Что такое беседа? Правила, цель и тема беседы. Беседа на


Что такое беседа? Правила, цель и тема беседы :: SYL.ru

Как выглядят интеллигентные люди? В качестве подсказки к ответу на заданный вопрос можно привести образы героинь и героев, представленных в литературе. У Пушкина это прекрасно воспитанная, образованная, скромная, умная, обладающая чудесными манерами и знающая правила этикета девушка по имени Татьяна. Она описана в «Евгении Онегине» — романе в стихотворной форме. Там же подробно раскрыт и образ современного (на момент выхода данного произведения в свет) денди - самого Евгения Онегина.

Что отличает их обоих от крестьян, например?

Не статус и не обилие денег, а уже упомянутые ранее образованность, знание правил и норм этикета и еще один ключевой момент. Это умение правильно вести диалог.

Со времен Пушкина прошло немало лет, однако в современном мире по-прежнему считаются интеллигентными людьми те, кто обладает данными способностями.

Именно поэтому в статье мы подробно изучим, что такое беседа и каковы ее правила и основы.

Значение слова «беседа»

Знакомство с любым непонятным термином, определением и т. д. следует начинать с выяснения того, что оно собой представляет. Чтобы получить точное и максимально подробное толкование, следует прибегнуть к помощи словарей.

Согласно определению, представленному русским лингвистом и языковедом Татьяной Федоровной Ефремовой, что такое беседа, можно объяснить тремя словами-синонимами:

Причем под беседой подразумевается непременно спокойный словесный обмен информацией между людьми, а также передача чувств и эмоций в словесной форме. Причем ключевым моментом в таком разговоре считается тихая и приятная атмосфера, никаких споров, криков, оскорблений и взаимных упреков.

Что происходит во время беседы

Выяснив, что такое беседа, перейдем к изучению того, что происходит между людьми во время подобного обмена репликами. А в следующем пункте данной статьи разберемся, где этот метод общения применяется.

Итак, во время беседы между людьми происходит некое волшебство, сближающее их, помогающее понять как друг друга, так и самих себя. Однако далеко не каждая беседа может протекать в свойственном ей ключе. Во многих случаях люди, напротив, ожесточаются, озлобляясь друг на друга.

Именно поэтому для хорошей индивидуальной беседы важно не только умение говорить и выражать свои мысли, эмоции, чувства словами, но и слушать, то есть понимать, о чем говорит собеседник.

Где применяется беседа

Подобная способность восприятия других людей называется эмпатией. Особенно важна она в работе психолога. Ведь люди, приходя к человеку этой профессии за помощью, словно исповедуются. Но порой говорят не прямым текстом, а некими метафорами, образами, намеками, а иногда и вовсе утаивают информацию. Догадаться об этом можно лишь читая между строк. Однако в этом случае существует угроза неправильной трактовки слов клиента. Поэтому задача настоящего психолога - расположить человека к себе, помочь ему открыться. И это можно сделать, зная, что такое беседа и как именно она должна структурироваться.

Помимо широкого применения психологией подобного рода общения, беседы используются в повседневной жизни и деловой: в семье, в школах и университетах, при приеме на работу, на переговорах и т. д. Поэтому, если сказать, что такая форма общения встречается везде, это не будет преувеличением.

Виды беседы

Психологи делят беседы на формальные и неформальные. Формальная беседа подразумевает следование этикету, нормам и правилам. Например, подчиненные должны обращаться к своему начальнику на «вы» или учителю в присутствии учеников нельзя говорить коллеге «ты».

Другое дело неформальное общение. Его можно услышать, например, во время беседы друзей. В этом случае эмоции и чувства берут верх, и участникам не требуется формулировать свои реплики в официальной форме. Именно этот вид беседы мы используем в повседневной жизни: в разговоре с друзьями, знакомыми или родственниками.

Правила и нормы беседы

Любая беседа должна в первую очередь приносить радость собеседникам. И для выполнения этого условия следует структурировать общение в особом ключе, то есть соблюдать правила беседы, причем для каждого вышеперечисленного вида они свои.

Основы деловой беседы:

  1. Обращаться к участникам только на «вы».

  2. Никаких слов-паразитов («ну», «эээ», «как бы» и других).

  3. Говорить по сути.

  4. Не допускать пустых или бестактных высказываний.

  5. Не перебивать.

  6. Четко аргументировать свою точку зрения.

Нормы неформального общения отличаются от делового тем, что в нем участники могут говорить практически все, что им приходит в голову, при этом обращаясь друг к другу на «ты». Однако в этом виде беседы также важно уважать своего собеседника, слушать его, не пытаться унизить или оскорбить, и не позволять этого другим участникам.

Как начать разговор и о чем вести беседу

Чтобы ответить на вопрос, что же можно обсуждать, или как выбрать тему беседы, следует учитывать следующие критерии:

  1. Вид беседы.

  2. Возраст участников.

  3. Цель беседы.

Исходя из этого, следует выбирать такую тему, в которой ее организатор будет сам хоть что-то смыслить и понимать, а также ту, что будет интересна не только ему, но и всем участникам процесса.

У деловой беседы практически всегда есть обозначенная тема, поэтому с ней проблем не возникнет. Главное, не бояться высказывать мысли, комментарии и аргументировать свою точку зрения.

Неформальная же беседа не обязывает людей начинать и продолжать общение. Поэтому, чтобы завести разговор, человека следует заинтересовать.

При желании заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми важно найти, к чему можно «прицепиться» и начать диалог. Например, для девушки очень важен ее внешний вид. Следовательно, у молодого человека, что как бы ненароком похвалит ее черты лица, какой-либо аксессуар, прическу и т. д., будет шанс не просто получить отклик, но и продолжить общение.

Также хорошим поводом начать или поддержать неформальную беседу будут такие извечные темы, как: погода, домашние животные (в современном мире преимущественно коты), фильмы, музыка и т. п.

Как правильно беседовать с детьми

Дети — самые сложные и нестабильные люди, именно поэтому так важно правильно строить беседу с ними. Особенно если разговор на какую-либо серьезную тему, например о разводе родителей или половом созревании.

Итак, беседа с детьми (будь то малыши или школьники) имеет существенные различия. А все потому, что на ее построение влияет возраст ребенка. Исходя из этого, можно представить следующие рекомендации:

  1. Беседа с малышом. В раннем возрасте дети живут чувствами, эмоциями, а не логикой или разумом. Поэтому давать малышу «умные» советы бессмысленно, он все равно пропустит их мимо ушей. В этом возрасте дети учатся в форме игр, соответственно, объяснить что-либо им разумнее игровым, несколько несерьезным способом.

  2. Беседа с подростком. Дети в подростковый период наиболее уязвимы, а потому чрезвычайно болезненно воспринимают любую критику, оскорбления, унижения и т. п. Поэтому важно с первой секунды беседы не угрожать или обвинять ребенка, а продемонстрировать ему, что отношение к нему не изменилось. Потом уже спокойно объяснить, что данный его поступок (или поведение) неприемлем.

Беседы с родителями необходимы детям абсолютно в любом возрасте. Но и для родителей разговоры со своими детьми крайне полезны. Однако структурировать их необходимо грамотно. Как именно, рассмотрим далее.

Какое значение беседа с родителем имеет для ребенка

Для каждого родителя его ребенок превыше всего. Но в современном мире, когда семья перестала быть традиционной (малыша воспитывает только один родитель, преимущественно мама), родительское желание дать ребенку хорошее будущее не всегда соответствует их возможностям, уровню достатка.

Поэтому некоторые мамы и папы, проводя чрезмерно много времени на работе, в связи с усталостью (или по иным причинам) редко находят время для простого общения со своими детьми. А ведь именно беседа с родителями может в корне изменить самую тяжелую и нерешаемую ситуацию в жизни ребенка.

Совсем не обязательно, что родитель даст какой-нибудь дельный совет. Одни лишь его поддержка, ободряющее слово, диалог, в ходе которого ребенок проговорит свою сложную ситуацию и словно взглянет на нее со стороны, покажут маленькому человеку, что он важен для родителей и они помогут ему справиться со всем. Неважно, словом или делом. Кроме того, возможно именно благодаря беседе, ребенок поймет, что проблемы и вовсе нет.

Что важно знать родителям

Ключевые особенности беседы отцов и детей:

  1. Каждый родитель должен интересоваться жизнью своего ребенка.

  2. Никогда не насмехаться над его проблемами, какими бы пустячными они ни казались.

  3. Уважать точку зрения своего чада, прислушиваться к ней.

  4. Пытаясь убедить ребенка, ни в коем случае не кричать на него и не обзывать.

  5. Важно позволить малышу выговориться. Больше слушать, поощряя его к продолжению и большей откровенности.

По вопросам правильной беседы с детьми написано немало книг, поэтому родители могут отыскать ответы практически на любые вопросы, касающиеся этой темы. Но каждые мама и папа должны интересоваться своим ребенком и подбирать подход и особенность беседы, подходящие именно ему.

www.syl.ru

Беседа на тему "Безопасная улица"

Беседа на тему "Безопасная улица".

Задачи.

1. Учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

2. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки. 3. Закрепить у детей знание правил дорожного движения.

4. Расширить знания о правилах поведения детей на улице, в транспорте.

5. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

6. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Материал. Знаки для дидактической игры, картинки с изображением разных ситуаций в автобусе, перекресток, машины, макеты домов, дорожные знаки, картинки с изображением опасных ситуаций на улице, листы бумаги с изображением разных людей на улице.

Предварительная работа. Экскурсия к перекрестку, беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения с незнакомыми людьми, чтение художественной литературы.

Ход беседы

Сейчас мы отправимся на экскурсию по городу, которая называется "Безопасная улица".

Экскурсия, экскурсия

Объявлена у нас!

Все дети едут в город

Примерно через час

-Запомните, ребята,

Хочу предупредить.

Должны вы, где бы ни были,

Внимательными быть.

В-ель. Поедем мы на экскурсию в автобусе. Занимайте места.

Дети садятся в "Автобус".

В-ель. В городском транспорте нужно вести себя вежливо, не забывая о своей безопасности. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя в транспорте?

Проводиться дидактическая игра "Как нужно вести себя в транспорте". На стульях лежат знаки, (+).

Знак)- дети правильно ведут себя в транспорте;

Знак(+)- нельзя так вести себя в транспорте.

Воспитатель показывает картинки с изображением разных ситуаций в автобусе, дети поднимают знак.

Ситуации:

1. Дети громко разговаривают.

2. Дети разговаривают с водителем.

3. Дети уступают место старшим.

4. Дети становятся ногами на сиденье.

5. Дети едят в автобусе.

6. Дети прислоняются к двери.

7. Дети высовываются в окно.

8. Дети пропускают вперед пожилых людей.

В-ель. Молодцы, правила поведения в общественном транспорте вы знаете. Наш автобус приехал.

На полу расположен макет перекрестка с домами, транспортом, машинами.

В-ель. Мы приехали на улицу, которая называется "Безопасная". На ней много домов, они большие, их много. Улица длинная и широкая. По ней ходят люди. Поэтому мы должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда.

Воспитатель задает вопросы детям:

1. Для чего предназначена улица?

2. На какие части она делиться?

3. Как называют людей, идущих по улице?

4. Где люди могут переходить проезжую часть дороги?

5. Как люди должны переходить проезжую часть?

6. Для чего нужен светофор?

7. Какие помощники есть у водителя и пешеходов?

В-ель. Ребята, на этой улице не хватает дорожных знаков. Давайте поставим их, чтобы водители и пешеходы знали, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего делать нельзя.

Дети берут дорожные знаки, ставят на улицу и объясняют куда и почему они поставили.

В-ель. Ребята, вы знаете, что для пешеходов есть специальные правила поведения на улице. Мальчик по имени Лёлик не знает этих правил, давайте мы расскажем ему.

На доску выставляются иллюстрации с изображением мальчика в разных опасных ситуациях.

Дети называют правила.

1. Не играй на проезжей части и рядом с дорогой.

2. Не переходи дорогу на красный сигнал светофора.

3. Автобус обходи сзади.

4. Не переходи дорогу в неположенном месте.

В-ель. Молодцы! Вы знаете, как вести себя на улице, правила дорожного движения. А знаете ли вы, как нужно вести себя при встрече с незнакомым человеком? Мы хорошо знаем своих друзей, соседей, знакомых, но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, а есть злые и жестокие, поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными. Вспомните сказки, в которых были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые и коварные злодеи.

Дети называют сказки: "Колобок", "Волк и семеро козлят". "Буратино", "Сказка о мертвой царевне", "Иванушка-дурачок", "Кот, петух и лиса" и др.

В-ель. Давайте поиграем в игру "Знакомый, свой, чужой".

Воспитатель бросает мяч детям, они называют: знакомый-сосед, друг; свой-мама, папа, брат, сестра и т. д. ; чужой-продавец, почтальон, прохожий на улице и т. д.

В-ель. А сейчас садитесь на стулья.

Воспитатель на доске показывает картинки с разными ситуациями на улице.

В-ель. Посмотрите на ситуации, которые могут произойти с вами на улице. Как нужно поступить, чтобы не попасть в беду?

Дети объясняют:

1. Нельзя ходить с чужими людьми.

2. Нельзя к чужому садиться в машину.

3. Брать у чужих ничего нельзя.

Дети садятся за столы. На столах лежат листы с изображением разных людей на улице.

В-ель. Рассмотрите внимательно персонажей на рисунке, раскрасьте их, а затем обведите карандашом тех людей, к кому можно обратиться на улице за помощью.

Дети обводят полицейского, женщину с ребенком и т. д.

В-ель. Кого ты обвел? Почему?

Дети объясняют.

В-ель. Сегодня мы побывали на экскурсии. Мы узнали, как безопасно вести себя на улице. Давайте еще раз вспомним эти правила.

Ребенок читает стихотворение

Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

чтоб не случилась с тобою беда.

multiurok.ru

Беседа с детьми на тему: «Что такое улица?».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»

Беседа на тему:

«Что такое улица?».

Воспитатели: Золина Н. П.

«Что такое улица»

Программное содержание. Учить правильно называть элементы дороги. Закреплять знания детей о работе светофора, дорожных знаках. Познакомить детей с правилами поведения пассажиров, с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «переход», «тротуар». Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д. ; машины движутся по проезжей части улицы.)

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами поедем в маленький городок «Светофорик». Поиграем в игру “Когда мы пассажиры”. Представьте, что вы пассажиры. Кого мы называем пассажирами?(Ответы детей.) А Вова пусть будет водителем, он сядет впереди. Значит, мы — пассажиры и ждем на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали! Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмет ее водитель — и двери откроются. А разговаривать во время движения с водителем можно?

Дети. Нет!

Воспитатель. Почему?

Дети. Нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.

Воспитатель. А можно высовываться из окна?

Дети. Нельзя, это опасно.

Воспитатель. А почему нельзя вставать ногами на сиденье? (Ответы детей.) А можно ли ходить по автобусу во время движения?

Дети. Нельзя, это опасно. Можно упасть.

Воспитатель. Можно ли в автобусе громко разговаривать?

Дети. Нет, это будет мешать другим пассажирам.

Воспитатель. Ну вот, мы и приехали, выходите из автобуса, не спешите. Для того чтобы попасть в город «Светофорик» нам нужно вспомнить все сигналы светофора.

Дети рассказывают о трех сигналах светофора.

Воспитатель. Дети, а где вы видели светофор?. В следующий раз, когда будете проходить по этой улице с мамой или папой, остановитесь и внимательно посмотрите, как слушаются светофора и машины, и люди. А чтобы вы лучше запомнили сигналы светофора, мы поиграем в игру на правила дорожного движения.

Проводится игра «Зажги огни светофора»

Воспитатель. Добро пожаловать в город. Итак, перед вами улица города. Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов. Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары). Тротуар – это «дорога для пешеходов». Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы).

Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства, называют – проезжей частью. Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и гляди голова кругом пойдет. Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы, когда машины движутся нескончаемым потоком? А на перекрестке совсем пропадешь!

Загадка: Есть на каждом перекрестке

Замечательный прибор.

Знайте, дети, что зовется

Он помощник … (светофор)

А вот пешеходный переход, который носит название животного. Это – «зебра». (Показ иллюстрации животного). Ребята, как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?

Стихотворение:

Зебра в Африке живет, полосата очень.

Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет.

А у нас на улице, здесь у перекрестка

Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

«Зебра» - это участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями.

Где нужно переходить дорогу?

По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело …

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

А сейчас, ребята, найдите в городе пешеходные переходы.

Проводится игра «Найди пешеходный переход».

Воспитатель. Сейчас мы пройдем по улицам города.

Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т. д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы. Здания в городе разные. Посмотрите, чем они отличаются? (Ответы детей.) Правильно, в одних домах живут люди, есть здания, где учатся дети, где продаются товары: школы, магазины, детские сады, кинотеатры, почта и много других зданий.

Воспитатель. Посмотрите, что за знак (Ответы детей).

В белом треугольнике с окаемкой красной

Человечкам-школьникам очень безопасно.

Этот знак дорожный знают все на свете:

«Будьте осторожны, на дороге дети!»

Воспитатель. Этот знак мы можем увидеть около школы и детских садов. Вот и подходит к концу прогулка по нашему городу. Дети, вам понравилось в городе «Светофорик»? (Да).

Покажите: тротуар, проезжую часть, пешеходный переход, «зебру». Расскажите об их назначении. Молодцы, вы все хорошо запомнили правила пешеходов.

Мы также поговорили о правилах поведения в автобусе и перехода улицы. «Правила дорожные не такие сложные.

Ты всегда их твердо знай,

На дороге соблюдай!»

Сегодня, дети, вы узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует, запомните их, а дома расскажите своим братьям и сестрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми. А сейчас нам пора возвращаться в группу.

kopilkaurokov.ru

Беседа на тему: «Знакомство с улицей»

Беседа на тему: «Знакомство с улицей»

Цель: Познакомить детей с улицей и её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.

Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.

А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.

А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?

А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.

А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зебра».

Ребята, мне загадывали загадку, только я не знаю что это.

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня друзья?

А что обозначают сигналы светофора?

Ой, как много мне надо запомнить!

Красный свет – стоять приказ.

Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен.

Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он разрешает машинам ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»

Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!

Беседа на тему:

«Пора не пора – не ходи со двора».

Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не любит? А водить нравится?

Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что вы говорите, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?

Наверное, вы говорите так: пора не пора – иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам и пошёл искать.

А вот я недавно был в школе пешеходов там, у ребят присказка другая: пора не пора – не ходи со двора! Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе!

Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу!

Если сел на велосипед.… Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.

Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин, и все они ездят быстро.

А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины нужно медленно и очень аккуратно.

Вы запомнили присказку?

Правильно: пора не пора – не ходи со двора! А почему?

Ну, молодцы, всё запомнили! Значит, мне пора. До скорой встречи!

Беседа на тему:

«Посмотри налево, посмотри направо».

Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

Приходит в гости Буратино.

- Здравствуйте ребята! Я недавно был в школе пешеходов и очень много нового узнал и хочу с вами поделиться.

Кто знает, где надо переходить дорогу?

Правильно, по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски «зебра», или по подземному переходу. Но есть и тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц.… Если вы думаете, что здесь можно разгуливать, где попало, то ошибаешься. Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровен час, выскочит из-за поворота автомобиль!

Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут.

Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.

Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы – остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин. Вначале – посмотри налево. Посреди дороги – посмотри направо.

Вы запомнили, как надо переходить? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?

Молодцы, хорошо запоминаете!

А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу – не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.

Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности. Посмотрите. (Показать картинку)

Вы запомнили, как называется место, где можно переждать пока проедут машины?

Молодцы, ребята! Хорошо запоминаете! Но мне уже пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?

Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!

Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?

Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус, посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.

А что дальше делают в транспорте?

Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!

А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!

А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?

Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?

Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?

Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.

Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!

Беседа на тему: «Скорая помощь».

Цель: Познакомить детей со службой скорой помощи, и для чего она нужна.

Приходит Буратино с книгой К. И. Чуковского «Айболит».

- Здравствуйте, ребята! Я тут увидел интересную книгу и хочу вас с ней познакомить. Может быть, вы её уже и знаете. Слушайте!

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И волчок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

- Вы узнали про кого это?

А в каких случаях мы можем пригласить доктора домой?

Если помощь нужна срочно, а врач не может прийти быстро, что нужно делать?

Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой машины?

Для чего в машине «скорой помощи» установлена сирена с мигалкой?

А вы могли бы объяснить, почему «скорая помощь» называется «скорой»?

Какие вы молодцы! Очень много знаете! Вот послушайте стихотворение!

Если вдруг ты сильно захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер «Скорой помощи» - «03».

Ой, ребята, мне уже пора идти. До свидания! До скорой встречи, я ещё приду! (уходит)

Занятие на тему: «Путешествие в лесу».

Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждое животное приносит пользу. Закреплять умение находить ошибки в небольших рассказах. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Материал: карточки с запрещающими правилами поведения, карточки с загадками, раскраски с животными.

Ход занятия.

К нам пришло письмо из леса. В нём приглашение в лес, но есть одно условие: в лес смогут войти только те дети, которые ответят, как нужно вести себя в природе.

Работа с карточками.

1. В лесу нельзя громко разговаривать включать магнитофон, радио потому, что можно распугать животных.

2. В лесу нельзя разжигать огонь на траве, под деревом, возле кустов, потому что в этом месте не растёт трава семь лет, и могут обгореть ветки.

3. Нельзя рвать цветы в лесу, потому что они могут исчезнуть.

4. Нельзя ловить бабочек и кузнечиков.

5. Нельзя ломать ветки дерева, кустарника, так как они тоже живые и им больно.

6. Нельзя брать из гнезда яйца или птенцов. Они могут погибнуть, так как их мама бросит потому, что от них исходит запах человека. И она их не признает за своих детей.

7. Нельзя выгуливать собак в лесу, они могут поймать обитателей леса.

Вы хорошо справились с заданием. Ведь лес – это большой дом для зверей и насекомых, давайте будем внимательны к природе, и в лесу всегда будет красиво и интересно. В нашем лесу много деревьев отгадайте, о каких деревьях идёт речь:

1. В каждый дом на Новый год к нам нарядная придёт, вместо листиков – иголки, нет прекрасней нашей … (ёлки).

2. Как на свадьбу разодета, в песнях дерево воспето. Не боится вьюг, мороза белостволая … (берёза).

3. Строевой таёжный лес вырос прямо до небес. Высоко стоит, стройная корабельная … (сосна).

4. На ветвях висят серёжки, расстегнулись вдруг застёжки, пух с деревьев закружило, тротуар запорошило на дороги, на поля пух роняет … (тополя).

Посмотрите возле пенька, что-то есть. Если мы разгадаем, кто зашифрован на картонка, то мы узнаем, кто живёт в этом лесу. Раскрасьте животное и расскажите о них.

Сначала:

- о внешнем виде,

- где обитают,

- чем питаются,

- какую пользу приносят.

Как вы думаете, есть ли вредные животные. Есть много примеров тому, как борьба с «вредными» животными и растениями оборачиваются новыми бедами («Дети, взрослые и мир вокруг нас»).

Наш общий друг Незнайка тоже побывал в лесу, и послушайте, какой рассказ он сочинил: «Наступила весна и я решил погулять в лесу. Сквозь сухую траву пробиваются грибы на деревьях: соснах, берёзах появляются молодые листочки. В лесу я заметил ежа, который ловко прыгал с ветки на ветку, а не так далеко медведь, готовился к зимней спячке, завидев зайца, лиса забилась под корягу. Воробьи, вороны и сороки возвратились из тёплых стран, чтобы свить гнездо и вывести птенцов. Мне пришлось вернуться домой, так как солнце быстро закатилось, и наступила длинная ночь».

Когда я прочитала рассказ, я поняла, что Незнайка что-то напутал. Если вы были внимательны, найдите ошибки.

Подведение итогов.

 

 

Диагностика по ОБЖ №1 (старшая группа)

(составлена на основе бесед)

    Фамилия имя ребёнка Возраст Дата     ПДД   Пожарная безопасность
О светофоре О профессии регулировщика Правила поведения в транспорте Правила поведения на дороге Об устройстве улицы О дорожных знаках О профессии пожарного Опасные электроприборы Поведение во время пожара
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Диагностика по ОБЖ №2 (старшая группа)

    Фамилия имя ребёнка   Возраст Дата Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка Поведение в природе
Безопасность на улице Безопасность в доме Поведение в доме Общение с незнакомцами Служба скорой помощи О грибах Правила поведения на воде Лекарственные растения Бездомные животные Встреча с насекомыми Безопасность на природе
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Литература

1. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва «Просвещение» 1998г.

2. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» Москва 2008г.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет» Москва 2008г.

4. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва 2006г.

5. Издательско - торговый дом «Корифей» «Правила дорожного движения» старшая группа занимательные материалы.

6. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Москва 2007

7. Авторский коллектив: Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева. Программа «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

8. Н. С. Голицына, С. В. Люзина, Е, Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников» Система работы Москва 2010г.

9. Н. Острун, А. Киселёв Энциклопедия XXI века «Школа безопасности»

 

Содержание.

Введение …………………………………………………………..……2

Перспективное планирование ………………………………………..5-8

Правила дорожного движения

Беседа на тему: «Знакомство с улицей»……………………….……....9

Беседа на тему: «Пора не пора – не ходи со двора»………….……....10

Беседа на тему: «Посмотри налево, посмотри направо»…………….11

Беседа на тему: «Правила поведения в транспорте»………………….12

Беседа на тему «Безопасность на дорогах»……….…………….…….13

Беседа на тему: «Регулировщик»………………………………….…..14

Пожарная безопасность

Беседа на тему: «Осторожно – электроприборы!»……………….…..15

Беседа на тему: «Кухня – не место для игр!»……….……………..….17

Беседа на тему: «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»……19

Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»…………………………..20

Беседа на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»…….22

Поведение в природе

Беседа на тему: «Бездомные животные»………………………………..30

Беседа на тему: «Съедобные и не съедобные грибы»…………………..31

Беседа на тему: «Правила поведения на воде»………………………….32

Беседа на тему: «Безопасность на природе»………………..……………34

Беседа на тему: «Встреча с насекомыми»………………………………..35

Беседа на тему: «Лекарственные растения»………………………..……36

Диагностика………………………………………………………………38-39

Литература…………………………………………………………………….40

 

Беседа на тему: «Знакомство с улицей»

Цель: Познакомить детей с улицей и её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.

Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.

А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.

А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?

А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.

А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зебра».

Ребята, мне загадывали загадку, только я не знаю что это.

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня друзья?

А что обозначают сигналы светофора?

Ой, как много мне надо запомнить!

Красный свет – стоять приказ.

Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен.

Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он разрешает машинам ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»

Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!

Беседа на тему:

«Пора не пора – не ходи со двора».

Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не любит? А водить нравится?

Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что вы говорите, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?

Наверное, вы говорите так: пора не пора – иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам и пошёл искать.

А вот я недавно был в школе пешеходов там, у ребят присказка другая: пора не пора – не ходи со двора! Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе!

Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу!

Если сел на велосипед.… Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.

Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин, и все они ездят быстро.

А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины нужно медленно и очень аккуратно.

Вы запомнили присказку?

Правильно: пора не пора – не ходи со двора! А почему?

Ну, молодцы, всё запомнили! Значит, мне пора. До скорой встречи!

Беседа на тему:

«Посмотри налево, посмотри направо».

Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

Приходит в гости Буратино.

- Здравствуйте ребята! Я недавно был в школе пешеходов и очень много нового узнал и хочу с вами поделиться.

Кто знает, где надо переходить дорогу?

Правильно, по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски «зебра», или по подземному переходу. Но есть и тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц.… Если вы думаете, что здесь можно разгуливать, где попало, то ошибаешься. Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровен час, выскочит из-за поворота автомобиль!

Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут.

Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.

Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы – остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин. Вначале – посмотри налево. Посреди дороги – посмотри направо.

Вы запомнили, как надо переходить? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?

Молодцы, хорошо запоминаете!

А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу – не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.

Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности. Посмотрите. (Показать картинку)

Вы запомнили, как называется место, где можно переждать пока проедут машины?

Молодцы, ребята! Хорошо запоминаете! Но мне уже пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!

 

Беседа на тему:

«Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?

Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!

Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?

Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус, посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.

А что дальше делают в транспорте?

Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!

А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!

А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?

Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?

Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?

Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.

Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!



infopedia.su

Этическая беседа на тему "Во что мы играем"

Ребята, кто из вас любит играть?

-Почему вам нравиться это занятие?

-Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем и как правильно нужно играть.

Отгадайте загадки:

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заводите!

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте и она помчится. (заводная машинка)

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут,

А ударят – нипочём,

Не угнаться за …(мяч)

Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно испугаем (игра- тигр)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём

Только лучше правь рулём. (велосипед)

За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

(воздушный змей)

Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. (городки)

-Ребята, скажите мне о чём эти загадки?

-Хорошо, а в какие игры вы знаете? О каких играх слышали?

-А на какие группы вы бы могли разделить все игры?

-Друзья, а скажите пожалуйста, приносят ли игры пользу, если да какую?

А все игры полезны?

Что это за игры?

Скажите мне, а когда нам интереснее играть?

Совершенно верно, ребята. Наверняка всем всегда играть интереснее вместе, сообща. Сейчас я прочитаю вам

рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его».

Е. Пермяк «Бумажный змей».

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

-Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала?

-Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

А почему, чувство грусти?

- А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть

Ребята, почему вы нарисовали грусть именно так?

-Сейчас я вам включу 2 музыкальных произведения, а вы должны понять, какое произведение наиболее подходит к вашему рисунку.

Звучит музыка В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная»

Ребята, вы поняли для себя какая музыка больше вам подходит?

-Почему?

-А что значит для вас слово грусть?

Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать это слово.

-Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют.

-Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть

-Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе?

- Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея?

- Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят?

- Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе

воздушного змея, но у них не получалось?

-Ребята, а кто-нибудь из вас делал воздушного змея?

Попробуйте сделать еще раз только вместе с друзьями и сравните ощущения.

итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.

2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

5. Не унывай при неудачах. Учись у других.

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Что вы для себя поняли?

Чему научились?

Как будите поступать в будущем?

Молодцы, ребята. Всем спасибо!

Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом, общаемся друг с другом.

Дети дают ответы к загадким.

О различных играх

жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер.

настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные.

они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию

Нет, не все. Бывают игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки.

-компьютер, карты, и др

Когда играем с товарищем, в группе, классом.

А еще когда мы играем дружно и по правилам.

Дети внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы учителя.

Дети рисуют

Дети отвечают

Дети слушают

«Лакримоза».

Она передает чувство грусти

Уныние, гнетущая скука

Учащиеся высказывают свое мнение

Дети отвечают на вопросы учителя

если они ссорились…

если им не хватало деталей для сборки…

если они спешили, сделали некачественно..

Если что-то не получается, будем терпеливы и тогда добьемся успеха.

А главное, в каждой игре мы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными

multiurok.ru

Беседа на тему: "Знаю ли я себя?"

МБОУ ДО ЦВР Кашарского района

Беседа на тему:

«Знаю ли я себя?»

Педагог дополнительного образования

Полякова Виктория Ивановна

С. Кашары

2016г.

Тема : «Знаю ли я себя?»

Цель тренинга: актуализация проблемы самопознания личности - совокупности всех представлений воспитанника о себе и самооценка, изучение себя.

Задачи тренинга:

  • Знакомство с темой, целями и задачами .

  • Принятие правил работы группы.

  • Формирование у учащихся интереса к внутреннему миру человека, к собственному внутреннему миру.

  • Стимулирование потребности разобраться в особенностях  людей и в самих себе, в своем характере.

Форма деятельности: психологический тренинг, аудиальная психокоррекция, рефлексия.

Ход занятия:

Приветствие «Улыбка»

Принятие улыбки как приема привлечения внимания и создания положительного эмоционального настроя членов группы на занятие.

Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». (Прослушивание отрывка песни). Поприветствуйте всех участников группы доброй улыбкой.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

 .  Тренинг «Какой Я?»

Цель: анализ своего внутреннего мира. Взгляд на себя со стороны.

Время:

Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.

Тема нашей практики – развитие Я-концепции. Что же это такое Я – концепция? (отвечают суворовцы, затем обобщает психолог). Это совокупность всех представлений человека о себе и их самооценка.

Нет более плодотворного занятия,

                                        Как познание самого себя.

                                                                (Р.Декарт)

Вот и пришло это время вопросов к самому себе. Они волнуют и мучают, заставляют заглянуть в самого себя, и невозможно однозначно ответить на эти вопросы только «нет» или только «да». Вам рассказывают о замечательных людях прошлого и настоящего, показывают красоту их жизни, оценивают их ум, характер, отношение к окружающим. Похожие черты вы находите в близких людях, тогда, естественно, появляется вопрос «А какой я сам?». Какими вы видите себя сами в действительности? Не противоречит  ли ваше «Я» тем оценкам, которые дают вам окружающие? В равновесии ли находятся понятия «что Я есть» и «чем Я хочу и должен стать?»

                        Живет во мне семь Я – целая семья.

                        Когда один говорит: «Да»,  второй говорит: «Нет»,

                        третий – дает совет, четвертый – спит,

                        пятый - мух считает,   шестой седьмого ожидает,

                        а седьмой - рассказывает сказку. Кого мне слушать?

                        Живет во мне семь Я – целая семья.

                        Когда один говорит: «Пойдем пешком»,

                        Второй говорит  «Поскачем верхом»,

                        Третий говорит: «На машине поедем»,

                        Четвертый: «На велосипеде», Пятый: «На санях»,

                        Шестой: «Не сегодня, а на днях»,

А седьмой – рассказывает сказку.

                        Кого мне слушать?

                        Живет во мне семь Я – целая семья.

                        Когда один плачет,  второй – хохочет,

                        третий – знать ни о чем не хочет,

                        четвертый задает за вопросом вопрос,

                        пятый – во все сует нос,

                        шестой – снова ждет ответа седьмого,

                        А седьмой рассказывает сказку.  Кого мне слушать?

                                               (Виктор Лунин)

Обсуждение: А сколько же «Я» в вас на самом деле?

Упражнение «Я – это…» и «Какой я?»

Воспитанникам дается задание написать на листе 10 предложений «Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем – 10 предложений «Какой Я?», дав ответ в виде 10 прилагательных. Затем проводится обсуждение. Следует сделать акцент на достоинства каждого ребенка, не обсуждая недостатки.

В структуре Я-концепции выделяют:

  • Я реальное (представление о себе в настоящем)

  • Я идеальное (каким хочешь быть)

  • Я прошлое (представление о своем Я в прошлом)

  • Я будущее (представление о своем Я в будущем)

Обсуждение. А теперь разделите лист на две колонки и запишите в них ваше «Я-реальное» и «Я-идеальное». Обсуждение.

Упражнение «Рисованное письмо оловянному солдатику»

 Воспитанники должны нарисовать рисунок – «Письмо оловянному солдатику», в котором бы содержалась информация о них в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Обсуждение рисунков.

(Рисунки психолог может использовать впоследствии для анализа внутреннего мира суворовца).

Диагностика уровня притязаний и самооценки воспитанников.

Цель: анализ уровня своих притязаний и самооценки

Время:

Необходимые материалы:

  Воспитанникам предлагается на листах нарисовать солнце с семью лучами. Лучи подписываются, как: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. Затем на каждом луче этого солнышка они отмечают черточкой, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) надо отметить, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.

Обсуждение. После выполнения задания воспитанники по желанию показывают свои рисунки остальным и рассказывают о своей самооценке.

Тренинг «Ваш характер»

Цель: определить черты своего характера

Время:

Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.

        Знаете ли вы свой характер? Интересно узнать? Характером называют индивидуальный склад человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они постоянно проявляются в различных ситуациях, стали устойчивыми свойствами, качествами. Знание характера позволяет предсказывать поведение человека в тех или иных ситуациях.

Анкета «Ваш характер»

        Оцените некоторые ваши поступки и действия по тому, как часто они проявляются, сделайте заключение, являются ли они качествами характера.

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

Черта характера

1

2

3

4

5

6

Я заканчиваю то, что начал

Настойчивость

Мне интересны люди

Жизнелюбие, оптимизм

Я охотно помогаю, если могу это сделать

Щедрость, чуткость

Я стараюсь сделать то, что я запланировал

Целеустремленность

Я стремлюсь руководить другими

Лидерство

Я верный друг

Верность

Я всегда добиваюсь своего

Воля

Я стараюсь выглядеть лучшим образом

Честолюбие

Я зависимый человек

Комфортность

Я принимаю решения без колебаний

Решительность

Меня нелегко отговорить

Упрямство

Я могу организовать свое время

Рационализм

Я выполняю поручения по дому

Исполнительность

Я делаю свои дела сам

Самостоятельность

Я люблю физическую работу

Трудолюбие

Я не боюсь оставаться один

Смелость

Я слушаю других

Внимательность

Я всегда на людях, с  людьми

Экстравертность

Я способен принять критику

Объективность

   Просмотрите, пожалуйста, список черт характера в анкете «Ваш характер». Выберите ту из них, которую вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах. Запишите ее около схемы «Я – характер» под номером 1. Затем выберите следующую по значимости и запишите под номером 2 и т.д. Получится наглядная картина вашего Я в сфере качеств характера.

     « Я                 Положительные черты                Отрицательные черты

  Характер»  - целеустремленность              - переменчивый

                                - трудолюбивый                             - ленивый                        

                                - настойчивый                                - уступчивый

                                - волевой                                         - безвольный

                                - лидер                                        - ведомый

                                - самостоятельный                         - несамостоятельный

                                - общительный (экстраверт)          - замкнутый (интроверт)

                                - оптимист                                       - пессимист

 

        Стендаль называл характером человека совокупность его моральных привычек. Составьте самохарактеристику. Она позволит определить вам свои полезные и вредные привычки.

 Задайте себе следующие вопросы:

 - С какими привычками я не смог бы расстаться или даже подумать о том, чтобы расстаться?

 - Есть ли у меня вредные привычки?

Под знаком (+) напишите полезные привычки, под знаком (-) вредные. Отнеситесь предельно самокритично.

Ответьте на вопросы:

- откуда появились эти привычки?

- что они делают с вами и чем поддерживаются?

(Здесь важно увидеть, что привычки, вместо того чтобы реально помочь, фактически мешают развитию)

Проанализируйте. Приведите примеры, когда знания о себе, своем внутреннем мире, своем характере помогали вам приобрести уверенность  в различных ситуациях и обстоятельствах.

        Самого себя строить трудно, но не надо погружаться в самокопание. Четко определите свои цели в жизни, сформируйте план и творчески подойдите к составлению собственного сценария жизни. Необходимы ежедневные наблюдения, надо мыслить, давать оценку ситуациям и не забыть о самооценке. Так вы научитесь понимать себя, слушать свой внутренний голос – Я. Вы обогатите себя психологическим анализом, с помощью которого сможете закалить Волю, развить Ум, выковать Характер. Результатом этой большой работы будет достойная Самореализация.

Заполнение бланка. Обсуждение результатов.

infourok.ru

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование: тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

- Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

- Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

- Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

- Мне нравится, когда мои друзья...

- Я не люблю, когда меня...

- Мне очень приятно говорить друзьям...

- Своим друзьям я всегда...

- Я могу дружить с теми, кто...

- Со мной можно дружить, потому что...

Вывод. Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

- Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

• проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

- Что такое дружба?

- Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

kopilkaurokov.ru