Skip to content

Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики. | Консультация по теме:

Содержание

Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

  • 1 Виды дыхательных упражнений

  • 2 Цель и значение дыхательной гимнастики

  • 3 Показания и правила проведения занятий

  • 4 Как проводить гимнастику с дошкольником

  • 5 Техника выполнения упражнений

  • 6 Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

    • 6. 1 2-4 года

    • 6.2 5-7 лет

  • 7 Гимнастика А. Н. Стрельниковой

    • 7.1 Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

    • 7.2 Игры и упражнения для дыхания в стихах

Виды дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма

 

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и в детском саду

 Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

http://www.youtube.com/watch?v=t-ZhKSyz1DsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: 06 Дыхательная гимнастика (http://www.youtube.com/watch?v=t-ZhKSyz1Ds)

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

  1. Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

  1. Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос

2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»

  1. Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений

Содержание статьи

  • Что такое дыхательная гимнастика
  • Цели и польза дыхательной гимнастики
  • Рекомендации по проведению гимнастики
  • Упражнения для детей разного возраста
  • Игровые приемы и пособия для гимнастики
  • Пособия для дыхательной гимнастики своими руками
  • Гимнастика на улице во время прогулки
  • Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики. Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом. Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
  8. Исчезает напряжение в горле, голосовых связках.
  9. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
  10. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Упражнения для детей разного возраста

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т. д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

Гимнастика на улице во время прогулки

Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.

Примеры:

  1. «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
  2. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т. д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

12 веселых и простых упражнений на глубокое дыхание для детей

12 веселых и простых упражнений на глубокое дыхание для детей

21 июля 2020 • Слова Шэрон Брандвейн 4 минуты

4 минуты

21 июля 2020 г. • Слова Шэрон Брандвейн 4 мин.

Время от времени наши любимые маленькие люди могут столкнуться с большими эмоциями. Будь то ссора с братом или сестрой или запрет съесть печенье перед ужином, разочарование и гнев могут выйти на поверхность, и, скорее всего, это произойдет не в то время и не в том месте, которое вы выбрали.

И хотя эти ситуации могут быть неприятны для вас, представьте, как тяжело приходится тому, кто не знает, как с ними справиться. Когда гнев начинает вспыхивать, дыхательные упражнения — одна из самых эффективных стратегий успокоения детей, сталкивающихся со сложными эмоциями.

Любой, кто когда-либо пробовал его, может сказать вам, что в глубоком очищающем дыхании заключена огромная сила. Для детей глубокое дыхание — отличный способ заставить их сосредоточиться на чем-то другом в данный момент, а не на «вещах» (или вещах), которые их огорчают, злят или расстраивают. Более того, дыхание успокаивает детей, замедляя их физически. Чтобы практиковать глубокое дыхание, они должны прекратить все, что они делают, чтобы завершить упражнение.

Некоторые из задокументированных преимуществ глубокого дыхания включают:

  • Уменьшение чувства тревоги и подавленности
  • Снижение уровня стресса
  • Расслабленные мышцы
  • Повышение уровня энергии

Дыхательная гимнастика для детей

Когда дело доходит до упражнений на глубокое дыхание для детей, ключ в том, чтобы сделать эти упражнения веселыми и легкими для запоминания, когда все кажется кувырком. В следующих дыхательных упражнениях используются образы, которые нравятся детям, и язык, который они без труда поймут.

Помните, что когда вы знакомите своих детей с этими упражнениями на осознанное дыхание, обязательно делайте это вне эмоционально заряженной ситуации. Вместо этого вводите эти дыхательные упражнения в спокойные моменты, когда ваш ребенок будет восприимчив к информации и захочет практиковать их вместе с вами. Если вы подготовите их заранее, они будут лучше подготовлены к ситуациям, когда они возникнут, даже когда вас нет рядом.

Пахнущие цветы

Предложите малышу представить, что он нюхает цветок, глубоко вдыхает носом и выдыхает ртом. Нюхание цветов — одно из самых простых дыхательных упражнений и хорошая отправная точка для вашего ребенка.

Кроличье дыхание

Подобно маленькому кролику в саду, попросите ребенка сделать три быстрых вдоха через нос и один долгий выдох через рот.

Задувная свеча

Пусть ваш ребенок задует свечи на воображаемом праздничном торте, делая глубокий вдох через рот и сильно выдыхая через рот.

Змеиное дыхание

Попросите ребенка представить себя змеей и шипеть, глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот с тихим и низким шипящим звуком.

Мыльные пузыри

Напомните ребенку, как мягко нужно дуть, чтобы получился хороший большой пузырь. Поощряйте их делать глубокий вдох и мягкий и долгий выдох.

Понюхай цветок и задуй свечу

Пусть ваш ребенок представит, что у него в одной руке цветок, а в другой свеча. Первый шаг — понюхать цветок, сделать глубокий вдох через нос и наполнить легкие воздухом. Затем попросите ребенка выдохнуть и задуть свечу другой рукой.

Дыхание шмеля

Усадите ребенка поудобнее и вдыхайте через нос, держа рот закрытым. Затем, когда их рот все еще закрыт, пусть они издают жужжание или жужжание (как шмель) на выдохе. Ваш ребенок также может обхватить руками уши, чтобы усилить жужжание.

Глубокое дыхание животом

Попросите ребенка положить одну руку на живот, а другую на грудь. Пусть они сделают глубокий вдох на четыре счета, а затем медленно выдохнут (через нос) на четыре счета. Напомните им, чтобы они обращали внимание на подъемы и опускания их груди и живота, когда они завершают упражнение.

Сушильная машина

Посадите ребенка со скрещенными ногами и устройтесь поудобнее. Попросите их указать указательными пальцами друг на друга перед ртом. После того, как ваш ребенок глубоко вдохнет через нос, попросите его выдохнуть через рот и при этом покрутить пальцами (как в сушильной машине). Самое интересное в этом — свистящий звук, который они слышат при выдохе.

Огненное дыхание дракона

Попросите ребенка сплести пальцы под подбородком, а на вдохе поднять локти как можно выше вокруг шеи и лица. На выдохе попросите их опустить локти обратно вниз.

Дыхание на воздушном шаре

Для дыхания на воздушном шаре ваш ребенок должен удобно сесть и сложить руки вокруг рта. Попросите их глубоко вдохнуть, а на выдохе (через рот) предложите им развернуть руки наружу, как будто они надувают гигантский воздушный шар.

Дыхание плечевым валиком

Вдох-вращение плечами — отличное дыхательное упражнение для детей. У них есть дополнительное преимущество, заключающееся в освобождении напряженных мышц и напряжения. Усадите ребенка удобно. Когда они сделают глубокий вдох, предложите им подвернуть плечи к ушам. Пусть они опустят плечи на выдохе.


Если ни одна из вышеперечисленных техник не удерживает внимание вашего ребенка, это короткое дыхательное упражнение под руководством Pipsi от Moshi может помочь.

Упражнения на глубокое дыхание могут помочь детям перезагрузиться, саморегулироваться и реагировать на стресс более здоровым образом. Но родителям важно помнить, что осознанное дыхание не обязательно интуитивно, особенно в моменты разочарования. Часто, когда ваш ребенок злится, расстроен или вообще не спокоен, вам приходится напоминать ему, чтобы он дышал глубоко.

При этом помните следующее: 

Опуститесь до их уровня

Когда вы приближаетесь к уровню глаз вашего ребенка, это сигнализирует ему о том, что он полностью сосредоточен на вас. Когда вы опуститесь на уровень вашего ребенка, установите зрительный контакт и говорите тихо. Ваше сообщение с большей вероятностью будет услышано и получено.

Найдите тихое место 

Если в середине игровой площадки или вечеринки по случаю дня рождения произойдет нервный срыв, стимуляция из окружающей среды не будет способствовать возвращению вашего ребенка в состояние спокойствия. Сделайте все возможное, чтобы вывести ребенка из ситуации. Найдите тихое место, чтобы поговорить с ребенком и сделать осознанное дыхание.


Эти дыхательные упражнения для детей хороши тем, что они ничего не стоят и их можно выполнять в любом месте в любое время. Хотя эти дыхательные техники эффективны для успокоения вашего ребенка в тревожные моменты, они также эффективны для того, чтобы ваш ребенок успокоился перед сном.

Шэрон Брандвейн

Шэрон Брандвейн — писатель, специализирующийся на воспитании детей. Ее работы также появлялись на ABCNews, Motherly, Scary Mommy и Parents. Когда она не занята подбором гардероба для своего щенка, вы можете увидеть, как она пишет о материнстве, среди прочего, на SharonBrandwein.com и, конечно же, прямо здесь, на Moshi.

Упражнения на глубокое дыхание для детей — Навыки совладания для детей

Внутри: Любимые способы детского терапевта помочь детям научиться делать глубокий вдох, включая краткие объяснения и видео техники глубокого дыхания.

Вы когда-нибудь говорили ребенку сделать глубокий вдох, а потом у него начиналась гипервентиляция? Или они вдыхают, но не выдыхают?

Иногда детям может понадобиться дополнительная помощь, чтобы понять, как правильно делать глубокий вдох.

Во-первых, давайте рассмотрим, почему глубокое дыхание так важно.

Когда вы спокойны, ваше тело находится в так называемом режиме «отдыха и переваривания». Ваше дыхание нормальное, ваши мышцы расслаблены, а частота сердечных сокращений в норме. Это то, как вы будете, когда смотрите шоу и расслабляетесь.

Но вдруг за тобой гонится динозавр!!

 

Когда вы переживаете стрессовое событие (например, неожиданный динозавр в вашей гостиной), ваше тело автоматически переходит в так называемый режим «беги, дерись или замри». Ваш сердечный ритм увеличивается, желудок прекращает пищеварение, и ваше дыхание становится более поверхностным.

Цель успокаивающих упражнений — перевести себя из режима «беги, сражайся или замри» обратно в режим «отдыхай и переваривай». Глубокое дыхание помогает получить больше кислорода в крови, открывая капилляры. Он оказывает физическое воздействие на ваше тело, чтобы помочь вам успокоиться и снизить стресс.

Таким образом, глубокое дыхание имеет большое значение для детей. Но как научить их правильно дышать глубоко?

Вот некоторые из моих любимых способов ввести глубокое дыхание!

Краткое примечание: мы хотим, чтобы дети дышали глубоко животом, а не поверхностно грудным дыханием. Когда они вдыхают, их живот должен расширяться, а когда они выдыхают, их живот должен сжиматься.

Использование мыльных пузырей

Аккуратное выдувание мыльных пузырей — хороший способ поиграть и глубоко дышать. Дети должны дуть осторожно и медленно, чтобы образовались пузыри, и это основная причина, по которой мне нравится использовать его, чтобы помочь детям сделать глубокий вдох.

Используйте мягкую игрушку для практики глубокого дыхания

Попросите ребенка лечь на спину и положить на живот мягкую игрушку. Пусть они сделают вдох и поднимут мягкую игрушку вверх, затем выдохнут и опустят мягкую игрушку обратно. Это помогает научить детей использовать свой живот, чтобы делать большие глубокие вдохи. Другой альтернативой является использование утяжеленной мягкой игрушки.

Использование вертушки

Дети могут практиковать медленный или более быстрый выдох, используя скорость вертушки в качестве меры. Тогда они могут выяснить, какой способ работает и чувствует себя лучше для них.

Используйте перо

Возьмите несколько цветных перьев и выберите одно перо для использования. Это может быть цвет, который они любят, или тот, который заставляет их чувствовать себя спокойно. Вдохните и задержите дыхание, считая до 3, затем выдохните, поднимаясь с одной стороны пера и опускаясь с другой.

Сфера Хобермана

Вдохните и расширьте сферу, выдохните и втолкните сферу обратно (это отражает то, что должно происходить с их животом) — Смотрите видео на YouTube!

Поделки своими руками

Сделайте поделку из половинки бумажной тарелки, гофрированной бумаги или лент. Попросите детей выдувать гофрированную бумагу или ленты, когда они делают глубокие вдохи.

Необходимые материалы:

1. Бумажная тарелка – разрезать пополам
2. Крепированная бумага – разрезать на полоски 6–8 дюймов, разрезать пополам
3. Пряжа или веревка
4. Любые другие украшения для создания существа ( используйте то, что есть под рукой)

Прикрепите крепированную бумагу к плоскому дну бумажной тарелки. Прикрепите пряжу/нитку к верхней центральной части изогнутой части бумажной тарелки в качестве вешалки. Попросите детей украсить бумажную тарелку так, как они хотят, в виде монстра, существа или стикеров.

Применение: повесьте существо и попросите детей подуть на гофрированную бумагу, чтобы заставить его двигаться.

ДРУГИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение с плавающим мячом от All For The Boys

Поделка «Огнедышащий дракон» от BABYCCINO

ТРЕУГОЛЬНИК Дыхание

Начните с нижней левой части треугольника.

Вдохните на три счета, обводя первую сторону треугольника.

Задержите дыхание на три счета и обведите вторую сторону треугольника.

Выдохните на три счета, обводя последнюю сторону треугольника. Вы только что сделали один глубокий вдох.

КВАДРАТНОЕ ДЫХАНИЕ

Начните с нижней правой стороны квадрата

Вдохните на четыре счета, обводя первую сторону квадрата

Задержите дыхание на четыре счета, обведя вторую сторону квадрата

Выдохните на четыре счета, обводя третью сторону квадрата

Задержите дыхание на четыре счета, обведя последнюю сторону квадрата

Вы только что сделали один глубокий вдох!

ЗВЕЗДНОЕ ДЫХАНИЕ

Начните с любой стороны «Вдох» на звезде.

Проведите пальцем по стороне «вдоха» точки

Задержите дыхание, когда ваш палец дойдет до кончика точки

Выдохните, проводя пальцем по другой стороне точки.

Продолжайте идти, пока не доберетесь до того места, с которого начали.

Когда вы обведете всю звезду, вы сделаете 5 глубоких вдохов

ЛЕНИВОЕ 8 Дыхание

Начните с восьмерки на боку и начните с середины

Поднимитесь налево и проведите пальцем по левой части восьмерки во время вдоха.

Когда вы получите снова в середину восьмерки, выдохните, пока вы проводите пальцем по правой части восьмерки.

Шестистороннее дыхание

Начните с левой стороны шестиугольника.

Проведите пальцем по стороне «вдоха», делая глубокий вдох.

Задержите дыхание и обведите вторую сторону шестиугольника.

На выдохе обведите третью сторону шестиугольника.

Затем повторите для нижней части шестиугольника.

Вдохните, как цветок, выдохните, как будто вы задуваете свечи на день рождения.

Вдохните голубое небо, Выдохните серое небо.

Представьте, что ваш живот похож на воздушный шар. Вдохните и увеличьте воздушный шар, затем выдохните и уменьшите воздушный шар.

Понюхайте суп, охладите суп или понюхайте горячее какао, охладите горячее какао

Дыхание Дарта Вейдера — Представьте, что у вас во рту соломинка, втяните через соломинку и вдохните. Выдохните, как Дарт Вейдер .

Дыхание океана — вдохните и представьте, как волна накатывает, выдохните и представьте, как волна уходит.

Цветное дыхание — Вдохните и представьте спокойный, счастливый, позитивный цвет. Выдохните и представьте, что цвет, символизирующий стресс, тревогу и т. д., покидает ваше тело.

Мягкий живот — Говорите себе «мягкий» на вдохе и «живот» на выдохе.

Дыхание кита

Сидя крест-накрест яблочное пюре, сядьте прямо и сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, сосчитав пальцами до 5, затем наклоните голову вверх, чтобы выдуть его из дыхала. Вы также можете положить руки на макушку, чтобы создать отверстие для «выдувания».

 

Дыхание змеи

Вдохните, сделайте короткую паузу, затем медленно выдохните, издавая шипящий звук так долго, как сможете.

 

Кроличье дыхание

Вы можете выполнять это дыхание либо сидя, либо добавляя к нему движения.

Сидячая версия — сложите руки «кроликом» перед грудью и быстро понюхайте, как кролик.

Версия с движением — начните с приседа и прыгайте вперед, быстро обнюхивая кролика.

 

Дыхание шмеля

Вдохните и представьте, что вы нюхаете цветок. На выдохе издайте звук жужжания пчелы. Попробуйте разные способы произношения звука — более длинные или короткие, высокие или низкие звуки.

5 — 5 — 10 Дыхание

Вдохнуть на 5, удерживаться в течение 5 и дышать 10.

7-11. Дряхие

Breate of 7, Exshale для 11-11

для 70031 для 70040 7-11. .

 

Count to 10  

  • Breathe in ONE

  • exhale TWO

  • Inhale THREE

  • Exhale FOUR

  • Inhale FIVE

  • Установить шесть

  • Ван Семь

  • Установить восемь

  • . Поднимите одну руку ладонью наружу и растопырьте пальцы. Поместите указательный палец другой руки у основания большого пальца и вдыхайте, двигая пальцем вверх по одной стороне большого пальца. Переместите палец вниз с другой стороны большого пальца и выдохните. Проделайте то же самое с оставшимися четырьмя пальцами и делайте глубокие вдохи и выдохи, двигая пальцем. Дойдя до второй стороны мизинца, вы сделаете 5 полных глубоких вдохов.

    Вы также можете сделать это с близким другом или взрослым, которому доверяете. Попросите их вытянуть руку и провести пальцем по их руке, а затем сделать глубокий вдох. Или сделайте наоборот: протяните руку и попросите их провести пальцем по вашему. Вы можете делать глубокие вдохи вместе!

     

    Руки к плечам

    Иногда вы дышите грудью, а не животом, но это трудно заметить. Это простой способ выяснить, двигаете ли вы грудью или животом, когда дышите. Сидя или стоя, опустите руки по бокам. Затем согните руки в локтях и положите их на переднюю часть плеч. Попробуйте сделать глубокий вдох. Если ваши плечи много двигаются, больше сосредоточьтесь на дыхании животом.

     

    Радужное дыхание

    Руки начинаются вдоль туловища; руки поднимаются при вдохе и опускаются при выдохе (руки образуют радугу) — Смотрите видео на Youtube!

     

    Дыхание вулкана

    Представьте, что ваши руки и руки подобны лаве, вытекающей из вулкана. Начните с рук перед сердцем, соприкасаясь ладонями. Держа руки вместе, потянитесь прямо вверх и вдохните. Разведите руки и переместите их вниз по бокам и выдохните.