Skip to content

Тела вещества явления: Тела, вещества и явления — урок. География, 5 класс.

Тела. Вещества. Явления

Урок по БиС технологии

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Валеевой Натальи Альбертовны

Класс 3

Предмет познание мира

Тема «Тела. Вещества. Явления»

Раздел «Природа и человек»

Тип урока комбинированный

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Познание мира», 3 класс, изд. «Атамұра», 2010г., авторы: К.Жунусова, А.Бирмагамбетов, К.Аймагамбетова,

Технологическая карта: Устный урок №1

Конспект урока

Цель урока: дать понятие о телах, веществах, явлениях

Задачи урока: 1) усвоить учебный материал по теме, выполняя этапы технологической карты по требованиям норматива — 63% учащихся на уроке;

2) развивать память, скоростное, логическое и критическое мышление, информационную компетентность, обогащать словарный запас;

3) содействовать воспитанию любви к природе.

Ход урок

  1. Организационный момент

Объясняется порядок работы по карте. Слово лидеру класса.

БиС технология – это прогресс

Стал интересным учебный процесс

Карты уроков мы уже знаем

На Устном уроке мы отвечаем

Всё у нас получится

Потому что мы по БиСу

Классом дружно учимся.

Ведь наш девиз: «Наш класс всегда

идёт вперед и никогда не отстаёт»

2.Актуализация субъектного опыта учащихся ( Первая отметка)

Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. Проверка закрепления материала по МПМ.

1. Что формирует погоду? ( давление, облачность, температура, осадки, влажность)

2. Какой орган человека является основным инструментом наблюдателя?

( глаз)

3.Кто следит за передвижением циклонов? ( спутники службы погоды)

4.Как в давние времена люди определяли время? (по восходу и заходу солнца)

5. Назовите единицы времени? ( час, минута, секунда)

6. Как называется прибор для измерения количества осадков? (осадкомер)

7. Для кого важно предварительное прогнозирование погоды? ( лётчиков, моряков, работников сельского хозяйства, водителей, всех тех, кто отправляется в турпоход или на экскурсию)

8.Какие меры длины вы знаете? ( сантиметр, метр, километр)

9.Где наблюдают состояние погоды? ( на метеорологических станциях)

10. В чём заключалась особенность цветочных часов? ( открывать и закрывать свои лепестки в разное время суток)

11. Назовите приборы которыми пользуется человек при проведении научных экспериментов? ( микроскоп, телескоп и др)

12. Назовите единицы измерения массы. ( тонна, килограмм, грамм, миллиграмм)

13. Как посчитать количество часов в 1 неделе? ( 7 суток* 24 часа = 168 ч)

14. При помощи чего определяют массу предметов? ( весов)

15. Что ежедневно в определённое время измеряют работники станции? ( температуру воздуха, скорость и направления ветра, атмосферное давление и количество осадков)

16. Для чего человек использует меры длины?( для измерения глубины морей, длины рек, высоту гор, расстояние между Землёй и Луной)

17. Какие часы вы знаете? ( песочные, солнечные, водяные и др )

18. Какие знания математики помогают людям в жизни? ( умение считать, умения измерять расстояния, находить площадь)

19. За чем необходимо знать прогноз погоды на ближайшие дни?

20. Как ты оденешься, если термометр показывает +20*С?

21. Предположим, что может случиться с человеком, который не знает математики?

3. Организация восприятия. ( Вторая отметка)

Опорные слова: тела, искусственные, природные, солнце, живая, неживая природа, человек, вещества, твёрдые, жидкие, вода, явления, гром, газообразные, осадки, листопад, изменение, мяч, резина, форма.

Объяснение значения слов в теме

Понятие «ТЕЛА»

Когда вы слышите слово “тело”, что вы представляете?

— Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела .

— А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела .

Понятие «ВЕЩЕСТВА» (Лекция учителя).

— Все тела состоят из веществ.

Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

Понятие «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»

Все тела постоянно подвергаются различным изменениям. Такие изменения происходят и в живой и в неживой природе. Дерево растёт, цветёт, стареет и умирает. Солнце всходит и заходит. Изменения, происходящие в окружающем мире называются явлениями природы. Цветение, листопад, радуга, осадки и др.- всё это явления природы.

Запоминание 14 слов ( 1мин15 сек). Опорные слова закрываются. Письмо по памяти. Опрос учащихся.Результаты заносятся в МПМ.

4. Организация осмысления.

Чтение текста в учебнике ( 4мин на 1 лист).

5. Первичная проверка понимания.( Третья отметка)

Перекрёстный опрос. Опрос по МПМ учащихся по теме урока.

«Спасательный круг». Дополнительный вопрос ученикам у которых 2 и более минуса.

1.Что окружает человека? ( различные тела)

2.Какие вещества входят в состав растений? ( вода, сахар, крахмал, минеральные соли)

3 Что относится к искусственным телам? ( дом, машина, стол ,т.е. сделанные руками человека)

4. Что называется явлением природы? ( изменения происходящие в окружающем мире)

5. На какие группы делятся тела? ( природные и искусственные)

6. Перечислите тела природы. ( солнце, луна, облака, деревья, камни и животные)

7. Что называется живой природой? ( совокупность живых тел)

8. Приведите примеры явлений природы. ( цветение, листопад, спячка линька, гром, молния)

9.Какие изменения происходят с растениями в природе? ( растут, цветут, дают плоды, стареют, умирают)

10. Перечислите тела неживой природы. ( воздух, облака, песок, камень)

11. Какие тела не относятся к природе. ( предметы, сделанные руками человека)

12. Какими могут быть вещества? ( твёрдыми, жидкими и газообразными)

13.Из чего состоят живые и неживые тела? ( из веществ)

14. Что называется телами? ( те предметы, которые нас окружают)

15. Какие вещества входят в состав животных и человека? ( белки, жиры, углеводы, витамины)

16. Что называется веществами? ( то, из чего состоят тела)

17. Что является веществом , а что является телом в понятии гвоздь и железо?

18. Разрушение скалы под воздействием солнца, ветра и воды называется…

( явлением природы)

19.Что происходит с предметами живой и неживой природы по истечении какого-то времени ( они изменяются)

20.Какие изменения происходят в неживой природе? ( солнце всходит, освещая землю, после захода землю окутывают сумерки)

21. Чем отличаются живые тела от неживых? ( живые тела питаются, растут, развиваются и умирают)

22. К какому понятию относится понятие человек? ( часть природы, т.е тело природы)

23. Где тело, а где вещество в понятии сапоги – кожа?

6. Организация первичного закрепления. Критический опрос.

( Четвёртая отметка)

Опрос по МПМ учащихся по теме урока.

1.Воздух, вода, облака ….– тела живой природы. ( тела неживой природы)

2.Вещество – это то, из чего состоят тела.(например…)

3.Изменения , происходящие в природе, называются развитием природы. ( явлением природы)

4.Все предметы, окружающие человека, называются телами.(например…)

5. Тела, сделанные руками человека, называют природными.

( искусственными)

6.К неживой природе относятся воздух, облака, песок…

7. Тела могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными. ( например, камень, вода, пар)

8.Учебник, здания, автомобиль относятся к телам неживой природы.( к искусственным)

9.Человек – часть природы,(т. е. тело природы.)

10.В состав тела человека входят белки, жиры, (углеводы , вода, витамины)

11.Изменения происходят только в живой природе. ( и в неживой природе, например, солнце всходит и заходит)

12. Все тела состоят из веществ.( например мяч из резины, сапоги из кожи)

13. Телами называют только предметы сделанные руками человека (все предметы, окружающие человека)

14. Тела живой природы отличаются от тел неживой природы тем, что они питаются, растут,( дают потомство, стареют и умирают)

15. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

16.Цветение, листопад, гнездование – всё это явления природы.

( линька, насиживание яиц, осадки, радуга)

17. Железо это тело, а гвоздь вещество

18. Все тела постоянно подвергаются различным изменениям.

( такие изменения происходят и в живой и неживой природе)

19.Листопад, спячка, линька – это тела природы.( это явления природы)

20. Изменение формы тела – это тоже явления природы

( разрушается скала под действием солнца, ветра и воды)

21.Природа состоит из множества различных тел…

22. Искусственные тела не относятся к природе….

7. Анализ. Тематический словарный запас по изучаемой теме. ( Пятая отметка)

8. Рефлексия.

9. Оценки. 4-5 отметок – 5

3 отметки – 4

2 отметки – 3

1 отметки – 2

10. Домашнее задание: выписать явления природы и выучить наизусть, нарисовать рисунки.

Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры тел и веществ, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

5 класс

Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры тел и веществ, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

Тело – любой предмет, любое живое существо. Вещество – это то, из чего состоят тела. Явления – любые изменения происходящие в природе. Примером тела может являться тетрадка, ручка, парта, стол, окно и т. д. Пример вещества – железо, пластик, кислород, водород, вода.

5 класс
География
Простая
5202

Ещё по теме

Как в зависимости от географической широты изменяется температура и соленость поверхностных вод океана?

5 класс
География
Простая
3670

Влага в атмосфере (2). Найдите на карте: а) город Сочи; б) пустыню Сахара; в) Прикаспийскую низменность. Как вы думаете, сколько осадков выпадает на этих территориях?

5 класс
География
Простая
5586

Как и почему количество солнечного тепла изменяется при движении от экватора к полюсам?

5 класс
География
Простая
3120

Назовите главное свойство почвы.

5 класс
География
Простая
2326

Географические координаты (2). Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан.

5 класс
География
Простая
5026

Сколько часов в сутках?

5 класс
География
Простая
1593

Какая планета земной группы расположена ближе всех к Солнцу, а какая — дальше всех от него?

5 класс
География
Простая
1679

Движения земной коры. Почему происходят землетрясения?

5 класс
География
Простая
2796

Воды океана. Почему вода в Океане солёная?

5 класс
География
Простая
1666

Какие основные виды движений воды в океанах существуют? Какова главная причина этих движений в приповерхностных слоях вод?

5 класс
География
Простая
2465

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Материя | Определение, характеристики, состояния, примеры и факты

Ключевые люди:
Фалес Милетский
Анаксимен Милетский
Рене Декарт
Похожие темы:
радиация
химическая связь
химический элемент
субатомная частица
атом

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

материя , материальная субстанция, составляющая наблюдаемую вселенную и вместе с энергией образующая основу всех объективных явлений.

На самом фундаментальном уровне материя состоит из элементарных частиц, известных как кварки и лептоны (класс элементарных частиц, включающий электроны). Кварки объединяются в протоны и нейтроны и вместе с электронами образуют атомы элементов таблицы Менделеева, таких как водород, кислород и железо. Атомы могут объединяться в молекулы, такие как молекула воды, H 2 O. Большие группы атомов или молекул, в свою очередь, образуют основную массу повседневной жизни.

состояния вещества

Посмотреть все видео к этой статье

В зависимости от температуры и других условий вещество может находиться в одном из нескольких состояний. Например, при обычных температурах золото является твердым телом, вода — жидкостью, а азот — газом, что определяется определенными характеристиками: твердые тела сохраняют свою форму, жидкости принимают форму сосуда, в котором они находятся, а газы заполняют пространство. весь контейнер. Эти состояния можно разделить на подгруппы. Твердые тела, например, можно разделить на вещества с кристаллической или аморфной структурой или на металлические, ионные, ковалентные или молекулярные твердые тела на основе видов связей, удерживающих вместе составляющие атомы. Менее четко определенные состояния материи включают плазму, которая представляет собой ионизированный газ при очень высоких температурах; пены, сочетающие свойства жидкостей и твердых тел; и кластеры, которые представляют собой сборки небольшого числа атомов или молекул, которые проявляют как свойства атомного уровня, так и объемные свойства.

Однако вся материя любого типа обладает фундаментальным свойством инерции, которое, как сформулировано в рамках трех законов движения Исаака Ньютона, не позволяет материальному телу мгновенно реагировать на попытки изменить свое состояние покоя или движения. Масса тела является мерой этого сопротивления изменению; привести в движение массивный океанский лайнер гораздо труднее, чем толкать велосипед. Другим универсальным свойством является гравитационная масса, благодаря которой каждое физическое существо во Вселенной действует так, чтобы притягивать все остальные, как это впервые было сформулировано Ньютоном, а затем преобразовано в новую концептуальную форму Альбертом Эйнштейном.

1 000 000 001 − 1 000 000 000 = 1

Посмотреть все видео к этой статье

Хотя основные идеи о материи восходят к Ньютону, а еще раньше к натурфилософии Аристотеля, дальнейшее понимание материи, наряду с новыми головоломками, начало появляться в начале 20 века. Специальная теория относительности Эйнштейна (1905 г.) показывает, что материя (как масса) и энергия могут быть преобразованы друг в друга в соответствии со знаменитым уравнением E = m c 2 , где E — энергия, m — масса, а c — скорость света. Это превращение происходит, например, во время ядерного деления, при котором ядро ​​тяжелого элемента, такого как уран, расщепляется на два фрагмента меньшей общей массы, при этом разница масс выделяется в виде энергии. Теория гравитации Эйнштейна, также известная как его общая теория относительности (1916 г.), принимает в качестве центрального постулата экспериментально наблюдаемую эквивалентность инертной массы и гравитационной массы и показывает, как гравитация возникает из-за искажений, которые материя вносит в окружающий пространственно-временной континуум. .

Концепция материи еще больше усложняется квантовой механикой, корни которой восходят к объяснению Максом Планком в 1900 году свойств электромагнитного излучения, испускаемого горячим телом. С квантовой точки зрения элементарные частицы ведут себя и как крошечные шарики, и как волны, распространяющиеся в пространстве — кажущийся парадокс, который еще предстоит полностью разрешить. Дополнительная сложность в понимании материи связана с астрономическими наблюдениями, которые начались в 1930-х годах и показали, что большая часть Вселенной состоит из «темной материи». Этот невидимый материал не влияет на свет и может быть обнаружен только благодаря его гравитационным эффектам. Его детальная природа еще не определена.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

С другой стороны, благодаря современным поискам единой теории поля, в которой были бы учтены три из четырех типов взаимодействия между элементарными частицами (сильное взаимодействие, слабое взаимодействие и электромагнитное взаимодействие, исключая только гравитацию) в рамках единой концептуальной основы физики могут оказаться на грани объяснения происхождения массы. Хотя полностью удовлетворительную теорию великого объединения (ТВО) еще предстоит вывести, один компонент, электрослабая теория Шелдона Глэшоу, Абдуса Салама и Стивена Вайнберга (который разделял 1979 Нобелевская премия по физике за эту работу) предсказал, что элементарная субатомная частица, известная как бозон Хиггса, сообщает массу всем известным элементарным частицам. После многих лет экспериментов с использованием самых мощных доступных ускорителей частиц в 2012 году ученые наконец объявили об открытии бозона Хиггса.

Для подробного изучения свойств, состояний и поведения сыпучих материалов см. твердые, жидкие и газообразные вещества, а также конкретные формы и типы, такие как кристаллы и металлы.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Барбарой А. Шрайбер.

Рейл

Рейл

О жизненной силе

Archiv für die Physiologie 1 , 8 (1796) [как выдержка и перевод в Mikulás Teich, A Documentary History of Biochemistry, 1770-1940 (Rutherford, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 1992)]

. ..

То, что мы не находим в неживой природе явлений, принадлежащих животному миру, зависит от определенного вида органического материала, которого нет в неживой природе. Можем ли мы на этом основании отказать всем другим в особых свойствах, которых нет у определенного вида материи? Должны ли мы поэтому выводить магнитные свойства железа из чего-то другого, кроме материи, потому что мы не наблюдаем магнитных явлений в олове, камне и дереве?

Материал живой природы заметно отличается от материала неживой природы. Растительная и животная материя имеют определенное сходство и составные части, которые являются общими для обоих. Поэтому мы замечаем также в явлениях животных и растений некоторое специфическое и безошибочное сходство. Поэтому мы включаем, и действительно справедливо, животных и растения в общую природу органических существ и отделяем их от неодушевленной природы. Но хотя состав и форма животного и растительного вещества имеют сходство, это все же не одно и то же. [1] Поэтому и растения, и животные обнаруживают каждый свои специфические проявления, которыми они отличаются друг от друга.

Почему явления животных тел так необходимо связаны с определенным составом и формой материи? Если мы увлажняем, сушим, растягиваем, расслабляем, сжимаем животные тела, словом, изменяем физическое состояние материи, то тотчас же изменяется и тонус жизненной силы. Изменение материи вызывает изменение всех ее сил, и у нас нет средств, как могут подумать многие врачи, которые воздействовали бы только на жизненные силы, и других, которые воздействовали бы только на неодушевленные силы. Почему же не живут камни, автоматы Вокансона и шахматист Кемпелена, если к жизни не принадлежит ничего, кроме того, что в неодушевленную материю внедряют душу или жизненный дух? Почему человек никогда не рождал костного мозга, почему осел никогда ничего не предсказывал и почему дуб никогда не двигал своими ветвями по собственной воле, как животное своими конечностями?

Состав животного вещества от простейших элементов до совершеннейших органов весьма специфичен. Мы находим повсюду разные элементы, разную пропорцию их сочетания и несколько порядков простых и составных компонентов. Уже одними чувствами мы замечаем, что каждый орган имеет свой состав и что один и тот же орган всегда имеет один и тот же состав. Насколько характерен состав вещества мышечной ткани, мозгового вещества нерва, клеточной ткани, внутренних органов, костей? Чем они отличаются друг от друга? Нерв, который работает как нерв, имеет свое собственное и никогда не чужое дело. Почему эта стабильность в составе материи? Почему в нервных трубках всегда находят мозговое вещество, а не студень или что-то еще?

Органическое вещество столь же специфично в органическом царстве и никогда не встречается в неживой природе. Но самые зачатки того же, безусловно, уже вполне налицо в утробе неживой природы.

Всегда существовало мнение, что в природе некий тонкий принцип составляет непосредственную причину ее явлений… тем более этот тонкий принцип считался основным источником явлений в органической природе.

И все же я хочу, наконец, предостеречь от заблуждения, а именно, что не следует верить, что эти тонкие субстанции являются единственно силой или по крайней мере субстратом или органическими существами . Основа жизни лежит в материи в целом, в составе и форме всего видимого и невидимого. Тонкая материя так же мало может произвести жизнь сама по себе, как и одна грубая материя. Все что есть должно быть там, если из него конечный результат: жизнь , появится …

Как состав и смесь животного вещества специфичны и совершенны, так же специфичны и совершенны его форма и развитие . Это удивительно художественное сооружение внутри животного тела, в принципе простое и в самых разнообразных связях, настолько превосходит строение неживой природы и произведений искусства. Не только все тело или его грубые составные части, но даже мельчайшие его части являются машинами; все, вплоть до мельчайших волокон, растворяется только в целенаправленно сформированных телах. Все тело состоит из нескольких крупных компонентов; каждый компонент снова [состоит] из мышц, сосудов, нервов; мышцы снова кожи, волокон, сосудов. Какая гениальная и сложная механика! Сколько же стадий и аранжировок! Как далеко зашла анатомия в своем анализе произведений искусства и неживой природы! Здесь только целое машина и части целого суть естественные тела без целенаправленного развития. К правильному механизму животного тела относятся также грубые и тонкие ткани волокон, сочленения крупных частей, соотношение размеров частей друг к другу, номер того же и т. д. Благодаря соединению этих бесчисленных органов, которые на разных стадиях соединяются вместе в целую машину, к ней сообщаются равные составные силы. Благодаря этому устройству оно также способно к разнообразным проявлениям, которые в неживой природе невозможны.

Образованию субстанции одушевленных существ мы дали особое название организация по причине ее превосходного совершенства. Орган и организация, таким образом, являются образованием и строением живых тел

Для теоретической и практической медицины было бы полезно, если бы мы могли анализировать различные виды степеней организации , если бы мы могли сводить их самые сложные ткани к их самым простым элементам и если бы мы могли проследить их от исходного самого элементарного органа. до самых сложных органов животных. Тогда мы могли бы более успешно анализировать многие явления и точнее сводить их к их принципам. Простые органы, образованные из однородного материала, действительно должны производить те же явления; Напротив, составные органы являются воплощением сил более простых органов, ведущих себя так же, как ведут себя более простые органы, из которых они построены.

Все явления в материальном мире являются результатом определенной формы и состава материи …

Отношение явлений к свойствам материи, посредством которой они порождаются, я называю силой. Таким образом, силу можно рассматривать как общую, особенную и индивидуальную в том смысле, в каком можно мыслить отношения следствий к причинам и явлений к свойствам материи. Таким образом, сила есть нечто неотделимое от материи, свойство материи, посредством которого она порождает явления.

Сила есть субъективное понятие, форма, в которой мы думаем об отношении между причиной и следствием. Если бы мы могли в то же время ясно мыслить о каждом теле, как оно есть, о природе всех его элементов и их сочетании, об их составе и форме, то нам не понадобилось бы понятие силы, которое дает повод для целого ряда ошибочных выводов. В случае явлений, не связанных с чувствами, например способности мыслить, мы склонны искать силу в чувственном субстрате или в метафизическом субстрате и склонны вкладывать [sic; возможно, уместно «изобрести»? — CJG] такой субстрат, если мы не можем его продемонстрировать. В материальных вещах мы часто пытаемся усмотреть причину их проявлений еще в вещах, отличных от тех, которые мы имеем перед собой и воспринимаем чувствами. Мы помещаем в мышцу дополнительно раздражающее вещество, в нерв дополнительно нервный дух и рассматриваем эти вещи как характерный субстрат силы или как конечный принцип животных явлений. Мы склонны думать о силе как о чем-то отличном от материи и считать материю носителем силы, хотя ее проявления неотделимы от нее и являются результатом ее свойств. Материя есть не что иное, как сила, ее акциденции — ее следствия, ее бытие — действие, а ее специфическое бытие — действовать определенным образом. Щелочь и кислота соединяются, образуя нейтральную соль, потому что это свойство этих вещей не может быть отделено от них. Кроме щелочи и кислоты нет ничего третьего, что могло бы привести к такому соединению. Поваренная соль вырастает в кубические кристаллы, потому что это поваренная соль, которая как особый вид вещества имеет обыкновение расти таким образом.

Силы или партнерство, которое имеет место между явлениями и свойствами материи, мы определяем субъективно в соответствии с более или менее общей природой явлений. Согласно этому определению понятия сила, слово[2]

  1. Физическая сила указывает: самые общие проявления материи и ее связь с более общими свойствами, которые мы встречаем как в неживой, так и в живой природе.[3]
  2. Жизненная сила [4] указывает на отношение более индивидуализированных явлений к особому роду материи, с которым мы встречаемся только в живой природе у растений и животных. Наиболее общим признаком этого особого вида материи является особый вид кристаллизации. Кроме того, мы не можем предложить никакого генетического определения этой силы, пока химия не познакомила нас более точно с элементами органического вещества и их свойствами. До тех пор невозможно будет провести определенную границу между различными царствами природы. Являются ли жизненные явления совокупностью свойств, встречающихся в животной материи, или есть какая-то одна материя, от которой только и зависят явления жизни, как расширяемость всех природных тел зависит от теплоты? Последнее мнение кажется мне невероятным, потому что мы никогда не встречаем в природе простой материи, обладающей жизнью, а всегда находим ее только в известном сочетании с видимыми субстанциями, потому что жизнь выражается через столь различные явления; и, наконец, потому, что изменением видимой материи или добавлением различных веществ, электричества, тепла, кислорода, опиума и т. д. мы можем то повышать, то понижать жизненную силу.
  3. Вегетативная сила и ее продукт жизнь растений , является свойством особой материи, из которой состоят растения.
  4. Животная сила указывает на свойство более индивидуализированной материи, которую мы встречаем в животном мире, характеризующееся специфическим явлением, а именно мышечным движением . Животную силу можно разделить по особым модификациям материи в мышцах и нервах снова на чувствительную силу и движущая сила , хотя это деление не является логически правильным. Мы можем думать о силах как об индивидуализированных так же часто, как может быть индивидуализирована материя. Только не следует таким образом воображать себе не что иное, как другую химически соединенную и образовавшуюся животную материю, которая, таким образом, порождает и другие явления.
  5. Наконец, остается способность рассуждать , которая свойственна только человеку.

Если мы таким образом идем от самых общих явлений тел постепенно к их особым проявлениям, то мы приходим, наконец, к явлениям, которые могут иметь место только в отдельном теле, даже только в одной его части; в мозгу, в нервах и так далее.

Таким образом, силы человеческого тела являются свойствами его материи, а его специальные силы являются результатом его специфической материи . Явления материи столь же различны, как и ее свойства, и отношения между явлениями и свойствами столь же многообразны, как многообразны свойства материи. Как бы многообразны ни были эти отношения, понятие силы столь же разнообразно.

Физические, химические и механические силы животных тел, говорят, подчинены жизненной силе, в то же время связаны ею и освобождаются от этого подчинения только смертью животного и снова обретают власть. ] Но такой власти и подчинения на самом деле невозможно представить в природе, но в ней все работает по вечным и непреложным законам. Наши субъективные понятия, переносимые нами в природу, нередко обманывают ум глупых людей и подсовывают им вместо реальности игрушку. В природе нет разделения сил, нет универсальности, авторитета или подчинения, но тела конкретны и порождают свои явления соответственно своей материи. В мышечном волокне материя сама по себе производит все свои явления; его материя тяжелая, сцепляющаяся, растяжимая, эластичная, скользкая, мягкая, она обладает особыми химическими свойствами, чувствительна к раздражению, сжимается при раздражении. Эти различные явления мышечного волокна мы не должны искать, может быть, в особых принципах одного и того же, но их материя, какова она есть, тяжела, раздражительна и т. д. и содержит в себе причину всех своих явлений. Материя тяжелая остается, пока она есть эта материя, неизменной в своей тяжести, и никакое подчинение не может подавить проявления тяжести. Предположим также, что она связана также с другой материей, которая обладает такой же абсолютной легкостью, как и тяжестью, тогда наши чувства действительно были бы обмануты, но тем самым не было бы уничтожено действие тяжелой материи.

Также говорят о химических законах сродства, что они подчинены жизненной силе и отменяются ею. Но ни один закон в природе не может быть отменен, пока сохраняются условия, при которых он действует. Если условия меняются, то закон отменяется, но не в природе, а в нашем сознании. Животные тела состоят из особой материи, поэтому имеют свои законы сродства, как и тела неживой природы имеют свои. В качестве примера приводится гниение, и утверждается, что это естественный закон животных субстанций, что они разлагаются. Закон, однако, подчинен жизни. Но гниение есть свойство только неодушевленной, а не одушевленной животной материи. С гибелью человека тот или иной компонент животного вещества, в присутствии которого не могло бы произойти гниения, будет элиминирован и удален. После удаления этого вещества изменяются свойства остальной материи, в том числе и ее химические законы. Таким образом, никакая мертвая плоть не гниет, пока к ней добавляют спирт; ячмень не ферментируется, пока один из его компонентов, глютен, не удаляется при прорастании.


[1]Grens Chemie, часть II ¶1395. п. 275 (второе изд.)

[2] Я думаю, что мы дали бы наименьшую возможность для неправильного толкования, если бы вместо силы мы использовали слово свойство материи . Тогда мы в физиологии рассмотрели бы сначала общие явления, общие для органической материи с неживой природой, затем рассмотрели бы те ее свойства, которые действительно ей свойственны, но принадлежат всему животному царству природы, затем мы перешли бы к к особым явлениям растительной и животной материи. Относительно животного вещества мы рассмотрели бы его собственный вид раздражимости и его видоизменения, раздражение нервов, раздражение мускулов, раздражение желез и т. д., в соответствии с различиями в составе вещества в особых видах органов.

[3] Слова физическая, химическая сила и т. д., по-видимому, уже показывают, что мы не всегда связывали с ними правильные понятия. Все в телесном мире действует физически: и живое органическое вещество, и все силы сводятся в конце концов всецело к различиям элементов и к их единственному всеобщему свойству — сродству.

[4] Силу материи, которая характеризует растительный и животный мир, я назвал жизненной силой 9.0082 и взято слово жизненный в самом широком смысле.