребенка - с помощью развлечений. Детские пальчиковые игры - это не только радость и приятные ощущения для малыша, но и полезные знания, умения. С помощью этих нехитрых упражнений можно помочь ребенку в осознании окружающего мира и стимулировать развитие моторных навыков.

И, безусловно, эти игры - бесценное время, проведенное со своим крохой, которое никто и никогда уже не вернет назад, если оно будет упущено.

Цели и задания

Пальчиковые игры для детей - это способ занятий с ребенком, благодаря которому родители помогают своим чадам формировать речевые навыки, корректировать психоэмоциональное состояние. И в конце концов, это возможность весело и увлекательно провести вместе время.

Цель пальчиковых игр зависит от возраста ребенка - с годовалым малышом можно делать какие-то самые элементарные и простейшие движения, а вот с детками постарше в такие занятия уже вкладывается совершенно определенный посыл.

Разновидности пальчиковых игр

К примеру, можно рассмотреть несколько вариантов занятий с ребенком, зависящих от его возраста и развития. Естественно, на каждом этапе взросления для ребенка нужны совершенно различные как по целям, так и по результатам игры. Совсем маленьким больше требуется физический контакт, массажик, поглаживание, а детки постарше должны самостоятельно проявлять свои навыки, умения, разговаривать и высказываться. Поэтому для разных детей подходят разные игры.

- Игры в год.

- Игры в младшей группе.

- Игры в средней группе.

- Игры в подготовительной группе.

Вашему вниманию предлагается своеобразная картотека пальчиковых игр, где можно найти упражнения для любого возраста. Это поможет родителям увлечь маленьких проказников.

Игры для детей в годик

В таком возрасте сложно ожидать от ребенка каких-то особых осознанных действий, поэтому все пальчиковые игры для детей, которым около годика, не перегружены сложностью. В основном это простейшие стишки-развивалки. «Сорока-белобока» - эту сказку, наверное, знает каждый. Ну а кто из нас не играл в ладушки? Есть еще совершенно потрясающая игра «Зайчики»:

Раз, два, три, четыре, пять - вышли зайки погулять,

Пять, четыре, три, два, раз - в домик спрятались опять.

При этом все слова сопровождаются соответствующими движениями по сгибанию-разгибанию пальчиков. Конечно, в этом возрасте большое значение все-таки имеют тактильные ощущения и массаж, нежели смысл сказанных слов. Но в любом случае, произносить слова и текст необходимо очень четко, ясно, а движения делать синхронно со словами - иначе ребенок может просто запутаться. Пальчиковые игры в год не отличаются замысловатостью и достаточно просты.

Так можно играть в «Пальчики-грибочки». Поочередно беря каждый пальчик, нежно покачивая и прижимая к ладошке, нужно рассказывать «Этот пальчик в лес ходил. Этот пальчик грибок находил. Этот пальчик грибок чистил. Этот пальчик грибок жарил. А этот пальчик его съел - вот поэтому и потолстел».

Картотека пальчиковых игр в младшей группе

В зависимости от возраста детишки, посещающие дошкольное учреждение, с удовольствием делают упражнения с пальчиками, гимнастику и даже рассказывают сказки. Пальчиковые игры в детском саду уже отличаются определенной сложностью. Все зависит от цели занятия - некоторые развивают речь, некоторые работают с координацией движений, а некоторые просто обучают - всему, что находится вокруг ребенка.

Например, несложная игра «Кошечка». Она начинается с того, что руки кладутся локтями на стол (ладошки сжимаются вместе), а во время этого стишка покачиваем руками и стучим пальцами друг о друга в соответствии со словами:

У кошечки нашей десяток котят,

И дружно котята по парам сидят:

Два толстых, два сильных, два длинных, два ленивых,

Два милых и самых любимых.

Или есть еще неплохая и очень полезная игра «Яблочко» для развития моторики рук:

Катится яблоко по огороду (рука сжимается крепко в кулак и крутится кисть)

И бултых - упало в воду! (рука с силой опускается вниз).

Картотека пальчиковых игр в средней группе

В этом возрасте игры переходят уже на совершенно другой уровень. Картотека пальчиковых игр в средней группе содержит достаточно сложные упражнения. Здесь уже можно подключать воображение ребенка и рассказывать более сложные сказки, включая работу с пальчиками и руками. Например, сказка «Футболист». В ней, в форме разминки, идет рассказ о встрече двух команд - зайчиков и ежиков (правая и левая). Игроки и капитан (большой палец) поочередно разминаются и здороваются - все в достаточно медленном темпе с несколькими повторениями.

Так же с малышами можно выполнять простейшие игры:

  • «Пароход» (ладони вместе, большие пальцы - труба парохода, который дымит и плывет).
  • «Фонарики» (ладошки разжаты вверх - фонарики горят, пальчики в кулачок - фонарики погасли).

Эти упражнения можно сопровождать смешными стишками и приговорками.

Так же можно играть в более длинные игры - к таким относится, например, «Комарики»:

Дарики, дарики - летели комарики.

Приставали, вились, приставали, вились - да и в носик впились.

В волосы вцепились, в ушко впились, в ручки вцепились…

Закусали совсем нас!

Прогоним комариков - кыш, кыш!

Таким образом можно изучить все части тела и очень весело провести время с малышами.

Подготовительная группа

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе должна содержать уже гораздо больше нагрузки - ведь дети учатся и готовятся к школе. Сюда можно включать и игры с пальчиками, помогающие детям выучить алфавит - каждая буква озвучивается стишками, которые, в свою очередь, обыгрываются пальчиками.

Также полезнейшим занятием будет изучение английских стишков, совмещенное с движениями ручек:

One little, two little, three little my fingers.

Four little, five little, six little my fingers.

Seven little, eight little, nine little my fingers.

Ten little fingers - friends on my hand.

Это простейшая считалочка, которая поможет деткам научиться считать пальчики и обучиться некоторым английским словам.

Помимо этого, можно делать простейшие физические упражнения, направленные на развитие моторики. «Смешные человечки» выполняются двумя детьми, которые стоят напротив друг друга.

Прыгали у речки смешные человечки (человечки бегут по «дорожкам» - ручкам малышей),

Бегали-скакали («бегут» по плечам, шее),

Солнце вызывали (поглаживание по щечкам).

Забрались на мосток (из рук делается мостик),

Забили гвоздок (постукивание кулачками).

И упали в речку (руками покачивание) - где же человечки? (пальчики прячутся под мышки).

Безусловно, полезнейшим занятием будет и обязательная зарядка для рук, помогающая расслабиться маленьким пальчикам после работы с карандашами и ручками. Эти же орудия обучения с легкостью можно использовать во время таких зарядок.

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе содержит уже более широкий комплекс упражнений - ведь детки растут, им нужны гораздо более интересные и познавательные занятия.

Несколько идей для пальчиковых сказок

Для деток постарше с легкостью можно устраивать настоящие пальчиковые представления, во время которых дети будут проявлять весь свой артистизм и характер. Чтобы было интереснее, можно предложить деткам сделать пальчиковые куклы своими руками из подручных материалов. Бумажки, клей, веселые рожицы, наклеенные на полоски бумаги - самый простейший пальчиковый театр. Или же можно связать настоящих кукол, которые надеваются на пальцы - чем не работа для маленьких мастериц? Ну а тем, кто любит потрудиться, всегда можно предложить из пластилина сделать замечательных пальчиковых кукол, которые долгое время будут развлекать всю группу. Так можно сделать простейшие игрушки - коровку, мишку, лягушку, свинку - а уже с ними придумывать всякие интересные сюжеты.

Если вы не знаете, что именно можно обыграть, - обратитесь к народным сказкам. "Колобок", "Маша и медведь", "Бременские музыканты", "Теремок" - играть и рассказывать эти сказки с ребятами будет очень увлекательно.

Но можно обойтись и без кукол - так даже будет интереснее, и маленьким пальчикам будет больше работы. К примеру, пальчиками можно рассказать любимейшую детскую сказку - "Репка". Именно пальцами и руками обозначаются все персонажи (дед с окладистой бородой, бабка с платочком, внучка с бантиком, пальчиками же изображаются и жучка с кошкой, и мышка). А затем руками рассказывается сказка - как дед садил репку, как вскапывал огород - ну и дальше по тексту.

Значимость игр с детьми

Полезность пальчиковых игр можно обосновать всего в нескольких пунктах, которые, однако, имеют колоссальное значение в жизни маленького человечка:

- Разминка, физические упражнения.

- Расширяют кругозор, развивают речь и мышление.

- Культура речи.

- Тактильные ощущения (поглаживание, растирание рук).

- Повышение работоспособности такого важнейшего участка, как кора головного мозга.

- Развитие различных психических процессов и снятие опасного симптома тревожности.

В любом случае не переживайте, если ребенок не сразу усвоит и сможет повторить те задания, которые вы ему предлагаете. Ведь те вещи, которые кажутся простыми и несложными взрослому, будут безумно тяжелыми для маленького человечка. Наберитесь терпения, регулярно проводите занятия - и результат не заставит себя ждать.

Заключение

Каждому родителю очень полезно будет иметь свою картотеку пальчиковых игр, которые помогут в развитии его маленькому проказнику, а также доставят незабываемые ощущения от общения с ребенком. Цените время, проведенное вместе, - ведь его на самом деле так мало - дети ужасно быстро растут.

fb.ru