Содержание
Стихи про рябину. Осенние стихи Бальмонта, Плещеева, Есенина, Вяземского
* * *
Рябина украшает каждый сад.
Как радость, восстающая из тягот,
На ней прохладно-кожисты висят
Тяжелые соплодья крупных ягод.
(Б. Пастернак)
СКУЧНАЯ КАРТИНА
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
(А. Плещеев)
ТОНКАЯ РЯБИНА
«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»
«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде,
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась…
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».
1864 г.
(И. Суриков)
ВЕСЁЛАЯ ОСЕНЬ
Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поёт лучу.
В грёзе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
(К. Бальмонт)
ОСЕННЯЯ РАДОСТЬ
Радость может ждать на каждом повороте.
Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.
Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,
Медленно колдует. Что нам суждено?
Разве мы узнаем? Разве разгадаем?
Будем ждать, что чары улыбнутся нам.
Пляска мертвых листьев завершится Маем.
Лютики засветят снова по лугам.
Даже и сегодня… Ум предав заботе,
Шел я, хмурый, скучный, по лесной глуши,
Вдруг, на самой тропке, да, на повороте,
Красный цвет мелькнул мне в ласковой тиши.
Спелая рябина прямо предо мною,
Алая калина тут же рядом с ней.
Мы нарвем ветвей их на зиму с тобою,
Пред окном повесим комнатки твоей.
Прилетит снегирь, смешной и неуклюжий,
Раза два чирикнет, клюнет, да и прочь.
И метель завоет, все затянет стужей,
Но зимой, пред лампой, так уютна ночь.
И пока на всполье будут свиты вьюги,
Сон тебя овеет грезой голубой.
«Милый, что я вижу! Лютики на луге!
Хороводы травок! Ах, и я с тобой!»
(К. Бальмонт)
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
(А. Толстой)
* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком. ..
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
(С. Есенин)
ВЕВЕЙСКАЯ РЯБИНА
Внучке моей Кате Вяземской
Я отыскал свою рябину,
Которой песнь я посвятил,
С которой русскую кручину
Здесь на чужбине я делил.
В нарядном красном сарафане,
Под блеском солнечного дня,
Еще пышней, еще румяней
Глядит красавица моя.
Радушно-ласковым приветом
Мы молча обменялись с ней;
Красуясь пред своим поэтом,
С гостеприимством прежних дней,
И чем богата, тем и рада,
Спешит землячка мне поднесть
Кисть нам родного винограда,
Родных садов живую весть.
А я принес ей, гость нежданный.
Года увядшие мои,
И скорби новые, и раны
Незаживающей души.
Когда же на земле простынет
Мой след в молчаньи гробовом
И время в сумрак отодвинет
То, что своим теперь зовем,
Не всё ж волной своей мятежной
Затопит быстрых дней поток,
Хоть в сердце ближних дружбой нежной
Мне отведется уголок.
В весельях юности беспечной
Подчас на самый светлый день
Тайком из глубины сердечной
Находит облачная тень.
В те дни, возлюбленная внучка,
Когда хандра на ум найдёт
И память обо мне, как тучка,
По небу твоему мелькнёт —
Быть может, думою печальной
Прогулку нашу вспомнишь ты,
И Леман яхонтно-зерцальный,
И разноцветных гор хребты,
Красивой осени картину,
Лазурь небес и облака,
Мою заветную рябину,
А с ней и деда-старика.
Октябрь 1864
(П. Вяземский)
РЯБИНА
Тобой, красивая рябина,
Тобой, наш русский виноград,
Меня потешила чужбина,
И я землячке милой рад.
Любуюсь встречею случайной;
Ты так свежа и хороша!
И на привет твой думой тайной
Задумалась моя душа.
Меня минувшим освежило,
Его повеяло крыло,
И в душу глубоко и мило
Дней прежних запах нанесло.
Всё пережил я пред тобою,
Всё перечувствовал я вновь —
И радость пополам с тоскою,
И сердца слезы, и любовь.
Одна в своем убранстве алом,
Средь обезлиственных дерев,
Ты вся обвешана кораллом,
Как шеи черноглазых дев.
Забыв и озера картину,
И снежный пояс темных гор,
В тебя, родную мне рябину,
Впился мой ненасытный взор.
И предо мною — Русь родная,
Знакомый пруд, знакомый дом;
Вот и дорожка столбовая
С своим зажиточным селом.
Красавицы, сцепивши руки,
Кружок веселый заплели,
И хороводной песни звуки
Перекликаются вдали:
«Ты рябинушка, ты кудрявая,
В зеленом саду пред избой цвети,
Ты кудрявая, моложавая,
Белоснежный пух — кудри-цвет твои.
Убери себя алой бусою,
Ярких ягодок загорись красой;
Заплету я их с темно-русою,
С темно-русою заплету косой.
И на улицу на широкую
Выйду радостно на закате дня,
Там мой суженый черноокую,
Черноокую сторожит меня!»
Но песней здесь по околотку
Не распевают в честь твою.
Кто словом ласковым сиротку
Порадует в чужом краю?
Нет, здесь ты пропадаешь даром,
И средь спесивых винных лоз
Не впрок тебя за летним жаром
Прихватит молодой мороз.
Потомка новой Элоизы
В сей романтической земле,
Заботясь о хозяйстве мызы,
Или по-здешнему — шале,
Своим Жан-Жаком как ни бредит,
Свой скотный двор и сыр любя —
Плохая ключница, не цедит
Она наливки из тебя.
В сей стороне неблагодарной,
Где ты растешь особняком,
Рябиновки злато-янтарной
Душистый нектар незнаком.
Никто понятья не имеет,
Как благодетельный твой сок
Крепит желудок, душу греет,
Вдыхая сладостный хмелек.
И слава сахарной Коломны
В глушь эту также не дошла:
Сырам вонючим сбыт огромный,
А неизвестна пастила.
Средь здешних всех великолепий
Ты, в одиночестве своем,
Как роза средь безлюдной степи,
Как светлый перл на дне морском.
Сюда заброшенный случайно,
Я, горемычный как и ты,
Делю один с тобою тайно
Души раздумье и мечты.
Так, я один в чужбине дальной
Тебя приветствую тоской,
Улыбкою полупечальной
И полурадостной слезой.
(П. Вяземский)
* * *
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(М. Цветаева)
* * *
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
(М. Цветаева)
* * *
Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — всем горестям назло —
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
(В. Рождественский)
РЯБИНА В ПАРИЖЕ
Скоро сорок шестая година,
как вы ездили с речью в Париж.
Пастернаковская рябина,
над всемирной могилой горишь.
Поезд шел по Варшавам, Берлинам.
Обернулась Марина назад.
«Россия моя, лучина. ..»
А могла бы рябиной назвать.
Ваша речь не спасла от лавины.
Впрочем, это еще вопрос.
Примороженную рябину
я поэтам по ягодке вез.
И когда по своим лабиринтам
разбредемся в разрозненный быт,
переделкинская рябина
нас, как бусы, соединит.
(А. Вознесенский)
РЯБИНА
Откуда столько яркой крови,
Рябинушка, в твоих гроздях?
Царица на осеннем троне,
Тебе пора себя раздать!
Дроздам и птицам красногрудым,
Туда летящим, где жилье.
Они давно считают чудом
Лекарство горькое твое.
Гори, гори, моя рябина,
Слетайся, птичья голытьба!
И Родина у нас едина,
А в чем-то даже и судьба!
(В. Боков)
* * *
Посажу я рябину
У себя под окном,
Чтобы думать с рябиной
Всегда об одном.
О зиме, о закатах,
О глубоких снегах.
О российских просторах,
О родных берегах.
Я по первому снегу
Рябины нарву,
Стол рябиной украшу,
Гостей позову.
Будем пить, будем петь,
Будем ягоду есть,
Вот какая рябине
В дому моем честь!
(В. Боков)
* * *
Немало песен о рябинах,
Но все они не о моей.
Зовет меня моя рябина
Кудрявой кроною своей.
Я рядом с нею, как с подругой,
Весь день над кручею стою.
Цветет, цветет моя рябина
И кружит голову мою.
Над молодой моей рябиной
Шумит весна, кричат грачи.
И тихо солнышко смеется:
— Бери, бери мои лучи!
Вчера ей ветер признавался:
— Рябина, я в тебя влюблен! —
Не верь, не верь ему, рябина,
Не верь ему, обманет он.
Рябине ветер увлеченно
Свои признания поет.
Рябина верит и не верит
И счастья девичьего ждет.
(В. Боков)
СЕНТЯБРЬ
Внезапной бурею растрепана рябина
И шорохом аллей,
Вчерашнего дождя осыпались рубины
На изморозь полей.
И снова солнечный, холодный и приятный,
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебрянные пятна
В прозрачности прудов.
Морского воздуха далекое дыханье
Как ранняя весна.
Глав позолоченных веселое сверканье.
Безлюдье. Тишина.
Пусть это только день, и час, или мгновенье,
Пусть это день один,
И в тонком воздухе я чую дуновенье
И холод первых льдин.
Но солнце катится, и сердце благодарно
В короткие часы
За желтый мед листвы, и полдень светозарный,
И ясный звон косы.
Церера светлая сегодня отдала мне
И запахи смолы,
Все эти серые и розовые камни,
И мокрые стволы.
Царское Село 1912
(В. Комаровский)
В ДНИ ОСЕНИ
А. И. Исаковской
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки —
Осенние, последние,
Останние деньки.
Еще и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.
Еще рябины алые
Все ждут к себе девчат.
Но гуси запоздалые
«Прости-прощай!» кричат.
Еще нигде не вьюжится,
И всходы — зелены.
Но все пруды и лужицы
Уже застеклены.
И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед,
Что скоро мухи белые
Закроют белый свет…
Нет, я не огорчаюся,
Напрасно не скорблю,
Я лишь хожу прощаюся
Со всем, что так люблю!
Хожу, как в годы ранние, —
Хожу, брожу, смотрю.
Но только «до свидания!»
Уже не говорю…
Осень, 1967
Внуково
(М. Исаковский)
ОЗАРЕНЫ ЛУНОЙ НОЧЕВЬЯ…
Озарены луной ночевья
Бесшумной мыши полевой;
Прозрачными стоят деревья,
Овеянные темнотой, —
Когда рябина, развивая
Листы, которые умрут,
Завидует, перебирая
Их выхоленный изумруд, —
Печальной участи скитальцев
И нежной участи детей;
И тысячи зеленых пальцев
Колеблет множество ветвей.
1909
(О. Мандельштам)
ТРИ ЗВЕЗДЫ
Опустели дачи. Отсырели спички.
На зрачок лиловый ходят электрички.
Холодеет небо, углубились дали.
Жарю ломти хлеба, грею цинандали.
Надеваю свитер, потому что ветер.
Кто-то вереск ночью инеем отметил,
Этим и ответил на мои вопросы —
Будут ли морозы просветлять откосы
Млечным снегопадом, веяньем оттуда,
Где ничто так рядом, как намек на чудо.
А покуда — прелесть сырости осенней.
Что за птицы спелись в золоте растений,
В охре и кармине на каштане конском!
Чуден блеск в камине, в подлинном, в эстонском,
Праздник обогрева — в карей корке древа,
Сохнет обувь справа, плащ распластан слева.
Деревом и глиной этот быт старинный
Дух ошеломляет в спальне и гостиной.
В чистоте кристальной, в нищете холстинной
Обладали тайной жизни длинной-длинной.
Думаю об этом вдалеке от дома,
Но не предавая ни аэродрома,
Ни строфы, ни строчки на скамье вокзала.
Я своей тетрадке только что сказала:
Сквозняки все чаще, проливни все больше,
Дыня стала слаще, а рябина горше.
От чего отвыкла, из чего возникла —
Это дуновенье будущего цикла,
Может, я ни слова не скажу к заглавью,
А над первой строчкой три звезды поставлю.
(Ю. Мориц)
ВСЯКОЕ БЫВАЕТ
Не смотри так строго,
Я себя виновной не считаю,
Всякое бывает,
Всякое случилось и у нас.
Ни к чему упрёки
Кто тебе сказал, что я святая,
Я попала в плен
Незнакомых глаз.
Всякое бывает,
В нашей жизни всякое бывает,
Сколько раз грешил ты,
Я тебя прощала сколько раз!
А теперь не знаю,
Что со мной случилось, я не знаю —
Вдруг глаза чужие
Стали мне родней знакомых глаз.
В окна постучались
Горькие осенние рябины,
Нас судьба связала
Нитями некрепкими с тобой.
Не смотри назад,
Всё пойми и не держи обиды.
Просто у меня
Новая любовь.
(Л. Рубальская)
* * *
Октябрь! Осень зрелая
За окнами домов,
Висит рябина спелая,
Красивая, нет слов.
Стоит зелёно-красная,
Вся в утренней росе,
Счастливая и ясная,
Завидуют ей все.
Осенняя красавица,
Не страшен ей мороз,
Стоит, переливается
Пурпуром своих кос.
(Г. Быков)
Стихи про рябину ✍ 50 стихотворений о красных рябиновых гроздьях, бусах из рябины, детские, короткие
Рябина – дерево обычное, хорошо всем знакомое. Этому стройному облику с белоснежным душистым цветком, яркими плодами, сложено не одно стихотворение, не один детский стих и не одна песня. А какие красивые осенние листья рябины и её гроздья! Рябина – одно из самых любимых и почитаемых деревьев в России.
Содержание
Популярные стихи русских поэтов о рябине
Точно костёр – огневая рябинка.
Вьётся, её огибая, тропинка.
Скачет бедовая осень по веткам.
Деревцу холодно очень под ветром.
Где ты, неверное лето? Где листья?
Нечем – совсем уж раздета,– прикрыться.
Ёлкам в бессменной одежде получше.
Их укрывают надёжно колючки.
Видит она их, зелёных, и плачет.
Плачет и огненных слёзок не прячет…
* * *
За окном листья кружатся.
Куст рябиновый
догорел дотла.
За окном вьюга вьюжится,
а земля под ней
теплым–тепла.
Пусть метет, метет,
метет метелица,
облетит рябина, отцветет.
Только пусть всегда надеется
тот, кто ждет.
Тот, кто ждет.
* * *
Когда смолкает пенье
В преддверьи холодов
И наступает время
Рябиновых плодов –
Вдали с осенним клином
Прощальный тает крик…
Боярыня рябина
Рубинами горит.
Чем ливни будут злее
Хлестать и вкривь и вкось –
Тем слаще и алее
Рябиновая гроздь.
* * *
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
* * *
Я отыскал свою рябину,
Которой песнь я посвятил,
С которой русскую кручину
Здесь на чужбине я делил.
В нарядном красном сарафане,
Под блеском солнечного дня,
Еще пышней, еще румяней
Глядит красавица моя.
Радушно–ласковым приветом
Мы молча обменялись с ней;
Красуясь пред своим поэтом,
С гостеприимством прежних дней,
И чем богата, тем и рада,
Спешит землячка мне поднесть
Кисть нам родного винограда,
Родных садов живую весть.
А я принес в ее поляны
Года увядшие мои,
И скорби новые, и раны
Незаживающей души.
Когда же на земле простынет
Мой след в молчанье гробовом
И время в сумрак отодвинет
То, что своим теперь зовем,
Не всё ж волной своей мятежной
Затопит быстрых дней поток,
Хоть в сердце ближних дружбой нежной
Мне отведется уголок.
В весельях юности беспечной
Подчас на самый светлый день
Тайком из глубины сердечной
Находит облачная тень.
В те дни, возлюбленная внучка,
Когда хандра на ум найдет
И память обо мне, как тучка,
По небу твоему мелькнет –
Быть может, думою печальной
Прогулку нашу вспомнишь ты,
И Леман яхонтно–зерцальный,
И разноцветных гор хребты,
Красивой осени картину,
Лазурь небес и облака,
Мою заветную рябину,
А с ней и деда–старика.
* * *
Тобой, красивая рябина,
Тобой, наш русский виноград,
Меня потешила чужбина,
И я землячке милой рад.
Любуюсь встречею случайной;
Ты так свежа и хороша!
И на привет твой думой тайной
Задумалась моя душа.
Меня минувшим освежило,
Его повеяло крыло,
И в душу глубоко и мило
Дней прежних запах нанесло.
Всё пережил я пред тобою,
Всё перечувствовал я вновь –
И радость пополам с тоскою,
И сердца слезы, и любовь.
Одна в своем убранстве алом,
Средь обезлиственных дерев,
Ты вся обвешана кораллом,
Как шеи черноглазых дев.
Забыв и озера картину,
И снежный пояс темных гор,
В тебя, родную мне рябину,
Впился мой ненасытный взор.
И предо мною – Русь родная,
Знакомый пруд, знакомый дом;
Вот и дорожка столбовая
С своим зажиточным селом.
Красавицы, сцепивши руки,
Кружок веселый заплели,
И хороводной песни звуки
Перекликаются вдали:
«Ты рябинушка, ты кудрявая,
В зеленом саду пред избой цвети,
Ты кудрявая, моложавая,
Белоснежный пух – кудри–цвет твои.
Убери себя алой бусою,
Ярких ягодок загорись красой;
Заплету я их с темно–русою,
С темно–русою заплету косой.
И на улицу на широкую
Выйду радостно на закате дня,
Там мой суженый черноокую,
Черноокую сторожит меня!»
Но песней здесь по околотку
Не распевают в честь твою.
Кто словом ласковым сиротку
Порадует в чужом краю?
Нет, здесь ты пропадаешь даром,
И средь спесивых винных лоз
Не впрок тебя за летним жаром
Прихватит молодой мороз.
Потомка новой Элоизы
В сей романтической земле,
Заботясь о хозяйстве мызы,
Или по–здешнему – шале,
Своим Жан–Жаком как ни бредит,
Свой скотный двор и сыр любя –
Плохая ключница, не цедит
Она наливки из тебя.
В сей стороне неблагодарной,
Где ты растешь особняком,
Рябиновки злато–янтарной
Душистый нектар незнаком.
Никто понятья не имеет,
Как благодетельный твой сок
Крепит желудок, душу греет,
Вдыхая сладостный хмелек.
И слава сахарной Коломны
В глушь эту также не дошла:
Сырам вонючим сбыт огромный,
А неизвестна пастила.
Средь здешних всех великолепий
Ты, в одиночестве своем,
Как роза средь безлюдной степи,
Как светлый перл на дне морском.
Сюда заброшенный случайно,
Я, горемычный как и ты,
Делю один с тобою тайно
Души раздумье и мечты.
Так, я один в чужбине дальной
Тебя приветствую тоской,
Улыбкою полупечальной
И полурадостной слезой.
* * *
Гроздья рябины морозом темненные,
С ласкою ветра, на ветках висят.
Точно рубины на праздник дареные,
К ним прикоснуться рукой и манят.
Листья недавно сбросив кудрявая,
Осенний одела теперь свой наряд.
Вымыла все таки осень дождливая,
Словно готовит на зимний обряд.
Так в одиночестве леса осеннего,
Ново обряженной все девой стоит.
И от порывов, от ветра игривого,
Ягодкой молча вновь землю сорит.
Доля рябины давно видно ведома,
Птиц одиноких всю зиму кормить.
Ягода красная и по снегу белому,
Словно подарок для нищих лежит.
Птицы к рябине всюду слетаются,
Красные гроздья тихонько клюют.
Видно подарок этот понравился,
Если друзей снова всех позовут.
Видно в мире жизнь и устроена,
Ведь для кого–то чужого живем.
Все тобою за жизнь заработано,
После тебя все другой заберет.
* * *
Так бы длинно думать,
Как гуси летят.
Так бы длинно верить,
Как листья шелестят.
Так бы длинно любить,
Как реки текут…
Руки так заломить
Как рябиновый куст.
* * *
Поставь рябиновую ветвь
На стол в стакане.
И в темноте дрожащий свет
Не перестанет
Струиться от её плодов,
Мерцать тревожно…
О, как хотелось и для слов
Того же!
Чтоб мысль, родившая строку,
Хранила чувство
И повторялось на веку
Тысячеустно…
Пусть слово излучает свет,
Во тьму не канет.
Поставь рябиновую ветвь
На стол в стакане.
* * *
Скоро сорок шестая година,
как вы ездили с речью в Париж.
Пастернаковская рябина,
над всемирной могилой горишь.
Поезд шел по Варшавам, Берлинам.
Обернулась Марина назад.
«Россия моя, лучина…»
А могла бы рябиной назвать.
Ваша речь не спасла от лавины.
Впрочем, это еще вопрос.
Примороженную рябину
я поэтам по ягодке вез.
И когда по своим лабиринтам
разбредемся в разрозненный быт,
переделкинская рябина
нас, как бусы, соединит.
* * *
Октябрь! Осень зрелая
За окнами домов,
Висит рябина спелая,
Красивая, нет слов.
Стоит зелёно–красная,
Вся в утренней росе,
Счастливая и ясная,
Завидуют ей все.
Осенняя красавица,
Не страшен ей мороз,
Стоит, переливается
Пурпуром своих кос.
* * *
Горит огнём рябина алая.
Рассветный луч касаньем нежным
Вписался золотом в рассвет…
Как жаль, дороги к зорям вешним
Давно потерян в жизни след.
Ты на прощанье гроздь рябины,
В осколках утренней зари,
Взамен любви своей, любимый,
На память сердца подари.
Горит огнём рябина алая,
Вторгаясь нежно в мои сны,
А годы, словно воды талые,
Несут всё дальше от весны.
Я нитью бус рябины красной
Усыплю свет моей любви…
Ты не грусти, родной, напрасно,
Приду, ты только позови…
Кружит порошей белой замять,
Порхает ласточкой из снов…
Цеплялась нежностью за память,
Весной пропахшая любовь.
Судьба истлевшие страницы
Перелистает вновь и вновь,
Осколком тающей зарницы
Вернёт во снах твою любовь.
А осень в рыжем палантине,
С зарёй, застывшей в серебре,
Замерзшей веточкой рябины
Напомнит снова о тебе.
Пусть снова осень умывает,
Седую кромку облаков,
Земной любовью полыхает,
Огонь рябиновых костров…
Лучшие стихи про рябину короткие и красивые
Нет ничего волшебнее рябины,
Когда она,
Как девушка в гостях.
Где ладят свадьбы,
Правят именины,–
играет шалью
В огненных кистях.
Плечом округлым
Медленно поводит:
Несуетна,
Задумчива,
Нежна.
В широком многоцветном хороводе
Красавиц нет
Нарядней, чем она …
* * *
Барский дом, окованный железом,
Кружево чугунное оград.
Повелел хозяин камнерезу
Вырезать из камня виноград:
Чтоб он был совсем как настоящий,
Словно солнцем налитая гроздь.
Только камнерезу, на несчастье,
Видеть виноград не довелось.
Что он видел? Белые метели,
Островерхий синий Таганай,
Сосны и нахмуренные ели –
Милый сердцу,
Но суровый край.
Не плоды цветущей Украины
И не крымских фруктов аромат,
–Знал он только горькую рябину,
Красную, как ветреный закат.
И сказал себе уральский мастер:
– Много бед – ответ всегда один… –
Взял он не прозрачные тумпасы,
Не морской воды аквамарин,
А кроваво–красные рубины
И густой, задумчивый гранат,
– Вырезал он гроздь родной рябины:
– Вот вам, барин, местный виноград.
Были розги мастеру наградой.
Но с тех пор в народе повелось
Называть уральским виноградом
Красную рябиновую гроздь.
* * *
Ах, государыня–рябина
С кокеткой–веткой над крыльцом!
И – в кои веки – я не мимо
Крыльца, что рублено отцом.
Ах, листья ярки, кисти жарки –
Горят, как ночью фонари,
И набиваются в подарки:
Достань, сорви и забери!
Я на крыльцо ступаю смело –
Принять рябиновый привет,
Но: хрусь! – крыльцо со мной осело…
Наш дом давно не обогрет.
Наш дом давно оставлен всеми
Бесповоротно и навек:
У нас свои дома и семьи,
А с ним лишь ветер, дождь и снег
Да вот – рябина… Дотянуться
До ягод – руки коротки!
И дерзко ягоды смеются
Тщете протянутой руки.
…А я – пошарю на повети:
С подмогой найденных граблей
Пригну, принижу ветви эти,
Горячих угольев алей.
Вот изловчилась, уцепилась,
Осталось – горстью ухватить…
Скажи на милость – отломилась!
А я хотела – приклонить.
* * *
Старую рябину
Ветром повалило,
Пригвоздило градом,
Пригнело дождем.
Умерла хозяйка,
Что ее садила,
А внучок–наследник
Не в селе рожден.
Старая рябина
Синь небес любила,
А ее сронило
На дорогу в грязь.
Под плоды–рубины
Листья подстелила,
На коряги–ветки,
Хрустнув, оперлась.
Горячо и ало
Солнышко вставало,
Копьями–лучами
Тучи разметав.
С гроздьев недозрелых
Капли обобрало,
Для печали–скорби
Времени не дав.
…С ведерком за дужку
Поутру – девчушка:
Через край плескалась
Струйность родника!
Глазки–незабудки,
Носик – в конопушках…
Миновать рябину
Не могла никак!
Вдернута в иголку
Суровая нитка,
На конце завязан
Прочный узелок:
Ягодам рябины –
Золоченым слитком –
В бусы–опоясы
Превратиться срок.
С бусами девчушка
Стала, как игрушка:
Всякому заметна,
Каждому мила!
Вслед за ней старушка
Тоже в набирушку
От болезней–хворей
Ягод набрала.
Закатилось лето.
Только хворост кучей
От былой рябины…
Студено–бело!
Я ломаю ветки,
В печь бросаю сучья:
Ночью зимней длинной
Мне светло–тепло.
* * *
На тропинке – тень,
Солнечная сетка.
Через тын, через плетень
Свесилась ветка.
Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.
У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.
Бусы горькие надень,
Веточка, ветка!
На тропинке – тень,
Солнечная сетка.
* * *
Зима явилась поздно, в декабре.
Мы думали и вовсе не придёт.
И вот уж появился на реке.
Тончайший, очень хрупкий лёд.
Мир заскучал и опустел.
Всё в красках серых, неживых.
И небосвод осиротел
От этих перемен земных.
А солнышка не стоит ждать.
Короткий получился день,
И утро может вечер повстречать,
Жизнь притаилась в полутьме.
То снег, то дождь идёт.
Не знаешь, что ещё и ждать.
Природу эту кто поймёт?
Сюрпризами она щедра.
Но даже в этих серых днях
Есть много сказочных чудес:
Застыл сосулек стройный ряд
И в белоснежных шубах лес.
Узор на окнах как хрусталь,
В нём солнца засверкает луч,
Деревья в инее из серебра,
Красив наряд, но и колюч.
Снежинок–балеринок хоровод
Приворожил меня, околдовал!
Румянец яркий на щеках,
Их Дед–Мороз поцеловал.
Рябинки, как картинки, на показ,
Как будто вспыхнула заря.
Свисает ягод спелых бахрома.
На радость юрким воробьям.
А дышится свободно и легко.
Прозрачный воздух свеж и чист.
И понимаю: как же хорошо!
Зимой иначе и не может быть!
* * *
В парке старом клен с рябиной
Рядом, рядышком стоят.
Для любви своей прекрасной
Песню кроной шелестят.
Проснулась рябина
У клёна спросила:
«Когда же, друг милый,
Ко мне подойдёшь?
Весна щекотала,
Теплом согревала,
А ты, мой любимый,
Лишь песни поёшь.
Клён молча смотрел на прекрасную деву
Когда зеленела повсюду земля.
Смотрел и тянулся, тянулся несмело,
Тянулся несмело любовью звеня.
Под солнцем рябина
Совсем утомилась.
А солнышко жарит
И дождь не идёт.
Любовью рябина
Себя воскресила
Да клён раскудрявый
В тень спрятал её.
Клён быстренько рос, заслоняя рябину,
Тянулся к любимой, тянулся и рос.
И чем, ты, рябина, меня покорила,
И как разбудила для сладостных грёз?
На осень рябина
Сережки копила,
Краснела она
И роняла листву.
В сережках рябина
Тревогу забила:
«Ах, я обнажаюсь,
зачем? – Не пойму!»
Наш клён засиял и раскрылся под осень.
Он всё – таки вырос и кроной своей
Приобнял рябину. А в высоте возглас
Раздался, курлыча, то крик журавлей.
Клён, роняя желтые листочки,
Счастьем дивным плакал на заре.
А его любимая рябина голая
стояла, в серебре.
* * *
В любви ко мне признались Вы, –
Луны светильник был в полнеба.
Пленила нас ночная дева
Глубоким шелестом травы.
Вы говорили что–то мне,
А я не слышала ни слова.
«На счастье» – старая подкова
Лежать осталась в стороне.
Небес туманные глаза
Нам в душу самую смотрели.
Солгать мы так и не сумели,
Сорвав в экстазе голоса.
И так доверчиво рука
Потом легла на Ваши плечи,
Но Вы сказали: «Время лечит…»
Рябина осенью горька…
* * *
Ты красива, рябина, высока и стройна,
Никому не невеста, никому не жена.
И осенней порою свой меняешь наряд,
Твои бусины–гроздья, как кораллы, горят.
Рябиновые бусы… мелодия звучит.
Осенняя рябина пока ещё горчит.
Ей холодно и горько без сладких слов.
И хочется рябине найти любовь.
Загрустила рябина, и тоску не унять.
Отчего же кручина? Ей ли это не знать.
Нету милого друга, одиноко стоит,
От того–то сердечко у рябины болит.
И стоит, и вздыхает. Ветер ветки ей гнёт.
И не знает рябина, что клён рядом растёт.
Тянет ветки к рябине, шепчет ей о любви:
«Меня алые бусы к себе манят твои.»
И зарделась рябина от услышанных слов:
«Мои горькие губы целовать ли готов?»
Моей сладости, ласки хватит нам на двоих,
Лишь бы мне прикасаться к гроздьям ягод твоих.
* * *
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
* * *
Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло –
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
* * *
Рябина!
Чья же ты судьбина?
В кого красна и высока?
Увидишь, выдохнешь:
– Рябина…
Не сразу вспомнишь, как горька.
Уже и речка леденеет.
И снег не в шутку собрался.
Одна рябина, знай, краснеет,
знай, красит тёмные леса.
И всё кого–то согревает,
кому–то издали горит.
А то, что горько ей бывает,
про то она
не говорит.
* * *
Выйду к речке, тонкой веткой хрустну,
оборву тенёт тугую нить.
Осенью всегда бывает грустно,
даже если не о чем грустить.
Подойду к красавице рябине,
руку ей на шею положу,
по какой, единственной, причине
я грущу сегодня, расскажу…
Мой упрямый, я тебя прошу:
ты прости мне эти разговоры.
Я всегда молчу про наши ссоры –
сору из избы не выношу.
А сейчас никто ведь не узнает.
Зиму всю рябина смотрит сны,
и она, красавица лесная,
мой рассказ забудет до весны.
Только пусть его подхватит ветер,
или даже
сразу все ветра:
много ведь людей на белом свете
ссорятся, как мы с тобой вчера.
Пусть же ветры возле них повьются,
им расскажут наш вчерашний спор.
А они – над нами посмеются
и всю жизнь не ссорятся с тех пор!
Красивые стихи про рябину осенью
И снова, как в милые годы
тоски, чистоты и чудес,
глядится в безвольные воды
румяный редеющий лес.
Простая, как Божье прощенье,
прозрачная ширится даль.
Ах, осень, мое упоенье,
моя золотая печаль!
Свежо, и блестят паутины…
Шурша, вдоль реки прохожу,
сквозь ветви и гроздья рябины
на тихое небо гляжу.
И свод голубеет широкий,
и стаи кочующих птиц –
что робкие детские строки в
пустыне старинных страниц.
* * *
Тонкая рябинушка на севере растет,
Шелестит листочками под окнами, цветет.
На рябинке осенью – красочный наряд.
«Самая красивая», – люди говорят.
* * *
Нежно гладит куст рябины
Осень влажною рукой:
Ягод красные рубины
И багряных листьев рой.
Каплет дождик непрестанный,
И сбегают ручейки
В лужу под рябиной старой.
Выбивают пузырьки Капли.
В луже все в движенье.
Смотрит осень: «Только рябь.
Где мое в ней отраженье?
Развела такую хлябь.
Ну–ка, перестань лить, дождик,
Солнцу путь освободи.
Нарисуй меня, художник.
Фон – рябина позади.»
* * *
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
* * *
Вот осень в рыжем палантине,
С зарёй, застывшей в серебре,
Замерзшей веточкой рябины
Напомнит снова о тебе.
Пусть снова осень умывает,
Седую кромку облаков,
Земной любовью полыхает,
Огонь рябиновых костров.
* * *
Рябина – маячок и пульс осенних дней
Сквозь тонкий лед стекла оконного проема,
Среди кривых зеркал витрин и фонарей
Виднеется одна, изящна и знакома,
Рябина – маячок и пульс осенних дней.
Растет упрямо ввысь, и верится едва ли,
Что здесь наперечет улыбок и надежд,
Что город жег мороз, а ветер слал печали –
Прозрачен хрупкий лист, и привкус ягод свеж.
И, может быть, не раз ей вспомнится, как вьюга
Бродила по ночам, склоняя до земли,
А в шелесте ветвей – тепло объятий друга,
И искренний мотив душе моей сродни.
Раскроет веки дождь, и побежит вдоль зданий,
Роняя сотни стрел в промозглой пелене –
Согрет ненастный день рябиновым дыханьем,
И алый маячок горит в моем окне…
* * *
В туманной дымке тает осенних дней закат
С последней птичьей стаей уснул наш старый сад
Лишь ягоды рябины горят в моем окне
Как бусы, что любимый дарил на память мне.
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко–красные вянущих рябин. автор:
* * *
В желтой позолоте заблудилась осень,
Гроздьями сережек тешится рябина,
Красками играет спелых ягод цвет.
Позабудь невзгоды, ты еще любима,
Ну, а в нашей жизни просто счастья нет!
* * *
Когда смолкает пенье
В преддверьи холодов
И наступает время
Рябиновых плодов –
Вдали с осенним клином
Прощальный тает крик…
Боярыня рябина
Рубинами горит.
Чем ливни будут злее
Хлестать и вкривь и вкось –
Тем слаще и алее
Рябиновая гроздь.
* * *
Гроздья рябины морозом темненные,
Качает чуть ветром, на ветках висят,
Словно рубины на праздник дареные,
К ним прикоснуться рукою манят.
Сбросила листья вчера вся кудрявая,
Сегодня открыла свой новый наряд,
Вымыла всю ее осень дождливая,
Словно готовит на зимний обряд.
Так в одиночестве леса осеннего,
Ново обряженной девой стоит,
И от порывов, от ветра игривого,
Ягодой молча на землю сорит.
* * *
Как мини–апельсины,
Заманчиво ярки
На ветках у рябины
Горят как маяки,
Как клипсы и как бусы
Осенние плоды,
А нам немного грустно
От золотой орды,
Что осенью зовётся
И красками манит.
Не надо с ней бороться,
Она нас победит.
* * *
За летом явилась художница осень
И, с серым смешав неба летнего просинь,
Как будто на праздник леса нарядила
И красные гроздья рябине дарила.
Тогда и вернулся проказник – повеса,
Примчался к рябине из дальнего леса.
Шептал, что скучал по ней целое лето
И снова умчался куда–то с рассветом.
И снова рябина одна у калитки,
Все смотрится в осень, промокла до нитки,
Под ветром осенним стан тонкий склонила
И желтые листья с себя обронила.
Интересные стихи про рябину для детей
Зябнут берёзы,
стынут осины.
Только горят
на морозе рябины.
* * *
И отовсюду –
смотри–ка, смотри !–
Греться к рябине
летят снегири.
* * *
Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх – она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?–
Это дерево – рябина!
* * *
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
* * *
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина.
Толи эта ягодка
Просто недозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
* * *
В зимний день рябины грозди
За окном красным красны.
Снегири!
Летите в гости!
Ягод хватит до весны.
* * *
Грозди рябины ярко краснеют,
Летнего солнца жар излучая.
Стояла рябина почти неприметной,
Сегодня собою лес украшает.
Легкий морозец только на пользу,
Снежная пудра – как украшенье.
Рябиновых ягод не трогай, прохожий,
Оставим для птичек ее угощенье.
* * *
У рябинушки ладошки
Зацелованы дождями.
Ягод пламенная крошка
На ветвях и под ногами.
У молодушки забава–
Воробьишек бойких стаи.
Ветер дует слева, справа,
А она верна. Простая…
У красавицы забота –
Накормить гостей пернатых.
И приветить их охота.
Пир готовит им богатый.
У рябины ярки бусы,
Королевна ли, принцесса?
Ветры ласковые вьются
Рядом не без интереса.
У рябинушки дорожка.
Кто пройдет – спасибо скажет.
За тепло и нрав хороший.
Нет её сегодня краше.
* * *
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
* * *
Зима заметает дорожки,
Холодной позёмкой шурша.
Горят на рябинке серёжки.
Ах, как она в них хороша!
И даже под снежной косынкой
Огнём своим ярким горят
Серёжки и бусы рябинки –
Из ягод весёлый наряд.
Мороза она не боится,
Косынку под ветром стряхнёт.
И тут же над ветками птицы,
Порхая, ведут хоровод.
Им ягоды эти по вкусу.
А как же наряд? Посмотри –
Как будто красивые бусы,
На ветках сидят снегири.
Постучит в окошко
Тоненькою веткой
Верный друг хороший,
Добрая соседка.
Мы её сажали –
Прутик–хворостинку.
Годы пробежали,
Выросла рябинка.
Постучит чуть слышно,
Жёлтый листик бросит.
…Вот и лето вышло.
На пороге осень.
* * *
Ходят волны по реке,
Тёмные, свинцовые,
А рябины вдалеке
Будто нарисованы.
Будто пламенный плакат
Над землёй раскинулся,
Будто сел на них закат
И не может сдвинуться.
* * *
Белые цветы рябины,
Гроздья красные рябины.
Между тем и этим лето
Пролетит, как миг единый.
Ashberries: письма Филипа Метерса
1.
Снаружи, в стране без слов
для за пределами они группируются на деревьях,
красные пучки. Я посмотрел
рябина , найдено рябина . №
здесь горы, только эти ягоды
утопает в желтых листьях.
Когда я встаю, ты засыпаешь. Ср
едва знакомы, вы сказали
по телефону прошлой ночью. Сегодня солнцезащитные щетки
стена как пустой холст, голоса
извне дрейфовать в эту комнату. я не могу
переводить — мои слова, отмороженный
пальцы. Я никому не говорю, как твои руки
призрак за моей спиной, письма, которые я держу.
2.
Чтение детских рассказов Толстого,
Алеша ведет свой индекс
над алфавитом рот так легко
разблокирует. Каждое счастливое слово похоже на
каждое другое, каждое недовольное слово
несчастен по-своему. Как квартиры
в сумерках. Переехав на другую улицу
от вокзала я потерялся в считанные минуты.
Как сказать, где такая улица,
не этот? Ключи, которые я вырезал годами, уговаривали открыть
без поджатых губ. Как сказать, слепой ужас?
Спринт, ожог легких, бесполезный язык? Как сказать
спасибо, мускулистый советский рабочий, угас
на рекламном щите за то, что указал мне путь?
3.
Мы с Алешей лазили по деревьям собирать ягоды, листья
почти такой же красный. На лестницах мы разбросали
половина на земле, играя, кто сможет их достать
вниз рубашку другого без их ведома.
Утро, семья уехала, я перемолол ягоды
кожицу, подслащенную кислым соком дважды.
Даже в чае пригорали. Во дворе
огненные листочки. Сигареты между зубами,
старый дворники грабли, землю скрести,
попытайтесь избавить его от постоянного зуда.
Я поворачиваю циферблат, он тянет мой палец назад.
Когда телефон наконец подключается к вам, я слышу
только мой собственный голос, треск линии.
Грабли царапаются. Пламя шипит и возвышается.
4.
Сегодня утром деревья голые. Рябина
на длинных черных ветвях. Зима. мой учитель
говорит, что они слаще мороза, каждый снег
сахар. Тьма каждого дня становится темнее,
и улицы замирают, расширяются, как лед над озерами,
и слова приходят медленно к каждому обветренному рту,
не только свою, выпив немного водки
а потом чай. Завтра нагнусь
ветки, ломкие от холода, сорвать то, что я не могу
пока не назовите, а затем соберите мякоть и сохраните камни.
Что сказать? Любовь, я живу для писем
Я должен ждать, чтобы открыть. Они несут через
эта земля, где я теряюсь —
каждое слово зимующее семя.
то, как мы видим мир – так проникает свет
Рябина все еще там, в саду дома, где я вырос? Эта мысль пришла мне в голову, когда я слушал второе из пяти выступлений Фионы Стаффорд 9 сентября.0009 The Meaning of Trees , транслировавшийся на прошлой неделе в программе «Эссе» на BBC Radio 3 (и доступной для скачивания в виде подкаста). Стаффорд начал с объяснения популярности рябины как дерева для пригородных садов — ее легко выращивать, она хороша на всех видах почвы, не требует особого ухода и не вырастает слишком большой.
Для садоводов это дерево имеет ряд преимуществ. Это дерево на все времена года — калейдоскоп меняющихся цветов в течение года, от кремового весеннего цветения и фисташково-летней зелени до ярко-алых осенних ягод. Он популярен среди любителей птиц, потому что его любят черные дрозды и дрозды. В результате рябины встречаются на пригородных улицах и в садах по всей Британии.
Тем не менее, это дерево впервые выросло в диких высокогорных районах. И, как предположила Фиона Стаффорд, она давно пережила своего рода кризис идентичности, связанный с путаницей имен в разное время. «Рябина» отражает влияние викингов в Шотландии, поскольку это слово происходит от древнескандинавского reynir , что означает «красный». Популярное название дерева рябина является двойным неправильным употреблением: хотя оно возникло в высокогорных районах, сейчас это дерево так же распространено на юге. Более того, он не имеет отношения к ясеню (путаница возникла из-за сходства перистых листьев двух видов). Тогда есть древнеанглийское название cwic-beám , сохранившееся в названии quickbeam (где «быстрый» = жизнь). Фиона Стаффорд рассмотрела различные объяснения того, почему с англосаксонских времен дерево должно было ассоциироваться с жизнью. Возможно, это произошло из-за того, что его использовали в качестве амулета для бесплодной земли, или из-за терапевтической ценности ягод (очевидно, они делают отличное средство для полоскания горла), или, может быть, это было как-то связано с дрожащими листьями.
Итак, рябина бывает разных ипостасей: ясень белый, рябина рябина, скорняк, шепчущее дерево, ведьмин лес. Как объяснила Фиона Стаффорд, эта изменчивая идентичность подходит дереву, которое одновременно является безопасным и пригородным, и деревом, священным для древности, известным своей защитной силой. Она рассказала о том, что рябина занимает видное место в ирландских, шотландских и скандинавских традициях, ее ягоды считаются пищей богов. Он фигурирует в старых ирландских стихах и имеет много ассоциаций с магией и ведьмами. Его старое кельтское название — 9.0009 ‘fid na ndruad ’, что означает дерево волшебника. Это также всплывает в стихах Симуса Хини, таких как «Песня»:
Рябина, похожая на девушку с накрашенной губой.
Между проселочной и главной дорогами
Ольхи на мокром и мокром расстоянии
Держитесь среди камыша.
Там грязевые цветы диалекта
И бессмертники абсолютного слуха
И тот момент, когда птичка поет очень близко
Под музыку происходящего.
Это вторая серия на тему Значение деревьев , представленная Фионой Стаффорд, профессором литературы Сомервильского колледжа в Оксфорде. Как и в первом, в этом исследовалась символика, экономическое значение и культурное значение пяти деревьев, распространенных в Великобритании. В то время как в первой серии рассматривались тис, ясень, дуб, ива и платан, во второй Стаффорд обсуждал рябину, сосну, тополь, боярышник и яблоню.
Густав Климт, Сосновый лес, 1901
До обсуждения рябины, ныне цветущей в пригородных садах, Фиона Стаффорд начала свою серию с другого одомашненного вида, который нашел место почти в каждой комнате дома – и в обеспечении ключевых ингредиентов многих товаров для дома. Стаффорд говорил о сосне. Она начала:
Год 1975. Лето палящее, и люди начинают раздеваться.
Она говорит о новой волне в мебели:
На кухне у нас сосновые столы, комоды, шкафы; в спальне сосновые изголовья, шкафы и ящики; в ванной больше сосны для шкафов, полотенцесушителей, полочек и держателей для щеток.
Все, воскликнул Стаффорд, сходят с ума. Насколько правильно! Это была эпоха Хабитат и местных ремесленников, которые продавали мелиорированную и свежевырубленную сосну (или, приложив усилия, вы могли бы сделать это самостоятельно). Мы тоже — молодая пара, обустраивающаяся в своей первой квартире, — были частью этого возрождения сосны, которое, по словам Стаффорда, было «реакцией против космической эры полиэтилена, пластика и полиэстера». Вместо линолеума и формики, имитирующих дерево, мы хотели настоящее.
Родом из Шотландии, сосна является экономически самым важным деревом в мире. Существуют не только очевидные применения в мебельной, строительной и бумажной промышленности, но и его лечебные свойства при лечении бронхита и пневмонии на протяжении тысячелетий, а его смола используется для производства клеев, смол, восков, растворителей и ароматизаторов. Это универсальное дерево, из которого получают базовое масло для эмульсионных красок, скипидар для очистки кистей, смолу для гидроизоляции корабельных досок и различные виды лакрицы.
Затонувшие сосновые и дубовые леса Борта
Сосна является коренным деревом Великобритании более 4000 лет, а темные сосновые леса вошли в легенды и сказки. Фиона Стаффорд рассказала, как после свирепых февральских штормов был обнаружен доисторический затопленный лес из сосен и дубов, существовавший между 4 500 и 6 000 лет назад, когда тысячи тонн песка были удалены с пляжей в заливе Кардиган. В Борте были обнаружены остатки леса, который когда-то простирался на многие мили, прежде чем изменение климата и повышение уровня моря похоронили его под слоями торфа, песка и соленой воды. Деревья перекликаются с местной легендой о затерянном королевстве Кантр’р Гваелод, утонувшем под волнами.
Колыхаемые ветром сосны на побережье Средиземного моря в Жьене, недалеко от Йера
Стаффорд говорил о давней «склонности сосны помогать и исцелять», которая теперь раскрывается в новом смысле, когда ученые открывают, что запах сосны создают охлаждающий аэрозольный эффект при подъеме. Таким образом, сосновый лес может фактически создавать облачный покров — естественное зеркало, отражающее солнечный свет обратно в стратосферу и от перегретой земли. Но было одно применение сосны, не упомянутое Фионой Стаффорд, от которого я пристрастился. Собранные семена дерева – называемые кедровыми орехами – являются прекрасным дополнением ко многим блюдам, а также важным ингредиентом соуса песто. Стаффорд, однако, упомянул пьянящий аромат сосен, который у меня особенно ассоциируется со Средиземноморьем.
Поль Сезанн, Мон-Сент-Виктуар, 1887
Поль Сезанн, Великая сосна, 1896 г. сосны – это картины Поля Сезанна, изображающие сосны, которые обрамляют Мон-Сен-Виктуар на его многочисленных картинах с изображением этой горы. Самая мощная из всех — и одна из моих самых любимых картин — это его портрет Великой сосны.
Боярышник в Йоркшир-Дейлс
«Терн есть — он выглядит таким старым,
Он выглядит таким старым и серым.
Не выше двухлетнего ребенка
Он стоит прямо, этот престарелый Торн;
Ни листьев, ни колючек;
Масса узловых соединений,
Жалкая заброшенная вещь.
Это первая строфа стихотворения Вордсворта «Шип», которое Фиона Стаффорд приводит в качестве примера устрашающей репутации боярышника, который на протяжении всей истории считался настолько неудачливым, что его цветы никогда не следует приносить в дом или выставлять напоказ. Действительно, я помню, когда я был ребенком, моя мать, которая была родом из сельского Дербишира, была бы в ужасе, если бы мы вернулись с прогулки с боярышником среди букета полевых цветов). Этот страх, вероятно, возник из-за ошибочного убеждения, что терновый венец Христа был из боярышника. Из поверья вытекала идея, что если принести в дом любую часть дерева, но самое главное цветы, это приведет к тому, что кто-то в доме умрет. Нападать на боярышник или срубать его было плохой идеей по той же причине. Как заметила Стаффорд в своем выступлении: «Кажется, какая-то ужасающая сила таится внутри этого грозного дерева — или, скорее, в умах тех, кто чувствует угрозу от его глубоко женской красоты».
Весной боярышник распускается прекрасным майским цветком. Каждый год, по словам Стаффорда, «почти в одночасье боярышник белеет; огромные кучи цветов, казалось, рассыпали по ветвям, словно какой-то нерадивый повар. Для Дэвида Хокни это «неделя действий». На его знаменательной выставке в Лондоне пару лет назад вся комната была заполнена «этими огромными, тревожными, покрытыми заварным кремом формами» — массовым праздником волшебного, меняющего форму боярышника».
Хокни, «Майское цветение на римской дороге», 2009
Несмотря на то, что боярышник ассоциируется с неудачей, главная ассоциация этого дерева связана с маем, его цветы венчают майских королев и украшают майские шесты. Его альтернативное название май или майское цветение отражает тот факт, что цветение боярышника является признаком того, что зима закончилась и начинается весна (хотя, учитывая британский климат, майское цветение может появиться в апреле или даже в июне). Интересно, что старая поговорка «Никогда не бросайте тряпку до мая» (предупреждение не сбрасывать поспешно никакие тряпки или одежду) относится не к месяцу май, а к пониманию того, что лето еще не наступило. пока не отцветут майские цветы.
Майское цветение на Уэнлок-Эдж, май 2007 г.
Так совпало, что Пол Эванс, один из лучших наблюдателей за миром природы, пишущий в настоящее время, на этой неделе посвятил боярышнику свой деревенский дневник в Guardian. Я думаю, что произведение заслуживает того, чтобы его воспроизвели целиком:
Последний май расцветает, как невеста на Холме Ветряных Мельниц. Белая в вечернем свете, когда небо начинает очищаться от прохладного дождливого дня, она стоит как громоотвод, все еще ослепляя энергией недавней грозы. Из молнии, согласно мифу, она возникла. Ее ветви заполнены щитками пятилепестковых цветов, каждый с кольцом красных спичечных головок тычинок. Ее приземленно-эротический мускус привлекает мух для опыления и повергает их в транс.
Священное дерево для европейских народов, ее древесина использовалась в свадебных факелах в Греции, в качестве защиты от привидений и злых духов в Германии, а также для магического лечения бородавок, зубной боли, ревматоидного артрита и родов.
Короны майского цветка были найдены на мертвых палеолитических пещерных обитателях задолго до того, как они использовались в качестве свадебных венков на греческих и римских свадьбах, посвященных Майе и Деве Марии. В кельтской культуре одинокие кусты, подобные этому, были местами магической силы и охранялись из-за страха перед репрессиями. В этом что-то есть. Я давно восхищаюсь этим деревом: непроницаемым и похожим на облако, оно поздно цветет и дает большой урожай алой боярышницы. Он часто полон птичьего пения и жужжания насекомых и имеет характерное присутствие на вершине холма как своего рода маяк. Было бы кощунством вмешиваться в это, и я вполне могу поверить, что его красота может обернуться злобой. Большинство майских деревьев или боярышников в этом ландшафте стали грязными, их лепестки выцвели и упали под дождем.
Дорожки и переулки вокруг усыпаны белым конфетти великой свадьбы мая, и вот месяц и его дерево почти закончились. Следующая волна родственных розам цветов – ежевики и шиповника – вот-вот вырвется из живых изгородей и кустов. А пока это дерево говорит само за себя в ослепительной простоте: цветы и шипы, красота и боль — свадьба мая.
Боярышник, как справедливо заметил Стаффорд, полностью изменил лицо Британии: это палимпсест старых обычаев земледелия. Это выносливое дерево, когда его срубают и укладывают, во многом отвечает за само наше представление о британской сельской местности из-за его пригодности для живой изгороди. Когда в восемнадцатом веке большая часть Британии была огорожена, новые поля были отмечены живой изгородью боярышника, превращая ландшафт в знакомое лоскутное одеяло полей. Поля, окруженные живыми изгородями из боярышника, формируют глубоко укоренившийся мысленный образ английского пейзажа, поэтому выкорчевывание старых живых изгородей в современной сельскохозяйственной практике может стать таким психологическим шоком. Более того, потеря живых изгородей из боярышника также повлияла на дикую природу, способствуя исчезновению многих видов птиц. В своей поэме «Дроздовое гнездо» Джон Клэр отметил близкое родство боярышника и дрозда:
В густом и раскидистом кусте боярышника
Что нависает над кротовиной большой и круглой,
Я с утра до утра слышал весёлого дрозда
Пою гимны восходу солнца, и я пил звук восхода солнца 90 0009 90 0009 радость; и часто, назойливый гость,
Я наблюдал ее тайный труд изо дня в день –
Как верно она искривила мох, чтобы сформировать гнездо,
И вылепила его внутри из дерева и глины;
И мало-помалу, как вересковые колокольчики, позолоченные от росы,
Там лежали ее блестящие яйца, яркие, как цветы,
Чернильные пятна по скорлупе зеленовато-голубой;
И там я был свидетелем в солнечные часы,
Отродье менестрелей природы чирикает и летает,
Радостно, как солнце и смеющееся небо.
Типичная обсаженная тополями дорога на юге Франции (фото Брайана Джонса, http://bracken.pixyblog.com)
Когда в 1970-х годах мы начали путешествовать через Францию в кемпинги в Дордони или Севеннах, элемент ландшафта, который больше всего впечатлил меня, — это мили тополей, которые выстроились вдоль национальных маршрутов , когда мы ехали на юг . В своем эссе о тополях Фиона Стаффорд отметила, что многие из них в северной Франции были посажены за один раз, по указанию Наполеона, чтобы затенять войска, когда они маршировали к французской границе. Тот факт, что они быстро вырастали ровными рядами, означал, что они идеально подходили для обкладки магистральных дорог или для джентльменов, которые во время Гранд-тура видели тополь Ломбардии, обрамляющий дороги и реки в северной Италии, и решили использовать они выстраивают проспекты в своих загородных поместьях.
Тополя у реки Мерси недалеко от Сейла
Тополь, сказал Стаффорд, в наши дни не очень хорош как древесина (в основном его используют для изготовления спичек), но, на удивление, это самое современное из деревьев, будучи первым деревом для того, чтобы его ДНК была полностью секвенирована. Этот прорыв позволил начать эксперименты по разведению деревьев с такими целями, как борьба с выбросами углерода и разработка биотоплива и биоразлагаемых пластиков.
Для такого простого, похожего на колонну дерева, на удивление много литературных ссылок на тополя. Среди упомянутых Фионой Стаффорд были «Тополя Бинси», написанные Джерардом Мэнли-Хопкинсом как ранний протест против вырубки деревьев — акта «духовного вандализма», когда были вырублены тополя на заливных лугах в Бинси. Это был пейзаж, который Хопкинс хорошо знал во время учебы в Оксфорде, и эта вырубка «символизировала небрежное уничтожение природы современностью»:
повалено 1879
Осины мои дорогие, чьи воздушные клетки подавили,
Заглушили или погасили в листьях скачущее солнце,
Все повалено, повалено, все повалено;
Из свежего и следующего складчатого ряда
Не пощадили, ни одного
Который качался в сандалиях
Тень, что плыла или тонула
& извилистая луговая и извилистая река.
О, если бы мы знали, что делаем
Когда мы копаем или рубим —
Рубим и ломаем растущую зелень!
Поскольку страна такая нежная
Прикоснуться к ней, будучи такой тонкой,
Такой, как этот гладкий и видный мяч где мы имеем в виду
Чтобы исправить ее, мы покончим с ней,
Когда мы рубим или копаем:
Пришедшим не угадать красоты бывшей.
Десять или двенадцать, только десять или двенадцать
Удары бескорыстного хаоса
Сладкая особенная сцена,
Сельская сцена, сельская сцена,
Сладкая особенная сельская сцена.
Кроме того, существует множество художественных изображений тополей – от Тернера и Моне (множество картин с изображением тополей во все времена года на берегу реки Эпте) и Ван Гога (который рисовал тополя много раз в своей жизни) до Поль Сезанн и Роджер Фрай.
JMW Turner, далекий замок с топольными деревьями рядом с рекой, 1840
Тополя на Epte By Claude Monet, 1891
Claude Monet, Эффект Sunlight под Poplars The Poplars, 18877
Claude Monet, Sunlight Retak in the Poplarars The Poplarars.
Пол Сезанна, Тополры, 1890
Роджер Фрай, Река с тополями, 1912
Авеню «Сансет» в Vincent van Gogh, 18849 0010
Винсент Ван Гог, Два тополя на дороге через холмы, 1889
Ранее я упоминал об одержимости Сезанна рисованием сосен, обрамляющих вид на Мон-Сен-Виктуар, который он видел каждый день, когда поднимался на холм выше его дом за пределами Экс-ан-Прованса. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но я не думаю, что он когда-либо рисовал тополя кипариса [см. комментарий ниже!], которые возвышаются на переднем плане этого вида. Может быть, их не было в 1880-х годах, хотя они присутствовали, когда я фотографировал эту сцену несколько лет назад.