Содержание
Родительское собрание «Все начинается в семье»
Родительское собрание «Все начинается в семье»
Цель: привлечение внимания родителей к совместной деятельности по воспитанию детей, создание эффективного воздействия на воспитание подрастающего поколений, создания условий для развития каждого ребенка.
Задачи:
1.Формировать представления родителей о способах и средствах воспитания.
2. Учить правильно себя вести во время различных ситуаций с ребенком.
3. Знакомить родителей с ответами детей о своей семье.
4.Настроить родителей на доброжелательное общение через выполнение задания, игры.
Оборудование: листы бумаги, «облака», «кирпичи», маячки красного и зеленого цвета, кружочки того же цвета, презентация, анкеты «Моя семья».
Место проведения: МОУ «ООШ п Октябрьский»
Участники: родители 2-4 классов.
(При входе в класс родители получают на выбор знаки красного и зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы) на которых стоят маячки соответствующего цвета.
Учитель: Уважаемые родители! Я рада видеть Вас, в школе, на родительском собрании. Мы вместе обсудим некоторые вопросы, найдем сообща на них правильные ответы.
Прежде, чем объявить тему родительского собрания, предлагаю сесть удобнее. У вас на столах лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
1. Сложите лист пополам.
2. Сложенный лист еще раз пополам.
3. Оторвите верхний правый угол
4. Оторвите нижний правый угол.
5. Откройте глаза.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи , хотя, вы все выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.
Давайте посмотрим на наших детей на экране.
Вы увидели детей на уроках, в различных мероприятиях: на праздниках, во время соревнований, на прогулке. Увидели то, как они общаются друг с другом. Замечательно, правда?
Игра с родителями (учитель задает вопросы, а родители на все вопросы отвечают «Наши дети!»)
Учитель: Кто умнее всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто милей вам всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто вам сердце любовью лечит?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто так жаждет с вами встречи?
Родители: Наши дети! Наши дети
И тема нашего родительского собрания: «Все начинается в семье»
Учитель: Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «я»
Кто платье сошьёт, постирает бельё
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя?
-«Я,я,я,»-Ева молвила –«я»
Сказала она знаменитых семь «я»
Итак на земле появилась семья
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем её психологическая сила? Дом и предки играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство
А дом заставленный хорошим, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И окно с живым цветом — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.
. Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя поймут, посочувствуют, поддержат? Как же выстроить такой Дом? С чего начать?
Давайте попытаемся построить такой дом. А для этого все мы разделимся на «строительные бригады»(бригады или группы формируются по разноцветным кружкам, полученным при входе)
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые вы связываете с понятием «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
Задание для 2-ой бригады: предложить несколько понятий, которые составляют «фундамент» Дома(например взаимопонимание)
Пришло время послушать бригадиров каждой бригады
Вот мы и построили с вами настоящий уютный дом, в котором в котором вместе с вашей семьёй живут любовь, понимание, доброта, нежность, доверие.
Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом.
Вот мы и подошли к самому дорогому, что есть у нас в жизни, к нашим детям, к их бедам и их радостям.
Учитель:
Если у детей начинается насморк, кашель, родители тотчас принимают меры: вызывают врача, идут в аптеку и начинают скорей лечение.
И часто совсем не думают о том огромном уроне здоровью самых дорогих людей, который наносят им, травмируя нервную систему. И почему надо считать «разрядкой» гнев, ссоры, скандалы, а не согласие, сердечность, мир среди близких?
Н. К. Крупская как-то сказала, что если вы хотите, чтобы вам легко жилось с людьми, чтобы у вас с ними установились добрые, хорошие отношения, вы должны ставить себя на место других людей.
Если учесть, что близкие люди лучше, чем кто-либо, знают о слабых и сильных сторонах друг друга, не так уж трудно предвидеть, как переживает каждый из них тот или иной конфликт, неприятности, радостные события, что взволнует кого, а что оставит равнодушным. И когда все члены семьи осознают необходимость учитывать все это в своих повседневных отношениях, можно быть уверенным: семейный климат потеплеет.
Значит, секрет психологического благополучия в семье – в чутком, уважительном, отзывчивом общении.
Воспитание этой потребности начинают с самого раннего возраста и именно с участия детей в совместном со взрослыми домашнем труде. Воспитательная ценность такого труда не только в его практических результатах, но и в той духовной близости, которая возникает при этом между родителями и детьми. Любое дело, в том числе и домашнее, требует ответственного отношения, заботы о других. «Раз мне поручили, на меня надеются, я должен это сделать хорошо и вовремя, иначе я подведу маму и папу, брата, сестру, бабушку или дедушку». «Я вижу, что мое участие в семейных делах облегчает жизнь родным и это радует меня». Это высказывание ребят. Такого рода ценные нравственные переживания возникают, развиваются и закрепляются, если дети активно участвуют в жизни семьи, если им не отводится роль потребителей.
Во многих семьях есть такие традиции, как генеральная уборка в квартире перед каким-то торжеством. Эти традиции обогащают жизнь семьи, сближают родителей и детей. Чем больше в семье хороших традиций, тем ярче ее жизнь, тем она дружнее.
Надо стараться воспитывать у детей убежденность, что жизнь можно улучшить только своими усилиями, а для этого необходимы знания, умения и труд. Самое главное в жизни – быть добрым и трудолюбивым, любить и быть любимым.
Старайтесь развить в детях самостоятельность и веру в свои силы.
ведь все начинается с детства, с дома, с семьи. Поэтому учите детей быть участливыми, дружелюбными, приучайте их к тактичности, а когда необходимо – к сдержанности и всегда – к вежливости в обращении.
«Шапка вопросов» (по методике А.П.Ершова.)
Учитель: Сейчас предлагаю, уважаемые родители, разбиться на тройки. Разберите листочки, приготовьте ручки. Теперь сочините вопросы , они об улице, компаниях, свободном времени, отношении к одежде, т.е. разное. Отнесите свои записки в шапку. (для 1 группы)
2 группа. Нужно построить вопросы на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы?. Положите свои записки в шапку.
Третья группа начните со слов: « я не знаю, что мне делать».
Предполагаемые вопросы.
1 группа
Как вы считаете, влияет ли улица на поведение наших детей?
2. Следует ли идти на поводу у ребенка, если он стал отказываться носить одежду старших братьев и сестер?
3.Вредна ли свобода для подростка?
Группа
4. Я думаю, что ребенка нужно постоянно контролировать, т.к. он может вырваться из-под опеки на улицу.
5. Мы думаем, что компании отрицательно влияют на детей и их необходимо от них изолировать.
6. Я думаю, что в данном возрасте необходимо демонстрировать своему ребенку любовь, проявлять ласку.
Группа
7. Я не знаю, что мне делать по поводу маленького роста у моего ребенка, по-моему, он комплексует.
8. Я не знаю, что мне делать, как пережить период первой менструации у моей девочки.
9. Я не знаю, что мне делать моя девочка изменилась, презрительно отзывается о своих сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.
Шапка наполнена, начинаем доставать из нее вопросы, причем отвечаем только на другие вопросы, отличные от тех, которые заданы вами.
Учитель зачитывает выдержки из письма одной ученицы.
«Если можете, помогите нам. У нас в семье каждый день скандалы, ссоры. Мама очень любит меня, но она больная, нервная женщина и убеждает только криком. Отец умный, образованный человек, но очень злой, вечно кого-то высмеивает, обвиняет и всегда за спиной.
В нашей семье так мало мирных минут. Я не могу быть искренней со своими родителям».
Учитель: Почему так происходит в семье?
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых к сожалению есть и уродливые, которые портят, а не воспитывают детей..
Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, одинокими, незащищёнными
Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами наших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.
Анкета «Моя семья»
1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
7. Мне всегда дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают мои друзья.
9. Мне хочется больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
• практически всегда;
• иногда;
• никогда.
— Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье, со взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь.
Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения детей по многим вопросам возникающим в семье. И мы вновь поработаем группами.
• Пусть каждый из вас вспомнит ошибки , которые вы иногда допускаете в воспитании своих детей.
Запишите их на «облачках» ( 3 минуты). (По истечении времени представитель группы докладывает о работе, вывешивая «облачка»на доску.
После информации всех групп, выделяются и обсуждаются общие ошибки.)
Современные педагоги выделили 10основных ошибок в воспитании.
1.Обещание больше любить.
2.Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
3.Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
4.Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
5.Детей надо баловать «Пожалуй я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
6.Навязанная роль
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8.Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9.Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».
10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению у меня совсем нет времени для тебя»
А выразить свою любовь к ребёнку можно используя не только слова но и…
• Контакт глаз.
Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, лучше чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
• Физический контакт.
Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития — двенадцать”.
• Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
— В итоге нашего разговора мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения наших детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я думаю, что вам будет над чем поразмыслить прочитав эти сочинения. .
-В заключении хочется сказать: Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Помните: Без любви все – ничто!
В подарок каждому родителю
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
.
2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
6.Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.
8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Родительское собрание «Все начинается с семьи»
Цель: 1.
активизировать внимание родителей к значимости семейного воспитания;
2.
побудить родителей к тому, чтобы они задумывались о собственной роли
и ответственности в воспитании детей;
3. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
4. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить
внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах
проявления любви к нему.
Задачи:
1.
Рассмотреть положительные и отрицательные моменты
воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2.
Довести до сознания родителей необходимость
проявления своей безусловной родительской любви.
3.
Расширить представление родителей о значимости
эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
4.
Повысить родительскую компетентность в вопросах
воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
5.
Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к
процессу самообразования в области педагогических знаний.
6.
Совершенствовать взаимоотношения родителей с
педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
ХОД СОБРАНИЯ.
Посейте
поступок – пожнёте привычку,
посейте
привычку – пожнёте характер,
посейте
характер – пожнёте судьбу!
У.Теккерей
Классный
руководитель:
Из глубины веков пришла
к нам утверждающая в народной мудрости истина: «Хорошие дети — честь отца и
матери, их достоинство: плохие дети — горе, несчастье, страдания»
Рождаясь мальчиком или
девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье
Могущество народа – в
семье. Силён тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно
и доброжелательно. Счастлив человек, который знает и ценит свои корни, а значит
– гордится своей семьёй.
Что такое семья? Это
слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из
нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и заботы,
труды и радости, привычки и традиции.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом. (Слайды 1- 4)
Семья – самое
главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому
желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся.
Это утверждение никогда не станет избитым. Именно в семье мы учимся любви,
заботе и уважению, ответственности
Семья — это не
просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это школа любви. В
семье мы учимся тому, что такое любовь и что это значит – быть человеком.
Благодаря любви между мужчиной и женщиной рождается ребёнок. Нет ни одного
человека, который бы не появился на свет сам по себе, у каждого есть родители.
Любовь родителей друг к другу создаёт мирную и счастливую атмосферу, в которой
ребёнок растёт. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами, уважаемые родители
и дети, о семье и роли родителей в семейном воспитании.
Конечно, в юных
сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине
души каждого, — это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая
требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть
путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе
вопросы. А это уже труд Души.
Что семья может
дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую
роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких
человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить
их горести, помогать в тяготах.
А, сейчас,
представьте, что вы, уважаемые родители прилетели на Марс, и марсиане поражены
вашими земными семьями (у самих марсиан нет семей). Вас попросили дать интервью
марсианам, которое будет потом транслироваться по всей планете.
Вопросы интервью: (дискуссия с родителями)
Что члены семьи делают сообща?
Почему члены семьи нужны друг другу?
Что вам больше всего нравится в вашей семье?
Что такое любовь?
Описать невозможно.
Что такое любовь?
Это просто и сложно.
Что такое любовь?
Нельзя объяснить.
Чтобы это понять
нужно просто любить.
Психологи уже давно
доказали, что опыт ребенка, полученный им в
отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его
последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили.
Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет
стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который
ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой
ценностью и для родителей, и для детей. Но именно в силу того, что она так
важна, очень трудно смириться с ее отсутствием или недостатком, как детям, так
и родителям. Это может привести к серьезным искажениям: агрессию по отношению к
собственным детям родители выдают за любовь, а дети принимают эту подмену за
чистую монету, как будто это и есть подлинная родительская любовь, а потом
переносят этот опыт и в свою жизнь
Семейные ценности
Это была самая
обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в
семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой
большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот
наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети
пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и
Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из
него подарки и раздавал детям.
Гасли огни елки,
расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
С тех пор прошло
много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других
участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые
дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и
родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную
традицию.
И совсем противоположный
пример семьи, где праздники не такие светлые, радостные.
«В детском
саду девчушка, играя в дочки- матери, объясняет «папе» его роль:
— Ты будешь ходить
на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
-Но я не хочу пить
водку!- протестует тот.
-Надо. Все папы так
делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка»
Вывод:
Ребёнок – это губка, которая впитывает в себя всё, даже то, чего бы нам с вами
иногда не хотелось.
К
сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам впрочем тоже.
И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.
Что мы
видим в этих примерах? Мы видим из этих примеров, Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких людей- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не
относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И
вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в
детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с
практикой.
Обычная
семья. Родители вроде бы учат ребенка хорошим манерам,
занимаются воспитанием, прививают положительные качества ребенку, но происходит
это от случая к случаю. Однажды папу, маму и их ребенка Саньку пригласили в
гости в приличный, как говорится дом. Папа наставлял Саньку: «Веди себя так,
как будто тебя вовсе нет. И, пожалуйста рот не раскрывай. Спросят — ответь, но
в рассуждения не пускайся. Ясно?»
И надо сказать,
держался он молодцом. Пока не сели за стол.
Саньку ошеломило
обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у него хватило соображения не
спешить, а подражать взрослым. Напряжение было велико. И тут хозяйка обратилась
к Саньке с пустяковым вопросом. Санька начал отвечать и немного расслабился. И
вот произнеся монолог, он небрежно взял рукой кусок мяса с тарелки и
основательно насадил его на вилку. Мама от стыда, уронила свою вилку на
тарелку, папа закашлялся. А где собственно Санька мог учится хорошим манерам?
Мама после этого случая, решила налаживать светское воспитание сына по субботам
и воскресеньям.
К обеду на стол
кладутся салфетки, ножи и вилки, извлекаются красивые тарелки из сервиза и
начинается обед:
-Спину держи прямо!
Не бери вилку в кулак. Не чавкай. Прожуй- потом говори.
И вечерами когда
семейство в сборе, ужин- с ножами и вилками.
И вот папа
прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается какой- нибудь ужин на скорую
руку, и никто не спешит доставать ножи и салфетки.
-Папа, давай
сегодня без церемоний, а?
Ладно, -машет рукой
папа.- Только постарайся не чавкать.
-А если очень
вкусно?
-Все равно
постарайся.
Выполнение
практического задания на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?».
Знаете ли Вы своего
ребёнка? Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень
хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем.
Родителям предлагается
ответить на эти вопросы:
— моему ребёнку
бывает радостно, когда…
— мой ребёнок
грустит, когда…
— моему ребёнку
страшно, когда…
— моему ребёнку
бывает стыдно, когда…
— мой ребёнок
гордится, когда…
— мой ребёнок
сердится, когда. ..
— мой ребёнок
удивляется, когда…
С детьми
проводилось интервью, где им предлагалось ответить на вопросы:
— мне бывает
радостно, когда…
— мне бывает
грустно, когда…
— мне бывает
страшно, когда…
— мне бывает
стыдно, когда…
— я горжусь,
когда…
— я сержусь,
когда…
— я удивляюсь,
когда…
Общение в
семье
Жизнь в семье
невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, родителями и детьми
в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение
членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их
духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо
бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя
обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и
т.д.
При
нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой
своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего
не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает
идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия.
Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты,
и т.д., но в конечном итоге находится выход из любой сложной ситуации, если это
делается сообща. Это можно сравнить с погодным явлением, когда светит солнышко
и вдруг средь бела дня на небе появляются чёрные тучи, гром, ветер, но всё это
происходит какое-то мгновение и вдруг… радуга
Как
много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и
самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их
участники и окружающие умением сочувствовать, прощать и любить. Любить тоже
надо уметь, и это умение не дается матерью — природой. Детей надо научить на
своих примерах любить не только близких людей, но и ПРИРОДУ, понимать, что
происходит вокруг, воспитывать чувство сострадания, чувство боли и т.д.
Задачи
родителей
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка
уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких
условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая
естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование
к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь важно понимать, что
необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих
повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию,
необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его
любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и
конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов
друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с
супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них
свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже
очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать
ей что-нибудь. а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от
меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы
мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает
чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется
ему подойти и рассказать что-то маме, отцу.
Ш.Л.Амонашвили
говорил о детях: « Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы
узнать мир, а не злить родителей и учителя. Тело ребёнка – это форма, в которой
природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека, не отдельные его
качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится
к жизни. Ребёнок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении.
Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо
умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе»
Понимание ребёнка,
принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за
судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания,
который принесёт благо и ребёнку, и родителям.
Я предлагаю вам
тест: « Какой вы родитель?
Задание: родителям
надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с
детьми.
— сколько раз тебе
повторять!
— посоветуй мне,
пожалуйста.
— не знаю, чтобы я
без тебя делал (а)!
— и в кого ты такой
уродился!
— какие у тебя
замечательные друзья!
— ну на кого ты
похож (а)
— я в твоё время!
— ты моя опора и
помощник (ца)!
— ну что за друзья
у тебя!
— о чём ты только
думаешь!
— какая ты у меня
умница!
— а ты как
считаешь, сыночек (доченька)?
— у всех дети как
дети, а ты?
— какой ты у меня
сообразительный (ая)!
Теперь подсчитайте
общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра
лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает
никто лучше вас самих.
1-5 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности!
6-9 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не
всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных
обстоятельств.
10-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него
авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего
ребенка.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и
ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше
внимания, прислушайтесь к его словам!
Долг родителей поддерживать огонь в нем любовью, взаимопониманием,
доверием и добротой, терпением!
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы.
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть.
Всё начинается с семьи. ..
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
ü
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или
таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
ü
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него
сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь
другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
ü
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости
не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
ü
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана
каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может
быть и больше, поскольку у него нет опыта.
ü
Не унижай!
ü
Не забывай, что самые важные встречи
человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них —
мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
ü
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для
своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка
сделано недостаточно, если не сделано все.
ü
Ребенок — это не тиран, который завладевает
всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша,
которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это
раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой»
ребенок, но душа, данная на хранение.
ü
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому
то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
ü
Люби своего ребенка любым — неталантливым,
неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок —
это праздник, который пока с тобой.
Список используемой
литературы:
- Азаров
Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
- Афанасьева Т.М.
Семья. М.: Просвешение,1985 - Диалоги о воспитании:
Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 - Ковалев
С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 - Культура семейных
отношений: Сборник статей.М.,1985
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2000.
Семейные встречи создают связь и дают возможность спокойно все решить.
Но как только мы их попробовали, они нам понравились. Они создают связь. Они дают вам способ уладить дела, когда все спокойны. Они помогают вашим детям
научиться решать проблемы. Они помогают детям почувствовать себя полноценными членами семьи. Они даже помогают братьям и сестрам решать проблемы и ценят каждого.
Другой.
Регулярно проводимые семейные собрания служат форумом для обсуждения побед, обид, разногласий между братьями и сестрами, расписаний и любых тем, волнующих
член семьи. Чтобы побудить сопротивляющихся детей присоединиться к вам, совместите встречу с поощрениями, такими как пицца после встречи, или поручите детям
важные роли, такие как секретарь записи или хранитель семейной книги записей.
Трудно начать регулярно проводить семейные собрания; после этого они настолько полезны, что начинают жить собственной жизнью. Если вы заведете семью
встречи в дошкольном возрасте, вы будете иметь их позже, когда они вам действительно понадобятся. Вот как начать.
1. Вовлекайте своих детей.
Спросите своих детей, что бы они изменили в вашей семье. Может быть, они скажут, что хотят, чтобы вы меньше кричали, или чтобы их брат или сестра делились
больше, или отправиться в особенный отпуск, или иметь больше экранного времени. Что бы они ни говорили, признавай это: «Я вас слышу! Я понимаю, почему вы этого хотите!» Затем,
скажите своим детям, что у вас есть забавная идея, как улучшить дела в вашей семье. Раз в неделю вся ваша семья будет встречаться на полдня.
час, чтобы поговорить о том, что работает, и как заставить вещи работать лучше. Родители по-прежнему устанавливают правила, но у каждого будет возможность поделиться
то, что они считают важным, и работать вместе над решением возникающих проблем. У каждого будет особая работа на собрании, от взятия
минут до обзвона людей для объявлений до выбора вкусного и праздничного перекуса. Старайтесь, чтобы ваши первые встречи были короткими и веселыми. Над
по мере того, как ваши дети становятся старше и всем нравятся встречи, они могут становиться длиннее.
2. Запланируйте его в одно и то же время каждую неделю.
Таким образом, даже если вы пропустите его, работать на следующей неделе будет легко. Например, сделайте воскресный ужин семейным собранием.
3. Предлагайте предложения по повестке дня.
Повесьте лист бумаги на холодильник так низко, чтобы каждый член семьи мог дотянуться до него. В течение недели замечайте проблемы
которые подходят и говорят «Это может быть хорошей темой для обсуждения на нашем семейном собрании. Я собираюсь добавить это в нашу повестку дня.» Если
проблема между вашими детьми, вы можете спросить «Не могли бы вы двое внести это в повестку дня нашего семейного собрания?»
Семейные собрания — не время для обсуждения вопросов поведения, которые касаются только одного ребенка. На самом деле, большинство предметов, важных для родителей,
будет решаться вне семейных встреч. Семейные собрания — это прежде всего форумы для детей, где они могут получить помощь в решении проблем, которые не работают.
для них в вашем доме.
Не позволяйте негативным вопросам всегда доминировать, иначе дети перестанут получать удовольствие от встреч. Так что держите список приятных тем — как спланировать
приближается семейная поездка, кто будет готовить на день рождения мамы, и обязательно добавляйте одну из них в повестку дня каждую неделю.
4. Добавьте немного волшебства.
Создайте ритуал, чтобы показать, что это не обычное время вместе. Вы можете начать с того, что возьметесь за руки, пока один из родителей (или ребенок) предлагает благословение.
или зажигает свечи.
Очень полезно использовать говорящую палку, чтобы все чувствовали себя услышанными, что помогает им хотеть участвовать. Говорящая палочка (или украшенная
ракушка или другой предмет) — это священный инструмент, взятый из местных традиций. Только тот, кто держит говорящую палку, имеет право говорить,
пока остальные члены семьи слушают. Возможно, одним из первых пунктов вашей повестки дня будет вопрос о том, могут ли ваши дети сотрудничать в его создании.
5. Каждую неделю первым на повестке дня стоит всеми любимое дело — Благодарности.
В произвольном порядке все выражают признательность, пока все не оценят всех остальных членов семьи:
«Я ценю, что папа играл со мной в мяч.
»
«Я ценю, что Элай помог мне донести продукты.»
«Я ценю, что Алиса так усердно работала, чтобы научиться завязывать шнурки.»
«Я благодарен маме за то, что она помогла мне сделать костюм для школьного спектакля.»
«Я ценю, что Элай помог мне построить форт.»
Дети любят получать и выражать признательность, и делать это регулярно — достаточная причина для семейного собрания. Важно начать
таким образом, чтобы создать положительную связь, прежде чем решать какие-либо проблемы. И если это все, что вы в конечном итоге делаете во время встречи, вы
сделано очень много, так как это такой мощный инструмент для построения отношений между братьями и сестрами.
Что, если один ребенок просто «не может придумать ничего хорошего, чтобы сказать» о другом ребенке? Это сигнал о том, что у вас есть работа, чтобы помочь
этот ребенок расплавил чип на его плече. В этот момент, можно сказать, «Хм. . . Я знаю, иногда ты сильно раздражаешься на свою сестру. Если бы вы вспомнили один раз на этой неделе, когда вы не чувствовали раздражения, что она делала?»
Даже если он ответит, «Она спала, так что ты можешь поиграть со мной!» вам есть с чего начать. Вы можете улыбнуться и сказать: « Я слышу, как Дилан говорит, что он действительно ценит то, что Мэдисон уделила ему сегодня особое время со мной. . . Спасибо, Мэдисон, за такую щедрость!» Мэдисон
будет улыбаться и чувствовать, что его ценят, а Дилан увидит, что Мэдисон дала ему что-то ценное.
Конечно, вы будете использовать этот инцидент как мотивацию для себя, чтобы создать позитивное взаимодействие между вашими детьми в течение следующей недели.
Таким образом, на следующей неделе, когда Дилан не сможет придумать, что ценного в его сестре, вы сможете сказать: : «Хм… . . иногда трудно вспомнить все, что произошло за неделю. . . как насчет того времени, когда вы двое так сильно смеялись в ванне?
6.
Далее, лайки и улучшения.
Это основное содержание встречи. Возможно, у вас уже есть повестка дня, которая была составлена в течение недели. Если нет, попробуйте это: Все
ходит вокруг стола и делится тем, что им нравится в семье, и тем, что они хотели бы улучшить.
Это позволяет каждому поднимать свои проблемы, но в позитивном ключе, а не просто жаловаться. Но все проблемы — честная игра: дети дерутся,
работа по дому, проблемы со временем у экрана, папа много работает допоздна, как спланировать предстоящую семейную поездку, дети тянут свои ноги
по режиму сна.
Писец или секретарь записывает лайки каждую неделю и добавляет в повестку темы для улучшения вместе с пунктами из повестки дня, которая была
разместили на холодильнике. Ограничьте количество пунктов повестки дня до одного на человека на собрание.
7. Согласуйте основные правила обсуждения.
Дети все еще развивают навыки разрешения конфликтов и участия в подобных встречах, поэтому установите основные правила для обсуждений и помните
что вам придется учить и напоминать каждую неделю.
- У каждого есть шанс поговорить.
- Один человек говорит без перерыва, пока все слушают.
- Говорите то, что вам нужно и хотите, ни на кого не нападая.
- Будьте добры. Допускается только конструктивная обратная связь.
- Это встречи без обвинений. Наша цель всегда решения. Мы семья. Мы в одной команде, и у нас всегда все получается.
Используйте свои навыки тренера, чтобы интерпретировать и отражать потребности каждого человека, чтобы никто не чувствовал себя неправым. Используйте мозговой штурм — запишите все
идеи — найти возможные решения. Ищите компромиссы: « Хм. . . Похоже, эта идея работает для Изабель, но не для Марко. Давайте найдем что-то, что подойдет всем». Один раз
есть соглашение, помогите своим детям записать его в свой семейный блокнот. Просмотрите соглашения на следующей встрече, чтобы увидеть, как они работают;
пересмотреть при необходимости.
Эта часть встречи должна быть короткой и оптимистичной. Если вы не можете закончить тему и вам нужно ее отложить, сделайте это. Иногда, чтобы уберечь ребенка от
занимая оборонительную позицию, лучше всего передать вопрос «родительскому комитету», но постарайтесь не подрывать процесс группы.
8. Запишите соглашения в Семейную тетрадь.
Это важный шаг, так что вы можете вернуться и пересмотреть, если ваше новое соглашение не работает. Я также рекомендую страницу в начале вашего
Семейный блокнот для ваших семейных правил и семейного девиза или даже заявления о видении. Заявление о семейном видении, популяризированное Стивеном
Кови просто формулирует ценности, которыми вы хотите руководствоваться в своей жизни. С маленькими детьми должны быть и Правила, и Заявление о видении.
очень просто, но со временем вы захотите развить их вместе с вашими детьми.
9. Закончите с
«С нетерпением жду».
Закончите предложением «С нетерпением жду», в котором каждый участник описывает то, чего он с нетерпением ждет на следующей неделе. Это время
сосредоточиться на всех положительных моментах, происходящих в жизни вашей семьи, хотя это часто переходит в «объявления».
10. Объявления
Объявления в самом конце — это хороший способ вернуться в привычную жизнь, чтобы напомнить всем о предстоящих встречах, поездках и необходимых поездках,
и обеспечить бесперебойную работу домашнего хозяйства. Но не позволяйте этому подавить все хорошие чувства, которые вы создали; отложить логистические обсуждения
которые требуют реальной работы.
10. Закрыть при положительном результате.
Завершите встречу общим объятием и девизом вашей семьи. Что касается детей младше пяти лет, сопротивляйтесь импульсу делать много дел на семейных собраниях;
вы хотите, чтобы они были короткими и полезными. Для младших школьников полезно добавить стимул к тяжелой работе по решению проблем:
особенный десерт, особенная игра потом. И не удивляйтесь, если встречу присвоят, чтобы объяснить, что вы смущаетесь.
их перед друзьями, или что им нужно прибавку к довольствию!
Семейные встречи | Positive Discipline
доктора Джейн Нельсен
Мне трудно выбрать любимый инструмент для воспитания детей в рамках программы Positive Discipline, но семейные встречи занимают первое место. Дети многому учатся на семейных встречах, например, умеют слушать, уважать различия, выражать признательность словами, решать проблемы, сосредотачиваться на решениях и понимать, что ошибки — это прекрасная возможность учиться. У меня есть гораздо более длинный список, но вы поняли идею. Семейные встречи также создают семейную традицию и оставляют много воспоминаний.
Одна из моих любимых историй о том, как мои подростки начали жаловаться на семейные собрания и говорить, что они глупые и хромые. Мои дети любили семейные собрания, когда им было от четырех до двенадцати или около того. Потом они начали жаловаться, как это делают типичные подростки. Я попросил их подбодрить меня, и мы могли бы сократить время с 30 минут до 15.
Однажды Мэри, одна из жалобщиков, провела ночь в доме друга. На следующий день она объявила: «Эта семья так облажалась. У них должны быть семейные встречи». Когда Мэри поступила в колледж, она инициировала регулярные «семейные встречи» со своими соседями по комнате и сказала, что без них они бы не выжили.
Почему семейные встречи так сложны?
Поскольку семейные собрания так важны, почему так много семей избегают тратить время на их проведение? И когда они это делают, почему у них так много проблем?
Одна родительница написала о своем разочаровании, пытаясь провести семейные собрания, рассказав, что ее восьмилетний сын постоянно демонстрирует свой новый талант рыгать во время собраний, а ее пятилетний ребенок сходит с ума, когда кто-то выдвигает идею, которую она не принимает. не нравится.
Часть проблем может заключаться в том, что родители не уделяют достаточно времени обучению. Они могут ожидать, что их дети будут обладать всеми необходимыми навыками для семейных собраний. Когда вы думаете об этом, это так же разумно, как ожидать, что дети будут иметь словарный запас студента колледжа в первый год, когда они начнут говорить.
Дети в возрасте до четырех лет могут быть не готовы к обучению навыкам проведения семейных собраний. Если они перебивают вас во время семейных собраний (вместо того, чтобы спокойно играть), подождите, пока они заснут, чтобы ваша семья встретилась со старшими детьми. Эти первые несколько встреч должны длиться около 15 минут.
10 ШАГОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СЕМЕЙНЫХ ВСТРЕЧ
- Введение . «Мы будем читать эти шаги, пока не узнаем их все. Кто хотел бы начать с номера два?» (Если дети достаточно взрослые, они могут читать шаги по очереди.)
- Комплименты или благодарности .
«Каждый из нас поделится чем-то, что мы ценим в каждом члене семьи. Я начну. Я хотел бы поблагодарить __________ за _____________». Сделайте каждому члену семьи комплимент, а затем пусть все остальные сделают то же самое.
- Повестка семейного собрания . «Повестка дня будет размещена на холодильнике, чтобы каждый мог записывать проблемы в течение недели. Вы заметите, что оставлять посуду в раковине стоит у нас на повестке дня, чтобы попрактиковаться в решении проблем».
- Говорящая палочка . «Этот предмет будет раздаваться, чтобы помочь всем помнить, что только один человек может говорить одновременно и что очередь доходит до каждого».
- Мозговой штурм . «Мозговой штурм означает обдумывание как можно большего количества решений. Во время мозгового штурма все идеи (даже забавные) принимаются без обсуждения».
- Сосредоточьтесь на решениях . «Давайте потренируемся с проблемой на повестке дня.
Кто хотел бы быть нашим писцом и записывать каждое предложение?» (Если ваши дети недостаточно взрослые, вы можете устроиться на эту работу.)
- Поощряйте детей идти первыми . «Кто хотел бы начать с каких-то диких и сумасшедших идей?» (Если никто не заговорит, вам, возможно, придется подтолкнуть их к каким-то безумным и практическим идеям, сказав: «А как насчет того, чтобы выбросить грязную посуду в мусор? Что, если каждый из нас возьмет на себя один день в неделю?» Но сначала позвольте помолчать.) Если кто-то возражает против идеи, скажите: «Пока мы просто проводим мозговой штурм в поисках решений. Все идеи будут записаны».
- Используйте 3 R и H для оценки предлагаемых решений . Поощряющие решения должны быть (1) связанными, (2) разумными, (3) уважительными и (4) полезными. «Кто может видеть какие-либо решения, которые нам нужно устранить, потому что они не связаны между собой, разумны, уважительны или полезны? Наш писец может их вычеркнуть после того, как мы обсудим, почему.
- Выбор решения . «Хотим ли мы сузить идеи до одного решения или попробовать несколько? Мы можем оценить, как сработало решение или решения, во время нашей следующей встречи через неделю».
- Развлечение . «Мы по очереди выбираем занятие в конце каждого семейного собрания. На сегодняшний вечер я выбрал шарады. Кто добровольно выберет интересное занятие на следующей неделе?»
План обучения семейным встречам
Первая неделя: повестка дня
Расскажите о пяти компонентах семейных встреч. Сообщите своей семье, что вы потратите столько недель, сколько потребуется, чтобы изучить каждый компонент.
1.) Повестка дня
2.) Комплименты
3.) Мозговой штурм для поиска решений
4.) Семейное развлечение, такое как игра, приготовление пищи или попкорн и кино.
5.) Календарь семейных праздников
Первую неделю вы можете больше времени уделять повестке дня. Пусть ваши дети знают, что здесь они могут писать задачи. (Дети младшего возраста могут попросить родителей написать за них в повестке дня.) Спросите, может ли кто-нибудь подумать о проблемах, с которыми им нужна помощь. Если они не могут ничего придумать, вы можете сказать: «А как насчет ____________ (любой проблемы, которую вы заметили в течение дня между детьми или с детьми). Затем вы можете сказать: «Я хотел бы добавить отрыжку». Сообщите им, что повестка дня будет помещена в холодильник, и каждый может добавить все, что захочет в течение недели. Вы не будете пытаться решить ни одну из проблем, пока дети не узнают о мозговом штурме. Пусть ваши дети знают, что на следующей неделе они научатся о комплиментах, чтобы они могли подумать о том, что они ценят в каждом члене семьи, чтобы они были готовы. Затем положите повестку дня на холодильник и завершите встречу.
В течение недели, когда вы замечаете, что у детей возникла проблема, вы можете сказать: «Похоже, это неплохо добавить в повестку дня». Не настаивайте. Просто обратите внимание, делают они это или нет. Если вы видите, что дети дерутся, вы можете сказать: «Не хочет ли кто-нибудь из вас включить это в повестку дня?» Они могут или они не могут. Вы просто вносите предложение, которое повышает осведомленность о повестке дня. Если у вас есть проблема, например, когда дети не убирают свои игрушки, вы можете сказать: «Это проблема. Хотите включить ее в повестку дня или мне?» Если они этого не сделают, вы можете.
Неделя вторая: Комплименты
Принесите повестку дня на семейное собрание и скажите что-то вроде: «У нас в повестке дня довольно много дел (даже если вы сами включили в нее большинство из них). Будет интересно посмотреть, как мы решим эти проблемы после того, как узнаем о мозговом штурме. Сегодня вечером мы будем делать комплименты. Кто знает, что такое комплимент?
Если ваши дети не придумают ничего из следующего, вы можете научить следующее:
1.) Спасибо за то, что кто-то сделал для вас.
2.) «Атта, мальчик» или «Атта, девочка» (признание того, что кто-то сделал.)
3.) Признательность за то, что вам нравится в члене семьи.
Во время комплиментов вы можете пойти по кругу и позволить каждому поблагодарить вас за _____, похвалить мальчика/девочку за ________ или поблагодарить за ____. Если они борются с этим, скажите: «Мы снова потренируемся на следующей неделе». Если все справятся хорошо, скажите: «На следующей неделе мы научимся мозговому штурму».
В течение недели, когда вы видите что-то «хорошее», вы можете прокомментировать: «Это будет хорошим комплиментом во время нашей следующей семейной встречи». Не записывайте это и не говорите им, чтобы они запомнили. Вы просто создаете осознанность. Продолжайте вносить предложения, когда видите что-то, что можно включить в повестку дня, и/или добавляйте сами.
Неделя третья: Мозговой штурм
Приступайте к мозговому штурму только тогда, когда ваши дети хорошо (не идеально) ставят задачи на повестку дня, говорят и получают комплименты.
Принесите повестку дня. Прокомментируйте, сколько всего на нем написано и что вам не терпится поговорить о мозговом штурме. Затем делайте комплименты. Если они владеют навыками, продолжайте учить методам мозгового штурма.
Мозговой штурм — это когда мы придумываем как можно больше идей для решения проблемы. Они могут быть практичными или дикими и сумасшедшими. После веселого мозгового штурма (без обсуждения) мы выбираем одно решение, с которым все согласны, и пробуем его в течение недели.
Выберите проблему из списка и потренируйтесь в мозговом штурме. Обязательно расскажите о дикой и сумасшедшей части, предложив сначала несколько нелепых предложений, например: «Не разговаривать целый день». Все будут просто рыгать.
Если кто-то начинает жаловаться на идею, напомните детям: «Во время мозгового штурма подходит любая идея. Когда мы закончим мозговой штурм, мы можем обсудить некоторые идеи, прежде чем выбрать ту, которая подойдет всем».
Вы можете ввести таймер, установить его на две минуты и бросить вызов семье, чтобы увидеть, сколько идей они могут придумать за две минуты. Это может помочь им придерживаться мозгового штурма в поисках идей, а не сбиваться с пути в обсуждениях.
После мозгового штурма скажите: «А теперь давайте посмотрим на наш список и вычеркнем все, что непрактично, неуважительно или полезно». Из того, что осталось, выберите тот, с которым согласятся все. Если все не могут согласиться, скажите: «Хорошо. Мы отлично изучаем этот процесс. Давайте внесем этот пункт в таблицу и попробуем еще раз на следующей неделе, чтобы посмотреть, сможем ли мы найти что-то, с чем мы все согласны».
Семейные мероприятия и календарь семейных мероприятий
Эти два компонента можно добавить в любое время после того, как у вашей семьи все хорошо с повесткой дня и комплиментами. Вы можете добавить одну или обе на той же неделе, что и мозговой штурм. Или вы можете использовать семейное развлечение для мозгового штурма, чтобы составить список вещей, которые дети хотели бы сделать в конце семейного собрания.
Календарь семейных мероприятий означает, что вы должны найти время, чтобы убедиться, что все, что вы хотели бы сделать всей семьей, включено в календарь.
Когда вы читаете все это, я надеюсь, вы понимаете, что процесс даже важнее, чем немедленный результат. Вы обучаете навыкам, которые могут сохраниться на всю жизнь. Вы терпеливы. Вы проявляете уважение и поощряете. Всякий раз, когда что-то идет не так, вы можете остановиться и сказать: «Мы попробуем еще раз в следующий раз».
Прогресс, а не совершенство
Несколько лет назад какие-то адлерианцы записали кучу семейных встреч в разных семьях. Два года они искали идеальную семейную встречу. В конце концов они сдались, потому что не смогли найти идеального семейного собрания. Тем не менее, они были в восторге от положительных результатов в семьях (более эффективное общение, сосредоточенность на решениях, больше веселья вместе), хотя их встречи не были идеальными.
Помня о том, что ошибки — это замечательная возможность учиться, самой большой ошибкой родителей, которая мешала собраниям приблизиться к совершенству, было то, что они слишком много говорили. Дети не в восторге от семейных собраний, которые предоставляют родителям еще одну платформу для лекций.