Содержание
Серебряное копытце стр. 192. Литературное чтение 4 класс
1. Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.
В произведении есть как реальное, так и ненастоящее.
По самому названию понятно, что у козлёнка было копыто необычное.
Он топал и стучал им, а на этом месте, откуда ни возьми, являлись золотые камни.
Дедушка с внучкой всё-таки нашли ночью козла в этом лесу, но наутро все камушки засыпало снегом.
Осталось только то, что успел насобирать дедушка к себе в шапку.
Всего этого на самом деле не может быть, это лишь выдумки.
В реальной жизни могли существовать все участники сказки.
Действительно, мог забрать к себе дед девочку.
Жили они себе втроём с кошкой, каждый занимался свои делом.
2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Дело в том, что у дедушки не было семьи.
Ему было тоскливо и уныло одному, хотелось кого-то научить всему, что он умеет.
Спросив у соседей, он узнал, что недавно осиротела девочка.
Он сразу вспомнил, что знал её родителей, они были весёлые и добрые люди.
И, хотя старик хотел себе мальчика, мол, с ним проще и легче, решил пригласить сироту.
Девочка была в приёмной семье, с больше десятка детей.
Тяжело было, всё недоедали и попрекали невинную сиротку.
Поэтому, как только дед предложил взять её к себе, а сиротка и согласилась.
3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь?
Все втроём жили очень слажено.
В силу того, что по отдельно каждый из них был одинок, а вместе — семья.
Каждый имел свою работу, скучать было некогда.
Утром дед уходил на работу.
Дарёнка прибиралась в хате, готовила и хозяйничала.
А кошка Мурёнка охотилась на мышек, да ластилась ко всем.
Очень любили старик с Дарёнкой её мурчание.
По вечерам все собирались и разговаривали.
Я думаю, что они любили друг друга.
Кокованя заменил Дарёнке дедулю, а она ему – внученьку.
И хоть житьё было бедное, всё равно были рады тому, что есть близкий человек и семья.
4. Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть удивительное копытце:
— каждый верил в сказки и хотел увидеть чудо;
— герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.
И старичок и внучка надеялись, что этот чудесный козёл существует.
Только увидеть они хотели его не ради богатства.
Они никогда не стремились к этому.
По сути, они надеялись на чудо и мечтали посмотреть на эту диковинку.
Рассказы Коковани о козле внучка слушала с таким любопытством.
Она представляла его прекрасные рога и копыта.
И никто даже не надеялся заработать на этом удивительном существе.
Никого даже не посетила эта мысль.
Напротив, после того как драгоценные камни исчезли наутро, никто не огорчился.
Они расстроились потому, что пропала их любимая кошка.
5. Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
Это были хорошие люди, добрые и отзывчивые.
Они не мечтали заработать на копытце, не ради денег искали его.
Прекрасное животное познакомилось с ними потому, что их вера была непоколебима.
А когда со всем сердцем и душой веришь во что-то, пусть даже совсем сказочное, это обязательно произойдёт.
Именно так оно и случилось.
6. Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты? Запиши в «Рабочую тетрадь».
Бажов очень красиво рассказал нам о сказочном существе.
Он не обычный, а особенный.
Когда он стучит ногой, появляются разноцветные драгоценности.
Кроме того, такого красивого козлёнка ещё никто не видел.
Он был небольшой, с тоненькими ножками и маленькой головкой.
Рога были не такие, как у всех, а с пятью ветками.
В общем, красоты был необычайной.
Как услышала про него Дарёнка, больше ни о чём думать не могла, говорила только и о нём.
7. Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?
Автор с заботой, трепетом и любовью воспринимает всех персонажей.
Он сочувствует их проблемам, сопереживает им и помогает.
С первых строк герои кажутся такими родными и знакомыми.
Моментально убеждает старик, когда он рассказывает о Серебряном копытце.
И вместе с Дарёнкой восхищаешься им, так хочется увидеть волшебство.
А когда пропадает Мурёнка так грустно, будто сам потерял что-то важное и дорогое.
Все очень дружелюбные и человечные, такие люди сразу располагают к себе.
Они очень хорошо относятся животных, это качество добрых людей.
Я уверен, они никогда не ссорились, потому что были жизнерадостными и добродушными.
8. Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.
Я считаю, что главная идея, которую пропагандировал автор — это то, что в любой ситуации нужно оставаться хорошим человеком.
А также то, что даже во взрослом возрасте нельзя переставать верить в чудо, идти за своей мечтой.
Когда очень чего-то хочешь, это произойдёт.
Обязательно чтобы эта мысль была бескорыстной и благородной.
Писатель призывает всё делать по совести, ни обманывать, ни быть злыми и алчными.
А наоборот, радоваться каждому моменту и трудиться. И тогда всё, что хочешь — сбудется.
Подсказка:
- Читательский дневник «Серебряное копытце»
- В ответах к рабочей тетради 4 класс Литературные сказки стр. 44 — 51
________
Тест Cеребряное копытце (4 класс) с ответами по сказке Бажова
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
Для учителя
Вопрос 1 из 10
Кем Дарёнка приходится Коковане?
Внучкой
Дочкой
Никем
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 2 из 10
Куда определили старших дочек Потопаева?
В монастырь
В рукодельню
На завод
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 3 из 10
Какое животное есть у Дарёнки?
Щенок
Котенок
Мышка
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 4 из 10
Чем летом занимается Кокованя?
Охотится
Обрабатывает землю
Добывает золото
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 5 из 10
По мнению Коковани кошка Муренка будет у них вместо .
..
Собаки
Швабры
Балалайки
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 6 из 10
Как Кокованя заманил к себе Дарёнку?
Куском хлеба
Сказкой про козла
Малиновым вареньем
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 7 из 10
Что появляется на месте, где топнет козел?
Драгоценные камни
Золото
Серебро
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 8 из 10
Как пахнет козел «Серебряное копытце»?
Душной
Яблоками
Лесом
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 9 из 10
Для чего Дарёнка взяла с собой нитки и ткань?
Что бы сшить себе юбку
Сшить Коковане рубаху
Шить кукле платья
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вопрос 10 из 10
Сколько драгоценных камней взял Кокованя?
Полные карманы
Полную шапку
Полный мешок
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Подготовка к урокам литературного чтения может тать проще и занимать меньше времени, если вы воспользуетесь разработками, размещёнными нашими специалистами на сайте, одной из которых является, например, тест «Серебряное копытце» (4 класс). Задания теста посвящены сказу самобытного русского писателя Павла Петровича Бажова и охватывают как содержательную сторону произведения, так и его идейный смысл.
К каждому из вопросов имеется несколько вариантов ответа, чтобы школьник мог выбрать среди них тот, который он считает правильным. Узнав сразу же по прохождении теста ответы, четвероклассник может немедленно разобрать свои ошибки, доучить то, что прежде оставалось неусвоенным, и ответить на вопросы еще раз.
Тест по сказке «Серебряное копытце» с ответами – удобный и действенный способ самому подготовиться к уроку на «отлично».
Рейтинг теста
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 979.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Серебряное Копыто. П.Бажова
бесплатные онлайн-иллюстрированные книги для детей |
Популярный
Андерсен
Сказки
Истории о животных
Поэзия для детей
Украинские сказки и стихи
Короткие истории
Список категорий
СКАЗКИ С УРАЛА
П.Бажов
Перевод Евы Мэннинг
freebooksforkids.net
Иллюстрации О.Попковой
Жил у нас в деревне старик Кокованя.
У него никого из родных не осталось, вот он и подумал взять сироту к себе
но быть для него ребенком.
Он спросил у соседей, не знают ли они кого-нибудь, а они ему: «Григорий
Дети Потапова недавно остались сиротами на Глинке. Судебный пристав послал
девочки постарше в усадебную швейную, но есть маленькая шестилетняя девочка
никто не хотел. Вот бы тебе ребенок.
Но Кокованя сказала: «Я бы неуклюжий, как с горничной. Парню было бы лучше. Идентификатор
научу его моему ремеслу, и он тоже поможет мне, когда подрастет. Но что я могу сделать
с горничной? Чему я могу ее научить?»
Но потом он снова все обдумал. — Я знал и Григория, и его хорошую жену.
он сказал. «Они были похотливыми работниками и настоящими весельчаками.
им в хате не будет скучно. Я возьму ее. А может быть, она не придет?»
«Эх, не так уж она сладка в жизни», — сказали ему соседи.
Григория дачу какому-то бедолаге и велел ему присматривать за сиротой до
она взрослеет. Но у него есть дюжина своих. Им не хватает для своих
рты. А жена придирается к сиротке и жалеет каждую корочку. Она
маленькая, но она достаточно большая, чтобы понять. Она это чувствует. Не могли бы вы сказать, что она
хотите уйти от всего этого? А потом ты с ней немного поговоришь, и она возьмет
тебе».
— Да, это правда, — сказал Кокованя. — Я поговорю с ней по-доброму.
Когда наступил очередной праздник, он пошел в дом, где жила сирота. Он
нашел хижину переполненной людьми, молодыми и старыми. Маленькая девочка сидела у печи
ухаживает за коричневой кошкой. Ребёнок был маленький, и кот тоже был маленький, такой худенький и
запачканный, было удивительно, что кто-нибудь пропустит его внутрь. Ребенок гладил
кошка, и она мурлыкала так, что это было слышно на всю хижину.
Кокованя посмотрел на девушку и спросил: «Это подарок Григория?»
«То же самое», сказала хозяйка. «И как будто мало ее кормить, у нее есть
притащить и этого паршивого зверя. Мы не можем избавиться от этого. И это царапает
дети. А то, вдобавок ко всему, мне еще надо ее кормить!
— Они должны дразнить ее, ваши дети, — серьезно сказала Кокованя.
мурлычет. — Потом повернулся к ребенку. — Ну, Подарёнка [Подарёнка — подарок.
заходи ко мне жить?»
Ребенок смотрел.
«Откуда ты знаешь, что меня зовут Даренка?»
«Это только что пришло», сказал он. «Я не думал, я не знал, я просто случайно наткнулся на это».
«Но кто ты?» — спросил ребенок.
— Я вроде охотник, — сказал Кокованя. «Летом я промываю песок и ищу
золото, а зимой я хожу в лес и ищу козу, но никогда не нахожу
«Ты будешь стрелять, если будешь?»
«Нет, — сказал Кокованя, — я обыкновенных коз стреляю, а эту не буду. я хочу
посмотри, куда он топнет правой передней ногой».0013
«Зачем?»
«Приезжайте ко мне жить, и я вам все расскажу», — сказал Кокованя.
Маленькая девочка очень хотела услышать о козе, и она могла видеть, что он
был веселым, добрым стариком. Поэтому она сказала: «Я приду. Но возьми и мою киску. Смотри
какая она хороша.
«Это так же верно, как я стою здесь,» сказал Кокованя. «Только дурак оставит кошку
что так поет. В избе она будет не хуже балалайки.
с рук. Она начала торопливо собирать вещи Даренки.
Она боялась, что Кокованя передумает.
Кажется, кот тоже все понял. Она продолжала тереться об их
ноги и мурлычет: «Р-р-правильно! Ты р-р-р-р-правильно!»
Вот и Кокованя забрала сироту домой. Он был высоким и бородатым, а она немного
вещь с пуговичным носом. По улице они пошли с волочащейся кошкой
бежит сзади.
Вот так они и стали жить вместе — дедушка Кокованя, сирота Дарёнка
и Киска. Шли дни, они не разбогатели, но им было достаточно, и вот
дел хватало всем.
Утром Кокованя пошла на работу, Даренка убрала избу и сварила суп и
каши, пока Киска охотилась на мышей. К вечеру все были дома, очень
удобно и весело.
Старик был прекрасным рассказчиком. Даренка любила слушать, а Киска
лежал, мурлыча: «Р-р-правильно! Ты р-р-р-ре р-р-р-прав!»
Но после каждого рассказа Даренка напоминала старику:
коза, дедушка. Какой он?»
Сначала Кокованя пытался ее отговорить, но потом он ей сказал.
«Это особенный козел. На правой передней лапе у него серебряное копыто. И
когда он топает этим серебряным копытом, он оставляет там драгоценный камень. Если он проштампует один раз
есть один драгоценный камень, если он топнет два раза, их будет два, и если он начнет лапать
земли будет целая куча».
Он ей сказал, а потом пожалел, потому что после этого Даренка
ничего, кроме козла.
«Дедушка, он большой козел?»
Кокованя сказал ей, что он не выше стола, с тонкими ногами и хорошеньким
глава. Но Дарёнка продолжала: — А рога у него есть, дедушка?
«Да, у него есть, и хорошие тоже. У обычных козлов два рога, а у этого
у одного есть рога, с пятью зубцами.»
«А он людей ест, дедушка?»
«Нет, он не ест людей, он ест траву и листья. Ну, и он может грызть
сена из стога зимой.»
«А какого он цвета?»
«Летом он коричневый как Киска здесь, а зимой серебристо-серый.»
Осень пришла и Кокованя собралась в путь в лес.Он хотел посмотреть, где
козы кормились. Но тут Даренка стала просить и умолять.
«Возьми меня с собой, дедушка! Я мог бы взглянуть на козла, хоть он и длинный
— Далеко! —
— Далеко ты его не узнаешь, — сказал Кокованя.
осень. И вы не увидите, сколько там зубцов. Зимой сейчас — это
другой. Тогда у обычных коз рогов нет, а у Серебряного Копыта они есть.
время. Так что ты можешь узнать его даже тогда, когда он далеко.»
Этим разговором он сумел ее успокоить. Даренка осталась дома, а Кокованя ушел в лес. На пятый день
он вернулся.
«Много коз пасется Полдневским путем в этом году», — сказал он. «Вот где
Зимой поеду.
«А как ты в лесу зимой будешь спать?» спросила Даренка.
» он
сказал. «Его
толстый с окном и печкой. Со мной все в порядке.»
Потом Даренка опять заговорила: «А Серебряное Копыто там тоже будет кормить?»
«Кто знает? Он может.»
Тогда ребенок начал с ее просить и умолять: «Возьмите меня с вами, дедушка! Я остановлюсь в хижине. Может, Серебряное Копыто подойдет поближе, и тогда я
увидеть его»
Сначала старик и слышать об этом не хотел. «Что! Возьмите девочку в
лес зимой! Вам придется пойти на лыжи, и вы не знаете, как. Вы утонете в
снег. Что бы я сделал с тобой? Ты бы тоже замерз!»
Но Даренка не отпускала его. Она все просила: «Возьми меня, возьми меня,
Дедушка! Я умею кататься на лыжах!»
Кокованя говорил и так и эдак, но наконец подумал про себя: «А что, если
Я все-таки беру ее? Если она попробует это один раз, то больше не спросит».0013
«Хорошо, — сказал он, — я возьму тебя. Только смотри, не начинай плакать, когда мы
в лес или проситься домой. »
Когда действительно пришла зима, Кокованя нагрузила на санки два мешка
сухари, кое-какие охотничьи принадлежности и другие странные вещи, которые ему понадобятся. Дарёнка сделала
сама тоже маленький пучок. Она взяла несколько лоскутов ткани, чтобы сшить платье для
свою куклу, моток ниток и иголку, а потом еще и веревку.
«Возможно, я смогу поймать им Серебряное Копыто», — подумала она.
Ей было жалко расставаться с кошкой, но с ней больше нечего было делать.
Она гладила его, разговаривала с ним и все объясняла.
«Мы с дедушкой идем в лес, Киска, и ты должна остановиться здесь и поймать
все мыши. Когда мы увидим Серебряное Копыто, мы снова вернемся домой, и я скажу
вы все об этом.»
Пусси подняла хитрые глаза и промурлыкала: «П-п-правильно! Т-р-р-р-р-права!»
И Коковаая с Даренкой отправились в путь. И все соседи в изумлении уставились.
старик, должно быть, обожает! Такую девчонку везти зимой в лес!»
Как только Кокованя и Даренка покидали последние дома, они услышали
все собаки подняли большую суету и суматоху, лают и воют, как будто
какой-то зверь забрался. Оглянулись, а там Киска бежит по середине улицы, плюет и ругается на
собаки. Пусси теперь была прекрасной большой кошкой и могла сама о себе позаботиться. Там
нигде не было собаки, которая попыталась бы с ней подраться.
Даренка хотела ее поймать и вернуть домой, но попробуй поймай
Киска! Она побежала в лес и мгновенно взобралась на дерево. Убери ее оттуда, если
Вы можете! Даренка звала, звала, а Пусси было не заманить. И что
они могли сделать? Они должны были продолжать. И когда они оглянулись, там была Пусси
бежит рядом с ними, в стороне. Вот так они наконец пришли к
хижина.
Значит, все трое жили там. И Дарёнке понравилось. «Здесь хорошо, — сказала она.
сказал. Кокованя согласилась: «Ага, повеселее». И Киска свернулась калачиком
мяч у печки и громко замурлыкал: «Р-р-правильно!
В ту зиму было много коз. Обычные козлы. Кокованя принесла одну или
два дома каждый день. Шкуры свалились в кучу, а мясо было пересолено — слишком много, чтобы
везти обратно на санях. Кокованя увидел, что ему придется отправиться домой на
лошадь, но как же он мог оставить Даренку одну в лесу с одной кошкой? Но
Даренка привыкла к лесу и сама говорила о нем.
«Дедушка, а почему бы тебе не пойти в деревню за лошадью? Надо взять соль
мясо дома.»
Кокованя удивился.
«Какая мудрая голова на маленьких плечах! Разумная, как взрослая женщина. Подумал о
все это самостоятельно. А не испугаетесь ли вы, совсем одни?
— Чего я испугалась? — отвечала она.
Во-первых, волки не могут войти, да и не приходят сюда. И у меня есть
Киска со мной. Я не испугаюсь. Но все равно возвращайся поскорее!»
Кокованя ушла. И Даренка остановилась наедине с Киской. Она была довольно использована
к одиночеству днем, когда Кокованя выслеживал коз. Но когда это
начало темнеть, она почувствовала себя немного странно. Итак, она посмотрела на Пусси и увидела, что она
лежала удобно и довольная. От этого Даренке стало легче. Она Суббота
спустился к окну и выглянул на поляну, а там — что-то вроде мячика выскочило из
лес. Он подошел ближе, и она увидела, что это коза. У него были тонкие ноги и стройный
голову и пять отростков на рогах. Даренка тотчас выбежала, но нашла
здесь пусто. Она ждала, ждала и наконец вернулась в хижину. «Я должен
мне это приснилось, — сказала она, — это мне только показалось».0013
Киска промурлыкала: «П-правильно! Ты п-р-р-правильно!»
Даренка легла спать, взяв с собой кошку, и проспала крепко до утра.
Прошел еще один день. Нет Кокованя. Даренке стало скучно и одиноко, но она не
плакать. Вместо этого она погладила кошку.
«Не волнуйся, Киска», сказала она. — Дедушка завтра придет, вот увидишь.
Пусси только пела свою обычную песенку: «Р-р-правильно! Ты р-р-р-р-правильно!»
Опять Даренка сидела у окна и смотрела на звезды. Она думала пойти
спать, как вдруг услышала за стеной хижины шлеп-шлеп.
Она вскочила, испугалась, и тут другой
стены, потом снова мимо первой, потом у двери и, наконец, наверху
крыша. Это было не громко, это звучало как очень быстрые, легкие шаги.
Вдруг Дарёнка подумала про себя: а вдруг это коза пришла
вчерашний день? Ей так хотелось увидеть это, что даже страх не мог ее удержать.
назад. Она открыла дверь и выглянула, и там была коза, совсем близко,
стоит как можно тише. Он поднял переднюю ногу, чтобы топнуть, и серебристый
копыта блестели на нем, и на рогах было пять отростков. Дарёнка не знала, что делать.
делать, так она называла его, как она назвала бы обычную няню или Билли.
Как смеялась эта коза! Потом он повернулся и побежал через поляну. Даренка пошла
вернулся в хижину и рассказал об этом Пусси.
«Я видел Серебряное Копыто. Я видел его рога и видел его копыто. Только я не видел
ему штамповать и оставлять драгоценные камни. Он покажет мне это в следующий раз.»
Пусси запела свою обычную песню: «Р-р-правильно! Т-р-р-р-р-права!»
Прошел третий день, а Коковани все нет. Лицо Дарёнки совсем затуманилось.
Она даже немного поплакала. Она хотела поговорить с Пусси, но Пусси не было. затем
Даренка очень испугалась и побежала искать кота.
Была светлая ночь при полной луне. Даренка оглянулась, а там
кошка, совсем близко, сидит на поляне с козой перед ней. Киска была
кивала головой, и коза тоже, как будто они разговаривали. Затем они
начал бегать по снегу.
Козел бежал туда-сюда, потом остановился и топнул.
Они долго бегали по поляне и исчезли вдали. затем
они снова подошли к хижине. Коза вскочила на крышу и начала
топая своим серебряным копытом. И искрами вспыхнули драгоценные камни — красные,
зеленый, светло-голубой, темно-синий — всех видов и цветов.
Именно тогда вернулся Кокованя. Но он не знал своей хижины. Он был покрыт
с драгоценными камнями, сверкающими и переливающимися всеми цветами. И там стоял
козел сверху, топая и топая серебряным копытом, а камни держали
катится и катится вниз.
Вдруг Киска тоже вскочила туда и встала рядом с козой, громко мурлыча — и
тогда не было ничего, ни Пусси, ни Серебряного Копыта.
Кокованя зачерпнул полшапки камней, но Даренка умоляла его: «Не надо
прикоснись к ним, дедушка! Я хочу посмотреть на него таким, какой он есть утром».
Кокованя сделала, как она просила. Но перед утром выпал сильный снег и засыпал
все вверх.
Потом расчистили снег, но ничего не нашли. Что ж,
они ведь не так уж и плохо справились с тем, что Кокованя собрал в своем
шляпа.
Так что все закончилось хорошо, хотя за Пусси было обидно. Ее никогда не видели
снова, и Серебряное Копыто тоже не вернулся. Он пришел один раз, этого было достаточно.
Но после этого люди часто находили камни на поляне, где пробежала коза
о. Большинство из них были зеленые, хризолиты, как их называют в народе. вы когда-нибудь
видели их?
Автор: Бажов П.;
иллюстрировано Попковой О.
Рекомендую к прочтению:
«Волшебный самоцвет»
Бажов П.
Сказка 8 с Урала
«Синий змей»
Бажов П.
Сказка 6 с Урала
«Весна синей кроны»
Бажов П.
Сказка 5 с Урала
«Горный мастер»
Бажов П.
Сказка 4 с Урала
Все книги по тегу «Сказки с Урала»
Свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы или вы видите какие-либо ошибки.
© 2019-2022 Freebooksforkids.net
Монгольские народные сказки
Монгольские сказки — важный жанр устной прозаической литературы монголов. Эти сказки обычно начинаются фразой «Давным-давно, в таком-то месте, в такой-то стране». Монгольские сказки символичны. Этот символизм всегда становится ясным в конце сказки. Самая частая концовка — «и жили они долго и счастливо». Этот конец имеет двойной смысл выражения желания героя и читателей сказки. Сказки Монголии можно разделить на
четыре категории:
1. Притчи или басни
2. Волшебные сказки
3. Героические сказки
4. Остроумные рассказы
Эти классификации относятся к значениям сказок и действиям главных героев и злодеев.
Притчи и басни
Дикие звери, антилопы и домашние животные персонифицированы, ведут себя как люди. Только животные являются героями развития этих рассказов, поэтому они и называются притчами о животных. Монгольские притчи о животных полностью аллегоричны. Животные в этих сказках выражают саркастические и юмористические стороны людей.
Например:
Волк — аллегория голода.
Лиса — аллегория лукавства.
Медведь — аллегория силы.
Тигр и Лев — аллегории свирепости.
Заяц и Ежик — аллегории остроумия и мудрости.
Домашние животные — аллегория добросердечия, доброты и великодушия.
Глупый волк (Сказка)
Говорят, что однажды по дороге шел волк. Он
нашел кусок овечьей кишки и решил его съесть. Но кишечник
заговорил с ним: «Волк, не ешь меня. К югу есть лошадь
, которая упала и застряла в грязи. Пожалуйста, съешьте его». Волк подчинился
слову кишки и пошел туда, куда указала кишка.
Лошадь действительно застряла в грязи. Он подошел, чтобы съесть лошадь,
, но лошадь сказала: «Дорогой Волк, если ты хочешь съесть меня. Сначала вытащите меня из грязи, а потом съешьте, пожалуйста». Волк принял просьбу коня и вытащил коня из грязи. Лошадь сказала: «Если хочешь меня съесть, сначала очисти меня от грязи». По просьбе лошади волк почистил лошадь, облизав грязь, а затем попытался ее съесть. Но конь сказал: «У меня в заднем копыте письмо. Пожалуйста, сначала прочтите это, а потом можете меня съесть». Волк подошел к лошади сзади, чтобы найти письмо, но вместо этого лошадь сильно ударила Волка ногой и убежала. Перед смертью Волк сказал: «Лапша с огурцами, который шел по
дорога и была создана овечьей кишкой, почему я допустил это? Зачем я вытащил лошадь из грязи? Я хозяин лошади? Почему я слизал грязь с лошади? Я мать лошади? Почему я пытался прочитать письмо в копыте? Я грамотен?
• Волшебные или чудесные сказки
Главные герои большинства монгольских волшебных или чудесных сказок — в основном короли или рыцари, отправившиеся сражаться в отдаленные места. Эти истории часто включают появление монстров, дьяволов, демонов, привидений и призрачных существ. Существует также использование белой магии, такой как беговые лошади, которые могут летать, и другие подобные существа. В сказке о золотых и серебряных лодыжках коровы есть восьминогая лошадь. В сказке про озорного старика есть летающая лошадь. Восьминогий конь означает, что он самый быстрый конь на земле.
Озорной старик
Жил-был старик по имени (Boldoggui Bor Övgön), озорной старик. У этого старика было семь коричневых овец и две серые лошади. Одна лошадь могла летать, а другая нет. Озорной старик жил в хижине на холме, где пас своих семи коричневых овец. Его летающая серая лошадь была привязана к западной стороне его хижины, а его нелетающая серая лошадь была привязана к восточной стороне его хижины. Озорной старик сказал себе, что пусть ушастая коричневая овца родит белоголового ягненка. «Я хочу принести его в жертву богине Индре (Владыке Небес)», — сказал он. Однажды ушастая овца родила белоголового ягненка, и озорной старик решил принести его в жертву. Он положил этого ягненка в мешок и положил рядом с собой, когда провел ночь под звездами. Но прилетела ворона-падальщик от богини Индры и выклевала глаза белолицему ягненку. Озорной старик пришел в ярость от этого, сел на своего летучего серого коня и полетел к ближайшему ворону-падальщику, где заменил вороньи клювы деревянными клювами. После этого Индра послал двух волков съесть летающую серую лошадь озорного старика, но тот предвидел это и поменял двух своих лошадей. Он привязал свою нелетающую серую лошадь к восточной стороне своей хижины, а летающую серую лошадь — к западной стороне своей хижины. Два волка пришли, съели его нелетающую серую лошадь и ушли. Затем озорной старик сел на другую летающую серую лошадь и отправился догонять двух волков. Когда он наткнулся на них, он содрал с этих волков кожу по самые морды. Богиня Индра была полна решимости усмирить озорного старика и послала двух его дьяволов. Один был назван с головой Ориона, другой — с головой Плеяд. Озорной старичок варил конскую жвачку. Два черта подошли к его хижине, пробили стены его хижины и заглянули внутрь. Озорной старик бросил кипящую жвачку и обжег им глаза и лица. После этого богиня Индра еще больше разъярилась и выпустила двух драконов. Озорной старик тоже предвидел это, ухаживая за своими семью коричневыми овцами на холме, и он соорудил бурого козла отпущения, наполненного Betula exilis, и уполз, чтобы спрятаться. Два дракона ударили в хижину молнией, превратив ее в обгоревшие угли. Озорной старичок сел на своего летучего серого коня и догнал драконов, отрубив им хвосты. Индра еще больше разъярился и послал гонца, чтобы призвать этого озорного старика с целью его казни. Озорной старик пришел в дом Индры по зову. Индра спросил: «Почему ты заменил роговые клювы
вороны с деревянными? Озорной старик ответил: «Я сказал себе, что пусть ушастая овца родит белоголового ягненка. Если она сделает это, то я принесу это в жертву богине Индре. Овца родила белоголового ягненка. Я обрадовался, но тут прилетела ворона-падальщик и выклевала глаза ягненку. Тогда я разозлился и заменил их купюры». Индра сказал: «В данном случае то, что ты сделал, было правильно, но почему ты содрал шкуры с двух волков по самые морды?»
В ответ озорной старик спросил: «Разве ты не посылал их съесть мою летающую серую лошадь?» Индра ответил: «Я послал их съесть летающую серую лошадь». Озорной старик ответил: «Значит, ваши волки съели моего нелетающего серого коня. Так я и сделал». Индра ответил: «Ты прав». Тогда Индра спросил: «Почему ты обожгла лица двух моих демонов?» Озорной старик спросил: «Разве ты не посылал их, чтобы навредить мне или проткнуть стену моей хижины?» Индра ответил: «Я послал их, чтобы навредить озорному старику». Озорной старик сказал: «Они пробили стену моей хижины вместо того, чтобы причинить мне вред. Поэтому я ошпарил им глаза и лица». Индра ответил: «Ты прав». Индра спросил: «Зачем ты отрезал хвосты двум драконам?» Озорной старик спросил: «Разве ты не посылал их поразить меня или мою хижину молнией?» Индра сказал: «Я велел им поразить озорного старика молнией». Озорной старик ответил: «Они ударили молнией в мою хижину на холме вместо того, чтобы ударить меня. Поэтому я отрезал хвосты двум драконам». Индра сказал: «Значит, ты прав». После этого озорной старик со своими семью коричневыми овцами и летучей серой лошадью зажил долго и счастливо.
• Героические сказки
Эти сказки сохранили героические манеры в поэтических мелодиях и эпических подвигах. Героических сказок много.
• Остроумные рассказы
Произведения этого жанра выражают конфликты и остроты, переживаемые в повседневной жизни кочевников-скотоводов. Эти сказки часто носят юмористический характер и включают частые описания животных, охотников, нищих лам, дворян и чиновников. В них мы находим народную символику образа жизни кочевников-скотоводов. В этих сказках есть борьба за власть и авторитет, стремление к потомству, жадность и жадность. Эти сказки обычно вращаются вокруг вопросов морали.
Сказка о остроумной невестке
Жил-был король, у которого был глупый сын. Однажды он услышал о старике, у которого была остроумная дочь. Король решил женить свою дурацкую песню на этой остроумной дочери и так звали этого старика. Царь сказал ему: «Ты, старик, принеси мне ясеневого ковыля на трех ногах. Вы должны искать его ни вдоль дороги, ни по бездорожью. Нельзя ходить ни в сапогах, ни без сапог. И делать это надо ни днем, ни ночью, ни снаружи, ни внутри. Если ты ошибешься, тебе отрубят голову». Старик испугался до смерти и рассказал приказ короля своей мудрой дочери. Дочь сказала отцу не волноваться. Это будет легко решить, сказала она, а затем рассказала отцу, как ответить королю. На следующее утро старик пошел к королю, чтобы выполнить приказ короля так, как велела ему дочь.
Старик сказал королю: «Уважаемый господин, я принес пепельную хромоту
с тремя ногами, как вы приказали. Посмотрите, пожалуйста».
Король крикнул: «Где ты?»
Старик ответил: «Я не внутри и не снаружи,
но я между деревянной стеной и войлочным покрытием».
Король спросил: «Когда ты прибыл?»
Старик ответил: «Ни дня, ни ночи. Я прибыл в
на рассвете.
Король спросил: «Каким путем ты прибыл?»
Старик ответил: «Ни по дороге, ни по бездорожью. Я пришел по узкой тропе».
Король спросил: «Как ты сделал
ковыля с тремя ногами?»
Старик ответил: «Я сделал ковыль с тремя ногами и поставил его на плоский камень. Затем я сжег этот хоббл, и теперь это пепельный хоббл. Так что, ваше величество, вы можете стреножить ею свою лошадь, если хотите.
Царь сказал: «Старик, я приду к тебе домой. Ты должен дать мне молока от быка. Если ты не сможешь этого сделать, тебе отрубят голову».
Старик подумал, что король сошел с ума и был в отчаянии. Но когда он пришел к себе домой и рассказал своей мудрой дочери о царском приказе, она сказала: «Это нетрудно, папа, не беспокойся. Я могу найти способ сделать это».
На следующее утро его дочь заставила отца наклониться над корзиной и накинула на него халат у основания юрты. Внезапно кто-то крикнул: «Подержи свою собаку». Дочь вытолкнула капитель колонны и вышла на
гер.
— Никто не может войти, — сказала она.
«Почему? Что произошло?» — спросил король.
Дочь ответила: «Мой отец родил
ребенка».
«Мужчина рожает ребенка?» — спросил король.
«Дает ли вол молоко?» — ответила дочь.
Король молчал, а затем вернулся в свой дворец. Он
подумал, что эта девушка достаточно остроумна, и решил
выдать эту девушку замуж за своего глупого сына. Он полагал, что она может
иметь над ним большую власть, когда они поженятся.
Однажды король сказал: «Сын, ты можешь оседлать мне коня с
двумя головами?»
Сын сказал, что может, поставил двух лошадей напротив
и связал их ремнями. Но подтяжки лопнули.
Он пытался снова и снова, но каждый раз терпел неудачу.
Тогда глупый принц сказал своей жене: «Мой отец сказал мне
оседлать лошадь с двумя головами. Я пытался и потерпел неудачу. Что я могу сделать?»
Остроумная жена сказала: «Ты можешь оседлать кобылу жеребенку».
Как сказала его жена, принц оседлал кобылу жеребенку. Тогда
король попросил свою песню сварить мясо в деревянном котле. Принц
сказал, что может, но затем, когда он попытался сжечь всю свою
деревянную утварь. В деревянном котле
нельзя было сварить мясо. Когда принц рассказал об этом своей жене, она сказала: «Пожалуйста,
проткнуть мясо карликовой шпажкой из кизила и поджарить.
Принц сделал так, как сказала его жена. Затем король сказал ему
сделать человека изо льда и сказал: «Сын мой, спроси слово и выучи его
у человека изо льда». Глупый принц попытался, но не смог заставить
ледяного человека сказать хоть слово, поэтому он разбил его на куски и сказал
своей жене: «Мой отец сказал мне сделать ледяного человека и попросить у него
слово. Ледяной человек не сказал ни слова, поэтому я разбил
его на куски». Тогда его жена сказала: «Скажи ему: мое тело состоит из
вода. Природа воды ледяная. Зимой три месяца
стоит лед. Летом в течение трех месяцев этот лед тает». Эти слова князь
года сказал своему отцу. Король сказал: «Сын, ты
женился на остроумной жене и имеешь на тебя большое влияние.
Теперь ты можешь взойти на трон и управлять другими».
Однажды король охотился на чужой территории. Но двое мужчин, которые хотели занять царский трон, арестовали его. Царь сказал: «Моим знаменосцам нелегко поверить. Они серьезные. Они не верят, что меня могут арестовать к
двое мужчин. Позвольте мне дать вам записку, что я здоров». Двое мужчин приняли это предложение.
Однако в этом письме, которое он написал, говорилось: «Надо мной голубой свод, подо мной зеленая шелковистая лужайка и десять человек, поддерживающих меня за моей спиной. У меня всегда есть два бурдюка молока и много баранины. Я живу счастливо. Пожалуйста, гоните перед собой рогатых животных
. Гони за собой безрогих животных, а белые волосы завяжи. Есть две осины. Ты не чувствуешь этих осин. Это местные духи. Вырубите один из них в центре местности. Наши местные духи погонятся за ними. Пожалуйста, подойдите сюда, используя один из них в качестве топлива. Никто не может понять это письмо. Не показывайте его никому. У ног моего сына черная шелковая папка. Моя невестка это знает. Пусть она найдет этот файл. Она может подпилить замок и открыть сундук, а потом посмотреть, что
внутри него.
Двое мужчин подошли и показали письмо. Те, кто видел это письмо, считали, что место, где находился король, очень красивое. Некоторые даже хотели туда переехать. Но невестка попросила показать письмо. После этого она выступила перед аудиторией
и расшифровала истинное значение письма.
«Дорогие мои зрители, вы верили, что мой тесть живет счастливо. Как я понял, некоторые из вас даже хотели туда переехать. Действительно, мой тесть не живет счастливо. Его голубой свод над ним означает пространство. Зеленый газон под ним означает зеленую траву. Его десять человек поддерживали мою спину, значит, его руки были пристегнуты к спине ремнями. Гонить рогатых животных перед собой означает, что те, у кого есть ружья и копья, идут впереди, а гнать безрогих сзади означает, что люди без оружия идут позади тех, у кого есть орудия. Красный Старк в шахматном порядке означает принца. Держать черного зайца — значит идти ночью. Держите белого зайца, чтобы скрыть день. Две местные осины означают этих двух посланников. Выруби один и сделай другой
топливо означает, что один должен быть убит, а другой должен быть сделан
в качестве ориентира.
Как сказала невестка короля, так и сделали подданные короля. Они спасли своего короля, убив врагов и оккупировав территорию. Через много лет король стал дряхлым. Ему нужно было передать свой трон сыну, но принц был
глуп. Король был обеспокоен глупостью своего сына. Хотя невестка не смогла сменить короля, она была искренне остроумна. Король обдумывал способ передать свою власть невестке. Поэтому он расспрашивал свою невестку.
Царь позвал ее и сказал: «Ты должна составить предложение, в котором не используются слова араг (корзина), савар (трость, собирающая навоз), адуу (лошадь), хомул (пеллеты), хони (овца), хижины (баран), чоно (волк), гол (река), мод (дерево) ни
идех (есть), но это предложение неизбежно должно нуждаться в этих словах. Король дал ей корзинку, сборщика навоза для сбора конского навоза. Между тем к стаду овец пришел волк, и поймал барана, и потащил через ручей, и
съел его. Невестке короля пришлось сообщить об этом, не используя настоящие имена собственные.
Она сказала: «Когда я несла за спиной переплетенную корзину и держала резную деревянную руку и собирала экскременты бегуна, появился ревун и схватил отца блеявших. Он преодолел течение и проглотил его возле самого высокого растения». Царь очень обрадовался и поразился ее остроумию и отдал ей свой трон. Потом они жили долго и счастливо.
• Юмористические рассказы
Юмористические рассказы часто изобилуют пародиями и юмористическими приемами.
Толстяк, который ездил на коренастом годовалом жеребенке
Давным-давно, в маньчжурский период, дворянин напал на простых людей с оскорблениями. Был пухлый мальчик верхом на коренастом годовалом жеребенке, скачущим по разбитой дороге с кнутом. Мальчик увидел, как полевая мышь юркнула
прямо в свою нору. Мальчик остановился, слез со своего годовалого жеребенка и начал копать и выкуривать нору.
Но тут явился царский всадник в мохнатой козьей шубе и на вороном жеребце и спросил: «Что ты делаешь?» Мальчик ответил, что в нору забралась полевая мышь. «Сейчас копаю и курю нору». Всадник сказал: «Ты, кто произнес остроумные слова. Небеса могут поразить тебя молнией». Мальчик ответил: «Небо может поразить тебя, если ты едешь верхом на жеребцах и бьешь их своим толстым гребнем. Это может пощадить меня, осиротевшего».
Всадник был этим взбешен и хотел сообщить об этом своему вельможе. Но дворянина не было дома. Потом он рассказал жене дворянина о мальчике. Жена послала за ним гонца. Мальчик сказал: «Голова козла
менее почетна при жертвоприношении. Голова верблюда слишком велика, чтобы положить ее на ванну. Толстая жена не имеет права ввязываться в иск. Голову овцы можно положить в жертву. Я могу быть наказан дворянином, который имеет право
наказывать».
С мальчика сняли одежду, а затем привязали к шесту для конюшни.