Содержание
Славянские мифы. Мифы древних славян.
4 класс
Ярило-Солнце
Славянские мифы
для детей 7-8-9-10 лет
3 мин.
4,05 (217)
Славянский миф о том, как зародилась жизнь на Земле. Сначала Мать Сыра Земля была во мраке и стуже — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. Но всё изменилось, когда Ярилин взор прорезал тьму…
4-5 класс
Легенда об атамане Кудеяре
Славянские мифы
для детей 7-8-9-10 лет
4 мин.
4,22 (68)
Кудеяр по одним сказаниям был разбойник, грабивший население, по другим опальный барин или даже брат Ивана Грозного. Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в…
4-5 класс
Про Никитушку Ломова
Славянские мифы
для детей 7-8-9-10 лет
4 мин.
4,22 (67)
Легенда про бурлака Никитушку Ломова. Хозяева судов дорожили его страшной силой: работал он за четверых и получал паек тоже за четверых. Про силу его на Волге рассказывают чудеса… “Про Никитушку Ломова” читать На Волге, в…
Славянские мифы — это увлекательное путешествие в глубины нашего древнего Наследия Предков, окутанное тайной и увлекательным сюжетом. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни.
Славянская мифология очень тесно и неразрывно связана с языческой культурой, наполнена сказаниями о Родных Богах, обрядах и культах. Много элементов древнейших мифологических образов сохраняется и сегодня в наших представлениях, обычаях и традициях.
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
🔥 🔥 🔥 ХИТ 🔥 🔥 🔥
❄️ Про зиму для 3-4 лет ⛄ Про зиму для 5-8 лет 🎄 Про Новый год для 5-8 лет 🧑🎄 Про Деда Мороза для 5-8 лет
Таинственная сумка
татарская сказка
На краю деревни была старая баня.
Люди боялись в ней мыться – говорили, будто живет там злой дух. Однажды собрались юноши и девушки на вечеринку в одном доме. Когда настало время спать ложиться, девушки им…
Сова по имени Ябалак
татарская сказка
Однажды сова по имени Ябалак поймала маленькую птичку. Держит ее в клюве – съесть собирается. А бедная птичка просит: «Ах, сова, сильна и умна ты. Но скажи, пожалуйста, мне свое имя. Перед смертью хочу я…
Зилян
татарская сказка
Сказка о том, как трое ловких и умелых братьев спасли свою сестру из рук страшного великана дива. «Зилян» читать Говорят, в давние времена жил один бедный-пребедный человек. У него было три сына и одна дочь.Тяжело…
Камыр-батыр
татарская сказка
Жили старик со старухой и не было у них детей. Сделали они себе мальчика из теста. Стал расти сынок не по дням, а по часам: за один месяц так вырос, как другой и за целый…
Гуси в полынье
Астафьев В.
П.
Рассказ о том, как гусыня со своими гусятами попала в полынью на Енисее. Герой рассказа и его друзья спасли гусей от гибели, они рисковали собой. «Гуси в полынье» читать Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала…
Запах сена
Астафьев В.П.
Двое мальчишек, двоюродные братья, рвутся помочь дедушке и дяде привезти сено с дальних покосов. Однако их не берут с собой, дорога тяжелая, работа трудная. Зато вечером, когда сено уже во дворе, ребята с охотой и…
Осенние грусти и радости
Астафьев В.П.
Осень горячая пора. Надо собрать и заготовить весь урожай. Рассказ о том, как в одном из сибирских сел проходит засолка большого количества капусты на зиму. Это в некотором роде мистический и интересный ритуал и процесс….
Фотография, на которой меня нет
Астафьев В.П.
Рассказ о настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель.
Важно помнить тех, кто был с тобой в детстве. Эти люди могут быть важной частью вашей жизни. И вместе…
Русские женщины
Некрасов Н.А.
Оглавление: ♦ I. Княгиня Трубецкая ♦ Часть первая ♦ Часть вторая ♦ Княгиня М.Н. Волконская ♦ Глава I ♦ Глава II ♦ Глава III ♦ Глава IV…
Тэм Глен
Бернс Р.
Ах, тетя, совета прошу я!Пропала, попала я в плен.Обидеть родню не хочу я,Но всех мне милее Тэм Глен. С таким молодцом мне не надоБояться судьбы перемен.Я буду и бедности рада, —Лишь был бы со мною…
Строчки о войне и любви
Бернс Р.
Прикрытый лаврами разбой,И сухопутный и морскойНе стоит славословья.Готов я кровь отдать своюВ том жизнетворческом бою,Что мы зовем любовью. Я славлю мира торжество,Довольство и достаток.Создать приятней одного,Чем истребить десяток!
Что делать девчонке
Бернс Р.
Что делать девчонке? Как быть мне, девчонке?Как жить мне, девчонке, с моим муженьком?За шиллинги, пенни загублена Дженни,Обвенчана Дженни с глухим стариком. Ворчлив он и болен, всегда недоволен.В груди его холод, в руках его лед.Кряхтит он,…
1 — Красная шапочка
Шарль Перро
Небольшая сказка о доверчивой девочке и хитром сером волке. Ослушавшись маму, девочка сворачивает с дороги и заговаривает с незнакомцем – серым волком… «Красная шапочка» читать Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка…
2 — Три поросенка
Михалков С.
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. «Три поросенка» читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
3 — Колобок
русская народная сказка
Сказка про Колобка встречается в русском и украинском фольклоре, а также имеет аналоги в сказках многих других народов.
На нашем сайте представлен вариант народной сказки в обработке А.Н. Толстого. «Колобок» читать Жили-были старик со старухой.Вот…
4 — Репка
русская народная сказка
Репка — известная сказка для самых маленьких с большим количеством повторов. Ребенок быстро запоминает последовательность изложения и простой сюжет. «Репка» читать Посадил дед репку и говорит:— Расти репка сладкая-сладкая! Расти большая-пребольшая!Выросла репка сладкая и большая-пребольшая….
5 — Волк и семеро козлят
русская народная сказка
Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей и избавиться от волка. «Волк и семеро козлят» читать Жила-была коза с козлятами….
6 — Сказка о царе Салтане
Пушкин А.С.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди создана на основе народной сказки «Чудесные сыновья».
Александр Сергеевич Пушкин обогатил народное произведение новыми сюжетными поворотами,…
7 — Бременские музыканты
Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.
История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…
8 — Цветик семицветик
Катаев В.П.
Сказка про девочку Женю, которой подарили волшебный цветик-семицветик. На нем было семь лепестков, и он мог выполнить любые семь желаний. Первые шесть желаний Женя потратила, но никакого удовольствия не получила и только последним желанием сделала…
9 — Снежная королева
Ганс Христиан Андерсен
Снежная королева — одна и самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена о любви, которая способна преодолеть любые испытание и растопить даже ледяное сердце! «Снежная королева» читать Оглавление: ♦ История первая, в которой рассказывается о…
10 — Три медведя
русская народная сказка
Три медведя — сказка о девочке, которая заблудилась в лесу и попала в домик медведей.
Там она повела себя очень невоспитанно: без разрешения поела из каждой чашки, посидела на каждом стульчике, полежала в каждой кроватке,…
11 — Волшебник изумрудного города
Волков А.М.
«Волшебник Изумрудного города» — сказочная повесть Александра Волкова написанная в 1939 году по мотивам сказки американского писателя Френка Баума «Мудрец из страны Оз» с некоторыми изменениями. В 1959 году вышло новое издание книги, значительно переработанное…
12 — Гуси-лебеди
русская народная сказка
Гуси-лебеди — сказка о том, как мальчика унесли гуси-лебеди и сестричка отправилась его искать. Печка, яблонька и речка помогли девочке спасти брата. Читайте сказку в обработке А.Н. Толстого. «Гуси-лебеди» читать Жили мужик да баба. У…
13 — Винни-Пух и все-все-все
Алан Милн
Веселая и всеми любимая сказка о Винни-Пухе не подчиняется законам сказочного жанра.
Сказка лишена отрицательных персонажей, борьбы добрых и злых сил. Главные герои сказки — Игрушки мальчика Кристофера, с которыми приключаются забавные ситуации в волшебном…
14 — Царевна-лягушка
русская народная сказка
Царевна-лягушка — русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось…
15 — Лиса и журавль
русская народная сказка
Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала по тарелке. Он пригласил ее к себе и угостил вкусной окрошкой, которую положил…
16 — Маша и медведь
русская народная сказка
Машенька и медведь — сказка о девочке, которая заблудилась в лесу и попала в избушку к медведю.
Медведь не отпустил Машеньку к себе домой, однако, девочка придумала способ вернуться к бабушке и дедушке. Маша и…
17 — Сказка о рыбаке и рыбке
Пушкин А.С.
Сказка о бедном рыбаке, в сети которого попалась золотая рыбка. Сжалился старик над рыбкой, отпустил ее в море. За это рыбка обещала выполнить любое его желание. Старик ничего не попросил, а вернувшись домой, рассказал о…
18 — Курочка Ряба
русская народная сказка
Курочка Ряба — первая сказка-притча, которую мамы читают своим малышам. Дети быстро схватывают нехитрый сюжет и помнят наизусть. Курочка Ряба читать Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да…
19 — Дюймовочка
Ганс Христиан Андерсен
Сказка про Дюймовочку любима детьми во всем мире. Крошечная девочка, рожденная из цветка проходит через множество испытаний на пути к своему счастью.
Судьба награджает Дюймовочку за ее доброе сердце. Ласточка, которую она спасла ранее, переносит…
20 — Русалочка
Ганс Христиан Андерсен
Трогательная сказка о сильной любви Русалочки к принцу. Русалочка готова отказаться от всего, что ей дорого, ради человеческой души и любви принца…Сказка легла в основу сюжетов многих фильмов, мультфильмов и мюзиклов. Русалочка читать В открытом…
21 — Кот в сапогах
Шарль Перро
Сказка о необычном коте, который достался младшему брату в наследство от отца мельника. Юноша сначала не очень обрадовался своей доле наследства, но хитрый и умный кот сделал его богатейшим человеком и зятем короля… Кот в…
22 — Спящая красавица
Шарль Перро
Сказка о прекрасной принцессе, которая была проклята обиженной феей на празднике в честь своего рождения. Старая фея предсказала девушке смерть от укола веретеном, но добрая фея смогла смягчить приговор.
Девушка не умерла, но уснула на…
23 — Каша из топора
русская народная сказка
Каша из топора — небольшая сказка об остроумном солдате. Жадная старух не хотела кормить солдата, однако он ее перехитрил и получил кашу с маслом… Каша из топора читать Старый солдат шёл на побывку. Притомился в…
24 — Гадкий утенок
Ганс Христиан Андерсен
Сказка о чудесном превращении некрасивого утенка в прекрасного лебедя. Утенок родился непохожим на своих братьев, жители птичьего двора невзлюбили его за непохожесть на остальных. Утенку пришлось покинуть дом и пройти много испытаний, прежде чем он…
25 — Принцесса на горошине
Ганс Христиан Андерсен
Короткая сказка том, как принц захотел жениться на настоящей принцессе. Однажды в ворота постучалась девушка, которая промокла до нитки, но уверяла, что она настоящая принцесса.
Её пустили на ночлег, и старая королева устроила ей проверку……
26 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
русская народная сказка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка — это сказка о том, как младший брат ослушался сестру, напился из копытца и превратившись в козленочка… Сестрица Алёнушка и братец Иванушка читать Жили-были старик да старуха, у них была…
27 — У страха глаза велики
русская народная сказка
У страха глаза велики — коротенькая сказка про то, что от страха можно увидеть чего не было на самом деле… (из сборника М.М.Серовой) У страха глаза велики читать Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый…
28 — Бобовое зернышко
русская народная сказка
Петушок и бобовое зернышко — русская народная сказка про петуха, который все время торопился, когда клевал зернышки.
Курочка все время предостерегала его и просила клевать помедленнее. Однажды он подавился бобовым зернышком и упал. Но курочка…
29 — Сивка Бурка
русская народная сказка
Сивка-Бурка – волшебная сказка о приключениях Иванушки-дурачка и его молодецкого коня. Сивка Бурка читать Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.Посеял старик пшеницу, и выросла…
30 — Крокодил гена и его друзья
Успенский Э.Н.
Сказка про одинокого крокодила Гену. Приходя домой с работы из зоопарка, он оставался один и ему было скучно. Крокодил Гена решил с кем-нибудь подружиться. Он написал объявление, что ищет друзей, развесил их по городу и…
31 — Баба-яга
русская народная сказка
Сказка про девочку, которая смогла выбраться из цепких лап Бабы Яги, благодаря советам своей родной тетушки и доброго котика… Баба-яга читать Жили-были муж с женой, и была у них дочка.
Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал…
32 — Двенадцать месяцев
Самуил Маршак
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? — Двенадцать. А как их зовут? — Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И…
33 — Теремок
русская народная аудиосказка
Теремок — короткая сказка для малышей о домике, который приютил много животных. Однако, теремок не смог вместить огромного медведя и сломался.
34 — Сказка о попе и о работнике его Балде
Пушкин А.С.
Сказка о скупом попе и находчивом работнике Балде. Нанялся как-то Балда на службу за три щелчка по лбу попу. Когда близилось время расплаты, поп решил дать Балде невыполнимое задание, чтобы избавиться от него. Но Балда…
35 — Конек-горбунок
Ершов П.
Жил в одном селе старик и было у него три сына. Они растили пшеницу и продавали ее на базаре. Но вот повадился кто-то по ночам пшеницу в поле топтать… Оглавление: ♦ Часть первая. Начинается…
36 — Алиса в стране чудес
Кэрролл Л.
Захватывающая история про девочку Алису, которая встретила говорящего Белого Кролика и попала в удивительные миры, где встретила очень необычных персонажей… Глава 1. Вниз по кроличьей норе Алисе наскучило сидеть с сестрой без дела на берегу…
37 — Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери
Сказка о том, как летчик, оставшийся в душе ребенком, встретил в пустыне Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. Посвящение Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот…
Легенда об атамане Кудеяре — славянский миф. Про атамана Кудеяра.
Кудеяр по одним сказаниям был разбойник, грабивший население, по другим опальный барин или даже брат Ивана Грозного. Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру…
По всей Волге знают люди имя Кудеяра. По одним сказаниям это был разбойник, грабивший население, по другим опальный барин, скрывавшийся от гнева царя Грозного, по третьим — Кудеяр был братом Ивана Грозного.
Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, — густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора — высокий конус, поросший в то время соснами.
Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище «Пушки» были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.
Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.
У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.
Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.
похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет — грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.
Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.
По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.2 / 5. Количестов оценок: 68
Пока нет оценок
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
8 существ, мифов и историй
Славяне — крупнейшая европейская этнолингвистическая группа, рассеянная по Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Сегодня большинство этих людей исповедуют христианство, но задолго до христианизации исконной верой славянских племен было то, что мы сегодня считаем язычеством. Это означает, что у религии не было организованной иерархической структуры с всесторонним контролем или четко определенными священными писаниями. Кроме того, в отличие от своих евангелизированных преемников, древние славяне не почитали божество через архетип единого Бога. Зато славяне того времени имели твердое убеждение, что все необычные явления, поставленные перед ними, так или иначе зашифрованы в природе, где можно найти все ответы. Вот почему эта языческая религия породила некоторые из самых интересных историй, которые мы теперь знаем как славянскую мифологию.
1. Перун и Велес
Хотя славянская языческая религия не была монотеистической, все же существовал верховный бог по имени Перун. Ближайшим эквивалентом из других культур был бы Зевс из греческой мифологии и Тор из скандинавской мифологии, поскольку они правят небесами как боги грома и молнии. Его противовесом является Велес, хтонический бог, связанный с водами. В то время как Перун огненный и сухой и правит миром живых из своей цитадели, расположенной на вершине высшей ветви Мирового Древа, Велес — хтонический бог, привязанный к водам, правящий от корней Мирового Древа. Он земной и влажный, так как является владыкой Преисподней, правящим царством мертвых.
Сам миф состоит из Перуна, преследующего змееподобное существо, которым является Велес. Велесу удается обмануть его и сбежать, превращаясь в различных животных. Считается, что Перун решил не убивать Велеса, а отправить его в Преисподнюю, мир мертвых, которому он действительно принадлежит.
2. Морена, богиня смерти
Имя этой славянской богини отличается от страны к стране, поэтому можно услышать Марзанну, Марену или Мару. Тем не менее, все они относятся к одной богине: Морене, языческой славянской богине зимы, смерти, урожая, колдовства и ночных кошмаров. Это завораживающее мифологическое существо — дочь богини весны Лады, олицетворяющей любовь, плодородие и красоту, и Сварога, бога огня и кузнечного дела.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Несмотря на то, что Морена известна как богиня смерти, роль Морены также можно увидеть на различных стадиях перехода в человеческой жизни. Эта покровительница подземного мира знаменует конец физической жизни смертных на Земле, а ее смерть знаменует собой конец зимы и символизирует возрождение весны, представленной богиней Ладой. Морена является многослойной фигурой, так как она соединяет зиму и смерть с возрождением природы и, таким образом, напрямую символизирует различные циклы человеческой жизни, а также связанное с ней плодородие.
3. Вила (Русалка)
Опять же, этот славянский мифологический персонаж имеет разные имена в разных регионах. Этот миф сумел пережить славянское язычество и упоминается даже в современной поп-культуре. Вилас упоминается в серии «Гарри Поттер » Дж. К. Роулинг, где они представляют собой невероятно красивых женщин-гуманоидов, способных бесконтрольно сводить мужчин с ума, в основном исполняя чувственные танцы.
В славянской мифологии это ошеломляющие, но демонизированные существа, красота которых настолько уникальна, что она превосходит воображение смертных, которые происходят от женщин, утонувших до того, как они вышли замуж. Они великолепны и либо обнажены, либо одеты в прозрачные серебряные одежды. Их волосы шелковистые, зеленые и длинные, напоминающие водяную траву, и увенчаны цветочным венком из цветов и трав.
Тем не менее, эта внешность имела свою цену для мужчин, которые хотели танцевать с ними. Легенда гласит, что их очаровательный вид привлекал мужчин, которые либо танцевали с ними и сгорали, либо подходили слишком близко к воде и тонули. В некоторых других историях эти невероятно красивые существа могут превращаться в животных, таких как змеи, волки, лебеди, лошади и соколы.
4. Баба Яга
Баба-Яга, возможно, самый известный миф, пришедший из славянской мифологии, и до сих пор используется в некоторых сельских районах как народная сказка. Баба Яга — людоедка, которая, как говорят, ворует, готовит и ест своих жертв, обычно детей. Ближайшим сравнением с ее персонажем будет ведьма, поскольку она также ездит на метле или ступе. Поскольку ее предполагаемой основной целью являются дети, рассказы Бабы Яги по сей день используются в качестве инструмента для родителей, чтобы напугать детей, которые плохо себя ведут. А так как говорят, что она живет в доме далеко в лесу, это часто используется, чтобы отговорить детей от того, чтобы они не уходили слишком далеко от дома.
Ее дом довольно тревожный, стоит на сваях на курьих ножках и может передвигаться сам по себе. Несмотря на то, что характер Бабы Яги исключительно жуткий, особенно для детей, которые с ней сталкиваются, и связан с убийствами и каннибализмом, она не совсем злая. Для тех немногих счастливчиков, которые столкнутся с ней и сумеют перехитрить ее, тем самым заслужив ее уважение, она будет очень рада помочь. В современном фольклоре образ Бабы-Яги очень похож на персонажа из сказки братьев Гримм «9».0057 Гензель и Гретель .
5. Кикимора
Если у вас когда-либо был сонный паралич, вы знаете, как это может расстраивать. Теперь представьте, что кто-то сидит вам на груди, когда вы засыпаете, а затем пытается вас задушить. По сути, это то, что древние славянские племена считали Кикимора.
В славянском мире есть несколько домашних духов с разными характеристиками. Кикимора выглядит довольно непривлекательным женским существом, обычно деформированным или имеющим какие-то животные конечности, такие как у собаки, кролика или курицы. Но, как это часто бывает, этот злой домашний дух может изменить форму и превратиться в красивую женщину.
Что особенно жутко в этом духе, так это то, что она прячется в темных местах в домах людей, живет на чердаке или за каминами и печами. Кикимора может проникнуть в ваш дом через замочную скважину, и вы можете заметить ее присутствие по звукам, похожим на те, что издает грызущая мышь. Этот дух обвиняют во многих негативных вещах в домашнем хозяйстве, от порчи еды до ночных кошмаров.
6. Триглав

Триглав буквально в переводе с большинства славянских языков означает «трехглавый». Триглав изображается как один трехглавый бог, объединяющий трех верховных славянских богов. У этого слияния богов есть головы, принадлежащие Перуну, Сварогу или Дажьбогу в ранних версиях этого мифа, или Перуну, Сварогу и Световиду в более поздних версиях.
Это божество довольно популярно среди южных славян, особенно в Словении и Боснии и Герцеговине, где географические точки носят имя этого славянского божества. Триглав — самая высокая гора в Словении, а гора Триглав — самая высокая вершина горы Динара, которая находится в Боснии и Герцеговине.
Помимо горных вершин, три головы этого славянского божества олицетворяют небо, землю и подземный мир. Древние славяне считали, что головы Триглава означают, что он правит тремя царствами этой Земли: настоящей жизнью (земля), будущим, которое нас ждет (небо), и подземным миром (царством мертвых или прошлым).
Еще одним примечательным аспектом этого славянского божества является то, что он носил золотые повязки на глазах и губах, поэтому он не мог видеть грехи людей, а также не мог говорить о них.
7. Жар-птица
Жар-птица — еще одно существо из славянской мифологии, воплощенное в виде оккультного сверхъестественного духа. Жар-птица — это небесная птица, освещенная пылающими огнями, спускающимися на Землю с небес. Это может быть самым большим благословением или самой опасной угрозой.
Если бы у вас хватило смелости поймать это завораживающее существо, у вас были бы равные шансы на величайшую удачу или смерть самой ужасной смертью, какую только можно вообразить. Это волшебное существо фигурирует во многих народных сказках и имеет разное значение в разных историях. Однако в каждой сказке сходным является величественное пламя, которое несет эта птица, которое сияет так ярко, что освещает все вокруг, знаменуя собой начало долгого и непростого пути.
Жар-птица очень похожа на историю Феникса, миф о горящей птице, которая поджигает себя только для того, чтобы возродиться из пепла. Однако единственное сходство между этими двумя — это их огонь. Феникс символизирует бессмертие, а Жар-птица представляет собой редкое и труднодоступное сокровище.
8. Древо жизни
Древо Жизни можно считать ядром славянской мифологии, поскольку оно связано с сотворением мира. Вообще деревья занимали особое место во всей славянской мифологии и были частью их древнейших традиций. По сути, каждое дерево было связано с божеством, которому они исповедовались в своих грехах, молились и приносили жертвы. Для них дерево было больше, чем просто аспект природы; он символизировал круг жизни и космическое возрождение.
Их самым важным деревом был дуб, или Древо Жизни. Корни этого священного дерева символизируют Преисподнюю; ствол — это земной мир или Царство Человека, а верхушка предназначена для богов и божественного; славянская версия Олимпа. Бог-громовержец Перун изображается в виде орла, сидящего на кроне дерева, а Велес, змееподобное существо, находится у корней, в Подземном царстве. Затем последовало поверье, что Перун защищал людей и их жилища от Велеса, особенно во время бурь. В противном случае Велес мог спрятаться в их доме, переодевшись змеем, и устроить хаос.
Вообще, славянская мифология полна чудес, объясняемых невероятными силами, встречающимися в природе, подчеркивающими двойственность всего сущего. Некоторые из этих двойных двойников включают тьму и свет, женщину и мужчину, лето и зиму. Более того, эта вездесущая двойственность усматривалась даже в их важнейших природных святынях — деревьях, которые также изображались либо хорошими, либо плохими. В хороших деревьях хранились мысли и молитвы, а в плохих считалось, что внутри них обитают демоны, и они использовались во время ритуалов, связанных с темной магией. Можно сказать, что в славянской мифологии есть много теорий и историй, пересекающихся с теориями и историями скандинавской или греческой мифологии, но она по-прежнему предлагает очень интригующую систему верований с некоторыми уникальными захватывающими рассказами о гармонии жизни между людьми и природой.
Славянская мифология: мифы, существа и истории
FacebookTwitterPinterest
Специалист по фольклору Лилиана Дамашин описывает славянскую мифологию как мифологический аспект политеистической религии, исповедовавшейся славянами до христианизации.
Славянская мифология и религия обладают многочисленными общими чертами с другими религиями, произошедшими от протоиндоевропейской религии [1].
Славянская мифология не опирается на какие-либо записи из первых рук, которые служили бы фоном для углубленного изучения, как в случае с египетской или греческой мифологией.
Славянское язычество весьма противоречиво, так как нет доказательств существования какой-либо славянской письменности до процесса навязанной христианизации.
В результате все первоначальные религиозные верования и традиции были усвоены посредством устных передач сказок, легенд и рассказов о богах, божествах, феях и ряде сверхъестественных, мифологических существ.
Содержание
Славянская мифология в дохристианский период
Большинство записей славянской религии было написано неславянскими, иностранными миссионерами, которые не были заинтересованы в точном отображении языческих верований.
Существующие исторические записи подтверждают археологические остатки древнеславянских культовых изображений и святынь, хотя их контекст остается предметом споров.
Фрагменты и пережитки старых мифологических верований и языческих праздников сохранились до наших дней и встречаются в народных обычаях, песнях и сказаниях, общих для всех славянских народов.
Письменный исходный материал
До того, как протославяне разделились на западных славян, восточных славян и южных славян, не существовало признанных письменных описаний славянской мифологии.
Единственным исключением является заметка Геродота (под названием «Истории»), где он утверждал, что люди из так называемого племени невров (на крайнем севере) маскировались в маски из волчьей шкуры в течение нескольких дней в году.
Некоторые фольклористы и историки интерпретировали это как ссылку на славянскую народную веру в оборотней, в то время как другие соглашались, что Геродот имел в виду древние славянские праздники, которые отмечаются даже сегодня в некоторых сельских районах славянских стран.
На этих карнавалах группы молодых людей надевают маски животных и бродят по деревням, чтобы изгнать злых духов или провозгласить последние дни зимы (и старого года).
Славяне в Bellum Gothicum Прокопия
Первое упоминание о славянах и их мифологии было сделано византийским историком VI века Прокопием в его работе «Bellum Gothicum», в которой он дал отчет об обрядах и описал верования Южнославянские племена.
Согласно Прокопию, эти славяне были монотеистами и поклонялись одному божеству. Имя этого божества конкретно не упоминается, но можно сделать вывод, что это был, вероятно, славянский бог-громовержец Перун.
Как сообщается, во многих славянских языках сегодня Перун означает «гром» или «молния». Прокопий также упоминает о вере в различных демонов и нимф (т.е. вилас), но не упоминает никаких других имен.
Древнейшая славянская летопись
Еще одна историческая запись, содержащая ценные сведения о языческих верованиях славян (особенно восточных славян), — это Славянская первичная летопись [2].
Хроника посвящена истории ранних восточнославянских государств. Он был завершен в начале 12 века, однако состоит из копий документов и заметок, содержащих упоминания, описывающие события еще до крещения Киева.
Хроника также содержит текст мирных договоров X века между языческими правителями восточных славян и византийскими императорами.
Миссионер Нестор Летописец описывает государственный пантеон, введенный князем Владимиром I в Киеве в 980 году н.э. Этот пантеон поклонялся богам Перуну, Хорсу, Дажьбогу, Стрибогу, Симарглу и Макоши.
Симаргл | Vasylina / DeviantArt.com
Gesta Danorum Саксона Грамматика
Другим важным историческим документом была Gesta Danorum, написанная датским летописцем Саксоном Грамматиком.
В этой книге дано описание войны, которую вели в 1168 году датский король Дании Вальдемар I и венеды Рюгена.
Грамматик также упомянул многоголовых божеств, таких как Порентиус, Ругиевит и Поревит.
Святой Оттон и славянские идолы
Первосвященник и германский епископ Святой Оттон совершил несколько военно-пастырских экспедиций в районы проживания славянских племен у Балтийского моря.
В своей рукописи святой Оттон отмечает, что самым важным славянским божеством был Триглав, чьи храмы находились в городе Щецине.
В городах Вольгаст и Хафельберг поклонялись богу войны Геровиту, который, вероятно, был версией бога Яровита, славянского божества, возможно, идентичного Ярило (из фольклора восточных славян).
Археологические находки
В 1848 году на берегу реки Збруч было обнаружено несколько статуй славянских божеств.
Несколько многоголовых статуй были обнаружены в других местах славянских стран. Под руинами Преслава (средневековая столица болгарских царей) была обнаружена небольшая четырехголовая статуя 10 века.
На острове в озере Толлензее (недалеко от Нойбранденбурга) была найдена двуглавая деревянная статуя в человеческий рост. Говорят, что в Средние века это была земля славянского племени доленайн.
Кроме того, трехголовая статуя была обнаружена в Хорватской Далмации на холме Сувид, недалеко от самой высокой вершины горы Динара под названием Троглав.
Славянские боги и славянский фольклор
Большая часть славянского населения была обращена в христианство между 7 и 12 веками. Христианство было преобладающим среди знатных классов.
Сельское средневековое славянское население весьма любило старинные мифы. Из-за этого христианским священникам и монахам в славянских странах приходилось довольно тяжело бороться с тем, что тогда называлось «двоеверием».
Особенно это было заметно в России, потому что русская мифология глубоко укоренилась в жизни простых людей, поклонявшихся старославянским богам.
Как христианство изменило славянские мифы и сказки?
Христианство не заменило старую славянскую мифологию, а изменило ее, включив в нее новые элементы и толкования.
По словам Лилианы Дамашин, «христианство, возможно, и предлагало надежду на спасение и на блаженную загробную жизнь в загробном мире, но для выживания в этом мире, для ежегодного урожая и защиты скота, старая религиозная система с ее обрядами плодородия , его божества-защитники и домашние духи считались необходимыми».
Христианской церкви так и не удалось решить эту проблему, поэтому она начала вводить христианских святых или мучеников вместо прославленных языческих божеств определенного культа.
Народные верования и традиции славянских народов являются богатым источником для реконструкции и понимания древних языческих верований.
В наши дни люди в основном полагаются на традиции, которые передавались из поколения в поколение (когда дело доходит до празднования праздников определенным образом).
Культы старых божеств переплелись с поклонением новым христианским святым, а старые ритуалы объединились с вновь введенными христианскими практиками и праздниками.
Рассказы в славянской мифологии
Мифология славян содержит сказки с фантастическими персонажами и существами, такими как Алконост, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Жар-птица.
Также существует множество легенд о Бабе Яге, о древних славянских богатырях (вроде русских богатырей) и множество сказок, основанных на суевериях о вилах, русалках, водяных, лихо, домовых и упырях.
Многие рассказы и сказки являются древними и основаны на старой мифической структуре [3].
Алконост и Сирин | КарасуЛод /DeviantArt.com
Космология: славянское происхождение мира
Одна из самых популярных историй в славянской мифологии — история Мирового Древа. Эта история также присутствует как концепция среди носителей индоевропейских языков.
Как мифологический символ, Мировое Древо исключительно сильно и смогло выжить даже после навязанной христианизации в виде дуба или сосны (в зависимости от версии).
Иногда их объединяли вместе, противопоставляя корням дерева, которое представляло Подземный мир, царство мертвых.
История Верховного Бога
Славянская мифологическая история о верховном боге рассказывается через образ божества Рода или Сварога, но некоторые исторические записи показывают, что некоторые племена также почитали Сварожича, Свантевита или Триглава как верховного бога.
Тем не менее, бог Перун занимает первое место в этой истории, так как его имя оказалось самым распространенным в исторических записях славянской религии. Он тот, кого Прокопий впервые упоминает как «владыку всего» (кроме того, что он бог грома и молнии).
Мифы
Праславянский пантеон содержит огромное количество мифов и еще большее количество их интерпретаций, которые продолжают интриговать и вдохновлять фольклористов и историков в области славянской мифологии.
Миф о Перуне и Велесе
Эти два божества противостоят друг другу (почти во всем). Перун — небесный бог грома и молнии, он огненный и сухой, правит миром живых из своей цитадели, расположенной на вершине высшей ветви Мирового Древа.
С другой стороны, Велес — хтонический бог, связанный с водами. Он земной и влажный, но также владыка Подземного мира, правящий царством мертвых от корней Мирового Древа.
Перун пользуется большим уважением у фермеров, потому что он дает дождь их посевам и защищает их урожай.
Кроме того, он считается богом войны и оружия. Его двойник, бог Велес, является богом скота, покровителем пастухов и связан с магией.
Славяне представляли этих двух богов соперниками, которые принимают участие в божественной битве на небе. Эта битва между «верховным» богом и его заклятым врагом была особенной и значительной.
Космическая битва восходит к древнему индоевропейскому мифу о битве между богом бури и драконом.
В этом специфическом мифе Велес представлен как змееподобное существо, преследуемое Перуном. Велес обманывает Перуна и убегает, но по пути пытается перевоплощаться в различных животных и прячется за домами, людьми или деревьями.
В конце концов, его убивает Перун или ему удается бежать и спрятаться в Подземном царстве. Перун на самом деле не убивает его, а отправляет туда, где ему и место – в Преисподнюю или в мир мертвых.
Миф о Ярило и Моране
Миф об этих двух божествах — это миф о боге плодородия, божестве растительности Ярило и его сестре и жене Моране (которая считалась богиней природы и смерти).
Ярило и Морана — дети Перуна, которые рождаются в ночь на новый год.
Ярило символизирует Луну, а Морана — дочь Солнца. В ночь их рождения Ярило похищают из колыбели и отправляют в Подземный мир, где его воспитывает Велес.
Согласно этому мифу, Ярило возвращается из мира мертвых на праздник Весны Харе/Юрево и приносит весну из вечно-зеленого Подземного мира.
Он встречает Морану и соблазняет ее. Когда начинается лето, люди празднуют свой божественный союз на празднике, известном как Иванье/Иван, Купала. Этот союз считался не кровосмесительным, а священным, хотя и был союзом брата и сестры.
Они были детьми верховного бога, поэтому считалось, что их брак приносит земле плодородие и изобилие. Считалось также, что это обеспечивает обильный урожай.
Как сообщается, история Ярило и Мораны также имеет много общего с некоторыми мифами балтийской и хеттской мифологии.
Морана/Марзанна | RaV89/DeviantArt.com
Миф о Свароге, Сварозиче и Дазьбоге
Первые упоминания об этом мифе встречаются в восточнославянских рукописях, где Сварог отождествляется с греческим богом Гефестом. Тем не менее, имя Сварог древнее, что доказывает, что он был божеством праславянского пантеона.
Имя Сварога означает «дневное небо» и есть некоторые предположения, что он был первоначальным богом неба пантеона, но его имя также может означать «сияющее», «огненное место» и «кузница». Его имя также связано с кузнечным делом.
Согласно мифу, у Сварога был сын Сварожич, который был представителем огня на Земле, и Дазьбог, представитель огня на небе, связанный с Солнцем.
Согласно поверью, Сварог выковал Солнце, а затем передал его Дазьбогу, чтобы тот нес его по небу.
В русском фольклоре он считается повелителем Солнца и божеством света и неба.
В сербских фольклорных манускриптах он, напротив, представлен как темный мифологический персонаж по имени Дабог (он охраняет двери в Преисподнюю и поэтому ассоциируется с добычей полезных ископаемых и металлами).
Сварожич был огненным духом, которому поклонялись в сельской местности России спустя долгое время после христианизации. Имя Сварожич на самом деле является уменьшительной формой имени Сварога.
По этим и другим причинам существуют теории, что он может быть еще одним аспектом Дазбога.
Другая теория гласит, что Сварог был прародителем всех остальных славянских богов. В этом смысле Сварожич, возможно, является эпитетом всех других божеств, что приводит нас к выводу, что Дажьбог, Перун, Велес и остальные божества были формой Сварозича.
Миф о Свантевите и Триглаве
Еще одним популярным славянским мифом является миф о Триглаве и Свантевите. Оба они считались верховными богами в разных местах. Их главным символом была лошадь, и считалось, что они обладают божественной силой, которая может управлять силами природы.
Они были представлены как многоголовые боги (Свантевит с четырьмя головами, а Триглав с тремя). Основное различие между ними в том, что Свантевит ездил на белом коне, а Триглав — на черном.
Основными ассоциациями и символами этих богов были война, торговля и урожай.
Существа в славянской мифологии
Результатом мифологизации исторических преданий стали сказки и песни о легендарных героях, таких как рассказы о Лехе, Чехе и Руси, однако отдельные мифологические элементы и архетипы превратились в сказочных персонажей, которые популярен и сегодня.
Эти персонажи присутствуют в историях и легендах, основанных на старых мифах. Однако их историческое/фольклорное происхождение, структура и значение не совсем ясны.
Такими персонажами являются Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Воданой, Баба Яга, Змей Горыныч, Соловей-разбойник и другие.
Источники
- https://www.academia.edu/10255821/Slavic_mythology
- http://www.encyclopediaofukraine.