Содержание
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов и инструментов рисования, которые не общеприняты и не традиционны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования имеет много плюсов:
– снимает детские страхи;
– увеличивает уверенность в своих силах;
– формирует пространственное мышление;
– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
– знакомит с разными материалами;
– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;
– развивает мелкую моторику рук, что очень важно для общего развития ребенка;
– развивает творческие способности и воображение;
– формируется эстетическое восприятие.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», поскольку можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:
– от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
– от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
– от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
– от применения в рисунке одного вида техники к использованию нескольких нетрадиционных техник изображения;
– от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать множество приемов нетрадиционного рисования.
Перечислим некоторые из этих приемов:
Рисование пальчиками
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошками
Для рисования ладошками краску следует развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить на плоскую тарелку. Затем макнуть ладошку ребенка в тарелку или нанести краску с помощью широкой кисточки непосредственно на ладонь малыша. Необходимо помочь ему правильно расположить ладонь на листке бумаги и сделать отпечаток. С помощью отпечатков пальцев можно довести рисунок до задуманного образа.
Рисование ватными палочками
Основная техника рисования — это мазки (штриховка), которые можно выполнять, если держать палочку вертикально (получаются тонкие линии) или же почти горизонтально, под углом около 30 градусов (так могут получаться толстые и широкие штрихи). Кроме мазков, используется точечная техника, в результате которой получают круглые отпечатки.
«Тычок» жесткой полусухой кистью
При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны) и желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная), и, самое главное, сухой (т.е. перед работой её не надо окунать в воду). Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край. При нанесении «тычка», кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
Оттиск мятой бумагой
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Печать по трафарету
Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: разные пушистые зверюшки, игрушки, птички и другое. Важное условие: губку не мочить в воде.
Свеча и акварель
Техника заключается в том, что свечой или белым восковым мелком рисуют на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
«Кляксография»
Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска, с высоты нужно капнуть на бумагу. При помощи поворота листа или подув на него дать кляксе расплыться, образуя интересное изображение.
Монотипия
Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.
Рисование с секретом в три пары рук
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок.
Разрисовка маленьких камешков
Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.
Тканевые изображения и батик
В мешочек собираются остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Например, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы. Можно также наносить рисунки на ткани специальными красками (эта техника «батик»).
Рисуем с помощью открыток
Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому рисунку интересное художественное оформление.
Предела совершенствованию и развитию фантазии в изобразительной деятельности нет. Можно использовать почти все, что есть под рукой, для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, кофейной гущей, вареньем и т.п. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, развивает воображение, свободу для самовыражения. Нетрадиционное рисование позволяет более полно раскрывать творческий потенциал ребенка и повышает интерес к художественной деятельности.
Есть специальные пособия (альбомы) и методические рекомендации для родителей, как правильно использовать различные приемы нетрадиционного рисования. В этих альбомах даны образцы и примеры того, что и как можно нарисовать с помощью того или иного приема. Рисованием дома можно заниматься хоть каждый день, лишь бы у ребенка было желание рисовать, и делал бы он это с удовольствием. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме (ведь в период всего дошкольного детства ведущей деятельностью является игровая). Важно поддерживать и развивать мотивацию ребенка заниматься художественной деятельностью. Надо обязательно хвалить ребенка, вывешивать на видное место его наиболее удачные «произведения искусства», стимулировать ребенка рассказывать родным, друзьям, что он нарисовал. Комментарии ребенка к его рисункам очень полезны для развития речи и мышления. Желательно один-два раза в неделю посещать специальные занятия по изотворчеству, ИЗО, которые проводят опытные педагоги-художники. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы занятия по рисованию, ИЗО для детей всех возрастов (и даже для взрослых – «Релакс — рисование»), которые ведут замечательные преподаватели, художники. С результатами их работы с детьми можно ознакомиться на сайте и в самом детском центре «Летиция».
Нетрадиционные техники рисования у детей раннего дошкольного возраста.
Автор(ы): Поцелуйко Анна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017» (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1888
Показать PDF версию
Нетрадиционные техники рисования у детей раннего дошкольного возраста.
Поцелуйко Анна Викторовна
Развитие творческих способностей дошкольника — одна наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность раннего развития. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что — то не получается, стремится, преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи о художественных возможностях изобразительного искусства.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развития детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нетрадиционно мыслить. Возникают новые, идеи связанные с комбинациями разных материалов ребёнок начинает экспериментировать творить на радость себе и родителям.
Многие дети, приходят в учреждения не имея, опыта восприятия окружающего мира средствами нетрадиционных форм изобразительного искусства. У большинства это восприятие носит фрагментарный неполный односторонний характер. Поэтому нужно развивать. Следовательно, педагогу необходимо сформировать творчески мыслящую, личность, имеющую нестандартно видеть проблемы окружающего мира и раскрытия его творческих возможностей на уроках рисования.
В связи с этим нами было проведено опытно- экспериментальное исследование по повышению особенностей развития творческих способностей детей раннего развития средствами нетрадиционной техники рисования.
Цель: развитие творческих способностей нетрадиционными способами у детей раннего развития на уроках рисования.
Задачи:
1. Сформировать творчески развитую личность обладающую навыками и умениями нетрадиционной техники на занятиях рисования.
2. Обучить детей раннего развития мерологии нетрадиционных техники и форм рисования.
3. Обогатить и расширить творческий опыт ребёнка на уроках рисования.
Исследования проводились в МДОБУ № 20″Ромашка » г. Лабинска. В эксперименте принимали участия 30 детей раннего дошкольного возраста. Все участники исследования находились в конвертных условиях соответствующих требованиям исследования и творческим возможностям ребёнка. Эксперимент включал 2 этапа переход от простого к сложному. На первом этапе проводились простые способы получения изображения (рисование пальчиками), (рисование ладошкой), (рисование пробками), (печатки из картошки). Эти методы рисования обеспечивают ребёнку свободу действий. На втором этапе эксперимент был усложнён. Использовались техники (рисования мокрой бумагой), (рисование ватными палочками) ( рисование по крупе). Выше перечисленные способы предлагают умение находить разные оттенки создавать новое оригинальное проявляют творчество фантазию. Реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Для анализа результатов исследования была разработана система, показателей сведённая в рисунках для удобства фиксации наблюдений. Данные эксперимента оценивались уровнями овладения навыков и умений в рисовании с использованием нетрадиционных техник (высокий, средний, низкий).
В ходе проведённого исследования выявлено, что на первом этапе эксперимента у детей высокий уровень показателей нетрадиционной техники на занятиях рисования. По данной методике результаты заметно улучшаются как по каждому ребёнку, так и по группе в целом. У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
На втором этапе исследования наблюдаются относительно низкие показатели результатов нетрадиционных форм обучения у детей раннего возраста. Это обусловлено тем, что методика была усложнена, дети в этом возрасте недостаточно владеют техническими навыками и умениями восприятие особенностей использования нетрадиционных техник выражается слабо и проявляется только при активном побуждении взрослого.
Вывод: необходимо облегчить навыки и умения рисования в процессе проведений занятий с использованием нетрадиционных техник , чтобы повысить интерес дошкольного развития к рисованию, а это в свою очередь позволит детям быстрее достичь желаемого результата.
Список литературы.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития изобразительного детского творчества./ Т.Г. Казакова — М: ВЛАДОС. — 2006. — 256с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ И.А. Лыкова — М: Карапуз, 2009. — 144с.
Наблюдательное рисование для детей
Наблюдательное рисование — отличный способ помочь детям научиться рисовать то, что они видят. Вот несколько советов по развитию навыков рисования для детей.
Обновлено в июле 2022 г.
Хотите знать, как помочь своим детям начать рисовать с помощью наблюдений? Я делал это с малышами до подросткового возраста и хотел бы поделиться здесь некоторыми советами.
Но сначала, что такое наблюдательный рисунок?
Наблюдательное рисование — это рисование того, что вы видите. Это так же просто и так же сложно.
Это может быть цветок, человек, натюрморт, пейзаж или что угодно. Но это рисование того, что вы видите перед собой, настолько реалистично и реалистично, насколько это возможно.
Посмотрите это видео, демонстрирующее наблюдательный рисунок в действии! А затем продолжайте прокручивать, чтобы узнать об этом больше.
Наблюдательное рисование — отличное упражнение в видении .
Когда мы смотрим на что-то с намерением нарисовать это, мы склонны смотреть более внимательно, чем обычно. Мы видим, по-настоящему видят , формы, узоры, перспективу, цвета, тени, контуры и то, как взаимодействуют все детали.
Фото Жана Ван’т Хала
Рисование с наблюдением также является отличным способом улучшить навыки рисования.
Преобразовывая 3D-объекты в 2D-чертежи на бумаге, мы тренируемся в получении правильных форм и пропорций, учимся передавать глубину с помощью затенения и пробуем разные техники для отображения текстуры и деталей.
Некоторые художники занимаются исключительно наблюдательным рисунком, а некоторые просто используют его в качестве упражнения по рисованию, чтобы улучшить свои навыки, а затем рисуют из воображения или создают абстрактное искусство.
Вот несколько простых шагов и советов , которые помогут детям рисовать то, что они видят .
Photo by Jean Van’t Hul
MATERIALS
- Paper
- Pencil or charcoal
- Other drawing tools, such as colored markers or pastels (optional)
- Eraser (optional)
INSTRUCTIONS
- Подготовка к работе
Положите бумагу и материалы для рисования перед предметом, который хотите нарисовать.
- Сделайте грубый набросок
Сделайте свободный набросок общей формы как можно большего размера на бумаге, затем приступайте к определению контуров и форм. (См. приведенные ниже советы, которые помогут новичкам научиться рисовать то, что они видят.) Переведите взгляд с объекта на бумагу и обратно, переводя то, что видите, в то, что рисуете.
- Добавить детали
После того, как вы нарисуете на бумаге большие очертания вашего объекта рисования, вы можете начать добавлять детали, тени, узоры и цвета по желанию.
Примечание. Маленькие дети обычно сосредотачиваются на общих формах предмета, который они рисуют, а также на цветах. По мере того, как дети становятся старше и приобретают навыки наблюдения и рисования, они лучше могут включать больше элементов в свои наблюдательные рисунки, включая детали, пропорции, перспективу и затенение.
Советы по началу работы с наблюдательным рисованием для детей
Если вашему ребенку трудно начать, вы можете рассказать ему о формах и деталях, которые он видит, и о том, как он может перевести их из трехмерных форм. в пространстве к двухмерному чертежу на бумаге.
Например: Если они рисуют простую форму, такую как апельсин , вы можете сказать…
- «Какой формой вам кажется этот апельсин?»
- «Да, апельсин выглядит круглым, как сфера или круг. Какого размера ты собираешься нарисовать круг на бумаге?»
- «Эта неровная текстура апельсиновой корки кажется мне точками. Где вы видите больше всего точек? По ту сторону апельсина? Где это на вашем рисунке? Это там, где вы хотите их нарисовать?
Фото Жана Ван’т Хала
Если рисовать более сложную форму, например цветок , можно сказать…
- «Почему бы нам не начать с центра цветка? На какую форму это похоже с того места, где вы сидите?»
- «Овал? Хорошо, где ты собираешься рисовать свой овал?»
- «А теперь давайте посмотрим на лепестки… Видите, какие они длинные и тонкие, с закругленными кончиками? Готовы ли вы рисовать следующие?»
- «Похоже, вы закончили рисовать цветок, теперь как насчет стебля и листьев? Посмотрите, какой длинный, тонкий и прямой этот стебель. Видишь, где он прикрепляется к цветку? Почему бы вам не начать с этого и не нарисовать стебель. Теперь, какой формы листья?»
Когда у вас есть общая картина, вы можете сосредоточиться на деталях. Рассказ о процессе вместе с ребенком поможет ему лучше понять, что он наблюдает и что рисует.
Дополнительные занятия по рисованию для детей
- Рисование, основанное на наблюдении. Используйте пончики, чтобы научить детей этому навыку рисования
- Рисование для детей: советы по поощрению сопротивляющихся художников Уверенность
- 13 Подсказки по рисованию для детей, способствующие творчеству
- Искусство перьев в коробке – занятие для детей по рисованию природы
Приколи на потом
СОВЕТЫ ПО РИСОВАНИЯМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ И ДЕТСКИХ САДОВ
Как бы я ни любил проводить творческие занятия для детей дошкольного и детского сада, иногда , , я также хочу, чтобы они создавали полуузнаваемые изображения для иллюстраций учебников, математических и научных записей, а иногда и для тематических бюллетеней. бортовые дисплеи.
Это может быть проблемой для маленьких детей, которые редко думают о своих готовых изделиях и, без сомнения, находятся в том возрасте, когда они изучают искусство, экспериментируя и открывая.
При спокойном и сосредоточенном исследовании готовая работа детей может быстро превратиться в массу каракулей и едва ли походить на тему, которую они рассматривают.
Следующие советы по рисованию для детей дошкольного и детского сада дают возможность детям экспериментировать с различными способами создания линий и художественного самовыражения, в то же время создавая оригинальные, законченные рисунки, которые не набросаны.
Рисование маркером, раскрашивание ограниченной палитрой мелков
На рисунках ниже изображение слева было нарисовано маркерами, а затем закрашено цветным карандашом. Центральное изображение было нарисовано и раскрашено маркерами. Картинка справа — это оригинальный рисунок.
Хотя ярко-оранжевый маркер виден на среднем изображении, большую часть деталей рук, ног и сумки трудно разглядеть.
Чтобы запечатлеть детали оригинальных рисунков учащихся, попросите их выполнить следующие действия.
Шаг №1 Заранее организуйте материалы
- Подготовьте специально отмеченные тюбики с маркерами и мелками для этого типа рисования.
- Если материалы организованы заранее, каждый следующий шаг будет намного проще.
Шаг №2 Дети рисуют только маркерами
- Ограничьте цвета маркеров, удалив большинство цветов и оставив для рисования только более темные цвета, такие как черный, синий и фиолетовый.
- Дайте каждому ребенку по одному маркеру.
- Убирайте маркеры, когда дети заканчивают рисовать.
Шаг №3 Дети раскрашивают только цветными мелками
- Разложите цветные мелки.
- Ограничьте выбор цвета мелка, удалив темные цвета, оставив только желтые, розовые, красные, оранжевые, ярко- и светло-зеленые, синие и светло-фиолетовые.
Шаг №4 Удалите картинки
- Тактично удалите картинку у ребенка в «законченном» месте.