Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс. Ступени в разных тональностях соль мажор
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
music-education.ru
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс |
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться
tbf.su
Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре
Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.
Ступени лада
В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.
Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.
Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:
- Седьмая - вторая - первая.
- Вторая - четвертая - третья.
- Четвертая - шестая - пятая.
Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как "лад" и "тональность".
Что такое лад
Лад - система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.
Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.
В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.
Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:
- большая секунда;
- малая;
- три больших;
- малая.
Гармонический минор:
- большая секунда;
- малая;
- две большие;
- малая;
- малая терция;
- малая секунда.
Основные ступени лада: T - тоника (1-я ступень), S - субдоминанта (4-я ступень), и D - доминанта (5-я ступень).
Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).
Также существует понятие "производных" звуков, в октаве их всего пять - это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).
В ладотональной музыкальной системе существует понятие "устойчивости" и "неустойчивости" ступеней.
Устойчивые - первая, третья и пятая ступени лада.
Ступени - звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами - от I до VII.
Существуют две системы обозначения нот - буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.
Тональности
Тональность - лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.
Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:
- Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
- Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.
Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор - нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре - один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака - фа и до диез и т. д.
По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор - знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор - один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре - си и ми бемоли и т. д.
Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
Все неустойчивые звуки имеют некий "окрас незавершенности", поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.
Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:
- Фа диез и ля - в соль.
- Ля и до - в си.
- До и ми - в ре.
Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые - закрашенными.
В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.
fb.ru
Устойчивые ступени. Что это такое?
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
myfortepiano.ru
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс |
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться
argi.su
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться
vrusha.info
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс |
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос. Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия. То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ?
elitarnoe.ru