Программа краткосрочных курсов по астрономии для 5-6 классов Звездное небо. Вопросы по астрономии для 5 класса
Викторина для 5 класса к Дню космонавтики
Викторина для учащихся 5 классов «Путешествие в космос»
Пояснительная записка.
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Цели: обобщение и углубление знаний по физике
Задачи:
Образовательные:
Повторить, систематизировать знания учащихся;
Расширять кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательные:
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность,
Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
Развить способности логического мышления учащихся;
Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Развивать память, внимание
Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями
Аннотация.
Викторина проводится между группами пятиклассников. Формируются команды по 5 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.
Ход мероприятия.
Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.
Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.
Вопросы первого тура:
1 Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
2.Перечислите планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран)
3.Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
4.Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (космодром)
5.Общее название 12 созвездий? (зодиакальные)
6.Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957г)
7.Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (С.П. Королев)
8.Человек который наблюдает за звездным небом, изучает жизнь звезд и планет? (астроном)
9.Назовите космонавта совершившего первый космический полет? (Ю.А. Гагарин)
10.Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов)
11.Назовите первую женщину-космонавта? (В. Терешкова)
12.Как называется самоходный аппарат ,совершивший путешествие по поверхности Луны? (луноход)
13.Как расшифровывается МКС? (Международная Космическая Станция)
14.Прибор для наблюдения за небесными телами? (телескоп)
15.Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
Второй раунд. Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.
Вопросы второго тура:
для его измерения используется повторяющийся физический процесс
основная единица измерения — секунда;
делу это — потехе час.
(время)
действует на дно и стенки сосуда
увеличивается с глубиной:
нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)
Можем притягивать и отталкивать
бывает и красного, и синего цвета;
у него два полюса
(магнит)
Мера инертности тела
основная единица измерения — килограмм;
у бегемота больше, чем у осла
(масса)
Их основная часть — стержень — коромысло
бывают лабораторные, технические, медицинские;
помощник продавца
(весы)
Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)
РЕНАВЕ
НУПЛОТ
ТЮРЕПИ
МЕЛЯЗ
НОСЦЕЛ
Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).
«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».
infourok.ru
Ответы к заданиям школьного этапа по астрономии для 5-7 классов
Астрономия 5-7 класс, школьный (первый) этап
Ответы
Задание 1 (викторина)
а) Ответ: Орион, т. к. он восходит и заходит, остальные созвездия незаходящие.
Или: Орион виден зимой, остальные созвездия видны в любую ясную ночь.
Вариант ответа «Орион, остальные расположены близко к Полярной звезде» оценивается как правильный.
б) Ответ: Дракон – незодиакальное созвездие среди зодиакальных.
в) Ответ: Восточное море – лунное море среди земных.
г) Ответ: Юпитер π
д) Ответ: 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Критерии оценивания: в пунктах а, б, в за каждый правильный ответ – 1 балл, каждое правильное обоснование – 1 балл; в пунктах г, д за полный ответ – 2 балла, частичный – 1 балл.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 2 (словарик)
Ответы:
а) астрономическая единица – среднее расстояние между Землёй и Солнцем;
б) галактика – звёздная система, объединяющая миллиарды звёзд;
в) метеор – вспышка в атмосфере при вторжении в неё с большой скоростью мелкой твёрдой частицы из космоса.
Критерии оценивания: по 1 баллу за правильное (хотя бы своими словами) объяснение значения каждого слова.
Максимум за задание – 3 балла.
Задание 3 (галерея)
Ответы:
Марс;
комета;
Земля.
Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимум за задание – 3 балла.
Задание 4
Ответ: в картине допущено несколько астрономических ошибок.
Во-первых, у Земли не показана фаза. Судя по теням от скал и космонавтов, Солнце светит с правой стороны и расположено довольно высоко над горизонтом. Поэтому земной шар тоже должен быть освещён справа сверху и иметь вид серпа или полудиска.
Во-вторых, видимый диаметр Земли существенно преувеличен. Земля больше Луны по диаметру примерно в три с половиной раза, поэтому Земля в лунном небе должна быть всего в три с половиной раза крупнее Луны в земном небе.
В-третьих, у Луны нет атмосферы, поэтому внутри теней, куда не попадает свет Солнца, должно быть совершенно темно, не видно никаких деталей.
Критерии оценивания: по 1 баллу за обнаружение каждой из ошибок; 1 балл за правильное обоснование ответа (хотя бы одного из трёх пунктов).
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 5
Ответ: описана Луна, меняющая фазы. «Серебристый апельсин» – это полная Луна. Через неделю после полнолуния Луна будет в фазе последней четверти и будет выглядеть как левая половина диска. Причина смены фаз Луны – изменение относительного расположения Солнца, Земли и Луны.
Критерии оценивания: за полный ответ с правильным рисунком, показывающим взаимное расположение Солнца, Земли и Луны – 4 балла; за полный ответ без рисунка – 3 балла; если упомянута смена фаз Луны или нарисована форма её диска – 2 балла; за ответ типа «описана Луна» – 1 балл.
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 6
А
р
и
с
т
о
т
е
л
ь
Т
е
л
е
с
к
о
п
П
т
о
л
е
м
е
й
П
и
ф
а
г
о
р
С
о
л
н
ц
е
Л
н
а
З
е
м
л
я
Б
р
у
н
о
К
о
п
е
р
н
и
к
В
с
е
л
е
н
н
а
я
Астролябия - древний астрономический прибор.
Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1 балл, за правильно отгаданное зашифрованное слово – 1 балл; за правильное определение зашифрованного слова – 1 балл.
Максимум за задание – 12 баллов.
Максимум баллов за работу- 36
infourok.ru
Викторина юного космонавта (5 класс)
ВИКТОРИНА ЮНОГО КОСМОНАВТА (5 класс) Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку. ЗвездыЧто вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
С. Есенин
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают-
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку, просит -чтоб обязательно была звезда! - клянется -
не перенесет эту беззвездную муку! А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В. Маяковский Ход мероприятия Ведущий.
Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первый был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки - Земли, -
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!
Здравствуйте, уважаемые ученики!
Ведущий. Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос! Вопросы викторины: 1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения)2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)
3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)
4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)
5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)
7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)
8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)
9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)
10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).
11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)
12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)
13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)
14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)
15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)
16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)
17. Что такое телескоп'? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)
18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей.)
19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)
20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)
21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)
22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик СП. Королев.)
23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А. Гагарин.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)
212
Внеклассные мероприятия. 5 класс
25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)
26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)
Дополнительные сведения:Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.
Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.
Земля. Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.
Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов но Цельсию.
Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.
Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.
Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура -215 градусов.
Нептун - делает полный оборот за 164 года. Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета. Ведущий. Молодцы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.
А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов – это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!
Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.
Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи -появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.
В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.
mognovse.ru
Тесты по естествознанию на тему "Астрономия
Инфоурок › Астрономия › Тесты › Тесты по естествознанию на тему "Астрономия - как наука, звездное небо" (5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тест «Звездное небо»
2 слайд Описание слайда:1.Метеорит это: А)Метеор, достигший поверхности Земли; В) Яркая вспышка в ночном небе; С) «Падающая звезда».
3 слайд Описание слайда:2.Сколько планет вращается вокруг Солнца: А) 6 В) 8 С) 4
4 слайд Описание слайда:3.В настоящее время астрономы насчитывают созвездий: А) 105 В) 63 С) 88
5 слайд Описание слайда:4.Планета земной группы: А) Уран В) Плутон С) Марс
6 слайд Описание слайда:5.Огромное скопление звезд: А) Вселенная; В) Галактика; С) Комета.
7 слайд Описание слайда:6.Самые яркие звезды имеют цвет: А) красный; В) желтый; С) голубой.
8 слайд Описание слайда:7.По расположению к Солнцу Земля: А) вторая; В) третья; С) шестая.
9 слайд Описание слайда:8.Галактика, в которой мы живем, называется: А) туманность Андромеды; В) Большое Магелланово Облако; С) Млечный путь.
10 слайд Описание слайда:Раскалённые газообразные тела шаровидной формы: А) астероиды; В)кометы; С) звёзды.
11 слайд Описание слайда:10.С помощью какого прибора можно увидеть как можно больше звезд на небе: А) микроскопа; В) телескопа; С)лупы.
12 слайд Описание слайда:Тест «Звездное небо» Ответы: 1.А 2.В 3.С 4.С 5.В 6.С 7.В 8.С 9.С 10.В
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тесты по естествознанию на тему "Астрономия - как наука, звездное небо" (5 класс) предназначены для закрепления пройденного материала на уроке.
Тесты из 10 вопросов даются в виде презентации в конце урока, дети выполняют в тетрадях задания, а затем обмениваются тетрадями и идет взаимопроверка тестов.
В тестах встречаются такие термины как "метеориты", "галактика", "звезды"; вопросы по изучению названий и расположению планет Солнечной системы.
Также эти тесты можно проверить при помощи ручки для интерактивной доски и данной презентацией с триггерами. Получается проверка в виде игры.
Общая информация
Номер материала: 129236
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Викторина по астрономии (7-8 классы)
Викторина по астрономии
7 класс
1. К небесным телам относятся:
А) планеры, дельтапланы, воздушные змеи;
Б) самолеты, дирижабли, ракеты;
В) звезды, планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеороиды;
Г) птицы и насекомые.
2. С греческого языка слово «планета» переводится как ….А) волосатая звезла;
Б) хвостатая звезла;
В) блуждающая звезла;
Г) твердая звезла.
3. В Солнечную систему не входят...
А) звезды; Б) планеты; В) кометы; Г) астероиды.
4. Сколько планет в Солнечной системе?А) 7; Б) 8; В) 9; Г) 10.
5. Какие из изображенных тел являются малыми телами Солнечной системы?1) 2) 3) 4) А) 1, 2, 4; Б) 1, 3; В) 2, 4; Г) 2, 3.
6. Для земного наблюдателя изменяют свои фазы (подобно Луне):А) только внешние планеты;
Б) только Венера и Марс;
В) только внутренние планеты;
Г) все планеты
7. Когда в нашей местности Солнце поднимается выше всего над горизонтом в течение года?А) 23 сентября; Б) 22 декабря; В) 21 марта; Г) 22 июня
8. Термин “комета” можно перевести как…А) волосатая звезла;
Б) хвостатая звезла;
В) блуждающая звезла;
Г) туманная звезла.
9. Солнечные сутки на Луне длятся приблизительно...
А) 24 часа;
Б) одну земную неделю;
В) 15 земных суток;
Г) 30 земных суток.
10. Какая фаза Луны изображена на рисунке?
А) первая четверть;
Б) полнолуние;
В) старая Луна;
Г) новолуние
11. Во сколько раз Луна по размерам меньше Земли?А) в 2 раза; Б) в 3 раза; В) в 4 раза; Г) в 5 раз.
.
12. На сколько созвездий разделено небо?А) 100; Б) 48; В) 117; Г) 88.
13.Полярную звезду можно наблюдать...
А) на протяжении всей ночи в любой день года; Б) в первой половине ночи в любой день года;
В) во второй половине ночи в любой день года; Г) эта звезда в России не наблюдается.
14. По представлениям древних казахов в небо был вбит Железный гвоздь (Темир-Казик), а к нему на аркане привязан Конь. За сутки Конь обегал вокруг Гвоздя. О каком созвездии речь?
А) Гончие Псы;
Б) Малый Конь;
В) Жираф;
Г) Большая и Малая Медведицы.
15. Как в настоящее время называют звезду Железный гвоздь (Темир-Казик)?
А) Полярная; Б) Денеб; В) Бетельгейзе; Г) Фомальгаут.
16. В 1976 году американский космический аппарат "Викинг" передал на Землю изображение, на котором можно было увидеть образование, напоминающее человеческое лицо. 6 апреля 1998 представители НАСА (Национальное Космическое Агентство, США) официально заявили, что "лицо" на поверхности Марса в действительности представляет собой …
А) культовое сооружение древней марсианской цивилизации;
Б) гору, которая выглядит так в результате игры солнечного света и тени; В) скульптурный портрет, оставленный на Марсе земным космическим аппаратом; Г) фотомонтаж марсианского ландшафта и портрета известного астронавта.
infourok.ru
Программа краткосрочных курсов по астрономии для 5-6 классов Звездное небо
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МАОУ «СОШ № 153» г.Перми МАОУ «СОШ № 153» г.Перми __________________Н.Р.Исаева
_____________/_______
«____»__________2016 г. «_____»_______________2016г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми
Программа краткосрочных курсов по выбору для учащихся 5-6 классов
Звездное небо
Составитель:
учитель физики
МАОУ «СОШ №153» г.Перми
Кабанова Н. С.
Пермь
2016
Современное образование результатом своей деятельности представляет не столько объем усвоенных знаний и умений, сколько гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовку ребёнка к жизни, его психологическую и социальную адаптация.
Данная программа предназначена для реализации в 5 – 6 классах общеобразовательной школы.
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с некоторыми вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школьников возникает потребность в астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Данная программа становится тем более актуальна, поскольку предмет «Астрономия» исключён из перечня обязательных предметов в средней школе, кроме того, в связи с переходом на ФГОС второго поколения, астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса, полностью исключён из школьной программы, что не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно вопросы астрономии играют важную роль в формировании мировоззрения, раскрывает современную естественно-научную картину мира.
Цель данного курса – удовлетворить интерес учащихся к науке о звёздном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нём удивительных явлений.
Задачи курса:
Образовательные:
познакомить учащихся с научными сведениями о звёздах, созвездиях;
обогатить учащихся знаниями о способах исследования небесных тел и достижениях науки в освоении космического пространства.
Воспитательные:
сформировать у учащихся основы научного мировоззрения и научных убеждений;
развивать навыки самостоятельности;
воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.
Развивающие:
развивать стремление к исследовательской деятельности;
развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними;
развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной деятельности.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации;
составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
Содержание программы курса
Звездное небо в представлениях древних цивилизаций (индейцев, древних вавилонян, египтян). Развитие представлений о звездном небе.
Звёзды. Расстояния до звёзд. Строение звезд. Размеры звёзд. Гиганты звёздного мира. Температура и цвет звёзд. Яркость звёзд. Самые яркие звезды Вселенной.
Двойные звёзды. Переменные звёзды. Физически переменные: пульсирующие (цефеиды и мириды), взрывные, затменно-переменные. Новые и сверхновые звёзды. Коричневые карлики и чёрные дыры. Эволюция звёзд. Планеты у других звёзд.
Система ближайших звёзд. Солнце – ближайшая звезда.
Изменение вида звездного неба в течении суток. Координаты небесных тел.
Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Легенды о созвездиях. Эклиптика.
Созвездия Северного и Южного полушария. Изменение вида звездного неба в течении года. Вид звездного неба зимой, весной, летом и осенью.
Показная карта звездного неба. Изготовление и работа с ПКЗН.
Учебно-тематический план
Темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
1
Расстояние до звезд. Строение звезд. Классификация звезд.
1
1
Изменение вида звездного неба в течении суток.
1
1
Изменение вида звездного неба в течении года.
Показная карта звездного неба
4
4
Итоговое занятие
1
1
Итого: 8 часов
8
5
3
Результатом освоения данной программы краткосрочных курсов «Звездное небо» является создание учащимися карты звездного неба в день своего рождения и описание вида звездного неба в этот день на итоговом занятии.
Материально – техническое обеспечение
Для проведения занятий имеется всё необходимое:
наличие учебного класса;
наличие компьютера с возможностью выхода в интернет;
техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
библиотека методической, учебно-популярной и энциклопедической литературы;
Шаблоны для изготовления ПКЗН (приложение 1)
Список литературы для учителя
1. Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание 5-6 класс. – М.., Аквариум. 1997
2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1989.
3. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», серия «Я познаю мир». Изд. Белый город, 2004.
5. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Гостехиздат, 1946.
6. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., Аванта +, 2004.
Приложение 1
infourok.ru
Астрономия. Вопросы и ответы.Данной страницей выполнена просьба читателей о размещении вопросов на отдельной странице, для удобства пользования разделом "Вопросы и ответы по астрономии". Раздел будет постоянно совершенствоваться, для максимально удобной подачи информации читателям.
Используя данную форму Вы можете задать нам вопросы по астрономической тематике.• На Главную • Вопросы присланы посетителями сайта "Галактика" и проекта 'Астрогалактика'. Дизайн, обработка и выкладка на сайт - Кременчуцкий Александр. Copyright © 2002-2013 'Галактика' сайт. Все права защищены. При копировании ссылка на источник обязательна. Выпускается сайтом 'Галактика' с 11.05.2003 обновлено: |
www.moscowaleks.narod.ru