Правила и упражнения по русскому языку для 3 класса. Упражнение для 3 класса по русскому языку


Правила и упражнения по русскому языку для 3 класса

Тренинги наиболее сложных для правописания и понимания тем русского языка представлены в книге Федоровой Т. (к учебнику Рамзаевой Т.). Задача автора – помочь учителю и родителям в подборе качественного интенсивного материала для обучения третьеклассников.

Пособие содержит правила и упражнения по русскому языку для 3 класса. Книга соответствует общему программному стандарту, поэтому ее можно использовать в дополнение ко всем учебникам (не зависимо от авторства). Упражнения и задания, подобранные Федоровой Т., направлены на развитие грамотной речи, орфографической культуры, пониманию структуры и логики родной речи.

Для учеников 3 класса наиболее проблемными являются правила по русскому языку, связанные с твердым знаком. Шесть вариантов упражнений каждого типа позволят учителю провести диагностику или актуализацию знаний эффективно. Для индивидуальной работы над ошибками целесообразно использовать те упражнения по русскому языку для 3 класса, которые ребенком еще не решались.

Следующая тема, в которой третьеклассники допускают ошибки часто – написание неизменяемых приставок (за -, на-, над -; со -, про -, об -, до — и так далее). Правила для изучения русского языка в 3 классе, приведенные перед каждым блоком заданий, напоминают детям в краткой форме те явления родного языка, над которыми будет проводиться работа.

Далее по порядку идут упражнения и правила русского языка за 3 класс, связанные с правописанием приставок и предлогов, суффиксов, гласных в корне слов, парных согласных, согласных, произносимых нечетко или непроизносимых, мягкого знака после шипящих, правописанием частей речи.

В библиотеке нашего сайта Вы найдете это и многие другие пособия для успешной учебы Ваших маленьких школьников. Все книги на одной полке – это очень удобно.

Издательство: ЮнвесГод издания: 2005Автор: Федорова Т.Л.Формат: PDFКоличество страниц: 87Язык: Русский

 

Скачать бесплатно pravila_i_upragneniya_russkiy_yazik_3_klass_uchebnik.pdf

www.vse-dlya-detey.ru

Упражнения по русскому языку для 3-го класса

С одним правильным

Какое окончание и почему имеет слово город в словосочетании «жить в город...»?

  • Аокончание -е, потому что это существительное 1 скл., П.п
  • Бокончание -и , потому что это существительное 3 скл., П.п.
  • Вокончание -е, потому что это существительное 2 скл., П.п.
  • Гокончание -е, потому что это существительное 2 скл., Д.п.
Показать правильный ответ #12483
  • Склонение существительных
  • Второе склонение

testonik.net

Комплекс игр и упражнений по русскому языку. 3 класс.

Комплекс игр и упражнений по русскому языку

3 класс

Как слова друг за друга цепляются?

(Методики диагностики словесно-логического мышления)

Поймай предложение за хвост!

Сейчас я буду зачитывать предложения, которые нужно закончить правильным словом. Тебе нужно выбрать правильное слово из нескольких вариантов. Верный тот, который указывает на качество, без которого предмет или явление никак не могут обойтись.

Властелин слов

(развитие словесного анализа)

Слова зовут на помощь.

Ой-ой-ой-, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с дружкой. Помоги им освободиться - возьми карандаш и проведи вертикальные линии между словами.

  1. Котигракукланожницыкнигагрядка

  2. Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодкоцертлосьутролошадьзаборландышбурякачеликотлета

  3. Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарь

Слова-хамелеоны

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Перед вами пары слов. Посмотрите. Они как будто похожи, но их значения совершенно различны. Подумайте, что превратило «розу» в «козу»?

борода - города

весенний - весёлый

редкий - резкий

пожар - повар

лиловый - ледовый

точный - точёный

баран - барабан

попугай - поругай

икра - игра

река - рука

огород - город

корова - корона

точка - бочка

умный - умелый

Рассказ склеился. Что делать?

Вот видишь, не зря ты учился спасать слова! Теперь тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова, как в прошлый раз вертикальной чертой. А потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь большой буквой. А теперь прочти рассказы вслух, делая паузы между предложениями.

  1. Красиврусскийлесзимойбелыекружевазастылинаберёзкахблестятпушистыешапкинавековыхеляхисоснах.

  2. Заглянулосолнышковлесзаискрилисьшишкинаветкахёлкиналеснойтропезатаиласьрысьнаполянкувылетелрябчиконуселсянаветкуветероквеселозаигралсберёзамиполетелпервыйпухзимылесзапелпесню.

  3. Заяцночьюходитпополямилесамбезстрахаегоследыпрямыеноутромонначинаетсострахуметатьсяипутаетследыохотникитожепутаютсяподвойнымследамидалёкимпрыжкамониудивляютсяхитростизайцаазаяцинедумалхитритьонпростовсегобоит-ся.

  4. Пошёлраннимутромёжпогулятьполесуувиделкраснуюягодкуинакололеёнаиголочкужёлтыйлистоконтоженакололнаспинкуприметилвлужеголубуюзвёздочкузахотелёжикеёнаколотьничегоневышлонакрылонэтуудивительнуюзвёздочкулопухомирешилподождатьпоказалосьнадлесомсолнышкозапелиптичкиподнялёжиклопухаподнимвместозвёздочкизасиялосолнышко.

Строим мостики между словами.

Перед тобой два столбика слов. Найди в них слова, которые отличаются друг от друга только одной или несколькими буквами, подчеркни эти отличающиеся буквы. Соедини эти слова линиями, и получится много мостиков. Пронумеруй их.

машина

ворота

точка

подушка

листок

порожек

робот

пуховый

пороша

хохот

дедушка

кочка

виток

хобот

девушка

малина

пороль

лягушка

порожний

свисток

ворона

пушной

Теперь запиши каждую пару слов под своим номером в эту табличку.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Читаем вверх тормашками.

Посмотри, текст лежит боком. Прочитай напечатанный текст. Голову поворачивать за текстом нельзя.

А теперь попытайся прочитать перевёрнутый кусочек.

Прочитал? Перескажи содержание всего рассказа. Если нужно перечитай его снова.

Начинаем строительство новой школы для волшебников.

Слова - это камешки или кирпичики, из которых строится здание фразы. Кирпичики дам тебе я, а ты построй из них предложения. Вот строительный материал.

забавный щенок

спелая ягода

колючий куст

полная корзина

весёлая песня

лесное озеро

А в следующих фразах слова-кирпичики перепутались. Расставь их, пожалуйста, по своим местам. Запиши получившиеся фразы.

  1. Дымок идёт трубы из.

  2. Любит медвежонок мёд.

  3. Стоя вазе цветы в.

  4. Орехи в белка дупло прячет.

Королевский замок.

Мы с вами уже знаем, что слова - это камешки или кирпичики. А построенные из них фразы - стены. Когда стены предложений крепко-накрепко приладятся друг к другу, получится замок рассказ. Этим мы сейчас и займёмся.

Составь из слов предложения.

  1. Снег на легко землю падал.

  2. Мороз на узоры рисовал окнах.

  3. Зима в ранняя этом наступила году.

  4. Корм им клюют птицы посыпанный.

  5. Стоит столик в для саду птиц.

Теперь составь из получившихся предложений рассказ, придумай ему название и запиши в свою тетрадь. Попробуем выстроить ещё один словесный замок.

Составь из слов предложения.

  1. Горы поле с большое видно.

  2. Росли на месте они высоком.

  3. Дорожки ель возле высокая росла.

  4. Большие в деревья парке были.

  5. Под усталые садились люди деревом.

Составь из получившихся предложений рассказ и придумай ему название. Сколько раз в твоём рассказе встретились слова «большой» и «высокий»?

Расставь слова по росту.

Конечно, ты знаешь, что слон больше мухи. А количество букв в слове «слон» и «муха» одинаковое. Я буду парами произносить слова, а ты слушай внимательно и думай, какое слово длиннее, а какое короче.

  • Карандаш и карандашик. Какое слово короче и почему?

  • Кот и кит. Кто больше? Какое слово длиннее?

  • Удав и червячок. Какое слово длиннее и почему?

  • Хвост и хвостик. Какое слово короче. Почему?

О чём рассказали пословицы?

Всем известно, что в пословицах заключена народная мудрость. Надо только уметь её оттуда извлекать. Сейчас посмотрим, умеешь ли ты это делать?

Я стану одну за другой произносить пословицы и давать по три варианта их значения. Твоя задача - выбрать верный.

1.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Если отрезал что-нибудь неправильно, ножницы не виноваты.

  2. б)Прежде чем что-нибудь сделать, надо хорошенько подумать.

  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал для покупателя.

  1. Лучше меньше, да лучше.

  1. Приятней выпить стакан сока, чем два стакана лекарства.

  2. Приятней изредка ездить в такси, чем часто ходить пешком.

  3. Одну хорошую книгу прочитать полезней, чем пять плохих.

  1. Поспешишь - людей насмешишь.

  1. Клоун быстро скачет по арене, чтобы вызвать у зрителей смех.

  2. Торопливость может привести к нелепым и смехотворным результатам.

  3. Тот, кто бегает, не глядя по сторонам, может свалиться в лужу.

  1. Куй железо, пока горячо.

  1. Металл надо ковать, предварительно раскалив его.

  2. К важным делам лучше приступать в жаркую погоду.

  3. Не откладывай дел, для выполнения которых возникли благоприятные обстоятельства.

  1. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

  1. Не стоит ссылаться на обстоятельства, если сам виноват.

  2. Зеркало отражает то, что существует на самом деле.

  3. Приобретая зеркало, проверь его качество.

Пословица недаром молвится

В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни, свой вековой опыт. Больше тридцати тысяч пословиц собрал Владимир Иванович Даль: о родине и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности. Книга Даля «Пословицы русского народа» - это свод народной мудрости. Какие народные пословицы вы знаете? Вдумайтесь в начало пословицы, вспомните или подберите подходящий конец.

Прочитайте короткие рассказы Л.Н.Толстого. Вам станет ясен смысл русской народной пословицы в названии каждого рассказа.

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:

- Непонятна!

Ему дали другую. Он сказал:

- Скучно! Не за то волка бьют, что сер.

Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:

- Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер.

А охотники сказали:

- Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Еще раз прочитайте русские пословицы, в них мудрость народная. Вдумайтесь в смысл краткого изречения и попробуйте сочинить короткий рассказ из жизни.

«Разъедини слова»

  1. Подобрать девиз урока (пословицу, крылатое выражение) или тему урока.

  2. Записать все слова рядом.

  3. Задание для учеников разъединить слова и прочитать девиз (тему) урока.

Пример: Девиз: Словоодеждавсехфактовазвукодеждаслова. (Слово-одежда всех фактов, а звук – одежда слова. К. Станиславский).

Тема урока : Склонениеименсуществительных (Склонение имен существительных).

«Бананы»

  1. Выбирать ключевое слово урока.

  2. Подобрать фразу, при помощи которой зашифровать это слово.

  3. Зашифровывать ключевое слово в выбранной фразе без изменения последовательности букв.

  4. Дать учащимся задание найти и зачеркнуть фразу, чтобы получить ключевое слово урока.

Пример: языксуфрафизумотккрывасет («Язык разум открывает» Н.В.Гоголь - Суффикс ).

Руссслокийвочелсоовекдоброчепомтаннитие («Русский человек добро помнит» - Словосочетание)

На этапе сообщения темы урока использую такие упражнения ка «Дешифровщик» «Морской бой», «Загадочный домик», «Микрофон».

«Дешифровщик»

  1. Обозначаю ключевое слово урока.

  2. Зашифровываю его с помощью цифр.

  3. Даю ученикам задание расшифровать тему урока.

Например:

241254 –ГЛАГОЛ

340 678266136249552 – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Языковые игры

«Слово или не слово?»

Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет букве и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово.

…от (к,ж,р,п,ф) со… (б,к,м,щ,р)

…ара (г,ж,ф,п,р) сто…(л,г,ж,н,т)

…арта (в,д,к,с,п) поро… (г,х,с,б,ф)

Игры с перестановками букв.

С буквой К иду на кокос,

А без К тебя ужалю в нос! (коса-оса)

(Слова для составления стихов: склад-клад, дрожь-рожь, столб-стол, гроза-роза.)

Замени букву!

С К – в полях меня найдете,

С Г – частушку запоете,

С В – мне нужен гребешок (колос-голос-волос).

Переставь буквы!

Воздух в шину я вдуваю,

Помогаю колесу,

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу (насос-сосна).

(Слова для составления стихов: тёрка-актёр, рамка-марка, влага-глава, среда-адрес, товар-автор)

Раздели слово, чтобы из каждого получилось по два:

Горизонт, полоса, завод, столица, часто

Добавь букву – получи новое слово:

Нас+т=наст, мы+с=мыс

Отними букву – получи новое слово:

Устроить-с=утроить, гордиться-р=годиться

Шарады

Слово составляют из слогов, например:

Из писка птиц мой первый слог,

Второй – с коровьей головы.

Откройте печь, а там - …

Тот, что не раз хвалили вы. (пи-рог)

Составьте сами шарады к словам: Вол-га, пар-та, по-беда, за-суха

Ребусы

Оттенки значения слов.

Составим гнездо родственных слов с суффиксами, например:

Дом – домище, домина, домик, домишко

Рука – ручища, ручка, ручонка, рученька

Колесо приставок

Словесный квадрат

Загадки

Как построена загадка? Предмет описан, указаны его признаки: один – В первой загадке, четыре – в последней. Но признаки указаны не прямо, а с намеком, иносказательно…

Не попробуете ли вы сами сочинить загадку?

А попозже будем объявлять конкурс на лучшую загадку.

Серебряные нити

Сшивают землю и небо (Дождь).

Серый маленький Денис.

На веревочке повис (Паук).

Желтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце встает,

Туда он и глядит (Подсолнух).

В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине (Чайник).

Секреты создания рекламного текста:

Рекламный текст – дает информацию о чем-либо и привлекает наше внимание.

Секреты создания рекламного текста:

1.Рекламный текст всегда ОБРАЗНЫЙ и всегда требует от читателя и слушателя ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ.

«Мягкая хрустящая корочка, слой высококалорийного шоколада – все это НУТЕЛЛА! Это лучший продукт к завтраку: хлеб с НУТЕЛЛОЙ – это лучшее начало дня…»

2.Рекламный текст всегда приглашает к диалогу и строится на ДОВЕРИИ и УБЕЖДЕНИИ.

«Все дети – любят, все мамы – советуют…»

«Рекомендации лучших собаководов!»

«Помогите вашему питомцу стать здоровым!»

«Мы хотим, чтобы вы были здоровы! Экологическая защита для всей вашей семьи…»

3.Рекламный текст всегда НАГЛЯДЕН: используются рисунки, фотографии или дается словесное описание рекламируемого товара.

Задания:

1.Прочитайте текст и, используя свой опыт зрителя и слушателя рекламы и привлекая полученную информацию о требованиях к рекламному тексту, распространите, усовершенствуйте текст РЕКЛАМНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ.

В нашем городе

Выступает с новой программой

ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ.

Программа будет проходить

В помещении цирка.

Ждем вас.

2.Рекламный текст может не только сообщать о каком-то готовящемся событии, но и ярко описывать и представлять какой-либо предмет.

Выберите что-либо из предметов, которые вам особенно дороги, памятны: новая, интересная ИГРА; прекрасно иллюстрированная и, конечно, полезная для школьника вашего возраста КНИГА; приготовленный по специальному домашнему рецепту вашей мамы или бабушки – ПИРОГ; выращенный на вашем садовом участке необычный цветок, помидор, лук или другое РАСТИТЕЛЬНОЕ ЧУДО.

Словом, выбрав РЕКЛАМИРУЕМУЮ ВЕЩЬ, сделайте ее яркое, запоминающееся описание и предложите свои услуги по покупке такой же вещи или ее изготовлению.

Сочинение нелепиц.

Предлагаем вам сыграть в «Небывальщину» , а затем проверить ваше умение сочинить «нелепицы».

Первый ученик рассказывает свою «небывальщину», утверждая, что всё было именно так, как он говорит. Следующий должен усомниться, или «возмутиться»: «Неправда, такого не бывает! Поди обманываешь?!» А затем со словами: «А вот у меня была истории!» - продолжить свой «небывалый случай».

Шутка, юмор, хорошее настроение пусть сопутствуют вашим фантазиям.

Я гуляла по улице и увидела дверь. Вошла в эту дверь и очутилась в стране Сладостей. Там вместо солнца был леденец, вместо листьев – шоколадки, протекала шоколадная река. По небу проплывали сладкие облака, которые можно есть. (Мельникова Ксения)

Как мы сочиняем отзыв

Напишите отзыв о любимой передаче.

Помните, что главное для жанровой формы отзыва – объяснение впечатлений, положительного отношения. Поэтому не забывайте об оборотах: «мне кажется», «я хочу особенно подчеркнуть», «мне хочется еще сказать», «я хочу особенно подчеркнуть», «я особенно ценю то».

И, конечно, в вашем отзыве должны быть использованы оценочные слова: «прекрасно», «замечательно», «ярко», «выразительно» и т. д. Они помогут выразить ваше отношение к тому, о чем вы говорите. А это – самое главное для отзыва.

Итак, продолжите:

… По моему мнению, самой интересной телепередачей для ребят является…

Я её смотрю с большим удовольствием, потому что…

Можно начать так:

Одной из самых интересных телевизионных передач, на мой взгляд, является…

Я легко это могу доказать! Во-первых, эта передача… Во-вторых, в ней всегда…

Сочинение. Вслед за авторским замыслом

Одно из интересных заданий, которые очень любят выполнять ученики 1-2 классов, заключается в изменении авторского замысла. Сочинение по сказке Ф. Д. Кривина «Мечта»

Мечта.

Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание.

Прежде всего ее, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо – у нее такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу, наверное, построят санаторий. На том берегу - порт или еще что-нибудь. Да, кстати, почему в нее никто не впадает?

Размечталась Лужица – и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах, что на земле от нее только сухое место осталось.

… Воспарила Лужица и стала облаком. На небе её поджидали другие лужицы, превратившиеся в облачка и добрый волшебник – маленький седой старичок. Облака тоже мечтали о внимании. Волшебник, который дарил всем радость, сжалился над ними и сделал так, чтобы ветер перенёс их на Гаваи. Потом они превратились в дождь и спустились в море, по берегам которого построили несколько пятизвездочных отелей. Так сбылась мечта Лужицы. (Веселова Анна)

КВН по русскому языку в начальной школе.

Конкурс проводится в форме путешествия по сказочному лесу, где ребята попадают в гости к одному из героев сказки «Три медведя» - Мишутке. Поэтому для оформления необходимо приготовить изображение медвежонка или игрушку. У Мишутки заготовлены в конвертах задания к каждому конкурсу. На каждом конверте простален номер задания по порядку. Может быть использована корзинка для конвертов с заданиями.За выполнение заданий каждая команда получает определённое количество очков. Очки очень удобносчитать баранками или бубликами, сушками, которыми Мишутка угощает победителей.

Кокурс-разминка. «Назови меня одним словом».

Ведущий, обращаясь поочерёдно к каждой команде, называет словосочетания, вместо которых члены команд должны сказать одно слово - имя существительное:

ХРАБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК

ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК

СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ВЕСЁЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

ХРАБРЕЦ

БОЛТУН

ЛЕНТЯЙ

МУДРЕЦ

БОГАЧ

ГРУБИЯН

СИЛАЧ

ВЕСЕЛЬЧАК

Конкурс «Ответь на пять!».

Конкурс состоит из трёх этапов. Мишутка очень интересуется, чему научились ребята в гимназии, умеют ли они правильно читать, писать, считать.

  1. Прочти, что здесь написано.

Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.

Алфавит, средства, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Чудес_ный, мес_ность, гла_кий, но_ки, по_писать, об_явление, тр_пинка, к_ртофель,.

Прекрас_ный, трос_ник, скоь_кий, ло_ки, 0_бедать, под_езд, сн_жинка, м_ковь

  1. Сосчитайте сколько звуков и сколько букв в словах.

юла

коньки

солнце

ёж

деньки

сердце

Примечание: по каждому этапу задание выполняет один член кадой команды.

Конкурс «Составь слово и предложение».

  1. Помоги Мишутке (составить слово, переставляя буквы)

окблук (клубок)

одм (дом)

шкока (кошка)

ворд (двор)

елонь (олень)

ватра (трава)

отр (рот)

  1. Составьте предложения.

у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне

Конкурс «Почему они так называются?».

Мишутка набрал в лесу много грибов, но не знает, как они называются и почему.

Лета первая примета:

Под берёзкой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

Нет грибов дружней, чем эти,-

знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

как веснушки на носу.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в дом приносят л6етом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые …

Он в осиннике родится,

Как в траве не притаится,

всё равно его найдём:

Шапка красная на нём.

Отгадки: подберёзовик, лисички, опята, подосиновик.

Конкурс «Дай воды напиться».

Долго ходили ребята по лесу, устали, захотели пить. Выслали они вперёд разведчиков поискать колодец. Колодец-то они нашли, да вот беда: не даёт колодец водицы напиться, предлагает свою загадку: «Четвёртое-лишнее»:

для

1 команды

Вода, водитель, подводный, водянистый

задание

для

2 команды

водить, наводнение, паводок, подводный

Конкурс «Кто в лесу живёт?».

В лесу живёт много Мишуткиных друзей. Узнай их!

  1. Какого зверя называют так:

колючий?

сохатый?

рогатый?

серый

косолапый?

  1. Кто такой? Соедините стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания:

ёж

ядовитая

медведица

трусливый

волк

пушистая

змея

рогатый

заяц

косолапая

лиса

колючий

олень

хитрая

белка

3.Кто что делает? Команды получают листок с заданием или изображением одного и того же животного. За 5 минут члены каждой команды должны подобрать и записать как можно больше слов и словосочетаний, обозначающих действия этого животного.

Дети, работая в группе придумывают и записывают:

Кокурс капитанов. Нужно найти слово по его частям.

Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».
  1. Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц».

Отгадки: перелесок, подорожник.

  1. Конкурс «Домашнее задание». Команды заранее получили задание подобрать загадки о лесе и его обитателях. Члены одной команды загадывают загадки, а вторая команда их отгадывает. Затем они меняются ролями. Кокурс оценивается как по количеству подобранных загадок, так и по результатам отгадывания.

  2. При подведении итогов КВН, Мишутка награждает победителей, благодарит всех за участие в конкурсах, дарит призы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЕКРЕТЫ СЛОВА».(1 слайд)

Класс: 2

Цель: стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации учащихся

  2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.

  3. Развивать творческую активность детей.

  4. Воспитывать интерес к слову.

Участники: 2 команды учащихся вторых классов, классные руководители, болельщики, родители, логопед, психолог, библиотекарь.

Описание игры: игра проводилась в рамках декады методического объединения учителей начальных классов с использованием мультимедийного проектора.

Содержание игры:

У каждой команды были название, эмблема, отражающие специфику конкурса: «Словарики», «Знатоки слова».

Конкурс команд проводился в 8 этапов:

1-й этап - разминка «Сказочные секреты»,

2-й этап - «Найди пару»,

3-й этап – «Незнайкины шарады»,

4- й этап – игра со зрителями «Как живёшь?»

5-й этап- «Похожие слова»,

6-й этап – «Наоборот»,

7-й этап – «В гостях у Карлсона»,

8-й этап – «Загадки доброго Гнома».

В ходе конкурса проводилась игра с командами и зрителями «Шишки, жёлуди, орехи». (Описание игры: рассчитать участников на шишек, желудей и орехов. Водящий стоит в центре. Кого ведущий называет, тот перемещается против часовой стрелки. В это время водящий занимает свободное место.)

Победители и активные участники игры были награждены грамотами, хвалёнками, словарями.

Ход игры

1-й этап - разминка «Сказочные секреты».

1. Скорей бы приблизился вечер,И час долгожданный настал,Чтоб мне в золоченой каретеПоехать на сказочный бал!Никто во дворце не узнаетОткуда я, как я зовусь,Но только лишь полночь настанет,К себе на чердак я вернусь. (Золушка) (2 слайд)

2. Разудалый конь игривыйС огненной и пышной гривойСчастье дарит и удачу,Сказку умную в придачу.(Конёк –Горбунок) (3 слайд)

3. В детстве все над ним смеялись,Оттолкнуть его старались:Ведь никто не знал, что онБелым лебедем рожден. (Гадкий утёнок) (4 слайд)

4. Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас Барабас) (5слайд)

2-й этап - «Найди пару». (6 слайд)

ДЛИННЕЛКА

БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК

ОДЁЖКА

УНИЧТОЖАЛКА

ПИСАЛКА

РЕШЕБНИК

ОТМЕЧАЛЬНИК

БЛЕДНОЛИСТЫЙ

  • ДНЕВНИК

  • ЛИНЕЙКА

  • РУЧКА

  • УЧЕБНИК

  • ОБЛОЖКА

  • АЛЬБОМ

  • КИСТОЧКА

  • СТЁРКА

3-й этап – «Незнайкины шарады».

1. С Б - мучительной бываю,

С М - одежду пожираю,

С Р - актёру я нужна,

С С - для повара важна. (Боль-моль-роль-соль) (7 слайд)

2. С буквой Д вперёд шагаю

от зари и до зари.

С П торчу, зачем - не знаю.

С Т я людям помогаю

даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю,

не дружите вы со мной. (День-пень-тень-лень) (8 слайд)

3. Сперва назови ты за городом дом,

в котором лишь летом с семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно,

получится то, что решать суждено. (дача-задача) (9 слайд)

4. Если с 3, то сладость такая,

что воздушна и легка.

3 на К заменим только -

пей продукт из молока. (зефир-кефир) (10 слайд)

4- й этап – игра со зрителями «Как живёшь?» (11 слайд)

Как живешь? Вот так

А плывешь? Вот так

Ждешь ответ? Вот так

Машешь вслед? Вот так

Как бежишь? Вот так

Утром спишь? Вот так

Вдаль глядишь? Вот так

Как шалишь? Вот так

5-й этап- «Похожие слова». (12 слайд)

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Учитель: "Я начну, а вы продолжайте.

Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".

6-й этап – «Наоборот». (13 слайд)

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.

Кашу варят густую и ...(жидкую).

Звери бывают смелые и ...(трусливые).

Морковь можно есть сырой и ...(вареной).

Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).

7-й этап – «В гостях у Карлсона». (14-17 слайды)

Дмитрий

Велосипед

Завтрак

Кровать

8-й этап – «Загадки доброго Гнома». (1 8 слайд)

Чтение стихотворения М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово - ракета. Есть кислое слово - лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик. Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.

Затем участникам предлагаются слова, к которым каждая команда придумывает свое определение.

Дом Радость

Гроза Дуб

Солнце Лужа

Море Самолёт (19 слайд)

В заключении была проведена прощальная игра и подведены итоги. Победители и активные участники игры получили призы.

Прощальная игра (20 слайд)Нам книгу Закрывать пора; Мы все надеемся, Что с ней Ты стал Немножечко умней,

Узнал ты много Слов смешных И много Всяких всячин, И, если ты Запомнил их, Не зря Твой день потрачен!

И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:…! Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: ХРАБРЕЦ. Теперь НАЧАЛО Я скажу, - Ну, отвечай: …!

Д. Чиарди

infourok.ru

Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Дополнительные задания по русскому языку для 3 класса. Тема: Глагол (для 3 класса)Упражнение 1. Укажите время и род глаголов. Выделите окончание.

Наступил… ясн… утро. Со…нце ярко сияло в глубоком неб… .Лучи его играл… на речк… ,на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на траве, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.

Образец: Наступило ясное утро.

Упражнение 2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте нужные по смыслу глаголы класть и положить.

Отец принёс газеты и … их на стол. Я всегда свои книги … на полку. Допишу работу и … тетрадь в портфель. Надо всегда каждую вещь … на своё место.

Упражнение 3. Спиши. Единственное число существительного и глагола замени множественным, выдели окончания глаголов, укажи спряжение.

1.Соловей поёт.

2.Жаворонок звенит.

3.Иволга свистит.

4.Сорока трещит.

5.Сова кричит.

6.Дятел стучит.

7.Клест скрипит.

Образец: комар пищит-комары пищат (2 спр)

Упражнение 4. К данным глаголам подберите другие, противоположные по смыслу.

Говорить-молчать

Радовать-

Разрешить-

Отдохнуть-

Светлить-

Давать-

Зажигать-

Упражнение 5. Разобрать по составу.

Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой, примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка, яблонька, колхозный, городок, садовый, ходовой, думать, передумать, сельский, хвостик, хитрая.

Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В глаголах выделите приставки и корни.

1.Ветер унёс тучу гр…зовую. 2.Утки прон…слись с криком. 3.Таня перен…сла братца через ручей. 4.П…чтальон принёс телеграмму от сестры. 5.Отн…си книгу товарищу. 6.Волны вын…сли на поверхность моря обломки корабля. 7. Дачу обн…сли новым забором. 8.Все д…роги, все тр…пинки белым снегом зан…сло. 9.Н…сется в небе стая журавлей.

Упражнение 7. Проспрягайте глаголы.

Расту, лежу, решать, приготовить.

Упражнение 8. Данные глаголы изменить по образцу.

Глаголы: сеять, посеять, видеть, увидеть, слышать, услышать, смотреть, посмотреть.

Упражнение 9. К данным глаголам подобрать и записать противоположные по смыслу и по значению. Поставить их во 2 лице единственного числа окончания глаголов выделить.

Говорить-молчать-молчишь

Падать-

Встречать-

Молчать-

Ругать-

Упражнение 10. Спишите. Подчеркните глаголы неопределенной формы. Поставьте к ним вопросы, определите спряжение.

Родная земля-самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

Упражнение 11. Прочитайте. Спишите. Определите время выделенных глаголов.

Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно Шумят его голые ветви. Весной Покрывается тополь зелёной листвой.

- Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его Посадил?

- Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я Играл под ним, твоя мама с подружками венки Плела, теперь и ты Играешь в его тени.

www.testsoch.info