Skip to content

Смысл пословицы глупый осудит а умный рассудит: Глупый осудит, а умный рассудит

Значение и смысл пословицы «Глупый осудит а умный рассудит»

Содержание

  1. Что значит пословица
  2. Смысл пословицы
  3. Пример пословицы
  4. Происхождение пословицы

Русский язык богат на различные пословицы и поговорки. Зачастую в них заключена мудрость народа, которая передается из века в век, из поколения в поколение. Однако не всегда сразу понятно, что означает так или иначе пословица. И ниже мы разберем одну из народных мудростей, которая звучит следующим образом: Глупый осудит, а умный рассудит.

Что значит пословица

Эта пословица означает, что порой людям гораздо проще обвинить и осудить человека в чем-либо, не разобравшись в ситуации, не узнав мотивы, сподвигшие человека на тот или иной поступок. Для осуждения много ума не нужно. Глупцы часто считают, что знают эту жизнь как свои пять пальцев, а потому не полагают нужным узнать у других их точку зрения. У них своя правда, которую сложно чем-то пробить. Мудрый же человек подходит ко всему с разных сторон, он пытается понять человека, его мотивы и причины. Он станет рассуждать, кто на самом деле является виновником события.

Смысл пословицы

Пословица подводит нас к тому, что нельзя просто накидываться с обвинениями на человека. для начала надо попробовать узнать у него, почему сделал так или иначе, взглянуть на ситуацию с его стороны. Не все может так очевидно, как иногда кажется на первый взгляд. Осудить — это легко и просто, но правильнее все же понять истинную суть поступка или конфликта.

Пример пословицы

Наглядно и ярко проиллюстрировать эту пословицу может следующая история.

Пятиклассница Анжела шла по коридору школы, как вдруг заметила телефон, лежащий на полу. Девочка подняла его и пошла спросить у одноклассников, ни у кого ли не пропадал гаджет. Часть ребят из ее класса стояла в коридоре и как будто что-то искали, среди них был задира и хулиган Петя. Заметив в руке Анжелы телефон, он закричал:

— Анжела — воровка, она украла мой телефон!

Девочка не успела ничего сообразить, как на нее налетела толпа ребят с обвинениями. Она тщетно пыталась что-то им объяснить — все было бесполезно. Тогда Анжела не выдержала и расплакалась. Тут в коридоре появилась учительница, которая решила узнать, в чем дело. Ребята наперебой кричали ей, что сотворила Анжела.

Тогда она подозвала к себе заплаканную девочку и начала расспрашивать её о том, почему в руках девочки оказался телефон Пети. Анжела рассказала:

— Я шла по коридору и заметила чей-то телефон. И пошла в класс, чтобы спросить ребят, никто ли его не терял. Но Петя увидел меня и тут же поднял крик, и…, и…, — Анжела вновь расплакалась и не могла говорить дальше, но учительница узнала уже достаточно. После она поговорила и с Петей. И ему пришлось, робея и краснея, извиниться.

Дома Анжела рассказала произошедшую историю маме.

— А всё потому что глупый осудит, а умный рассудит, — сказала мама Анжелы.

Происхождение пословицы

Сложно сказать, откуда именно берет начало это пословица. Возможно, она возникла после какого-то конкретного случая и отпечаталась в памяти настолько ярко, что ее стали передавать между собой, а после и из поколения в поколение. Очевидно одно — это результат мудрости и многовекового опыта народа. И к опыту этому стоит прислушиваться.

Пословицы про ум и умных людей

Издревле мудрых людей почитали и уважали, глупых — высмеивали. Эти моменты нашли отражение и в русских народных пословицах про ум и умных людей: Где ум, там и толк, Умница — как попова курица.

Но не всегда ум бывает во благо: И от ума сходят с ума. Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит. На этой страничке мы попытались собрать самые меткие и интересные пословицы об уме, со словом «ум».

Содержание:

  1. Пословицы со словом «ум», «умный»,
  2. Поговорки про ум,
  3. Народные пословицы об уме,
  4. Про ум и глупость.

Пословицы со словом ум, умный

Большой вырос, а ума не вынес.

Была пора — так не было ума, а ушла пора — не надо и ума.
В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой растерять.
Видит око далеко, а ум еще дальше.
Всем своего ума не вложишь.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Всяк Аксен про себя умен.
Всяк своим умом живет.
Где ум, там и толк.
Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит.
Дай уму волю, он две возьмет.
Догадка лучше ума.
Есть ум, есть и рубль.
Жить да быть — ума копить.
И от ума сходят с ума.
И с умом — да с сумой.
И сила уму уступает.
И умный бывает в глупом положении.
Каков ум, таков и разум.
Краса до венца, а ум до конца.
Красота приглядится, а ум вперед пригодится.
На всякую дурость ум найдется.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
На свой ум надейся, а за чужой держись.
Не за бороду — за ум жалуют.
С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять.
Сколько голов, столько умов.
У глупого умный — как бельмо на глазу.
У ребенка и ум ребячий.
У соседа ума не займешь.
У умной головы сто рук.
Ум без догадки гроша не стоит.
Ум горы рушит, хмель ум сокрушает.
Ум да разум надоумят сразу.
Ум за морем не купишь, коли дома нет.
Ум имей хоть маленький, да свой.
Ум не в летах, а в голове.
Ума много, а толку мало.
Ума палата, да разума маловато.
Умен на словах, да глуп на делах.
Умная голова, да дураку досталась.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Умница — как попова курица.
Умное повторить не грех.
Умному — намек, глупому — дубина.
Умные речи и в потемках слышно.
Умные речи и дурень поймет.
Умный без денег богат.
Умный дает, а глупый берет.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Умный и согрешит, и поправит.
Умный любит учиться, а дурак — учить.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный не скажет, дурак не поймет — и так сойдет.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Умный отказ лучше глупого посула.
Умный плачет, а глупый скачет.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный смиряется, глупый надувается.
Умный товарищ — половина дороги.
Умный человек хозяин деньгам, скупой — слуга.
Умных-то по умам разослали, а меня — к вашей милости.
Умом туп, да кошелек туг.
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут.
Без ума голова — кочка.
Без ума голова ногам покою не дает.
Без ума ни топором тяпать, ни ковырять лапоть.
Без ума суму таскать, а с умом деньги считать.
Безумный и разумных ума лишает.
Близок локоток, да ум короток.
Брат он мой, да ум у него свой.
Век дожил, а ума не нажил.
Велик вырос, а ума не вынес.
Волос долог, да ум короток.
Всяк дурак на свой лад с ума сходит.
Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
Глупый много просит, а умный много дает.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Голова с пивной котел, а ума ни ложки.
Голова — что чан, а ума — ни на капустный кочан.
Дай бог с умным потерять, не дай бог с дураком найти.
Дал бы ума, да у себя мало.
До лысины дожил, а ума не нажил.
Добрая кума живет и без ума.
Дураки дают — умные берут.
Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.
Задним умом всяк догадлив.
Задним умом дела не поправишь.
И дурак ездит в карете, а умный ходит пешком.
И заяц умен, да задним умом.
И красавице ум не помеха.
К шубе ума не пришьешь.
Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.
Лоб что лопата, да ума небогато.
Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю.
Лучше умная хула, чем дурацкая похвала.
На всякого дурака ума не напасешься.
На всякую дурость ум найдется.
На свой ум не надейся, а за чужой не держись.
Один глупый камень в море бросит, а сто умных не вынут.
От умного и брань на пользу, от дурака и ласковое слово ни к чему.
От умного научишься, от глупого разучишься.
С умом задумано, да без ума сделано.
У врача лечись, у умного учись.
Фома не купит ума.
Чужим умом в люди не выйдешь.
Чужим умом жить — добра не нажить.
Чужим умом не выстроишь дом.

Поговорки про ум

Нажить своим умом.

Наставь на ум.
Ум за разум заходит.
Умен, да неразумен.
Бестолков, да памятлив.
Глупого бранят, а он говорит: «К обедне звонят».
Ему про Ерему, а он про Фому.
Ему про Ивана, а он про Степана.
Ему разжуй да в рот положи.
Есть ум, да вон не лезет.
Наживемся, кума, наберемся ума.
Жить задним умом.
За деревьями не видеть леса.
И красно, и пестро, да пустоцветом.
Лесом шел, а дров не видал.
Много видит, да мало смыслит.
Не дай бог с дураком связаться.
Носится как дурень с писаной торбой.
С толку сбился.
У меня голова что решето.
У нас дураков непочатый угол.
У него в голове реденько засеяно.
Хоть я дурак, да требую так.

Народные пословицы об уме

Всякий совет к разуму хорош.

Голова б не думала, ноги б не пошли.
Голова — всему начало.
Голова научит, руки сделают.
Голова хвоста не ждет.
Дары и мудрых ослепляют.
Добрый разум наживешь не сразу.
Мудрецу и счастье к лицу.
Мудрому урок — на благо.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Мудрость и города берет.
Мудрый слышит вполслова.
На всякого мудреца довольно простоты.
Не смотрят на платье, смотрят на разум.
Одна голова хорошо, а две — еще лучше.
Он слышит, как трава растет.
Птице — крылья, а человеку — разум.
Разум силу победит.
Разума много, а денег нет.
Баранья шапка на бараньей голове.
Бестолков, да памятлив.
Борода росла — разума не принесла.
В медведе думы много, да вон нейдет.
В пустой бочке и шуму много.
В роде дураков старшего нет.
Великан баклан, да есть изъян.
Взяло раздумье, глядя на безумье.
Все хотят порядка, да разума нехватка.
Глаза вразбежку, мозги набекрень.
Глупая собака громко лает.
Глупо говорить — людей смешить.
Голова пуста, да туга сума.
Голова с куль, а разума с нуль.
Дурак один родится — всему свету беда.
Хоть на голове-то густо, а в голове-то пусто.
Хоть я дурак, да требую так.

Про ум и глупость

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой растерять.

Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит.
И умный бывает в глупом положении
С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять.
У глупого умный — как бельмо на глазу.
Ума палата, да разума маловато.
Умен на словах, да глуп на делах.
Умная голова, да дураку досталась.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Умному — намек, глупому — дубина.
Умному послу невелик наказ, а за глупым не ленись сам идти.
Умные речи и дурень поймет.
Умный дает, а глупый берет.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Умный любит учиться, а дурак — учить.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный не осудит, а глупый не рассудит.
Умный не скажет, дурак не поймет — и так сойдет.
Умный отказ лучше глупого посула.
Умный плачет, а глупый скачет.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный смиряется, глупый надувается.
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут.
Безумный и разумных ума лишает.
В умницы не попал и из дураков не вышел.
Глупому счастье, а умному напасть.
Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
Глупый много просит, а умный много дает.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Голова с пивной котел, а ума ни ложки.
Дай бог с умным потерять, не дай бог с дураком найти.
Дурак дом построил, а умница — купил.
Дураки дают — умные берут.
Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.
Дураку — мука, умному — честь.
Дураку наука — что ребенку огонь.
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
И дурак ездит в карете, а умный ходит пешком.
Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю.
Лучше умная хула, чем дурацкая похвала.
На всякую дурость ум найдется.
Один дурак, а умных пятерых ссорит.
Один дурак может больше спросить, чем десять умных ответить.
От умного научишься, от глупого разучишься.
С умным браниться — ума набраться; с дураком мириться — свой растерять.

5. Глупец (Притчи 26:1-11)

Из серии: Путь мудреца: Исследования по Книге Притчей.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

|

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

Введение

Некоторые люди сразу приходят нам на ум при упоминании слова дурак. Первым человеком, о котором я подумал, был актер Джерри Льюис, за ним последовали «Три марионетки», Ларри, Керли и Мо, затем братья Маркс, Максвелл Смарт, Тим Конвей и Дон Ноттс. Мне интересно, что ни один из этих людей не подходит под определение глупца, данное нам в Притчах. Все «дураки», о которых я думал, — довольно безобидные существа, в основном благонамеренные и невинные. Все они вызывают определенное чувство жалости, смешанное с весельем. Не так обстоит дело с дураком в Книге Притчей. Это лишь одна из причин важности изучения «дурака».

Но если мы серьезно относимся к словам нашего Господа, мы должны начать с вопроса, санкционировано ли им наше изучение в свете Его учения в Матфея 5:22:

«Но говорю вам, что всякий, рассердившийся на своего брата будет виновен перед судом; и всякий, кто скажет своему брату «Рача», будет виновен перед верховным судом; и всякий, кто скажет: «Глупец», будет достаточно виновен, чтобы отправиться в ад огненный».

В Нагорной проповеди, частью которой является этот стих, наш Господь пытался показать, что Он пришел не для того, чтобы уменьшить требования Закона, а для того, чтобы усилить их, чтобы они интерпретировались еще более строго, чем было обычным явлением в Израиле. Грехом было не только совершить убийство (5:21), но и гневаться на брата (5:2е), потому что гнев может привести к убийству, так же как похоть может привести к безнравственности (5:27-30) . 24 Назвать брата дураком значит объявить его никчемным. Если человек всего лишь дурак, позор общества, то для всех было бы лучше, если бы он умер. Таким образом, сделать вывод, что человек бесполезен, значит прийти к заключению, что миру лучше всего избавиться от него, а это всего лишь один короткий шаг от убийства. Наш Господь осуждал не оценку характера человека, а убийство характера.

Так же, как наш Господь не запрещал нам различать характер глупцов, Книга Притчей рекомендует эту оценку как необходимость для тех, кто хочет быть мудрым. Приводится несколько причин необходимости различать глупцов и мудрецов.

1. ОБЩАТЬСЯ С ДУРАКАМИ И НЕМУДРО, И НЕПРИЯТНО. В какой-то степени глупость заразительна, и общение с дураком снижает нашу способность отличать истину от заблуждения и мудрость от глупости.

Оставь лицо глупого, иначе не будешь различать слов знания (14:7).

Глупец обречен на собственную погибель, и он неизбежно разрушит все на своем пути. Те, кто встанет на пути у дурака, пострадают.

Пусть человек встретит медведицу, лишенную своих детенышей, Вместо глупого в своем безумии (17:12).

Насмешника, наихудшую форму дурака, 25 следует не только избегать, но и отгонять.

Прогони кощунника, и прекратятся раздоры, Прекратятся ссоры и бесчестие (22:10).

Если кому и нужно уметь распознавать дурака, так это юноше или девушке, ищущим спутника жизни. Нет ничего более несчастного, чем быть замужем за дураком. В то время как Притчи используют здесь позитивный подход, превознося благочестивую жену (например, 31:10-31), глупца следует избегать как партнера в браке. Авигея была замужем за дураком (I Цар. 25), но Бог был достаточно милостив, чтобы избавить ее через его смерть; но это не норма. Возможно, она мало что могла сказать о своем браке с Навалом, но вы знаете, и вам придется смириться со своей ошибкой в ​​выборе партнера по браку.

2. НАНИМАТЬ ДУРАКА — ТРАГИЧЕСКАЯ ОШИБКА. Те, кто отвечает за найм служащих, захотят обратить особое внимание на предостережения Притчей тем, кто наймет дурака.

Отрубает себе ноги и пьет насилие Кто посылает весть рукою глупца (26:6).

Что стрелок, который всех ранит, Так тот, кто нанимает глупца или нанимает прохожих (26:10).

3. ГЛУПОСТЬ ПРИСУТСТВУЕТ ДЕТЯМ, ПОЭТОМУ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ГЛУПОСТЬЮ, КОГДА ОНА ПРОИСХОДИТ.

Глупость поселилась в сердце ребенка; Палка наказания удалит его далеко от него (22:15).

Книга Притчей дает родителям надежду на то, что глупость можно вылечить, если вовремя ее обнаружить и усердно наказывать.

4. С ДУРАКАМИ ДОЛЖНО ОБРАЩАТЬСЯ НЕ ТАК, ЧЕМ С МУДРЫМИ. Мы не можем относиться ко всем людям одинаково. Наша реакция на людей должна основываться на характере, который они продемонстрировали.

Кто наказывает кощунника, тот навлекает на себя бесчестие, а кто обличает нечестивого, находит себе поругание. Не обличай насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он полюбит тебя (9:7-8).

Не отвечай глупому по глупости его, Чтобы и тебе не быть таким, как он. Отвечай глупому так, как того заслуживает его глупость, Чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (26:4-5).

Эти соображения требуют различения характера других и, в частности, глупца. В результате нашего изучения Притчей мы не только сможем увидеть глупость в других, но и в большей мере увидим ее в себе. Да даст нам Бог быть честными с самими собой, исповедовать свою глупость 2 и оставить ее как греховную и пагубную как для самих себя, так и для других.

Характеристики дурака

Гораздо проще определить дурака по тому, чем он не является, чем по тому, чем он является. Обратите внимание на следующие характеристики глупца, как его описывает Книга Притчей.

1. ДУРАК НЕПРАВЕДНЫЙ. Глупый ненавидит святое, праведное и доброе и любит зло.

Желание сбывшееся приятно душе, Но мерзость для глупых уклоняться от зла ​​(13:19).

Совершать злодеяния для дурака все равно, что развлекаться; Так и мудрость для человека разумного (10:23).

Глупые смеются над грехом, А у праведных благоволение (14:9).

2. ДУРАК НЕМУДР. На протяжении всей книги Притчей глупец является аналогом мудрого. Мудрость противопоставляется глупости. Глупец не обладает мудростью, не может обрести мудрость и не обрел бы ее, если бы мог.

  • ДУРАК НЕ ОБЛАДАЕТ МУДРОСТЬЮ;

Уста праведных многих насыщают, а глупые умирают от непонимания (10:21; ср. 1:20-33).

  • ДУРАК НЕ СПОСОБЕН К МУДРОСТИ:

Почему в руках глупца есть цена, чтобы купить мудрость, Когда у него нет разума [буквально, «сердца»]? (17:16).

Насмешник ищет мудрости и не находит, но разумному легко знание (14:6).

Мудрость слишком высока для глупца, Он не откроет уст своих в воротах (24:7).

У дурака нет мудрости. Говоря словами 17:16, у него «нет сердца» для этого. Может показаться, что он ищет мудрости, но не способен распознать или удержать ее.

  • ДУРАК НЕ ЖЕЛАЕТ МУДРОСТИ И ОТВЕРНУЛ бы ЕЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ СМОГ ОБРЕСТИ, ПОТОМУ ЧТО НЕНАВИДИТ ЕЕ:

Страх Господень есть начало познания; Глупцы презирают мудрость и наставление (1:7; ср. 1:22).

Ум разумного ищет знания, а уста глупых питаются глупостью (15:14).

Глупый не любит разумения, А только того, чтобы открыть свой ум (18:2).

Не говори вслух глупому, ибо он презрит мудрость слов твоих (23:9).

Глупец не относится к мудрости нейтрально — он ее ненавидит. Мудрость для дурака то же, что печень для меня: как бы свободно и часто ее ни предлагали мне, я сделаю все, что в моих силах, чтобы избежать ее.

3. ДУРА НЕРЕАЛЬНО. Дурак не может видеть вещи такими, какие они есть. Реальность искажается искаженным взглядом дурака на жизнь.

  • ДУРАК НЕРЕАЛЬНО О СЕБЕ в том, что переоценивает свои знания и способности:

«Гордый», «Надменный», «Насмешник» — его имена, Кто действует с дерзкой гордыней (21:24).

  • ДУРАК НЕРЕАЛЬНО ОТНОСИТСЯ К ЖИЗНИ. Он думает, что мудрость можно получить легко, как купить шоколадку в аптеке на углу.

Почему в руке глупца есть цена, чтобы купить мудрость, Когда он не имеет смысла? (17:16).

  • ДУРАКА НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ НАСТОЯЩИЕ РЕАЛЬНОСТИ, и он принимает желаемое за действительное. Его «корабль» всегда вот-вот «прилетит».

Мудрость — у разумного, а глаза глупца — на краях земли (17:24).

4. ДУРАК НЕДИСЦИПЛИНИРОВАН. Глупец смотрит на самообладание как на ненужный и бесполезный отказ от сиюминутного удовольствия. Из-за этого во всех сферах его жизни не хватает дисциплины.

  • ГЛУПОЙ НЕДИСКУЛИРУЕТСЯ С ДЕНЬГАМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ:

В жилище мудрого есть драгоценное сокровище и масло, Но глупый проглотит их (21:30).

  • ГЛУПОЙ НЕДИСЦИПЛИНИРУЕТСЯ СВОИМ ХАРАКТЕРОМ:

Сразу познается досада глупца, А разумный скрывает бесчестие (12:16).

Глупый всегда выходит из себя, А мудрый сдерживает (29:11).

  • НЕУМНЫЙ ГОЛОСАМИ СВЯТЫМИ:

Благоразумный скрывает знание, но сердце глупых возвещает глупость (12:23, ср. 10:14).

Язык мудрых принимает знание, а уста глупых изрыгают глупость (15:2; ср. 18:2,7).

Неудивительно, что о дураке говорят как о «болтующем дураке» (буквально, о глупом, 10:8,10).

5. ДУРАК НЕНАДЕЖНЫЙ.

  • ОН НЕНАДЕЖЕН В СВОЕЙ РАБОТЕ: Дурак нечестен и зол, и ему нельзя доверять ни в одной области.

Он отрезает себе ноги и пьет насилие. Он посылает сообщение рукой глупца (26:6).

Что стрелок, который всех ранит, Так тот, кто нанимает глупца или нанимает прохожих (26:10).

  • ОН НЕНАДЕЖЕН В СВОИХ СЛОВАХ. Слова глупца всегда вызывают сомнение. Он лжец, обманщик и клеветник.

Тот, кто скрывает ненависть, имеет лживые уста, а кто распространяет злословие, тот глуп (10:18).

Мудрость благоразумного — знать путь свой, а глупость глупых — лукавство (14:8).

Лучше бедняк, ходящий в непорочности своей, Чем лукавый в словах и глупый (19:1).

Даже то, что дурак считает правдой, может быть лишь его никчёмным мнением. Язык мудрых принимает знание, а уста глупых изрыгают глупость (15:2).

Уста мудрых распространяют знание, но сердца глупых не таковы (15:7, ср. ст. 14).

6. ДУРАК НЕОБУЧИМ. Как хотите, попытка научить дурака в лучшем случае разочаровывает, а часто и причиняет боль. Всякий раз, когда глупец сталкивается с мудростью и наставлением, он отвергает их.

Страх Господень — начало познания; Глупцы презирают мудрость и наставление (1:7).

За то, что возненавидели знание, И не избрали страха Господня. Они не приняли моего совета, Они отвергли все мои обличения, Так что они будут есть плоды своего пути И пресытятся своими замыслами. Ибо своенравие наивных убьет их, И самодовольство глупцов погубит их (1:29).-32).

Всякий раз, когда дурака наказывают, он сопротивляется этому.

Глупый отвергает наставление отца своего, а кто принимает обличение, тот благоразумен (15:5).

Кто наказывает кощунника, тот навлекает на себя позор, И кто обличает нечестивого, находит себе поругание. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя. Обличи мудреца, и он полюбит тебя (9:7-8).

Насмешник не любит обличающего его, к мудрому не пойдет (15:12).

Упрек проникнет в разумного глубже, Чем сто ударов в глупого (17:10).

Глупость глупца глубоко укоренилась. Как бы ни старались избавить дурака от его глупости, такие усилия кончаются неудачей. Дурак и его глупость кажутся неразделимыми.

Толчешь глупого в ступе пестиком вместе с дробленым зерном, Но глупость его не отступит от него (27:22).

Дурак не может учиться даже на собственных ошибках. Если представится возможность, он повторит свою глупость:

Подобно собаке, возвращающейся на свою блевотину, Глупец повторяет свою глупость (26:11).

Парадоксально, но правда, что, хотя дурак отказывается учиться, он стремится учить других от своего изобилия «мудрости».

Благоразумный скрывает знание, а сердце глупых выказывает глупость (12:23).

Глупый не любит разумения, А только того, чтобы открыть свой ум (18:2).

7. ДУРАК НЕПРИЯТНЫЙ, НЕЛЮБИМЫЙ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Дурак — угроза, вред обществу. Он причиняет боль своим родителям, потому что ненавидит их (15:20) и причиняет им горе (10:1; 17:21,25; 19). :23). Куда бы он ни пошел, он — бедствие (10:14; 17:12). Он препятствует пониманию других (14:7). Его речь клеветническая (10:18). Глупец сварлив (20:3), сеет раздор и гнев.

Уста глупца вызывают раздор, И уста его призывают к побоям (18:6).

Прогони кощунника, и прекратятся раздоры, Прекратятся ссоры и бесчестие (22:10).

Насмешники подожгут город, а мудрые отвратят гнев (29:8).

С точки зрения общества дурак — это мерзость.

Замысел глупости есть грех, и кощунник есть мерзость для людей (24:9).

Причины глупости

Я полагаю, что причины глупости можно свести к двум основным выборам: решению не доверять Богу и решению доверять своему сердцу.

Во-первых, глупец — это тот, кто умышленно решил не идти по пути мудрости. Хотя мудрость искала его, он отказался и отверг ее.

Потому что я звонил, а вы отказались; Я протянул руку, и никто не обратил внимания; И ты пренебрегал всеми моими советами И не желал моего обличения; . . . За то, что они возненавидели знание и не избрали страха Господня (1:20-25,29).

Глупый не равнодушен к мудрости, он ненавидит ее и любит зло пути своего (ср. 10:23; 13:19; 29:27).

Во-вторых, глупцом становится тот, кто верит в себя. Если человек не будет доверять Богу (1:7,29), он должен полагаться на себя. Притчи говорят нам, что глупый самоуверен, полагаясь на свою собственную мудрость, а не на Бога и совет мудрых.

Путь глупого прям в его глазах, а мудр тот, кто слушает совета (12:15).

Для дурака нет никого более надежного, мудрого и надежного, чем он сам. Надеющийся на свое сердце глуп, а поступающий мудро спасется (28:26).

Осознание склонности глупца уповать на самого себя обогащает наше понимание одного из самых знакомых отрывков Книги Притчей:

Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях своих познавай Его, и Он сделает твои пути прямыми. Не будь мудрецом в собственных глазах; Бойтесь Господа и удаляйтесь от зла ​​(3:5-7).

Глупец, полагаясь на собственный разум, отвергает страх Господень и выбирает путь зла.

Это решение довериться себе приводит к высокомерию (21:24) и неприятию любой власти, в том числе родительской (15:5; 10:8). Глупцу свойственно самодовольство (1:32). Ведь кому нужно наставление, если он все знает? Кто нуждается в исправлении, кто никогда не ошибается? Кто нуждается в улучшении, кто уже достиг мудрости и зрелости? В результате глупец имеет автономный дух и безрассуден в своей жизни (14:16).

Как обращаться с дураком

Теперь, когда мы увидели черты дурака и узнали коренные причины его глупости, мы должны обратить внимание на обращение с дураком. В Притчах много говорится на эту тему, и почти все ее наставления касаются того, чего нам не следует делать. Наши действия по отношению к дуракам чаще негативны, чем позитивны.

1. МЫ ДОЛЖНЫ ИЗБЕГАТЬ ДУРАКА, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО. Если мудрость не заразна для глупца, то глупость для мудрого; поэтому мудрый человек должен избегать глупца.

Оставь лицо глупого, Или не будешь различать слов знания (14:7).

Кроме того, дурак опасен и вреден, и мы должны избегать его, как медведицу, лишившуюся своих детенышей (17:12).

2. ДУРАКА СЛЕДУЕТ ВЫГНАТЬ. В тех случаях, когда мы не можем оставить дурака, его, возможно, придется отослать.

Прогони кощунника, и прекратятся раздоры, Прекратятся ссоры и бесчестие (22:10).

Новый Завет учит, что христиане не должны общаться с исповедующими христианство, живущими во грехе (1 Кор. 5:9).-13). Церкви поручено изгонять тех, кто пренебрегает библейским обличением и исправлением (Мф. 18:15-17; 1 Кор. 5:5). Слова Павла к Титу кажутся тесно связанными с учением Притчей о том, что мы должны избегать глупого:

мятежника отвращайся после первого и второго предостережения, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Титу 3:10-11).

3. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТРАТИТЬ НАШУ ИНСТРУКЦИЮ НА ДУРАКОВ. В Новом Завете Иисус учил, что мы не должны «метать жемчуг перед свиньями» (Мф. 7:6). В Притчах нам сказано не пытаться учить глупцов:

Не говори вслух глупому, ибо он презрит мудрость слов твоих (23:9).

4. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОЗВОЛИТЬ ДУРАКУ ОПАСИТЬ НАС ДО ЕГО УРОВНЯ. Дурак раздражает; он ищет неприятностей и часто искушает нас услужить ему. Так как дурак будет ругаться и высказывать свое мнение, у нас есть соблазн выйти из себя и с ним. Притчи учат нас не позволять ему брать верх над нами, чтобы не опуститься до его уровня.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы не быть таким, как он (26:4).

5. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДОСТИГАТЬ ДУРАКА, ОКАЖАЯ ЕГО НЕДОЛЖНУЮ ЧЕСТЬ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ ЛЕСТЕН ​​И НАДУВАЛСЯ ЕЩЕ БОЛЬШЕ. Дурак напыщен и горд, а любые положительные поглаживания воспримет как комплимент. Мы должны избегать воздавать ему какие-либо почести.

Как снег летом и дождь во время жатвы, Так глупому не подобает честь (26:1).

Отвечайте глупцу так, как того заслуживает его глупость, Чтобы он не стал мудрецом в своих глазах (26:5).

6. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПЫТАТЬСЯ ИСПРАВИТЬ ДУРАКА, ПОТОМУ ЧТО ЭТИМ МЫ ТОЛЬКО НАКАЗЫВАЕМ СЕБЯ. Дурак никогда не открыт для порицания или исправления. Любая попытка исправить глупца простым словесным упреком бесполезна.

Кто наказывает кощунника, тот навлекает на себя бесчестие, а кто обличает нечестивца, находит себе поругание. Не обличай насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он полюбит тебя (9:7-8).

Когда мудрый спорит с глупым, то глупый или гневается, или смеется, и нет покоя (29:9).

7. МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОБЛЕГЧАТЬ ЖИЗНЬ ДУРАКУ. Хотя словесный упрек не действует на глупцов, мы не должны пытаться смягчить болезненные последствия их глупости. «Путь беззаконника тяжел» (13:15), поэтому глупость глупца принесет много трудностей. Эти болезненные последствия греха могут помочь глупцу покончить с его глупостью, но, несмотря на это, болезненные удары греха не должны смягчаться.

В устах глупого жезл для спины его, Но уста мудрых будут хранить их (14:3).

Уста дурака вызывают ссору, И уста его призывают к побоям. Уста глупца — его погибель, и уста его — сеть души его (18:6-7).

Роскошь не подобает дураку; Гораздо меньше, когда раб правит князьями (19:10).

Блудный сын не пришел в себя, пока ему не позволили испытать последствия своего безумия (Луки 15:11-14). Мы не должны препятствовать глупцам войти в свинарники жизни, ибо именно там они могут прийти к пониманию своей глупости.

8. Дураки должны быть строго наказаны. Дураки не учатся на лекциях, но они не могут игнорировать физическую боль. Единственный метод дисциплины для дурака — это «розга».

Бич для коня, узда для осла, И посох для глупых (26:3).

Глупец может ничему не научиться, даже если он строго наказан, но другие могут извлечь урок, увидев результат глупости.

Ударь насмешника, и наивный станет хитрым, Но обличай разумного, и он обретет знание (19:25; ср. 21:11).

Предыдущие принципы, регулирующие наше лечение, могут склонить нас к неверным выводам. Глупые совсем безнадежны? Не должны ли мы приложить какие-либо усилия, чтобы отвратить их от глупости? Каково значение Притчей для евангелизации? Поскольку в каком-то смысле все неверующие глупы, потому что они отвергли страх Господень, должны ли мы ничего делать, чтобы привлечь их ко Христу? Ответы на эти вопросы также можно найти в Притчах.

Суть, на которую обращает внимание Притчи, состоит в том, что глупого нельзя урезонить от его глупости, нельзя пристыдить за нее и, вероятно, даже нельзя избить за нее (ср. 27:22). Это, однако, не должно приводить нас к вывод, что дурак совершенно безнадежен и беспомощен. Все, кто не знает Христа, без божественного вмешательства безнадежно потеряны. Причина, по которой Притчи учат нас не пытаться исправить глупца, заключается в том, что он должен измениться. Проблема глупца — в сердце (3:5; 4:23).

Притчи напоминают нам, что если мы хотим помочь глупому избавиться от его глупости, он должен быть спасен от своего греха. Вместо того, чтобы работать над симптомами глупости, мы должны разобраться в сути дела. Обратите внимание, что в Притчах мудрость предлагается всем людям; и особенно глупец побуждается отвернуться от своей глупости.

«Доколе, о наивные, вы будете любить простоту? И насмешники наслаждаются насмешками, И глупцы ненавидят знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух Мой; Я возвещу вам слова Мои (1:22-24).

«Подойдите, ешьте мою пищу И пейте вино, которое я смешал. Оставь свое безумие и живи И иди путем разума» (9:5-6).

Решение для глупца состоит в том, чтобы повернуться от своей глупости, от веры в себя, к богобоязненности. Если мы и хотим помочь глупцу, так это возвещая ему путь спасения, а не пытаясь информировать его (учением) или исправлять его (обличением и исправлением). Только Евангелие преображает людей силой пролитой крови Иисуса Христа.

Заключение

Христианин может многому научиться из учения Притч о глупце. Позвольте мне предложить несколько тем, над которыми вам было бы полезно поразмышлять.

Во-первых, хотя мы и признаем, что глупость (глупость) — это грех, давайте также осознаем тот факт, что грех — это глупость. Всякий раз, когда мы выбираем грех, мы выбираем роль дурака. Когда мы грешим, мы заключаем, что мы мудрее Бога и что мы способны лучше судить о делах, чем Он. Грех — это решение отвергнуть мудрость Божью и рискнуть действовать самостоятельно. В Эдемском саду сатана обманул Еву, заставив поверить в то, что Божий запрет был неразумным и недобрым, и что непослушание сделает ее мудрой и даже богоподобной (Быт. 3:5–6). Так всегда бывает с грехом — мы не можем решиться на грех, не отвергнув мудрости Божией. Грех есть глупость.

Во-вторых, давайте подумаем о Сатане как о князе дураков. Размышляя над характеристиками дурака, я вспоминаю, что нет лучшего описания, чем сам сатана. Он решил восстать против Бога и утвердить свою волю над Божьей (Ис. 14:12-15). Он наслаждается грехом и активно стремится направить других на свой злой путь. Он ставит перед собой задачу мешать другим и разрушать их (1 Пет. 5:8). Он обманщик (1 Тим. 2:14; Откр. 20:3), грешник (1 Ин. 3:8). ), лжец и человекоубийца (Ин. 8:44). Он обвиняет святых перед Богом и клеветает на них (Откр. 12:10). Он высокомерный и гордый (Иез. 28:17; 1 Тим. 3:6) . Он возмутитель спокойствия и неприятностей. По этой причине его следует избегать, но мы не должны пытаться упрекать его (Иуды 8-9).). Сатана — князь глупцов, сущность безумия.

В-третьих, каждый должен решить быть дураком в глазах некоторых. Кто мудр в своих глазах, тот глуп перед Богом. Тот, кто надеется на Бога и ходит путем мудрости, безумен для сатаны (ср. Иов 1) и для тех, кто без Христа. Путь креста — это юродивый путь к неспасенным (1 Кор. 1:18-25). Чтобы стать по-настоящему мудрыми, мы должны оставить нашу собственную человеческую, ограниченную мудрость (Притчи 3:5-6) и довериться истине. мудрость Божья. Мы должны стать глупыми, чтобы стать мудрыми:

Пусть никто не обманывает себя. Если кто из вас думает, что он мудр в этом веке, пусть обезумеет, чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Ибо написано: «Ловит мудрецов в их хитрости»; и еще: «ГОСПОДЬ ЗНАЕТ ДУМЫ МУДРЫХ, ЧТО ОНИ БЕСПОЛЕЗНЫ» (1 Кор. 3:18-20).

Хотели бы вы быть мудрым в глазах Бога? Затем вы должны признать свой грех и довериться смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте для прощения ваших грехов. Он умер вместо тебя. Он понес наказание за ваши грехи. Доверившись смерти Христа от вашего имени, вы не только вступаете на путь мудрости, вы вступаете на путь вечной жизни.

В-четвертых, христианин может валять дурака. К сожалению, мы можем сбиться с пути мудрости на путь глупости и греха. Давид так и сделал, когда лишил жизни другого человека и его жену (2 Цар. 11). Соломон поступил так, когда женился на иностранках (3 Царств 11:1-4).

Когда я снова обратился к отрывкам Нового Завета, в которых говорится об отложении нашего ветхого человека (напр., Еф. 4:22-32; Кол. 3:9-17), я заметил, что именно то, о чем нам говорится, откладывать — это характеристики и действия дурака. Наша ветхая природа предрасположена к безрассудству. Те из нас, кто являются христианами, должны искать глупца в себе, а не только в других. Враг, так сказать, это мы. Глупость нашей ветхой природы должна быть усердно дисциплинирована. Мы должны не баловать плоть, а распинать ее. В конце концов, единственное решение глупости — это крест.

Тогда Иисус сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Ныне принадлежащие Христу Иисусу распяли плоть со страстями и похотями ее (Гал. 5:24).

«Я распят со Христом; и уже не я живу, но живет во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Постараемся, по благодати Божией, умертвить дела плоти, быть мудрыми и оставить глупость. И будем искать спасения неразумным, проповедуя юродство крестное.


24 Мало того, что фактическое убийство подвергает людей смертной казни. Такого же суда заслуживает сердце, воспламененное пагубным умонастроением, из которого исходит слово осуждения. С невероятной остротой слова Иисуса ясно показывают, что Божий суд над грехом является радикальным и далеко идущим. Он не просто охватывает совершенное дело; он раскрывает мотив, стоящий за этим. . . . Соответственно, в этом трехэтапном развитии Иисус ставит грехи мысли и языка (включая осуждение человека) на один уровень с физическим убийством, которое можно искупить только смертью». Т. Зорг, «Рака», Новый международный словарь богословия Нового Завета (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1975, I), с. 418. Считаю заслуживающим внимания, что эта статья о греческом слове Rhaka включена под заголовком «Проклятие, оскорбление, дурак». В сущности, призвать дурака — значит проклясть его, выразив пожелание его гибели или проклятия. Неудивительно, что наш Господь учил, что назвать человека дураком так же серьезно, как убить. Следует также отметить, что Сам наш Господь использовал греческое слово 9.0336 Moros , переведенное как «дурак» в Матфея 22:5, по отношению к книжникам и фарисеям, а также к пяти неразумным девам (Мф. 23:17; 25:2,3,8).

25 NASB переводит три еврейских слова «дурак»: Kesil (1:22,32;3:35;8:5; 10:1,18,23; 12:23; 13:10,16,19). ,20; 14:7,8,16,24,33; 15:2,7,14,20; 17:10,12,16,21,24, 25; 18:2,6,7; 19:1 ,10,13,29; 21:20; 23:9; 26:1,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12; 28:26; 29:11, 20), Зло (1:7; 7:22; 10:8,10,41,21; 11:29; 12:15,16; 14:3,9; 15:5; 16:22; 17:28; 18:13; 20:3; 24:7,9; 27:3,22; 29:9) и Навала (17:7,21; 30:22). Кроме того, есть «простой», которого мы уже изучили, и «насмешник» (евр.: , Луц , 1:22; 3:34; 9:7,8; 13:1; 14:6; 15). :12; 19:25,29; 21:11,24; 22:10; 24:9; 29:8). В этом сообщении я решил сосредоточиться на двух основных категориях дурака ( Кесиль, Эвил ), а также насмешника ( Лутс ). Nabal встречается редко и не будет здесь включен. Вместо того чтобы останавливаться на различиях между этими тремя категориями, я сосредоточусь на их общих характеристиках.

Из серии: Путь мудреца: Исследования по Книге Притчей.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

|

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

Что означает Притчи 13:20? «Общайся с мудрецами, и будешь мудр, а товарищ глупцов поплатится за это».

ГЛАВА 13

Притчи 13:1-25 .

1. (Сравните Притчи 6:1-5, Притчи 10:1, Притчи 10:17).

2. будем есть —то есть приобретать (Притчи 12:14).
преступники —как в Притчах 2:22 .
насилие —или «шалость» себе.

3. Он . . . рот . . . life —потому что злые речи могут спровоцировать насилие со стороны других.
тот, кто широко разверзает уста свои, погибнет —О последнем предложении сравните Притчи 10:14 .

4. (Сравните Притчи 12:11 Притчи 12:27 ).

5. отвратительный . . . стыд —лучше, вызывает позор и позор (ср. Притчи 19:26), клеветой и т. д., что ненавидит праведник.

6. Часто повторяющееся чувство, что благочестие приносит пользу, а грех вредит.

7. Противоположным образом люди действуют лицемерно, чтобы получить честь или богатство.

8. Богатство спасает одних от наказания, а другие страдают, потому что не внимают упреку лени, которая делает их бедными и делает их бедными.

9. свет . . . лампа —процветание; первое, большее, и оно
радуется — горит ярко или продолжается, в то время как другое, в лучшем случае маленькое, скоро выходит из строя.

10. Упрямство, сопровождающее самомнение, порождает споры, которых избегают благоразумные, проявляющие скромность.

11. тщеславием —или «ничтожеством», т.е. тщетным или бесполезным для публики (как игра в карты или подобные пороки).
собирается . . . труд —(Ср. Маржа ), мало-помалу, кропотливо.

12. желание приходит —реализуется.
дерево жизни —или «причина счастья».

13. слово — то есть совет или наставление (ср. Притчи 10:27, 11:31).

14. (Сравни Притчи 10:11).
фонтан —или «источник жизни».
уйти —(ср. Притчи 1:2-4), или, «для ухода» и т.д., и таким образом дает жизнь.

15. Правильное восприятие и действие обеспечивают добрую волю, а злые пути трудны, как каменистая дорога. Нечестивые левые Бога находят наказание за грех в согрешении.
твердый —или «суровый» (ср. Еврей: Второзаконие 21:4, Иеремия 5:15).

16. делоет —действует предусмотрительно.
дурак. . . безумие —из-за недостатка осторожности.

17. Злой —или «неверный»
вестник попадает в беду —или «озорством» или «злом», и поэтому его поручение не выполняется. Противоположным является характер верующих, чья верность приносит пользу другим.

18. (Сравните Притчи 10:17, 12:1).

19. Самоотречение, которого не выдержат дураки, необходимо для успеха.

20. Противопоставлены блага добра и зла плохого общества.

21. (Сравните Притчи 11:31).
хорошо. . . погашено —или «Он (Бог) воздаст добром».

22. богатство . . . just — Пока имущество хороших людей остается в их семьях, Бог повелевает, чтобы доходы грешников оставались у праведников (ср.