Skip to content

Стих тургенева воробей: Воробей (Стихотворение в прозе) — Тургенев. Полный текст стихотворения — Воробей (Стихотворение в прозе)

Воробей (Стихотворение в прозе) — Тургенев. Полный текст стихотворения — Воробей (Стихотворение в прозе)

Литература

Каталог стихотворений

Иван Тургенев — стихи

Иван Тургенев

Воробей (Стихотворение в прозе)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Золотой век

Стихи Ивана Тургенева – Золотой век

Другие стихи этого автора

Русский язык (Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка…

О родине

Утро туманное, утро седое…

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Золотой век

В дороге

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Золотой век

Два богача (Стихотворение в прозе)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет…

Золотой век

Деревня

О родине

Голуби (Стихотворение в прозе)

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем —. ..

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

«Воробей» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – художественные приемы, сравнение, рифма

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 63.

Обновлено 15 Мая, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 63.

Обновлено 15 Мая, 2021

Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе” Тургенева, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.

История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано ещё при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты“молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры“ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Сравнение “камнем упал”.

История создания

Это произведение задумывалось как часть сборника “Стихотворения в прозе”. Тургенев написал его в апреле 1878 года, а опубликовал в “Русском вестнике” только в 1882-м, незадолго до своей смерти.

Это одна из серии миниатюр, в которых автор подводил итог своей жизни и творчества. Но, в отличие от большинства произведений из этой серии, “Воробей” – история отнюдь не пессимистичная. Нет, в нём Тургенев поёт гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.

Тема

Стихотворение посвящается тому чувству, которое, по мнению писателя, сильнее смерти. И это любовь. Хотя история посвящена любви родителя к ребёнку, Тургенев посвятил это стихотворение в прозе не только ей, но и всему большому чувству в принципе. Главная мысль стихотворения – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.

Композиция

Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию. Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, всё-таки хватать добычу – это её инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

Жанр

Это стихотворение в прозе, написанное очень лирично и эмоционально. Чтобы создать такой накал, Тургеневу не нужна рифма: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.

Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.

Средства выразительности

Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Выразительность произведению придают и метафоры “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”. и сравнение “камнем упал”.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Ерболат Назарбаев

    5/7

  • Наташа Литвиненко

    7/7

  • Рита Шумейко

    7/7

  • Наталия Пицко

    7/7

  • Денис Коновалов

    7/7

  • Степан Барченков

    7/7

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 63.


А какую оценку поставите вы?

Иван Тургенев Стихи > Моя поэтическая сторона

Иван Тургенев был русским писателем и государственным служащим 19 -го -го века, чьи литературные произведения включали стихи, пьесы, рассказы и романы. Литературные критики придерживаются общего мнения, что его « Отцов и детей» входит в число величайших романов того времени, в то время как сборник рассказов 1852 года под названием « Очерки спортсмена» был
. Он родился Иваном Сергеевичем Тургеневым в октябре 1818 года в комфортных семейных условиях. но его детство было сопряжено с трудностями. Его мать Варвара была богатой наследницей, страдавшей от постоянных измен мужа-армейца, но овдовевшей, когда Ивану исполнилось шестнадцать лет. Она была жестокой матерью, которая била своих детей по своему желанию. Несмотря на это, он получил хорошее, «джентльменское» образование, закончившееся годом обучения в Московском университете, а затем тремя годами чтения классики, филологии и русской словесности в Петербургском университете. Дальнейшее изучение философии и истории он получил в Берлине, а затем получил степень магистра.

Тургенев рано проявил интерес к поэзии благодаря стихам, прочитанным ему в детстве домашним слугой, и он, в свою очередь, был вдохновлен на написание собственных стихов, когда стал молодым человеком, что было хорошо встречено литературными критиками, такими как как Виссарион Белинский. Время, проведенное в Германии, сильно повлияло на него, и он надеялся, что его собственная страна сможет извлечь пользу из эпохи Просвещения, охватившей большую часть Западной Европы. Россия по-прежнему решительно выступала за крепостное право, а Тургенев, как и многие другие образованные молодые люди, был категорически против него. Он поступил в Министерство внутренних дел в качестве государственного служащего в 1843 году, проработав там два года и, вероятно, надеясь изменить положение дел к лучшему.

Однако русская жизнь, казалось, душила его, и большую часть своей жизни он провел в Париже и Баден-Бадене. Он был близким другом французского писателя Гюстава Флобера, и они разделяли политические взгляды в том смысле, что ни один из них не поддерживал экстремистскую правую или левую политику, которая, казалось, пронизывала большую часть Европы. Еще одна близкая французская связь была с оперной певицей Полиной Виардо.

Сильным побуждением в жизни Тургенева было писательство, и его поэзия в основном создавалась в прозаическом стиле. Он любил привносить реализм в свои работы, игнорируя глубоко религиозные темы многих своих современников. Хорошим примером было его стихотворение Последняя встреча , которая представляет собой трогательную историю о человеке у постели бывшего близкого друга, который теперь умирал. Между ними появляется «ангел», который будто бы должен сопроводить друга в мир иной. Не останавливаясь на религиозном взгляде на смерть, произведение, безусловно, о примирении и прощении. Вот это стихотворение:
Тургенева будут помнить в основном за его романы и рассказы, и один из них оказал большое влияние на то, чтобы заставить людей задуматься о практике крепостного права в России. Это была серия рассказов под названием  Зарисовки спортсмена и содержал его острые наблюдения за сельской и крестьянской жизнью, показывающие трудности, которые многие простые люди претерпевали на протяжении всей своей жизни. Хотя у него и Льва Толстого были разногласия во многих вещах, особенно в выбранной ими литературной теме, в этом они сошлись во мнениях. Тургенев обратился к Толстому с жалобой на смертном одре, говоря:
Иван Тургенев скончался 39003-го сентября 1883 года от опухоли позвоночника в возрасте 64 лет. России и похоронен на петербургском кладбище.

Трансгрессивные острые ощущения Чарльза Буковски

Фотография Ульфа Андерсена / Гетти

В третьем издании «Антологии современной и современной поэзии Нортона», в котором поэты появляются в порядке рождения, класс 1920 года занимает сильное место. команда, включая Говарда Немерова и Эми Клэмпитт. Если бы вы заглянули в отдел поэзии любого крупного книжного магазина, вы бы, вероятно, нашли по одной-две книги каждого из этих уважаемых критиками поэтов, отмеченных наградами. Однако нигде в канонизированной антологии Нортона нет человека, занимающего больше всего места на полках среди всех американских поэтов: Чарльза Буковски. Книги Буковски составляют крепкую фалангу с их суровыми обложками и длинными зловещими названиями: «Любовь — это собака из ада»; «Играй на пианино пьяным, как на ударном инструменте, пока пальцы не начнут немного кровоточить». Они производят впечатление отчужденной, возможно, воинственной империи посреди письменной республики.

Сам Буковски и его многочисленные читатели не могли поступить иначе. Джон Мартин, основатель Black Sparrow Press, ответственный за начало карьеры Буковски, объяснил, что «он не является популярным автором, и у него никогда не будет широкой публики». Странно говорить о поэте, который продал миллионы книг и был переведен более чем на дюжину языков — коммерческий успех, которого в американской поэзии почти не было со времен домодернистских времен таких популярных балладистов, как Эдгар А. , Гость. Тем не менее ощущение того, что он не является частью мейнстрима, по крайней мере, как его определяют антология Нортона и большинство других авторитетных источников, является неотъемлемой частью привлекательности Буковски. Он один из тех писателей, которых каждый новый читатель открывает для себя с трансгрессивным трепетом.

Как и подобает поэту, чья репутация была создана в эфемерных подпольных журналах, именно в Интернете культ Буковски находит свое наиболее яркое выражение. Ему посвящены сотни веб-сайтов не только в Америке, но и в Германии, Испании, Чехии и Швеции, где один фанат пишет, что, прочитав его впервые, «я почувствовал, что это родственная душа». в мистере Буковски». Такие претензии на близость являются стандартными для поклонников Буковски. На Amazon.com отзывы читателей о его книгах звучат как нечто среднее между любовными письмами и отзывами о встречах возрождения: «Это то, что говорит со мной до такой степени, что каждый раз, когда я читаю определенные страницы, я плачу»; «Эта книга — одна из самых влиятельных книг поэзии в моей жизни»; или, что наиболее показательно: «Я ненавижу поэзию, но люблю стихи Бука».

Сегодняшние поклонники больше не могут позвонить Буковски по телефону или зайти к нему домой в Лос-Анджелес, где он прожил большую часть своей жизни. Но до его смерти от лейкемии в 1994 году они могли и делали это с регулярностью, которая поэту казалась лестной, хотя и утомительной. Как он сказал интервьюеру в 1981 году: «Я получаю много писем по почте о том, что я пишу, и они говорят: «Буковски, ты такой ебанутый, и ты все еще жив. Я решил не убивать себя». . . Так что в каком-то смысле я спасаю людей. . . . Не то чтобы я хотел их спасти: у меня нет желания никого спасать. . . . Так это мои читатели, понимаете? Они покупают мои книги — побежденные, сумасшедшие и проклятые, — и я горжусь этим».

Эта смесь хвастовства и жалоб в точности отражает застенчивость поэзии Буковски, одновременно человеконенавистнической и товарищеской, агрессивно вульгарной и скрытно чувствительной. Читатели, которые любят его и верят, что он ответит им взаимностью, знают, как смотреть сквозь буйство стихов вроде «плескания»:

тупой,
Иисус Христос,
некоторые люди настолько тупые
что их можно услышать
плещутся в своей тупости. . . .

Хочу
беги и прячься
Я хочу
избежать их всепоглощающей
ничтожности.

Поклонники Буковски осознают, что «некоторые люди», такие как «большинство людей» Э. Э. Каммингса или ненавистные «фальшивки» Дж. Д. Сэлинджера, никогда не являются нами, всегда они — те, кто недостаточно проницателен, чтобы понять наши достоинства или заслуги нашего любимого автора. Это типично подростковая эмоция, и не случайно все трое этих писателей обладают особой властью над подростками. Со всеми тремя также возникает ощущение, что если бы мизантроп мог узнать нас такими, какие мы есть на самом деле, он приветствовал бы наше паломничество; как говорит Холден Колфилд: «Что меня действительно сбивает с толку, так это книга, которую, когда вы все закончите ее читать, вы пожелаете, чтобы автор, написавший ее, был вашим потрясающим другом, и вы могли бы позвонить ему по телефону, когда бы вы ни чувствовали себя плохо». нравится.» Точно так же Буковски мог бы заявить о своем презрении к человечеству и своей тревоге по поводу его постоянного вторжения в его частную жизнь — «Я никогда не рад звонку телефона», — пишет он в «телефоне», — однако еще одно стихотворение он озаглавил своим телефоном. номер «462-0614» и выдает то, что звучит как открытое приглашение:

Я не пишу из
знания.
когда звонит телефон
Я тоже хотел бы услышать слова
которые могли бы облегчить
часть этого.

, поэтому в списке мой номер
.

Этот вид крика души не первое, что приходит на ум, когда упоминается имя Чарльза Буковски. На протяжении примерно пятидесяти книг он превратился в мифического хулигана, фигуру из небылиц — скандалиста, игрока, компаньона бомжей и шлюх, пьяницу с океанской жаждой. (Эта легенда получила еще более широкое распространение в 19 в.87 «Barfly», в котором версию Буковски играет Микки Рурк.) В своих автобиографических романах и некоторых стихах он давал этому альтер-эго прозрачный псевдоним Хэнк Чинаски — полное имя Буковски было Генри Чарльз Буковски-младший. ., и он был известен друзьям как Хэнк, но поскольку он почти всегда писал от первого лица, грань между Чинаски-персонажем и Буковски-мужчиной размыта. Это размытие, по сути, и является секретом привлекательности Буковски: он сочетает в себе обещание близости поэта-исповедника с невероятным апломбом героя криминального чтива.

Стихи Буковски лучше всего воспринимаются не как отдельные словесные артефакты, а как продолжение рассказа о его настоящих приключениях, как комикс или сериал. Они сильно повествовательны, основаны на бесконечном количестве анекдотов, которые обычно связаны с баром, загородным отелем, скачками, девушкой или любыми их сочетаниями. Свободный стих Буковски на самом деле представляет собой серию повествовательных предложений, разбитых на длинную узкую колонку, причем короткие строки производят впечатление скорости и лаконичности, даже когда язык сентиментален или шаблонен. Эффект такой, как если бы какой-то легендарный крутой парень, помесь Филипа Марлоу и Пола Баньяна, сел рядом с вами за барную стойку, купил кружку и начал рассказывать историю своей жизни:

Я был подлым и
сумасшедшим белым
парнем, полным юмора, смеха
и азартной игры.

Меня поселили с
шелковоногой
красавицей.
Я пил и дрался всю
ночь,
был ужасом
местных баров.

Эти строки взяты из стихотворения «тогда и сейчас» в последнем сборнике работ Буковски «Сгорбившись к нирване: новые стихи» (Ecco; $27,50). Смерть не повлияла на продуктивность Буковски; это его девятая посмертная книга стихов, и это еще не все. Не изменился и его стиль: эти «новые стихи» такие же, как и старые стихи, может быть, чуть более повторяющиеся, но не сразу распознаваемые как второсортные произведения или остатки.

Невероятно плодотворная загробная жизнь была тем, на что Буковски рассчитывал. Еще в 1970 году он писал своему редактору: «Вы только подумайте, когда-нибудь, после того, как я умру и начнут охотиться за моими стихами и рассказами, у вас на руках будет сто рассказов и тысяча стихов. ты просто не представляешь, как тебе повезло, детка. В следующую четверть века излишки росли благодаря почти графоманской плодовитости Буковски.