Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Овощи". В старшей группе тема овощи


Конспект занятия на тему: «Овощи» в старшей группе

Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах;  воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

-упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

-рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

-расширить и активизировать словарь по данной теме;

-учить понимать образный смысл загадок;

-познакомить с садовым инструментом;

-учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и  оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование: свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки [1]:

Отгадывание загадок:

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон. (Лук)

Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста)

Красный, детки, но не мак. В огороде — не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)

В огороде — жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна. Вкусные в нём семена. (Тыква)

Как на грядке под листок Закатился чурбачок — Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось  вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи».  Такие там красивые и аппетитные овощи лежали!  Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но,  к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим,  но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем[4] :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

 1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

 Игра: “Один – много”

      Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща  в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель: Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль, боль при ожогах, ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос. Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать  и взрослые и дети [3].

Физкультминутка  «Овощи» [2]

В огород пойдем, Маршировать на месте. 

Урожай соберем.  Идти по кругу, взявшись за руки. 

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают. 

Круглый, сочный, очень вкусный.  Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут». 

И вернемся по дорожке.  Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках  или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка: Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята: Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем  сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка: Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к  нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

konspekt-v-gruppe.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Овощи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Овощи

Цели:

1)Закрепить знания детей об овощах.

2)Учить находить сходства и отличия (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).

3)Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно – ласкательную и множественную форму существительных.

4)Воспитывать культуру поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: две корзины, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мячик.

Ход занятия

1)Организационный момент.

Воспитатель: Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу – ох!

Воспитатель: Что принесла хозяйка с базара? (Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзинки)

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, чеснок. Лук выдергивают; капусту срубают. Картошку выкапывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи очень полезны, в них много витаминов.

3.Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина), сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы».

Коза пришла в огород собрать овощи, а там кроме овощей еще насыпали фрукты. Давайте ей поможем: в одну корзину соберем овощи, а в другую – фрукты.

(Дети выбирают картинки с изображением овощей и фруктов, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

-Хрустящая капуста, свежие огурцы, сладкая морковь.

-А куда мы положим арбуз? (Арбуз – это большая ягода. Его мы положим отдельно от фруктов и овощей.)

5.Игра «Большой - маленький».

Воспитатель кидает мяч, ребенок должен подобрать слово.

Огурец – огурчик, помидор – помидорчик, чеснок – чесночок.

6.Игра «Назови, какой это сок».

Томат – томатный, морковь – морковный.

7.Физкульминутка.

Мы капусту режем-режем,

Мы капусту мнем-мнем,

Мы капусту давим-давим,

Мы капусту солим-солим.

8. Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка -…..

Огурец овальный, а тыква….

Лук горький, а морковь ….

Огурец зеленый, а помидор…

9.Игра «Мы считаем».

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Посчитать – ка их сумей.

-Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

-Два огурца. (Счет идет в игре до пяти.)

10. Итог занятия.

-О чем мы говорили сегодня?

-Где растут овощи?

-А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени.

infourok.ru

Конспект занятия на тему: «Овощи» в старшей группе

Цели :   

  1. Познакомить  детей  с  плодами  овощных  культур. Закрепить  знания о  месте  их  произрастания  —  огороде. Продолжать  учить  отгадывать загадки  про  овощи,  соотносить  отгадки  с  картинками,  узнавать  овощи  на  картинкам  по  их  отличительным  признакам.
  2. Развивать  речь  детей,  артикуляцию, познавательные  процессы, активизировать  словарный  запас.
  3. Продолжать  воспитывать  благодарные  чувства  к  природе  и  людям, которые ,  благодаря  своему  труду  получают  урожаи.

     Элемент сюжетно – ролевой игры: «Путешествие»

Оснащение :

Демонстрационный  материал : персонажи  сказки «Пых»,  блюдо  с муляжами овощей,  чудесный  мешочек ,  картинки  с  изображением  различных  овощей , сюжетная  картинка  с  изображением  огорода  и  грядок  на  нем.

Предварительная  работа :  чтение  русской  народной  сказки « Пых».

Ход  занятия:

Статическое  положение, сидя  на  ковре.

Педагогическая  кинесиология « Оладушки»

-Мы  играем  в  ладошки — жарили  оладушки,

-Так  пожарим, повернем

-И опять  играть  начнем.

(  правая  рука  лежит  на  колене  ладонью  вниз, левая- на другом  колене — ладонью

вверх. Одновременная  смена:  теперь  правая – ладонью  вверх, а  левая  ладонью вниз. По  мере  усвоения  —  движения  ускорять. )

Мотивация « Путешествие  в  деревню  «

 Педагог:  Ребята, Аленка  из  сказки «Пых» , которую  мы  с  вами  читали  хочет показать  вам  свой  огород ,  а  отправимся  мы  туда  с  вами  на  машине.

Упражнение  на  дыхание  « Насос»

— мы  руки  поднимаем, мы  руки  опускаем,

— мы  руки  подаем и  ходим  все  кругом.

— а потом  мы  улыбнемся, крепко за  руки  возьмемся, — сядем в машину и  вот  приехали  мы  в  огород.

2.  Статическое  положение, сидя  на  стульчиках.

Педагог :

— Какие же  овощи  росли  в  огороде  у  дедушки  с  бабушкой  да  внучки Аленки ?

(  капуста, свеколка, морковка, репка.) .

Педагог  предлагает  детям  отгадать  загадки ,  которые  приготовила  для  них Аленка.

= Он  круглый  и  красный, как  глаз  светофора,

Среди  овощей  нет  сочней . . .    (помидора )

= Уродилась  я  на  славу,  голова  бела, кругла

Кто любит  щи,  поди  меня  поищи.    (  капуста )

= И зелен и  густ  на  грядке  вырос  куст ,

Покапай  немножко,  под  кустом . . .  (  картошка )

= Летом  в  огороде — свежие, зеленые.

А  зимою  в  бочке —  крепкие, соленые. ( огурцы )

= Прежде, чем  мы  его  съели ,

Все  наплакаться ,  успели.               (  лук  )

Дети  отгадывают  загадки, по  мере  их  отгадывания ,  педагог  помещает  на  фланелеграф  картинки с  изображением  овощей.

Педагог :

-О чем  все  эти  загадки? (  об  овощах )

-Где  растут  овощи? (  на  огороде )

Перед  детьми  появляется  картинка  с  изображением  огорода.  Педагог  предлагает  детям послушать  стихотворение « Огород « А. Прокофьева И ответить на  вопрос: какие  овощи  растут  на  огороде?

= Поднялся  наш  огород ,  все  под  солнышком  растет ,

В  огороде  много  гряд ,  тут  и  репа  и  салат ,

Тут и  свела  и  горох ,  а  картофель  разве  плох ?

Наш  зеленый  огород  нас  прокормит  круглый  год. =

Дети  еще  раз  перечисляют  овощи,  которые  выросли   на  огороде , называют и  те  овощи , о  которых  не  упоминается в  стихотворении.

3. Статическое  положение,  стоя.

Физкультурная  минутка  «Овощи»

Педагог  перед  каждым  упражнением  показывает  муляжи  овощей.

= На  огород  мы  побежим

Что  растет  там  поглядим                         (бегут  по  кругу)

= Под  листочками  на  грядке

Огурцы  играют  в  прятки                         (наклоняют  туловище  вправо ,  влево )

Дождик  мой  водить  начнет –

Всех  заметит,  всех  зальет.

= А  зеленый  кабачок ,повернулся

на  бочок: сладко  спит на  грядке          ( ложатся  на  пол  на  бок  и  сворачиваются

как малыш в кроватке.                             «калачиком», положив  ладони под щечку )

= Тыква  глянула  хитро:

Надо  было  брать  ведро                         (наклоняют  голову  вправо и  влево )

Я  уже  большою  стала –

Для  поливки  лейки  мало.

=  И  зеленая  стрела

     Очень  быстро  подросла                          (встают  на  носки, поднимают  руки

     Жаль  нельзя  взлететь  стреле                        вверх)

Крепко  держит  лук  в  земле.

=   Смотрит с  грядки  грустно-грустно,

      Белоснежная  капуста :                              (приседают)

Целый  месяц  солнце  грело ,

А  она  не  загорела.

=    Ножки,  ножки  бегите  по

        дорожке, нарвите  горошку                     ( бегут  по  кругу)

Мне  и Сережке.

  1. Статическое  положение ,  сидя  на  ковре.

Педагог:

-Аленка  предлагает  вам  поиграть в игру  «  Чудесный  мешочек   « ( Все  овощи  лежат  в  мешочке. Педагог  описывает  какой-либо  овощ , называя  его свойства , дети  отгадывают о  каком  овоще  идет  речь ,  только  после  этого  педагог достает  его  из  мешочка. )

Пальчиковая  гимнастика

= У Лариски  две  редиски ,  у Алешки  две  картошки ,

= У Сережки  сорванца  два  зеленых  огурца,

=  А  у Вовки  две  морковки , да  еще  у Петьки

Две  хвостатых  редьки.

Педагог:

— Какие  овощи  были  у  ребят ? (  дети  перечисляют )

5.        Статическое  положение ,  сидя  на  стульчиках ,  за  столами.

Педагог :

— Ребята , а  помните  в  сказке  говорилось ,  что  летом  в  огороде  жарко  да  тихо  было , только  кого  было  слышно ? (  пчелы  и  комарики ) -Как  пчелы  жужжали ? (  « ж-ж-ж « )

-А  комарики ?  ( «  з-з-з « )

— А  как  ежик  пугал  всех ? ( «  пши-пых  ,  пши-пы-х-х-х ! « )

— Ребята ,  а  вы  любите  овощи ?

— Бабка ,  дед  да  Аленка  тоже  любят  овощи ,  недаром  они  их  на  огороде  выращивают.

— Давайте  мы  приготовим  из  овощей  угощение :  салат  и    борщ.

(  работа  с  предметными  картинками )

— Салат  из  чего  будем  готовит ?  (  из  лука, помидор, огурцов, перца, редиса.)

— Борщ  из  чего  будем  готовить ? (  из  капусты, картофеля, моркови, лука, свеклы, помидоров. )

(  дети  раскладывают  картинки  и  проговаривают  существительные  в  родительном падеже. )

Педагог : —  Вот  какие  молодцы ! Какое  угощение  приготовили.

  1. Итог  занятия

— Где растут  овощи ?

— Какие  овощи  растут  на  огороде ?

— Что  можно  приготовить  из  овощей ?

7.  Релаксация

Статическое  положение ,  лежа  на  ковре.

(  звучит  « Колыбельная» )

Педагог:

— Наши  ножки  устали                     (  дети  садятся  на  ковер ,поглаживают  ноги )

Они  прыгали ,  скакали.

— Наши  ручки  устали ,                    (  поглаживают  руки )

Они  хлопали, играли.

— Глазки  закрываются,                    (  ложатся  на  спину  и  закрывают  глаза )

Реснички  опускаются.

Глазки  засыпают,

Дети  отдыхают.

Глаза  голубые у киски  моей

А  небо  над ними  еще  голубей.

Оно  голубое, как тысячи глаз

Мы  смотрим на  небо,

А небо  на  нас.

konspekty-zanyatij.ru

Конспект занятия на тему: «Овощи и фрукты» в старшей группе

Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».

Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».

Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа: название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.  

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

— игра разложи «Овощи и фрукты»;

— пальчиковая гимнастика;

— ответы на вопросы;

— игра «Вершки — корешки»;

— дети раскладывают овощи и фрукты;

— рассматривание картины;

— дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;

—  описания овощей и фруктов на вкус;

— ящик ощущений;

— исполнение песни об осени.

Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

 Предварительная работа: Рассматривание   овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.

Перспектива обогащения предметно игровой среды: создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.

Ход занятия:

1 часть:        

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью ( кукла осень).

Воспитатель: — Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)

Осень: — Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.

**                                                                    **

Здесь весною было пусто,                            И красавец, великан-

Летом выросла …..(капуста)                        Темно синий …(баклажан)  

**                                                                     **  

Собираем мы в лукошко                                А теперь пойдем мы в сад

Очень крупную…(картошку)                        Там созрел уж …(виноград)  

**                                                                      **

От дождя земля намокла-                               Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка … (свекла)                     Соберем в корзину … (груши)

**                                                                      **

Из земли за чуб плутовку                               Для начинки в пироги

Тянем сочную …(морковку)                          Набираем …..(яблоки)

**                                                                      **

Помогает деду внук,                                       Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок …(лук)                             Урожай мы весь собрали!

**

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: — Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.

— А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы ( называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

-Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками ( пальчиковая гимнастика 2 раза)

                                 **

                       Мы капусту рубим

                       Мы морковку трем,

                       Мы капусту солим,

                       Мы капусту жмем.  

2 часть:

Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)

Воспитатель: — Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

— Где выращивают овощи? (ответы детей)

— На чем растут овощи? (ответы детей)

— Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

— Что сажают в землю? (ответы детей)

— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

— Когда собирают урожай?

— Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

— Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю.  А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У  одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

 Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

3 часть:

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

— Что изображено на этой картине? (сад)

— Что выращивают в саду? (ответы детей)

— На чем растут фрукты? (ответы детей)

— Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

— Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

— Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

-Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов.  Какой на вкус помидор? И т.д.

Воспитатель: — Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).

Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).

Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

-Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней  (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.

— Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!……

Вот овощи спор завели на столе-

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свёкла? Ох!….

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!….

Накрытые крышкой, в душном горшке

 Кипели, кипели в крутом кипятку:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!…

И суп овощной оказался неплох!

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

Цель:

- Продолжать умело выполнять определенные движения языка, губ, зубов, при выполнении артикуляционной гимнастики.

- Продолжать пополнять словарный запас соответствующей лексической темы-«Овощи».

- Учить подбирать глаголы, обозначающие действия при выращивании и уборке урожая.

- Учить образовывать глаголы от названий цвета овощей.

- Продолжать учить согласовывать числительные с существительными

- Продолжать вырабатывать умение: медленный глубокий вдох через нос, задерживать дыхание и плавный выдох через рот.

Развивающая:

Развивать внимание, память, умение верно строить предложения.

Коррекционная:

Корректировать произношение, интонационную выразительность.

Оборудование:

Предметные рисунки по теме.

Словарь: сажают, поливают, пропалывают, рыхлят, собирают урожай, ведро, лейка, лопата, грабли, картофель, огурец, горох, лук, капуста, морковь, зеленеет, краснеют, желтеют, синеют.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

1. Организационный момент.

Какое время года?

Какие изменения в природе?

2. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под соответствующие слова логопеда.

Наш Язычок долго отдыхал и решил выглянуть из своего домика.

Затем поздоровался с подбородком, затем поздоровался с нижней губой.

Посмотрел налево, направо - упражнение «Часы», и решил поработать в саду.

Надо обкопать дерева, поэтому язычок превратился в «Лопатку».

Но надо еще собрать мусор, и здесь нашему язычком пришли на помощь верхние зубы - они стали как «грабельки». Верхние зубы умело поработали с язычком.

Деревья поблагодарили хорошего хозяина.

И в огороде Язычок побывал, а там арбузы и огурчики – (надуть щеки и наоборот), они просят водички, и их надо срочно полить. Губы помогли язычку и превратились в «Трубочку», а затем довольно улыбнулись.

И усталый Язычок вернулся домой.

3. Дыхательные упражнения.

Упражнение «Аромат» - медленный глубокий вдох через нос - задержка дыхания - плавный выдох через рот.

4. Дидактическая игра «Вырастим урожай».

Дети, вспомните что такое овощи?

Чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай овощей нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого? Вывешиваем картинки:

- сажать;

- поливать;

- пропалывать;

- рыхлить;

- собирать урожай.

А чтобы сажать, поливать, рыхлить, нам нужны вспомогательные предметы (на доску вывешиваем вспомогательные картинки):

- ведро;

- грабли;

- лопата;

- лейка.

Назовите их и скажите, что ими делают?

Лопатой копают землю.

Граблями рыхлят землю.

В ведре носят воду.

Лейкой поливают.

5. Дидактическая игра «Мы-поварята»

А сейчас мы будем маленькими поварами. У каждого на столе есть конверты, а в них картинки овощей, которые нам нужны, чтобы приготовить обед. Посчитайте овощи и скажите,  сколько нам надо. Например:

- три моркови

- пять помидоров;

- два перца;

- четыре баклажана;

- одна луковица;

- пять картофелин;

- две капустины.

6. Дидактическая игра «Замени картинку словом».

Суп с морковью;

Салат с капустой;

Салат (с чем?) с помидором;

Пирожки с капустой;

Борщ со свеклой;

Суп с картофелем.

7. Образование глаголов от названий цвета овощей.

Какой это овощ? (Огурец)

Какого он цвета? (зеленого)

О нем можно сказать - Огурец зеленеет.

Почему? (потому, что он зеленый)

Что еще зеленеет на огороде посмотрите на картинку.

Помидоры ......... краснеют

Горох ............ .. зеленеет

Капуста ......... ... зеленеет

Тыква ............. желтеет

Баклажаны ...... .. синеют

8. Физкультминутка

Овощи детишки сеяли весной.

Затем, хорошо поливали их водой

Но сорняки на грядках взошли.

Вырывайте с корнем их, малыши.

9. Отгадывание загадок на тему овощи

Что копали мы из земли, жарили, варили?

Что мы на печи пекли, ели и хвалили? (Картофель)

Длинный, зеленый - хороший соленый,

Добрый и сырой, кто он такой? (Огурец)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не надо, надо только красный нос. (морковь)

Раскололся тесный домик на две половины.

И посыпались на ладони, круглые бусины. (горох)

Все меня любят, а как раздевают

Горькие слезы проливают (лук)

Закутан ребенок

В сто пеленок. (капуста)

10. Пальчиковая гимнастика

Научились два ореха, между пальцами катать

Это в школе нам поможет, буквы ровно написать.

11. Итог занятия.

mirdoshkolnikov.ru

Занятие по теме "Овощи" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи: систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Коррекционные задачи: учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.

Ход занятия

(Дети стоят с воспитателем)

В-ль: ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

В-ль: почему вы так решили?

Дети называют приметы осени.

В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.

Дыхательная гимнастика. Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.

Предлагаю детям присесть на стульчики.

В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:

  1. а на крайней грядке – длинные загадки В этой грядке Дед Мороз Летом прячет длинный нос (морковь)

  2. сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

  3. сто одежек и все без застежек (капуста).

  4. как на нашей грядке выросли загадки - Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).

В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?

Дети: овощи.

В-ль: а какие вы еще знаете овощи?

Дети перечисляют овощи.

В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?

Дети: овощевод, огородник, дачник, колхозник.

В-ль: что необходимо овощам для их роста?

Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.

В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)

Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.

В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.

Физкультминутка:

в огород пойдем, Урожай соберем. Мы моркови натаскаем, И картошки накопаем, Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко, И вернемся по дорожке.

В-ль: а для чего мы вырастили овощи?

Дети: это вкусно, полезно и т. д.

В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью .А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди , чтобы сохранять впрок овощи?

Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.

В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?

Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.

В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет .

Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.

В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?

В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Черкашина Ирина ВладимировнаУчитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 «Голубой вагон» г. Батайск Ростовская область

Пояснительная записка.Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей  группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ.  Представлено фронтальное занятие по формированию  лексико-грамматического строя речи,  на тему: «Овощи. Огород.». Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как  нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом. Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени  и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа.  Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы. 

В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения.  Каждая часть занятия  выполняет свою определённую цель. В  занятии логопедом сделан акцент  на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.Для достижения целей занятия  используются  все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы  раскрываются при  использовании разнообразных приёмов. Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия  были отобраны следующие:  образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается  на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались  дидактические игры и упражнения.На занятии выстраивается  личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.  В ходе занятия активизируются  следующие психические процессы:  слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).

(Первый год обучения)Программное содержание:1.  Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”2.  Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.3.  Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.4.  Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.5.   Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование:Картинки с изображением овощей, сюжетная картина  по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.

Ход занятия:I Организационный момент.Релаксация.Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся  в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли  и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)Логопед: Молодцы!II Изучение новой темы.Игра «Четвертый лишний»Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы  мне скажите, что лишнее.Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко.Дети: Яблоко!Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина.Дети: Малина!Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички.Дети: Лисички!Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние?Дети: Потому что это не овощи.Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи?Дети: На огороде. На земле и под землей.Игра «Что как растет?»На доске выставляется наглядное пособие  «Как растут овощи»Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды?Дети: Плоды растут на земле.Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов?Дети: Плоды растут на веточках.Логопед: Правильно! Молодцы!III Развитие связной речи.Беседа об овощах с рассматриванием картины.На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая»Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?Дети: Осень.Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?Обсуждение картины.Игра «Собираем урожай!»Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ.Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т. д.Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т. д.Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть.IV Пальчиковая гимнастика. 1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.Ох! .. (хлопок в ладоши)2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):Картошка? Капуста? Морковка?  Горох? Петрушка иль свёкла?Ох!..(хлопок в ладоши)3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.Ох!..(хлопок в ладоши)4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)Кипели, кипели в крутом кипятке  (загибаем по-очереди пальцы на руках):Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.Ох!…(хлопок в ладоши)И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)V Образование относительных прилагательных от существительных.Дидактическая игра “Повар и овощи”Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим  что-нибудь вкусное. Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? Дети: Получится овощной салат.Логопед:  Салат из капусты? Дети: Капустный.Логопед:  Из свёклы? Дети: Свекольный.Логопед:  Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Дети: Кабачковая.Логопед:  Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? Дети: Картофельное.Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.VI  Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.Игра «Назови ласково» (с мячом).Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.Помидор – помидорчик;  морковь-морковочкаОгурец – огурчик;  тыква – тыковка;Лук – лучок;  свёкла – свёколка;Чеснок – чесночок;  капуста – капустка;Горох – горошек;  картошка – картошечка.Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.VII Развитие мелкой моторики. Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали.Логопед:  Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию. VIII Итог.Логопед: О чём мы говорили на занятии?— Что вы нового узнали об овощах?— Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии — А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Предыдущее: БАБУШКА И ВНУЧЕКСледующее: Сценарий сказочной викторины

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 30th Апрель, 2016Вы находитесь:

www.inksystem-az.com