Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет "Осенний пейзаж". Славянский календарь для детей. Рисуем с детьми 5 лет осень
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет "Осенний пейзаж". Славянский календарь для детей
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.Описание: мастер-класс предназначен для детей 5-7 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.Цель: создание осеннего пейзажа "Розовое утро" в технике гуашь.Задачи:- познакомить детей главными праздниками славянского календаря, народными названиями месяцев;- научить детей рисовать осенний пейзаж используя в работе нетрадиционную технику рисования мятой бумагой, без предварительного наброска простым карандашом;- совершенствовать навыки работы с цветом, гуашью, кистью-всем ворсом и её кончиком;- развивать у детей пространственное мышление, умение правильно строить композицию, а также умение дополнять рисунок собственным содержанием, выбором своей цветовой палитры опираясь на общую поставленную задачу;- воспитывать интерес к праздникам народного календаря и славянской культуре.
Зовём мы зимнею порой Декабрь, январь, февраль, Когда снежинок белый рой Летит куда-то вдаль. За февралём приходит март, За ним апрель и май. В лесу и в поле слышен гвалт Весенних птичьих стай. За маем лето на порог Июнь к нам приведёт. Июль подарит ягод сок, А месяц август-мёд. За летом осени ансамбль Исполнит танец свой, Сентябрь, октябрь, потом ноябрьЗасыпят сад листвой. Снежок роняя на ходу, Зима придёт опять. Двенадцать месяцев в году, И всех их надо знать.(Владимир Степанов) Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Наши предки-славяне всегда поклонялись святому духу природы, частью которой является сам человек. Всегда для русского человека была важна семья, сохранение родовой памяти о своих предках, соблюдение традиций и обычаев связанных с календарными праздниками.Славянство, по словам Государственного Гимна России-предками данная мудрость народная-достоинство славянских народов и великое наследие Руси. Именно традиции воспитывают в нас, тот самый загадочный русский дух: "Там русский дух, там Русью пахнет.." (А.С Пушкин). И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали бы мы в потемках чужих традиций, русские люди всегда возвращаются к родным корням и обычаям.
Был у наших предков и свой календарь, который помогал им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Но календарь был важен не только делами и работой по хозяйству, но ещё и весёлыми праздниками связанными с природой и Землёй-Кормилицей. Были у месяцев и свои красивые названия, которые отражали жизнь природы с её изменениями в зависимости от времени года. И в каждое время года были свои главные праздники, их называли солнечными: два солнцестояния и два равноденствия. Праздник зимняя Коляда-праздновался в декабре. Декабрь был самым холодным месяцем в году, студёным, и называли его "студень". За ним шел "просинец" (январь), названный так из за первых после хмурого неба декабря "проталинок"-островков синего неба. Февраль из за крепких и лютых своих морозов назывался "лютень".
Весенний солнечный праздник-Масленица, праздновался он в марте. Март называли "березень" , потому что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают свои первые почки. За ним щёл месяц в котором просыпалась Земля-Матушка, расцветали первые деревья и первые весенние цветы, за то апрель называли "цветень". А вот когда просыпались все буйные травы, тянулись к Солнышку-Батюшке, всё вокруг зеленело, наступал май, и говорили о нём ласково "травень". Летний праздник Купала-яркие ночные костры, хороводы и волшебный цветок папортника-празднуют его в июне. Июнь месяц когда красным соком наливаются ягоды и плоды, в былые времена красный цвет называли-червлёный, отсюда и название месяца "червень". Потом приходило время цветения лекарственных трав и липы, июль называли "липень". Ну а время жатвы и сбора хлеба называли "серпень", в августе снимали хлеб с полей при помощи серпа. Осенью встречали великий праздник-Радогощь, который означал окончание сельскохозяйственных работ и зимние свадьбы. Праздновался он в сентябре, небо всё чаще начинало хмурится, шли первые дожди, вот и назвали его "хмурень". Октябрь радовал всех ярким одеянием, деревья сбрасывали свои листья, о нём говорили "листопад". В ноябре осень встречалась с зимой, месяц этот назвали "грудень". Название это произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь-это зимняя, замёрзшая дорога.
Ещё листву не сбросили деревья, Горят на клумбах хризантемы, сквозь снега. Но к вечеру, уже похолодало, Да так, что разыгралась вдруг пурга. Позёмкой полетела над дорогой, И под заборы снега намела. Юлой кружилась впереди прохожих Пока домой их всех не загнала. А утром ярко солнце засияло, И побежали улицей ручьи. И снова осень золотом блистала, На клумбах астры яркие цвели.(Валентина Сывак)Чудесная и волшебная пора, когда Осень властвует на земле, но Зима уже набирает свою силушку. Был на Руси и такой праздник, который означал встречу Осени и Зимы, называли его "Покрова". В этот день Зима вступает в свои права, идет первый снег и быт людей начинает заметно меняться. Другое название праздника "Засидки". Связано это с началом вечерних девичьих посиделок. Осенняя пора с работами в поле и огороде подошли к концу и теперь девушки собираются по вечерам, чтобы заниматься шитьём, прядением, заготовкой продуктов, домашним рукоделием и другими делами.В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё-перебираться в новые дома справлять новоселье. Ещё одной традицией праздника были обряды "пострига", посвящения в воинство юношей и крестьянство детей, достигших возраста 3-4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу).
В этот день начинали конопатить избы (утеплять, затыкать щели между брёвнами в доме). Старухи сжигали изношенные лапти, чтобы "прибавить себе ходу на зиму", а ребятишек обливали водой из решета на пороге дома, чтобы зимой дети не подхватили простуду."Засидки" означали начало работ в доме при огне, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали новый с особыми приговорами, с этого дня начинали попить печь. Зима наступает не только для людей, но и для всей живности, домашних и лесных духов. Бытовало поверье, что на Покров уходят на ночёвку многие звери и змеи. Люди верили, что змеи во главе с главным ужом влезают на лещину, чтобы в последний раз взглянуть на небо, после чего отправляются на зимовку. У Славян было поверье, что в день Покрова Домовой ложился спать и в доме проводили ритуал "Запекания углов". Для обряда выпекали блины маленького размера, и первый делили на четыре части и разносили по углам дома. Это было подношение для Домового, который считался духом дома и должен быть сыт и спокоен, таким образом, его как-бы просили сохранить тепло дома на протяжении всей зимы.Также существовало поверье, что на Покров уходят на зимовку Лешие. Перед спячкой лесные духи особенно свирепые и злые, они бродят по лесам, ломают деревья, разгоняют зверьё и представляют большую опасность, так что в канун Покрова и на сам Покров люди старались в лесу не появляться.
Для художника-это волшебная пора, пора для творчества и созидания красоты Матери-Природы, пора живописных пейзажей. Добро пожаловать на мастер-класс по созданию осеннего пейзажа!Материалы и инструменты:- лист бумаги формата А3- гуашь- кисти- банка для воды- тряпочка для рук и кистей- смятые бумажки
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над пейзажем с рисования утреннего неба. Примерно половину листа бумаги в его верхней части покрываем слоем белой гуаши, большими горизонтальными и плавными мазками, используя большую кисть. Затем на кисть набираем бордовый или красный цвет (используем те цвета, которые есть в наличии), и по мокрому слою белого цвета наносим лёгкие мазки. Смешиваем цвета, у нас получаются розовые оттенки, создаём уже чистой кистью плавные переходы от белого к розовому. Примерно по середине листа у нас будет проходить линия горизонта, её также прорисовываем белым и бордовым цветом, создавая розовые переливы цветов. Самый низ работы (первый план) окрашиваем в цвет охра. Плавно соединяем его с розовым цветом. Теперь нам понадобится кисть потоньше (№3, 4 или 5-это зависит от фирмы производителя). Бордовым цветом рисуем чёткую линию горизонта. И небольшими мазками (примакивание кисти к листу) рисуем силуэт леса. Теперь ствол дерева. Начинаем его рисовать чёрным цветом, с верху в низ.
Затем набираем на кисть коричневый и дорисовываем ствол дерева с большими ветвями. У корней дерева наносим горизонтальные коричневые мазки-тень. Моем кисть и "растягиваем" цвет, создавая плавный переход от коричневого к охре. Набираем на кисть белый цвет, затем сразу коричневый и рисуем деревце в дали, и его тень.Этой же кистью наносим мазки на ствол главного дерева-прорисовываем кору, затем немного чёрных мазков. Листья деревьев будем рисовать мятой бумагой. Обмакиваем её в краску (или наносим краску кистью на бумагу) и делаем отпечатки в области кроны. Первый цвет охра. Затем коричневый. Бордовый цвет. На маленькое деревце добавим немного белой гуаши-иней. Последняя деталь нашего пейзажа, в нижней части работы, с помощью бумаги рисуем опавшую листву и травы.
Для детей постарше работу можно выполнить немного иначе. Начинаем пейзаж так же с нанесения белого цвета, затем вводим красный, бордовый, рубиновый, на ваше усмотрение. Я использую краплак красный, им же рисую границу горизонта, и плавно перевожу его в цвет охра. Теперь тонкая кисть-коричневым рисуем ствол дерева на переднем плане, и белым деревья второго плана. Мазками чёрного цвета рисуем кору на главном дереве, рисуем тени у корней, и прорисовываем стволы берёзок. У корней берёз делаем мазки чёрного цвета. Чистой кистью с водой размываем эти мазки. Теперь осенний лес в дали. Прикладываем кисть с разными цветами к линии горизонта, в разном порядке, создавая мазки разного размера и величины.
Далее работа с мятой бумагой, рисуем травы и листья. Работаем по следующему принципу-набрали зелёный цвет, значит рисуем им сразу все элементы,и крону на дереве и листья на земле. На переднем плане рисуем травушку-муравушку. Коричневым усиливаем контур ствола центрального дерева, им же рисуем ещё несколько травинок. Ну очень захотелось нарисовать грибочки. Это просто-рисуем в три приёма-первый мазок (прикладываем кисть к рисунку) белый цвет-ножка гриба, второй цвет-охра-шляпка, и мазочек коричневого цвета. Наш пейзаж завершён. Работы моих деток.
Благодарю за внимание! Хорошего Вам настроения и творческого вдохновения!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование с помощью картофельного штампа на тему Осень для детей 4-6 летРисование на тему Осень в детском саду для детей 4-6 летРисование в детском саду. Старшая группа. ГеоргиныКак нарисовать осенний лист пошагово для детей 5-7 лет
Объявление скрыто.
ermake.ru
Осень | Расти умным!
Вот и пролетело быстротечное лето и природа готова менять свой наряд на осенний. Как отразятся изменения, происходящие в природе на наших малышах? Что нужно изменить в режиме? Какие игры наиболее уместны для занятий по методу Монтессори. Обо всем этом наш вебинар. На вебинаре Вы также узнаете: как провести осень с ребенком с максимальной пользой; какие темы лучше изучать в осеннее время; как организовать режим с поправками на время года; какие…
Read more...
Недавно я поняла, что мы совсем не уделяем внимание ножницам, а ведь это зря. Ножницы – прекрасный тренажёр для ручек, а сам процесс работы ножницами учит ребёнка концентрировать внимание, развивает координацию движений и просто радует ребёнка, ведь он сам, он умеет, у него получается! Изучив вопрос, я пришла к выводу, что большие листы А4 с длинными полосочками-пунктирами для малышей не годятся, это сложно, скорее они подойдут для дошкольников. А вот полоски,…
Read more...
“Ёжик резиновый шёл и насвистывал дырочкой в правом боку…” Мы уже рисовали ёжика ладошками и лепили его из пластилина. Давайте позовём самых маленьких деток и нарисуем вместе с ними иголки милому ёжику, который прогуливается по лесу и, очень даже может быть, спешит к кому-то в гости ;) Кстати, как и многие наши шаблоны, эту заготовку можно использовать абсолютно по-разному: вылепить иголки из пластилина или теста; нарисовать их фломастерами, ручками или…
Read more...
Листья уже желтеют, а мы решили отойти от городской суеты и уехать отдыхать в небольшой посёлок посреди леса. Здесь осень только начала касаться деревьев и днём всё ещё тепло, даже можно быстренько искупаться в маленьком водопаде. Отдыхающих мало, поэтому смело можно бегать и шуметь, не боясь кому-нибудь помешать. Утром дымка окутывает лес и лениво поют птицы, вечером пахнет кострами и влажным осенним лесом. А ещё здесь хорошо думается и работает…
Read more...
Вчера мы опубликовали шаблон для рисования пальчиками “Дождь”, а сегодня, продолжая тему осени, будем рисовать дерево с желто-красно-оранжевыми листьями. Кстати, а почему именно рисовать? Ведь этот шаблон можно использовать не только для рисования пальчиками, но и для аппликации, и даже для лепки из пластилина. В качестве материала для аппликации можно использовать: бумажные салфетки, кружки от дырокола, тыквенные семечки, сухой горох, да мало ли что ещё! А с пластилином вообще получится очень красиво: желтый,…
Read more...
Вот и осень на дворе, скоро начнутся дожди. В “Школе малышей” мы уже проходили тему осени, овощей-фруктов, цветов и деревьев, а сегодня мы будем рисовать дождь пальчиками. Хотя подобное задание у нас уже было: мы рисовали дождь на букву Д в проекте “Алфавит ладошками”. В этот раз под дождём оказался маленький енотик. Точнее он выбрался на прогулку с зонтиком, а тут раз – и начался дождик :) Мы надеемся, что эта…
Read more...
Продолжаем изучать деревья, а их, оказывается, очень увлекательно рисовать, лепить и клеить. Вот 5 поделок, которые мы сделали при помощи клея, клейкой ленты и всяких сыпучек и кусочков. Объёмная аппликация “Дуб с улыбкой” Ствол и ветки из крафта, листья из цветной бумаги, приклеены на ПВА. Дерево из кофе и кукурузных хлопьев Такую поделку можно сделать даже с малышом 10 месяцев. Вы наливаете клей в виде ствола, веток и листьев, а малыш…
Read more...
grow-clever.com
Рисуем с детьми. Осень. Мини МК
Поделиться:
Вот и наступила осень, а вместе с ней и новый учебный год!Я хочу поздравить всех с праздником и предложить вместе с детьми нарисовать этот незамысловатый осенний пейзажик!
Сначала нужно наметить простым карандашом линию горизонта и обозначить воду
Затонировать фон. Сначала фон неба, затем поверхность земли и воды.
Можно выполнить облака. Далее нарисовала ёлочкина дальнем плане, затем кустарники. Всё это выполнила приёмом печати кусочком газеты.
На переднем плане рисуем стволы берёзок.
И добавляем золотистую листву - смешиваем белый с жёлтым.Наша осенняя зарисовка готова!
Всех ещё раз с праздником и радостного творчества!!!