Skip to content

Стихотворение родине: Спиридон Дрожжин — Родине

история создания, тема, идея и средства выразительности

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родине.
История создания – Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй – описание природы значительно смягчается.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина – снежная пустыня».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым».

Жанр и размер

Стихотворение по жанру относится к пейзажной лирике. Оно стало миниатюрной зарисовкой о мрачном зимнем вечере. Через драматичное описание природы легко почувствовать настроение лирического персонажа, понять, как ему тяжело на душе.

Что касается направления произведения, то поэт неоднократно писал, что не желает относиться к какой-либо литературной школе. Символизм, романтизм, реализм или декадентство — творчество Бунина было сложно к чему-либо отнести, оно оказалось вне Серебряного века. Но, несмотря на это, его работы получили всемирную известность и теперь считаются классикой. За умение описать типичный характер русского человека поэт стал первым русским литератором, удостоившимся Нобелевской премии.

Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Удивительно, но в произведении присутствуют только два глагола: «Угрюмо меркнет зимний день», «Смягчает сумрачную даль».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

Тема и настроение

На первый взгляд Бунин решил взять не самую важную тему — изображение Русской природы. Но в ней скрывается вся та печаль, свалившаяся на него. Для описания он решил взять не самое яркое и отличающееся красотой время — несколько минут перед тем, как закончится очередной день. Описанные тёмные и бесконечные леса во многих пробуждают некую тревожность, “мертвенно-свинцовое” небо приносит печаль и опустошённость. Но вдали есть таинственный туман — “молочно-синий” — который всё-таки настраивает автора и читателей на что-то хорошее, надежду на то, что в конце этого пути обязательно окажется свет и печаль исчезнет. Ивану отлично получается показать ту депрессивную Россию — с её серыми видами, огромными и бесконечными лесами, неприветливым грустным настроением. Но всё это кажется настолько родным и близким к сердцу, что он не может не любить эти жуткие виды. Всё произведение стабильно держится на какой-то грусти и депрессивности, но, ближе к финалу, смягчает груз негативных эмоций капелькой надежды и света, которого так не хватает во всём произведении.

Тема

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Стихотворение «Родина» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

Тема

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве «молочно-синий» туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «Мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («Родина – снежная пустыня»).

Вариант 2

История создания

Бунин написал стихотворение «Родина» в 1896 г., когда был еще совсем молодым человеком и начинающим писателем. Но в нем уже прослеживаются мотивы, характерные для всего творчества будущего талантливого автора.

Жанр произведения – пейзажная лирика. Стихотворение представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере.

Основная тема

Основная тема – печальная картина безрадостной российской природы. Бунину, в отличие от многих русских поэтов и писателей, было свойственно критическое отношение к российской действительности. Это отношение можно назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной фальшивыми фразами.

Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира.

Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.

Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.

Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.

Сочетание безграничной любви и резкой критики – непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности – вот истинная заслуга Бунина.

Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.

Композиция

Стихотворение построено из двух строф. Первая целиком посвящена мрачному пейзажу. Вторая более оптимистична, она сглаживает неприятное впечатление от первой.

Размер произведения – четырехстопный ямб, рифма перекрестная.

Выразительные средства

В миниатюре используются развернутые эпитеты: «мертвенно-свинцовым», «молочно-синий». Очень выразительны олицетворения: «угрюмо меркнет… день», «туман… смягчает». Туман в то же время сравнивается с печалью. Поэт удачно использует оксюморон «снежная пустыня».

Бесконечность родных просторов подчеркивается повторением союза: «и нет конца…», «и далеко…».

Основная мысль стихотворения

Даже признавая печальный и тоскливый характер российской природы, Бунин находит место для светлых мыслей. Печаль и тоску отчаявшегося человека способен скрасить простой туман. Он не избавляет от опасности, но вносит в душу умиротворение и покой. Возможно, в образе тумана писатель предвидел спасение России от грядущих бед революции и гражданской войны.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. «Мертвенно-свинцовое небо», удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Композиция стихотворения

Хоть произведение имеет только две строфы, поэт сумел полностью выразить в нём своё настроение и передать читателю важную мысль.

Условно композицию сочинения можно разделить на две части. В первой перед читателем раскрывается мрачная картина русской природы на закате холодного дня. Свое состояние души Бунин передаёт с помощью цветовой гаммы. Бескрайние леса в зимнюю пору оставляют ощущение уныния. Темнота сосновых лесов нагоняет тоску. Жильё, отдалённое от посёлков и окружённое деревьями, навевает грустные мысли и печаль.

Вторая часть более оптимистична. Здесь автор сглаживает накопившуюся в первых строках тяжесть. Печаль также присутствует, но здесь она более мягкая и ненавязчивая.

Произведение представляет собой четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Стих читается с уравновешенной интонацией. Ритм медленный, нет резкости, вопросительных и восклицательных предложений.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («Родина – снежная пустыня»).

Образы и символы

Образ природы – главный в произведении «Родина», читатель легко угадывает родные края. Она суровая и однотонная, мрачная и угрюмая. Россия огромна, непостижима, таинственна. И в этом кроется ее могучая красота.

«Сумрачная даль» символизирует бесконечность России и подчеркивает некую торжественность ее описания.

«Мертвенно-свинцовое» небо свидетельствует о душевном опустошении, и здесь прослеживается параллель с зимним пейзажем, а именно «снежной пустыней». Это ощущение усиливает фраза в первой строфе: «Нет конца лесам сосновым».

Лирический герой печален, он видит в природе родной страны свое отражение: впереди сумрачная даль, и лишь туман, как некая иллюзия, скрывает эту безрадостную перспективу.

Любовь к Родине и духовная связь с Россией

Писатель увлекался и народническими идеями, а в 1910-х гг. начался особый этап его творческой деятельности — это касалось предреволюционных мотивов. Тогда снизилось внимание Бунина к лирике, и он обратился к эпическим полотнам, которые касались его Родины.

В этом и проявляется мощная духовная связь самого писателя с его Родиной. Исторические события, происходящее в стране, многих писателей и поэтов приобщили к народным темам и к теме русской революции. Когда писатель был вынужден эмигрировать, то в его лирике начала проявляется иная грань его любви к России — он сумел посмотреть на судьбу своей страны и соотечественников с другой стороны.

Бунину стала присуща особенная утонченность и несколько другие формы художественной выразительности, темы, которых он касался в своем творчестве, стали более глубинными важными.

В творчестве Бунина всегда выделяли его любовь к родной природе. Так он раскрывал свою истинную любовь к России, его трепетное отношение к ее природному богатству и красоте, показывали, насколько сильна его духовная связь с Родиной.

Стихи о родине для детей начальной школы

Сайт «Мама может все!» собрал лучшие стихи о Родине для детей начальной школы. С их помощью ребята познакомятся с таким понятием как Родина и узнают о ней много интересного.

***

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

***

Родная земля.
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновения,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величие,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

***

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

***

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле — каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!

***

Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

***

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь людей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира…
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира!

***

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

***

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

***

Золочёными очами
Виновато смотрит Русь.
Русь великая,святая
За неё всю жизнь молюсь.

Здесь с малиновым рассветом
Ветер выспался во ржи,
Он хмельной,студёный летом
Встретить солнце поспешил.

Ранним утром выйду в поле:
Росы падают в траву,
Пахнет травами-раздолье,
Этим запахом живу!

Ах ты,Русь моя родная,
Небо с радугой-дугой,
Ты от края и до края
Стала сердцу дорогой!

***

Родная земля.
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновения,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величие,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

***

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

***

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

***

Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.

Здесь наши деды сражались
Жизни своей не щадя,
Чтобы нога иноземца
Не осквернила тебя.

Чтобы в краях, где Есенин
Русский простор воспевал,
Русичей землю родную
Грязный сапог не топтал.

Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь

***

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

***

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

***

Родина — слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
куст сирени за окошком
и на щёчке родинка –
это тоже Родина.

***

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

***

Я возьму карандаш, нарисую дом,
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было тепло тем, кто в доме живёт,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.

Я возьму карандаш, нарисую цветы,
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтобы вечно была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь из заботливых рук.

Я возьму карандаш, нарисую лес,
Нарисую поля и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой Земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.

***

Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса.

Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны!. .

Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.

***

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

***

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

***

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

***

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

***

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

***

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

***

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

***

Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной…
С добрым утром,
Край родной!

Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной…
С добрым утром,
Край родной!

Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной…
С добрым утром,
Край родной!

***

В полях сверкало. Близилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тотчас очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.

Возница злой. Он долго был в пути.
Усталый конь потряхивает гривой,
А как сверкнёт — шарахнется пугливо
И не поймёт, куда ему идти.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,
Как славен дом и самовар певучий!
Вон то село, над коим вьются тучи,
Оно село родимое и есть…

***

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Дмитрий Шостакович — стихотворение о родине

Select A Composeraa, Мишель ван Дерадамек, Ондрейдамс, Джонхо, Калевиалфвен, Гугоали -Жаде, Франгизабенсен, Лаварин, Ароринат, Ароринат, Лаурабен, Лаурабен, Лаурабен, Лаварин, Ароринаттейн, Ароринат. , LeonardBertaux, BettyBettison, OscarBeyer, Frank MichaelBirtwistle, HarrisonBlacher, BorisBliss, ArthurBlitzstein, MarcBorowski, Johannes BorisBrahms, JohannesBrandmüller, TheoBraunfels, WalterBritten, BenjaminBroström, TobiasBrown, DanBruch, MaxBrüning, Anna-SophieBrunner, DavidCarter, ElliottChapela, EnricoChen, QigangCherubini, LuigiChin, UnsukClyne , Анна Коутс, Эрик Коллинз, Чарльз Копланд, Аарон Круиксент, Ферран Курриер, Себастьян Кертис, Аланд’Альберт, Ойген Далглиш, Малкольм Догерти, Майкл Дин, Бретт Дебюсси, Клод Дель Тредичи, Дэвид Делиус, Фредерик Денисов, Эдисон Дессау, Пол Дойч, Бернд Ричард’Ривера, Пакито Дракман, Якобин Эворертак, Якобин Эворертак m, Gottfried vonElgar, EdwardEliasson, AndersElliott, DavidEvers, LeonardFenigstein, VictorFerguson, HowardFine, IrvingFinzi, GeraldFirsova, ElenaFjellheim, FrodeFleck, BélaFloyd, CarlisleFujikura, DaiGál, HansGarland, TimGerhard, RobertoGershwin, GeorgeGinastera, AlbertoGlanert, DetlevGoebbels, HeinerGoetze, MaryGoldschmidt, BertholdGolijov, OsvaldoGoossens , Евгений Гурецкий, Хенрик Миколай Гоф, Орландо Гросскопф, Эрхард Грубер, Х. KarlJia, GuopingJolivet, AndréKabalevsky, DmitriKahn, RobertKalitzke, JohannesKancheli, GiyaKashperova, LeokadiyaKats-Chernin, ElenaKatzer, GeorgKeck, Jean-ChristopheKesselman, LeeKessler, ThomasKhachaturian, AramKlebe, GiselherKlein, GideonKloke, EberhardKoch-Raphael, ErwinKodály, ZoltánKoffler, JózefKolb, BarbaraKorngo ld, Erich WolfgangKortekangas, OlliKrása, HansKrol, BernhardKurtág, GyörgyLaks, SimonLange, Marius FelixLarsson, Lars-ErikLavino, JamesLees, BenjaminLeon, CraigLevy, Marvin DavidLim, LizaLindberg, MagnusLittle, David TLloyd, JonathanLukash, Steven ZdenekMaayani, AmiMachover UrsulaManicke, DietrichManoury, PhilippeMarkevitch, IgorMartinsson, RolfMartinu, BohuslavMascagni, PietroMason, Grace-EvangelineMatthews, DavidMaw, NicholasMaxwell Davies, PeterMedtner, NikolaiMessiaen, OlivierMeyer, EdgarMeyer, KrzysztofMonk, MeredithMüller-Wieland, JanNelson, SheilaNeuwirth, OlgaNikodijevic, MarkoNorton, ChristopherNunez, FranciscoOehring, HelmutOffenbach , JacquesOrtiz, GabrielaPage, NickPanufnik, Andrzej Papoulis, JimPfitzner, HansPflüger, Hans GeorgPiston, WalterPoston, ElizabethProkofieff, SergeQin, WenchenQuilter, RogerRachmaninoff, SergeyRäihälä, Osmo TapioRaminsh, ImantRamsier, PaulRao, DoreenRaskatino, MarjuhaniRedelRautiavahaus, KarolRatavahaus n Кристоф Регер, Макс Райх, Стив Рейнвере, Юри Реш, Джеральд Рейнольдс, Джеймс Роджерс, Вейланд Рорем, НедРоуз, Кристофер Рудин, РольфРуис-Пипо, АнтониоРуттер, Джон Ружичка, Петер Сандстрем, Свен-Дэвид Шахтнер, Йоханнес X. AndreasSchwartz, StephenSchwarz-Schilling, ReinhardSchweinitz, Wolfgang vonSchwemmer, FrankSchwertsik, KurtSeidler, ChrisShchedrin, Rodion KonstantinovichShepherd, SeanShin, DonghoonShostakovich, DmitriSimpson, MarkSmirnov, DmitriSokolovic, AnaSpinner, LeopoldStanford, Charles VilliersSteffens, WalterSteinke, GünterStrauss, RichardStravinsky, IgorSvoboda, MikeSzpilman, WladyslawTchaikovsky, Pyotrter Шифорст, Ирис Терихен, Вернер Томсон, Вирджил Тин, Кристофер Тодд, Уилл Туви, Эндрю Торке, Михаэль Троян, Манфред Тернаж, Марк-Энтони Уствольская, Галина Валтинони, ПьеранджелоВон Уильямс, РальфВивье, Клод Фогель, Владимир Фогт, ХансВагальтер, ИгнатцВагнер-Регени, Р. udolfWalton, WilliamWarlock, PeterWeinberg, MieczyslawWeinberger, Jaromír Wellesz, EgonWennäkoski, LottaWesterman, Gerhart von Whelan, BillWhitacre, EricWillems, ThomWilliamson, MalcolmWinterberg, HansWoyrsch, FelixXenakis, IannisYun, IsangZapf, HelmutZender, Hans

Родина Кристал Уилкинсон — Стихи

Огайо — длинноногая сестра с родственниками, с которыми я смотрю вместе.
Двенадцатая улица, лента коричневых лиц, выглядывающих из
бетонных подъездов. Смех прохладными июньскими днями.
Кентукки хмурится на черные лица, стаскивает плачущих детей с
материнских колен. Она опустошает землю. В Кентукки я
скользю по пыльным проселочным дорогам, плыву по Грин-Ривер
, пытаясь выяснить, правда это или ложь. Скворцы называют мое имя
, но государственная птица — это висячая грудь женщины и
узел, который образуется возле ее соска; государственный цветок — ненависть
, кипящая ярость в каждом горшке; конституция — 12 способов
уничтожить каждую радугу. Иногда Огайо зовет меня по имени,
все люди моего отца слились в теле красивой женщины
, ее бедра дрожат, ее пальцы уговаривают: Давай,
иди сюда. Но Кентукки, горы с верхушками деревьев; & О
она тихая — Ей даже не нужно произносить ни слова — ее
бедра широки, ее позвоночник изогнут. Ей даже не должно исполниться
вокруг, и я знаю, что хочу ее. В ее
шрамах и синяках есть что-то знакомое, и в моих тоже. Может быть, она жарит свежую
колбасу из забитых ею свиней — только для меня — консервирует ежевику для моего печенья. Даже когда она пожимает плечами и
поворачивается, чтобы дать мне пощечину, я знаю, что она всегда будет рядом,
, на которую я могу рассчитывать и на боль, и на исцеление.

Свидетель

Я уверен, что если бы вы могли
увидеть мою бабушку
стоящую в дверях
ждешь, когда он вернется домой с полей,
если бы ты ощутила этот захватывающий вечер, густой
пот и почувствовала пульсацию звезд, если бы
ты стала свидетелем
стонов животных, эхом отдающихся в крике
той ночью, если бы вы только могли видеть
волосы, поднимающиеся вверх
на руке дедушки вот так, как
подношения богу, когда его локоть коснулся
ее, если бы вы могли видеть
ее тоска немного рассеялась, когда он кончил
через дверь, пахнущую трудовым днем, ты
должен был видеть их достаточно близко, чтобы дышать
одним и тем же воздухом, даже не касаясь друг друга.