Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки». Былина ильины три поездочки 4 класс
Три поездки Ильи Муромца | Былины
Из того ли из города из Мурома,Из того ли села да КарачаеваБыла тут поездка богатырская.Выезжает оттуль да добрый молодец,Старый казак да Илья Муромец,На своем ли выезжает на добром конеИ во том ли выезжает во кованом седле.И он ходил‑гулял да добрый молодец,Ото младости гулял да он до старости.Едет добрый молодец да во чистом поле,И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,И от камешка лежит три росстани,И на камешке было подписано:«В первую дороженьку ехати – убиту быть,Во другую дороженьку ехати – женату быть,Третюю дороженьку ехати – богату быть».Стоит старенький да издивляется,Головой качат, сам выговариват:«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,А еще такового чуда не нахаживал.Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?Нету у меня да молодой жены,И молодой жены да любимой семьи,Некому держать‑тощить да золотой казны,Некому держать да платья цветного.Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?Ведь прошла моя теперь вся молодость.Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,А как старую‑то взять – дак на печи лежать,На печи лежать да киселем кормить.Разве поеду я ведь, добрый молодец,А й во тую дороженьку, где убиту быть?А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,Только видели добра молодца ведь сядучи,Как не видели добра молодца поедучи;Во чистом поле да курева стоит,Курева стоит да пыль столбом летит.С горы на гору добрый молодец поскакивал,С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,Он ведь реки ты озера между ног спущал,Он сини моря ты на окол скакал.Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,Где стоят ведь сорок тысячей разбойниковИ те ли ночные тати‑подорожники.И увидели разбойники да добра молодца,Старого казака Илью Муромца.Закричал разбойнический атаман большой:«А гой же вы, мои братцы‑товарищиИ разудаленькие вы да добры молодцы!Принимайтесь‑ка за добра молодца,Отбирайте от него да платье цветное,Отбирайте от него да что ль добра коня».Видит тут старыи казак да Илья Муромец,Видит он тут, что да беда пришла,Да беда пришла да неминуема.Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:«А гой же вы, сорок тысяч разбойниковИ тех ли татей ночных да подорожников!Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.Нет у старого да золотой казны,Нет у старого да платья цветного,А и нет у старого да камня драгоценного.Только есть у старого один ведь добрый конь,Добрый конь у старого да богатырскиий,И на добром коне ведь есть у старого седелышко,Есть седелышко да богатырское.То не для красы, братцы, и не для басы ‑Ради крепости да богатырскоей,И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,И во той ли во уздечике да во тесмяноейКак зашито есть по камешку по яхонту,То не для красы, братцы, не для басы ‑Ради крепости да богатырскоей.И где ходит ведь гулят мои добрый конь,И среди ведь ходит ночи темныя,И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,Шеломчат колпак да сорока пудов.То не для красы, братцы, не для басы ‑Ради крепости да богатырскоей».Скричал‑сзычал да громким голосомРазбойнический да атаман большой:«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».А й тут ведь старому да за беду сталоИ за великую досаду показалося.Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.Как в сторону махнет – так тут и улица,А й в другу отмахнет – дак переулочек.А видят тут разбойники, да что беда пришла,И как беда пришла и неминуема,Скричали тут разбойники да зычным голосом:«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».Он прибил‑прирубил всю силу невернуюИ не оставил разбойников на семена.Обращается ко камешку ко Латырю,И на камешке подпись подписывал, ‑И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.Выезжает старенький да во чисто поле,Увидал тут старенький палаты белокаменны.Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,Увидела тут да красна девица,Сильная поляница удалая,И выходила встречать да добра молодца:«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»И она бьет челом ему да низко кланяйтся,И берет она добра молодца да за белы руки,За белы руки да за златы перстни,И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;Посадила добра молодца да за дубовый стол,Стала добра молодца она угащивать,Стала у доброго молодца выспрашивать:«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!Ты какой земли есть да какой орды,И ты чьего же отца есть да чьей матери?Еще как же тебя именем зовут,А звеличают тебя по отечеству?»А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?А я теперь устал, да добрый молодец,А я теперь устал да отдохнуть хочу».Как берет тут красна девица да добра молодца,И как берет его да за белы руки,За белы руки да за златы перстни,Как ведет тут добра молодцаВо тую ли во спальню, богато убрану,И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.Испроговорит тут молодец да таково слово:«Ай же ты, душечка да красна девица!Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».И как схватил тут добрый молодецда красну девицу,И хватил он ей да по подпазушкиИ бросил на тую на кроваточку;Как кроваточка‑то эта подвернулася,И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:«А гой же вы, братцы мои да все товарищиИ разудалые да добры молодцы!Но имай‑хватай, вот и сама идет».Отворяет погреба глубокие,Выпущает двенадцать да добрых молодцев,И все сильныих могучих богатырей;Едину оставил саму да во погребе глубокоем.Бьют‑то челом да низко кланяютсяИ удалому да добру молодцуИ старому казаку Илье Муромцу.И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,И на камешке‑то он подпись подписывал:«И как очищена эта дорожка прямоезжая».И направляет добрый молодец да своего коняИ во тую ли дороженьку, да где богату быть.Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,И которые насыпаны погреба златом‑серебром,Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;И обирал тут добрый молодец все злато это сереброИ раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,И на камешке он подпись подписывал:«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №171.
ЧИТАТЬ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ БЫЛИНЫ "ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА"
www.byliny.ru
Тема: «Былина "Ильины три поездочки"»
Конспект урока «Литературное чтение»
4 класс
Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».
По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого
"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.
Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".
Задачи:
Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.
Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.
Ожидаемые результаты:
Предметные: прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.
познавательные: строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.
коммуникативные: высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.
Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.
Оборудование:
для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;
для обучающихся: свитки с отрывком из былины.
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Слушают учителя
Эмоциональный настрой на урок
Постановка учебной задачи
- Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
- Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.
- А как называют музыканта, играющего на гуслях?
- С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.
- Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
- В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.
- Что же такое былина?
- Кто являются главными героями былин?
- Каких богатырей вы знаете?
- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".
В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.
- Что же мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.
- Играли гусли.
- Гусляр.
- Гусли сопровождали исполнение былин.
- Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.
- Богатыри.
- Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.
- Сегодня на уроке мы будем читать и анализировать былину.
Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока
Подготовка к первичному восприятию
- О каком богатыре эта былина?
- Что вы знаете про Илью Муромца?
- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.
- Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.
Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа
Первичное восприятие и анализ
- Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.
- Что вы видите на картине?
- Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.
- У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.
- Все ли слова в этом отрывке вам понятны?
- ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.
Слайд.РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.
ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.
- В какой форме написана былина?
- Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?
- Давайте немного отдохнем. Все стали.
ФИЗМИНУТКА
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
- Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.
- Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.
- Все ли слова вам понятны?Слайд.
Са́жень, - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м
Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см
Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.
- В какой же форме написана былина?
- Итак, что же общего в прослушанных отрывках?
- А в чем же отличия?
- Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?
- Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.
- Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
- О каких чертах характера это говорит?
- Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".
- Назовите действующих лиц.
- Все ли слова вам понятны?
Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.
Попона - покрывало для лошадей, закрывающее спину, туловище.
- Приготовьтесь читать по ролям. _______ читаешь слова автора, ________ - Илья Муромца, _________ - атамана разбойников.
- Справились ли ребята с задачей?
- Почему атаман рассердился на Илью Муромца?
- Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.
- Назовите героев былины этой части.
- Приготовьтесь читать по ролям. ________ читай слова автора, ________ - Илья Муромца, _________ - красавицы, __________ и _________ - слуг.
- Ребята справились с заданием?
- Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?
- Давайте проверим.
Прослушивание аудиозаписи.
- Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.
- Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?
- А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?
- Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"
Ответы детей
- Застава, росстань, дозор.
- В поэтической, в стихотворной форме.
- Наезжал на белый камень Илья.
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
"Прямо ехать - убитому быть!
Влево ехать - женатому быть"
Вправо ехать - богатому быть!
Все судьбой сие предписано!"
Во глубоком раздумье Илья.
Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")
- Сажень, пядь, брод.
- В прозаической форме.
- Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.
- В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Высказывают свое предположение.
Слушают.
- Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.
- Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.
Самостоятельно читают отрывок былины.
- Автор, Илья Муромец, атаман разбойников.
- Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.
Чтение по ролям.
Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.
- Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.
Самостоятельно читают отрывок былины.
- Автор, Илья Муромец, красавица-королевична, слуги.
Чтение по ролям.
Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.
- Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.
Слушают аудиозапись.
- Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.
- Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.
Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.
Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции
Вторичный синтез
- Почему былина называется "Ильины три поездочки"?
- Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
- У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.
Карточка.
Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.
- Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси.
- Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.
Ответы детей.
Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.
Приемы: характеристика героя.
Умение работать в парах; умение слушать
Информация о Д/з
- Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.
(Записывают домашнее задание в дневник)
Итог урока, рефлексия
- С каким жанром работали сегодня на уроке?
- Что особенно вам запомнилось?- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?
- Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что..
Я приобрёл…
Теперь я могу..
Меня удивило…
- Жанр былина.
- Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.
Умение делать вывод; умение слушать
infourok.ru
1. 2. 3. 4 5 | I Орг.момент (эмоциональный настрой) II Целеполагание и мотивация III. Введение в тему. IV Работа по теме урока V Физминутка VI. Продолжение работы по теме урока. Изучение нового материала. VII.Закрепление изученного. VIII.Работа с I частью былины. IX.Итог урока Результативность урока X. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся XII. Домашнее задание | Игра — приветствие «Здравствуйте!» На экране репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». Слайд. Записаны буквы. БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ. Рассматривание картин, прослушивание музыкального фрагмента из А.П. Бородина «Богатырская симфония». Ответы на вопросы учителя. Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже, Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу.
Словарная работа: слайд Сие - это, Кремневенькие – из кремния, Булатная броня – булат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь, Убранство – украшение, внешняя отделка, В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены, Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство, Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом, Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты, Сажень – 2, 134 метра (3 аршина), Облатынивать – обращать в католическую веру. Необлатыненные – не обращенные в католическую веру, Заподваливать – запирать в подвал, По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана, Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман, Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами, Вороновые – черные, Сулят силу, посулу – обещания, Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее, Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище, Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие, Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров. Проверка работы в группах. Сверка на слайде.
Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию. Характеристика героя. Выборочное чтение. Работа с картиной «Витязь на распутье» по учебнику. Чтение отрывка, подходящего к картине. Обобщение характеристики героя былины. Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец». На доске слова, характеризующие человеческие качества: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. - Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта и улыбка твоя Ты знай, что сей день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря. Оценивание работы детей Выбор домашнего задания. ( Варианты написаны на экране). | - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. -Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? -Ребята, как вы думаете, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство? -Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Слайд. - Посмотрите на картины, прослушайте музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония». - Кто изображен на картине? - Кто ее автор? Слайд. - Сколько лет он писал картину? Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказки прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины. - Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? - Что означает само слово «Былина»? - Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году? - О каких отличительных чертах былины мы говорили? - Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырём? Слайд. - Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя. -Для работы в группах возьмите карточки со словами. Задание: объяснить лексическое значение слов. Работайте дружно, помните, что важно мнени е каждого. Удачи. Контролирует правильность ответов. - Как называется такое вступление к былине? - Какие еще слова вам непонятны? - Почему былина называется «Три поездочки»? - Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим? - Какое историческое событие нашло отражение в этой былине? - Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? -Как он рассуждает на перепутье у камня? - О каких чертах характера это говорит? - Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам? - Для чего это сделано? - Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего? - Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись? - Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. - Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках, а сначала посмотрите фрагменты из кинофильма. -Ребята, на доске вы видите слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор. Обсудите в парах. - Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца. Читает стихотворение на слайде. -Я вижу, что вы оценили свою работу по достоинству, я этому очень рада. В свою очередь хочу поставить отметки самым активным на уроке-это… - Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить: * нарисовать героя былины; * сочинить свою былину; * написать герою письмо. -Всем спасибо за урок. | Произносят вслух: -Желаю (прикасаются большими пальчиками) успеха (указательными) большого ( средними) во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами). Здравствуй ( всей ладонью ), удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук). -Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – герои русских былин. -С жанром «Былина». Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин». -Богатыри - В.М. Васнецов - 17 лет - От нашествия татаро-монгол - Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси. - «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник». - Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования. - Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д. Выполняют движения. Работают в группах –поясняют лексическое значение старинных слов (используют словари). Карточка. Сие- Кремневенькие- Булатная броня- Убранство- В 40тысяч,во100тысяч- Смета- Палица- Калена стрела,разрывчатая стрела- Сажень- Облатынивать- Необлатыненные- Заподваливать- По ордам-орда- Не простофильтесь- Башлыки- Вороновые- Сулят силу,посулу- Речи елейные- Гнездовину разнёс- Голь,голи,голытьба- Амбары- Защита работы групп. Первая отвечает, другие дополняют своими ответами. - Зачин. Делятся своим мнением. Отвечают - Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру. -Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей. Уменьшительно-ласкательное. - Для контраста с силой Ильи Муромца. - Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую. - Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен. Рассматривают картину. Читают отрывок. Смотрят фрагменты из кинофильма «Илья Муромец» Работа в парах. Выходят по очереди и записывают слова на доске и получают словесный портрет. Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов. Выбирают домашнее задание |
intolimp.org
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. БЫЛИНА И ЕЕ ГЕРОИ. ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ КАК ЖАНРА. БЫЛИНА «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (4 КЛАСС)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.Былина «Ильины три поездочки» (4 КЛАСС) Учитель: Пономарева И.В. Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны Планируемые результаты Предметные: познакомятсяс содержанием былины «Ильины три поездочки», с жанром былин; научатсятолковать своими словами понятия:былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица Метапредметные: Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты. Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока Личностные:проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках Образовательные ресурсы: экран или интерактивная доска, видеозапись художественного фильма «Илья Муромец» Организационная структура урока Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают летопись «И вспомнил Олег коня своего». Оценивают выступления учащихся. Рассказывают о том, как прошло прослушивание и обсуждение солдатской песни в семье Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. С каким словом вы встречаетесь впервые? – Может быть, кто-то уже слышал слово «былина? Что оно могло бы обозначать? – Определите цели урока, используя опорные слова. – Постарайтесь определить учебную задачу урока. Что будет главным и что вы хотите узнать нового? – Вы узнаете, кто такие богатыри, почему так много различных произведений им посвящено. Также вы познакомитесь с картиной русского художника В. А. Васнецова «Богатыри» и узнаете немного о нем самом. – Как вы думаете, каков будет план действий, что необходимо для достижения результата? – Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников Русской земweburok.com
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Петропавловская СОШ»
Щеблыкина С.А.
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.
Былина «Ильины три поездочки»
Целевые установки урока:
Предметные: читать былинный текст в соответствии с его особенностями, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, принимать основное содержание былинного отрывка и его основную мысль, правильно интонировать в процессе чтения по ролям.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу, исходя из заголовка текста; рефлексировать и оценивать результаты своей деятельности на уроке;
Познавательные: анализировать текст былины с целью выявления основной мысли и с целью выявления особенностей языка былины, сравнивать былину с волшебной сказкой, находить общее и различное;
Коммуникативные: работать в группе, приводить доводы и доказательства.
Личностные: понимать, что значит гордиться Родиной и ее героями, высказывать свое отношение к героям Отечества и его недругам, передавать это отношение в ходе чтения по ролям былинного текста.
Ход урока:
Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
На экране – гусляр. Слышны гусли.
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Актуализация знаний учащихся по теме предыдущего урока.
- Вспомните, что такое былина, кто является главным героем былины.
-Что вы уже знаете о русских богатырях? Расскажите об одном из них.
Целеполагание.
-Прочитайте заглавие былины, с которой вы познакомитесь. О ком, по вашему мнению, пойдет речь в данном тексте? (об Илье Муромце)
-Исходя из названия произведения, сформулируйте учебную задачу урока.
Первичное восприятие текста былины.
- Прежде чем мы начнем читать ее , я хочу вернуть тебя в историю, в далекий XIII век.
- Вспомни уроки истории. В каком году совершались набеги татаро-монгол на Русь? (В 1224 году Русь впервые услышала об этом.)
- На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. В 1237году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана ханом (правителем) Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от невиданных врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле. На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
-Какое впечатление произвела на вас былина?
- Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
- Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь». Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. (Силач, воин, защитник, витязь)
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
-Какие события произошли с Ильей Муромцем?
- Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
- Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
(На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
Словарная работа (работа со словарем)
- Все ли слова и выражения были понятны вам?
- Как вы понимаете значение этих слов?
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
СИЕ – это;
ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Сравнение былины с волшебной сказкой.
- Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики? Приведите примеры.
- Зачем автор включил элементы фантастического в былину? (чтобы было интересно слушателю)
- В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла? (в волшебной сказке)
- Найдите элементы, которые роднят былину и сказку. За помощью обратитесь к рабочей тетради
- Сделайте вывод, чем похожи и чем различаются сказка и былина
- Откройте учебник. Прочитаем былину в группах по ролям еще раз.
- Сколько ролей в этом былинном отрывке? (три)
- Как вы будите читать каждую роль, с какой интонацией?
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.
-Что нового вы узнали на уроке? Чему научились и чему хотели бы научиться?
- За что бы поблагодарил своих одноклассников, учителя.
- За что можешь похвалить себя?
Литература:
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений
Интернет ресурсы:
http://shkola5nel.ru/p68aa1.html
http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/nachalnye_klassy/urok_literaturnogo_chtenija_4_klass_byliny_iliny_tri_poezdochki/38-1-0-4820
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/bogatyri.html
kopilkaurokov.ru
Тема: Былины. "Ильины три поездочки". Цели урока: • Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины; • Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством. • Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову. • Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины. • Способствовать формированию универсальных учебных действий; • Способствовать использованию Интернет-ресурсов; Оборудование: • учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс; • репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”; • сборники с былинами; • карточки для самооценки; • историческая карта “Древняя Русь”. Ход урока: 1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности. (Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действия смыслообразования) На экране – гусляр. Слышны гусли. - Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. 2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать) У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи. Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. У: Составим синквейн: Олег. Отважный, мужественный. Правит, сражается, побеждает. Достоин быть примером для подражанья. Воин. 3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.) У: Прочитайте поговорку. ( Поговорка написана на доске.) Славна земля богатырями русскими. - Определите, какое слово главное. (Богатыри). - О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях) - Верно. -Послушайте стихотворение: Широко ты, Русь, по лицу Земли В красе царственной развернулася У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! - Какое чувство у вас вызвало это стихотворение? - О какой Руси говорится в стихотворении? - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину. У: А что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.) У: Кто такие богатыри? ( Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.) (Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”) У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей. Кого вы видите на картине? ( Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец) - Как звать богатыря в центре картины? Выберите два однокоренных слова из данных: (Слова даны на карточках на доске) Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный - Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом? - Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков (На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром). Вот каких сынов рождала нижегородская земля! И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова: ы Л Б н А и У: Какие былины вы знаете? У: О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.) У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю). 4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.) 1) Знакомство с темой и постановка целей У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”. У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке? (Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина. Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.) У: Послушайте былину. (Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».) У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев) О ком повествует былина? Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему? 2) Словарная работа У: Все ли слова и выражения были понятны вам? Как вы понимаете значение этих слов? (Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.) КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня; БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь; СИЕ – это; ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом; ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней; ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга; САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина) МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни; ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин; АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара; ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами; ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру; ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город; СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство; ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал; РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее; ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище; ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана; НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман. У: Подтвердились ли ваши предположения? (сравнение, сопоставление) ФИЗМИНУТКА Дружно встали - раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу! 3) Чтение текста. У: Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан - моря, Быстры – светлы реки русские. А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси. - Так о ком говорится в былине? (О богатыре Илье Муромце.) У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь». Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря. (Дети читают статью) Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. Силач, воин, защитник, витязь - Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз. (Чтение былины учащимися) 4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.) У: Для чего собрались славно-русские богатыри? – Куда досталось ехать Илье Муромцу? – Сколько надписей было на камне? – Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит? (Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.) У: В былине показан враг, с чем он сравнивается? – Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-? (Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.) У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем? (Обратить в свою веру, взять в плен…) У: Как вы поняли, кто находился в плену?( Русский народ.) У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали? (Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.) У: Что ждало его в случае отказа? ( Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.) У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства? – Как последние три строчки помогают понять характер героя? – Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись? – Как относился Илья Муромец к предсказаниям? - Почему былина называется «Три поездочки»? -Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? - Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру). 5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль) а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию. б. Характеристика героя. Выборочное чтение. - Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы. - Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол? Обобщение образа Ильи. - Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый). Работа с интерактивной доской: Установи соответствие: (3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары 6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.) У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги? – Чем закончилась поездка богатыря? - Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом. Составление синквейна: Богатырь Сильный , мудрый Ехал, сражался, победил Славна богатырями земля русская Герой У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.) 1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы. 2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей. Обучающиеся получают от учителя карточки: 1. Литература 1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987; 2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987; 2. Интернет-ресурсы 1. http://wikipedia.org/wiki/ru 2. http://litheroy.blogspot.com/ 3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm 4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr 5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки. (Самооценка на карточках) Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый) Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый) Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный) Спасибо за урок ! |
www.pomochnik-vsem.ru
план былины ильины три поездочки
ПЛАН (краткий) 1. Сбор славнорусских богатырей на великий дозор . 2.Ильины три поездочки 3.Первая поездка Ильи- убитому быть. 4. Вторая поездка -женатому быть. 5.Третья- богатому быть. 6.Моё мнение о былине и о великом защитнике Илье Муромце. ученик 4 класса :)
1 первый подвиг богатыря 2 второй подвиг богатыря 3 третий подвиг богатыря 4 илья муромец - защитник земли руской я думую так
ЯЧ ИЫВОЛАИОЛЫВИАОТЫГВЫАРОИВЫРАМРОВМРОЫВМРОВМВЫРОМСВЫФРОМРЫВМАРОВЫМФАРОМВЫПРАМРОЫВМАРЫВИА СМВАЧ
моя версия 1.увидел Илья Муромец алатырь-камешек 2.первую дорогу от разбойников очистил 3.вторую дорогу богатырей от поляницы спас 4.из третей золото и серебро бедным раздал как-то так....
1...2...3....4....5....6... и всё я думаю так
touch.otvet.mail.ru