Статья"Сказка как средство безопасного поведения в социуме". Безопасность для дошкольников в сказках
Сказка по пожарной безопасности для детей старшей группы
Приключения Спички-невелички
Цель сказки: обогащение представлений детей старшей группы о правилах пожарной безопасности, действиях при обнаружении пожара.
Действующие лица сказки: ведущий — взрослый, Гном, Спичка, Волк, Лиса, Белка, два пожарных — дети.
Ведущий (В.).
Жил да был на белом свете
В доброй сказке добрый дом.
Домик Гнома на опушке,
И друзья его — зверушки —
Жили дружно в доме том.
Гном любил свой лес, дубравы,
Собирать любил он травы,
Чтобы тихим вечерком
Угостить друзей чайком.
Как-то раз чудесным днём
Шёл домой с лукошком Гном.
В терем свой спешил скорей,
Чтоб порадовать друзей.
Кто-то Гнома вдруг окликнул, —
Он остановился.
Повертелся вправо-влево,
Очень удивился.
Гном. Кто ты?
Не смотри, что я мала.
Ведь без спички-невелички
Не получишь ты огня.
Ты куда летишь стрелой?
Гном.
В терем свой лесной лечу,
Друзей порадовать хочу.
Спичка.
Ты возьми меня с собой.
Растопить сумею печку,
Помогу зажечь я свечку,
Без меня не сваришь супа,
Чай душистый не попьёшь.
Ты помощницы на кухне
Лучше спички не найдёшь!
Гном.
Буду я с тобой дружить,
В тереме мы станем жить.
Спичка.
Мы немножко пошалим
И зверей повеселим.
В. В тереме живут все дружно,
Чай душистый вместе пьют,
За столом ведут беседы
И танцуют, и поют.
Волк.
Время быстро пролетело,
Ждёт нас всех большое дело:
Нужно хвороста набрать,
Ягоды, грибы собрать.
Дружно вместе собирайтесь
И за дело принимайтесь.
Лиса (Гному).
Ты же, Гном, останься дома,
За хозяйством пригляди.
Не шали, помой посуду,
Никуда не уходи!
Гном.
Так и быть, останусь дома,
Положитесь на меня.
В. Только звери в лес ушли,
Гном позвал малышку Спичку,
Предложил ей поиграть.
Гном. Будем мы с тобой играть.
Спичка. Будем спички зажигать!
В. Гном чиркнул спичкой невзначай
И пальчики обжёг.
Он успел лишь крикнуть:
Гном. Ай!
Караул! Беда! Беда!
Все сюда, сюда, сюда!
Прибегают все зверушки.
Волк (Лисе).
Не смотри, не жди, не стой!
Ты залей огонь водой!
Лиса. Не найду никак ведра.
Волк. Вот ведро, а там — вода!
Поливает дом водой.
Волк (Белке).
Ты засыпь огонь песком,
Но рукой его не тронь!
Белка. Вот песок. А где лопата?
Гном. Положил её куда-то.
Гном ищет лопату, приносит. Белка засыпает огонь песком.
Белка и Лиса.
Что же делать, как нам быть?
Нам пожар не потушить!
Волк (Гному).
Телефон скорей возьми — «101» ты набери!
В. Вдруг раздался свист,
Слышен вой сирены.
Ведь спасатели сигнал
Приняли мгновенно.
До пожара докатили
В пять минут автомобили.
Во главе стоял пожарный,
Смелый и решительный.
Побороть помог огонь
Он огнетушителем.
Гном.
Да! Огонь всегда такой:
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Если будешь баловать,
То беды не избежать!
1-й пожарный.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни: хоть она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!
2-й пожарный.
Знать обязан каждый житель,
Для чего огнетушитель.
Волк. Быстро тушит он огонь.
2-й пожарный. Только зря его не тронь!
1-й пожарный.
Жизнь даётся лишь однажды —
Помнить должен это каждый!
Нужно шалости с огнём
В доме прекратить своём.
Все звери.
Так помните, дети, и ночью, и днём:
Никогда не шалите с огнём!
И. Зиновик
vscolu.ru
Сказка о пожарной безопасности Зайчик и его находка
Жил-был в лесу маленький Зайчик. И была у него особенность тащить все домой, что он найдет в лесу. Однажды в лес пришли туристы.
Они остановились на привал, поели, убрали за собой и пошли дальше. Зайчик сидел за кустом и с интересом наблюдал за ними. И увидел, как у одного туриста из кармана выпала какая-то коробочка. Что это были спички, Зайчик не знал. Он подобрал их и принес в лесную деревню. В деревне жили бобры, зайцы, белки, лоси, олени и много других животных.
Прискакал Зайчик в деревню, показал свою находку друзьям. Волчонок сказал: «Это спички. Мать говорила, что маленьким детям нельзя с ними играть. Может произойти пожар». А Зайчик ему отвечает: «Это маленьким нельзя, а я уже большой». Взял Зайчик маленькую красивую спичку и зажёг ею по коробочке. Загорелась спичка. Зайчик ожог лапку. Испугался и бросил ее на землю.
Загорелся сухой мох, пламя взвилось вверх. Хорошо, что Волчонок был рядом и погасил огонь. «Плохой ты, Зайчик, нельзя так делать, а то будет беда и леса, и зверям, птицам» — сказал он. «Будешь ты меня учить! Я и сам умный» — ответил Зайчик и сам поскакал дальше. Сел под елкой, чтобы его никто не видел, достал спички и начал ими чиркать по коробочке. Увидела это Белка и говорит: «Огонь — страшная сила. Он может принести великое зло. Спички сделаны не для того, чтобы с ними дети гуляли. Не играй с ними, а то может быть пожар». «И ты ещё меня учить будешь» — возмутился Зайчик. «Прыгаешь по деревьям и прыгай дальше, не мешай мне».
Побежал Зайчик назад в деревню, спрятался в домике, чтобы его никто не видел, и давай снова чиркать и смотреть, как они красиво горят. Вдруг спичка сломалась и отскочила на зайчикову постель из сухих листьев. Листья сразу же загорелись. Пламя перекинулось на стены, и Зайчик один не мог потушить. Он так испугался, что спрятался в шкафу. Едкий дым ел глаза. Зайчик выскочил на улицу и закричал во всю мощь: «Пожар! Пожар! Помогите!»
Все звери были в лесу. Хорошо, что рядом пролетала Сорока. Она затрещала на весь лес: «Сюда, сюда, все сюда! Тушите огонь! Зайчик домик поджёг!» Вызвали спасателей-бобров. Дядя Бобр и его команда начали носить воду в вёдрах и заливать огонь. А Зайчик заливался слезами и говорил: «Я больше никогда не буду брать спички!» Огонь потушили, но домик сгорел. Дядя Бобр строго сказал всем малышам, которые собрались у пожарища: «Никогда не берите спички в руки, не играйте с ними, а то будет, как Зайчику. Мог бы сгореть весь лес, и тогда нам негде было бы жить».Зайчику домик отстроили, но с тех пор он запомнил, что нельзя играть со спичками. А вы, ребята, знаете об этом?
О. Писар
vscolu.ru
Статья"Сказка как средство безопасного поведения в социуме"
Сказка как средство формирования у детей дошкольного возраста
навыков безопасного поведения в социуме
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения дошкольников навыкам безопасного поведения в социуме является сказка.
Сказки − это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их − жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев − те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир − разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила безопасного поведения. И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот.
Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и сказка «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят», и «Красная Шапочка», «Колобок». У А. Усачева в книге «Маленькая собачка Соня» есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» – это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон [1, c. 33].
На занятиях мы с ребятами читаем и анализируем сказку. Обсуждение начинаем с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашифровано много важной информации. На примере героев, сказка нас хочет научить чему-то важному, и мы должны догадаться – чему именно. Важно – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Ребятам на занятиях предлагаю следующие вопросы:
1. В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома?
2. Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды?
3. Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.
4. Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице, и к чему это привело?.
5. Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.
6. Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения [2, c. 45].
Примеры используемых сказок:
«Заюшкина избушка», «Семеро козлят» − эти сказки говорят – «Не пускай в дом чужих!».
«Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» − это правило, дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино».
«Не принимай угощение от чужих!» − учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух».
В сказках «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» − дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка оставшегося без присмотра взрослых.
Много других сказок с увлекательными сюжетами, на примере героев попадающих в сложные ситуации помогут ребенку стать осторожнее.
Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Так сказочный урок приходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.
В качестве примера привожу конспект мероприятия «Сказочная безопасность», проведенного в МДОУ «Детский сад №93» на заседании творческой группы опорных муниципальных дошкольных образовательных учреждений по реализации проекта «Здоровые дети- здоровая нация»
Конспект мероприятия «Сказочная безопасность»
Воспитатель: Добрый день! Уважаемые гости, предлагаем вашему вниманию несколько ситуаций по «Правилам безопасности». Что же такое, правила безопасности? (Выслушать ответы детей.)
Все вы правы, это когда ведешь себя так, чтобы не случилось неприятностей или беды.
Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Сейчас oотправимся мы в путь
В страну сказок, где правила живут.
(Выходит Красная Шапочка, прогуливается)
Воспитатель:
На краю старинного села,
Девочка прекрасная жила.
Мать ее ласкала, бабка баловала,
Красной Шапочкой звала.
Раз несла она через лесок
Маслица горшок и пирожок
Вдруг на встречу серый,
С голодухи смелый!
Злой и отвратительный волк!
Волк: Вы разрешите с вами познакомиться,
А может быть я тот, кого вы ищите,
А может быть, вам этот день запомнится
Как самый лучший день
Из многих тысяч дней.
Красная Шапочка: Здравствуйте! Меня зовут Красная Шапочка!
Я к милой бабушке иду
По этой тропке, на опушке,
Волк (в сторону): Ну что-ж, я тоже помогу проведать добрую
старушку.
Красная Шапочка: Ой! Что вы! ...
Волк: Да не страшись меня
Ты зорька ясная
Не бойся, как огня
Огнеопасен я! (берет Красную Шапочку за руку − уходят)
Воспитатель:
Красная Шапочка
С волком болтала
Где живет бабушка, рассказала.
Волк же голодный
Хитер был и смел,
Чуть бабушку с внучкою
Вместе не съел.
(Раздается испуганный крик из домика)
Петух: Кукареку! Ко-ко-ко!
Здесь лиса недалеко!
Посмотрю в окошко я,
Что она мне принесла?
Лиса: Петя, Петя, Петушок!
Где ты, миленький дружок!
Для тебя я принесла
И гороху, и пшена.
Петух: Ой, лисичка, будь добра
Заходи скорей сюда! (Петух открывает дверь, впускает лису, слышится шум, выбегает петух, лиса пытается догнать его).
Петух: Котик, братик, спаси меня!
Кот: Что за шум? Кто кричит?
Петух: Это я, твой петушок,
Выручай меня, дружок!
Кот: (прогоняет лису)
Видишь, Петя!
Сколько раз
Я давал тебе наказ.
Ты не слушал, дверь открыл,
И в беду ты угодил!
Воспитатель:
Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: «Я от мамы,
Она забыла взять панаму»
Ты незнакомца впустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем.
Тебя он может напугать,
И шубу мамину забрать.
Выходит ребенок: Хозяйка и Василий − усатый старый кот.
Не скоро проводили соседей до ворот.
Словечко за словечком и снова разговор.
А в доме перед печкой огонь прожег ковер.
Вбегают котята с ведрами.
1-й котенок: Тили-бом, тили-бом!
Загорелся Кошкин дом,
Загорелся Кошкин дом,
Стоит дым столбом!
Кот: Пожар! Горим, горим!
Злой пожар все выше, выше
Озарил соседний дом!
2-й котенок: Выпал на пол уголек
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди меня, не стой!
Заливай его водой!
Кот: Везде пожар!
Горим, горим! Звоните срочно 01! (Убегают)
Воспитатель: Чтоб не ссорится с огнем,
Нужно больше знать о нем.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
(Выходит Зайчиха с плюшевым зайцем)
Зайчиха: (горько с жалостью):
Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик,
Попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой.
Доктор Айболит:
Не беда. Подавайте-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
И он опять побежит по дорожке.
Нужно слушаться без спора,
Указанья светофора!
Нужно правила движенья,
Выполнять без промедленья!
Это вам всем говорит,
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель: Пусть для спешки есть причина,
Пусть торопимся опять,
Но нельзя перед машиной
На дорогу выбегать!
Слышится хрюканье и повизгивание. Появляется Хрюша, плачет.
Воспитатель: Что случилось?
Хрюша: Мы играли со Степашкой в догонялки, я побежал за ним и упал, у-у-у! Больно!
Воспитатель: Чем же тебе помочь?
Хрюша: Надо спросить Степашку. Он в лесу живет, и знает листочки каких растений, лечат ссадины а царапины. Степашка иди сюда!
Степашка:
Я знаю!
По дороге там и тут
Подорожники растут
Подорожник – горемыка
Весь истоптан, посмотри-ка
Низко стелется у ног
Пожалей его, дружок.
Сам страдалец он, не прочь
И чужой беде помочь.
Может верно, послужить
Если кто пораниться.
Стоит листья приложить
Ранка и затянется
Воспитатель: Степашка! А что это там. Это твой пакет?
Степашка: Ура! Наверное, там подарки. Делим их на всех!
Воспитатель: Подожди, Степашка, это не твой пакет. И не мой тоже.
(Спросить у гостей «Может ваш?» Нет. Что же нам делать?)
Надо позвонить в службу 02. Кто позвонит? Кто объяснит в чем дело?
Степашка звонит: Здравствуйте! Меня зовут Степашка! Я нахожусь в детском саду №93, улица Октябрьская, дом 17 «а». Мы нашли незнакомый пакет. Приезжайте к нам. (Звук сирены. Входит полицейский. Осторожно берет пакет, прислушивается, заглядывает и достает предметы новогодней пиротехники (хлопушку, бенгальский огонь).
Полицейский: Как же они тут оказались? Хорошо, что вы не взяли чужой пакет, там могло оказаться что-нибудь опасное для здоровья и даже для жизни. Кстати! Хрюша, Степашка, а этими предметами вам можно пользоваться самостоятельно? (отвечают)
Полицейский: А какие номера служб спасения вы знаете?
Хрюша и Степашка: Если пожар − 01
Если кому-то плохо − 03.
Полицейский: Молодцы! До свиданья! Если что-нибудь еще случится, вызывайте, всегда поможем. (Уходит, слышится сигнал сирены).
Воспитатель: Пора нам возвращаться из страны сказок:
- Есть правила на свете
Должны их знать все дети
В обратный путь поторопитесь
В детское саду очутитесь. (Выходят все дети без костюмов).
1) Ты помни правила всегда
Что бы не случилась вдруг беда.
И неприятность не пришла,
И где-то вдруг тебя нашла,
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять
2) За правилами безопасности следи −
Помни о здоровье, и жизнь свою щади.
3) Правила пожарной безопасности
И дорожного движения
Имеют для жизни
Большое значенье.
4) Чтоб не волновались водители,
Не переживали родители,
Будем правила выполнять
Их будем четко соблюдать!
Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – СПб : Детство–пресс, 2007. − 145 с.
2. Гнусарева, Е. Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников / Е. Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание. − 2011. − № 3. − С. 45-51.
infourok.ru
Сказки по правилам пожарной безопасности для дошкольников
Сказки
«ХИТРЫЙ ОГОНЬ И ВОДА»
Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую – нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.
И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.
Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.
Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.
После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.
«ПОЖАРЫЧ»
Жил – был старичок-лесовичок, звали его Пожарыч. Любил он поиграть со спичками: то траву подожжет, то куст запалит. Несладко приходилось всему лесу и его жителям. Зато стоял тот лес на берегу синего моря, из которого время от времени выходили 33 пожарных богатыря. Каждое утро начиналось с того, что старичок Пожарыч лес поджигал, а они его тушили. Однажды поджег он травку да не рассчитал: занялась землянка бабки с дедкой. Бабка тут завелась: «Говорила тебе, старый, что нужен нам в хоромы огнетушитель, ведь с каким соседом рядом живем! Ступай в ЖЭК, поклонись рыбке и выпроси у нее средства тушения пожара».
И тут такой переполох случился: богатыри из пожарной части имени Черномора лес тушат, дед в ЖЭК побрел, бабка воду в корыте таскает, а лесовик так перепугался, что второпях спрятался в волчьем логове. К вечеру 33 богатыря, черные и усталые, отправились к себе на дно отмываться да отдохнуть. Землянка все-таки сгорела, и остались дед с бабкой возле мокрого корыта и с огнетушителем. Вернулся лесовик-хулиган к своей избе, а на том месте лишь куча головешек. Увидев печальные последствия своих игр, зарыдал Пожарыч горькими слезами и выбросил, наконец, коробок спичек. А звери и птицы собрались на главную поляну леса думать, что им делать с поджигателем. Поставили лесовичка посередине и начали его ругать и укорять, пока Пожарыч не выдержал: «Понял я, что виноват, простите меня, никогда больше не буду с огнем забавляться, ведь у меня тоже дом сгорел! »
И зажил лес по-новому, в безопасности. На каждой опушке отныне висит аппарат телефонный, соединенный спутниковой связью с русалкой – диспетчером пожарной части синего моря. И в наше, далекое от сказочного, время тоже есть телефоны (правда, не на каждой «опушке», по которым можно позвонить в случае пожара, и приедут богатыри. Только разъезжают они теперь на красных машинах с сиренами. Так что при пожаре вызывайте их скорее по телефону «01». Такой простой номер, чтобы не забыть, а то кто-нибудь запутается в справочнике, да и сгорит вместе с ним.
«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»
Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.
Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.
infourok.ru
Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок»
Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок»
В современном мире большое внимание уделяется вопросам безопасности человека. И больше всего все мы беспокоимся за самых маленьких граждан нашего общества-детей дошкольного возраста.
Ученными доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка, когда складывается и опыт безопасного поведения. Значит, нам необходимо дать детям такие знания и обучить таким навыкам, которые помогли бы им в будущем оценить окружающую обстановку, определить потенциальную опасность и вовремя принять правильное решение, как вести себя в данной ситуации. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки дарят чудеса, а их увлекательный сюжет занимает фантазию ребенка, отвлекая от беготни и шумных игр, заставляя затаить дыхание в ожидании чуда и волшебства. Сказки помогают воспитывать у детей доброе отношение к миру и людям. Но хочется отметить, что сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию, но и помогают нам обучать детей безопасности. Сказки - это своего рода учебник, по которому ребенок начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев, те самые уроки безопасности, которые будут осваивать наши дети. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Читая и обсуждая с детьми народные сказки, мы помогаем детям усвоить, что и в реальном мире необходимо соблюдать те же правила: не слушать и не верить незнакомым: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка»; не преступать запреты: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; вовремя обращаться за помощью: «Гуси-лебеди»; не робеть в трудных ситуациях: «Заячья избушка». И каждый раз, повторяя эти важные сказочные истины, мы учим детей бдительности и осторожности, постепенно подводя их к тому, что мир разный, что в нем есть и добрые, и злые и от нас самих зависит, в какие руки мы попадем.
Например, после прочтения сказки «Колобок», мы задаем малышам такие вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному)
А для детей постарше такие вопросы:
- Обратите внимание ребенка на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли)
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые).
Если дети еще не умеют говорить – мы все равно задаем вопросы. И, сделав паузу, сами даем на них ответ. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком говорим: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну, разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что…» Говорить надо кратко и ясно (как в сказке). При этом мы не используем сложноподчиненных предложений: малыши в них путаются. И не ругаем колобка, потому что мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки. Мы выражаем главную мысль, которую хотим донести до детей. Мы делаем вывод в доступной для детей форме. Суть его такова: ребенка предупреждают, прежде чем пойти или убежать куда-то, надо как следует подумать, а еще лучше взять в спутники бабушку или дедушку, папу или маму. По сути, нам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.
Конечно, делаем мы это не все за один раз. Дети просят повторить одни и те же сказки по несколько раз, и этим надо пользоваться. Постепенно дети поймут суть, и сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.
В заключение хочется сказать, что сказки играют большую роль в обучении детей безопасности. Сейчас наша задача – заложить фундамент безопасности. Будет крепким фундамент – и знания тоже будут крепкими.
multiurok.ru