Skip to content

Занятия с детьми психологические: Психологические минутки в детском саду. | Картотека:

Содержание

Психологические минутки в детском саду. | Картотека:

                 

        

                                                                                Педагог-психолог

                                                                                   Няпшаева И.С.

                                                    Медвежьегорск

        

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов. Психологические игры наиболее доступны в применении для воспитателей и психологов. Так как в основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Данный курс занятий направлен на развитие различных сторон психики ребёнка. Такие игры и упражнения особенно показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, замкнутым, вспыльчивым. Занятия помогают детям учиться преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других людей, снимают психическое и мышечное напряжение. Кроме того цикл занятий направлен на сплочение детского коллектива, улучшения микроклимата в группе.

Цель: Повышение уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения к сверстникам;
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
  • Коррекция поведенческих трудностей

    Продолжительность занятий: 15-20 минут

       Число занятий в неделю – 1.

Каждое занятие строится по определённой схеме:

  1. Приветствие.
  2. Психологические игры и упражнения.
  3. Релаксационное упражнение.

Тематический план

№ занятия

Наименование форм работы

Задачи

1

Приветствие

Упражнение «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Игра «За что меня любит мама»

Повышение значимости каждого ребёнка в глазах сверстников.

 Игра «Узнай по голосу»

Формировать понятие об уникальности каждого человека. Сближение участников группы.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

2

Приветствие

Упражнение «Эти разные слова»?

Знакомство со словами как одним из способов общения.

Игра «Мой хороший попугай»

Игра способствует развитию чувства эмпатии.

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

3

Приветствие

Игра «Зеркало»

Развитие умения действовать сообща. Развитие чувства эмпатии.

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

4

Приветствие

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Упражнение «Самый…»

Сближение участников группы.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

5

Приветствие

Упражнение «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Психологический портрет»

Формировать умение выделять свои достоинства и недостатки, проявлять желание изменить в себе что-то.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

6

Приветствие

 Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Упражнение «Массаж по кругу»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

Игра «Волшебный мешочек»

Снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

7

Приветствие

 Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

8

Приветствие

Игра «Узнай по описанию»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательного отношения к сверстникам.

Игра «Мяч в руки»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Упражнение «Эстафета дружбы»

Развитие сплоченности детского коллектива, укрепление дружеских связей.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

9

Приветствие

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

10

Приветствие

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Игра «Я выбираю»

Развитие доброжелательных отношений в группе. Повышение самооценки.

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

11

Приветствие

Игра «Ладошки»

Развитие дружеских взаимоотношений, невербальных навыков общения

Игра «Разговор с руками»

Учить детей контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

12

Приветствие

Арт-терапевтическое упражнение «Подарок другу»

Развитие доброжелательных отношений между сверстниками, развитие уверенности в себе.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

13

Приветствие

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Арт-терапевтическое упражнение «Солнышко дружбы»

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

14

Приветствие

Игра «Рукавички»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

15

Приветствие

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

16

Приветствие

Игра «Добрые волшебники»

Повышение самооценки, снижение уровня агрессивности.

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

17

Приветствие

Игра «Бабушка Маланья»

Развитие умения выполнять упражнения синхронно. Повышение самооценки. Развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Игра «Ладошки»

Развитие дружеских взаимоотношений, невербальных навыков общения

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

18

Приветствие

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Ожерелье»

Развитие умения действовать сообща, развитие дружеских взаимоотношений между детьми.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

19

Приветствие

Игра «Волшебная паутинка»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Упражнение «Массаж по кругу»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

Игра «Бабушка Маланья»

Развитие умения выполнять упражнения синхронно. Повышение самооценки. Развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

20

Приветствие

Игра «Добрые волшебники»

Повышение самооценки, снижение уровня агрессивности.

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

21

Приветствие

Игра «Найди пару»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Зеркало»

Развитие умения действовать сообща. Развитие чувства эмпатии.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

Картотека игр и упражнений

Упражнение «Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно. Чтобы не спугнуть. Погладь голову, ноги, руки, шею… Он забрался на животик, погладь его. Солнечный зайчик хочет с тобой подружиться, он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним».

«За что меня любит мама»

 Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети помогают.

После этого целесообразно обсудить с детьми. Приятно ли им было узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод  том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Игра «Узнай по голосу»

«Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Мы собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». Потерявшегося ставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал.»

Упражнение «Эти разные слова»

 «Словом можно многое сделать. Что? (Ответы детей.) Назовите слова, которыми можно пригласить, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, похвалить».Рефлексия: какие слова слышать приятно, а какие нет?

Игра «Мой хороший попугай»

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: »Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с вами познакомится и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь у нам

снова?» дети предлагают:’ ‘Говорить с ним ласково», Научить его играть’ ‘и т. д. взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить ,сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать(или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Игра «Разноцветные ладошки»

Взрослый  поочерёдно показывает детям ладошки разного цвета. На зрительный сигнал дети должны выполнять определённое движение. Например, красная ладошка – прыжки, жёлтая ладошка – ходьба на носочках, синяя ладошка – хлопки в ладоши.

Игра «Зеркало».

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребёнок – зеркало, другой – смотрящий в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывания движений принадлежит смотрящемуся  зеркало. Через 1-2 минуты дети в паре меняются ролями.

Игра «Волшебный стул»

Один ребёнок садиться в центр на «волшебный стул». Остальные дети говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, поцеловать, обнять.

Игра «Ласковый мелок»

Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать друг другу на спине. Рисовать мы будем мелком. Мелок ласковый и поэтому, когда мы будем рисовать на будет приятно». Мягким прикосновением пальцев рисуем солнышко, тучку и т.д..

Игра «Доброе животное»

«Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся его сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук – шаг назад. И ещё раз»

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Игра проводится по кругу.

.

Упражнение «Самый…..»
Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый… (смелый и т. д.)».

Игра «Психологический портрет»

Круг разделён на две половинки – красную и синюю. Ребёнок дотрагивается до красной половинки – рассказывает, за что его можно хвалить, до синей – за что его можно поругать.

Упражнение «Массаж по кругу»

Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах, стоящего впереди. Каждый ребёнок по команде начинает осторожно массировать плечи и спину впереди стоящего. По условному сигналу все поворачиваются на 180 градусов и массируют плечи и спину партнёру, стоящему с другой стороны.

Игра «Узнай по описанию»

Педагог описывает кого-нибудь из присутствующих детей. Дети должны угадать, кого описывает взрослый. Описываются не только внешние признаки, а и личностные качества.

Игра «Мяч в руки»

Педагог по очереди бросает мяч каждому ребёнку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос. (Кого ты больше всех любишь? Чего ты боишься? Кто твой друг? Твой любимый праздник? Как тебя называет мама? Чем ты любишь заниматься? и т.д.)

Упражнение «Эстафета дружбы»

Эстафета передаётся через рукопожатие. Начинает взрослый: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет!»

Игра «Минутка шалости»

Под весёлую музыку дети двигаются, танцуют, прыгают в произвольной форме. При музыкальной паузе дети замирают.

Игра «Я выбираю»

Дети сидят на полу или на стульчиках. Игру начинает педагог: «Я выбираю  самую красивую девочку Катю». Педагог и ребёнок берутся за руки. Так продолжается пока все дети не построятся змейкой, последний замыкает круг. Примеры высказываний: «Самый добрый, самый умный, самый весёлый, самый хороший, самый лучший, самый старательный, самый внимательный» и т.д.

Игра «Ладошки»

«Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут друг друга, затем познакомятся, проявят симпатию, потанцуют, подерутся, помирятся, попрощаются».

Игра «Разговор с руками»

Детям предлагается обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить пальчики. Затем спрашивается: «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?». Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней (сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра «Все мои друзья»

Дети стоят в кругу. Перекидывают мяч от одного ребёнка к другому со словами: «Мой друг Серёжа». Мяч должен бросить и поймать каждый ребёнок

Арт-терапевтическое упражнение «Солнышко дружбы»

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

Игра «Найди пару»

Для игры нужны вырезанные из бумаги цветы (шары, грибы и т.д.), количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает одинаковые заготовки  по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

Игра «Добрые волшебники»

Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает  непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Игра «Бабушка Маланья»

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей.

Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают « круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)

На нее глядели и делали вот так… (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Бабушку можно нарядить в фартук и платок.

Игра «Ожерелье»

Дети встают в плотный круг. Они – бусинки. Красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга. Ведущий подходит к ожерелью и пытается «разорвать» его. Если ему это удаётся, то бусинки рассыпаются по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, и т.д., пока не соберёт снова всё ожерелье и не сделает его плотным и крепким.

Игра «Волшебная паутинка»

«Сегодня к вам в гости пришёл паучок. Давайте поможем ему сплести паутинку». Дети встают в круг и с помощью клубка ниток плетут паутинку, но так, чтобы на неё можно было посадить паучка. «Чем дружнее вы будете, тем крепче будет паутинка». Далее паучка можно посадить на паутинку, покачать его

Игра «Найди пару»

Для игры нужны вырезанные из бумаги цветы (шары, грибы и т.д.), количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает одинаковые заготовки  по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

        Список литературы

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций: — М.: Айриспресс, 2006.
  2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.:Речь, 2001.
  3. Крюкова С. В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.-М.:Генезис, 2003.
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб:Речь, 2001.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. –М.: Генезис, 1999

Развивающие занятия психолога с детьми 4-6 лет | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему:

Пример психологического занятия.

Цель:

  • Интеллектуальное развитие: развитие памяти,  произвольного внимания, логического мышления, развитие воображения.
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  • Умение слушать и слышать других, уметь высказывать свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

  • Набор картинок для развития памяти;
  • Раздаточные «обводилки» — контурные рисунки для раскрашивания;
  • Карточки – найди лишнюю.
  • Разноцветные домики-картинки.
  • Наборы цветных карандашей.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.  Цветные домики.

Показывая домики  вместе с детьми называем цвета (красный оранжевый, желтый, синий, зеленый). Кто может жить в таком домике? (В красном – помидор, роза, в желтом – цыпленок, одуванчик и т.д.)

2. В сказочном царстве.

Это задание нацелено на развитие зрительной памяти. Рассказывая историю, просим детей называть то, что нарисовано  на карточке. В конце рассказа все карточки переворачиваем  и попросим  вспомнить по очереди, что на них было изображено.

История.

Стояло на полянке дерево, а под деревом рос гриб-боровик. Грустно ему было одному. Вот однажды небо нахмурилось, на нем появились большие тучи и пошел сильный-сильный дождь. Про такой дождь люди говорят : « Льет как из ведра!». Подбежал к грибу-боровику муравей, спрятался от дождика под его шляпкой. Прилетела божья коровка, тоже спряталась под грибком и стала промокшие крылышки сушить. Кончился  дождик, выглянуло солнышко. «Спасибо тебе, — сказала божья коровка, — ты меня как зонтик от дождя укрыл». «А еще ты похож на парашют, с которым люди с самолета прыгают. Такой же большой и красивый», — добавил муравей. Радостно  стало грибу от того, что он такой красивый и полезный. А потом прискакала белка и унесла гриб-боровик в свое дупло. Там ему с другими грибами веселее будет!

Карточки: дерево, гриб, туча, ведро, муравей, божья коровка, зонт, парашют, белка, дупло.

3. Загадки.

        Сначала  предлагаем детям разгадать загадки, затем определяем в разгадке, дикое животное или домашнее.

  • Глазищи, усищи, хвостищи, когтищи, а моется всех чище. (кошка)
  • Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
  • Под кустом, под елками лежит клубок с иголками. (Еж)
  • Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

4. «Обводилки».

Раздаем каждому ребенку. Дети с помощью разноцветных карандашей помогают шарикам стать веселыми и красивыми.

«Разноцветные шарики».

Решил как-то бельчонок порадовать своих друзей и подарить им разноцветные воздушные шарики. Позвал он зайчонка, медвежонка, ежонка, мышонка и лягушонка. Показал бельчонок зверятам шарики и попросил каждого выбрать тот из них, который ему понравится больше всех. Зайчонок выбрал оранжевый шарик, потому что он напоминал ему его любимую морковку. Медвежонку понравился малиновый шарик, который был такого же цвета, как сладкая лесная малина. Ежонок как увидел красный шарик, так сразу закричал: «Можно я возьму красный – он похож на шляпку подосиновика, а это мой самый любимый гриб!». Мышонок заметил, что желтый шарик больше всего похож на его любимый сыр. Лягушонок  попросил  подарить ему голубой шарик, который был такого же цвета, как вода в пруду, в котором он жил вместе с мамой, папой, сестренками и братишками. А себе бельчонок взял зеленый шарик, потому что он был похож на листочки деревьев, среди которых он прыгал и играл все лето.

       — А ваши шарики кому могут понравится? Дети отвечают по очереди.

             

5 . Найди лишнее.

Дети отыскивают лишнюю картинку из четырех и объясняют, почему она является лишней.

Корова, коза, кот, лиса;

Тюльпан, береза, роза, ромашка.

Смородина, малина, апельсин, крыжовник.

Воробей, соловей, собака, ворона.

6.Чем они похожи?

На столе пары картинок. Найти в них что-то похожее. Приветствуются все соответствующие находки.

Кот и сом (есть усы).

Кит и слон (самые большие животные).

Книга и дерево (у них есть листы – листья).

7. Рефлексия (подведение итогов).

Дети благодарят друг друга за общение и говорят о том, что им больше всего понравилось на занятии. Важно, чтобы дети учились видеть достижения окружающих и радоваться им.

 

Социально-эмоциональные занятия для дошкольников и детских садов

Когда наши малыши отправляются в школу, они делают свои первые шаги на жизненном пути обучения. Они не только начнут формировать базовые навыки, которые проложат путь к успеху в учебе, но также освоят социально-эмоциональные навыки, такие как доброта, умение делиться и саморегуляция, которые будут способствовать их общему успеху в жизни. Некоторые исследования показывают, что социально-эмоциональная деятельность может быть самой важной работой, которую дети могут выполнять в первые годы. Фактически, одно исследование показало, что социально-эмоциональное благополучие в детском саду коррелирует с успехом до 25 лет.

Вот некоторые из наших любимых социально-эмоциональных занятий, которые можно использовать с учащимися дошкольного и детского сада.

РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

(Обратите внимание! WeAreTeachers может получать долю от продаж по ссылкам на этой странице. Мы рекомендуем только те товары, которые нравятся нашей команде!)

Научите учащихся определять свои эмоции.

Выявление и обозначение чувств (своих и чужих) — ценный жизненный навык, требующий много практики. Эти социально-эмоциональные занятия не только забавны и увлекательны для малышей, но и побуждают к важным разговорам, ведущим к более глубокому пониманию.

1. Читать, читать, читать!

Существует ТОННА детских книг с интересными главными героями и сюжетными линиями, которые учат социально-эмоциональным навыкам. Чтение о персонажах, с которыми они могут общаться, в ситуациях, к которым они могут относиться, помогает маленьким детям усвоить ценные уроки. Вот два списка книг, которые помогут вам начать: «Книги с картинками, чтобы научить учащихся доброте» и «Детские книги для обучения социальным навыкам».

2. Пой

Источник: Centervention

Различные эмоции вызывают в нашем теле разные ощущения. Научите своих учеников этой песне, чтобы помочь им научиться определять, что на самом деле происходит. Кроме того, найдите сценарии ролевых игр и вопросы для размышления.

3. Играйте в игру «Эмоции монстра».

Источник: Pocket of Preschool

Загрузите бесплатные игровые карты здесь. Эта веселая и увлекательная игра помогает детям научиться распознавать эмоции других людей. Игра начинается с того, что учащиеся ходят по комнате, изображая выражение лица, соответствующее их карточке. Пока они идут, они ищут другого ученика, который, кажется, демонстрирует то же чувство. Как только все посчитают, что нашли подходящего друга, позвольте им проверить свои карты, чтобы убедиться, что они правы. Сыграйте несколько раундов, чтобы дать детям возможность испытать разные чувства.

4. Сделайте маски эмоций

Источник: Нет времени для карточек

Эти маски — отличный инструмент для разговора о чувствах. И все, что вам нужно, это бумажные тарелки (разрезанные пополам), палочки для рукоделия, скотч и маркеры. Упражнение будет сосредоточено на четырех эмоциях: счастье, безумие, грусть и глупость. Для каждой эмоции (и каждой маски) нарисуйте лицо, а затем попросите класс определить эмоцию, которую оно представляет. Как только они правильно определят эмоцию, попросите их использовать маркер, чтобы нарисовать это лицо на одной из тарелок. Вы можете использовать эти маски во время чтения вслух (поднимите маску, которая показывает, что чувствует главный герой) или во время бесед в классе, чтобы закрепить их понимание того, как выглядят разные чувства.

5. Начинайте каждый день с регистрации

Источник: Simple Music Teaching

Эта забавная таблица поможет учащимся выразить свои чувства. Поместите его рядом с дверью вашего класса, и пусть учащиеся укажут на смайлик, который наиболее точно соответствует тому, что они чувствуют, когда входят. Это упражнение помогает учащимся привыкнуть следить за своими эмоциями и дает вам ценную информацию о настроении ваших учеников.

Научите детей справляться с обидами.

Умение определять и обозначать чувства — отличное начало. Следующим шагом будет знание того, что делать, когда возникают тревожные чувства. Такие чувства, как гнев, печаль и замешательство, несомненно, время от времени будут возникать в классе. Вот несколько социально-эмоциональных упражнений, которые помогут вашим ученикам научиться справляться в безопасной среде.

6. Используйте карточки со стратегиями

Источник: Liz’s Early Learning Spot

Эти бесплатно загружаемые карточки предлагают 23 различных стратегии (с картинками и словами), которые дети могут использовать для управления своими эмоциями. Распечатайте их, проколите в углу каждой карточки отверстие и прикрепите к кольцу.

7. Загрузите этот бесплатный плакат

Источник: Блог из пруда

Используйте эти плакаты, чтобы научить детей, что делать, когда они чувствуют, что их эмоции обостряются. Как только они ознакомятся со стратегиями, разместите плакаты в своем уголке для успокоения, чтобы дети могли обращаться к ним, пока они перегруппировываются. В загрузку включены 30 отличных идей для успокоения, таких как «Я умею считать до 10», «Я могу выдуть перышко» и другие.

8. Соберите набор для успокоения

Источник: Playful Notes

Запаситесь пластиковым контейнером с инструментами, которые помогут малышам управлять своими эмоциями. Включите такие вещи, как карточки со стратегиями, сжимающие шарики, успокаивающие бутылки, пластилин и дыхательные упражнения. Для получения дополнительных идей ознакомьтесь с этим списком из 40+ вещей, которые можно положить в свой набор для успокоения.

9. Научите их позам йоги …

Источник: Social Emotional Workshop

Научите своих учеников простым позам йоги, которые помогут им контролировать свое тело, когда эмоции зашкаливают. Для достижения наилучших результатов сочетайте позы с техниками глубокого дыхания. Перейдите по этой ссылке, чтобы получить доступ к удобной для детей колоде карт йоги с 34 различными позами йоги (включая простые описания) и предлагаемыми последовательностями поз для использования.

10. … и техники дыхания

Источник: Early Impact Learning

Глубокое дыхание снижает уровень стресса и беспокойства и помогает детям научиться управлять своими эмоциями. В этом источнике вы найдете множество забавных идей для организации передышек в течение дня.

Предоставьте детям множество возможностей для развития социальных навыков.

Как и все, малыши лучше всего учатся на практике. Предоставьте им много возможностей для общения со сверстниками один на один, в небольших группах и в составе целого класса, в идеале с минимальным вмешательством взрослых. Играя во время социально-эмоциональной деятельности, они учатся ориентироваться среди других детей, у которых могут быть другие стили и мнения. Такие занятия, как творческие игры, строительные проекты, настольные игры и чтение с партнером, — отличные инструменты для выявления сильных сторон и проблем детей, когда они начинают понимать, как управлять школой наилучшим для себя образом.

11. Создайте культуру доброты

Создайте культуру доброты в своем классе. Прочитайте своим ученикам рассказ «Наполнили ли вы сегодня ведро?» Путеводитель по ежедневному счастью для детей Кэрол МакКлауд. Затем распространите любовь с помощью нескольких из этих действий.

12. Участие в кружках комплиментов

преподавание

Источник: The Interactive Teacher

Проведение кружков комплиментов в классе занимает очень мало времени, но дает впечатляющие результаты. Создайте атмосферу уважения и доброты с помощью этого простого занятия, которое учит детей, как отдавать и получите комплиментов. Все подробности смотрите в этом блоге.

13. Обучение стратегиям решения проблем

Источник: This Reading Mama

В любой социальной ситуации неизбежно возникает конфликт. Вот почему так важно научить детей решать проблемы мирным путем. Предоставьте своим учащимся инструменты, необходимые им для управления неудобными ситуациями, с помощью этих стратегий преодоления трудностей и бесплатного набора плакатов.

14. Играйте в игру с обменом

Источник: Sunny Day Family

В очаровательной книге Мо Виллемса «Должен ли я поделиться своим мороженым?» слон Джеральд должен принять быстрое решение о том, поделиться ли своим рожком мороженого со своим лучшим другом Хрюшей. Прочитайте историю своему классу и поговорите о том, как поделиться.

Тогда попробуй эту веселую игру. Сделайте «вафельные» рожки из скрученных листов цветной бумаги, а затем попросите учеников попрактиковаться в передаче своего «мороженого» другу. Эта игра не только научит студентов сотрудничеству, но и даст прекрасную возможность использовать вежливые выражения, такие как «пожалуйста» и «спасибо».

15. Смотрите видеоролики о дружбе

Чтобы научиться ладить с другими, требуется много практики. Вот 12 видеороликов о дружбе, в которых сострадание, мудрость и юмор раскрывают суть того, что значит быть хорошим другом. Используйте их, чтобы начать разговор со своими учениками по мере создания сообщества в классе.

Практика осознанности в классе.

Осознанность определяется как психическое состояние, достигаемое за счет сосредоточения внимания на настоящем моменте при спокойном признании и принятии своих чувств, мыслей и телесных ощущений. Техники осознанности помогают учащимся справляться с сильными эмоциями (в себе и в других) и развивать чувство мира и спокойствия.

16. Внедряйте внимательность с помощью детских книг

Источник: 15 книг для обучения детей внимательности

Если вы ищете социально-эмоциональную деятельность, которая включает в себя чтение, есть десятки замечательных книг, которые преподают урок внимательности. для дошкольников. Пара наших любимых игр для самых маленьких: Мирная панда и Я джунгли.

17. Отправьтесь на прогулку на природу

Источник: The Little School

Выведите своих малышей на улицу, чтобы побаловать их пять чувств. Исследуйте изменяющийся цвет листьев, различные формы листьев, сосновые шишки и многое другое. Слушайте птиц и других тварей. Лягте на траву и почувствуйте землю под собой, глядя на голубое небо.

18. Игра в воде

Источник: Preschool Plan It

Ничто так не успокаивает чувства, как вода. Установите водяной стол в своем классе и позвольте учащимся участвовать в свободной совместной игре. Включите свой уровень грунтовых вод в качестве станции в центральное время.

19. Найдите время для творчества

Источник: Innovation Kids Lab

Есть ТАК много причин, по которым детям нужно рисовать. Большинство находит покой и расслабление в искусстве. Это сосредотачивает их умы и помогает им смотреть на мир вокруг них гораздо более заинтересованно.

20. Учитесь слушать

Источник: Fay School

Научиться слушать не только самих себя, но и друг друга – это важный навык для дошкольников. Каждый день уделяйте время тому, чтобы посидеть в тишине и прислушаться к звукам в течение увеличивающегося промежутка времени. Позвоните в колокольчик и попросите учеников посмотреть, как долго они могут слышать звук, который он издает. Объедините студентов в пары и научите их по очереди задавать вопросы и слушать ответы. Сыграйте раунд «по телефону».

Если вам понравились эти социально-эмоциональные мероприятия и вы хотите больше подобных статей, обязательно подпишитесь на наши информационные бюллетени.

Кроме того, ознакомьтесь с 50 простыми упражнениями на осознанность для класса.

Научно обоснованные занятия по развитию социальных навыков для детей и подростков (с советами по обучению)

© 2009 – 2021 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Эти занятия по развитию социальных навыков могут помочь детям наладить позитивные отношения — и лучше понимать, что чувствуют и думают другие люди.

Как мы можем помочь детям развить социальную компетентность — способность читать эмоции, сотрудничать, заводить друзей и разрешать конфликты? Дети учатся, когда мы действуем как хороший образец для подражания, и они получают пользу от того, что мы создаем среду, которая вознаграждает самоконтроль. Но нет ничего лучше практики . Чтобы развиваться и расти, детям нужен непосредственный опыт с чередованием, саморегуляцией, командной работой и видением перспективы.

Вот 17 основанных на исследованиях занятий по развитию социальных навыков для детей, организованных по возрастным группам. Я начинаю с игр, подходящих для самых маленьких детей, и заканчиваю занятиями по развитию социальных навыков, подходящими для детей старшего возраста и подростков.

1. Игры с чередованием 

Маленькие дети, включая некоторых младенцев, способны на спонтанные проявления доброты, но могут стесняться новых людей. Так как же мы можем научить их тому, что новый человек — это друг?

Один из действенных методов — вовлечь ребенка в игровые акты взаимности с незнакомцем. Например, ребенок по очереди нажимает кнопку на игрушке или катает мяч вперед-назад. Ребенок и незнакомец могут передать друг другу интересные предметы.

Когда психологи Родольфо Кортес Барраган и Кэрол Двек (2014) проверили эту простую тактику на 1- и 2-летних детях, казалось, что дети щелкнули выключателем.

Младенцы начали относиться к своим новым товарищам по играм как к людям, которым можно помочь и поделиться. Напротив, такого эффекта не было бы, если бы дети просто играли в рядом с незнакомцем , не участвуя в актах взаимности.

2. «Игра в имена» для малышей

Как заметила специалист по раннему развитию Кэтлин Кокран, многим детям нужна помощь в освоении основ привлечения чужого внимания. Они еще не понимают, что важно говорить на 9 языке человека.0113 имя.

 «Это такая простая вещь, — говорит Кокран, — но это только начало способности понимать точку зрения другого человека». Итак, как мы учим этому понятию? Кокран и ее коллеги рекомендуют эту простую социальную игру (Педагогический колледж, Колумбийский университет, 1999 г. ):

  1. Посадите детей в круг и дайте одному из них мяч.
  2. Попросите этого ребенка выбрать другого человека в кругу и назвать его или ее имя. Затем ребенок катит мяч названному индивидууму.
  3. Как только мяч получен, следующий ребенок выполняет ту же процедуру — называет предполагаемого получателя и передает мяч.

3. Музыкальные и ритмические игры для детей младшего возраста

Маленькие дети часто склонны помогать другим людям. Как мы можем поощрять этот импульс? Исследования показывают, что совместное пение и создание музыки являются эффективными социальными навыками для развития кооперативного и поддерживающего поведения.

Например, рассмотрим эту игру.

«Пробуждение лягушек»

Во-первых, вы берете группу дошкольников, которые не знают друг друга, и обращаете их внимание на «водоем» — расстеленное на полу голубое одеяло с несколькими «кувшинками». » в теме. Игрушечные лягушки сидят на кувшинках.

Затем вы говорите детям, что лягушки спят. Уже утро, и лягушкам нужна наша помощь, чтобы проснуться! Итак, вы даете детям простые музыкальные инструменты (например, маракасы) и просите их спеть небольшую будильную песенку, пока они ходят вокруг пруда в такт музыке.

Когда исследователи играли в эту игру с 4-летними детьми, они впоследствии проверили спонтанную готовность детей помогать другим детям. По сравнению с детьми, которые «разбудили лягушек» с помощью немузыкальной версии игры, создатели музыки с большей вероятностью помогали борющимся за труды сверстникам (Kirschner and Tomasello, 2010).

4. Игры для дошкольников, поощряющие внимание и самообладание

Чтобы хорошо ладить с другими, дети должны развивать концентрацию, внимание и способность сдерживать свои импульсы. Дошкольные годы — важное время для обучения такому самоконтролю, и мы можем помочь им в этом.

Традиционные игры, такие как «Саймон говорит» и «Красный свет, зеленый свет», помогают детям практиковаться в следовании указаниям и регулировании собственного поведения. Для получения дополнительной информации см. проверенные исследованиями игры, описанные в моей статье об обучении самоконтролю. Дополнительные советы по социализации маленьких детей см. в этой статье Parenting Science о социальных навыках дошкольного возраста.

5. Групповые драматические игры, ролевые игры

Чтобы ладить с другими, дети должны уметь успокаиваться, когда происходит что-то неприятное. Им нужно научиться сохранять хладнокровие. И один из многообещающих способов для детей отточить эти навыки — участвовать в драматических притворствах с другими.

Чтобы попробовать этот подход, вовлеките маленьких детей в совместные игры воображения, например, 

  • притворяйтесь семьей нечеловеческих животных,
  • переодевайтесь шеф-поварами и притворяйтесь, что вместе испечь торт, или
  • по очереди притворяются статуями (и заставляют сверстников ставить статуи по-разному).

В ходе рандомизированного эксперимента с дошкольниками из экономически неблагополучных семей Талия Гольдштейн и Мэтью Лернер обнаружили доказательства того, что эти социальные навыки помогают детям лучше развивать эмоциональную саморегуляцию (Гольдштейн и Лернер, 2018). После 8 недель игр под руководством учителя дети, которым было поручено играть в групповые драматические игры, воображаемые игры, улучшились больше, чем дети, которым было поручено заниматься альтернативными социальными навыками, такими как совместная игра с кубиками.

6. «Эмоциональные шарады» для детей младшего возраста

В этой игре один игрок изображает определенную эмоцию, а другие игроки должны угадать, какое чувство изображается. По сути, это простая версия шарад для самых маленьких.

Это полезно? По крайней мере, это способ мотивировать маленьких детей думать и обсуждать эмоции. И эта игра была включена (наряду с несколькими другими социальными навыками) в дошкольную программу, разработанную исследователями из Университета Висконсин-Мэдисон.

В небольшом экспериментальном исследовании программа под названием «Учебная программа доброты» была связана с успешными результатами: по сравнению с детьми в контрольной группе выпускники «Учебной программы доброты» испытали более значительные улучшения в оцениваемой учителем социальной компетентности (Flook и др. 2015).

7. Упражнения, помогающие детям читать выражение лица

Люди, умеющие интерпретировать выражение лица, могут лучше предвидеть действия других. Они также более «просоциальны» или помогают другим.

Эксперименты показывают, что дети могут улучшить свои навыки чтения по лицу с практикой. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими заданиями по развитию социальных навыков Parenting Science, которые помогут детям узнать о лицах.

8. Стопка шашек: игра для поддержания двусторонней беседы

Некоторым детям, в том числе с расстройствами аутистического спектра, трудно поддерживать разговор со сверстниками. Доктор Сьюзан Уильямс Уайт разработала ряд упражнений для развития социальных навыков, чтобы помочь им, в том числе Checker Stack, игра, в которой дети должны по очереди следить за темой.

Чтобы играть в эту игру для двух игроков, вам нужен только набор жетонов, которые можно складывать друг в друга, например, шашки или фишки для покера, и группа взрослых или сверстников, которые помогут оценить значимость вклада каждого игрока.

Игра начинается, когда Первый Игрок кладет жетон и говорит что-то, чтобы начать разговор. Затем второй игрок отвечает соответствующей фразой и кладет еще одну шашку поверх первой.

Игроки по очереди продолжают разговор. Как долго они смогут его выдержать? Насколько высоким может стать их стек? Когда игрок говорит что-то не относящееся к делу или не по теме, ход разговора прерывается, и игра окончена (White 2011).

9. Передача мяча: игра для оттачивания навыков группового общения

Вот еще одно занятие, рекомендованное доктором Сьюзен Уильямс Уайт — игра, в которой игроки образуют круг и по очереди участвуют в групповом разговоре.

Игра начинается с игрока, который начинает чат, а затем бросает мяч кому-то еще в кругу. Затем получатель отвечает соответствующим, уместным вкладом от себя и бросает мяч другому ребенку. И так далее.

Чтобы играть успешно, дети должны внимательно следить за тем, кто говорит, и смотреть в глаза во время обмена мячом.

Уайт советует вам участвовать в игре самостоятельно, и, если вы заметите, что один из детей не получает возможности внести свой вклад, вы можете попросить, чтобы вы получили мяч следующим. Затем вы можете завершить свой ход, бросив мяч ребенку, который остался в стороне (White 2011).

Вы можете найти эту игру, Checker Stack, и другие занятия по социальным навыкам в книге Уайта «Обучение социальным навыкам для детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом» (см. раздел ссылок ниже)

10. Совместные игры

Существует множество видов кооперативных игр. Некоторые из них ведут сидячий образ жизни, например, многие кооперативные настольные игры, продаваемые сегодня. Другие являются активными или физическими, как, например, игры «Острова» и «Шар времени», изобретенные Уильямом Хаскеллом и опробованные на старшеклассниках начальной школы (Street et al 2004).

В ходе одного исследования исследователи обнаружили, что игра в эти игры в течение 12 недель приводила к небольшим, но заметным улучшениям в «просоциальном» поведении — доброте и помощи другим (Street et al 2004).

«Острова»

Для игры в «Острова» вам понадобится группа маленьких детей и несколько хулахупов — примерно один обруч на каждых трех детей в классе. Затем вы раскладываете обручи на земле и позволяете детям крутиться вокруг них. Когда вы свистите, каждый ребенок должен войти в обруч, и в каждом обруче должно быть не менее трех детей. Детям придется сотрудничать и держаться друг за друга, чтобы попасть в кольцо.

«Шар времени»

В этой игре дети рассредоточиваются на открытом пространстве, каждый стоит, поставив ноги вместе. Одному ребенку дается мяч. Затем этот ребенок передает мяч кому-то другому и тут же садится. Второй ребенок повторяет упражнение, пока все дети не сядут.

Подвох? Цель игры состоит в том, чтобы как можно быстрее усадить всех, а мяч никогда не должен касаться земли, поэтому детям нужно подбрасывать мяч с осторожностью. Более того, решая, куда передать мяч дальше, они должны учитывать, насколько сложно это будет другим детям при последующих ходах: бросить мяч, не уронив его — проиграет вся команда. Поэтому дети, скорее всего, захотят обсудить тактику.

Каковы эффекты этих и других игр?

Наиболее очевидным преимуществом является то, что они побуждают детей действовать, ну… лучше. В одном исследовании исследователи обнаружили, что игра в такие игры, как «Острова» и «Шар времени», в течение 12 недель привела к небольшим, но заметным улучшениям просоциального поведения детей. Они, как правило, проявляли больше доброты, готовности помочь и сочувствия (Street et al, 2004).

Но другие исследования предполагают, что это может быть верхушка айсберга. Например, исследования показывают, что успешный опыт сотрудничества побуждает детей продолжать тенденцию: если вы будете сотрудничать со мной сегодня, я с большей вероятностью буду сотрудничать с вами завтра (Blake et al, 2015; Keil et al, 2017). Поэтому представляется вероятным, что кооперативные игры могут служить своего рода инструментом «создания союзников» между игроками.

Также оказывается, что некоторые типы совместных игр могут помочь детям развить их способность убеждать и убеждать других с помощью хорошо аргументированных аргументов.

«Соедини животных с нужной средой обитания»

В ходе экспериментального исследования пяти- и семилетних детей дети должны были работать парами над задачей сортировки. Они должны были сопоставить различные виды животных с соответствующей привычкой и объяснить свои решения.

Половину детей случайным образом распределили в кооперативную версию этой игры, в которой оба игрока работали вместе как одна команда. Остальные дети играли в игру на конкурсной основе. И что случилось? Дети, которые играли в кооперативную игру, предлагали больше обоснований своим идеям. Они также с большей вероятностью приводили аргументы, в которых учитывались обе стороны вопроса (Домберг и др., 2018).

Подробнее об исследовании и преимуществах совместных игр можно прочитать в этой статье «Наука о воспитании».

11. Совместное строительство 

Еще одна форма игры, способствующая сотрудничеству, — командное строительство. Когда дети создают что-то вместе с кубиками, они должны общаться, договариваться и координировать. Имеют ли значение такие социальные навыки?

Интуитивно понятно, и есть научные доказательства того, что специализированная программа кооперативной строительной терапии — под названием «LEGO 9Терапия на основе 0359 ® » может помочь детям, нуждающимся в дополнительной поддержке, для развития навыков социального общения (Owens et al 2008).

В недавнем обзоре опубликованных исследований исследователи пришли к выводу, что «терапия на основе LEGO ® » является «многообещающим методом лечения» для улучшения социального взаимодействия с детьми с РАС (Narzisi et al 2020). Если у вас родился ребенок с особыми потребностями, стоит спросить своего педиатра об этой форме терапии.

Я не нашел никаких серьезных экспериментов на эту тему, но вполне логично, что совместное садоводство может помочь детям отточить социальные навыки, и наблюдательные исследования подтверждают эту идею.

Дети, как правило, улучшают свою социальную компетентность, когда занимаются садоводством в общине или школе (Ozer et al 2007; Block et al 2012; Gibbs et al 2013; Pollin and Retzlaff-Fürst 2021).

Чем дети могут заниматься в саду? Возьмите реплику из недавнего исследования совместного садоводства среди шестиклассников. Детей распределили по группам, и каждой группе было поручено ухаживать за определенной грядкой. Кроме того, детей просили идентифицировать различные растения, документировать их рост, проводить анализы почвы и наблюдать за улитками (Pollin and Retzlaff-Fürst, 2021).

13. Обсуждения эмоций на основе историй

Вот упражнение на социальные навыки, которое вы можете попробовать практически где угодно: прочитайте эмоциональный рассказ, а затем предложите детям рассказать об этом.

Почему главный герой разозлился? Какие вещи заставляют вас злиться? Что вы делаете, чтобы остыть? Когда дети участвуют в групповых беседах об эмоциях, они размышляют о собственном опыте и узнают об индивидуальных различиях в том, как люди реагируют на мир. И это понимание может помочь детям развить свои способности «чтения мыслей».

В ходе одного исследования 7-летние школьники встречались два раза в неделю, чтобы обсудить эмоцию, описанную в коротком рассказе. Иногда их учителя поощряли их говорить о распознавании признаков данной эмоции. На других занятиях дети обсуждали, что вызывает эмоции, или делились идеями о том, как справляться с негативными эмоциями («Когда мне грустно, я играю в видеоигры» или «Мне становится лучше, когда мама меня обнимает»).

Через два месяца участники превзошли своих сверстников в контрольной группе, продемонстрировав значительное улучшение понимания эмоций. Они также набрали более высокие баллы в тестах на эмпатию и «теорию разума» — способность рассуждать о мыслях и убеждениях других людей (Ornaghi et al 2014).

14. Классические шарады для детей старшего возраста и подростков

Мы уже упоминали «Шарады эмоций» для детей младшего возраста. Традиционная или классическая версия игры также является отличным занятием для оттачивания социальных навыков у детей старшего возраста.

Подумайте, почему. В традиционной игре игрок достает листок бумаги из контейнера и молча читает то, что там написано — фразу, описывающую ситуацию (например, «прогулка с собакой»), или название известной книги, фильма, песни или телепередачи. показывать. Затем с помощью пантомимы игрок пытается передать эту фразу своим незнающим товарищам по команде.

Какие жесты наиболее вероятны для передачи важной информации? Чтобы показать эффективную пантомиму, вам нужно уметь видеть перспективу или представлять, что зрители должны увидеть, чтобы угадать ответ. Вы также должны сосредоточиться на правилах и воздерживаться от разговоров.

А если вы один из игроков, кто должен угадать ответ? Еще раз, чтение мыслей важно. На самом деле есть доказательства того, что просмотр шарад переключает наш мозг в «режим чтения мыслей».

Во время исследования с использованием фМРТ у игроков, наблюдавших за жестами, наблюдалась повышенная активность в височно-теменном соединении — части мозга, связанной с отражением психических состояний других людей (Schippers et al 2009).

Таким образом, кажется, что шарады побуждают детей думать о других точках зрения и совершенствовать свои навыки невербального общения.

15.

Командная легкая атлетика, которая включает в себя тренировку хорошего спортивного мастерства

Исследования показывают, что командная легкая атлетика может функционировать как эффективная деятельность по развитию социальных навыков —  , если взрослые моделируют правильное поведение и активно учат детей спортивным состязаниям.

В одном исследовании учащиеся начальных классов, получившие подробные инструкции по спортивному воспитанию, продемонстрировали более высокие лидерские качества и навыки разрешения конфликтов, чем их сверстники из контрольной группы (Sharpe et al, 1995).

В другом исследовании исследователи обнаружили, что подростки проявляли лучшие социальные навыки, если их спортивные тренеры придерживались демократического подхода к лидерству и предлагали большую социальную поддержку и положительные отзывы. Когда дети воспринимали тренера как авторитарного, они с меньшей вероятностью сообщали о росте социальной компетентности (de Albuquerque et al 2021).

И — во многих исследованиях — исследователи обнаружили, что игроки с большей вероятностью останутся мотивированными и позитивными, если их тренеры избегают авторитарных тактик, таких как запугивание, угрозы и манипулятивное использование вознаграждений (например, Sevil-Serrano et al 2021 ).

Итак, как сделать так, чтобы дети извлекли правильные уроки из командных видов спорта?

Похоже, взрослые должны позволять детям участвовать в принятии решений о целях команды. Им также необходимо поддерживать приятные, эмоционально поддерживающие отношения со спортсменами и мотивировать детей положительными отзывами об их успехах. И имеет смысл активно обучать детей принципам спортивного поведения, в том числе

  • Быть хорошим победителем (не хвастаться; проявлять уважение к проигравшей команде)
  • Быть хорошим проигравшим (поздравлять победителя; не обвинять других в проигрыше)
  • Проявлять уважение к другим игрокам и судье
  • Демонстрировать поощрение и предложение помощи менее умелым игрокам
  • Разрешение конфликтов без обращения к учителю

Во время игры мы должны дать детям возможность применить эти принципы на практике, прежде чем мы налетим на них. А когда игра закончится, мы должны Дайте детям обратную связь об их хорошем спортивном мастерстве.

Они становятся все более важными по мере того, как дети становятся старше, и требуют большего, чем сочувствие и хорошие манеры. Они тоже требуют большего, чем родные «смарты».

Исследования показывают, что большинство людей — независимо от IQ — становятся жертвами «предвзятости на мою сторону» — тенденции оценивать нейтральные доказательства в пользу своих личных интересов (Stanovich et al, 2013).

Но это не значит, что мы не можем бороться с этой тенденцией. Люди становятся менее склонными к предвзятости в зависимости от количества лет, проведенных в высшем образовании, даже после учета возраста и когнитивных способностей (Топлак и Станович, 2003). Поэтому кажется вероятным, что дети выиграют, если мы познакомим их с различными точками зрения, дебатами и инструментами критического мышления.

Один из классических подходов состоит в том, чтобы дать учащимся по очереди отстаивать обе стороны данного спора. Дети будут не только практиковать перспективное мышление, но и оттачивать навыки критического мышления. Для получения дополнительной информации см. мою статью о том, как научить детей участвовать в формальных, дисциплинированных дебатах.

Исследователи Джефф Кауфман и Анна Фланаган видят проблему, связанную со многими «развивающими сознание» социальными навыками: они слишком проповеднические, а это, как правило, отталкивает людей.

Итак, Кауфман и Фланаган рекомендуют более тонкий подход, заключающийся в том, что социальное сообщение встраивается в веселую, беззаботную игру. На сегодняшний день Фланаган создал две такие игры.

Первая — это карточная игра под названием Resonym Awkward Moment Card Game , игра для вечеринок, в которой игроки должны выбирать решения острых социальных проблем.

Он был протестирован на детях в возрасте 11 лет, и было обнаружено, что он улучшает навыки игроков в перспективе. По сравнению со студентами из контрольной группы дети, которые играли в эту игру, показали последующие улучшения в своей способности представлять точку зрения другого человека (Кауфман и Фланаган, 2015).

Они также с большей вероятностью отвергали социальные предубеждения и представляли, что женщины делают карьеру в науке. Кроме того, они проявляли больший интерес к противостоянию пагубным социальным стереотипам (Кауфман и Фланаган, 2015).

Вторая игра под названием Buffalo The Name Droping Game, предназначена для детей от 14 лет и старше.

Buffalo предлагает игрокам подумать о реальных или вымышленных примерах людей, которые соответствуют случайной комбинации дескрипторов (например, татуированный дедушка или бабушка, непонятый вампир или комик азиатского происхождения).

Поиграв в эту игру, старшеклассники продемонстрировали повышенную мотивацию распознавать и проверять свои социальные предубеждения, более решительно соглашаясь с такими утверждениями, как «Я стараюсь вести себя не предвзято по отношению к людям из других социальных групп, потому что это важно для меня лично». (Кауфман и Фланаган, 2015).

И карточная игра Resonym «Неловкий момент», и Buffalo The Name Droping Game доступны на Amazon. Если вы купите их по этим ссылкам, небольшая часть выручки пойдет на пользу этому веб-сайту.


Для получения дополнительной информации о повышении социальной компетентности см. мои научно обоснованные советы по развитию дружбы, обучению сочувствию и поощрению доброты. Кроме того, ознакомьтесь с моей статьей о развитии социальных навыков дошкольников, а также с моей статьей о потенциальных преимуществах просоциальных видеоигр.


Бейкман Р., Адамсон Л.Б., Коннер М.Дж. и Барр Р.Г. 1990. !Kung младенчество: Социальный контекст исследования объекта. Развитие ребенка 61: 794-809.

Блейк П.Р., Рэнд Д.Г., Тингли Д., Варнекен Ф. 2015. Тень будущего способствует сотрудничеству в повторяющейся дилемме заключенного для детей. Научный отчет 5:14559.

Блок К., Гиббс Л., Стайгер П.К., Голд Л., Джонсон Б., Макфарлейн С., Лонг С., Таунсенд М. 2012 г. Растущее сообщество: влияние Программы огорода Стефани Александр на социальную и учебную среду в начальных школах. Здоровье Educ Behav. 39(4):419-32.

Кортес Барраган Р. и Двек С.С. 2014. Переосмысление естественного альтруизма: простые взаимные взаимодействия вызывают у детей доброжелательность. Proc Natl Acad Sci U S A.111(48):17071-4.

де Альбукерке Л.Р., Шеерен Э.М., Вагетти Г.К., де Оливейра В. 2021. Влияние метода тренера и профиля лидерства на позитивное развитие молодых игроков в командных видах спорта. J Sports Sci Med. 20(1):9-16.

Домберг А., Коймен Б., Томаселло М. 2018. Рассуждение детей со сверстниками в условиях сотрудничества и конкуренции. Бр Дж Дев Психол. 36(1):64-77.

Флук Л., Голдберг С.Б., Пингер Л. и Дэвидсон Р.Дж. 2015. Содействие просоциальному поведению и навыкам саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью учебной программы доброты, основанной на внимательности. Дев Психология. 51(1):44-51.

Гиббс Л., Стайгер П.К., Таунсенд М., Макфарлейн С., Голд Л., Блок К., Джонсон Б., Кулас Дж., Уотерс Э. 2013. Методология оценки программы Stephanie Alexander Kitchen Garden. Health Promot J Austr. 24(1):32-43.

Гольдштейн Т.Р. и Лернер М.Д. 2018. Драматические притворные игры уникальным образом улучшают эмоциональный контроль у маленьких детей. Dev Sci. 21(4):e12603.

Кауфман Г. и Фланаган М. 2015. Психологически «встроенный» подход к разработке игр для просоциальных целей. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 9 (3), статья 1.

Keil J, Michel A, Sticca F, Leipold K, Klein AM, Sierau S, von Klitzing K, White LO. 2017. The Pizzagame: виртуальная игра общественного блага для оценки кооперативного поведения детей и подростков. Методы поведения Res. 49(4):1432-1443.

Киршнер С. и Томаселло М. 2010. Совместное музицирование способствует просоциальному поведению у 4-летних детей. Эволюция и поведение человека 31(5): 354-364.

Лэнси Д. 2012. Этнографические взгляды на культурную передачу/приобретение. Документ, подготовленный для Школы перспективных исследований, Санта-Фе, «Множественные взгляды на эволюцию детства». 4-8 ноября 2012 г.

Лэнси Д. 2008. Антропология детства: херувимы, движимое имущество и подменыши. Издательство Кембриджского университета.

Легофф Д.Б. и Шерман М. 2006. Долгосрочные результаты вмешательства в социальные навыки на основе интерактивной игры LEGO. Аутизм. 10(4):317-29.

Озер Э.Дж. 2007. Воздействие школьных садов на учащихся и школы: концептуализация и соображения по максимальному здоровому развитию. Здоровье Educ Behav. 34(6):846-63.

Пеллегрини А.Д., Дюпюи Д. и Смит П.К. 2007. Игра в эволюцию и развитие. Обзор развития 27: 261-276.

Пеллегрини А.Д. и Смит П.К. 2005. Природа игры: человекообразные обезьяны и люди. Нью-Йорк: Гилфорд.

Поллин С., Ретцлафф-Фюрст К. 2021. Школьный сад: социальное и эмоциональное место. Фронт Псих. 12:567720.

Севиль-Серрано Х., Абос А., Дилой-Пенья С., Эгеа П.Л., Гарсия-Гонсалес Л. 2021. Влияние поддержки автономии тренера и контролирующего поведения на мотивацию и спортивную приверженность юных футболистов. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 18(16):8699.

де Альбукерке Л.Р., Шеерен Э.М., Вагетти Г.К., де Оливейра В. 2021. Влияние метода тренера и профиля лидерства на положительное развитие молодых игроков в командных видах спорта. J Sports Sci Med. 20(1):9-16.

Шарп Т., Браун М. и Крайдер К. 1995. Влияние программы спортивного мастерства на общее позитивное социальное поведение городских учащихся начальных классов. Журнал прикладного анализа поведения 28(4): 401-416.

Спинка М., Ньюберри Р.С. и Бекофф М. 2001. Игра с млекопитающими: обучение неожиданностям. Ежеквартальный обзор биологии 76: 141-16.

Станович К.Е., Запад РФ, Топлак М.Е. 2013. Предвзятость Myside, рациональное мышление и интеллект. Текущие направления в психологической науке 2 (4): 259-264.

Street H, Hoppe D и Ma T. 2004. Фабрика игр: использование совместных игр для поощрения просоциального поведения среди детей. Австралийский журнал психологии образования и развития. 4:997-109.