Skip to content

Виктор васнецов иллюстрации к русским народным сказкам: Page not found — Сайт Перовой Инессы Николаевны

РИСУНКИ К РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ ХУДОЖНИКА ВАСНЕЦОВА — Философия

Широта эстетических характеристик и удивительное многообразие форм позволяют нам видеть в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова основоположника русского модерна. Это подтверждают рисунки к русским народным сказкам, книжные иллюстрации, сделанные рукой живописца. Богатая художественная практика и упорное старание сделать изобразительное искусство средством преобразования общественного климата говорят о нем как о самобытном, темпераментном русском художнике, который с помощью живописных средств возвеличивает Россию. И вовсе не случайно Михаил Врубель говорил, что его поколение многим обязано Васнецову.

Наверное, каждый человек помнит свои первые книжки с рисунками, первые сказки, прочитанные близкими людьми – мамой ли, бабушкой или отцом, и впечатления от оформления любимых книжек. В детской книге иллюстрации, рисунки к русским народным сказкам важны ничуть не меньше, чем текст. Термин иллюстрация с латинского можно перевести как освещать, объяснять, а иллюстрации Васнецова проливали свет на героическую и вместе с тем лиричную историю Древней Руси.

Рисунки Васнецова Виктора Михайловича в современных детских изданиях

Виктор Васнецов – тот русский художник, который вышел за привычные рамки известных живописных жанров, нарушил границы и показал изумленной публике рисунки сказочного мира, который, как оказалось, реален не менее мира современности, социальных проблем и жанровых сценок, который зрительская аудитория того периода воспринимала как единственно возможный. Удивительно красивые, самобытные рисунки к русским народным сказкам создают на страницах детской книги неповторимую атмосферу волшебства и подлинной жизни – такова сила его иллюстрации.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


В. М. Васнецов, будучи уже зрелым художником, обратился к рисованию иллюстраций народных сказок и былин в живописи. Он всегда любил русский народ и русский фольклор, но в Париже неясные грезы стали особенно сильно тревожить его. И, наконец, в начале 1880-х годов он уходит с головой в собственный стиль. Это даже не модерн, не символизм рисунка. Это нечто совершенно новое, удивительные иллюстрации – это мир русской истории, мифов, былин, русских народных сказок. Сегодня репродукции эпических картин и рисунки Васнецова можно увидеть не только в музеях, но и в роскошных детских изданиях, что очень важно, ибо иллюстрации детских книжек с русскими сказками должны впечатлять, волновать, развивать воображение ребенка.

Рисунки к русским народным сказкам как иллюстрации жизни Васнецова

Кажется, сама судьба вела мальчика из многодетной небогатой семьи к той известности, которую он получит с годами. Ему как будто предназначалось быть певцом русской старины, русской причудливой сказки. Детство его прошло в суровой живописной Вятской губернии Российской империи. Стряпуха, рассказывающая детям сказки, песни и былинные сказы нищих, мастеровые люди, умеющие и блоху подковать, по признаниям художника: заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь. В начале своего творческого пути художник создает рисунки к русским народным сказкам. Иллюстрации Васнецова к Коньку-Горбунку и Жар-птице показывают, что самым главным для художника была атмосфера старины, фольклора, чарующего мира сказки.

Смотреть на видео рассказ и подборку картин художника Васнецова

Васнецов: иллюстрации к сказкам, картины

Когда говорят о Викторе Михайловиче Васнецове, в памяти возникает увлекательный мир русских народных сказок и былин: образы мужественных и сильных витязей, тоскующей Аленушки, злого и коварного Кащея Бессмертного, мудрой и доброй Царевны-лягушки.

Васнецов – художник сказок

Васнецов известен, прежде всего, как художник, проиллюстрировавший сюжеты известных русских народных сказок. Но первые произведения художника отображали современную ему народную жизнь. В этих картинах чувствуется глубокое сочувствие страданиям простых люден. «С квартиры на квартиру» — печальный рассказ о судьбах петербургской бедноты. Старик-чиновник и его жалкая старенькая жена бродят по городу в поисках пристанища.

В произведении «Преферанс» Васнецов предстает как враг мещанства и обывательщины.

Большие исторические события современности также находят отражение в начальном периоде творчества художника («Военная телеграмма»).

Всегда творческое воображение Васнецова привлекали народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с жизнью народа, его историей, не оставлял художника на протяжении всей жизни. Он зачитывался «Историей России» Соловьева и народными преданиями, воспевавшими героические дела русских людей.

Картины Васнецова по мотивам сказок

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли, и огнем сверкает пойманная им Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

На картине «Сказка о Спящей царевне» все погружено в мертвый сон. Спит золотоволосая красавица царевна, спят девушки-подружки, заскули веселые гусляры и седой старик-сказочник. Но придет прекрасный принц, поцелует царевну — и все оживет. Светлая любовь вернет всех к жизни.

Картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Бой скифов со славянами» полны горячей веры в богатырскую силу, несокрушимость доброго и мужественного русского народа.

Полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» передает смысл «Слова о полку Игореве». Это гимн воинам, павшим в борьбе за свободу и честь земли русской.

…Перед мрачным камнем, поросшим мхом, остановился витязь. На камне зловещая надпись: «Как прямо ехати живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему…»

Но не повернет назад витязь, не свернет с дороги. В его фигуре мужество и сила. Он олицетворяет весь народ. Никакие трудности и преграды не пугают русских.

Всматриваешься в картину «Богатыри» — и видишь, что это уже не три богатыря на заставе, а весь русский народ стоит на защите своей Родины, своей мирной жизни. И не сломить его, не запугать.

Т. Шахова, журнал “Семья и школа”, 1962 год, иллюстрации к сказкам Васнецова и описание картин

Виктор Васнецов – Об искусстве и эстетике

Виктор Васнецов (1848-1926) был русским художником, иллюстратором, дизайнером и архитектором, работавшим в основном в Москве. Его ранние картины были в основном на современные темы, иногда с участием городской бедноты, но примерно с 1880 года он специализировался на сценах из русской истории и легенд, сочетая тщательно проработанные детали с чувством романтики мифа. [Иэн Чилверс в The Oxford Dictionary of Art  (1988, 1997, 2004)] Он сыграл важную роль в создании русских фольклорных и романтических национальных традиций живописи.

Виктор Васнецов, Автопортрет, 1868 г., Wikimedia Commons [Public Domain]Родился в далекой деревне Лопял Вятской губернии Российской империи. Васнецов был внуком иконописца и сыном православного священника с любовь к философии и наукам. Васнецов учился в Вятской семинарии (ныне город Киров), а затем учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Для всех его работ характерны сдержанные, приглушенные цвета и ощущение холодной, сырой погоды. Тем не менее, они просто восхитительны. Ознакомьтесь с некоторыми из них ниже:

 

Переезд Виктора Васнецова, Википедия

 

Ковер-самолет Виктора Васнецова, Википедия

 

Крещение князя Владимира, фреска из Киевского собора Виктора Васнецова, Википедия [Владимир Великий ( 958-1015) был князем исторического русского города Новгорода и великим князем Киева, нынешней столицы Украины. Он был обращенным в христианство из славянского язычества. От 9С 80 по 1015 год он был правителем Киевской Руси — разрозненной федерации восточнославянских племен, существовавших с 9 по середину 13 века, культурных предков современных русских, украинцев и белорусов. Здесь Владимир Великий изображен во время обряда крещения, обряда посвящения в христианство.]

 

Богатыри Виктора Васнецова, Википедия западноевропейскому странствующему рыцарю. Слово «богатырь» происходит от турецко-монгольского «багатур» — почетного титула, буквально означающего «богатырь», «доблестный воин» или «храбрый». На этой картине Васнецов изобразил трех знаменитых богатырей из фольклора Киевской Руси — Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича.]

 

Богатырь на распутье Виктор Васнецов, Википедия

 

Царь Иван Грозный Виктор Васнецов, Википедия Все Руси. Его личность была сложной, и его наследие сложно. Он был набожен и умен, покровительствовал торговле и искусствам, но страдал психическим заболеванием и впадал в приступы гнева. В одном из таких припадков он убил своего второго сына и избранного наследника Ивана Ивановича.]

 

Четыре всадника Апокалипсиса автора Виктор Васнецов, Википедия [«Четыре всадника Апокалипсиса» — персонажи, описанные в последней книге Нового Завета в Библии — Откровении (глава 6, стихи 1-8). Белый конь — это Завоевание, красный конь — Война, черный конь — Голод, а бледный конь — Смерть. В христианской эсхатологии (той ветви богословия, которая имеет дело с окончательными вопросами, будущим состоянием, конечными временами) эти четыре толкования интерпретировались самыми разными способами.

 

Птицы радости и печали — Сирин и Алконост Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Сирин и Алконост — загадочные девы-птицы из русского фольклора.]

 

Лягушка-царевна Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Читать здесь.]

 

Алёнушка Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Читать здесь.]

 

«Спящая царевна» Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Читать здесь.]

 

Иван-царевич верхом на Сером волке Виктора Васнецова, Wikimedia Commons [Русская сказка. Прочтите это здесь.]—-

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родился в Индии, получил образование в Лондоне, небольшая база в Сиднее. Всегда рад путешествовать. Присылайте все деловые запросы, касающиеся создания контента, кураторства, образовательных мероприятий, покупки/ввода в эксплуатацию/аренды произведений искусства, создания коллекции, сотрудничества брендов с художниками, а также культурных мероприятий, мероприятий и туров по адресу [email protected] (НЕ ЗАБУДЬТЕ НАПОЛНИТЬ Копия: [email protected]). Пожалуйста, представьтесь перед отправкой пресс-релизов и информационных бюллетеней. Я буду помнить тебя особенно! ИГ: @tulikabahadur (личное) и @connoisseurscircle (социальный клуб). Подключайтесь в WhatsApp: +61-411354226. Просмотреть все сообщения Тулики Бахадур

Рубрика: Библия, Вера, История, Позднее Новое время (примерно 1800-1950-е годы), Средневековье, Мифология и фольклор, Живопись, Религия и духовность, Романтизм, БогословиеTagged искусство, Библия, христианство, церковь, творчество, восточная православная церковь, сказки , фольклор, история, легенда, монархия, москва, национализм, новый завет, язычество, живопись, пророчество, религия и духовность, откровение, россия, сакраментальность, санкт-петербург, славяне, славяне, война10 комментариев

живописное сочинение, Ковер-самолет: ruscul0708 — LiveJournal


Эмили Боссе
B00491651

Ковер-самолет (фрагмент), Виктор Васнецов

В английском языке одно слово имеет право выразить всю культуру народа, включая сказки, музыку, танцы, легенды , пословицы, обычаи и традиции. Это восьмибуквенное слово, представляющее понятие, присутствующее практически в каждой социальной группе любой эпохи и места, является фольклором .

В картине « ковер-самолет» русский художник Виктор Васнецов увековечил часть родного фольклора, нарисовав двух персонажей русских народных сказок: Ивана-дурака и жар-птицу. В самом деле, «вдохновленный мощным подъемом общественного интереса к древнему национальному прошлому, Васнецов сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства с 19 в.-го -го века реализм в направлении ар-нуво с национально-историческим уклоном» (Художественный словарь, 1996). В своем творчестве Васнецов внес свою нотку в русский исторический жанр, рисуя сцены из национальной мифологии, «сочетая подлинные исторические подробности, воспроизведенные с археологической точностью, с волнующей атмосферой легенды». (Художественный словарь, 1996 г.)

Даже если мы смотрим на картину, не зная автора, происхождения и влияния, мы все равно можем почувствовать воображаемую атмосферу сказок и легенд. На самом деле, одна из первых вещей, которая привлекает наше внимание, — это ковер-самолет: хорошо известный магический элемент, присутствующий в восточных сказках на протяжении многих веков. Задолго до того, как метла стала популярной среди ведьм в средневековой Европе, ковер-самолет использовался ворами и сумасшедшими в восточных сказках (Разавам. 2004). Первая письменная версия сказки с использованием ковра-самолета была найдена в Персии и датируется началом тринадцатого века. Кроме того, ковер-самолет был важной фигурой во многих эпизодах 9-го века.0068 Тысяча и одна ночь , сборник сказок из древней Индии, v древней Персии, древнего Египта и древней месопотамской мифологии (Разавам.2004). Однако наличие ковра-самолета для иллюстрации русского фольклора по-прежнему имеет смысл, поскольку «сказки и предметы народного творчества могут менять носители, пересекать языковые границы, переходить из одной культуры в другую и при этом сохранять достаточно следов сходства, чтобы мы могли распознать суть одинаковости во всех их версиях» (Бен-Амос. 1971)

При внимательном рассмотрении ковра можно заметить богатство цветов и разнообразие узоров, которые являются традиционными аспектами восточного ковроткачества (Bier, 2000). В классических восточных коврах повторение рисунка осуществлялось путем подсчета и повторения последовательностей узлов. На картине невозможно увидеть такую ​​мелкую деталь, как узелки из ниток, но Васнецову удалось передать фактуру и композицию ковра. Во-первых, изгиб ковра дает хороший показатель его гибкости, потому что движение не было бы таким плавным, если бы ковер был, например, сделан из шерстяных или хлопковых полос, как некоторые другие виды ковров.

Еще одна тонкость, благодаря которой этот ковер выглядит настоящим, – это разные оттенки цвета, как будто каждая нить отражает свет по-своему. Выбор цвета также соответствует традициям восточных ковров, будучи откровенным, богатым и представляющим элементы, присутствующие в природе, такие как цвет голубого неба, зелени, огня и тона земли (Bier, 2000).

Еще одна особенность, которую мы замечаем, обращая внимание на различные детали ковра, — это наличие силуэтов животных. На самом деле, на зеленой кайме, охватывающей синий центр ковра, мы различаем узор из красных фигур с четырьмя ногами, хвостом и кошачьей линией тела.

С экспертной точки зрения высшей точки развития персидского ковроткачества достигли те изделия, в которых в качестве декоративных мотивов фигурировали животные или человеческие фигуры (валентинер, 1910). Эти ковры обычно называют «охотничьими коврами» и датируются концом XV — началом XVII века. Когда Васнецов писал «Ковер-самолет » в 1880 году, он мог, в историко-географическом контексте России, вдохновляться восточный «охотничий ковер»

                                  

Хотя картина называется Ковер-самолет , этот элемент может быть не единственным, на что мы хотим обратить внимание. На самом деле на этом летающем объекте путешествуют два важных пассажира: Иван-царевич (он же Иван-дурак) и Жар-птица. На этой картине Васнецов как бы иллюстрирует элементы, относящиеся к русской сказке под названием «Иван-царевич, жар-птица и серый волк » . В этом рассказе Иван изображен как сочувствующий персонаж, преданный своему отцу-царю. Как младший из трех сыновей, он соглашается отправиться на поиски жар-птицы, чтобы та перестала каждую ночь воровать яблоки из отцовского сада. По пути Иван встречает волка, который предлагает ему решающую помощь в достижении цели. На третий день Иван возвращается в царство с прекрасной царевной, златогривой лошадью и жар-птицей. Однако старшие братья Ивана, Дмитрий и Василий, все время наблюдали за происходящим. Исполненные зависти, они решили убить своего кадета и вернуться с добычей в королевство. К счастью, волк снова рядом, оживляет Ивана и открывает царю правду.

В наиболее распространенных версиях истории нет упоминания о ковре-самолете. На самом деле Иван едет либо на коне, либо на спине серого волка. Так почему же Васнецов решил нарисовать героев, летящих на ковре-самолете? Только эстетическая фантазия?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем обратиться к другим элементам русских народных сказок. Баба Яга, хорошо известная ведьма из России, Украины и Белоруссии (Джонс, 2004), возможно, вдохновила Виктора Вастнецова на введение в историю ковра-самолета. На самом деле, даже если она прямо не упоминается в «Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», Баба-Яга взаимодействует с этими персонажами в других литературных эпизодах. В западном мире Баба Яга в основном известна как жестокая ведьма, которая без колебаний приготовит мальчика или заставит добрую девушку работать. Мы могли бы классифицировать Бабу-Ягу таким образом, потому что «большинство персонажей сказок в западных традициях ведут себя предсказуемо однозначно по отношению к герою или героине: они либо помогают, либо мешают» (Johns, 2004). Однако русские дети, увлеченные русскими сказками, наверняка заметили, что Баба-Яга — персонаж неоднозначный. В самом деле, «в большом количестве сказок ведьма предстаёт либо как даритель, либо как злодей, а иногда она выступает в обеих ролях и может быть описана как «враждебный даритель». дает героям этих сказок, мы можем думать о целебной воде, возвращающей жертв к жизни, о шаре, который катится, чтобы указать правильный путь, и о ткани, которая может превратиться в мост (Джон, 2004).

Таким образом, мы теперь знаем, что важная фигура народных сказок иногда отдает различные типы магических предметов, чтобы помочь герою. Это могло означать, что устная традиция в какой-то момент ввела ковер-самолет в подарок от Бабы Яги в сказке «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк». Или, другая гипотеза, может заключаться в том, что Вастнецов нарисовал ковер-самолет, чтобы намекнуть на Бабу Ягу, центральную фигуру русского национального прошлого, в своей картине.

Внимательное изучение главного героя может рассказать нам больше об этой истории. На картине , Иван стоит, смотрит на горизонт с двойственным выражением лица. По его взгляду мы можем уловить противоречивые эмоции, такие как решимость, гордость, неуверенность и предвкушение. Иван не улыбается и стоит совершенно прямо на неустойчивом и волнистом ковре-самолете. Эта поза создает впечатление, что он не совсем расслаблен.

Его правая рука лежит на оружии, похожем на меч. Это может быть признаком того, что Иван чувствует, что он в опасности, или это может быть просто рефлекс воина. По его одежде можно сказать, что он дворянин. На нем такая же шляпа и пальто на шелковой подкладке насыщенного зеленого цвета с золотыми украшениями. Его пальто порвано на правом плече, что может быть признаком предыдущей битвы. Все эти детали подтверждают, что Вастнецов имеет в виду повесть «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк» 9 .0058 . Иван — князь, принесший жар-птицу домой после долгого путешествия и переживший нападение своих братьев.              

Еще один центральный элемент Ковер-самолет — жар-птица в клетке. Рядом с Иваном-дураком Жар-птица кажется главным источником света картины. На самом деле животное освещает желтым оттенком левую щеку Ивана, его шляпу и левый боковой угол ковра-самолета. Жар-птица кажется драгоценной и ценной. Мало того, что птица содержится в золотой клетке, так еще и Иван привязан к ней цепью, которую держит в левой руке.

Жар-птица, иногда называемая в других культурах фениксом, по-видимому, является популярной эмблемой в фольклоре. Например, в Греции археологи нашли легенду первого века нашей эры о самовозгорании феникса (Krupp, 2001). Кроме того, способность феникса возрождаться из пепла сделала его символом воскресения христианства шестнадцатого века. Однако потому, что «всякий отрыв сказок, фольклорных предметов или скульптур от их родного места, времени и общества неизбежно вносит в них качественные изменения» (Бен-Амос. 19).71), можно предвидеть, что жар-птица имеет свое значение в русском фольклоре. На самом деле в русской традиции жар-птица – это волшебная птица, способная «вернуть ритмы жизни в землю, парализованную чарами неумирающего демона» (Крупп, 2001). В случае с «Иваном-царевичем, Жар-птицей и Серым волком» поиски Жар-птицы не были направлены на ее магические свойства, но в целом существо могло принести новую жизнь в королевство.

Рассказывание историй кажется культурно универсальным и общим как для простых, так и для сложных обществ. Когда эта универсальная форма фольклора выражается посредством живописи, она становится доступной в разных культурах. Это нововведение, вероятно, способствовало известности Васнецова за границей и в России. Нарисовав ковер-самолет, Вастнецов позволил внешнему миру увидеть и понять часть русского фольклора. Он позволил персонажу фольклорной сказки путешествовать сквозь время и через народы и, подобно картине, затрагивать чувства разных народов.

Каталожные номера:

 

Bier.C. (2000). Выбор и ограничения: формирование узоров на восточных коврах. Получено 18 октября из базы данных Вашингтонского музея текстиля

Johns,A. (2004). Баба-яга: неоднозначная мать-ведьма из русской народной сказки. Нью-Йорк: Питер: и издательство.

 

Крупп. ЕС (2001, февраль). огненная птица. Небо и телескоп. Получено 16 октября из базы данных Кембриджа 9.0007

 

Бен-Амос. Д. (1971, январь). К определению фольклора в контексте. Журнал американского фольклора. Получено 16 октября из базы данных Jestor

 

Разавам.