В одно ухо влетело... или упражнения для развития слуховой памяти у детей. Упражнения для развития слуховой памяти


4 упражнения, 1 методика и тест

Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать препараты для памяти и мозгового кровообращения. Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте качественные БАДы для мозга.

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой. Во всяком случае, для целостного восприятия окружающего нам необходимо прикладывать равные усилия, чтобы гармонично развивать слух, зрение и движения. А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

Содержание статьи

Как развить слуховую память: 4 упражнения и 1 методика

Техники развития фотографической памяти уже обсуждались на блоге. Почитайте.

Нижеприведенные рекомендации хороши своей простотой и эффективностью, за счет чего одинаково подойдут как взрослым, так и школьникам. Итак, вот четыре проверенных методики на развитие слуховой памяти.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попробуйте сконцентрироваться на окружающих вас звуках. Как правило, на время отдыха мы стараемся исключить все шумы вокруг, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, собственное дыхание или бульканье в животе (что актуально, если вам совсем повезло, и с посторонними звуками дефицит). При регулярной практике этого упражнения вы заметите, как улучшилась ваша слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение для активизации конкретно слуховой памяти

Такое же простое, как первое. Для него вам нужно уединиться, расслабиться и воспроизвести в уме любые звуки, голоса, тексты, услышанные накануне. Для усиления эффекта постарайтесь немного изменить их тональность или громкость. Так мы добиваемся четких воспоминаний звуков, а меняя в памяти их параметры, укрепляем хорошую слуховую память. Желательно уделять упражнению 5-7 минут ежедневно.

Упражнение с музыкой

Эта методика немного сложнее в том плане, что требует больше умственных усилий, а также плеер или другое музыкальное устройство. Задача заключается в том, чтобы начав прослушивать какую-либо знакомую композицию, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение у себя в голове. Лучшим результатом будет развитая возможность полностью прокручивать и прерывать в уме любимую музыку. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Методика чемпиона России по запоминанию

Я уже вспоминал о Станиславе Матвееве и его методике в предыдущих постах. Она поможет легко и быстро развить свою идеальную память (слуховую, в том числе). Получите доступ к руководству бесплатно!

Развиваем слуховую память у ребенка

А вот несколько актуальных методик для развития детской слуховой памяти. Конечно, дети дошкольного возраста требуют специального подхода, особенно в таком скучном деле, как монотонные упражнения. Так что вносим элемент забавы и следуем этим несложным рекомендациям:

  1. Периодично знакомьте ребенка с новыми словами (достаточно называть 8-10 слов в день и, по мере необходимости, их повторять) и просите его повторить какие-то из слов. Так вы заодно сможете определить уровень слуховой памяти чада.
  2. Поиграйте в продолжение фраз. Например, начните: «Я вышел во двор», а ребенок продолжит: «Я вышел во двор, чтобы встретить солнце», и так далее. Затем попытайтесь вместе вспомнить сложившийся рассказ. Здорово, если в игре будет несколько участников. Уже увлекательно, правда? Упражнение хорошо развивает объем слуховой памяти.
  3. Не менее интересно упражнение с ассоциациями для комплексного развития памяти. Суть в том, чтобы разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями разных предметов/явлений и поставить задачу показывать ту картинку, на которой изображено произносимое вами слово (обозначающее предмет/явление).

Тест на слуховую память

Ребята, а сейчас предлагаю остановиться вот на таком познавательном видео. Оно состоит из трех тестов. При этом каждый тест ориентирован на развитие различных подвидов слуховой памяти. Как по мне, довольно просто и продуманно. Интересно, понравится ли вам этот ролик. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях к посту!

Не забудьте рассказать о своих результатах теста. А также узнайте, что делать при ухудшении памяти и внимания.

Надеюсь, вам пригодилась эта информация и вы поделитесь ею со своими знакомыми в соц.сетях. Подписывайтесь на новости блога.

С вами был Денис Стаценко. Пока-пока!

vedizozh.ru

Развитие слуховой памяти у младших школьников: упражнения

Здравствуйте, дорогие друзья! На связи Евгения Климкович!

Нашим любимым детям нередко приходится слышать в свой адрес: «У тебя в одно ухо влетело, а из другого вылетело! Чем ты слушал?» Учителя ругаются, родители злятся. Только вот ребенок тут не причем. Это все слуховая память виновата. Это она не может ловушку для слов между ушами поставить. Чтобы слово в ухо влетало, а потом раз и в ловушку, и в голове оставалось.

И это, несомненно, мешает учебе. Ведь более 70% информации в школе ученик воспринимает именно на слух. Поэтому развитие слуховой памяти у младших школьников – дело нужное и важное. К счастью, существуют специальные интересные упражнения, которые помогут научиться не просто слушать, но и слышать. Да еще и запоминать услышанное.

«Снежный ком»

Это упражнение знакомо многим. Но наверняка не всем. Поэтому немного о нем расскажу.

Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.

Я говорю: «У меня в чемодане купальник»

Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»

Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»

Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»

И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить. Очень полезная забава.

Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп», при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или «открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией ограничивается.

«Художник — иллюстратор»

Чем отличается обычный рисунок от иллюстрации? Когда художник рисует рисунок, то он ничем не ограничен, что хочет, то и рисует. А если это художник-иллюстратор, то он ограничен содержанием рассказа, сказки или другого литературного произведения. Иллюстрация должна передавать смысл того, о чем написано в книге.

Для упражнения потребуются:

  1. Картинка – раскраска.
  2. Цветные карандаши.
  3. Заранее подготовленный небольшой рассказик, соответствующий картинке из пункта 1.

Добавим наглядности. Картинка может быть вот такой.

А рассказ вот таким.

У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сама паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать.

Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок.

Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка — это плюшевый коричневый медведь Тедди, он по ночам спит в моей кровати.

Порядок действий:

  1. Отдайте ребенку картинку.
  2. Попросите его внимательно послушать рассказ, который вы прочитаете.
  3. С выражением прочитайте рассказ.
  4. Дайте цветные карандаши и просите раскрасить картинку в соответствии с тем, о чем говорилось в рассказе.
  5. Проверьте правильность выполнения задания.

Вроде понятно объяснила, да? Картинки выбирайте любые, сначала не слишком замороченные, а потом уже и посложнее можно. Тексты составьте самостоятельно, опираясь на вашу картинку. Это упражнение тренирует еще и внимательность.

«Планета роботов»

Еще одно упражнение на рисование.

Вам потребуется:

  1. Лист бумаги.
  2. Карандаш.
  3. Заранее подготовленный текст.

Текст может быть вот таким.

Наш космический корабль благополучно добрался до планеты роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску. Вместо рук и ног — пружины.

Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством, а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.

Третий робот был самым красивым. У него было небольшое овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у трактора. А руки напоминали два полукруга.

Порядок действий:

  1. Попросите своего юного школьника внимательно прослушать текст.
  2. Прочитайте текст.
  3. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.
  4. Попросите нарисовать второго робота.
  5. Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения задания.

Это упражнение можно усложнить, если попросить нарисовать не одного робота, а двух. Можно добавить в описание цвета. То есть глаза будут не просто квадратными, а еще и красными, а туловище прямоугольным и синим.

«Ловец слов»

Не путать с «ловцом снов»)

Вам потребуется:

  1. Заранее подготовленная история.

Давайте сразу к примеру.

В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и запомнить) все слова, которые обозначают мебель.

Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол.

Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.

Порядок действий:

  1. Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова, которые обозначают мебель.
  2. Читаете текст.
  3. Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.

Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.

«Стоп сигнал»

«Зачем зайцу стоп-сигнал?» Слышали такую поговорку? Зайцу он может быть и не нужен, а нам очень даже пригодится! В этом упражнении.

Смысл его в том, что вы читаете отрывок из какого-нибудь рассказа или сказки, не знакомых ребенку. И когда он услышит стоп-сигнал, то должен вас остановить.

Что еще за стоп-сигнал? Это одно из предложений текста. Его нужно сообщить ребенку еще до того, как вы начнете читать. Например, для текста про мебель, который вы видели чуть выше, стоп-сигналом может быть предложение «Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках».

Только читайте с выражением, не обращая внимания на какой-то там сигнал. Не выделяйте его паузой или интонационно. Если и ребенок заслушается и не обратит на него внимания, то читайте до конца. А потом попросите его вспомнить, что было за задание, и попробуйте снова.

Ну как вам упражнения? По-моему, супер! Интересные, простые и в тоже время действенные. Много времени они не занимают, но зато требуют регулярности. Но ведь ради счастья дочки или сыночка не сложно найти 15 – 20 минут в день для занятий?

Развивая слуховую память, не забудьте о памяти зрительной, она тоже нуждается в вашем внимании. А еще было бы неплохо научиться своей памятью пользоваться. Научиться искусству запоминания.

О том, как проверить слуховую память узнаете из этого видео.

Небольшое дополнение к видюшке. Эта проверка больше подойдет для родителей, для взрослых людей. Принцип проверки памяти у детей тот же. Только будет достаточно 10 слов, состоящих из одного – двух слогов. Если удастся вспомнить 6 – 7 из них, то память на высоком уровне.

На сегодня все! Занимайтесь, развивайтесь и будьте счастливы!

Буду ждать ваших комментариев и новых интересных встреч на страницах блога!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

shkolala.ru

Упражнения на развитие слуховой памяти у ребенка

Содержание статьи

Упражнения на развитие слуховой памяти у ребенка должны проходить в тихой, приятной атмосфере. Все занятия носят форму игры, чтобы ребёнок мог полностью раскрепоститься и сосредоточиться. Развитая слуховая память поможет малышу пересказывать литературные произведения и без труда писать изложения в школе.

Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти

Занятия можно проводить дома. Всё, что нужно – это фантазия мамы! Не нужно целыми днями тренировать ребёнка. Достаточно уделить занятиям несколько минут в день.

Для наших занятий вам понадобятся:

  •  цветные карандаши или фломастеры;
  • распечатанные простые картинки;
  •  литературное произведение;
  • лист бумаги и ручка.

Упражнение 1: Весёлые картинки

Приготовьте распечатанную или нарисованную простым карандашом картинку, с изображением дома, собаки, забора и птицы.

Даём ребёнку картинку, читаем текст. Ребёнок должен воспринять на слух, какого цвета предметы на картинке и раскрасить:

На картинке синий дом,Чёрный пёс на страже.На заборе голубом,Воробей отважный.Серый маленький птенец,От собаки строгой,Увернулся наконец,Задремал немного!

Упражнение 2: Запоминалки

Мама произносит слова: дерево, кастрюля, стол, кресло, рубаха, кот, ведро, подушка, ваза, стакан.Ребёнок должен перечислить названные мамой слова. Порядок слов не имеет значения, главное, чтобы он назвал более 50 % предметов.

Упражнение 3: Сказка

В игре должны принять участие не менее 4 человек. Мама придумывает начало сказки, далее, по цепочке все дополняют сказку. Сказка должна быть короткая, чтобы ребёнок смог самостоятельно пересказать полученный рассказ.

Упражнение 4: Четверостишие

Мама с малышом, по очереди придумывают строчку из стихотворения. Для развития слуховой памяти достаточно 4 строчки. После того, как стих готов, ребёнок старается пересказать полученное.

Упражнение 5: Любимое занятие

Ребёнок оглашает своё хобби. Например – футбол. Мама добавляет к этому слову глагол. Например, играть в футбол. Ребёнок добавляет своё отношение к футболу: я люблю играть в футбол. Мама продолжает: я люблю играть в футбол с ребятами. Малыш уточняет: я люблю играть в футбол с ребятами на стадионе.Это упражнение продолжается до тех пор, пока ребёнок может повторять услышанное и добавлять новое.

Упражнение 6: Убери лишнее слово

Мама читает упражнение, в котором перечислены предметы, относящиеся к одной категории, например, о посуде. Но в задании есть одно лишнее слово, которое ребёнок должен назвать.

Кружки ровно в ряд стоят,Все тарелочки блестят,На плите стоит кастрюля,Сковородочка – чистюля!Возле ложек мяч лежитОн, как новенький блестит!Всю посуду перемыли,Ничего не упустили.

Упражнение 7: Отрывок из рассказа

Мама читает отрывок из любого детского произведения. Просит ребёнка запомнить прочитанное. Через 10 минут, мама читает произведение и просит малыша, остановить её, когда она будет читать услышанный ранее отрывок.

Упражнение 8: Барабанные палочки

Мама и малыш берут в руки по 2 карандаша или палочки. Мама отстукивает ритм, ребёнок повторяет. При успешном выполнении задания ритм усложняется.

Упражнение 9: Пересказ

Мама читает ребёнку небольшой рассказ и просит ребёнка пересказать услышанное. Лучше взять рассказы для малышей, они короткие и легко запоминаются.

Упражнение 10: Учим стихотворение

Мама читает ребёнку стихотворение. Вместе с ребёнком разучивает его. Далее мама начинает строчку из четверостишия, ребёнок заканчивает. Потом наоборот, малыш начинает строку – мама завершает.

С помощью простых упражнений вы сможете тренировать и развивать у ребёнка слуховую память. На первый взгляд это очень сложно. Но на самом деле, дети очень легко воспринимают информацию на слух и с радостью воспроизводят её.

detskoerazvitie.info

Как тренировать слуховую память: весело и эффективно

Рада приветствовать всех читателей и гостей блога Blog-Bridge.ru. С вами Екатерина Калмыкова. Наверняка каждый из нас ни раз слышал такую фразу «схватывает на лету». Так обычно говорят о людях с развитой памятью, в первую очередь, слуховой.

Есть такие люди — уникумы от природы, но на определенном уровне эти способности — дело наживное. И вообще, я считаю, что практически каждую способность можно развить в себе самостоятельно путем регулярных занятий и упражнений, способствующих данному процессу.

Главное не лениться, не винить во всем матушку-природу или родителей, а трудиться и еще раз трудиться.

Поскольку для блогера, да и вообще для любого человека, очень важно, чтобы эти два вида памяти были развиты как можно лучше. Ведь именно они чаще всего нас выручают, облегчают нам работу и помогают при возникновении определенного рода проблем.

О том, как улучшить зрительную память мы говорили с вами в этой статье. А сейчас поговорим о том, как натренировать запоминание речи, музыки, иных звуков, чтобы преуспеть в делах и лучше ориентироваться в повседневной жизни, то есть как развить слуховую память.

Содержание статьи:

Слышать — важное умение

Среди разных видов памяти слуховая занимает свою значительную нишу. Наш мир наполнен звуками, и часто они весьма значимы для нашей безопасности, спокойствия, профессионального и личного развития. Существует определенный набор рекомендаций, как тренировать слуховую память, но сначала давайте вспомним, как этим инструментом умели пользоваться наши предки.

Веками и тысячелетиями от поколения к поколению передавалась важнейшая информация, где-то в виде точных знаний, где-то в форме легенд, сказаний, религиозных и бытовых наставлений, стихов и песен. И ведь запоминали огромные тексты, в том числе, гомеровские поэмы и русские былины, философские трактаты разных авторов, математические выкладки!

Тайные знания сознательно старались не доверять бумаге, их хранили доверенные носители мистического наследия.

Сегодня у ребенка и взрослого есть набор «подручных» гаджетов, помогающих быстро находить нужные ответы, и даже таблицу умножения, теоретически, можно не учить: смартфон с калькулятором работает надежнее джина из кувшина.

Информацию, которая нам важна и интересна, мы запоминаем без труда и не прилагая особых усилий. Музыканту режет ухо фальшь любителей караоке. Талантливый автослесарь по звуку двигателя может определить некоторые его неполадки. Мать по малейшим нюансам интонаций различит голоса близняшек.

Вопрос в том, как помочь себе усвоить другую, менее важную для нас, информацию.

Кратковременная, но такая нужная

У школьников и людей, давно повзрослевших, существует память кратковременная. Ее назначение - это первичная обработка информации для ее понимания. Буквально несколько секунд нужно, чтобы принять услышанное, подвергнуть быстрому анализу, извлечь нужное и отправить этот «урожай» звуков в долговременное семантическое хранилище.

Этот вид слуховой памяти особенно востребован детьми. Ведь они изучают мир, каждый день встречаются с новыми понятиями, расширяют кругозор и словарный запас, учатся логике и запоминанию.

Что же мешает распознаванию и запоминанию со слуха?

  • Рассеянность;
  • Отсутствие интереса к предмету;
  • Болезнь, физиологические проблемы памяти;
  • Слабость или нечеткость звуковых сигналов.

Постарайтесь отсеять эти помехи и потренируйте с ребенком простейшие приемы укрепления разных подвидов слуховой памяти.

Итак, давайте подробнее остановимся на таком вопросе: как развить слуховую память? И отдельно поговорим как это сделать для детей, и для взрослых.

Для детей: учимся, играючи

Как развить запоминание, не отталкивая  ребенка от этого занятия?

Это вполне возможно, если занятия организовать в виде игр:

  • «Телефон». Суть: повтори вслух несколько слов, сказанных водящим на ушко. На первом этапе предложите чаду запомнить 3-4 произнесенных вами слова, когда навык закрепится, увеличивайте «дозу» постепенно, доведя до 10 слов. Отлично, если из них испытуемый запомнит 7-8, это искомый результат для долговременной памяти, для кратковременной — чуть меньше.
  • Добавь предмет. Добавление к перечисленному, например, «расставляем» на праздничном столе блюда. Мама говорит, что поставила салат. Ребенок добавляет: хлеб и т.д. Главное - не только назвать больше кушаний, но и не повторять то, что уже «выставлено».
  • Воспроизведи звуковой сигнал, то есть надо повторить набор звуков. Хлопаем в ладоши или стучим по столу, берем в руки металлофон или иначе производим звуки. Ребенок их воспроизводит в нужном порядке.
  • Вспомни пару. Это упражнение не просто на реакцию и абстрактную память, здесь подключается и логика. Пары слов типа: лес-деревья, поле-цветы, школа-учитель произносит ведущий. Потом он же называет одно из понятий связки, ребенок добавляет второе.
  • Подбери ассоциацию. Ассоциации — самое сложное, но и довольно интересное, в развитии предыдущей игры. К каждой из картинок надо будет подобрать ряд тематических слов. Скажем, к картинке с машинкой малыш добавляет понятия: «руль», «колесо», «водитель», может быть, «светофор» и т.д.

Для взрослых: полезное с приятным и увлекательным

Похожие задания можно использовать и для развития слуховой памяти в любом возрасте, ведь законы психики, да и физиологические реакции в основе — те же. И так же, как в ситуации с детьми, у взрослого запоминание идет эффективнее, если оно не «насильственное».

Наверняка каждый из нас с удивлением, спустя многие годы, обнаруживал в своей памяти увлекательные рассказы любимых учителей, а иногда и формулы из физики или математики, что отложились в ходе интересных уроков. Поэтому важно на тренировку настроиться, дать самим себе установку: это не только полезно, но и «прикольно».

Cамые простые приемы:

Прием 1. Перед сном расслабьтесь и постарайтесь из окружающих шумов вычленить конкретные звуки. У соседей по-прежнему громко работает телевизор. За окном, где-то далеко, лает собака. Загудели провода, видимо, ветер усиливается. А на кухне осторожно шуршит оставленным на полу фантиком котенок. Полная картина мира!

Прием 2. В обеденный перерыв или другое удобное время, например, принимая ванну, вспомните какой-то услышанный недавно звук. Пусть это какая-то просьба родственника. Произнесите ее про себя с максимально точной интонацией. Потом попытайтесь изменить громкость и оттенки настроения фразы. Забавно и весьма продуктивно.

Прием 3. Прослушайте отрывок песни или иного музыкального произведения. Поставьте на паузу и повторите. Теперь попробуйте то же самое, но «в виртуальной реальности», без звуковоспроизводящей аппаратуры, в уме. Работает мощно. Учите стихи, выбрав те, что вам реально нравятся, читая их вслух или включив аудиокассету. И время по дороге на работу скоротаете с пользой, и память усовершенствуете, и при случае сможете блеснуть эрудицией перед коллегами, партнерами, другими людьми, которых хочется удивить.

Предлагаю вам пройти тест из видео, который покажет, насколько развита ваша слуховая память. Скажу вам честно, у меня результат не очень хороший. Я уже давно заметила, что зрительная память у меня развита намного лучше слуховой.

Поэтому в последнее время я усердно стараюсь эту ситуацию улучшить. Потом обязательно напишу вам, что у меня из этого получилоась и какие приемы оказались для меня наиболее эффективными.Скороговорки, последние новости, звук шагов, особенности речи других людей — есть масса вещей, которые мы слышим и можем запомнить. В жизни все может пригодится. Поэтому, будьте внимательны, наблюдательны, не теряйте интереса к окружающему, и тогда слуховая память будет развиваться с минимальными усилиями с вашей стороны.

Результат конкурса «Комментатор-снайпер»

А теперь я хочу поздравить нашего победителя-снайпера, который оставил 400-й комментарий на нашем блоге.

Напишите ваш кошелек и мы переведем выигрыш.

Напоминаю: следующий призер в «снайперском» конкурсе будет тот, кто оставит 500-й комментарий. О всех конкурсах, которые проводятся на блоге, можете прочитать здесь.

Читайте — высказывайтесь в комментариях — выигрывайте!

А я  буду с вами прощаться. Пока-пока!

Понравилась статья — поделись ее в социальных сетях!

Подписывайся на обновления блога, чтобы получать все самое интересное прямо к себе на почту.

До новых встреч, с вами была Екатерина Калмыкова

 

 

blog-bridge.ru

Слуховая память. Как развить слуховую память?

Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.

Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.

Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:

1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.

2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться  с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.

3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой ссылке.

4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.

5 Читайте книги,  которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.

6 Прослушивание  аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.

7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.

8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.

9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.

10   Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.

Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других  когнитивных функций   регулярно. Успехов Вам в совершенствовании себя!

 

 

Фото: doggo

b-trainika.com

Как развить слуховую память дошколят: игры и упражнения

Среди других видов слуховая память занимает особое место, ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

  1. Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
  2. Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
  3. Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности. Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
  4. Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
  5. Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие. Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки. После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

В игре активно развивается слуховая память и внимание при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка, Расписная погремушка Дзынь, дзынь…

Трам-там-там, трам-там-там, Барабаню в барабан. Очень громко, знаю сам…

Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: Бум! Бум! Трам - та - ры! Улетайте, комары!

Дин-дон – ксилофон, Слышен нежный перезвон. По брусочкам бью, дин-дон, Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий. Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить. Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

Шар воздушный, шар воздушный Вырывается из рук. Непослушный, непослушный – К потолку взлетает вдруг. Надо мне его поймать И за хвостик привязать.

Или стихотворение С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь, Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм. Когда бубен звучит тихо и не спеша – мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро – мышка прячется, потому что приближается кошка. В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко – дождик, грибок – мальчик с корзинкой, бабочка – сачок.

«Раз словечко, два словечко – будет песенка»

Эта игра – забава очень нравится детям, но предполагает наличие хотя бы небольшого опыта у детей. Можно предлагать ее малышам и усложнять по мере того, как ребенок будет разучивать детские песенки. Средние дошколята уже легко смогут принять участие в этой забаве. Взрослый делает подборку знакомых песенок и дает послушать их ребенку. Тот должен отгадать, какая прозвучала песенка. Для поддержания интереса родитель поет вместе с малышом знакомый куплет. Средним и старшим дошколятам в игру интересно будет ввести соревновательный элемент, кто больше мелодий отгадает – получает приз. Забава также хорошо подойдет для семейного досуга. На прогулке или на даче можно играть в эту игру под голосовой аккомпанемент.

Игры и упражнения для средних и старших дошколят

В среднем и старшем дошкольном возрасте упражнения на слуховую память становятся более сложными, так как усложняются задачи работы с детками. Например, большое внимание уделяется формированию у них фонематического слуха, хорошее развитие которого необходимо при обучении чтению и письму. Старший дошкольник должен уметь не только воспринимать звуки, но и различать их по звуковому составу, по отдельным признакам (твердости – мягкости, звонкости – глухости). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу. От родителей требуется, чтобы создавалась такая домашняя среда, которая была бы направлена на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Это не только специальные игры и упражнения, но и весь образ жизни семьи.

  • Речь и слушание взрослого должны быть примером для подражания ребенка: родители сами должны соблюдать интонационную выразительность речи, учить умению слушать друг друга, не кричать при общении, обращать внимание малышей на красоту природных звуков, различая их по высоте, тембру, ритму.
  • Исключать в доме раздражающий шум, который рассеивает внимание детей, приводит к напряжению слуха.
  • Организовывать разнообразный досуг дошколят, посещая с ними музыкальный театр, детские театральные постановки с музыкальным сопровождением, в семейном кругу проводить игры – драматизации по народным сказкам, потешкам, стишкам.
  • Создавать развивающую предметную среду, предлагая детям обучающие (дидактические) игры, прослушивание аудиокассет с песенками, сказками, пополнять игровой уголок музыкальными игрушками: флейта, детское пианино, губная гармошка.
  • Если есть возможность, предложить ребенку посещение музыкального или хорового кружка.

Какие игры и упражнения для развития слухового внимания родители могут проводить со средними и старшими дошколятами? Специалисты предлагают для тренировки как классические, так и современные игры на развитие слуховой памяти и внимания.

«Какие машины стоят в гараже?»

Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном – машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем – с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

В саду стоит зеленый дом, Крыша красная на нем, Рыжий пёс на страже. На заборе голубом, Сидят воробышки вдвоем, Чирикают отважно: «Увильнули, наконец, От собаки строгой, Можно отдохнуть нам, братец, Подремать немного!»

«Сочинялки»

Аналогичные упражнения взрослые вместе с дошколятами могут придумывать сами. Например, сочинять стихотворные строчки на любой сюжет:

  • «дождь стучит по крыше, тише, дети, тише»;
  • «елку наряжаем, праздник приближаем»;
  • «трудится мама, трудится дочка, сажают на клумбе цветочки».

Когда небольшие стишки будут придуманы и повторены, предложить ребенку воспроизвести их. Задания можно использовать во время прогулки с детьми, семейного досуга на природе. Хорошо использовать соревновательные элементы: кто больше придумает и запомнит стихотворных строк; поощрительные призы.

«Что лишнее?»

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, классификацию предметов. Взрослый читает стихотворение медленно, предлагая дошколенку внимательно послушать егои назвать все предметы обобщающим словом, найти лишнее понятие.

Кружки ровно в ряд стоят, Все тарелочки блестят, На плите стоит кастрюля, Сковородочка – чистюля! Возле ложек мяч лежит Он, как новенький блестит! Всю посуду перемыли, Ничего не упустили.

Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. А вот и лохматый пес. Он посуду нам принес.

Специалисты рекомендуют со старшими дошколятами проводить специальные слуховые упражнения, которые помогают воспринимать и воспроизводить ритм, совершенствовать у ребятишек различные виды памяти, произвольное внимание, моторно-двигательную активность.

Специальные упражнения на развитие слухового внимания и памяти

«Послушай и повтори»

Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Сыграй, как я»

Дошколята при помощи детской музыкальной игрушки повторяют ритмический рисунок, заданный взрослым.

«Ходьба и бег под бубен, под считалку»

Взрослый договаривается с игроками, какие движения выполнять под ту или иную музыку, затем ударяет в бубен с разным ритмом, темпом, громкостью. Дошколята должны на слух воспринимать звуки, действовать в соответствии с заданиями. Можно использовать стихотворный ряд, главное, чтобы соблюдался определенный ритм, который дает возможность ребятишкам тренировать слуховое внимание и моторно-двигательную активность в комплексе.

Еле-еле, еле-еле Закружились карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не кружите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два. Вот закончилась игра!

«Музыкальный вечер»

Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна – яркая для веселой бодрой музыки, другая – в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детишкам предлагают угадать, какой музыкальный инструмент прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

Важно: уважаемые взрослые, с помощью доступных и увлекательных игр, упражнений вы можете тренировать внимание и слуховую память своего ребенка, развивать мыслительные процессы. Такие тренировки помогут вам подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

myintelligentkids.com

Упражнения на развитие слуховой памяти — Мегаобучалка

Упражнения

Для развития памяти младших школьников

Упражнения на развитие зрительной памяти

Запоминаем зрительно

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

«Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Фигуры»

 

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти. Мы приводим в качестве примера вариант средней сложности, подходящим для второклассников, которые имеют опыт выполнения подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

Вариант 2

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

 

Упражнения на развитие слуховой памяти

Запоминаем на слух

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

«Эстафета слов»

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевыешляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесилижелтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А краснымишарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирляндусинихзвездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Вариант 2

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стенысинейкраской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух сжелтыми лепестками икоричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты«Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяцВасилийобъявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к совеМарусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

«Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).

«Инопланетяне-2»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

 

 

megaobuchalka.ru