Содержание
Устное народное творчество. Предания. | План-конспект урока по литературе (7 класс):
Устное народное творчество. Предания.
Цель: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества; дать представление о жанре предания; показать отношение реальности и вымысла в преданиях.
Планируемые результаты: знание сюжетно-композиционных признаков фольклорных произведений, понятие предание, особенностей этого фольклорного жанра, содержания предания об Иване Грозном и Петре Первом; умение строить монологические высказывания, оценивать свою работу и работу товарищей.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания.
1. Перечитать и пересказать вводные статьи учебника.
2. Выполнить творческое задание стр. 6
- Работа по теме урока.
- Слово учителя
Мы традиционно начинаем знакомство с произведениями литературы с фольклора. Почему? Потому, что истоки литературы именно в народном творчестве. Народ запечатлевал свои представления о мире, об обществе, свои наблюдения, выводы, мечты. А передавались они из уст в уста, от одного поколения к другому и дошли до наших дней. Мы можем узнать о прошлом не только из учебников истории, из трудов ученых-историков, но и из тех фольклорных произведений, которые сохранила народная память.
- Актуализация знаний, беседа.
– Какие жанры фольклора вы знаете?
— Какие фольклорные произведения мы изучали в предыдущих классах?
3. Знакомство с жанром предание.
Предание – один из древнейших жанров. Название жанра «говорящее»: предание передает представления народа о своей истории, о выдающихся исторических событиях и лицах. Значит ли это, что предание объективно отражает действительность? На самом деле было ли так, как рассказывается в преданиях?.
Попробуем ответить на эти вопросы после чтения нескольких преданий.
- Чтение и обсуждение статьи о преданиях стр.
7-8.
В основе беседы вопросы и задания рубрик «Проверь себя» и «Обогащаем свою речь» стр. 8.
- Чтение и обсуждение преданий об Иване Грозном и Петре Первом.
– Как вы считаете, в предании передается историческая правда или представление народа о древних событиях и лицах?
– Что, по-вашему, в этих преданиях реально, а что вымысел?
— Какими видятся в этих преданиях цари? Какие их черты выделяются в преданиях?
— С какими фольклорными жанрами схожи предания, которые мы прочитали?
Комментарии.
Историческая справка переплетена в преданиях с вымыслом. В предании «Воцарение Ивана Грозного» сделана попытка объяснить прозвище царя, конечно совершенно фантастическая. Предание здесь сближается с бытовой сказкой: кроме имени царя и упоминания о его жестокости, реального мало. Отношение рассказчика к действующим лицам предания нейтральное, оно явно не высказано.
В предании «Сороки-ведьмы» тоже преобладает вымысел. Превращение старых баб в сорок -типично сказочный прием. В этом предании явно выражено отношение к царю: его называют благочестивым, он печется о народе христианском, хочет уменьшить зло на земле. Возможно, такое предание возникло где-то в окружении царя.
Предание «Петр и плотник» наиболее похоже на правду: сохранились исторические сведения о том, что Петр не гнушался работать наряду с простыми людьми, старался вникнуть в суть каждого дела. По форме это предание напоминает бытовую сказку, хотя и реальность отражена довольно точно.
- Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном», 1,3 рубрики «Будьте внимательны к слову» стр.10. Обсуждение вопросов 1-3 рубрики «Фонохрестоматия» стр.10.
- Подведение итогов урока.
— В чем вы видите особенность жанра предания?
- Домашнее задание
Вопросы и задания рубрики «Обогащаем свою речь» стр. 8, 2 рубрики «Будьте внимательны к слову» стр.10, 4 рубрики «Фонохрестоматия» стр. 10
Устное народное творчество
Тема нашего урока сегодня
– устное народное творчество.
Сегодня
мы:
1.
Поговорим о фольклоре.
2.
Рассмотрим его особенности.
3.
Познакомимся с несколькими жанрами фольклора.
Определение.
Устное
народное творчество – это словесное творчество народа, который
не записывает свои произведения, а передает из поколения в поколение из уст в
уста.
Определение.
Фольклор
– совокупность
созданных в людской среде поэтических творений.
К
фольклору относятся эпические тексты, предания, мифы, былины, частушки.
Здесь
нет конкретных имен создателей. Это многовековой труд целого народа.
Народное
творчество складывалось в результате огромных стараний нескольких поколений в
течение нескольких веков.
Для
лучшего запоминания использовались простые рифмы, которые легко ложились
на незамысловатую мелодию и душевно звучали в песнях на свадьбах, гуляньях, при
совершении языческих обрядов.
Развиваясь,
общество постепенно накапливало опыт. Нужно было его передавать от одного
поколения к другому. Но как это сделать?
Фольклор
и стал источником ценнейшего опыта для многих и многих поколений.
Еще
в древние времена на Руси зарождается героический эпос – повествование о
прошлом, содержащее историческую картину народной жизни.
Кто
из нас не слышал о богатырях, которыми издавна славится русская земля?
Именно
о них пелось в былинах – так назывался стихотворный эпос Древней Руси.
Древнее
название былины – старина.
Как вставало да взошло красно солнышко
Над родимою сторонкой стародавнею,
Выезжали в чисто полюшко витязи,
Да пускали в небо стрелы калёныя.
Как сгустился-лился мрак по сырой земле,
Как в сыру землю стрела калена ушла,
В поднебесье ясен сокол сложил крыла,
Наземь стлалось небо цвета червленого.
Среди
былин есть группа особенно древних. Это былины о «старших богатырях»: Святогоре
и Волхве Всеславьевиче, Дунае и Михайло Потыке.
Но
наиболее известны нам былины о «младших» богатырях: Илье Муромце, Добрыне
Никитиче и Алеше Поповиче.
А
вот насколько реальны те, кого описывают в былинах?
Учёные
находят свидетельства того, что богатыри существовали на самом деле. Например,
в Киево-Печерской лавре даже хранятся мощи (тело) святого Ильи (Муромца).
Но,
конечно, в былинах много и вымысла, что до некоторой степени роднит их со
сказкой. Так, люди могут превращаться в зверей, мертвых воскрешают, а богатыри
носят палицы в сорок пудов и могут в одиночку уничтожить целое войско.
Интересно,
что у каждого богатыря в былинах – свой характер.
Илья
Муромец – олицетворение силы.
Добрыня
Никитич – не только воин, но и дипломат.
Алеша
Попович – хитер и смекалист.
Еще
одним интересным образцом фольклора являются обрядовые песни.
На
Руси праздновали зимой праздник солнца, Коляды, когда зимние дни становились
длиннее. Был обычай колядовать – ходить по дворам, петь песни-колядки. Какими
же были колядные песни?
Родилась
святая Каляда
Накануне
Рождества.
Весной
праздник солнца совпадал с праздником святой Пасхи, а летом – с праздником
святой Троицы и Иоанна Крестителя, который в народе называли праздником Ивана
Купала.
На
Ивана на Купала
Красна
девица гадала:
«Где
мой милый, ненаглядный,
Где
ты, лада моя».
Культурным
наследием наших предков являются детские и колыбельные песни. В них можно
услышать и любовь матери к своему ребенку, и радость от первых шагов любимого
чада, и грустные нотки перед разлукой или размышления о его судьбе.
А
баиньки-баиньки,
Купим
сыну валенки,
Наденем
на ноженьки,
Пустим
по дороженьке,
Будет
наш сынок ходить,
Новы
валенки носить.
Еще
один жанр устного народного творчества, который активно развивается еще и
сейчас, – частушки, краткие веселые песенки, которые исполняла молодежь на гуляньях,
и различных праздниках в основном в сельской местности. Частушки пели под
балалайку, гармонь или просто без музыкального сопровождения.
Я
сидела на печи,
Сторожила
калачи.
А
под печкой мышки
Сторожили
спички.
Частушки
всегда вызывают большой интерес: их внимательно слушают, а потом весело
смеются.
Детские
частушки – это особый вид искусства. Детские частушки имеют большое
воспитательное значение для формирования таких человеческих ценностей как:
моральные, культурные и нравственные.
Наш
баран богатый барин.
Он
себе обновку справил.
То
ли шуба, то ль кафтан,
Не
поймет теперь и сам!
Как
по саду-огороду
Любит
козочка гулять.
После
этого похода
Урожая
не собрать!
Как
же всё это невероятное богатство фольклора дошло до нас? Не только передаваясь
из уст в уста.
Известно,
что еще Екатерина Великая собирала народные песни.
Известные
русские писатели (В.И. Даль, П.И. Кравецкий) обрабатывали народные песни и
издавали сборники, которые пользовались большой популярностью.
Фольклор
всегда был очень востребованным. Не только во время застолий, когда поются
частушки. Подумайте-ка: какие литературные произведения, основанные на народных
сказках и былинах, вы знаете?
Жуковский
– «Светлана»
Пушкин
– «Руслан и Людмила»
Гоголь
– «Вечера на хуторе близ Диканьки»…
Называть
можно бесконечно.
В
наше время интерес к устному народному творчеству только разрастается.
На
его основе создаются современные фантастические произведения.
По
мотивам былин поются песни.
И,
конечно, снимаются мультфильмы.
Мы
совершили с вами небольшое путешествие в богатый мир устного народного
творчества и лишь слегка коснулись его.
Каждый
из вас, если возьмет в руки любую книгу, которая содержит народные песни или частушки
может погрузиться в волшебный мир народной мудрости. Но это еще не все! Есть
еще сказки, пословицы, поговорки, поверья и многие другие жемчужины мудрости
народной из самых глубин – и этот бездонный источник теперь открыт и для вашего
пытливого ума.
И
закончить наш сегодняшний урок хочется словами Николая Васильевича Гоголя:
«Я
не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая,
яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа».
мифов, легенд и былин! — Britannica Education
Считается, что рассказывание историй с незапамятных времен играло неотъемлемую роль в каждой человеческой культуре. На протяжении тысячелетий повествование было основным способом передачи культурных знаний и верований от одного поколения к другому.
Истории всегда появлялись во многих формах. Рисунки, картины, а в наше время фотографии, фильмы и видео — все это может рассказать очень подробную историю, даже если не произносится ни слова.
Всемирный день рассказывания историй — это ежегодный праздник искусства рассказывания историй. Начиная с 20 марта людям из разных культур и языков предлагается собраться вокруг гипотетического глобального костра и поделиться историями, связанными с темой этого года «Мифы, легенды и эпосы». Если вы думаете о привлечении своей школы или библиотеки, вот несколько идей, которые вы могли бы попробовать.
Следующие занятия предназначены для учащихся начальной и средней школы с использованием ресурсов из Британская школа . Свяжитесь с сотрудниками вашей библиотеки, чтобы узнать, есть ли у вашего учреждения доступ к Britannica School, или начните бесплатную пробную версию .
Почему мифы и легенды?
Можете ли вы вспомнить свою любимую сказку в детстве? Многие из популярных названий, которые приходят на ум, скорее всего, основаны на мифах и легендах или взяты из них; пугающие или увлекательные рассказы, которые пережили пропасти истории и передавались из поколения в поколение.
Традиционно мифов и легенд в значительной степени родились из-за необходимости объяснить явления, которые люди не знали или не понимали, такие как болезни, смерть, любовь, войны, социальные условности или стихийные бедствия, такие как наводнения и землетрясения.
Мифы и легенды — один из способов использования историй для объяснения (на тот момент) необъяснимого.
Занятие
Учащиеся составляют список своих любимых историй (мифов и легенд) из детства, напр. Джек и Бобовый Стебель, Золушка , Мальчик, Который Кричал Волк, Легенда о Робин Гуд , Король Артур Легенда о Рыцарях за Круглым Столом , Крысолов или Баллада о Мулан .
Рядом с каждой историей придумайте причину, по которой мог быть рассказан этот миф или легенда.
Возможные причины могут включать: объединение людей, сообщение исторических событий, объяснение природных явлений, указание людям, как вести себя, что ожидается и приемлемо, объяснить, как устроен мир, передать знания, использовать как развлечение, чтобы получить славу, деньги и признание и т. д.
Что такое мифы и легенды?
Миф – это история с символическим значением, рассказывающая правду тем, кто ее рассказывает, и тем, кто ее слышит. Мифы могут быть сформированы временем и культурой, но все вместе они коренятся в необходимости объяснить и обосновать, почему вещи такие, какие они есть.
Легенды — это традиционные истории, рассказываемые об определенном месте или человеке, которые могут включать элементы фольклора, мифологии или объяснения природных явлений.
Деятельность
Всем классом или группой проведите мозговой штурм по характеристикам мифов и легенд. Сравните два типа историй, используя диаграмму Венна .
Характеристики мифов и легенд могут включать:
- Содержат элементы правды
- Передается от человека к человеку в письменной, иллюстрированной или устной форме
- Может основываться на исторических фактах, т.е. основание города Рима было рассказано как миф о Ромуле и Реме , которых в младенчестве вскормила волчица
- Иметь героических персонажей, т.
е. история Геракл
- Может происходить в фэнтезийном сеттинге, например. В скандинавской мифологии местом обитания богов асов является город Асгард
- Может быть о духовных верованиях культуры, например. история радужного змея возникает из веры австралийских аборигенов в фундаментальную роль воды в поддержании жизни
Изучение мифов и легенд
Задание
Попросите учащихся изучить интересующий их миф или легенду, ответив на приведенные ниже вопросы. Используйте эти коллекции в Britannica School в качестве отправной точки. (Студентам может потребоваться щелкнуть ссылку в каждой статье, чтобы найти подходящую историю.)
Американские индейцы или коренные американцы
Австралийские аборигены
Мифология
Мифология японцев
0006
Легенда о Фаусте
Братья Гримм
а) Кто эти персонажи? Что за настройка? Кратко объясните, что происходит.
b.) Кто является целевой аудиторией? О чем миф/легенда рассказывает аудитории?
c.) Какова цель этого мифа/легенды для народа, которым он был создан?
г.) Миф или легенда правдивы или нет? Обсуждать.
д.) Обсудите, как этот миф передавался из поколения в поколение.
Мифы аборигенов
Упражнение
Учащиеся смотрят следующее видео на Youtube, иллюстрирующее миф аборигенов о Радужном змее, и отвечают на следующие вопросы.
а.) Кто эти персонажи? Что за настройка? Кратко объясните, что происходит.
b.) Кто является целевой аудиторией? Что миф говорит зрителям?
c.) Какова цель этого мифа для аборигенов? Например. формирование земли, гор и рек; происхождения деревьев, птиц и животных, а также стихийных бедствий, таких как землетрясения и наводнения.
d.) Миф о радужном змее верен или нет? Обсуждать.
д.) Обсудите, как этот миф передавался из поколения в поколение.
Создайте свой собственный миф или легенду
Упражнение
Учащиеся используют свои знания о мифах и легендах, чтобы создать свой собственный пример. Дайте учащимся возможность обсудить свои идеи с одноклассниками.
Всем классом придумайте несколько возможных мифов/легенд для письменного задания, например. «Как драконы стали извергать огонь» или «Как появились радуги»?
Затем учащиеся планируют и готовят устную презентацию своего рассказа. Презентация должна начинаться с краткого обзора персонажей, обстановки, сюжета и морали или основной идеи или сообщения.
Избранное изображение из BRITANNICA SCHOOL : Крис Хемсворт в роли Тора в адаптации комиксов Marvel «Тор 2: Царство тьмы» (2013). В классической скандинавской мифологии Тор был богом грома и неба. (Marvel Entertainment)
Дополнительные ресурсы для преподавателей
Подпишитесь на свою электронную почту, чтобы получать больше бесплатных ресурсов от Britannica.
Мы уважаем вашу конфиденциальность
Получите полный доступ к Britannica School в любое время и на любом устройстве с общешкольной подпиской. Свяжитесь с нами, чтобы запросить дополнительную информацию или начать бесплатно.
Что такое фольклор? Значение, типы и примеры
ОПИСАНИЕ
русские народные матрешки
ИСТОЧНИК
Tuul & Bruno Morandi / The Image Bank / Getty Images
У каждой культуры есть свой фольклор. Но что такое фольклор и какие типы вы можете выделить? Продолжайте читать, чтобы узнать значение и типы фольклора, а также примеры фольклора со всего мира.
Определение фольклора
Фольклор состоит из двух слов: фольклор , что означает местных жителей , и знания , что означает истории . Таким образом, фольклора отражают истории, рассказанные людьми в конкретном регионе. Фольклор может определять ценности, убеждения и предпочтительный образ жизни населения с помощью своих литературных тем.
Устная традиция
Фольклор передавался от предыдущих поколений, которые рассказывали истории устно. Затем каждое поколение рассказывало их своим детям, и эти истории становились частью культурной традиции. Изобретение печатного станка позволило опубликовать эти истории и поделиться ими со всем миром.
Типы фольклора
Существует множество способов выражения культурами своих верований через фольклор. Некоторые народы используют песни и танцы, чтобы рассказать свои истории, в то время как другие рассказывают невероятные истории о мифических героях. Вот некоторые виды фольклора, которые вы, возможно, знаете.
Басни и народные сказки
Традиционные истории о простых людях являются основой для большинства форм фольклора. В этих сказках обычно человек или животное усваивают ценный урок, подчиняясь — или, в большинстве случаев, не подчиняясь — культурным правилам. Вот некоторые примеры народных сказок:
- «Златовласка и три медведя» — британская история о девочке, которая врывается в дом трех медведей, пробует все и пугается
- «Белый слон» — сказка из Азии о том, как ласково обращаются с добрым белым слоном
- «Паук Ананси» — народная сказка ашанти о обманщике Ананси, который принимает облик паука и наделяет силой людей африканского происхождения во всем мире
- «Муравей и кузнечик» — одна из басен Эзопа о кузнечик, который играет все лето, муравей, который готовится к предстоящим трудным временам, и зима, которая встречает их обоих
Сказки
Сказки — это народные сказки, которые включают в себя элементы фэнтезийных историй, таких как королевская власть и магия. Несколько ранних сборников сказок включают рассказы, опубликованные братьями Гримм в Германии и Гансом Христианом Андерсеном в Дании. Их часто рассказывают детям для раннего ознакомления с социальными правилами и ожиданиями.
Вот несколько примеров сказок, рассказанных по всему миру:
- «Золушка» – сказка о служанке, которая благодаря волшебству и настоящей любви становится принцессой. Хотя она была впервые опубликована во Франции Шарлем Перро, во всем мире существует множество различных версий этой сказки.
- «Златоголовая рыбка» — ближневосточная история о герое, который должен найти королевское лекарство от волшебной златоголовой рыбы
- «Русалочка» — популярная датская сказка о русалке, которая отказалась от своих плавников , и, в конечном счете, ее жизнь, ради любви
- «Рапунцель» — немецкая сказка о похищенном ребенке, выросшем в одиночестве в башне, и только ее волшебные длинные волосы могут поднимать и поднимать других
Мифология
Многие культуры объясняют повседневные явления рассказами о мифологических персонажах . Они варьируются от рассказов о греческих богах, французских сказок pourquoi и американских сказок. Как правило, в народных сказках такого типа вы найдете легендарных персонажей, совершающих необычные поступки.
Примеры культурной мифологии включают:
- «Прометей крадет огонь» — греческий миф, повествующий о том, как хитрый титан Прометей украл огонь у богов для людей чтобы защитить себя
- «Джон Генри» — американская сказка о Джоне Генри, освобожденном рабе и его молоте, который бил стального молота, чтобы дать своему народу землю
- «Кетцалькоатль» — ацтекская легенда о пернатом змее кто создал человечество в Мезоамериканском регионе
Народные песни
Культуры часто перекладывают свои истории из фольклора в традиционную музыку. Они варьируются от повседневных историй простого народа до героических сказок, рассказанных в форме баллад. Вот некоторые народные песни, которые вы, возможно, узнаете:
- «O Danny Boy» — ирландская баллада, повествующая о Дэнни, отправившемся на войну и вернувшемся на сильно изменившуюся родину
- «Arirang» — народная песня из Кореи, которая поется более 600 лет
- «My Country, ‘Tis Of Thee» — традиционная американская народная песня об истории и свободе страны
- «Вальсирующая Матильда» — баллада из Австралии, повествующая о путешественнице, попавшей в беду в один роковой день.
Народный танец
танец. Это традиционные танцы, которым обучают каждое новое поколение в определенной культуре. Эти танцы часто требуют больших групп людей и исполняются на общественных собраниях и специальных мероприятиях.
Посмотрите эти примеры народных танцев из разных культур:
- Тарантелла – быстрый парный танец из Южной Италии
- Барыня – традиционный быстрый русский танец с топотом и приседанием
- Сквер данс – американский танец в умеренном темпе, в котором группы пар отвечают на звонящего
- Танец солнца коренных американцев — праздничный танец, который практикуют многие индейские племена. Танец солнца был запрещен американским правительством до 1934 года.
Пословицы
Пословицы — это выражения из одного или двух предложений, укрепляющие мораль и убеждения общества. Они предназначены для управления поведением в культуре. В некоторых культурах пословицы используются как пословицы или максимы.
Общие пословицы из разных культур включают:
- Ночь смывает то, что намылил день. – Швейцарская пословица о последствиях
- В битве между слонами муравьи раздавлены. – Тайская пословица об угнетении
- Перо сильнее меча. – Английская пословица об общении
- Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня. – Африканская пословица о сообществе
Народное искусство
Искусство, созданное в традиционной среде обычными людьми, является народным искусством. Эти художники не имеют профессионального образования, а вместо этого полагаются на традиции, переданные народными мастерами до них. Предметы, которые они создают, могут отображаться как произведения искусства или использоваться в повседневных целях.
Here are some examples of folk art:
- Russian nesting dolls
- Italian mosaic pottery
- American quilts
- Mexican leatherwork
DESCRIPTION
Italian folk art pottery bowls
SOURCE
annavee / iStock / Getty Images Plus
Плавильный котел
Общества, включающие множество различных культур, такие как Соединенные Штаты Америки, включают аспекты традиционного фольклора в повседневную жизнь граждан.