Содержание
Василий Сухомлинский – педагог-новатор, писатель
|
Жизнь, педагогическая деятельность и вклад в развитие гуманной педагогики
«Годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца. »
В.А. Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся советский педагог-новатор, детский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР. Педагогическая деятельность и труды педагога представляют большой интерес в связи с внимательным подходом Сухомлинского к ребенку, его душе, внутреннему миру и интересам, подчеркивавшийся им важностью взаимодействия учителя с родителями ребенка в процессе воспитания, а также большим вниманием, которое Сухомлинский уделял межличностному общению учителя с учениками.
Начало жизни, обучение, военные годы
Василий Александрович Сухомлинский родился в семье плотника в селе Василевка, Кировоградской области (Украина) 28 сентября 1918 г. У его родителей было четверо детей (все стали учителями). Детство его пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик стал задумываться над тем, как сделать детство счастливым.
Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт, в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в средней школе.
К началу Великой отечественной войны он был женат. Его жена, также как и он, окончила педагогический институт. Когда началась война, у молодой семьи была только одна цель – бороться с врагом. Поэтому в 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт, а его беременная жена осталась для работы в подполье и впоследствии была схвачена фашистами, замучена и расстреляна. Родившийся в тюрьме младенец был зверски убит и выброшен в мусорный бак. Сухомлинский долгое время не упоминал об этом факте своей жизни. Но однажды он все-таки решился описать его в Послесловии к изданию своей книги «Сердце отдаю детям» в Германской демократической республике (ГДР). Написано оно было на немецком языке, которым Сухомлинский свободно овладел уже после войны, и тому причиной была его трагическая военная судьба. Текст Послесловия после перевода с немецкого был опубликован в советской печати.
Взгляды на воспитание
Война, тяжелое ранение, трагическая гибель жены и новорожденного ребенка оказали серьезное влияние на формирование педагогических взглядов Сухомлинского, на признание высочайшей ценности души ребенка, важности воспитания детей в любви и привитие у подрастающего поколения моральной культуры.
Главным объектом интереса Сухомлинского было сердце ребёнка. А после самой страшной в истории человечества войны дети, как и их родители, были душевно изранены. Как учить их, как воспитывать, как заставить их вновь поверить в добро? Это было тогда чрезвычайно трудно, но Сухомлинский справился с этой общей бедой, как настоящий человек и учитель. Он решил отогреть души детей, а для этого надо было хорошо знать психологию ребёнка. В своем педагогическом коллективе Павлышской средней школы он организовал постоянно действующий психологический семинар, на котором составлялись психолого-педагогические характеристики на учеников, особенно на трудных, но бывало и на одаренных. На основе их строилась вся учебно-воспитательная работа в школе. Сам Сухомлинский выстроил особые педагогические отношения с учениками: всегда знакомился с ними заранее, лет с 5-6-ти, с их родителями, узнавал о их быте и проблемах еще до того, как они шли в первый класс. Он водил их на экскурсии на природу, учил слушать её, видеть прекрасное в окружающем мире, рассказывал им сказки и учил их самих сочинять. Сухомлинский соединял чувственное и разумное восприятие мира детьми. Воспитанию чувств он уделял огромное значение, пробуждая в каждом ребенке чувство восприятия красоты, даже в малом, в природе ли, в отношениях людей или в щебетании птиц. Много лет трудясь над формированием души ребенка, он пришел к выводу, что человек во взрослом состоянии совершает дурные поступки или даже серьёзные преступления от того, что в детстве его не научили тонко чувствовать окружающий мир, не пробудили таким образом его душу. Чувственное восприятие мира не складывается только опытным путем. Оно может быть сформировано только в сочетании с творчеством.
Из всех основных форм творческой деятельности Сухомлинский избрал словотворчество. Он был замечательным учителем словесности, знал и понимал Слово, прекрасно говорил на русском и украинском языках, в последующем изучил и другие языки, стал полиглотом. Формой словотворчества было сочинительство сказок. Сказки были избраны не случайно, они имеют народные корни, а значит более понятны и занятны детям, их можно свободно сочинять, давая волю детской фантазии. Таким образом, ученики Павлышской школы сочинили множество сказок, которые переплетены в рукотворные тома и до сих пор хранятся в школе.
Общение учителя с ребенком в основе системы воспитания Сухомлинского
Секрет эффективности системы воспитания Сухомлинского состоял в том, что задачи воспитательного процесса решались на межличностном уровне, в процессе тесного общения: ребенок-ребенок, ребенок-коллектив, ребенок-учитель. Педагог полагал, что суть воспитания заключается в коммуникативной составляющей процесса, в диалоге, общении с ребенком:
- Воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных.
- Общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях.
- В процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого.
- Ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.
Новаторско-педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею – признание личности ребенка как высшей ценности. Педагогическая система Сухомлинского имела целью воспитать высоконравственного и духовного человека. Формирование личности и индивидуальности ребенка базировалось на гуманистических принципах: доверии к ребенку, получении им знания без принуждения, воспитании без наказаний, сотрудничестве родителей, учителей и детей, высокой нравственности, труде как форме творчества, свободе выбора поведения, поступков, образа жизни, ответственности за свой выбор.
Народная педагогика
В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями. Но учитель – это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.
Сухомлинский считал, что труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно, потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создаёт для другого.
Взаимодействие учителя с родителями
Задача педагога, по мнению Сухомлинского – не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и единые требования, прежде всего – к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве – значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности.
В Павлышской средней школе, где он был директором с 1948 года, Сухомлинский реализовал свои творческие проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток. Успешно проводились семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, функционировал и развивался родительский клуб.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро,» – эти слова педагога стали известным афоризмом. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Важно, чтобы семья и школа подходили к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности. Сухомлинский организовал обучение родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и прочее. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе. Он советует педагогам бояться, как огня, детского одиночества – самую страшную беду школьной жизни. Воспитатели, порой увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывают о сущности воспитания – человеческих взаимоотношениях. Любовь и уважение учителя к ребенку, воспитание в ребенке чувства прекрасного, желание помочь ребенку возрасти в цельного и нравственного человека и взаимодействие с родителями для достижения этой цели заложило основание успешной новаторско-педагогической системы В.А.Сухомлинского, признанной и используемой сегодня лучшими учителями мира.
Материал о В Сухомлинском собран и обработан Скоробогатько Ольгой Дмитриевной, сотрудником АНО «Международные образовательные программы», учителем английского и немецкого языков.
Сухомлинский | Целостный педагог
В.А. Сухомлинский был просветителем-гуманистом, который видел цель образования в том, чтобы воспитать истинно человеческое существо. Для него это означало кого-то, кто был сильным и здоровым (физически и эмоционально) и кто был олицетворением доброты. Это означало кого-то, кто глубоко ценил красоту, кто развил свой интеллект (а также был наблюдательным и знающим свое окружение), а также развил свои таланты и использовал их на благо общества.
Ядром системы образования Сухомлинского был его подход к нравственному воспитанию, который заключался в приобщении учеников к красоте в природе, в искусстве и в человеческих отношениях, а также в поощрении учащихся брать на себя ответственность за окружающую их жизненную среду. Сухомлинский учил своих учеников, что самое дорогое в жизни — это человек и что нет большей чести, чем приносить радость другим людям. Он учил их, что, чтобы доставлять радость другим людям, и особенно своим семьям, они должны стремиться создавать красоту в себе и в окружающей среде. Таким образом, в подходе Сухомлинского была очень тесная связь между нравственным и эстетическим воспитанием.
Другим аспектом подлинного человеческого бытия было развитие интеллекта, так что горизонты разума становились все шире, постепенно охватывая весь мир и достигая глубин космоса. Сухомлинский не мог согласиться с теми, кто стремился придать образованию чисто утилитарную направленность, кто считал, что знания имеют смысл только в том случае, если они находят непосредственное применение на рабочем месте. Для него изучение иностранных языков и астрономии было необходимо для того, чтобы человек мог оценить мир, частью которого он был, и расширить свой кругозор.
Основой всякого личностного роста является здоровье, и Сухомлинский много внимания уделял тому, чтобы у детей было оптимальное здоровье, особенно в раннем детстве, когда формируется характер. Он часто вывозил детей на природу, совмещая физические упражнения с уроками размышлений и ценения красоты. Особенно в начальной школе он считал важным, чтобы детское мышление ассоциировалось с яркими образами, которые можно было найти в полях, лесах и водотоках в нескольких минутах ходьбы от школы. Если бы мысль была оторвана от непосредственного детского опыта, она истощила бы его. (Внизу этой страницы вы можете прочитать отчет об уроке на свежем воздухе.)
Важно было также, чтобы обучение детей, работа их интеллекта были связаны с практическими работами, в которых использовались их знания. Только в том случае, если знания детей использовались для улучшения их среды и жизни окружающих людей, они привели бы к формированию активной жизненной позиции, к практической нравственной установке.
Целостная педагогическая философия Сухомлинского, таким образом, опиралась на пять столпов: санитарное просвещение, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, интеллектуальное образование и трудовое воспитание.
Воспитание сердца
Сухомлинский стремился продлить детство детей, сохранить их оптимизм и открытость миру, сохранить свежесть их эмоциональных реакций на мир. Он показал им, что, хотя они и маленькие, они могут многое сделать, чтобы заботиться об окружающей среде, в которой живут, и приносить счастье людям, которых они встречают. Он стремился усовершенствовать их чувство прекрасного, будучи очень разборчивым в впечатлениях, которыми питал их юные умы. Он взял их с собой в самые красивые природные места, которые только смог найти. Он научил их слушать музыку природы, шелест трав и листьев, песню жаворонка. Он играл им музыку, вдохновленную такими природными звуками, и показывал им картины природной красоты. Он не заваливал их изобилием образов и звуков, а позволял запоминать каждое новое соприкосновение с красотой.
Он научил их лучше осознавать внутренний мир других людей, читать их глаза, распознавать чувства радости, печали или смятения. Он старался сделать так, чтобы дети приносили радость домой из школы своим семьям, чтобы каждый ребенок раскрыл какой-то скрытый талант или способности, в которых они могли бы преуспеть. Не каждый ребенок мог преуспеть в учебе, но каждый мог проявить себя в чем-то и найти способ доставить радость другим. Это было основой их самоуважения и их нравственного развития.
Санитарное просвещение
«Я не боюсь повторять снова и снова: забота о здоровье — важнейшая задача воспитателя. Духовная жизнь детей, их мировоззрение, их интеллектуальное развитие, основательность их знаний, их вера в себя зависят от их радости жизни и их энергии. Если бы я измерял все свои заботы и заботы о детях в течение первых четырех лет обучения в школе, то добрая половина из них была бы связана со здоровьем». . Он дал советы по распорядку дня, диете, физическим упражнениям и гигиене. Детей проходили медицинские осмотры за два года до поступления в школу, поэтому любые проблемы со здоровьем можно было решить задолго до того, как дети приступили к учебе. В школе уроки были спланированы так, что самые сложные предметы изучались в начале дня, когда ученики были свежими. Особое внимание уделялось осанке студентов, обеспечению мебелью соответствующих размеров (в индивидуальном порядке). Многие уроки проводились на открытом воздухе, в походах или в специально построенных «зеленых классах».
Нравственное воспитание
‘Нет человека, в котором при квалифицированной воспитательной работе не раскроется уникальный талант. Нет сферы деятельности, в которой личность не расцвела бы, если только мы, воспитатели, сумеем увлечь человека этим самым благородным из творческих начинаний — созданием радости для других людей». радость, сопровождающая добрые дела в детстве, со временем трансформируется в тот голос совести, который свидетельствует о высоком уровне нравственного сознания» 9.0003
Сухомлинский считал, что нравственное воспитание заключается в привитии «нравственного навыка» (привыкания к нравственным поступкам) и «нравственного сознания» (положительных мыслей, эмоций и актов воли, связанных с нравственными поступками). Необходимо, чтобы моральные басни и объяснения моральных принципов сопровождались практическими возможностями практиковать моральные действия. Он следил за тем, чтобы у его воспитанников было много таких возможностей: забота об окружающей среде, забота о семье и одноклассниках, забота о пожилых людях в обществе.
Эстетическое воспитание
«В эстетическом воспитании вообще и музыкальном воспитании в частности важное значение имеют психологические задачи педагога, знакомящего детей с миром прекрасного. Для меня важнейшей целью было воспитание умения эмоционально относиться к красоте и жажды впечатлений эстетического характера. Главную цель всей системы образования я видел в том, чтобы школа учила людей жить в мире прекрасного, чтобы они не могли жить без красоты, чтобы красота мира создавала красоту в них самих.
‘Красота облагораживает людей только тогда, когда они трудятся над созданием красоты.’
‘В местах красоты, которые каждый класс создает на территории школы, есть розы, сирень, виноград, груши. Забота о красоте переживается как забота о нежном, нежном, беззащитном существе, которое погибло бы, если бы о нем не заботились люди». , если его мысль беспомощно бьется, как птица в клетке, посмотрите внимательно на свою работу. Сознание вашего ребенка стало маленьким высохшим прудом, отрезанным от вечного и животворящего источника мысли – мира предметов, явлений природы? Соедините этот пруд с океаном природы, предметов, окружающего мира, и вы увидите, как потечет родник живой мысли». 0003
‘Ребенок мыслит образами. Это значит, что если, например, он слушает рассказ учителя о путешествии капли воды, то он рисует мысленным взором серебряные волны утреннего тумана, темную грозовую тучу, раскаты грома и весеннюю дождь. Чем ярче эти картины перед его мысленным взором, тем глубже он постигает законы природы.»
Работа Образование
«Первое, что бросается в глаза ребенку, поступившему в нашу школу в первый класс, это массив интересных вещей, которыми заняты все без исключения. У каждого ученика есть любимое место работы, любимое хобби и старший друг, работа которого служит образцом. Подавляющее большинство учеников не только чему-то учатся, чем-то овладевают, но и передают полученные навыки и знания своим друзьям» 9.0003
‘Мы видим свою задачу в том, чтобы все наши воспитанники в подростковом и раннем юношеском возрасте осознанно нашли себя, открыли себя и избрали тот путь в жизни, где их труд может достичь высшей степени мастерства – творчества. Ключ к достижению этого состоит в том, чтобы разглядеть в каждом ребенке его наибольшую силу, найти ту «золотую жилу», из которой может проистекать индивидуальное развитие, добиться того, чтобы дети добивались выдающихся для своего возраста успехов в той деятельности, которая наиболее ярко выражает и раскрывает их природную природу. таланты»
Урок природы
Мы отправились в путешествие к истокам слов с альбомами для рисования и карандашами. Вот одно из наших первых путешествий. Моя цель состояла в том, чтобы показать детям красоту и тонкие оттенки значения слова «ЛУГ» шотландское слово «лох». Мы устроились под ивой, склонившейся над прудом. Вдали залитый солнечным светом зеленый луг. Я сказал детям: «Посмотрите, какая красота перед нами. Над травой порхают бабочки и жужжат пчелы. Вдалеке стадо крупного рогатого скота, похожее на игрушки. Кажется, что луг — это светло-зеленая река, а деревья — ее темно-зеленые берега. Стадо купается в реке. Посмотрите, сколько прекрасных цветов рассыпала вокруг ранняя осень. И когда мы слушаем музыку луга, слышишь ли ты тихое гудение мух и пение кузнечика?»
Я рисую луг в альбоме для рисования. Рисую коров, разбросанных белым пухом гусей, едва уловимое облачко дыма и белое облачко на горизонте. Дети очарованы красотой тихого утра и тоже рисуют. Под рисунком пишу: «ЛУГ». Для большинства детей буквы — это рисунки. И каждый рисунок им что-то напоминает. Которого? Из травинки? Согните лезвие, и у вас есть «Л». Соедините два лезвия вместе, и у вас получится новый рисунок, буква «У». Под своими рисунками дети пишут слово «ЛУГ». Затем читаем слово. Чуткость к музыке природы помогает детям ощутить значение слова. Начертание каждой буквы запоминается. Каждой букве дети придают живое звучание, и каждая буква легко запоминается. Рисунок слова воспринимается как единое целое. Слово читается, и это чтение есть не результат длительных упражнений по звуковому анализу и синтезу, а сознательное воспроизведение звукового, музыкального образа, соответствующего только что нарисованному детьми зрительному образу слова. При такой интеграции зрительного и слухового восприятия, пронизанной богатством эмоциональной окраски, содержащейся как в зрительном образе, так и в музыкальном звучании слова, буквы и словечко запоминаются одновременно. Уважаемый читатель, это не открытие какого-то нового метода обучения грамоте. Это практическое осуществление того, что доказано наукой: легче запоминать то, что не обязан запоминать, и что решающую роль в запоминании играет эмоциональная окраска воспринимаемых образов.
Пионеры: Василий Сухомлинский (1918-1970) | Воспитатель начальных классов
Здесь мы исследуем работу украинского педагога, принявшего новаторский подход к дошкольному образованию и оказавшего большое влияние в странах бывшего советского блока и в Китае.
Д-р Алан Кокерилл, преподаватель, переводчик и исследователь, Брисбен, Австралия
Ключевые моменты
Сухомлинский был рефлексивным практиком. В течение 1950-е и 1960-е Сухомлинский стал известен благодаря многочисленным статьям и книгам, которые он написал, описывая свою работу учителем и директором школы в сельском поселении Павлыш, Центральная Украина.
Сухомлинский придавал большое значение раннему детству и лично руководил неформальной дошкольной группой в своей школе. Он также проводил лекции для родителей и дискуссии, посвященные развитию детей в первые годы жизни.
Сухомлинский считал, что учебная деятельность детей должна быть эмоционально увлекательной. Он также считал, что интеллектуальное обучение всегда должно поддерживаться «практической» деятельностью, которая обеспечивает экспериментальную основу для обучения и возможность применения знаний.
Работая в сельской школе, Сухомлинский подходил к изучению природы, и его ученики проводили большую часть времени на свежем воздухе. Наблюдение за природой использовалось для стимулирования интеллектуальных исследований. Забота об окружающей среде была неотъемлемой частью нравственного развития детей. Активный отдых на свежем воздухе также был важен для развития крепкого здоровья, которое обеспечивает основу для личностного роста и успехов в учебе.
Василий Сухомлинский
Василий Сухомлинский (1918-1970) был директором комбинированной начальной и средней школы в украинском селе Павлыш с 1948 года до своей смерти в 1970 году. развитие ребенка: физическое, эмоциональное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, профессиональное. Сухомлинский много писал о своем опыте, и тысячи посетителей стекались в его школу. Его работы переведены более чем на пятьдесят языков и прочитаны миллионами педагогов.
Школа радости и роль природы
В своей самой известной книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский задокументировал первые пять лет своей работы с группой детей, которых он пригласил в экспериментальный детский сад. школьная группа. В этой группе был тридцать один ребенок, и он продолжал работать с ними на протяжении всего их обучения в школе.
В то время в школу дети шли с семи лет, поэтому дошкольную группу Сухомлинского посещали шестилетки. В первый год дети почти не заходили в школьные здания, да и то только для того, чтобы устроить «звериную больницу» или послушать сказки в комнате сказок с куклами и декорациями, созданными старшими детьми. Большая часть мероприятий проводилась на открытом воздухе в разное время дня и вечера. Дети проводили много времени, бродя по сельской местности вокруг школы, взбираясь на древние курганы в полях, исследуя лес, разжигая камин в найденной ими пещере, слушая рассказы своих учителей и придумывая свои собственные. По мере того, как дети крепли, их прогулки становились длиннее, а самочувствие и аппетит заметно улучшались.
Дети брали с собой на экскурсии блокноты и красочно рисовали увиденное, добавляли подписи к картинкам и учились читать.
Сухомлинский считал важным, чтобы первые опыты грамотности детей были связаны с красивыми, эмоционально заряженными образами, связанными с их непосредственным восприятием мира, а их интерес к письменной речи должен быть связан с интересом к красиво выразительной устной речи . «Для детей было важно вслушиваться в каждое слово, как в красивую мелодию, чтобы и красота слова, и красота той части мира, которую слово отражало, пробуждали интерес к тем рисункам, которые передают музыка человеческой речи — в буквах».0003
Природа создала прекрасную среду для размышлений. Сухомлинский разработал систему уроков на свежем воздухе, которую он назвал «300 страниц из книги природы». Детям предлагалось исследовать миры «живого» и «неживого» и исследовать, как они взаимодействуют. Наблюдение углублялось за счет вопросов, за которыми часто следовали эксперименты или практические действия, такие как посадка деревьев для предотвращения эрозии. Даже дошкольники могли заниматься социально значимой деятельностью, например, собирать семена деревьев для последующей посадки. Наблюдение за природой также привело к развитию языка. На одном из выходов детей попросили посмотреть, сколько оттенков цвета они могут определить в осеннем лесу, и назвать их.
Важность контакта со взрослыми и четкое обучение
Сухомлинский считал, что для развития детей раннего возраста крайне важно достаточное взаимодействие со взрослыми, особенно в первые годы жизни. Отсутствие адекватного взаимодействия и поддержки приведет к неадекватной социализации, языковому и интеллектуальному развитию. В общении с маленькими детьми Сухомлинский часто обращал внимание на поразительные явления окружающего мира, вызывающие вопросы и возбуждающие детское любопытство. Сухомлинского интересовали ранние исследования функционирования мозга при обучении. Он указал на роль эмоциональных центров в подкорке в стимулировании интеллектуальной деятельности в коре как на обоснование того, что любое обучение должно быть эмоционально увлекательным.
Взрослые также должны учить детей ценностям и информировать детей о чувствах других людей. Сухомлинский учил детей сопереживать своим друзьям и членам семьи, а также выражать признательность родителям, бабушкам и дедушкам, выращивая для них цветы и фрукты. Сухомлинский весьма откровенно учил детей читать чувства других по их глазам, мимике и движениям. Он поощрял детей проявлять доброту к другим, переживающим горе, и знакомил их с пожилыми людьми из сообщества, которые жили в одиночестве. Развивая дружбу с этими пожилыми гражданами, дети не только утешали их, но и учились у них.
Учебное сообщество и взаимное обучение
С дошкольного возраста до последнего года обучения в средней школе Сухомлинский поощрял практическую деятельность, которая обеспечивала эмпирическую основу для обучения и возможность применения знаний, полученных во время занятий. В его школе действовало более сорока кружков внеклассной деятельности, где ученики могли заниматься садоводством, сельским хозяйством, животноводством, столярным делом, металлообработкой, электроникой, кукольным искусством, музыкой, литературой, краеведением и географией и множеством других занятий. Эти группы деятельности обычно представляли собой разновозрастные группы, в которых старшие дети наставляли младших, а сотрудники и ученики школы вместе образовывали богатое учебное сообщество. Одним из критериев для назначения сотрудников в школу было наличие у них рабочих навыков, которыми можно было бы поделиться с учащимися в этих внеклассных группах. Такое разнообразие внеурочной деятельности давало возможность каждому ребенку раскрыть свои уникальные таланты и способствовало развитию трудолюбия и творчества как аспекту нравственного развития детей. Дух школы побуждал молодых людей находить счастье в творчестве, а не в качестве потребителей.
Сухомлинский поощрял развитие тесных связей между семьей и школой. Если ребенок был серьезно болен и не мог ходить в школу, его навещал их класс. Студенты иногда посещали рабочие места родителей. Сухомлинский и другие старшие сотрудники проводили лекции и беседы для родителей о развитии детей и воспитании детей. Они были организованы в пять групп, соответствующих возрасту детей, и включали группу для родителей дошкольников и тех, кто ждет ребенка. Сухомлинский также организовал занятия для старшеклассников по вопросам брака и семейной жизни.
Сухомлинский утверждал, что предпосылкой позитивных отношений между школой и семьей является то, что каждый ребенок «должен приносить домой радость из школы». Он воздерживался от выставления плохих оценок в начальной школе, полагая, что маленьким детям следует ставить оценки только тогда, когда они достигли необходимого стандарта и когда они поняли связь между своей работой и полученной оценкой. Детям, которые отстают, следует уделять дополнительное время и поддержку до тех пор, пока они не добьются успеха, а не разочаровывать их неудовлетворительной оценкой. Если ребенок изо всех сил пытался добиться успехов в учебе, очень важно, чтобы ему помогли преуспеть в какой-то другой области. Это приведет к положительному восприятию себя и, в конечном счете, к успеху в учебе. Это также может привести к призванию.
Список литературы и ресурсов
Сухомлинский Василий (2016) Сердце отдаю детям . EJR Language Service Pty. Ltd. Брисбен.
Сухомлинский Василий (2013) Сказки Павлыша. Мир красоты . EJR Language Service Pty. Ltd. Брисбен.
Сухомлинский В.А. (1977) Об образовании . Издательство «Прогресс». Москва.
Сухомлинский В. А. (1966/67) «Разговор с молодым директором школы», Советское образование , Том. 8, № 4: 3-17; №7: 3-18; №9: 3-13; № 11: 30-43. Том. 9, № 3: 30-46; № 4: 31-42; № 5: 34-41; № 7: 34-47
Кокерилл, Алан (1999) Каждый должен блистать: просветительское наследие В. А. Сухомлинского . Питер Ланг. Нью-Йорк.
Кокерилл, Алан (2010) «Сухомлинский в 21 -м -м веке», Убеждения и ценности , № 2, Том. 2.
Кокерилл, Алан (2011) «Воспитание ценностей в советском государстве: непреходящий вклад В.А. Сухомлинского», International Journal of Educational Research, специальный выпуск о ценностном образовании, приглашенный редактор проф. Т. Ловат.
Кокерилл, Алан (2016) «Сухомлинский и Штайнер: сравнение», RoSE: Research on Steiner Education, Vol. 7 № 1. Доступно для загрузки по адресу: http://www.rosejourn.com/index.php/rose/article/view/331
Кокерилл, Алан (2017) «Образование для антропоцена: вклад Василия Сухомлинского» в Международные беседы педагогов-педагогов: Сотрудничество в сфере образования (электронная книга), педагогический факультет Университета Маунт-Сент-Винсент, Новая Шотландия, Канада, 94-110. Загружается по адресу: International20Conversations20OF20Teacher20Educators20oct10.