Содержание
СКАЗКА про Бабу Ягу и волшебный клубок ЧИТАТЬ
Ну кто из вас, ребята не знает о такой нужной и редкой в сказочном мире вещице, как волшебный клубок? Помните «…ты возьми, добрый молодец клубочек, куда он покатится – туда и путь держи; там свое счастье найдешь…»?
Сколько отважных героев мечтали заполучить этот вспомогательный инструмент, сколько и по сей день грезят о нем. Только за всю сказочную историю, им владели, хм… пальцев одной руки хватит чтобы пересчитать тех, кто им владел.
Но, большую часть своей жизни клубок провел на дне большого кованного сундука в избушке Бабы Яги. И, скажу я вам, на вскидку, не знаю ни одного более надежного места на свете, чем это.
Когда мы представляем себе клубок, то имеем в виду обыкновенный с виду моток ниток.
Что вы говорите?… Какого цвета? Ну, лично мне приходилось его видеть зеленым, но Иван Царевич клятвенно утверждал, будто моток был красным. Это наводит на мысль, что клубок может, подобно ящерице – хамелеону менять цвет.
Некоторые особенно любопытные, спрашивают также какой толщины нить в клубке, искусственная она или натуральная и так далее. Но, помилуйте, для изучения всех этих тонкостей в сказочной академии существует целая наука. Называется она «Сказочное материаловедение». Вот там обо всем этом знают наверняка.
Я что-то отклонился от темы.
Как мы уже выяснили, клубок – это вещь, принадлежащая Бабе Яге. Судьбе было угодно соединить их при достаточно курьезных обстоятельствах…
Давным-давно (а Баба Яга у нас женщина в приличных летах), когда люди все больше своим хозяйством жили, в доме, на окраине одного села (название запамятовал) родился Васильчик. Не Вася, не Василий, а именно Васильчик. Уж больно матушка его дочку хотела, Василису. Тогда вообще мода была – Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая… Словом, назвали паренька Васильчиком и стал он расти – подрастать как маменька нарекла.
Других вечерами по селу кличут Петрами, Саватиями, Никанорами или Федорами, а его, смешно сказать… Хохот в округе стоит, когда Васильчик домой с сенокоса ворочается. Девчата на завалинке шепчутся, мол, вон наша Василисушка идет, краса – белы волоса. А у Васильчика, как назло волосы белоснежные и кудрявые.
Было ему тогда годков эдак восемь. Но в те времена, восемь годков – это не то, что теперь. Уже человек солидный, рабочий, в хозяйстве незаменимый. И вот, рассудив знаючи, решил Васильчик из дома уйти. И до тех пор не возвращаться, пока имя себе новое не сыщет. А иначе, не видать ему счастья.
Как ни отговаривала его матушка, как ни увещевала, как ни стращала – ничего не вышло. Тогда, связала она Васильчику рубаху дорожную, чтобы в холод и ветер не студено было. А еще, с внутренней стороны ниточку нашила – бараний волосок. Так крестьяне в старину обереги делали, чтоб домой всегда воротиться и в дороге не заплутать.
Пошел Васильчик далече, куда глаза глядят. Шел-шел и пришел к колодцу. Сидит у колодца того старик согбенный, костлявый. Говорит он Васильчку, подай мне дитятко водицы, самому мне не по силам.
Васильчик был добрый малый, закинул в колодец ведерко и вытянул свежей водицы для старика. Тот напился и в тот же час обратился статным молодцем. Говорит он:
— Спасибо тебе, мил человек. Спас ты меня от страшного наговора. Заколдовала меня старуха Баба Яга за то, что я ей не давал в нашем селе народ баламутить, да детушек малых красть. Век бы мне без водицы коротать, силушки-то в руках поубавилось. Не то, что ведро поднять, с землицы сырой встать невмоготу. Расскажи, зачем ты в эти края пришел, авось и я тебе сгожусь.
И рассказал ему Васильчик о своей беде. О том, как имя его треклятое всю жизнь молодую перепортило, и что если не поменяет его, то домой не воротится.
— Эх ты, молодая голова да зеленая, — усмехнулся молодец, — кто ж от имени своего отрекается? Имя человеку, что оберег, от смерти и нечисти в нужный час убережет.
— Не нужен мне такой оберег, — говорит Васильчик, — есть у меня один уже, — и показывает бараний волос.
— Глупости все это, — махнул рукой молодец. – Это если по мелочи, а как что серьезное приспичит, только именем одним и спасешься.
Но, Васильчик, услышанному не верит. Да и как поверить, когда ему имя словно кость поперек горла? Простился он с молодцем и пошел дальше.
Под вечер прибрел к лесочку. Расположился на ночлег под кустом. Посреди ночи просыпается. Слышит стук какой-то. Словно кто-то по лесу идет и деревья подминает. Перепугался до смерти, еще дальше под куст залез и сидит не шелохнется.
А то была Баба Яга – костяная нога. Почуяла она русский дух в своих владениях и рыщет. Глядит она из-под куста голые пятки топорщатся.
Говорит тогда Баба Яга:
— Ох и страшно же здесь в лесу! Волки бродют, да медведи. Ворочусь ка я лучше к себе в избу. Там и тепло, и сготовлено, и банька натоплена. А тому, кто тут прячется, ох и не позавидую.
Сказала так, и уже как будто уходить собралась. Тут Васильчик из-под куста и вылез:
— Возьмите меня с собой, — говорит, — я волков боюсь и медведей.
Обрадовалась Баба Яга, приголубила его, посадила к себе в ступу и на окраину леса полетела, где ее избушка стояла. В избе тепло, банька истоплена, пироги на столе, в печи огонь теплится. Отъелся Васильчик, отмылся.
Сидит довольный. Чаек попивает и слова из него сами лезут, непрошено. Рассказал он Бабе Яге, зачем в путь собрался и как имя ему родное нелюбо, точно ком в горле.
— Что проще, — говорит старуха Яга, — у меня в закромах каких хошь имен навалом: есть Иваны, Афанасии, Николы и Митрии — выбирай любое!
Обрадовался Васильчик. Решил Иваном назваться. Не иначе, как в честь Ивана Царевича. Достала Баба Яга из закромов Иваново имя, ярке такое, точно перышко от диковинной птички. Говорит:
— Только у нас с тобою уговор – я тебе Ивана, а ты мне свое?
Согласился Васильчик, и уже было собрался именем поменяться, но что-то уж больно слова молодца у колодца, встреченного его смутили. Решил он проверить, не дурит ли его Яга. Взял он Иваново имя, а как бабка отвернулась сунул его в золу. Стало оно чернехонько, не узнать. Повернулась Яга, а Васильчик ей обратно Ивана тянет. Взяла Баба имя и в свои закрома обратно убрала.
На том и сон пришел.
Наутро проснулся Васильчик, до дому в обратный путь собрался. Только вот дверь у избушки заперта. И Баба Яга в сторонке сидит посмеивается:
— Куда ты, родименький? Али зря я тебя кормила? Зря в баньке парила? Именем новым нарекла? Останешься ты теперь здесь со мною на веки вечные, будешь мне службу служить. А как надоешь – съем тебя и косточек не оставлю.
Заплакал тогда Васильчик, и говорит:
— Все равно я от тебя, Старая убегу! Не удержишь.
— А вот и не убежишь. У меня имя твое припрятано, а без имени нареченного человек, что букашка никчемная. Раздавишь – одна мокрота по земле.
— У меня оберег есть, — жалуется Васильчик, — он меня отсюда до дому выведет.
В тот же миг взъерошился черный кот Котофеич, к Васильчику подскочил и за волосок бараний потянул. Стала рубаха его, маменькой вязанная, распускаться.
— Ага! – кричит Баба Яга, — оно мне еще и лучше. Я сейчас из этого твоего оберегу клубок смотаю, и станет он меня по горам – по долам водить, да куда надо дорогу показывать. Был твой оберег, а станет – мой!
Пока Яга клубок мотала, Васильчик в окошко выскочил и побежал куда глаза глядят. А старуха ему в след кричит:
— Не уйдешь далеко, у тебя мое имя. Захочу, так вмиг назад ворочу!
Не знала Яга, что Васильчик ее обманул и Иваном-таки не назвался.
Долго ли он бежал, неведомо. Да только, как пятки все пооббивал воротился до дому до хаты своей родной. Ни жив ни мертв от страха.
Матушка его встречает и не знает, как звать – величать родного сыночка. А он ей:
— Маменька, Васильчик я, и имя вовек не сменю. Как родился Васильчиком, так и помру им.
Урок такой разве забудешь?
А Баба Яга что? Скоро смекнула обман, но в накладе-то не осталась. При ней клубок появился – нитки с рубахи Васильчиковой маменькой связанной, благословенной и бараньим волоском обережённой. И стал тот клубок путь всем указывать, в трудностях направлять и из беды вызволять. Схоронила его Яга в своем сундуке, за семью замками, и по сей день хранит. Не так-то просто бывает добрым молодцам его для сказочных дел заполучить.
Спросите, откуда мне история эта разузналась? Да я давеча у Бабы Яги чаевал, так мне ее кот Котофеич все начистоту и выложил. Он за кусок колбасы докторской еще не те секреты откроет.
Читать также:
Яга и Ивашка-небояшка СКАЗКА Красотка Баба Яга СКАЗКАСКАЗКА про Бабу Ягу правдивая Баба Яга и три Ванечки СКАЗКА Откройте Баба Яга СКАЗКА
Показать больше
Показать меньше
Волшебный клубочек. Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты
Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.
Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).
«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).
Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.
Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц – также вестниками небесной сферы.
Смотанная в клубочек нить – это небесная влага и небесный свет – знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.
Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.
К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.
Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Волшебный стрелок
Волшебный стрелок
Семейные игры рубежа столетий привели к созданию интересной головоломки. Александр и его сестра Сибилла выстрелили по три раза и, попав в одни и те же круги мишени, набрали вместе 96 очков. Определите, куда попали
Волшебные предметы. Волшебный конь
Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.
Волшебные предметы. Волшебный конь
Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.
Волшебный клубочек
Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это
Волшебный шар – Национальная сеть рассказчиков историй
Адаптировано Джоан Стокбридж.
Волшебный шар основан на рассказе из провинции Чубут на юге Аргентины. Эта версия предназначена для того, чтобы сосредоточиться на темах зависимости и восстановления, полезных в настройках восстановления.
Жила-была страшная ведьма на вершине горы, где завывали ветры и дул снег. Она любила холод и мороз и ненавидела все живое. Сколько бы ей ни приходилось есть, она всегда была голодна, и ее любимой едой было человеческое сердце.
Жители этой земли были в ужасе от ведьмы, потому что их дети продолжали исчезать. Никто не знал почему, но они думали, что это связано с ведьмой. И они были правы.
Видите ли, у ведьмы был шар, который мерцал и блестел и выглядел красивее, чем все обычные вещи в этой стране. Когда ведьма видела детей, блуждающих из дома, она тайно оставляла мяч там, где дети могли его увидеть. Дети, увидевшие мяч, исполнились желания. Они хотели потрогать его и подержать, но как только они приближались, мяч улетал, как мыльный пузырь. Мяч был волшебным. Тот, кто погонится за ним, потеряет чувство времени. Они бы забыли всех и все, что они любили. Они не будут чувствовать ни голода, ни холода. Ничто не имело бы значения, кроме получения этого мяча.
Именно это случилось однажды с братом и сестрой, которые пошли проверить коз. Поднявшись на гору, сестра увидела что-то сияющее под ягодным кустом. — О-о-о, — сказала она, приближаясь к мячу. Все остальное вылетело из ее головы. Она забыла о козах. Она забыла о своем брате. Все, что имело значение, — это мяч, красивый, мерцающий мяч. Вскоре она погналась за ним, когда он дрейфовал по степи. Каждый раз, когда Сестра приближалась, мяч отлетал немного дальше.
К счастью, Брат поднял глаза и увидел Сестру. «Куда ты направляешься?» — крикнул он, но она не услышала. Ее уши были наполнены песней, которую пел мяч. Брат побежал за сестрой. Он преследовал ее день и ночь. Он никогда не сдавался, хотя она его не слышала, не видела. Она не знала, что он там.
Наконец мяч остановился на ведьминой горе. — А-а, — сказала Сестра, протягивая руки и поднимая мяч. Поп. Шар лопнул, как пузырь. Внезапно весь мир обрушился на Сестру. «Где я?» — сказала она, обхватив себя тощими руками. «Мне холодно.» Она начала плакать.
Подбежал брат. — Я преследовал тебя несколько дней, — сказал он.
«Что случилось?» Сестра рыдала.
— Ты гонялся за ведьминым мячом, — сказал Брат. — Ты забыл обо всем остальном. Ты даже не слышал меня, когда я звонил».
«Мне очень жаль», — сказала сестра.
«Мы должны вытащить тебя из холода», сказал Брат.
Он нашел маленькую пещерку, защищенную от ветра, и позволил Сестре заползти внутрь. «После того, как ты отдохнешь, мы найдем дорогу домой». Брат сидел снаружи пещеры. Он знал, что спать будет опасно. Он знал, что должен бодрствовать, но устал. Сначала он прикрыл глаза пальцами, но не мог бодрствовать. Он заснул измученным сном.
В пещере Сестре снилось, что она дома у теплого огня. Ее мать пела, расчесывая волосы. Сестра почувствовала, как щетка скользнула по ее длинным шелковистым волосам. Но кисть запуталась. — Ой, — сказала сестра, просыпаясь. Она попыталась покачать головой, но не смогла.
Пока Сестра спала, ведьма завязала ей волосы в гору, туго вплела их в скалу. «Брат!» воскликнула она.
Брат вскочил. Он мчался за сестрой, но не смог пройти. Ведьма воздвигла между ними невидимую стену. Брат бросился на барьер, но его отбросило назад. Он попытался взобраться наверх, но не смог найти дорогу. Он пытался найти дорогу по сторонам, но не мог найти конца. Он опустился и посмотрел на Сестру, прижатую к горе, слезы катились по ее щекам.
В этот момент раздался тихий свистящий звук Над головой он увидел белоснежные крылья совы, питомца ведьмы. — Скоро они у нас будут, — ухнула сова. «Они замерзнут насмерть».
«Пока не найдут огонь», — прошептала ведьма с заснеженного уступа, острив нос в лунном свете. А потом пара исчезла.
— Брат, — резко позвала Сестра. — Ты слышал, что сказала ведьма? «Мы должны получить огонь!»
«Как?» Брат отчаялся.
«Вы должны покинуть меня и спуститься на равнину».
«Я не могу тебя бросить!»
«Вы должны», сказала Сестра. «Иначе никакой надежды».
Итак, Брат, спотыкаясь, вскочил на ноги и побежал так быстро, как только могли его ноги. Он устал, но мысль о глазах Сестры придавала ему сил. Он прошел всего несколько минут, когда над ним пролетел сильный кондор. Птица, казалось, манила его. «Это знак», — подумал он и пошел за птицей.
Птица привела его к каменному дому. Брат постучал, но ответа не было. Он звонил, но ответа не было. В этой пустынной стране у путешественников был обычай почтительно входить в дом в трудную минуту, поэтому Брат вошел. Он развел огонь, подмел пол, принес свежие дрова и воду. Когда он положил кучу дров рядом с камином, то с удивлением увидел старика, сидящего в кресле.
— Я знаю, почему ты здесь, — сказал старик. «Тебе нужен огонь, чтобы спасти свою сестру от ведьмы».
«Как вы узнали?» — спросил брат.
— Я знаю пути ведьм, — сказал старик. «Торопиться. Не так много времени, прежде чем она замерзнет насмерть.
Старик свистнул, и большой фламинго с длинными ногами и длинным клювом вошел в дом. Старик воткнул палку в огонь, зажег ее и подал птице.
— Беги, красавица, — сказал старик, — и поспеши, ибо на карту поставлена человеческая жизнь. Птица улетела, а Брат помчался за ней.
Вместе они поспешили обратно через темные равнины. Пока птица летела, палка сгорала. Оно горело все быстрее и быстрее, по мере того как пламя приближалось все ближе и ближе к клюву птицы. Тем не менее фламинго держался, летя так быстро, как никогда раньше; хотя жар обжигал его перья и обжигал клюв. Наконец они добрались до ведьминой горы. Брат упал на колени и лихорадочно рыл снег, пока не собрал небольшую кучку травы и палочек. Фламинго открыл клюв и бросил огненную палку на кучу. Трут загорелся.
Брат бережно ухаживал за маленьким костром, дуя на крошечные языки пламени, подкармливая их сухими ветками. Огонь вспыхнул высоко. пока не раздался сильный взрыв. Гора ведьмы взорвалась, и чары были разрушены. Сила ледяной ведьмы исчезла. Она больше не была ничем.
Сестра бросилась в объятия Брата. «Спасибо. Спасибо.» Сестра повернулась к фламинго. Его перья светились от жара костра. По сей день фламинго розово-розового цвета.
«Спасибо за вашу жертву. и твое мужество». Она положила свои холодные руки на обожженную грудь птицы, и огненный жар испарился.
Так получилось, что Сестра с помощью Брата, старика и фламинго разрушила чары ведьмы. Отдохнув, она и Брат отправились домой. Они сказали жителям деревни, что ведьма никогда больше не будет заманивать детей. Со временем Брат и Сестра женились, построили дома рядом друг с другом и родили много детей. Они жили долго и хорошо, и их все любили, потому что они изгнали ведьму и ее волшебный шар из земли.
Заметка об истории
Волшебный шар основан на рассказе из провинции Чубут на юге Аргентины. Его можно найти в Tales from Silver Lands , собранных Чарльзом Фингером и опубликованных Doubleday, 1924. Я призываю заинтересованных рассказчиков прочитать полную версию. Богатый язык Чарльза Фингера и красивые образы делают историю невероятно увлекательной. Я немного адаптировал историю, опустив двух птиц-помощников, которые пытались добыть огонь, но потерпели неудачу. Я также изобрел диалог и номенклатуру. Эта версия предназначена для того, чтобы сосредоточиться на темах зависимости и восстановления, полезных в настройках восстановления.
Использование традиционных историй в группах
Я еженедельно встречаюсь с женщинами, участвующими в двух программах реабилитации от наркотической зависимости по месту жительства. Большинство женщин находятся в программе по решению суда, а также у них есть открытые дела CPS (Служба защиты детей). В каждом доме по шесть женщин, и мы встречаемся на двухчасовом сеансе. Женщины остаются в программе на 3-6 месяцев, после чего обычно переходят на переходную программу.
Сюжетные сессии обычно проходят по обычному шаблону. Сначала мы регистрируемся. Я спрашиваю каждую женщину, что произошло с тех пор, как я видел ее в последний раз. Регистрация по номеру может занять до получаса. Это очень важное время, так как оно устанавливает доверие и демонстрирует искреннюю заботу о каждом человеке. Это также позволяет группе узнать, как у всех дела этим утром, и закладывает основу для нашей работы.
После регистрации объявляю тему сессии . Типичные темы включают понимание и переработку стыда; претендуя на наше высшее и лучшее «я»; распознавание гнева и управление им; развитие здоровых отношений; понимание наших чувств; развитие стойкости и решительности; прощение себя и других; понимание и работа со своими страхами и т. д. Тема сеанса Magic Ball — распознавание моделей зависимости и этапов выздоровления.
Тогда я расскажу историю . Часто это любимая часть сеанса женщин. Погруженные в историю, они получают передышку от забот и забот своей повседневной жизни. Они чувствуют заботу и заботу. Они дышат легко, часто в унисон. Время истории — это время покоя, расслабления и надежды. Поскольку у меня есть опыт рассказывания историй, я чувствую себя комфортно с длинными историями и часто рассказываю истории, которые длятся от 20 до 30 минут. Тем не менее, я твердо верю, что продвинутые навыки рассказывания историй не нужны для эффективного рассказывания историй в терапевтических условиях! Недавно я проводила семинары для социальных работников, специалистов в области психического здоровья, работников хосписов, специалистов по усыновлению и работников по уходу за престарелыми и обнаружила, что при некотором обучении и поддержке большинство людей могут использовать историю в качестве мощного катализатора для групповой работы.
Следя за историей, мы часто делаем небольшой перерыв , позволяя истории тихо «дышать» внутри. Когда мы возвращаемся с перерыва, мы начинаем дискуссию и деятельность, которая явно побуждает членов группы устанавливать личные связи с историей . Я мог бы начать, сказав что-то вроде: «Вы видите себя в этой истории?» или «Что вам рассказала эта история?» или «Эта история как-то относится к вам?» или «Как вы думаете, почему я выбрал эту историю для сегодняшней группы?»
После некоторого общего обсуждения, я очень четко подвожу группу к теме , которую я выбрал для дня. С «Волшебным шаром» я сосредоточился на схемах зависимости и выздоровления, предложенных в этой истории. Я выявляю у группы моменты в рассказе, которые напоминают им об этапах зависимости и выздоровления, и записываю их на доске: первый взгляд на мяч; гоняться за мячом, не обращая внимания ни на что; «просыпаться», когда мяч лопается; оказаться в ловушке в пещере; отрезанность от близких; видя, что на карту поставлено выживание; получение помощи; вырваться на свободу; возвращаясь домой. С каждым шагом мы рассказываем о своих личных историях о подобных этапах их собственной жизни.
После этого обращаемся к Брату. После некоторого обсуждения близких, которые поддерживали (и признавая печаль женщин, у которых нет таких внешних систем поддержки), я снова напоминаю им, что все и вся в народной и волшебной сказке можно рассматривать как часть нас самих. Мы говорим о наших «внутренних братьях», о той части нас самих, которая сильна, решительна и стремится к здоровью. Я прошу их разделиться на пары и рассказать историю о случае из своей жизни, когда они помогли кому-то, кто им небезразличен. Затем мы возвращаемся в большой круг, и я прошу каждого рассказать историю, которую они только что услышали от своего партнера. Женщины взволнованы, когда слышат свои положительные истории, озвученные кем-то другим; каким-то образом кажется, что это дает дополнительное подтверждение опыту.
Снова и снова я убеждаюсь в том, что для сеансов крайне важно создавать положительный импульс. Я не использую предостерегающие истории в терапевтических ситуациях, так как обнаружил, что люди в таких условиях часто уже обременены стыдом, горем, виной и другими негативными эмоциями, и что истории, которые искренне вселяют надежду, гораздо более ценны. Если члены группы смогут глубоко отождествить себя с борьбой и страданиями главного героя, они также смогут честно и глубоко отождествить себя с окончательным искуплением главного героя. Таким образом, истории действительно дают надежду. На моем последнем сеансе член группы сказал: «Я люблю дни историй. Я вижу себя в этой истории. Это я в пещере. Это я разжигаю огонь. В дни историй я чувствую себя лучше, и у меня больше надежды, чем в обычные дни».
Волшебный шар ведьмы ~ Сказки для детей
Волшебный шар ведьмы
Иллюстрации: Джейкоб Ниже
Слушайте историю, пока читаете!
Много лет назад в Андах жила ведьма с холодными глазами. Все лето она спала. Но с первым снегопадом она проснулась, полная ликования. Зима была ее временем охоты и временем еды. Каким-то странным волшебством она могла притягивать к себе детей одного за другим, и как она это делала, никто не знал. Но правда в том, что у нее был волшебный шар, мяч яркий, сияющий и разноцветный, и она оставила его в местах, где играли дети, но никогда там, где его могли бы увидеть взрослые мужчина или женщина.
Однажды возле озера играли брат и сестра. Они увидели волшебный шар у подножия небольшого холма. В восторге от блестящего яркого мяча, девочка Наталья побежала к нему. Но, к ее удивлению, когда она приблизилась к нему, волшебный шар откатился. Затем, немного в стороне, он снова остановился. Она снова подбежала к нему и почти схватила его за руку, когда он вырвался, точно так же, как кусок пуха чертополоха, как только она хотела его схватить.
Итак, Наталья следовала за мячом, всегда казалось, что вот-вот поймает его, но никогда не делала этого. Пока она бежала, ее старший брат Луис последовал за ней. Странно было то, что каждый раз, когда волшебный шар останавливался, он останавливался рядом с каким-нибудь ягодным кустом или на краю кристально чистого родника, так что Наталья, как и все другие уведенные дети, обнаруживала в момент отдыхая что-нибудь поесть или выпить, чтобы освежиться.
Наконец, Наталья и Луис за ней пришли к месту в долине, где широкая река протекала между двумя большими холмами. Земля была усыпана мощными обломками скал, кое-где попадались снежные пятна. Вскоре в темном и мрачном воздухе появились огромные снежинки. Тогда брат и сестра были охвачены ужасом, потому что они знали, что со всеми этими блужданиями, поворотами и поворотами они сбились с пути. Но волшебный шар продолжал катиться, хотя теперь уже медленнее, и дети следовали за ним. Воздух становился холоднее, а солнце слабее, поэтому они очень обрадовались, когда подошли к черной скале, где, наконец, магический шар остановился.
Наталья подняла трубку. Мгновение она смотрела на его красоту, но только на мгновение. Ибо едва она взглянула на него, как он исчез, как мыльный пузырь, и она вскрикнула от горя. Луис попытался подбодрить ее, протянув руку, чтобы взять ее за руку. Найдя их ледяными, он отвел ее к северной стороне скалы, где она была защищена от ветра. Там Наталья свернулась и через минуту уснула. Луис сел возле скалы, думая, что, как только его сестра отдохнет, они должны вернуться домой. Он изо всех сил старался не заснуть, чтобы следить за происходящим, даже держа веки открытыми пальцами, но от этого, казалось, ему становилось только еще сонливее. Затем, когда сосны вокруг него медленно кивали, а листья тихо шептались, вскоре Луис тоже заснул.
Наталье, укрытой от бушующего ветра, было очень удобно в нише, вырубленной в огромных камнях, и ей снилось, что она дома. Она подумала, что ее мать расчесывала ей волосы и пела при этом. Но ее мать, подумала она, стала грубой и небрежной и дергала ее за волосы. Наталья вскрикнула от боли и проснулась. Она попыталась подняться, но не смогла.
Сердце Натальи было каменным, когда она узнала, что произошло. Это было так: пока она спала, старая ведьма Андских гор гладила и расчесывала ее волосы, а между тем творила магию, так что волосы девушки так плотно вросли в скалу, что она не могла даже повернуть голову. . Все, что она могла сделать, это протянуть руки, и когда она увидела Луиса немного вдали, она очень жалобно позвала его. Но он не мог добраться до нее, потому что старая ведьма заколдовала Наталью. Теперь вокруг скалы была невидимая стена, через которую ее брат не мог пройти, как бы он ни старался.
«Брат, подойди ко мне!» позвал Наталью через невидимую стену, и она заплакала.
«Сестра, — сказал он, — я пытаюсь, но не могу. Есть что-то, через что я не могу пройти. Я вижу тебя, но не могу пройти».
«Можешь перелезть, дорогой Луис?» — спросила Наталья.
«Нет, Наталья. Я забрался так высоко, как только мог, но стена, которую я не вижу, все растет и растет. Но я останусь здесь с тобой, так что не бойся.»
Поблизости раздался голос большой белой совы, которая пела:
Вещи тьмы и безымянные вещи,
Держись подальше от пламени красного пламени факела.
«Луис», сказала Наталья. — Ты слышал, что сказала сова?
«Да, сестра.»
«Это что-нибудь для тебя значит?» спросила она.
«Не совсем», — ответил он.
«Слушай, — сказала Наталья. «Там было сказано: «Существа тьмы и безымянные существа, держитесь подальше от пламени красного пламени факела».0004
— Я слышал, Наталья, — сказал он. «Но что это значит?»
«Должно быть, это означает, что твари в этой ужасной долине боятся огня. Вот что ты должен принести сюда. Оставь меня и отправляйся на поиски огня. И, пожалуйста, возвращайся как можно скорее!»
Луис был не в настроении оставлять сестру одну и застрял в волшебном пузыре, который не мог принести ей никакой пользы. Тем не менее она убеждала его, говоря: «Все в порядке, Луис. Пожалуйста, мне нужно, чтобы ты ушел, чтобы ты мог вернуть огонь!»
И все же Луис не хотел оставлять ее. В этот момент над головой пролетел андский кондор, очень большая летающая птица. В большом пикировании он пролетел над скалой. Кондор сказал, низко вращаясь: «Огонь победит ледяную смерть».
«Ты слышал это, брат?» сказала Наталья. «Кондор говорит то же самое. Это должно быть правдой. Ты должен идти быстро, чтобы вернуться, пока не стало слишком темно, чтобы снова найти меня».
Итак, Луис помахал сестре на прощание и отправился вниз по долине, следуя за парящим в воздухе кондором, то убегавшим, то возвращающимся и стараясь вспомнить, куда он шел. Луис знал, что огромная птица куда-то ведет его, и последовал за ней. Вскоре кондор привел его к реке Рио-Чико, и он пошел по ней, пока не достиг большого места, где две реки встречаются у болотистого, заболоченного озера.
А там был дом, убогое строение из земли и камней, приютившееся в теплой складке холмов. Никого не было дома. Кондор взлетел высоко, а затем, кружась в воздухе, стал для Луиса маленькой пылинкой. Поэтому он знал, что должен остаться на некоторое время и посмотреть, что может произойти. Толкнув дверь, он увидел по золе в камине, что там кто-то живет, потому что там были аккуратно прикрытые красные угли, чтобы поддерживать огонь. Поэтому он сделал себя полезным, как это было принято в этой стране, и принес свежую воду из источника. Он собрал дрова и аккуратно сложил их у камина. Затем он подул на угли и добавил веток и палочек, пока не загорелся яркий огонь.
Мужчина, который там жил, должно быть, каким-то образом проник в дом, потому что, когда Луис обернулся, мужчина сидел на табурете и кивал головой. Он предложил Луису хлеб и чай йерба. Пока они ели и утоляли жажду, Луис рассказал старику, что случилось с его сестрой. Старик сказал: «Злая старая ведьма Андских гор. Есть только один способ победить ее. Скажи мне, парень, ты знаешь, что это такое?»
«Может быть это?» — спросил Луис, вспомнив слова кондора. «Огонь победит ледяную смерть».
— Да, именно так, — кивнул старик. «И поверь мне, нельзя терять времени. Смотри, вот идет твой друг кондор». Когда кондор низко подлетел к двери, он сказал:
Теперь, с холодом, ее дыхание слабеет,
Огонь победит морозную смерть.
Старик нагнулся, взял сухой конец ветки, зажженный огнем, и отдал его Луису.
Брат помчался с пылающей палкой, пробегая прямо через топкое, заболоченное озеро. Он шлепнул прямо по воде, и брызги разлетелись в обе стороны. Он держал палку высоко, но недостаточно высоко, потому что брызги воды потушили огонь. С грустью Луис вернулся к старику и бросил мокрую палку к его ногам.
«Пожалуйста, дайте мне вторую палку», — отчаялся мальчик. «Моя сестра, должно быть, уже замерзла. И кто знает, не пришла ли ведьма! Пожалуйста, на этот раз я буду осторожнее. Я побегу вокруг озера, даже если это займет немного больше времени».
Старик дал Луису вторую пылающую палку. Затем кондор полетел вверх к ведьминой горе. Тотчас храбрый парень отправился в путь. Он бежал вокруг озера, вдоль кромки реки, по заснеженным норам и небольшим холмам, останавливаясь только для того, чтобы отдышаться. Но увы! — когда он попытался получше ухватиться за зажженную ветку, он уронил ее в снег. Когда он поднял его снова, это была всего лишь обугленная черная штука. Луис был опечален и ничего не мог сделать, кроме как вернуться в дом с почерневшей палкой и умолять дать ему третий шанс.
«А», сказал старик. «Вот идет кондор. Мы должны услышать его сообщение».
Кондор снова низко повернулся, зовя:
Слабее теперь дыхание девы растет,
Ночь принесет ей ледяную смерть.
Сказав это, он, как стрела, снова взлетел в небо.
В третий раз Луис взял под конец горящую палку. Обогнув озеро, он направился прямо к горе. Он сжал палку так крепко, что у него заболели пальцы, но не отпускал ни на секунду и продолжал мчаться, мчаться, как олень. Фламинго, увидев его, расправила крылья, как паруса, и побежала рядом с ним. Луис положил ей на спину свободную руку и с этой помощью помчался так же быстро, как фламинго, а ее крылья защищали пламя. Луис крепко держал фламинго, и фламинго взлетел в воздух, как стрела. Пылающий огонь опалил ее шею и грудь, пока она не стала розовой и красной, но она не обратила на это внимания и полетела дальше.
Прямо вверх по долине и к скале, где была привязана Наталья, пошли фламинго и Луис. Тут же Луис опустил пылающую палку в кучу высохшего мха рядом с сестрой. Взметнулось танцующее пламя. С оглушительным грохотом камень, поймавший его сестру за волосы, разлетелся на тысячу осколков, и чары, окружавшие ее, разрушились. Сила старой ведьмы Анд ушла навсегда. Наталья была освобождена! Своей нежной, прохладной рукой Наталья погладила грудку фламинго, чтобы ожоги птицы зажили. Но в знак своей храбрости фламинго с того дня и по сей день носит малиновую грудь.
Что касается Натальи и Луиса, то они жили много-много лет в зеленой долине. Вокруг них играли, жили и выращивали птенцов разные птицы, а волшебный шар ведьмы жил только в воспоминаниях, которые с каждым годом становились все более и более далекими.
«Волшебный шар» основан на одноименном рассказе из « Tales from Silver Lands » Чарльза Дж. Фингера (Doubleday & Company, Inc.