Содержание
конспект урока русского языка 6 класс | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):
Класс: 6
Тема урока: Разносклоняемые существительные
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать
Задачи урока:
образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала
развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности
воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Предметные результаты:
Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;
Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: разносклоняемые существительные
Межпредметные связи: литература
Организационный этап(мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
-Добрый день, ребята! Нарисуйте на полях круг такого цвета, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Рисуют круг и демонстрируют своё настроение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Действие смыслообразования (Л).
Актуализация знаний и фиксация затруднений
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5 классе, используя приём «Торт»
Давайте мы с вами испечём торт.
Но чтобы он получился вкусным, мы повторим всё об имени существительном. Из скольких коржей он будет состоять?
1корж — общее значение
2-морфологические признаки
3- синтаксическая роль
- Дайте определение имени существительного.
- Как изменяются существительные?
- Как называется изменение существительных по падежам?
- Сколько склонений у существительных?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Какую роль выполняют существительные в предложении?
Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного
3
Постановка цели и задач урока.
Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся
Закончить фразу:
Склонение-это…
К 1 склонению относятся…
Ко 2 склонению относятся…
К 3 склонению относятся…
Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»
( существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)
Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.
1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.
Чем вы руководствовались, распределяя слова?
Какое слово оказалось лишним?
Как вы думаете почему?
Проблемный вопрос: имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные? Прием «Корзина идей и понятий».
4
Построение проекта выхода из затруднения
Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения? Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?
Просклоняем:
1) игра, имя
2) окно, имя
3) мышь, имя
Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р. п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)
-А в Т.П? (2-го склонения)
Как можно было бы назвать такие существительные?
А чтобы узнать как называются существительные, и определить тему урока нам нужно разгадать ребус. Для этого нам нужно вспомнить и математику
1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)
2)Часть горЫ (склон)
Какова же тема нашего урока?
Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
познакомиться с…
узнать…
понять…
научиться
— Цель нашего сегодняшнего урока — познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.
5
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Групповая работа– 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных
Дети работают по следующему плану:
1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?
2. Почему они так называются?
3.Каковы особенности склонения данных существительных?
Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.
Работают в группах с разными источниками.
6
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)
ВРЕМЯПродолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д
ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.
ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.
ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
ПЛАМЯ–огонь
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность
СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.
СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.
ПУТЬ дорога
Давайте запишем данные слова в тетрадь
Упр._______
7
Домашнее задание (записано на доске).
Комментирует ДЗ на выбор:
1.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
- Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».
3.Упр._____
Записывают ДЗ в дневниках.
8
Рефлексия учебной деятельности.
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Представьте себе, что у вас в руках телефон. Отправьте СМС маме о том, что изучали сегодня на уроке, довольны ли вы своею работой на уроке, полезен ли будет вам материал урока?
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 6.
Тема: Глаголы-синонимы.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь, что вы меня тоже, присаживайтесь.
Дети, я проверила ваши словарные диктанты, в конце урока сможете подойти их забрать. Критерии оценивания были следующие: 0 ошибок-5, 1-2 ошибки-4, 3-4 ошибки-3, а более 4 ошибок уже 2.
Справа на доске написан план урока, пункты которого мы сегодня выполняем как всегда (орг момент, проверка дз, подготовка к ВПР, повторение предыдущих тем, новый материал, закрепление)
Проверка домашнего задания.
Итак, кто мне напомнит, что вам было задано на прошлом уроке? (спрашиваю) Давайте разберём, у всех ли всё получилось? (проверяем упражнение в учебнике и карточки).
Молодцы, ребята!
Подготовка к ВПР.
А сейчас запишите число, классная работа, сегодня 14 февраля. А кто знает, что сегодня за праздник?
Итак, займёмся подготовкой к ВПР. На доске задание №3 из демоверсии. Ваша задача: в предложении найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает и объяснить почему.
А бывает, заспорят о чём-то море с ветром.
Молодцы, ребята, вы справились!
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что мы с вами уже прошли. Кто вспомнит, что такое спряжение глагола? Что при спряжении у глагола изменяется? Назовите глаголы-исключения. (если не знают, то сказать, что на следующем уроке буду спрашивать). Итак, а теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, кто вспомнит? Многозначные глаголы, верно. А что называют многозначным глаголом? Это какой глагол? Приведите пример. А глагол «идёт» будет являться многозначным? Молодцы, дети!
Сегодня мы с вами будем изучать не менее важную тему, которая поможет обогатить вашу речь и избежать лексических повторов.
Внимание на доску слева: на ней написаны глаголы (ходить, шагать, шествовать, плестись, бежать, мчаться, семенить) Внимательно посмотрите на них и скажите мне: чем эти глаголы являются? (синонимами) Верно! Запишите тему нашего сегодняшнего урока: глаголы-синонимы.
Изучение нового материала.
В русском языке есть разные глаголы, которые обозначают одно и то же, например, как с глаголом ходить. Посмотрите, как много синонимов можно подобрать к этому действию. Но чем-то эти слова всё же различаются. Кто мне скажет? (стилистической окраской). Например, синонимы бежать-мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться-значит не просто бежать, а бежать с большой скоростью.
Синонимы- это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Существуют специальные словари синонимов. Синонимы бывают стилистически нейтральными, например, идти и стилистически окрашенными, например, шествовать, тащиться.
Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте.
Ну что, ребята, всё ли вам понятно? Даю вам пару минуток посмотреть на правило и я буду спрашивать. (опрос)
Физминутка.
Я называю вам 2 глагола, если они являются синонимами, то вам нужно присесть, если не являются, то поднять руки вверх (идти-тащиться, стоять-сидеть, блистать-сверкать, смеяться-хохотать, улыбаться-грустить, отдать-забрать, сделать-выполнить, рассмешить-подбодрить)
Закрепление полученных знаний.
Давайте займёмся практикой. Внимание на доску: даны слова-синонимы. Ваша задача: найти именно глаголы-синонимы (мчаться, тревожный, бросать, нестись, пища, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный). Кто будет готов-поднимаем руки (прошу одного выйти к доске и записать полученное.
У вас также получилось, ребята? (проверяю+прошу найти стилистически нейтральные глаголы в обоих случаях)
Итак, следующее задание. Откройте учебник на странице 237. Ваша задача: нарисовать 3 колонки у себя в тетради и распределить данные глаголы-синонимы. На работу даю вам 7 минут, выполняйте. +одного вызываю выполнять на оборотной стороне доски на оценку (потом спрашиваю по одному по строчке, кто куда распределил)
Внимание на проектор! Работа в парах. ( если мало времени, то картинку маленькую, если много-большую) Подберите синонимы (максимально, сколько сможете) к данному глаголу и запишите их. У кого будет больше синонимов, тот сегодня получит оценку. (после этого называю, кому поставлю оценки)
Молодцы! А теперь откройте учебник на странице 238, выполняем упражнение 302 устно.
(если успеем, предложить составить мини-текст с данными синонимами: говорить, молвить, излагать, болтать, трепаться, ведать).
Подведение итогов+рефлексия (карточки)
Всё ли вам было понятно? Что же такое синонимы? А чем отличается многозначные глаголы от глаголов синонимов? Молодцы, ребята, очень хорошо!
Домашнее задание.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Лидер Украины подписывает спорный закон о русском языке
Ричард Бальмфорт Советская республика, разозлившая противников, предупреждающих ее, рискует расколоть страну.
Президент Украины Виктор Янукович на срочном совещании с высшими силовиками в Днепропетровске 28 апреля 2012. REUTERS/Глеб Гаранич
Политическая оппозиция, объединившаяся для борьбы с Партией регионов Януковича на выборах 28 октября, также возмутилась после того, как избирательные органы отказали в допуске к участию в голосовании экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, находящейся в заключении.
В заявлении объединенной оппозиции «Батькивщина» («Батькивщина») говорится, что ее исключение Центризбиркомом было осуществлено по прямому указанию Януковича и равносильно «нарушению прав миллионов наших сограждан, поддерживающих Юлию Тимошенко».
Регионы Януковича в прошлом месяце протолкнули законопроект о языке через парламент, что оппоненты расценили как попытку сплотить ослабевающую общественную поддержку в русскоязычных регионах перед октябрьским голосованием.
Этот шаг привел к уличным протестам в столице Киеве и дракам в парламенте, поскольку оппозиция, которая опасается, что это приведет к размыванию статуса украинского языка как государственного, боролась за его блокировку.
Но Янукович, который отдыхает в Крыму, в среду воспользовался отсутствием политической активности в летнее затишье, чтобы подписать закон.
В заявлении администрации президента говорится, что он поручил своему правительству принять необходимые меры для принятия местного законодательства с учетом нового закона.
Оппозиционные политики, в том числе Тимошенко и бывший министр иностранных дел Арсений Яценюк, две партии которого объединились для совместной борьбы на выборах, назвали законопроект «преступлением против государства», из-за которого граждане могут вцепиться друг другу в глотки.
«Януковичу удалось сделать все, что не удалось российским императорам и советским генсекам. Он вынес смертный приговор украинскому языку», — заявил в среду оппозиционный стратег Олег Медведев.
Янукович, для которого родным языком является скорее русский, чем украиноязычный, сделал мало публичных комментариев по этому поводу.
Но его популярность сильно пострадала бы от его власти на востоке Украины, если бы он не подписал закон.
Хотя единственным государственным языком является украинский, законопроект сделает русский официальным региональным языком в преимущественно русскоязычных районах промышленно развитых восточных и южных регионов, таких как Крым, где базируется Черноморский флот России.
Противники законопроекта говорят, что это удар по хрупкому суверенитету страны, которая долгое время была разделена между региональными державами и подвергалась преследованиям со стороны московских царей и ее коммунистических лидеров.
Говорят, что это будет означать, что знание и употребление украинского языка исчезнет в традиционных русскоязычных регионах.
Сторонники законопроекта говорят, что он отвечает реалиям на местах и означает, что русскоязычные не будут подвергаться дискриминации при приеме на работу в государственный сектор по признаку языка.
Объединенная оппозиция наверняка воспользуется этим вопросом для разжигания страстей в преддверии выборов, когда Партии регионов придется приложить немало усилий, чтобы сохранить свое большинство после непопулярных государственных мер в отношении пенсий, налогообложения и стоимости жилья коммунальные услуги.
Исключение Тимошенко, номинально занимавшей первое место в партийном списке кандидатов от объединенной оппозиции, не стало неожиданностью, поскольку конституция запрещает человеку, отбывающему тюремный срок, баллотироваться в парламент.
Харизматичная 51-летняя экс-лидер уличных протестов оранжевой революции 2004-2005 годов отбывает семилетний тюремный срок за предполагаемое злоупотребление служебным положением, когда она была премьер-министром.
Ее дело привело к ухудшению отношений Януковича с Западом, который утверждает, что суд над ней был политически мотивирован.
Центральная избирательная комиссия также исключила из списка кандидатов от оппозиционной партии Юрия Луценко, бывшего министра внутренних дел Тимошенко. Он отбывает четыре с половиной года по обвинению в растрате и злоупотреблении служебным положением.
Объединенная оппозиция «Батькивщина» в своем заявлении призвала своих сторонников объединиться против «режима нищеты и коррупции».
«Только наша совместная победа на парламентских выборах позволит нам избавиться от антидемократического правящего режима и освободить из тюрьмы лидера оппозиции Юлию Тимошенко и других политзаключенных», — говорится в сообщении.
Дополнительный репортаж Натальи Зинец; Написание Ричарда Бальмфорта; Монтаж Розалинд Рассел
Острикова Т. А., Беккер Л. Г. Типичные ошибки в блоке мишени…
Острикова Т. А., Беккер Л. Г. Типичные ошибки в целевом блоке…
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.881.1:[811.161.1+81’243]
Острикова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Катанова Хакасский государственный университет
Беккер Людмила Геннадьевна, старший преподаватель, аспирант
Катанова Хакасский государственный университет
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЦЕЛЕВОМ БЛОКЕ ВВОДНОЙ ЧАСТИ К ДВУХЧАСТНЫМ ПРОЕКТАМ ЗАНЯТИЙ ПО ЯЗЫКОВЫМ ПРЕДМЕТАМ
Аннотация
В статье рассматриваются типичные ошибки при планировании целевого блока вводной части планов, конспектов, технологических карт, сценариев и других видов двухчастных проектов уроков по языковым предметам общеобразовательной школы. Вводная часть безурочного проекта делится на два типа по содержанию и хронологии. Варианты вводной части с заголовком и другими элементами, представленные в изданиях XIX—XX и начала XXI вв., описываются как заголовок урока, а с 2011 г. (согласно ФГОС) вводная часть проекта часто именуется паспортом урока, особенно в материалах по аттестации учителей. Типичные проектно-целевые ошибки были выявлены путем анализа опубликованных проектов уроков с позиций значимости предметных целей, в том числе субъектно-межпредметно-метапредметных коммуникативных целей. Это создает предпосылки для более эффективной профилактики профессионально-методических ошибок подобного рода в целях повышения качества обучения школьников русскому языку и другим государственным языкам народов Российской Федерации, а также иностранным языкам.
Ключевые слова
Проект урока, блок-схема, вводная и основная части проекта, паспорт урока, функции урока, цели и задачи урока, универсальные учебные действия (УДА), расчетно-целевые ошибки.
DOI: https://doi.org/10. 32516/2303-9922.2021.40.15
Полный текст статьи PDF (Русский)
Каталожные номера
1. Антонов В. П., Кандыкова Е. Н., Массанов В. В. Технологическая карта урока: сущность, функции, структура. Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 18—19 ноября 2020 г.) [Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации. Продолжить. междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 18—19 ноября 2020 г.)]. Абакан, Хакасский гос. у-т им. Катанова Н. Ф., 2020. С. 97—101. (на русском языке)
2.Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе . Москва: Академия, 2000. 361 с. (на русском языке)
3. Безрукова В. С. Педагогика [Педагогика]. Екатеринбург, Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993. 320 с. (на русском языке)
4. Беккер Л. Г. Из истории номинации разработки уроков по русскому языку. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова , 2020, вып. 3 (33), с. 119—125. (на русском языке)
5.Гильдебрант О. С. Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме «Любимые предметы в школе». Поиск: научно-методический журнал. Абакан , 2016, вып. 4 (56), стр. 67—68. (на русском языке)
6.Грицевская С.Е. Определение целей и задач урока (На примере первых уроков в IV классе). Русский язык в школе , 1980, вып. 4, стр. 19—25. (на русском языке)
7. Гусарова А. В. Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование» [Методический проект первого урока русского языка по «Морфологии. Словообразование»]. Филологический класс — Филологический класс , 2017, №1. 3 (49), стр. 84—91. DOI: 10.26170/fk17-03-13. (на русском языке)
8. Ждан Н. А. Разработка содержания деятельности педагога при постановке цели и задач учебного занятия. Омский научный вестник. сер. Общество. История. Современность — Омский научный вестник. сер. «Общество. История. Современность» , 2017, вып. 3, стр. 91—94. (на русском языке)
9.Зотов Ю.В. Б. Организация современного урока . М.: Просвещение, 1984. 144 с. (на русском языке)
10.Киселева О. Н. Структура урока русского языка в средней школе . Томск, Томск. ун-т, 1993. 204 с. (на русском языке)
11.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. [Педагогический словарь: для студентов]. Москва: Академия, 2000. 176 с. (на русском языке)
12.Конаржевский Ю.В. А. Система. Урок. Анализ [Система. Урок. Анализ]. Псков, Псковская обл. ИПКРО, 2012. 399 с. (на русском языке)
13.Кулаева Г. М. Учимся составлять конспект урока: учеб.-метод. пособие. [Учимся составлять конспект урока. Учебник]. Оренбург: ОГПУ, 2004. 120 с. (на русском языке)
14. Лопатина М. Е. Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Улицы города. Какие они? [Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Улицы города. Кто они такие?»]. Поиск: научно-педагогический журнал. Абакан , 2016, вып. 4 (56), с. 69—70. (на русском языке)
15.Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. [Современный урок. 2-е изд.]. Москва : Педагогика, 1985. 184 с. (на русском языке)
16. Палей И. Р., Баринова Е. А., Иванов И. П., Херсонская Н. Л. Методика русского языка: программы для пед. ин-тов [Методика русского языка: программы для педагогических вузов]. Методика преподавания русского языка. Программа 30—80-х годов XX века . Методика обучения русскому языку. Программы 30—80-х годов ХХ века. Абакан, Хакасский гос. у-т им. Катанова Н. Ф., 2007. С. 16—21, 21—23, 23—27. (на русском языке)
17.Мурзина Н.П. Технология планирования современного урока. Школьные технологии , 2017, №1. 2, стр. 52—59. (на русском языке)
18. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы 9№ 0085 [О реформе общеобразовательной и профессиональной школы]. М.: Политиздат, 1984. 111 с. (на русском языке)
19.Острикова Т.А. Многоаспектная типология уроков русского языка. Русский язык в школе , 2010, вып. 5, с. 11—14; нет. 6, стр. 17—22. (на русском языке)
20. Пассов Е. И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Кн. 5 [Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Книга 5]. Елец: МУП «Типография», 2013. 452 с. (на русском языке)
21.Пасов Е.И. Аналитика как условие развития методической науки. Кн. 4 [Аналитика как условие развития методологической науки. Книга 4]. Елец: МУП «Типография», 2015. 495 с. (на русском языке)
22. Педагогический словарь [Педагогический словарь]. Москва: Академия, 2008. 352 с. (на русском языке)
23. Педагогический энциклопедический словарь . Москва, Большая рос. энцикл. изд., 2002. 527 с. (на русском языке)
24.Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка . М.: Учпедгиз, 1952. 320 с. (на русском языке)
25. Крючков С. Е., Палей И. Р., Станиславлев М. В. Программа по курсу «Методика преподавания русского языка в средней школе» (1947 г.). Методика преподавания русского языка. Программы 30—80-х годов XX века [Методика обучения русскому языку. Программы 30—80-х годов ХХ века. Абакан, Хакасский гос. у-т им. Изд-во Н. Ф. Катанова, 2007. С. 9—12. (на русском языке)
26. Протасова Н. А. Планирование урока немецкого языка как важное условие его эффективного проведения. Немецкий язык — лингводидактическое обеспечение и методика преподания: сборник науч. стати, посвящ. памяти С. А. Носкова (1943—2018) [Немецкий язык — лингводидактическое обеспечение и методика обучения. Сборник научных статей памяти С. А. Носкова (1943—2018). Могилев, Могилевский гос. у-т им. А. А. Кулешова, 2019. С. 48—51. (на русском языке)
27.Птицына Н. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию: автореф. дис. … канд. пед. наук Подготовка будущего учителя к педагогическому дизайну. Абстр. канд. Дис.]. Тула, 2009. 23 с. (на русском языке)
28.Райцкая Г. В. Особенности планирования результатов уроков. Начальная школа , 2016, вып. 2, с. 49—54. (на русском языке)
29.Саранчина А.В. Технологические карты уроков к учебнику под ред. Б. А. Ланина «Литература. 5 класс» [Технологические карты уроков к учебнику «Литература. 5 класс» (под ред. Б. А. Ланиной). Москва: Вентана-Граф, 2019. 87 с. (на русском языке)
30. Серегина О. С. Конспект урока как коммуникативны феномен в профессиональной практике учителя русского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук Конспект урока как коммуникативное явление в профессиональной деятельности учителя русского языка. Абстр. канд. Дис.]. Ярославль, 2004. 21 с. (на русском языке)
31. Серегина О. С. Современный конспект урока: содержание профессиональной подготовки будущего педагога. Новокузнецк: Изограф, 2018. 99 с. (на русском языке)
32. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики [Дидактика высшей школы: некоторые проблемы современной дидактики]. М.: Просвещение, 1982. 391 с. (на русском языке)
33. Соколова А. В. Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы». Филологический класс. Екатеринбург , Уральский гос. пед. ун-т, 2013, № 1, с. 3 (33), стр. 78—81. (на русском языке)
34. Тарасюк О. В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий: дис. … канд. пед. наук Формирование навыков проектирования учебных занятий у студентов профессионально-педагогического вуза. канд. Дис.]. Екатеринбург, 1999. 198 с. (на русском языке)
35.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд. [Методика русского языка в общеобразовательной школе. 3-е изд.]. М.: Просвещение, 1980. 412 с. (на русском языке)
36. Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: в 2 гл. Ч. 1. Тематический указатель: 2000—2019.41 [Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе». В 2 части. Ч. 1. Предметный указатель: 2000—1941 гг.]. Абакан, Хакасский гос. у-т им. Катанова Н. Ф., 2001. 123 с. (на русском языке)
37. Учитель русской словесности IX: сборник конспектов уроков и метод. обосновании к ним [Учитель русской словесности IX. Сборник конспектов уроков и методических обоснований к ним. Москва: МПГУ, 2010. 178 с. (на русском языке)
38. Федеральные государственные образовательные стандарты . Режим доступа: https://fgos.ru Дата обращения: 10.03.2021. (на русском языке)
39. Целищева Л. В. Проект урока русского языка в 5 классе по теме «Беглые гласные О—Е в русском языке» с применением технологии проблемного обучения. с использованием технологии проблемного обучения. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Продолжить. междунар. науч.-практ. конф.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 131—136. (на русском языке)
40. Шадрова Е. В., Тихомирова Е. Л. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования — Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Гуманитирует , 2015, том. 1, нет. 4, стр. 294—303. (на русском языке)
41.Шурыгина Ю.В. А., Бухминова Р. А. О некоторых особенностях формулирования целей и задач современного урока немецкого языка в отечественной и зарубежной педагогических системах. Молодежь, образование, наука , 2014, т. 1, с. 1, нет. 1, стр. 147—151. (на русском языке)
42. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 2: М—П [Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Том. 2: М—П]. М.: РАО, проф. образование, 1999. 440 с. (на русском языке)
43. Яловенко Н. В. Сценарный план урока по предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» на тему «Das Essen auf unserem Tisch».