Конструирование – это что такое? Основы конструирования. Техническое конструирование в детском саду
Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада | Дошкольное образование
Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада
Автор: Сергеева Людмила Александровна
Организация: МБДОУ № 24 «Светлячок» компенсирующего вида
Населенный пункт: Свердловская область, г. Лесной
Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных работников технических специальностей. В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров. Этот факт давно отмечен руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов и правительством Российской Федерации.
Одним из значимых проектов, реализуемых в Свердловской области, является «Детская инженерная школа», существующая в рамках программы «Уральская инженерная школа». Главной задачей данного проекта является помощь детям в освоении навыков «инженерии будущего», что позволит в дальнейшем увеличить число молодых людей, выбирающих для себя инженерные профессии. Данный проект важен не только для системы образования, но и для перспектив развития всей области.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умствен
www.pedopyt.ru
Конструирование – это что такое? Основы конструирования
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Техническое конструирование
Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.
К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов:
- строительных элементов,
- деталей конструктора,
- крупногабаритных модулей.
Используем строительные материалы
Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы.
Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).
Конструирование из деталей конструктора
Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.
Конструирование из крупногабаритных модулей
Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.
Художественное конструирование
Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.
Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.
Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.
Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.
Формы организации обучения
- Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.
- Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.
- Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.
- Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.
- Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.
- Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.
При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Конструирование, материалы для которого должны быть тщательно подготовлены воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения. Его практикуют как в детских садах, так и в школах.
Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.
fb.ru
Конструирование в детском саду
Презентация для воспитателей о том, как развить конструкторские и художественные способности детей дошкольного возраста
Просмотр содержимого документа «Конструирование в детском саду»
Конструирование в детском саду
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8» г.о. Самара
«Конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности , поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих , так и придуманных самими детьми объектов. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Цель
- Развитие конструкторских и художественных способностей детей
Задачи
- Сформировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов.
- Поупражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу. Научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения.
- Поупражнять в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей, в том числе чертежей построек в трех плоскостях.
- Поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании.
- Научить широко использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
Формы организации обучения детскому конструированию
I этап – этап первичного освоения знаний и умений ( по образцам )
II этап – этап творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях ( по условиям )
III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений ( по замыслу )
Типы конструирования
- Техническое – конструирование из разного строительного материала
- художественное – из природного и бросового материала
Методы конструктивной деятельности
- Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный
- Репродуктивный метод
- Частично-поисковый (эвристический) метод
- Исследовательский метод
Приёмы
- 1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
- 2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
- 3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
- 4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Формы организации обучения детскому конструированию
Конструирование по образцу
Первый и наиболее элементарный вид конструирования.
Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности(цвет и форма).
Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».
Конструирование по условиям
В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым .
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
Конструирование по замыслу
Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
Список рекомендуемой литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Конструирование в группах раннего возраста, Л.В. Куцакова
- Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/, Л.В. Куцакова
- Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет, О.Ю. Старцева
- Лесные поделки. Азбука конструирования, И.А. Лыкова
multiurok.ru
Методические рекомендации "Конструирование в детском саду"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Конструирование в детском саду Старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 98»: Муниципального образования города Братска Салимянова Е. А.
2 слайд Описание слайда:Что такое конструирование? Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
3 слайд Описание слайда:Значение конструирования для развития детей развитие технических способностей (С. Королев, П. Кулибин, Г. Гасиев, Т. Эдисон любили конструировать в детстве)
4 слайд Описание слайда:Значение конструирования для развития детей Развивается: Наблюдательность Точное восприятие Память Воля Высокое сосредоточение внимания Пространственное и творческое воображение Математические способности Отвлеченное мышление Умение принимать указания Эмоциональное развитие Умение следовать инструкции Эстетический вкус Нравственные качества (трудолюбие, желание приносить пользу другим) Самоконтроль, самостоятельность. Коммуникативные способности
5 слайд Описание слайда:С какими видами деятельности связано конструирование? Сюжетно – ролевая игра (строительная игра) Труд - Художественное творчество
6 слайд Описание слайда:Виды конструирования По назначению продукта конструирования: - Изобразительное -Техническое
7 слайд Описание слайда:Виды конструирования (по задачам) - Конструирование по образцу - Конструирование по схеме - Творческое конструирование
8 слайд Описание слайда:Деревянные конструкторы
9 слайд Описание слайда:Конструкторы лего
10 слайд Описание слайда:Конструкторы лего
11 слайд Описание слайда:Пластмассовые конструкторы
12 слайд Описание слайда:Железные конструкторы
13 слайд Описание слайда:Готовые строительные наборы
14 слайд Описание слайда:Готовые строительные наборы
15 слайд Описание слайда:Мягкие строительные модули
16 слайд Описание слайда:Мягкие строительные модули
17 слайд Описание слайда:Необычные конструкторы
18 слайд Описание слайда:Необычные конструкторы
19 слайд Описание слайда:Необычные конструкторы
20 слайд Описание слайда:Необычные конструкторы
21 слайд Описание слайда:Конструирование из бумаги
22 слайд Описание слайда:Конструирование из бросового материала
23 слайд Описание слайда:Конструирование из природного материала
24 слайд Описание слайда:Задание для воспитателей «Узнай геометрическую фигуру»
25 слайд Описание слайда:Задание для воспитателей «Узнай геометрическую фигуру»
26 слайд Описание слайда:Задачи программы по конструированию Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.
27 слайд Описание слайда:Задачи программы по конструированию Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования, развивать творческие способности. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, развивать самооценку. Развивать социально – коммуникативные навыки, умение работать сообща. Воспитывать аккуратность. - Развивать эстетический вкус.
28 слайд Описание слайда:Конструирование в 1 младшей группе Только конструирование из строительного материала. На стол ставим набор каждому ребенку, деталей больше. Материал: кубики, кирпичики, треугольные призмы, пластины разного цвета и размера. Воспитатель начинает игру и объединяет вначале года 6-8 детей. В конце года 10-12 детей. Постройки горизонтальные (дорожка, поезд, диванчик, кораблик), вертикальные (башенки, лесенки), замыкающие (ворота, домик), перекрытия (ворота, гараж, горка, мостик, кроватка) Важно показать, что один предмет можно строить разными способами. Изобразительное конструирование, обязательно обыгрывается. Проверяется правильно сть постройки, исправляются ошибки, устойчивость.
29 слайд Описание слайда:Конструирование во 2 младшей группе Изобразительное конструирование, непосредственная связь с игрой. На стол ставим строительный набор каждому ребенку. - Необходимо развивать самостоятельность, умение общаться в микрогруппе, помогать друг другу. - Учим сохранять порядок на рабочем месте. -Строительный материал: кубики, кирпичики, бруски (треугольные призмы), пластины разного размера, цвета. -Руководит воспитатель. -Усложняются постройки (широкие и узкие вороты, маленький и большой дом, двухэтажные постройки), увеличивается количество деталей. -Образец предварительно обследуется (из каких деталей сделаны стены, крыша и пр.)
30 слайд Описание слайда:Конструирование в средней группе Появляется конструирование по замыслу. Возникает все больший интерес к качеству своего труда (красиво и устойчиво). Появляется потребность играть в микрогруппе, хотят строить вместе, но постройка должна быть у каждого своя. В строительный материал добавляются цилиндры, становится разнообразным по размеру, цвету, величине. Рассматривают перед конструированием реальные объекты (здания, машины, мебель). Соизмеряют постройки по размеру Знают соотношения некоторых деталей (два кирпичика = куб). Выполняют постройки большей сложности, по замыслу, по условию (построй двухэтажный дом из предложенных деталей). Строительный материал ставят не для каждого ребёнка как раньше, а в центр стола. Детей учат гармонировать постройки по цвету. Воспитатель учит аккуратности, обращает внимание на красоту построек. Со 2 половины года конструирование из бумаги, коробок и др. материалов.
31 слайд Описание слайда:Конструирование в старшей группе Могут конструировать самостоятельно, усложняются сюжеты, любят сложные задачи. Развивается самоконтроль (сам находит и исправляет ошибки), сами планируют постройки, оценивают их. Постройки сложные: строят замки, микрорайоны, дома для нескольких кукол, многоуровневые парковки, легкие и тяжелые конструкции. Нравится работать сообща, помогать друг другу, обигрывать постройки вместе. Рассказывают о замысле постройки, как будут сроить. Воспитатель подсказывает отдельные приемы конструирования, использует косвенную помощь. Пользуются схемами, иллюстрациями. Появляется шестиугольная призма, арки. Соединяют конструирование с лепкой, рисованием. Все виды конструирования.
32 слайд Описание слайда:Конструирование в подготовительной группе - Постройки усложняются. В набор для конструирования входят разнообразные геометрические фигуры. Воспитатель обращает внимание детей на способы скрепления частей, на различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Конструируют по воображению, по чертежу, по фотографии. Коллективное конструирование. Необходимо организовывать выставки работ, рассматривать альбомы с разными видами техники, мостов, зданий. Строят мосты и здания на колоссах, объясняют зачем это нужно. Конструкторы с гаечными ключами, болтами, гайками,отвертками. Строят здания конкретного назначения (вокзал, театр, школа) Строят фундамент, стены (фронт с колоннами), балконы, крыши, украшают постройки. Соединяют конструирование с др. видами творчества (библиотека – книги, птицефабрика – птицы и др.)
33 слайд Описание слайда:Учите детей конструированию!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-350720
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru