Skip to content

Стихи про осень ломоносова: Осень — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Осень

Осень в стихах Лермонтова

«Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Автор: М.Ю.Лермонтов

«Солнце осени»
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Автор: М.Ю.Лермонтов

«Блистая, пробегают облака»
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой…
Автор: М.Ю.Лермонтов

«Когда с дубравы лист слетает пожелтелый»
Когда с дубравы лист слетает пожелтелый,
То вихрь его несет за дальних гор поток —
И я душой увял, как лист осиротелый…
Умчи же и меня, осенний ветерок!..
Автор: М.Ю.Лермонтов

«Последний сын вольности» (отрывок)
Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам.
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесёт.
На льдинах ветер тот рожден;
Порывисто качает он
Сухой шиповик на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! — уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем тёплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! дерзостный Варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил! —
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнаньи дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слёзы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.
Автор: М.Ю.Лермонтов

Рубрика: Лермонтов

Метки: Лермонтов, про осень, стихи, стихи про осень
Постоянная ссылка

«Осень» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, эпитеты, идея, история создания

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 88.

Обновлено 28 Апреля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 88.

Обновлено 28 Апреля, 2021

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.

Олицетворение“листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Тема

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Жанр

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 88.


А какую оценку поставите вы?

Михаил Васильевич Ломоносов. Путь в науку

19 ноября — день рождения М.В.Ломоносова — человека, которого по праву называют основоположником науки и высшего образования в России, одним из основоположников современного русского языка и поэзии. «Сочетая необычайную силу воли с необычайной силой замысла, Ломоносов охватил все отрасли образования. Жажда познания была сильнейшей страстью этой души, полной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и поэт, он все испытал и все досталось.Первым он углубляется в историю отечества, утверждает правила народного языка, составляет законы и образцы классической риторики, с несчастным Рихманом предвосхищает открытие Франклина, основывает фабрику. Он строит колосс, дает художественные произведения и, наконец, открывает истинные истоки нашего поэтического языка», — писал о нем Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры освещены в сотнях книг и тысячах статей, многие из которых доступны в Интернете. Поэтому было бы лишним рассказывать газете, что при желании каждый может легко найти себя. Но нельзя обойти вниманием тот факт, что часто упускают из виду те, кто прославляет гениальность, но должны помнить ученики и учителя: все достижения Ломоносова имеют в основе знания и умения, которые он усвоил во время учебы. Наш рассказ о том, чему, где и как он учился.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишаниское Архангельской губернии, что находилось на большом острове посреди реки Северной Двины против города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. . С 10 лет Михаил вместе с отцом совершал многомесячные поездки в море за сотни миль от дома. Впечатления от этих поездок, безусловно, способствовали развитию мальчика. Важным ключом ко всем достижениям Ломоносова, как ученого и педагога, была приобретенная с детства привычка к ежедневному упорному труду. В зрелом возрасте он писал: «Ленивый человек в нечестном одиночестве подобен неподвижной воде болотной, которая, кроме смрада и презренной нечисти, ничего не производит».

Отец Майкл был неграмотным. Его учили сосед — крестьянин Иван Шубин (его сын — Федот Шубин — при поддержке Ломоносова стал известным скульптором и в 1792 году создал свой знаменитый мраморный скульптурный портрет) и дьякон Семен Сабельников. Михаил пошел очень хорошо — через два года начал читать в церкви «Псалтирь» и «Жития святых» и считался лучшим чтецом в селе. В 1722 году в доме священника сын Христофор Дудин впервые в жизни увидел светские книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магнитского. После смерти Г.Дудина летом 1724 г. его потомки передали эти книги Михаилу, и они легли в основу его начального образования.

Стремящийся к знаниям Ломоносов в декабре 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой «Грамматику» и «Арифметику». В начале января 1731 года он поступил в школу «Математика и навигация», находившуюся в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию при Заиконоспасском монастыре (наз. Спасская школа).

В академии было четыре низших класса («фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима»), два средних («пиитика» и «риторика») и два высших («философия» и «богословие»). «). На каждый из первых трех классов отводилось четыре или шесть месяцев, занятия «синтаксима» и «пиитика» продолжались год, курсы «риторика» и «философия» изучались два года, «теология» — четыре года. Из класса в класс учащиеся переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии длилось целый год. В летние месяцы им разрешалось брать два раза в месяц «отдых» — дни отдыха.

Классы «фара», «инфима» и «грамматика» Ломоносова прошли за год. В первом классе он изучал латынь, во втором — латынь и славянский язык, в третьем — латынь и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в «синтаксиму», где изучал латинский синтаксис, закончил изучение арифметики, географии, истории и краткого катехизиса. Через полгода он перешел на «поэтику», где изучал латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии «Поэтики» Аристотеля и написанные на латыни «Ключи поэтики…» Федора Кветницкого, преподававшего в этом классе. Студенты также занимались поэзией. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил находился в классе «риторики», где преподавал латынь. Студенты изучали «Риторику» Аристотеля, произведений Цицерона, других античных авторов, выполняли упражнения и поэтические произведения, написанные на латинском и славянском языках, а также участвовали в дискуссиях и учились произносить приветственную речь.

Осенью 1734 г. Ломоносов по его просьбе был направлен в Киево-Могилянскую академию, где изучал старинные рукописи, «Поэтику» Феофана Прокоповича, знакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского собора, Кафедрального собора Успенская Киево-Печерская Лавра. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, в 1754 году он создал мозаичный портрет Петра I в очень похожей манере исполнения на мозаики Михайловского собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил «на три копейки в день». Но материальные лишения были не так тяжелы, как тоска. В течение многих лет он писал: «Учась в Спасских школах, я имел во все стороны отвращенные от науки сильные устремления, которые летом в тогдашней почти непреодолимой силе имели. С одной стороны, отец, имевший детей, кроме меня не говоря что я был один ушел, оставив довольство (ибо там из), что это для меня кровавый пот накопился и который, после его смерти, чужие грабят.С другой стороны, невыразимая бедность: С одним алтынским дневным жалованьем, это было невозможно иметь в день прокормиться больше как монета на хлеб и монетный квас и т.д. на бумагу,обувь и прочие нужды.Так я прожил пять лет и не оставил науку.С одной стороны пишут что,зная мои отцовское богатство, хороших людей там за дочерей своих выдаю, которые, когда он был там в моем, предлагали, напротив, студенты, малые дети, кричать и показывать пальцами: смотрите, де какой дурак пришел двадцать лет по-латыни учиться!».

В июле 1735 года Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс «философии», где изучал курсы логики, физики и метафизики. Учение основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями и государственными служащими. Неизвестно, как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, но в конце 1735 г. он в числе 12 учеников академии был направлен на обучение в Петербургскую Академию художеств и наук.

Основанное Петром I в 1726 г. первое в современном понимании научное учреждение России, впервые полностью состоявшее из иностранцев. Предусматривалось, что академики должны готовить профессоров из граждан России, и для этого при Академии была открыта гимназия и университет. Но преемникам Петра на престоле не было дела до науки и тем более до академии. Первый набор (с 12 студентами) в Академический университет состоялся в 1732 г., а второй — в 1735-м — главным образом благодаря настойчивости президента Академии барона Иоганна Альбрехта Корфа, добившегося сенатского указа о направление Славяно-греко-латинской академии лучших студентов на обучение в Академии наук.

1 января 1736 года Ломоносов вместе с 11 учениками прибыл в Петербург, где был зачислен в Академию наук и пятого января начал заниматься математикой в ​​физике. Его учителями были адъюнкт В.Е.Адодуров и профессор экспериментальной физики Г.В. .Крафт. В конце января Ломоносов купил книгу В. К. Тредиаковского «Новый и лаконичный способ сложения русской поэзии» и внимательно ее изучил. Экземпляр этой книги с многочисленными исправлениями, вставками и комментариями, сделанными им собственноручно, ныне хранится в архиве Российской академии наук.

В конце 1735 г. у Академии возникла необходимость послать в экспедицию, занимавшуюся изучением Сибири, профессора, знавшего химию и горное дело. Но таких специалистов в академии не нашлось, а иностранцев, желающих проехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф предложил Кабинету направить на учебу в Германию к ученому горной физике «Генкель» несколько способных молодых людей. Предложение одобрил и отправил на учебу 17-летнего «сына советника Берг-совета» Густав Рызер, 16-летний «суздальец» Дмитрий Виноградов и 25-летний «крестьянский сын» Михаил Ломоносов. Директор берг-коллегии определял, что им нужно для обучения наукам. Перед отъездом будущие абитуриенты прошли соответствующий инструктаж, в ходе которого, в частности, подчеркивалась необходимость каждые полгода присылать в Академию письменные отчеты об учебе.

В начале ноября 1736 года в Марбург прибыли трое русских, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были направлены в Марбургский университет, а с января 1737 г. начали слушать лекции по теоретической химии профессора Ю.Г.Дюйзинга и механике у профессора Христиана Вольфа — известного немецкого ученого и энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского языка, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком (первом) письме президенту Академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение заниматься наукой в ​​зарубежных академиях.

14 марта 1738 г. Ломоносов с Виноградовым и Райзером отправили в Петербург отчет об уроках с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением, что за это время они «г-н регирунгсрата Вольф прошел курс механики, гидростатики, гидравлики, а г-н «Курс доктора Дюйзинга по теоретической химии», а сейчас слушаю лекции Вольфа по догматической физике и логике, а также занимаюсь французским языком и практикуюсь в черчении.

Надо отметить, что русские студенты, находясь в среде, скажем так, очень раскованных немецких студентов старались не отставать от них, и быстро растратили полученные за год жизни деньги (300 рублей) и залезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта, 1738 г. Г. Вольф в письме начальника канцелярии Петербургской Академии наук И. Д. Шумахера просил напомнить, чтобы русские студенты были экономнее и не делали долгов.

После этого Шумахе составил новую «Инструкцию для марбургских студентов», в которой предписывал им готовить свои доклады яснее, острее и подробнее. Обязан информировать академию обо всех лекциях, пройденном материале, время от времени присылать тестовые работы. В хозяйственной ведомости они должны указать все расходы, в том числе расходы на купленные книги. «Учителей танцев и фехтования», «удерживать больше не будут» и «денег на одежду не тратят», «остерегайтесь делать долги и довольствуйтесь тремястами рублями, которые им назначены на год».

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», переведенную с французского на русский язык оды.

Второго января 1739 г. Х.Вольфа писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их поскорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и уже доделывают то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильч. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрейберг к профессору Ю.Ф.Генкеля, где он изучал минералогию, металлургию, посещал рудники и сталелитейные заводы.

В августе 1738 года Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», перевел с французского на русский стих.

Второго января 1739 г. Г.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их скорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и уже закончили то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильх. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрайберг к профессору Ю.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и сталелитейные заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дюйзинга аттестат, свидетельствовавший о его успехах в изучении химии, в котором говорилось, что «очень достойный и одаренный молодой человек, Михаил Ломоносов, студент философии… с неутомимым усердием посещал лекции по химии во время 1737 г. и, по моему мнению, он получил от них много пользы…». В своих показаниях Г.Вольф писал: «Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов с момента своего приезда в Марбург прилежно посещал мои лекции по философии математики, физике и желательно с особой любовью стараясь приобрести основательные знания. Я не сомневаюсь, что если он с тем же усердием будет продолжать свои занятия, то он в конце концов, по возвращении, может принести пользу государству, чего я ему сердечно желаю».0003

В конце 1739 г. Ломоносов отправил в Академию в Петербурге «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения», которое берет свое начало из новой русской поэзии.

Очень насыщенным для Ломоносова был 1740 год. Он поссорился с Хенкелем и ушел от него, пытался встретиться с русским посланником, чтобы вернуться домой, посетил несколько городов, побывал на нескольких рудниках, был завербован обманом в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. явился в канцелярию Академии наук с докладом о прибытии. Он получил от начальника канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов представил на Академическое собрание «Рассуждение о катоптрико-диоптрическом орудии зажигательном» и «Физико-химические соображения о соответствии серебра и ртути…», а к концу года написал «Элементы математической химии». По результатам выполнения заданий и обсуждения его диссертаций в январе 1742 г. он был назначен приват-доцентом Академии, то есть официально признан ученым.

По книге: Хроники жизни и творчества М.В. Ломоносов.

В.Миколаенко

Фильм Когда смертные будут такими высокими.

(1988)

Аннотация:

Фильм о жизни и деятельности великого русского ученого Михаила Ломоносова.
В фильме представлен спектакль с участием актеров А.Алексеева и Е.Марцевича.

Часть №1

Инсценировка: М.В. Ломоносов подходит к зеркалу, с зажженной свечой в кадре появляется актер Алексеев, играющий Ломоносова.

Ломоносов стоит перед зеркалом, рядом стоит Алексеев.

Актер Марцевич Е.В. как заведующий библиотекой АН Шумахер И.Д., произносит монолог о Ломоносове.

Марцевич откидывается на спинку стула, говорит Шумахер (синхронно).

Участники хора на кафедре устанавливают партитуру.

Двое певцов разговаривают между собой.

Лист с нотами.

Хор певцов репетирует, поет на партитуру.

Освещение фар.

Певцы поют, держа перед собой ноты.

Восход солнца.

Певцы на Неве.

Фрагменты барельефа на стене здания.

Вид на набережную Невы с стоящими на ней певцами.

Памятник под одеялом.

Горящий уголь.

Инсценировка: М.В. Ломоносов сидит у костра, встает, отходит от костра со свечой в руке.

Внутренний вид православного храма.

Позолоченные значки зарплат.

Вид храмовых икон изнутри.

Актер Алексеев в кабинете университета.

Ломоносов сидит на полу у камина среди книг, произносит монолог (синхронно).

Домашние виды Костёл, наглавия святых.

Ломоносов за письменным столом.

Свечи перед иконой в православном храме.

Ломоносов громко смеется в спину Шумахеру, свернувшему в коридор Академии наук За кадром стихи Ломоносова).

Артист Алексеев опирается на перила лестницы, цитирует воспоминания современников о Ломоносове (синхронно).

Ломоносов за письменным столом в кабинете думает.

Лицо Алексеева, цитирует университет (синхронно).

Календарь: 1988

Темы сюжетов:

КиноактёрыМузыкаДеятели искусстваБиографияКультура и искусствоКино

Часть №2

Вид изнутри антресоли библиотеки Академии наук.

Артист Алексеев Листает старинное издание энциклопедии о Ломоносове (синхронно).

Ломоносов со свечой подходит к зеркалу, рядом стоит Алексеев, говорит Университет (синхронно).

Ломоносов произносит монолог, состоящий из его предсмертных пластинок (синхронно).

Пламя свечи.

Лицо солиста мужского хора юношей.

Хор на антресолях библиотеки Академии наук.

Зажгите свет в холле музея.

Певцы хора осматривают экспонаты в витринах, рассказывают о Ломоносове (синхронно).

Певцы в хоровом зале музея проходят куртку Шумахера и парик.

Памятник под одеялом.

Певцы смотрят в окно на памятник.

Картины художников начала 20 века.

Мозаика газетной рекламы 1911 года.

Картины Врубеля.

Энциклопедическая статья о химике Меншуткиной Б.Н.

Фотосессия Академии наук, посвященная 200-летию университета.

Мемориальная доска в честь университета на стене дома в Марбурге.

Виды Марбург.

Всадник скачет верхом на лошади.

Ноги и голова скачущей лошади.

Виды разрушенной крепости в Везеле, где служил Ломоносов в полку прусских гренадеров.

Коридор Академии Наук.

Шумахер открывает дверь и приветствует входящих.

Актер Марцевич говорит Шумахеру (синхронно).

Ломоносов стоял в дверях.

Лицо Шумахера.

Ломоносов идет по коридору.

Ходатайства Университета приборной хим.лаб.

Ломоносов идет по коридору.

Артист Алексеев, играя на клавесине, размышляет о Ломоносове.

Артист рассказывает об отношениях Марцевича, Шумахера и Ломоносова (синхронно).

Марцевич идет по коридору, за кадром звучит текст о Шумахере.

Марцевич подъем по лестнице.

Марцевич о Шумахере говорит Университет (синхронно).

Марцевич без грима продолжает монолог Шумахера о Ломоносове (синхронно).

Ломоносов кричит на Шумахера.

Марцевич лицо актера.

Марцевич в гриме продолжает монолог Шумахера о Ломоносове (синхронно).

Марцевич «разговаривает» с персонажем (синхронно).

Сюжеты Темы:

ХимияКиноактёрыНаукаДеятели искусстваБиографииКультура и ИскусствоКино

Ролик №3

Актер Марцевич рассказывает о трудностях при утверждении в университете профессорского звания и строительстве химической лаборатории (синхронно).

Ломоносов говорит о трудностях финансирования строительства лаборатории (синхронно).

Макет здания лаборатории на земле в осеннем парке.

Актер Алексей о макете.

Алексеев идет через парк, переходит улицу.

Алексеев пропускает прокопанную отопительную трубу на территории университетской лаборатории.

Макет лаборатории на земле.

Ломоносов проводит опыты в химической лаборатории, за кадром звучит разговор Алексеева и Марцевича о Ломоносове (синхронно).

Марцевич и Алексеев рассказывают о Ломоносове (синхронно).

Ломоносов со свечой в руке пропускает висящие на стене коридора портреты русской науки 18 века, останавливается на портрете Л. Эйлера, идет дальше, садится за письменный стол.

Ломоносов за своим столом.

Горящие свечи, дождь за окном.

Актер в гриме цитирует воспоминания Алексеева об университете (синхронно).

Ломоносов за партой за окном дождь.

Ломоносов входит в кабинет, садится за стол и смотрит на портрет физика Бойля.

Текстовые записи Ломоносов опроверг взгляды Бойля.

Портреты Бойля и Лавуазье, французских химиков.

Ломоносов проходит мимо горящего камина.

Тип кабинета Университет (выше).

Говорит актер Алексеев из университета (синхронно).

Актер в гриме Алексеев читает стихи Университета (синхронно).

Хор исполняет музыку стихов Университета (синхронно).

Актер, играющий Сумарокова А.П., смотрит в окно на закрытый памятник и произносит монолог (синхронно).

Артист произносит монолог о гениях и холуях (синхронно).

Интерьер одного из помещений Академии наук.

Темы сюжетов:

ХимияКиноактёрыНаукаДеятели искусстваБиографияКультура и ИскусствоКино

Ролик №4

Скульптура тяжелоатлета в парке.

Портреты Вавилов Н.И. и Вавилов С.И. Рельсы железной дороги.

Портрет С.И. Вавилова, за кадром звучит текст его статьи о Ломоносове (синхронно).

Телескоп и астрономические инструменты в кабинете университета.

Ломоносов за письменным столом читает свое стихотворение «Когда бы смертный так высоко…» (синхронно).

Университет Фейс.

Карта звездного неба на потолке кабинета университета.

Ломоносовская астрономическая лаборатория.

Актер Марцевич произносит монолог (синхронно).

Марцевич в гриме Шумахер продолжает монолог о Ломоносове (синхронно), чистит яблоко от кожуры.

Марцевич говорит о заслугах Шумахера (синхронно).

Марцевич в гриме и без грима продолжает рассказывать о Шумахере (синхронно).

Актер Алексеев в парке размышляет вслух о забытых научных открытиях (синхронно).

Ломоносов ост.

Вид на одну из ростральных колонн Ленинграда и мост через Неву.

Алексеев в гриме и костюме Университета переходит улицу Ленинграда, за кадром звучит разговор Алексеева и Марцевича Университета поэзии (синхронно).

Алексеев в гриме Ломоносов переходит мост в Ленинграде.

Лицо университета, плавание на лодке по каналам Ленинграда.

Ломоносов стоит у окна и читает свои стихи (синхронно).

Зажженная свеча.

Алексеев в гриме Ломоносов читает стихи (синхронно).

Солнечная печь из зеркал и линз, изобретенная Ломоносовым.

Алексеев осматривает расположение зеркал за кулисами и озвучивает разговор Алексеева Марцевича о значении зеркала печи (синхронно).

Горящий огонь на берегу реки отражается в зеркале.

Отражение в зеркале Ломоносов сидит у костра на берегу.

Осколки зеркала, лежащие на берегу реки.

Актер Алексеев на берегу стоит вокруг зеркал.

Алексеев у горящего костра.

Алексеев в гриме сидит на пляже.

Темы сюжетов:

ЛитератураФизикаКиноактерыКультура и искусствоНаукаДеятели искусстваБиографииКино

Часть №5

Актер Алексеев смотрит в зеркало, поставленное на берегу, за кадром звучит «разговор» Алексеева и Университета (синхронно).

Университет Фейс.

Алексеев бежит вдоль берега.

Университет Отражение в зеркале на берегу моря, за кадром идут стихи Университета (синхронно).

Алексеев в гриме Ломоносов читает стихи (синхронно).

Алексеев бросает камешки в воду.

Университет Отражение в зеркалах.

Отражение солнечного света в воде.

Мозаичные портреты русских царей и императриц работы Ломоносова.

Указ императрицы Елизаветы Ломоносовской о присуждении земель для строительства заводов.

Актер в гриме Марцевич Шумахер говорит об университете (синхронно).

Шумахер играть терпение.

Ломоносов подходит к потолку с висящей птичьей клеткой, насыпает корм.

Лицо Шумахера размышляет над пасьянсом.

Лицо Ломоносова рассматривает птица в клетке.

Сам Шумахер играет в шахматы.

Ломоносов открывает окно, выходящее на улицу, насвистывая в два пальца.

Закрывает дверь коридора в Академии наук.

Ломоносов говорит о себе (синхронно).

Посмотреть фармацевтические весы.

Ломоносов свой письменный стол.

Артист Алексеев говорит о рождении Ломоносова и версии об отцовстве Петра I (синхронно), встает, вешает на стену портрет Петра.

Алексеев в гриме Ломоносов читает свои стихи (синхронно).

Алексеев «беседует» с Ломоносовым (синхронно).

Сюжеты Темы:

Актеры киноДеятели искусстваБиографииКультура и искусствоКино

Часть №6

Актер Алексеев в кабинете университета рассказывает об отношении своего героя к Петру I (синхронно).

Фрагменты мозаичной картины Ломоносова «Полтавская битва».

Хор в исторических костюмах исполнил оду Петру I. Памятник Петру I в Ленинграде.

Памятник Ломоносову под одеялом перед зданием Академии наук в Ленинграде.

Артисты в старинных костюмах говорят о Ломоносове (синхронно).

Актер в роли Сумарокова А.П. произносит монолог о Ломоносове (синхронно).

Вид на пруд в парке весной.

Птицы на тающем льду.

Стволы деревьев в весеннем парке.

Письменный стол в кабинете на даче академика Капицы П.Л. Звонит телефон, за кадром звучит сообщение по радио о первом полете человека в космос.

Деталь интерьера на даче Капица.

Портрет Капицы, рядом стоит Алексеев в гримерном университете, за кадром идут слова Капицы об университете (синхронно).

Вид на лабораторию на даче Капица.

Портрет Капицы на письменном столе, вид кабинета на даче.

Стадо пасущихся лошадей.

Лошадь мчится с поводком, бежит табун.

Лошади скачут по полю.

Лошадь на привязи, скачущая лошадь.

Портрет Капицы.

Графическое изображение Дон Кихота, за кадром идут слова об университете Капицы (синхронно).

Актеры Алексеев и Марцевич рассказывают о деятельности Ломоносова и его отношениях с Шумахером (синхронно).

Алексеев и Марцевич продолжают беседу за шахматным столом, сравнивают Ломоносова и Шумахера (синхронно).

Инсценировка: Ломоносов кричит на Шумахера, рассказывает о своем положении в науке (синхронно).

Портрет академика Капицы, лежащего на шахматной доске.

Корешки книг и картины на стенах в кабинете Капицы.

Посмотреть Каминные часы.

Фигуры Дон Кихота.

Часы без корпуса.

Панорама кабинета Капицы, за кадром идут слова об университете Капицы (синхронно).

Часы настенные и каминные в кабинет Капица.

Фрагменты барельефов на стенах Академии наук.

Темы сюжетов:

КиноактерыИзобразительное искусствоДеятели искусствабиографииКультура и искусствоКино

Часть №7

Инсценировка: Ломоносов сидит у камина, за кадром идут слова об университете Капицы (синхронно).

Ломоносов встает, подходит к письменному столу, на стене висит портрет Капицы.

Портреты русских и советских ученых.

Хор исполняет ораторию, стоящую вдоль Невы.

Виды Ленинграда на рассвете.

Огонь горит на ростральной колонне.

Вид на крепость.

Кинохроника 1986 г.: Памятник Ломоносову на Менделеевской линии Васильевского острова между зданием Двенадцати коллегий и Академии наук перед открытием.

Люди стоят перед памятниками в ожидании открытия.

Актеры рассказывают о Ломоносове, стоят перед изображением его родословной (синхронно).

Актеры Марцевич и Алексеев говорят о Ломоносове и Шумахере (синхронно).

Артисты во фраках и камзолах в зале рассказывают о заслугах Кунсткамеры университета (синхронно).

Актеры Марцевич и Алексеев в одном из залов Кунсткамеры продолжают рассказывать об отношениях Шумахера и Ломоносова (синхронно).

Актер Марцевич листает документы сидя за круглым столом в Кунсткамере — слова Ломоносова 9синхронно).

Актер Алексеев у горящего камина Говорит Университет (синхронно).

Алексеев в роли Ломоносова сидит у камина.

Горящие угли в камине.

Университет Фейс.

Актер в роли Сумарокова выносит университету смертный приговор (синхронно).

Университет Фейс.

Поет мужской хор.