Skip to content

Водоемы и их обитатели 2 класс кубановедение: моря, реки, озёра и водохранилища»

моря, реки, озёра и водохранилища»

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Ученик:

— А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.

2. Новый материал.

а) Введение в тему:

— Что у меня в руках? (глобус)

— Скажите какого цвета больше на глобусе? Почему? (ответы
детей)


— Да, ребята! Вода покрывает около 70% всей
поверхности планеты.

— Вода находится повсюду, и в нас тоже. Каждый
человек больше чем наполовину состоит из
жидкости. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу.

Во всех жизненных процессах без воды просто не
обойтись.

А знаете ли вы, что мы пьем ту же воду, что пили и
динозавры? Только была она, конечно, намного чище.
Ведь динозавры не строили заводы и не стирали
порошком.

Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы,
ни зверей, ни птиц.

— А на карте Краснодарского края что обозначает
этот цвет? (моря, реки, озера, водохранилища,
лиманы)


— Какое слово объединит все перечисленные
термины? (водоемы)

б) Сообщение темы и целей урока:

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет на уроке
речь? (о водоемах)

— Правильно! Тема урока “Водоемы Краснодарского
края”.

Водоёмы Краснодарского края.

3. Проверка домашнего задания.

–А на чем можно путешествовать по водоемам?
(лодка, корабль, катер)
. Какой это транспорт? (водный).
Нас ждет на пристани катер “Кубань”. Как вы
думаете, почему его так назвали? (он ходит по
реке Кубань).
Пароход “ Кубань”.

4. Работа над новым материалом.

Наш край уникален помимо прочего и тем, что у
него есть сразу два моря.

Давайте вспомним, как они называются? (Черное
и Азовское)

(Показ слайдов, нахождение морей на карте).
Если попробовать морскую воду на вкус, то сразу
почувствуется вкус соли. Такой привкус придают
ей различные минеральные вещества, принесенные
реками. Самым распространенным из этих минералов
является соль.

— Почему Черное море называется Черным, сейчас
мы узнаем.

Ученик:

ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Площадь Черного моря – 422000кв.м.

— Самая большая глубина – 2245м.

— На этой глубине сосредоточен животный мир –
150-200м.

— 180 видов рыб обитает в Черном море.

— 40 видов промысловых рыб.

— Кто же дал такое мрачное название теплому морю?

Всегда ли море так называлось? Нет, не всегда. На
протяжении всей истории оно сменило несколько
названий. Древние греки называли его
гостеприимное море. Существует несколько
предположений названия моря.

Одна из них объясняет происхождения названия
“Черное море” тем, что турки и другие
завоеватели, которые приходили на его берега с
целью покорения местного населения, встречали
серьезное сопротивление со стороны черкесов,
адыгов и других племен. За это якобы турки
прозвали море- Черным, негостеприимным.

Ученик:

Второе предположение относит происхождение
названия “Черное море”

К его большой бурности, к сильным штормам.
Однако, надо сказать, что штормы как раз и не
являются характерным признаком Черного моря.

Возможно, произошла ошибка.

Ученик:

Третья версия названия “Черное море”,
основана на том, что металлические предметы,
например якоря, опущенные на некоторую глубину,
поднимаются на поверхность почерневшими. Это
происходит под воздействием находящегося на
глубинах моря сероводорода. Эта версия кажется
наиболее вероятной, так как она исходит из
характерного признака Черного моря.

Черное море:

— негостеприимное;

— сильные шторма;

— наличие сероводорода.

Ученик.

В ЧЕРНОМ МОРЕ ОБИТАЕТ 180 ВИДОВ РЫБ.

Черное море очень теплое, оно не замерзает даже
зимой.

В Черном море много рыбы и других морских
животных. Много разных видов водорослей, медуз,
рыб. Ученым известно 180 видов рыб, обитающих в
Черном море.На глубине 200 метров оно заражено
сероводородом и рыб там нет.

Ученик: Рыбу наш предки, древние люди,
стали ловить и рыбу и употреблять ее в пищу чуть
позже, чем мясо. А именно – когда перестали
бояться воды и научились делать из дерева и
костей орудия для ловли – прадедушки
современных удочек и гарпунов. А научившись,
распробовали! Да так, что многие племена и народы
почти полностью перешли на рыбный рацион.

Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того,
что она очень вкусна и готовится быстрее, чем
мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и
витамин А, который “отвечает” за зрение, витамин
В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти,
витамин РР (ниацин), необходимый для
здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и
строить скелет, а еще в морской рыбе содержится
йод, которого жителям России часто не хватает в
питании, а между тем он может спасти от многих
тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много
ценного белка, который усваивается гораздо
быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень
полезна и взрослым, и детям. Блюд с рыбой и из рыбы
не меньше, чем мясных. Рыбу жарят, варят, коптят,
солят, вялят, сушат, запекают, тушат. Существуют
сотни рецептов только одной рыбацкой ухи.
Традиционно самой вкусной считается красная и
белая рыба. К белой рыбе относится семейство
осетровых – белуга, осетр, севрюга, стерлядь. К
красной – представители семейства лососевых.
Красная икра (осетровых рыб) – изысканный
деликатес. Она ценится во всем мире. Красная икра
тоже очень вкусная, она действительно
красноватого цвета, и достают ее из брюшка
лососей – семги, нерки, кеты, чавычи и др. На любой
вкус и кошелек найдется рыбка – от чебачка,
карасика, щуки до стерляди, осетра, форели.

Ученик: Я хочу рассказать о таких
рыбах, как морская игла и морской конек.

Они отличаются от других рыб тем, что их самки
выметывают икру не в воду, а в особые кожные
складки на спине сацов. Самцы вынашивают икру, до
образования мальков. Интересны так же глаза
морского конька и морской иглы. Каждый из этих
глаз вращается самостоятельно. И конек, и игла
могут смотреть одним глазом в одну сторону, а
другим- в другую.

— Давайте обратимся к цифрам, что они нам скажут
о Черном море?

Учитель:

— А теперь перейдем к разговору об Азовском
море.

АЗОВСКОЕ МОРЕ.

Это море отличается от Черного, кто знает
главное отличие? (вода в нем пресная)

Послушаем рассказ ученика: (сопровождается
показом слайдов).

— Азовское море меньше Черного в 11 раз. Оно очень
мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше
14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В
прогретой солнцем воде растут водоросли и
мельчайшие животные, которые служат кормом для
рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Ее
здесь ловят почти круглый год. И на побережье
много рыболовецких хозяйств. Черное и Азовское
моря тесно связаны между собой, поэтому многие
виды рыб кочуют из Черного моря в Азовское и
обратно.

Учитель:

— Мы поговорили О Черном и Азовском морях, но
ведь у нас есть и Краснодарское море, в чем его
отличие от Черного и Азовского (его создали
люди).


— На какие две группы мы можем разделить эти
водоемы? (естественные и искусственные)

5. Физкульминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)

И немножко отдохнем (потягиваются)

Вправо, влево повернитесь (поворачиваются)

Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)

Руки вверх и руки вбок (движения руками)

И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку, (бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

6. Продолжение работы по теме урока.

Учитель:

— Как вы думаете, сколько у нас в крае рек?
(ответы детей).
Запишите число, а потом мы
сравним его с правильным ответом. Я не скажу вам
сразу ответ, чтобы его узнать вам нужно отгадать
загадки.

1-ая загадка:

Первая цифра всех красивее,

Первая цифра всех счастливее,

Ей знакомы дни недели,

С радугой она дружна.

Мы ее с друзьями спели:

Дружит с нотами она.

2-ая загадка:

Цифры 2-ая и 3-я – близняшки,

Похожи рубашки, похожи мордашки.

Они одинаковы и означают, что нет ничего,

Но считать помогают!

— Сколько рек у вас получилось?

У каждой реки свой характер (как и у всех вас).
Одни – спокойные, неторопливые, другие –
быстрые. Некоторые текут прямо, а другие –
постоянно петляют.

Самая главная река-это… Кубань.

Ученик:

— Она берет начало высоко в горах и несет свои
воды в Азовское море. Из маленького горного
ручейка Кубань постепенно превращается в
широкую и могучую реку. Кубань- трудолюбивый
работник: перевозит на себе грузы и пассажиров.
Длина Кубани 906 км, глубина в некоторых местах
достигает 10 метров.

В Кубани большое количество рыбы: сом, карп,
сазан, осетровые, щука, судак, окунь и др.

На берегах Кубани селятся водоплавающие птицы:
чайки, чибисы, кулики, гуси, утки. Растут желтые
кувшинки, водяные лилии, водяной орех, камыш.По
вечерам берега оглашаются многочисленным хором
лягушек.

Учитель:

— Все реки можно разделить на две группы, в
зависимости от того, где они протекают. Кто
догадался какие это реки? (равнинные и горные)

Кубань можно назвать и горной и равнинной
рекой, потому что сначала она течет в горах,
пенится, несется, бурлит, а не равнине она
становится спокойной- и тихо, плавно несет свои
воды.

Многие горные реки образуют водопады. А вы
видели водопад? Кажется, будто река прыгает вниз
с огромной высоты. Пена, брызги, грохот! Попадет
бревно в водопад и останутся от него одни щепки.
Вот какая силища! (демонстрация
слайдов)

Ученик:

У Кубани много притоков. Самые большие степные
реки – это Бейсуг, Ея , Сосыка и некоторые другие.
У них низкие берега, которые во многих местах
зарастают камышом и другой растительностью.
Летом, многие из рек, сильно мелеют. Почти все они
несут свои воды в Азовское море, но часто не
доходят до него и теряются в плавнях.

Учитель:

Плавни – новое для вас слово, сегодня мы узнаем,
что же такое плавни.

Ученик:

При впадении в Азовское море степные реки
образуют плавни. Это заболоченные земли. Они
зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в
плавнях пересыхает. И только тысячи лягушек, этих
“ кубанских соловьев”, перед дождем или по
вечерам нарушают тишину своим оглушительным
концертом.

Ученик:

Очень часто дети путают плавни с лиманами.
Лиманы – это тоже стоячие водоемы, но вода в них
живая, то есть не стоячая. В лиманы, которые
раскинулись около Азовского моря несут свои воды
многие степные реки. А также в них попадает и
морская вода. В переводе с греческого языка
“лиман” обозначает озеро, болото, залив. Весной,
когда реки полноводны, лиманы выглядят как озера.
Летом они мелеют и больше напоминают болота.

Лиман – это настоящий рай для водоплавающих
птиц и морских животных. Сюда идут многие рыбы-
чтобы отложить икру и вывести потомство.

— О каком водоеме мы поговорим сейчас. Вы мне
сами скажите.

Начинается на “О”

И кончается на “О”

Оно в горах встречается

Нигде не повторяется.

Ученик:

— Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из
под земли ключи и родники. Собирается их вода в
какой-нибудь впадине и образуется озеро. Все
озера разные и нигде в мире нет одинаковых.

Наверное, все в нашей стране знают озеро Абрау,
около г. Новороссийска и горное озеро Кардывач,
которое находится высоко в горах. Озеро Ханское у
Азовского моря дарит людям радость не только
своей красотой, но и лечит многие болезни, так как
там есть целебные грязи.

Учитель:

В Краснодарском крае есть искусственное море-
огромное Краснодарское водохранилище. Его
создали люди.

7. Повторение изученного.

Учитель:

Изумительна и богата природа Краснодарского
края. Живописные берега реки, морской прибой,
благоухающая природа лиманов и плавней, красота
озер -дарят нам бесценное благо. А взамен мы с
вами обязаны позаботиться о природе, чтобы
сохранить ее в здоровом состоянии для будущих
поколений!

8. Закрепление изученного, подведение
итогов. Д.З.

-Давайте подведем итоги, что же нового сегодня
узнали мы, что повторили.

— Какие водоемы есть в Краснодарском крае?

— Назовите естественные водоемы. Искусственные.

— Какие моря омывают Краснодарский край?

— Самая большая и многоводная река нашего края?

— Что интересного узнали о реках?

— С какими новыми названиями водоемов
познакомились на уроке?

— Что называют 3-им Краснодарским морем?

Учитель благодарит детей, которые подготовили
сообщения. И весь класс за дружную работу.

Д. з. Водоемы Краснодарского края. (решить
тесты).

Доклад Водоемы Краснодарского края 2, 3, 4 класс (кубановедение) сообщение

  • Энциклопедия
  • География
  • Водоемы Краснодарского края

Краснодарский край расположен на Северном Кавказе в юго-западной его части. К водоемам следует отнести реки, озера, моря, водохранилища и лиманы.

Среди наиболее крупных водоемов стоит отметить моря — Азовское и Черное. Эти моря омывают территорию края с юго-запада и северо-запада.

Азовское море признано самым небольшим по своей территории среди морей России и самым богатым рыбой. Берег Азовского моря покрыт ракушками и песком. Берег Черного моря покрыт галькой и камнями. Вода в этом море очень соленая, к тому же при глубине ниже двухсот метров в ней содержится примеси сероводорода.

Границы Черного моря расположены между рекой Псоу и мысом Тузлы. Эти два моря края между собой соединены Керченским проливом.

Среди самых крупных озер этого края следует выделить – Кардывач,  Псенодах и Абрау. Это пресные водоемы. Самым крупным среди них по своей территории является озеро Абрау. Этот водоем очень чистый, на его берегу можно увидеть много раков, которые известно, обитают только в чистых водоемах.

Озеро Кардывач считают самым наикрасивейшим озером Краснодарского края. Этот водоем еще носит название озера мечты. На берегу этого озеро расположен известный всему миру курорт, который носит название «Красная поляна». Это место очень излюблено туристами за правильную овальную форму водоема, к тому же это озеро называют зеркальным, потому что в нем отражаются будто в зеркале вершины гор и деревья. К тому же этот водоем меняет окрас своей воды весной с изумрудно-зеленого цвета и летом  на ярко-синий цвет.

Озеро Псенодах уникально тем, что граница водоема подражает форме улыбки. Этот водоем является неглубоким, глубиной до 3-х метров.

На территории Красноярского края среди соленых озер стоит отметить такие, как: Чембурка, Ханское и Соленое,  Суджукское и Голубицкое. Эти водоемы содержат лечебные грязи и широко используются в медицинских целях.

Среди других водоемов стоит отметить озеро Старая Кубань. Такое название водоем получил, потому что образовался из старого русла реки Кубани. Основным назначением этого водоема является то, что он служит для охлаждения Краснодарской ТЭЦ. К тому же в этом озере разводят рыбу и любят купаться.

На территории Краснодарского края существует целый природный огромный район водоемов, которые располагаются в лагунах и поймах и называются лиманами. Этот массив лиман находится в устье реки Кубань – самой главной речки Краснодарского края. Глубина таких природных водохранилищ составляет до 2,5 метров. Произошли они в результате речного залива речки Кубань в свою дельту.

На территории Краснодарского края также существуют и искусственные водоемы – это Варнавинское, Неберджаевское, Шапсугское, Атакайское, Краснодарское и Крюковское  водохранилища.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует экологическая проблема водоемов Краснодарского края. Происходит уменьшение запасов рыбы, заболачивание лиманов, эрозия берегов рек. Со стороны государства постоянно выполняются  наблюдения и работа по восстановлению и поддержанию нормального состояния водоемов Красноярского края.

Доклад №2

В самом широком смысле слова под водоемом понимается скопление воды. Оно может быть естественным, а может искусственно создаваться. Благодаря чему в современном мире существует большое разнообразие рек, озер, прудов, болот, морей и океанов.

Краснодарский край по праву считается настоящей сокровищницей водоемов. В общей сложности их насчитывается несколько тысяч. Границы края омываются Черным и Азовским морями. Здесь же пролегают Великие Кавказские горы. Сочетание морского и горного воздуха создает уникальный лечебный климат, а также неповторимые пейзажи. Это место является самым известным и популярным курортом в России.

Помимо двух морей, Кубань богата озерами (около трехсот), реками (более тысячи), десятками лиманов и водохранилищ, а также огромным количеством прудов и бассейнов.

Самая известная река Краснодарского края – Кубань. Ее длина составляет 870 км. Берет свое начало у горы Эльбрус, поэтому характер течения постепенно меняется от бурного горного до спокойного равнинного. Широко известны также ее притоки: Лаба, Афипс, Белая  и т.д.

Еще одна крупная известная река – Мзымта (в переводе «бурная», «бешеная»). Является горной. Протяженность составляет 89 км  и в районе Адлера она впадает в Черное море. Река знаменита своими экстремальными аттракционами, к примеру, Ахштырское ущелье со своим скайпарком.

Среди множества кубанских озер, которые располагаются в разных районах края, можно выделить следующие. Голубицкое – располагается рядом с морем на Тамани, знаменито лечебными грязями с уникальным содержанием микроэлементов. Неподалеку находится всем известное и необычайно красивое место – Долина лотосов.

Озеро Абрау – самое большое пресное и, что удивительно, горное. Расположено в центре поселка Абрау-Дюрсо, который славится производством шампанских вин еще с царских времен.

Туристы также могут посетить множество карстовых озер.

Что касается крупных водохранилищ, то на территории Краснодарского края их насчитывается семь: Атакайские (Верховое и Низовое), Варнавинское, Краснодарское, Крюковское, Шапсугское и Неберджаевское. Самым большим и рукотворным считается Краснодарское.

Украшением региона является также множество прудов. Это тихие уютные места, где можно насладиться плаванием птиц, катанием на катамаранах или увлекательной рыбалкой.

2, 3, 4 класс, кубановедение

Водоемы Краснодарского края

Популярные темы сообщений

  • Река Амазонка

    Воды Мирового Океана постоянно обновляют и пополняются. Происходит это благодаря обильным осадкам, таянию ледников, подземным источникам и рекам, несущим свои воды в океаны и моря.

  • Лох-несское чудовище

    Лох-несское чудовище по словам людей обитает в озере Лох-несс в Шотландии. Первые сведения появились ещё в VI веке. В то время люди говорили, что Лох-несское чудовище нападало на некоторых людей, которые вскоре умирали.

  • Хорек

    Домашний хорек – это одиночное плотоядное животное, которое сейчас чаще становится надежным другом для любого человека. Характер фуро проявляется к 3 месяцу жизни, и уже тогда необходимо обучать это смышленое создание,

  • Открытия русских путешественников

    Существует великое множество русских открывателей. Одни осваивали и познавали океан, натыкаясь на новые материки и острова. Другие интересовались жизнью других народов, открывая новые поселения и различные культуры.

  • Сердце человека

    Что является самым важным в организме человека? Конечно же, сердце. Этот удивительный маленький орган, всего размером с кулак, не прекращая, работает на протяжении всей жизни человека. Именно он разносит по органам столь необходимую для них

резервуар

| Национальное географическое общество

Водохранилище — это искусственное озеро, в котором хранится вода. Большинство водохранилищ образуются путем строительства плотин на реках. Резервуар также может быть сформирован из природного озера, выход которого был перекрыт дамбой для контроля уровня воды. Плотина контролирует количество воды, вытекающей из водохранилища.

Технические водохранилища полностью созданы руками человека и не зависят от перекрытия реки или озера. Эти резервуары, иногда называемые цистернами, содержат чистую воду. Цистерны можно вырыть в подземных пещерах или поднять высоко над землей в водонапорной башне.

Люди создавали резервуары тысячи лет. Самая старая известная плотина в мире — это плотина Джава на территории современной Иордании. Он был построен примерно в 3000 году до н. э. для хранения воды для орошения или полива сельскохозяйственных культур.

Люди строят водохранилища, потому что количество воды в реке со временем меняется. В очень дождливое время или при таянии горных снегов вода в реке поднимается и иногда выходит из берегов. Ограничивая количество воды, которая может течь вниз по течению, водохранилища помогают контролировать наводнения.

Во время засухи или длительных засушливых периодов уровень воды в реке может быть очень низким. В этих условиях из водохранилища высвобождается больше воды, поэтому фермеры могут поливать свои посевы, а дома и предприятия могут нормально функционировать.

Резервуары служат для других целей. Они используются для катания на лодках, рыбалки и других видов отдыха. Некоторые плотины, создающие водохранилища, используются для выработки электричества.

Крупнейшим по площади водохранилищем в мире является озеро Вольта, которое образовалось в результате перекрытия реки Вольта в африканской стране Гана. Озеро Вольта занимает площадь около 8 500 квадратных километров (3 280 квадратных миль), что больше площади американского штата Делавэр. Озеро Вольта занимает четвертое место в мире по объему, общему количеству воды в озере. Самый большой по объему резервуар в мире также находится в Африке. Озеро Кариба находится на границе Замбии и Зимбабве. Это озеро, образовавшееся в результате перекрытия реки Замбези, хранит 185 кубических километров (44 кубических мили) воды.

Вода в резервуарах очень спокойная. Из-за этого кусочки песка, камня, грязи и других материалов, называемых отложениями, опускаются на дно, оставляя воду совершенно прозрачной. Но со временем этот осадок накапливается, сильно уменьшая общее количество воды в водохранилище.

Краткий факт

В разреженном воздухе
Испарение — распространенная проблема с резервуарами. Во влажных районах испаряющаяся вода часто снова выпадает в виде дождя. Но в жарких и засушливых районах испарение может привести к огромной потере воды. Уровень водохранилищ в пустынных районах может упасть на 1,5 метра (5 футов) за один год из-за испарения. Ученые и инженеры ищут способы контроля испарения. Такие эксперименты по уменьшению испарения включают попытки использовать пальмовые листья в Саудовской Аравии или изобретение различных других типов плавающих теневых покрытий.

Понимание различий между озерами и водохранилищами · Границы для юных умов

Abstract

Существует множество примеров того, как деятельность человека изменяет среду обитания видов, включая создание плотин на озерах и реках для создания водохранилищ. Мы строим плотины, чтобы создать резервуары, которые обеспечивают водой и вырабатывают электроэнергию для нужд человека. Ученые выяснили, что строительство новых плотин и создание водохранилищ на озерах и реках изменяет местную среду обитания, делая ее непригодной для многих видов, которые когда-то там обитали. Благодаря процессам, известным как экологические потоки, водохранилища могут управляться так, чтобы они напоминали естественные озера. Тем не менее, мы не вели точных записей о том, где мы строили водохранилища, поэтому ученые придумали творческие способы нанести на карту, где эти и связанные с ними плотины встречаются по всему миру. Когда мы знаем, где расположены водохранилища и плотины, мы лучше подготовлены к тому, чтобы определить, как они изменили поверхностные воды на планете и повлияли на животных, растения и людей.

В чем разница между озером и водохранилищем?

Озера бывают разных форм, размеров и глубины, и образуются разными способами. Тектонические озера образуются там, где земная кора изгибается или изгибается, создавая естественные бассейны, которые могут заполняться дождевой или речной водой. Так образовалось озеро Танганьика в Африке. Озера также могут образовываться, когда ветер, вода или ледники разрушают земную кору. Великие озера в Северной Америке были образованы ледниками, которые образовали ямы, медленно перемещаясь на протяжении тысячелетий. Когда ледники растаяли 10 000 лет назад, вода заполнила ямы, образовавшие озера. Озера часто связаны с реками, впадающими в них и вытекающими из них, что облегчает движение воды, питательных веществ и видов через экосистемы . Уровни воды в озерах имеют тенденцию изменяться медленно и следовать сезонным закономерностям. Когда весной тает снег или в сезон дождей идут муссоны, озера наполняются. Когда снег тает и дождь стихает, реки сужаются, а уровень воды в озерах медленно снижается.

Резервуары , с другой стороны, образуются за плотинами , созданными людьми, и варьируются по размеру от прудов с водой, которые находятся за пределами города, до более крупных водоемов, которые заполняют целые каньоны за плотинами. В отличие от озер, которые образуются в результате естественных процессов, водохранилища создаются людьми для обеспечения водой и ГЭС для собственных нужд [1]. Люди строили небольшие водоемы тысячи лет; некоторые водоемы на Шри-Ланке существуют с 300 года! Резервуары большего размера, связанные с плотинами, построенными для водоснабжения или гидроэлектроэнергии, создаются путем перекрытия рек или озер. Резервуар считается большим, если он содержит более 3 миллионов кубометров воды, что примерно равно 1200 плавательным бассейнам олимпийского размера [1]. За последние 100 лет мы построили более крупные водохранилища на больших реках и озерах, например плотины гидроэлектростанций Налубаале и Киира, которые контролируют уровень воды в озере Виктория в Африке — самом большом тропическом озере в мире (рис. 1).

  • Рисунок 1. Озеро Виктория является основным источником самого длинного рукава реки Нил.
  • Он богат видами и поддерживает миллионы людей в Уганде, Кении и Танзании. Уровень воды в озере поддерживается плотинами гидроэлектростанций Налубаале и Киира, которые находятся на выходе из озера или в начале реки Нил.

Хотя мы строим водохранилища разных размеров и для разных целей, эти искусственные водоемы имеют две общие черты. Во-первых, люди берут воду из этих водоемов, когда она нам нужна, а это означает, что уровень воды в них меняется совершенно иначе, чем в естественных озерах. Во-вторых, плотины, создающие водохранилища, могут предотвращать или ограничивать перемещение видов как вверх, так и вниз по течению из-за их размера и того, как они изменяют поток воды.

Мы построили столько больших плотин, что теперь свободно течет только треть самых длинных рек мира, а на остальных есть хотя бы одна плотина [2]. В некоторых регионах мира, таких как Техас в США, естественных озер почти нет, но реки там были перекрыты дамбами, в результате чего образовались тысячи водохранилищ [3]. Эти изменения влияют на виды, которые могут жить в этих экосистемах.

Виды говорят нам, что водохранилища — это не озера

Хотя водохранилища могут выглядеть как озера, а иногда и начинаться с них, виды, обитающие в водохранилищах, отличаются от видов, обитавших в озере или реке до того, как они были перекрыты плотиной (рис. 2). Такие виды, как рыбы, растения и птицы, обитающие в озерах, приспособились к нормальным сезонным изменениям уровня воды. Виды, приспособленные к жизни в озерах и реках, не могут быстро приспособиться к жизни в водохранилищах, потому что уровень воды в водохранилище быстро меняется в соответствии с потребностями человека, а не медленнее приспосабливается к временам года. Когда мы перекрываем реки, водохранилища могут заполниться водой в течение 5–10 лет, заглушая реку и окружающий ландшафт.

  • Рисунок 2. Изменение видов растений, насекомых и животных при преобразовании озера (A) в водохранилище (B) путем строительства плотины.
  • Быстрые изменения уровня воды, вызванные плотиной, влияют на виды, которые могут там жить. Плотина также может препятствовать перемещению видов, особенно рыб, по экосистеме.

Давайте посмотрим, как рыбы могут реагировать на изменения, вызванные плотиной и водохранилищем. Рыбы могут быть важными индикаторами изменений, потому что, в отличие от птиц или рептилий, они не могут покинуть воду, чтобы избежать каких-либо изменений, происходящих в ней. Из-за этого рыба может погибнуть или быть вытеснена при переводе озер и рек в водохранилища, а эти виды могут быть заменены другими, более приспособленными к новым условиям. Например, чтобы иметь безопасные места для откладывания икры, многим видам рыб требуются определенные типы камней, песка и потока воды, которые встречаются только в определенных частях реки или озера. Многие виды рыб путешествуют по воде между различными частями озера или реки, чтобы есть и размножаться, что имеет решающее значение для их выживания. Однако, когда мы создаем плотины и водохранилища, многие рыбы могут потерять доступ к лучшим местам для откладывания икры или поиска своей любимой пищи.

Как уменьшить изменения, вызванные плотинами и водохранилищами?

Одним из способов уменьшить изменения экосистемы, вызванные плотинами и водохранилищами, является прекращение их строительства, но это оспаривается национальной и международной политикой строительных проектов [4]. Еще один способ, с помощью которого ученые и сообщества работают над преодолением изменений уровня воды, заключается в том, чтобы эксплуатировать плотины и водохранилища так, чтобы они больше походили на время и уровень естественного озера с помощью процессов, известных как 9.0021 экологические потоки [5]. Это может означать изменение акцента в управлении плотинами и водохранилищами. Вместо того, чтобы сосредоточиться только на обеспечении водой и энергией людей, экологические потоки помогают гарантировать, что выбросы и уровни воды также поддерживают виды, которые когда-то жили в этой экосистеме. Речные пути, такие как объездные дороги, которые избегают городских центров, могут быть построены вокруг дамб, чтобы помочь видам, материалам и питательным веществам перемещаться в другие части экосистемы. Мы также можем демонтировать старые плотины и осушить водохранилища. В сообществах, где люди осознают негативное воздействие плотин на местные виды, начинают сносить большие плотины, которые начинают стареть и могут быть небезопасными. 1

Хотя у нас есть несколько хороших идей о том, как уменьшить воздействие больших плотин и водохранилищ на наши озерные и речные экосистемы, есть одна большая проблема. Правительства и частные лица не ведут точных записей о том, где мы перекрыли реки или озера, чтобы создать водохранилища. Мы построили много резервуаров, прежде чем поняли, что эти изменения повлияют на растения и животных, с которыми мы делим планету. Ученые и другие исследователи сейчас отслеживают все резервуары на планете. Некоторые ученые и члены сообщества, например те, кто создал Глобальную базу данных о препятствиях на пути рек (GROD), 2 использовать спутниковые снимки, доступные через Google Earth Engine, для определения плотин на реках Земли. Другие ученые, такие как те, кто создал базу данных AMBER, 3 , работают с членами сообщества, чтобы геотегировать плотины и водохранилища через приложение на своих смартфонах (рис. 3).

  • Рисунок 3. Член сообщества фотографирует плотину и водохранилище и ставит геотеги с помощью приложения для смартфона Adaptive Management of Barriers in European Rivers (AMBER) (Изображение предоставлено AMBER Project).

Когда мы знаем, где находятся водохранилища, тогда правительства, исследователи, владельцы плотин и люди, которые зависят от водохранилищ, могут работать вместе, чтобы определить, как эксплуатировать плотины и водохранилища таким образом, чтобы свести к минимуму воздействие на виды и перемещение питательных веществ и материалов. , и найти места, где мы можем превратить водохранилища обратно в естественные озера и реки. Когда водохранилище больше не нужно и плотину убирают, данные показывают, что экосистемы могут восстанавливаться, и виды начинают возвращаться в реки [6]. По мере возвращения видов возвращаются и местные культурные события и церемонии, которые зависят от них и прославляют их. 1

Заключение

Люди построили водохранилища различных форм и размеров, чтобы обеспечить себя водой и гидроэлектроэнергией. Однако, превращая озера и реки в водохранилища, мы изменяем естественные экосистемы и виды, которые могут обитать в этих водоемах. Хотя у нас есть идеи о том, как уменьшить воздействие больших плотин и водохранилищ на наши озерные и речные экосистемы, нам сначала нужно узнать, где они происходят на нашей планете. Ученые работают над поиском и нанесением на карту мест плотин и водохранилищ, а также над поиском мест, где мы можем превратить водохранилища обратно в естественные озера и реки. Один из способов, с помощью которого сообщества и школы могут принять участие, — это участие в этом глобальном картографическом проекте. Например, приложение AMBER может быть загружено и использовано людьми повсюду для отображения местоположения и характеристик плотин. 3 Проект GROD выполнил свои первоначальные задачи, но в будущем для молодых людей, которые хотят участвовать в картировании плотин и водохранилищ, все еще могут быть доступны возможности. 4 У молодых людей есть возможность проявить творческий подход и разработать новые методы или внести свой вклад в существующие проекты, помогая документировать, где расположены плотины, водохранилища и другая связанная с ними инфраструктура. Таким образом, каждый может принять участие, помогая сохранить естественные озерные и речные экосистемы.

Вклад авторов

SJ-H и PB вместе написали рукопись и отредактировали ее. PB сделал графику.

Глоссарий

Озеро : Область, заполненная водой, расположенная в бассейне, окруженном сушей.

Экосистема : Сообщество взаимодействующих организмов и их физической среды.

Резервуар : Увеличенный водоем, созданный с помощью плотины или шлюза.

Плотина : Сооружение, построенное через устье реки или озера для удержания воды и повышения ее уровня.

Гидроэнергетика : Энергия, получаемая за счет энергии падающей или быстро текущей воды.

Потоки окружающей среды : Количество, время и качество потоков воды для поддержания как водных экосистем, так и потребностей человека.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

SJ-H выражает признательность Европейскому Финансовому Управлению Уэльса и Европейскому фонду регионального развития за финансирование, номер проекта 80761-SU-140 (Запад). Мы хотели бы поблагодарить рецензентов, которые помогли улучшить качество этой рукописи. Мы также благодарим Бернхарда Ленера и рабочую группу Global Dam Watch за то, что связались с нами и способствовали диалогу о плотинах, водохранилищах и пресноводных экосистемах.

Footnotes

1. PEW, Демонтаж плотины в штате Вашингтон обещает принести пользу рыбам, китам и людям, https://pew.org/2AmPQ8m.

2. Глобальная база данных о препятствиях на пути рек, https://scistarter.org/global-river-obstruction-database-grod.

3. Адаптивное управление барьерами на европейских реках, AMBER, https://amber.international/.

4. EOS, Реки Европы — самые затрудненные на Земле, https://eos.org/articles/europes-rivers-are-the-most-obstructed-on-eart.


Каталожные номера

[1] Всемирная комиссия по плотинам. 2000. Плотины и развитие: новая основа для принятия решений . Лондон, Великобритания: Earthscan.

[2] Grill, G., Lehner, B., Thieme, M., Geenen, B., Tickner, D., Antonelli, F., et al. 2019. Картирование свободно текущих рек мира. Природа 569:215–21. doi: 10.1038/s41586-019-1111-9

[3] Атлас мира. Сколько естественных озер в Техасе? Доступно в Интернете по адресу: https://www.worldatlas.com/articles/how-many-natural-lakes-are-in-texas.html (по состоянию на 12 июня 2020 г.).

[4] Ансар А., Фливбьерг Б.