Содержание
Конспект беседы по теме: «Вежливые слова» | Материал (старшая группа):
Конспект по тематической беседе по теме: «Вежливые слова»
Для старшей группы
Подготовила студентка 4 курса Вэнго А.
Цель: формировать у детей знания нравственно-этических норм;
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о воспитанном человеке
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: воспитывать желание вежливо говорить с людьми.
Оборудование: мячик.
Методические приемы: беседа-диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предполагаемый результат: Дети научатся вежливости и вежливым словам.
Ход беседы.
Вводная часть:
Воспитатель: Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед-
Скажем мы ему «Привет».
-Дети давайте мы с вами поздороваемся. А здороваться мы с вами будем с улыбкой, подарим ее друг другу и нашим гостям. Просто посмотрим и мило улыбнемся, пожелаем своей улыбкой добра.
Основная часть:
-А теперь, ребята я вас приглашаю присесть на стульчики, чтобы поговорить — о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это волшебные вещи, волшебные герои и волшебные слова. Но волшебные слова бывают не только в сказках, мы их слышим каждый день, но никогда не обращаем на них внимание. Обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны. Почему? (ответы детей)
Объяснение: Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, радостней.
Воспитатель: Есть такая пословица «Добрые слова слаще мягкого пирога», «Вежливые слова как ключики открывают сердца людей».
Чтобы вспомнить волшебные слова поиграем в игру «Волшебный мяч». Это необычный мяч. Это Вежливый мяч. Вы должны передать его друг, другу произнося вежливые слова. Только вы не должны повторять те слова, которые уже сказали.
— Молодцы, ребята! А еще есть такое вежливое слово, как «будьте добры» (дети повторяют).
-А давайте выполним упражнение «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.
1. Придя в детский сад надо со всеми… (поздороваться). Слово «Здравствуйте!»
2. Чтобы попросит у товарища игрушку, говорят (Дай мне, пожалуйста)
3. Если нечаянно толкнул друга надо сказать (Прости, извини)
4. Когда мы поели, в конце мы говорим (Спасибо)
5. Уходя домой, мы говорим. (До свидания)
— Молодцы! Многие ребята знают, что вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» говорят друзьям и знакомым. Но и своим домашним – маме и папе, бабушке и дедушке, сестре и брату эти слова нужно говорить обязательно!
-Это слова пришло к нам из глубокой древности и означает «Спаси, Бог» Вот какое необыкновенное слова спасибо.
Слова «Спасибо имеет верного друга — они почти неразлучны»
-Какое это слова? Кто знает? (ответы детей)
Это слова «пожалуйста»
Когда вы говорите «до свидания» значит, ваша новая встреча состоится скоро. Представьте, что вы пришли в гости к другу. Поиграли с ним, поговорили, попили чаю, но вам пора идти домой.
Ребята что вы должны сказать? (Ответы детей.)
-Конечно, вы не забудете сказать «до свидания», вашему другу и всем его домашнем.
А вот слова «прощайте» мы обычно говорим, если расстаемся надолго, например: если ваш друг переезжает другой город или другую страну.
Слова «прощайте» грустное слово и говорить его следует к месту.
А давайте мы сейчас сделаем пальчиковую гимнастику “Вежливые слова”
Раз-два, раз-два
Вспомним добрые слова
Здравствуйте!
Простите!
До свиданья!
Извините!
Когда надо их сказать?
Как конфуза избежать?
(Соединить пальцы в замок)
(Потереть ладонь о ладонь)
(Помахать пальцами)
(Попеременно обхватить пальчики одной руки пальцами другой руки)
(Развести руки с растопыренными пальцами в стороны)
(Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)
Молодцы ребята! А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливо-невежливо»
Если я говорю о вежливом поступке, то вы хлопаете, а если невежливом, то вы топаете. Слушаем внимательно!
— Поздороваться при встрече.
— Уступить место взрослому.
-Обозвать обидным словом.
-Свистеть, кричать в детском саду.
-Помочь пойти дорогу взрослому.
Молодцы детишки!
Заключительная часть:
-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что важного вы узнали в ходе нашей беседы? (ответы детей)
-Вежливые слова мы по-другому называем «волшебными». С помощью этих волшебных слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. У вежливых и воспитанных людей всегда много хороших друзей. Творите добро, учитесь делать добрые дела!
— Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали, и я надеюсь, что вы хорошо запомнили вежливые слова и всегда их будете использовать. Спасибо всем вам детки.
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в Страну Вежливости»
Цель:
- систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения,
- дать представление о специфических сторонах общения мальчиков и девочек,
- формировать умение детей общаться между собой,
- расширить знания детей о добрых и плохих поступках,
- продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями,
- составлять рассказы по представленным ситуациям и закрепить правила речевого этикета,
- пополнять словарь словам вежливости,
- развивать связную, диалогическая речь ,
- воспитывать культуру общения дошкольников.
Материал: сюжетные картинки «Опиши поступок», стихи, красный и зеленый кружочки на каждого ребенка, видео задание от тетушки Совы, повязка на глаза, сердечки для друзей.
Психогимнастика «Приветствие».
Ручки друг другу протянем,
Улыбку всем пошлем.
Доброе утро! Добрый день!
Нашу встречу начнем!
Воспитатель. — Дети, вы любите путешествовать?
— Сегодня мы отправимся в Страну Вежливости где проверим насколько вы вежливы и воспитаны. Вас ждут задания, с которыми я думаю вы легко справитесь.
— Как вы думаете, какие качества мы возьмем с собой? (Дружба, честность, вежливость, доброта, взаимопомощь). А понадобится нам невоспитанность, грубость?
— Рассаживайтесь удобнее и отправляемся. Дети садятся на стульчики.
— А вот и первая остановка, посмотрим какие задачи нас здесь ждут.
Остановка «Добрые слова»
Дидактическое упражнение «Не зевай, на вопрос отвечай»
— Что вы говорите, когда встречаете друзей? (Доброе утро, добрый день, привет)
— А когда нужно попрощаться? (До свидания, до встречи, прощайте)
— Какие слова вежливости вы еще знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, простите)
— В каких случаях говорим спасибо?
— Когда пригодится слово пожалуйста?
— А может вежливое слово потерять свою волшебную силу? (Когда оно сказано грубым голосом, или сказанное не подтверждается на деле)
— Да, волшебные слова надо говорить вежливо и с улыбкой.
Чтение стихотворения «Волшебные слова»
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи, «Спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Игра «Вежливая просьба»
Воспитатель называет различные движения, а дети их показывают только тогда, когда он добавляет слово «пожалуйста»
Вторая остановка «Верные друзья»
Детей встречает тетушка Сова.
— Добрый день! Спасибо, что заглянули. У меня для вас есть интересные задачи, но сначала ответьте: дружат ли в вашей группе мальчики и девочки? А знаете ли вы что друзей нужно беречь, и заботиться о них? Сейчас мы это проверим.
Дидактическое упражнение «Мальчики и девочки»
Дети в парах обыгрывают ситуации и составляют диалог: мальчик и девочка подходят к двери, мальчик уступает место в транспорте, делает комплимент, знакомится с девочкой, помогает нести тяжелую вещь.
Физкультминутка «Дружба».
— Молодцы! А теперь еще одна игра.
Дидактическая игра «Да или нет»
(называются ситуации, дети показывают красный кружочек, когда не согласны и зеленый, когда соглашаются)
— Никогда не делись игрушкой с другом.
— Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
— Не пытайся всегда быть первым.
— Никогда не уступай, ругайся с другом.
— Не ругайся, играй дружно.
— Если друг в беде не помогай ему.
— Решай спор словами, а не кулаками.
Воспитатель. Вы очень хорошо справились с заданиями. Помните, что друзья всегда придут на помощь, если их любить и уважать.
Остановка «Хорошие поступки»
Дидактическая игра «Опиши поступок»
Детям предлагаются сюжетные картинки с разными поступками, определяем поступки, как бы дети повели себя в этих ситуациях.
Игра «Угадай по голосу»
Ведущему завязывают глаза, ребенок говорит вежливое слово, ведущий отгадывает кто сказал.
Итог. Рефлексия
— Вот наше путешествие и подошло к концу, пора отправляться домой. А вы не забывайте о волшебных словах, и старайтесь использовать их чаще.
— А на память о нашем путешествии подарите своему другу или подруге сердечко, которое вы сделали для них.
Использование смягчающих фраз для вежливых просьб
На этом уроке учащиеся узнают несколько смягчающих фраз для вежливых просьб.
Разминка
Напишите на доске следующее. — Можно мне в пятницу выходной? Спросите у своего класса, подходит ли это для того, чтобы попросить руководителя выходной (при условии, что руководитель не является другом или кем-то, кого учащийся знает давно). Затем разделите учащихся на пары и попросите их придумать более вежливый способ сделать эту просьбу. Дайте учащимся несколько минут, а затем запишите их идеи на доске.
Учащиеся среднего уровня обычно придумывают что-то вроде этого:
Можно мне в пятницу выходной?
Можно мне в пятницу выходной?
Смягчающие фразы
Объясните, что использование «может» вместо «может» делает просьбу более вежливой, но есть фразы, которые мы используем, чтобы быть менее прямыми и более вежливыми, когда мы просим. Объясните, что чаще всего мы используем эти фразы в следующих ситуациях:
- Когда человек, к которому мы обращаемся с просьбой, не обязан говорить «да».
- Когда мы делаем большой запрос.
- Когда мы делаем запрос кому-то, кто находится на более высоком уровне в компании.
Напишите на доске следующие смягчающие фразы:
Я надеялся, что вы/я смогу…
Я надеялся, что вы сможете поработать в эту субботу.
Я надеялся, что смогу взять выходной в пятницу.
Мне интересно, не могли бы вы/я…
Мне было бы интересно, не могли бы вы заменить мою смену в следующий вторник.
Мне интересно, могу ли я взять продолжительный обеденный перерыв, чтобы выполнить некоторые поручения.
Как вы думаете, вы/я могли бы ..?
Как вы думаете, вы могли бы помочь мне с этими отчетами?
Как вы думаете, смогу ли я уйти на несколько минут раньше, чтобы забрать ребенка из школы?
Подчеркните, что это вежливые, косвенные способы попросить о чем-либо.
Практика 1
Предложите учащимся рассмотреть следующие сценарии и написать запрос, соответствующий ситуации. Напомните им использовать смягчающие фразы.
1. Вам нужно сделать презентацию через две недели. Кто-то, с кем вы работали, недавно написал прекрасную статью на ту же тему, которую вы должны представить. Вы хотели бы распечатать статью и раздать ее участникам презентации. Как бы вы попросили разрешения на это у своего бывшего коллеги?
2. Ваша компания только что приобрела новый проектор для конференц-зала. Вы еще не знаете, как им пользоваться, но ваш коллега уже использовал его несколько раз. Вы хотите, чтобы ваш коллега показал вам, как пользоваться проектором во время обеденного перерыва. Как бы вы попросили его помочь вам?
3. Ваша машина стоит в магазине, и вам пришлось ехать на работу на автобусе. Идет очень сильный дождь, и вы не хотите ехать на автобусе домой. Один из ваших коллег живет в нескольких милях от вас. Ты хочешь, чтобы она отвезла тебя домой. Как бы вы попросили ее подвезти?
4. Вы владеете строительной компанией. Ваша компания только что завершила пристройку к дому клиента. Работа выполнена в срок, заказчик доволен. Вы хотели бы повесить перед домом вашего клиента небольшую рекламную вывеску с надписью «Еще одна качественная работа, выполненная (название вашей компании)». Как бы вы спросили своего клиента, можете ли вы это сделать?
Обсудите возможные ответы с классом. Подчеркните, что все 5 из этих примеров, вероятно, требуют смягчения фраз по одной или нескольким из следующих причин:
- Лицо, к которому мы обращаемся с просьбой, не обязано говорить «да».
- У нас большая просьба.
- Мы делаем запрос кому-то, кто находится на более высоком уровне в компании.
Практика 2
Теперь разбейте учащихся на группы. Раздайте каждой группе копии приведенных ниже сценариев. Скажите классу, что им нужно сделать следующее:
1. Прочитайте сценарии.
2. Решите, требует ли ситуация смягчающей фразы или нет.
3. Сделайте соответствующую просьбу и произнесите ее вслух перед группой.
Пройдитесь по классу и выслушайте их просьбы. Убедитесь, что учащиеся используют смягчающие фразы, когда это уместно, и используют простые запросы со словами «может» или «может», когда смягчающая фраза не нужна.
Сценарии:
1. Завтра у вас конференц-связь на английском языке. Вы хотите, чтобы ваш учитель английского остался после занятий и помог вам подготовиться к звонку. Как бы вы попросили ее помочь вам?
2. Вы в ресторане и хотите получить чек. Как бы вы попросили официанта принести вам чек?
3. Кто-то не из компании посетил ваш офис и провел презентацию. Вы подумали, что это отличная презентация, и вам нужна копия слайдов Power Point. Как бы вы попросили докладчика предоставить документ?
4. У вашей дочери сегодня футбольный матч. К сожалению, игра начинается в 16:30. и вы не уходите с работы до 17:00. Как бы вы попросили своего руководителя уйти на час раньше, чтобы вы могли увидеть начало игры?
5. Сегодня утром произошло что-то неожиданное, и вы опоздали на работу. Вы понимаете, что у вас нет номера телефона вашего руководителя. Вы решаете позвонить коллеге и попросить ее сказать начальнику, что вы опоздаете. Как бы вы попросили своего коллегу сделать это для вас?
6. Вы работаете в сфере продаж. Клиент только что позвонил вам и пожаловался на то, что он всегда поздно получает свои поставки. Он очень расстроен и хочет, чтобы вы ускорили его текущий заказ. Компьютерная система показывает, что заказ вашего клиента не будет отправлен до завтра, поэтому вы решаете позвонить менеджеру склада и спросить, может ли она убедиться, что заказ будет отправлен к концу дня. Как бы вы попросили ее об этой услуге?
7. У некоторых членов вашей команды возникли технические проблемы с компьютерами. Вы решаете попросить Гэри, сетевого администратора компании, прийти и посмотреть, в чем проблема. Как бы вы попросили Гэри сделать это?
8. Вы ищете новую работу и отправляете заявки потенциальным работодателям. Вы хотели бы дополнить свои заявления рекомендательными письмами от предыдущих работодателей. Вы решаете позвонить Кэрол, своему бывшему руководителю, и попросить ее написать вам рекомендательное письмо. Что бы вы сказали Кэрол?
9. В вашем отделе есть служебный автомобиль. Как правило, только старшие члены вашей команды могут пользоваться автомобилем. Однако у вас важная встреча с клиентом, и вы хотите воспользоваться служебным автомобилем, чтобы произвести хорошее впечатление. Как бы вы попросили своего руководителя использовать машину для предстоящей встречи с вашим клиентом?
Ответы: Числа 1, 3, 4, 6, 8 и 9, скорее всего, потребуют смягчения фраз. Номера 2, 5 и 7 требуют более прямого запроса.
Добрый и вежливый английский для работы [Навыки профессионального английского
Этот урок уверенного английского был обновлен по сравнению с исходным в январе 2016 года.
В январе 2016 года я получил электронное письмо от одного из моих учеников с сообщением: «Пожалуйста, помогите! Сегодня мой коллега сказал мне, что я не дружелюбно говорю по-английски. Я опустошен».
Что было удивительно, так это то, что моя ученица чувствовала, что она добра и вежлива по-английски, особенно на работе. так в чем была проблема?
Вот проблема: слова, выражения, фразы, которые добры в одном языке, не всегда добры в другом. Языковые стратегии, которые мы используем для выражения вежливости на одном языке, не одинаковы на другом. Если мы переводим с одного языка напрямую на другой, это не всегда получается.
К сожалению, в английском языке нет формальной и неформальной версии «вы», чтобы сразу показать более высокий уровень формальности и вежливости.
В английском языке нет изменяющихся окончаний слов.
После того письма в январе 2016 года я продолжал получать электронные письма с такими вопросами, как:
- Как я могу быть более вежливым в трудных разговорах на английском языке?
- Как я могу показать, что я дружелюбен и интересуюсь другими людьми на английском языке?
- Мой коллега сказал, что я говорю агрессивно, что мне делать?
На сегодняшнем уроке уверенного английского вы изучите 4 стратегии доброго и вежливого английского на работе. С помощью этих стратегий вы сможете:
- Будьте более дипломатичны в английском языке
- Переключиться с прямого, напористого языка на косвенный, формальный язык
- Будьте более гибкими в английском языке, чтобы вы могли говорить, что хотите и как хотите
Добрый, вежливый английский для повседневной жизни.
Урок Аннемари
Добрый и вежливый английский Стратегия 1: Используйте модальные слова
Модальные слова — это те слова, которые вы выучили на уроках английского, такие как: would, could, may, may.
Это кажется таким простым, но использование модального окна может превратить прямой агрессивный вопрос в вежливую просьбу. Они смягчают ваши просьбы, вопросы и команды, а значит, вы не будете звучать грубо или слишком прямолинейно.
Примеры:
- Закажите мне кофе, пожалуйста. → Не могли бы вы принести мне кофе, пожалуйста?
- Пожалуйста, уходите. Я должен ответить на этот телефонный звонок. → Не могли бы вы ненадолго выйти из комнаты? Я должен ответить на этот телефонный звонок.
- Отправь мне эти документы до конца дня. → Не могли бы вы прислать мне эти документы к концу дня?
- Мне нужно на минутку одолжить у вас ручку. → Могу я одолжить вашу ручку на минутку?
Да, это так просто. Используйте модальные окна в следующий раз, когда вы отправляете запрос по электронной почте, просите что-то по телефону или когда вам нужно что-то от друга, и вы будете звучать более вежливо!
Добрый и вежливый английский Стратегия 2: Измените свою грамматику
В английском языке настоящее простое время может звучать прямо, может быть, слишком прямо, поэтому…
Если вы на работе говорите на важной деловой встрече, конечно, ты хочешь быть вежливым! Вы хотите звучать гладко, уверенно и доброжелательно. Если вы звучите слишком агрессивно или прямолинейно, это может вызвать проблемы в обсуждении.
Вот как это можно сделать: измените настоящее время на прошедшее или на прогрессивное (-ing) время. Ваше значение все еще в настоящем, но вы меняете глагол, чтобы добавить мягкости, чтобы быть менее прямым.
СОВЕТ: Мы делаем это с такими глаголами, как надеяться, чувствовать, думать, хотеть, удивляться. Например:
- У вас есть время встретиться завтра, чтобы обсудить это?
- → Я хотел спросить, есть ли у вас время встретиться завтра.
- → Мне интересно, есть ли у вас время встретиться завтра.
- → Мне интересно, есть ли у вас время встретиться завтра.
- Как тебя зовут? → Как, ты сказал, тебя зовут?
- Я хочу закончить эту встречу к 16:00. → Я надеялся закончить эту встречу к 16:00.
- Можно вопрос по повестке дня? —> Я хотел задать вопрос о повестке дня.
- Думаю, вам нужна помощь с дедлайном. → Я подумал, что вам может понадобиться помощь с дедлайном.
Добрый и вежливый английский Стратегия 3: Используйте расплывчатые формулировки
Неясный язык означает не слишком конкретный или слишком прямой. Мы часто используем такие выражения, как: немного, около, вроде, -иш, несколько, довольно, слегка, немного
Мы используем эти выражения или определители, чтобы предоставить менее прямую информацию, например, время или количество.
- Я бы хотел, чтобы вы потратили около 4 часов на завершение этого проекта. Если вы не сможете завершить его к тому времени, давайте поговорим, чтобы мы могли внести необходимые изменения.
- Почему бы тебе не прийти ко мне в офис в 14:00 (= около 14:00) для быстрой встречи.
- Это не совсем то, что я имел в виду. Что, если мы внесем несколько изменений?
- Вам не кажется, что эта оценка несколько завышена?
Добрый и вежливый Английский Стратегия 4: Используйте отрицательные вопросы
В официальных разговорах или если вы хотите быть дипломатичным, используйте отрицательные вопросы, чтобы дать совет, дать рекомендацию, внести предложение, высказать свое мнение или спросить вопрос.
Использование отрицательных вопросов смягчает язык и превращает сильный язык в косвенный.
Вот несколько примеров:
- Нам нужно просмотреть эти документы еще раз. → Вам не кажется, что нам стоит в последний раз просмотреть эти цифры?
- Да, мы уже встречались. Я встретил вас на конференции в прошлом году. → Разве мы раньше не встречались? Кажется, это было на конференции в прошлом году.
- Вы должны подумать, как клиент может отреагировать. → Не следует ли нам подумать о том, как может отреагировать клиент?
Бонусная стратегия!
Иногда мы просто обязаны сообщить плохие новости, оставить отрицательный отзыв или сказать кому-то «нет». Но хорошая новость в том, что вы все еще можете сделать это с большой добротой на английском языке. Используйте некоторые из выделенных ниже выражений, чтобы помочь вам сделать это!
Сказать «Нет» / Отрицать что-то / Сообщить плохие новости / Не согласиться
- Я бы с удовольствием, но мне нужно работать допоздна.
- К сожалению, он недоступен.
- Боюсь, мы не можем изменить дату встречи на следующей неделе.
- К сожалению, ваше предложение не было одобрено.
- Со всем уважением, вынужден с вами не согласиться.
Заявление о том, что вы чего-то не можете сделать
В более профессиональных ситуациях нам иногда приходится говорить кому-то, что мы не можем что-то сделать.
- Я не могу завершить этот проект к 16:00.
- Я не смогу встретиться с тобой завтра.
Сказать «я не могу» можно отрицательно, и это может звучать как неудача. Вместо этого вы можете использовать слова «не в состоянии» или «не в состоянии», чтобы смягчить язык.
- Я не могу завершить этот проект к 16:00. но я должен закончить это завтра утром.
- Я не смогу встретиться с вами завтра. Мне жаль.
- Мне очень жаль, но я не смогу прийти на ваш обед в субботу вечером.
Узнайте больше на уроке: лучшие способы сказать «да», «нет», «может быть» и «я не могу»
Теперь пришло время попрактиковаться в том, что вы узнали! У меня к вам 2 контрольных вопроса.