Skip to content

Ступени в разных тональностях соль мажор: Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Содержание

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

 

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1)    до-ре-до-си-до – опеваем до;

2)    ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3)    соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада. — Студопедия

Поделись  

Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.

 

Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи

Скрипичный ключ:

 

Басовый ключ:

Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.

Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.

Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.

Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.

В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени До мажора:

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:

На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».

А в ля миноре будет иначе: I – нота «ля», III — нота «до», а V – нота «ми».

                                                           

Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.

В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.

                                                               

И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.

В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.

                                                                      

Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.

Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.

Длительности. Затакт

Основные длительности:

Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.

Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.

Затакт – это не полный такт.

Затакт — это начало музыки со слабой доли.

Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).

Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.

Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.



Гамма соль мажор на гитаре: позиции и теория

Перейти к содержанию

В этом уроке мы собираемся глубоко погрузиться в гамму соль мажор на гитаре, которая, вероятно, является самой популярной гитарной гаммой. Мы рассмотрим интервалы и ноты, составляющие гамму, пять позиций и паттернов гаммы, аккорды, построенные из гаммы соль мажор, а также рассмотрим некоторые примеры песен, основанные на тональности соль мажор.

Нам предстоит многое рассказать, так что приступим!

Ноты соль мажор

Гамма соль мажор представляет собой диатоническую гамму из 7 нот, состоящую из следующих нот:

G – A – B – C – D – E – F#

Как видите, она содержит диез (F#) и шесть натуральных нот.

Интервалы

Все основные гаммы получены из одних и тех же интервалов и, следовательно, имеют одинаковые интервальные качества. Интервалы соль мажор следующие:

  • Основной тон
  • Мажорная 2-я
  • Мажорная 3-я
  • Перфектная 4-я
  • Perfect 5th
  • Major 6th
  • Major 7th

На диаграмме ниже мы видим соотношение между интервалами и нотами гаммы.

G Ноты и интервалы гаммы мажор

Структура гаммы

Все мажорные гаммы имеют установленную структуру целых шагов и полутонов между нотами/интервалами гаммы. Формула целых шагов и полутонов для соль мажор выглядит следующим образом:

Целый шаг – Целый шаг – Половина шага – Целый шаг – Целый шаг – Целый шаг – Половина шага

На гитаре целый шаг равен 2 ладам, а полушаг равен 1 ладу.

Это гораздо легче увидеть, глядя на шкалу на грифе:

Начиная с G, мы получаем следующее:

  • От G до A 2 лада (целый шаг)
  • От A до B 2 лады (целый шаг)
  • От B до C — 1 лад (полутона)
  • От C до D — 2 лада (целый шаг)
  • От D до E — 2 лада (целый шаг)
  • От E до F# 2 лада (целый шаг)
  • От F# до G 1 лад (полутона)

Гитарные позиции G мажор весь гриф.

Хотя ноты соль мажор расположены по всему грифу, их можно сгруппировать в пять подвижных позиций или паттернов, основанных на системе CAGED. Эти паттерны значительно облегчают изучение гаммы по всему грифу.

Ниже мы рассмотрим каждую позицию шкалы.

Для каждой позиции предусмотрены три диаграммы. На первой диаграмме отмечены ноты гаммы. Второй обеспечивает интервалы, а третий — рекомендуемую аппликатуру.

Также важно отметить положение основного тона для каждой позиции. Это поможет вам визуализировать каждую позицию и легче перемещаться между ними, поскольку основная нота может служить опорной точкой для перехода между позициями гаммы.

При первом изучении гаммы рекомендуется начинать каждую гамму с самой низкой основной ноты и играть ее как по возрастанию, так и по убыванию. Это позволит вашему уху познакомиться с тональным центром гаммы и услышать, как он возвращается к основной ноте G.

Позиция 1

Гамма G мажор – Позиция 1 низкий тоник на 3-м ладу струны 6. Начиная с этой ноты, играйте каждую ноту по возрастанию и убыванию, заканчивая той же основной нотой, с которой вы начали. Используйте вкладку гитары ниже, чтобы помочь вам.

Запишите основной тон в этой позиции. Позиция 1 содержит 3 основные ноты, которые находятся на струнах 1, 4 и 6.

Позиция 2

Гамма соль мажор – позиция 2

В позиции 2 низкая основная нота находится на 5-м ладу струны 4. Начало с этой нотой при отработке гаммы.

Эта позиция содержит две основные ноты, которые находятся на струнах 4 и 2.

Позиция 3

Гамма соль мажор – позиция 3

Позиция 3 начинается с основной ноты на 10 ладу 5-й струны. Две основные ноты для этой позиции находятся на струнах 2 и 5.

Позиция 4

Гамма соль мажор – позиция 4

Позиция 4 также содержит две основные ноты, расположенные на струнах 3 и 5. Начните с основной ноты на 10-м ладу 5-й струны.

Позиция 5

Гамма соль мажор – позиция 5

Единственная другая позиция, содержащая три основные ноты, позиция 5 имеет корни на струнах 1, 3 и 6. Начинайте эту позицию гаммы с основной ноты 6-й струны.

Соединение позиций гаммы соль мажор

Каждая позиция гаммы соль мажор имеет общие ноты с позициями выше и ниже. Это означает, что каждый образец шкалы связан с соседними образцами. На приведенной ниже диаграмме показаны эти соединения.

Эти паттерны повторяются вверх и вниз по грифу, что означает, что позиции 1 и 5 также имеют общие ноты.

Построение аккордов соль мажор

Аккорды данной гаммы или тональности получаются путем построения трезвучий с использованием нот гаммы. Это также называется гармонизацией шкалы. Чтобы получить ноты соль мажорной гаммы, мы идем нота за нотой гаммы и строим трезвучия для каждой.

Если вы не знакомы с трезвучиями, то это аккорды из трех нот, состоящие из основного, третьего и пятого интервалов. Более простой способ посмотреть на это — мы складываем каждую вторую ноту, начиная с корня и переходя к 5-й. Я бы рекомендовал уроки по мажорным, минорным и уменьшенным трезвучиям, чтобы лучше понять, как образуются эти трезвучия.

Давайте пройдемся по каждой ноте гаммы соль мажор и сложим тонику, 3-ю и 5-ю интервалы, чтобы увидеть, какие трезвучия мы образуем.

Начнем с записи всех нот гаммы:

G – A – B – C – D – E – F#

G мажорный аккорд

G мажорный аккорд

Начиная с G тоника, если мы возьмем 1-ю, 3-ю и 5-ю ноты, мы получим следующее трезвучие:

G – A – B – C – D – E – F#

  • G – B – D

Это дает нам тонику, мажорную терцию и чистую квинту, которые создают мажорное трезвучие, дающее нам соль мажорный аккорд.

Am Chord

Am Chord

Начиная со второй ноты гаммы, A, как основной, если мы возьмем 1-ю, 3-ю и 5-ю ноты, мы получим следующее трезвучие:

A – B – C – D – E – F# – G

  • A – C – E

Это дает нам корень, минорную терцию и чистую квинту, что создает минорное трезвучие, дающее нам ля минорный аккорд.

Bm Chord

Bm Chord

Начиная с основного тона B, 1-я, 3-я и 5-я ноты дают нам следующее трезвучие:

B – C – D – E – F# – G – A

  • B – D – F#

Это дает нам тонику, минорную терцию и чистую квинту, которые создают минорное трезвучие, дающее нам си-минорный аккорд.

Гамма до мажор

Аккорд до мажор

Начиная с до, получаем следующее трезвучие:

до – ре – E – F# – G – A – B

  • C – E – G

Это дает нам тоник, мажорную терцию и совершенную квинту, что создает мажорное трезвучие, дающее нам до мажорный аккорд.

Ре-мажорный аккорд

Ре-мажорный аккорд

Из ре, 1-й, 3-й и 5-й нот получается следующее: D – F# – A

Это дает нам тонику, мажорную терцию и чистую квинту, которые создают мажорное трезвучие, дающее нам ре-мажорный аккорд.

Аккорд ми минор

Аккорд ми минор

От ми 1-я, 3-я и 5-я ноты дают нам следующее:

E – F# – G – A – B – C – D

E – G – B

Это дает нам тоник, минорную терцию и чистую квинту, которые создают минорное трезвучие, дающее нам ми минорный аккорд.

F# Уменьшенный аккорд

Наконец, из F# мы получаем следующие ноты:

F# – G – A – B – C – D – E

  • F# – A – C

Это трезвучие немного отличается тем, что содержит минорную терцию и плоскую квинту. Это создает уменьшенное трезвучие, давая нам уменьшенный аккорд F#.

Putting it all together gives us the following chords for G major:

Chord G Am Bm C D E F#
Notes G-B-D A-C-E B-D-F# C-E-G D-F#-A E-G-B F#-A-C

Relative Minor of G Major

Every major scale has a relative minor scale, which минор – гамма, содержащая те же ноты и аккорды, что и мажор. Это происходит на 6-й ступени мажорной гаммы, которая для соль мажор — ми. Таким образом, относительный минор для соль мажор — ми минор.

Хотя он содержит все те же ноты и аккорды, его тональный центр основан на E вместо G.

Degree 1 2 3 4 5 6 7
Note E F# G A B C D

Параллельный минор соль мажор

Параллельный минор – это минорная гамма, построенная из той же основной ноты, что и мажорная гамма. В данном случае это будет гамма соль минор.

Degree 1 2 3 4 5 6 7
G Major G A B C D E F#
G Minor G A B♭ C D E♭ F

Modes

Следующие лады для соль мажор:

  • G Ионийский (мажор)
  • A Дорийский (минор)
  • B Фригийский (минор)
  • C Лидийский (мажор)
  • D Миксолидийский (мажор)
  • D Миксолидийский (минорный)
  • (минор)

  • F# Locrian (минор)

Песни в тональности соль мажор

Тональность соль — одна из самых популярных тональностей в музыке, буквально тысячи песен написаны в этой тональности. Вот несколько песен из моего списка легких гитарных песен:

  • «Brown Eyed Girl» — Ван Моррисон
  • «Knockin’ On Heaven’s Door» — Боб Дилан
  • «Mother» — Pink Floyd
  • «Love Me Do» — The Beatles

Послушайте эти песни и увидите если вы слышите тональный центр соль мажор.

Подведение итогов

В этом уроке мы более подробно рассмотрели гамму соль мажор, одну из самых популярных гамм в музыке. Теперь у вас должно быть хорошее представление о нотах, интервалах, положениях гаммы и аккордах, составляющих гамму.

Вы можете начать использовать полученные знания в музыке, создавая простые последовательности из 2 аккордов и расширяя их с помощью последовательностей из 3 и 4 аккордов. Как только вы запомните позиции гаммы, вы можете начать создавать свои собственные фразы для воспроизведения под фонограмму. Если вам нужна дополнительная помощь в этой области, пакет уроков для крупных масштабов поможет вам в этом процессе.

Нужно больше?

 

Расширьте свои знания о мажорной гамме с помощью набора уроков 9 мажорной гаммы . 0458, который включает в себя расширенную рабочую тетрадь и 16-страничное практическое руководство.

Подробнее

Получайте уведомления о новых уроках!

Тональность соль мажор | Fretello

В тональности соль мажор в основном используются ноты гаммы соль мажор: G, A, B, C, D, E и F♯. Ключевая подпись имеет один диез, F ♯, и его относительная минорная тональность — ми минор.

Популярный потоковый сервис Spotify сообщил, что у них больше треков, написанных в соль мажоре, чем в любой другой тональности на их платформе, а до мажор идет на втором месте. Фактически, гамма соль мажор была одной из самых популярных на протяжении веков. Во времена барокко он считался ключом благословения.

Знаменитые песни, написанные в тональности соль

Соль мажор является официальной тональностью песни «Боже, храни королеву» и гимна Новой Зеландии. Она популярна в классике, кантри, роке, металле и многих других жанрах. К таким известным песням в тональности соль мажор относятся Sweet Home Alabama, Knockin’ On Heaven’s Door и Eine Kleine Nachtmusik.

Подпись тональности G мажор

Одна из причин популярности тональности G заключается в том, что на ней относительно легко играть гитаристам и другим музыкантам. Частично это связано с тем, что в нем только один диез (F). Кроме того, положение пальцев на гитарных ладах не слишком сложное. Читая ноты, вы можете быстро отличить соль мажор от диеза в верхней строке, как показано ниже.

Диатонические аккорды соль мажор

В тональности соль мажор используются ступенчатые аккорды гаммы соль мажор: G, Am, Bm, C, D, Em и F#mb5.

I ii iii IV V vi vii°
G Am Bm CD Em F#mb5

An easy way to find out if a song is in the G Главный ключ — искать каденции. Каденция — это мелодическая или аккордовая последовательность, которая движется к точке покоя или разрешения и является наиболее распространенным способом определения тональности.

Classical G major cadence:

  • Intervals: IV – V – I
  • Chords: C – D – G

G major jazz cadence:

  • Intervals: ii – V – I
  • Аккорды: Am – D – G

Гамма G мажор

Тональность показывает диезные или бемольные ноты в гамме. Для G у вас есть только F-диез (F#). Простой способ определить тональность, если вы не умеете читать ноты, — определить диез или бемоль и подняться на полшага вверх. От F# вы делаете полшага к G. Остальные ноты в гамме — A, B, C, D, E и F# вверху.

Какие аккорды в тональности G?

Когда в гамме семь нот, с ними связано семь аккордов. Аккорд традиционно исполняется тремя нотами одновременно. В тональности G вы получите следующее:

  • соль мажор
  • ля минор
  • си минор
  • до мажор
  • ре мажор
  • ми минор
  • фа минор
  • вероятно, вы научитесь ближе к началу вашего опыта игры на гитаре. Си-минор и уменьшенный фа-диез появятся позже.

    Каков относительный минор соль мажор?

    В мажорной гамме и относительной ей минорной гамме используются одни и те же ноты для создания различного звука. Порядок нот меняется. Ми минор относится к соль мажор, потому что они оба разделяют фа-диез как их единственную ноту полутона. Ноты в следующем порядке: ми, фа#, соль, ля, до и ре.

    Аппликатура аккорда соль мажор

    ● Поместите средний палец на 3-й лад нижней струны ми

    ● Поместите указательный палец на 2-й лад струны ля

    ● Поместите безымянный палец на 3-й лад верхней струны E

    ● Сыграйте все струны вместе

    Атрибуты G Major Chord

    ● Интервалы: 1 – 3 – 5

    ● Ноты: G – B – D

    ● Обозначения аккордов: G, Gmaj

    Понравилась эта статья?

    Наша миссия в Fretello — облегчить обучение игре на гитаре и помочь таким людям, как вы, начать. Вот почему мы создали серию мастер-классов Fretello. Это библиотека контента для развития ваших знаний и навыков игры на гитаре, листы упражнений для улучшения и оттачивания вашей техники, а также задания для самых популярных риффов и песен.