Содержание
Проект «Сказка — ложь, да в ней намёк»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проект
«Сказка – ложь, да в ней намёк!»
Выполнила:
Пархоменко Антонина,
ученица 5в класса
Руководитель:
Парфирьева Марина Владимировна,
учитель русского языка
Новочеркасск
2021
Содержание
- Введение…………………………………………………………………..3
- Вымысел в сказке и реальность. Классификация сказок..…………..…4
- Особенности волшебных сказок…………………….……………………5
- Особенности сюжета. «Бродячий сюжет»……………………………….7
- Анализ сказочно-бытовых бродячих сюжетов..…………………………8
- Выводы……………………………………………………………………11
Источники……………………………………………………………….……13
Введение
Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не любил читать сказки! И даже если, став взрослым, он не обращается к их чтению, то всегда с теплотой вспоминает своё детство и множество любимых сказочных персонажей. Почему так? А потому, что «сказка – ложь, да в ней намёк…». Потому, что сказка учит человека быть наблюдательным, находчивым, твёрдым в бедах и горестях, верить в добро и чудо, вселяет надежду на лучшее. Сказки призывают не мириться со злом, а бороться с ним.
Читая сказки разных времён и народов, иногда ловишь себя на мысли, что события и герои тебе уже знакомы, только представлены несколько по-другому. Почему такое возможно? Именно этот вопрос стал для меня интересным, и я решила найти на него ответ.
В связи с этим целью моего проекта стало рассмотрение особенностей сюжетов сказок, их отличительных черт как жанра произведений устного народного творчества, выявление сходств и различий.
В качестве задач я выделила:
- изучение вопроса о классификации сказок и их жанровых особенностях;
- ознакомление с термином «бродячий сюжет»;
- поиск сходств и отличительных черт на примере русских народных и казачьих сказок.
Вымысел в сказке и реальность: классификация сказок
Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Это придуманная история, которая не похожа на многие истории из жизни. Для чего чудеса в сказках? Трудно жили творцы сказок: работали на земле до седьмого пота, ловили рыбу, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. Герои сказок думали о том же, поэтому сказки тесно связаны с реальностью, и даже фантастические события в них выходят из повседневной жизни, традиций, культуры.
Принята следующая классификация сказок:
- волшебные;
- бытовые;
- о животных.
Особым смыслом наделены сказки о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Думают, поступают так же, как люди, всегда можно определить, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный и почему. В этих сказка всё является реальным, а вымысел только в том, что герои, звери и птицы, могут говорить и повторяют ситуации из жизни человека. Задача же читателя – сделать вывод о тех, пороках, которые скрыты в сказке.
Еще больше связи с действительностью в бытовых сказках. Это настоящая насмешка над недостатками человека. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. И не случайно часто героем бытовых сказок является доверчивый, но добрый Иванушка-дурачок. Именно он женится на красавице, к нему и счастье приходит, а не к тем, кто мечтал о богатстве. В этих сказках человеческие пороки побеждает весёлый смех, а простодушный дурачок оказывается самым разумным героем.
Особенно красивы и интересны волшебные сказки. В них обязательно присутствует чудо, которое вмешивается в человеческую жизнь. Эти сказки берут начало в древности, когда устно передавались рассказы о жизни и быте людей. Там обязательно соблюдались какие-то правила, которые нельзя нарушать. А если герой нарушал их, с ним приключались беда и несчастье. Такие запреты назывались табу, т.е. слово «нельзя». Люди верили, что защитить их от таинственных сил могут именно запреты и правила. Например, это запрет ходить в дремучий лес или на болото, прикасаться к определённым предметам. Если человек нарушал их, то попадал во власть темных сил. В сказках всё это можно было исправить. Даже если нарушались запреты, то герои могли спастись с помощью чудесных помощников.
Особенности волшебных сказок
Волшебные сказки – это один из интереснейших жанров литературного творчества. Они появились у русского народа позже, чем сказки о животных. Это было связано с развитием земледелия, а значит более развитым строем. В волшебных сказках есть культ земли, воды («живая» и «мертвая» вода), солнца (много слов «золотой» — цвет солнца). В волшебных сказках есть следы тотемных верований, т.е. поклонение какому-то животному (серый волк, царевна-лебедь, сивка-бурка). Известно также, что древние языческие жрецы назывались волхвами. Они предсказывали, колядовали, еще называли это словом волхвовать. Отсюда слово «волшебный», т.е. «чудесный, сверхъестественный». В волшебных сказках также часто присутствует Баба-Яга. Эта героиня – отголосок эпохи «матриархата». Бабе-Яге подчиняются звери, темные силы. Она может быть как злым персонажем, так и добрым. Избушка Бабы-Яги воспринимается как живое существо. Она слушается хозяйку, слышит, что ей говорят.
Главный герой волшебных сказок – обычно молодой человек, красивый, сильный, готовый на подвиг. Он проходит нелегкие испытания, сталкивается с волшебными силами. Когда же он достойно выйдет из всех испытаний, тогда наступает счастливый конец и главный герой вознаграждается. Часто герой едет в тридевятое царство тридесятое государство. Это далекое, нереальное, недосягаемое царство мертвых. Ехать страшно, потому что можно не вернуться. Но именно победа, одержанная над силами зла, заслуживает особого уважения к герою.
Особое отношение в волшебных сказкам к женщинам. Они чаще всего сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил своей безграничной верой. Многие из них наделены недюжинной смекалкой и умом, у них может быть тяжёлая доля, но они никогда не жалуются на судьбу и не теряют надежду. В именах героинь часто есть определение, которое о многом может рассказать, например, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.
Волшебную сказку отличает наличие в ней чудесных помощников. Это могут быть животные (медведь, заяц и пр.), различные предметы, наделённые волшебными свойствами (возможностями. К ним можно отнести ковёр-самолёт, гусли-перегуды, клубочек, живую и мёртвую воду, скатерть-самобранку и др. Из волшебных помощников стоит особо выделить орла и коня. Орёл обладает вещим знанием: он предвидит опасность, предупреждает о ней героя. Конь наделён способностью быстро переносить героя через моря, леса и горы. Выбор помощников в сказке зависит от тех испытаний, которые выпали на долю главного героя.
Большинство волшебных сказок посвящены теме счастливой судьбы. Их герой выдержал много испытаний, унижений, тяжелого труда, но в конце был вознагражден за свои страдания, кротость и терпение. Такие сказки учат достойно принимать удары судьбы и проходить через все жизненные трудности, т.к. в их основе лежит вера в то, что обязательно будет победа добра и вознаграждение.
Особенности сюжета. «Бродячий сюжет»
Сказки имеют не только стройный сюжет, но очень ясную и простую композицию, они очень жизненны, т.е. правдоподобны. Такие сюжеты легко запомнить, а потом передать «из уст в уста». Любая сказка имеет завязку, затем развитие действия, потом кульминацию и развязку. Поэтому многие сказки не были забыты людьми на протяжении сотен лет. Сюжеты сказок могут быть разные, но в них повторяются одинаковые функции: похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие, трудная задача. Также сюжет состоит из мотивов, т.е. помогает понять, что движет героями и их поступками.
Сюжетов волшебных сказок много, но их художественный мир един: он делится на «наш» и «иной». Разделяет их либо дремучий лес, либо огненная река, либо другое непреодолимое пространство, которое герою удаётся осилить с помощью волшебной силы. Иной мир может находиться, например, под землёй, тогда герой попадает туда через колодец или пещеру. В любом случае, это мир мёртвых, где обитают Баба-Яга, Кащей Бессмертный и иные силы зла. Именно там герой проходит основное испытание и возвращается победителем.
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются «бродячими». Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, богатырей, витязей. Есть волшебно-сказочные бродячие сюжеты, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице и других персонажах и предметах волшебных сказок. Третья группа – это сказочно-бытовые бродячие сюжеты, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке. Таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.
Анализ сказочно-бытовых бродячих сюжетов
В Европе повсюду популярны сказки о злой мачехе и падчерице. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляя её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дома, оставляя беспомощной на произвол судьбы. Однако судьба (в виде предметов-помощников или сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. В некоторых сказках падчерице помогает благословение матери. Суть этих сказок в следующем: кто терпел обиды в мире действительном, получает вознаграждение за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Именно в этом христианский идеал человека, отсюда такая популярность этого «бродячего» сюжета.
Давайте рассмотрим особенности воплощения этого сюжета в таких народных сказках: «Морозко», «Василиса Прекрасная» и в казачьей сказке «Танюшка и мачеха». Как известно, в сказках отражается характер, традиции, история народа. Они обладают своеобразным национальным колоритом. Тем не менее, их многое и объединяет. Это то, что всегда было важным для людей разных национальностей.
Почему я решила сравнить известный сюжет с сюжетом казачьей народной сказки? Да потому, что мы живём на земле донских казаков, в столице донского казачества Новочеркасске, и знать историю и культуру своих предков просто необходимо.
Что же это за люди, донские казаки? Более пятисот лет назад приютил великий Дон-батюшка выходцев из разных земель. 1502 годом датируются старейшие донские станицы: Черкасская и Раздорская. На Дон бежали и те, кто участвовали в «смутных» делах, и те, кто просто хотел вольной жизни и верил, что здесь, на Дону, сможет обрести счастье и волю. Недаром же всем известен казачий лозунг «С Дону выдачи нет!» Большинство беглых на Дон были русскими и принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Однако под влиянием новых условий жизни многое изменилось, даже сказки стали сказываться по-иному.
Для выявления отличий я составила таблицу, в которую внесла основные признаки сказок как жанра, имеющего сказочно-бытовой бродячий сюжет: образ мачехи, чудесные помощники, испытание, награда и наказание.
«Морозко» | «Василиса Прекрасная» | «Танюшка и мачеха» |
Образ мачехи | ||
Мачеха злая, всегда нагружает огромным количеством работы: «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела ещё до свету… Ничем старухе не угодить – всё не так, всё худо». | Мачеха злая, Василиса всё время выполняет наказы мачехи: «купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису». | Мачеха злая, явно чувствуется нелюбовь к Танюшке. Мачеха оставляет её без еды или выделяет маленькие порции: «невзлюбила старикову дочку», «дочери даёт яичко, а Танюшке и её отцу по половинке» |
Чудесные помощники. Совет матери | ||
Чудесных помощников в сказке нет, сюжет построен на диалоге главных персонажей. Действия Морозко вызваны поведением девушек, проявлением их качеств. | «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси и неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Куколка-помощница свою службу падчерице сослужила не раз, «три пары рук» всю тяжёлую работу делали за неё по просьбе куколки. Куколка здесь выступает как оберег. | «Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвёз. Ты набери камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним путь домой найдёшь». |
Испытание | ||
В зимнем лесу встречается падчерице Морозко, холодом её морозит да спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А она чуть дух переводит: — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. | Василиса несколько дней провела у Бабы-Яги, все её задания выполняла: «двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь … да четверть пшеницы очисть от чернушки». | Всю ночь Танюшка придумывала разные задания бесу, который спрашивал: «Девка, девка, пойдёшь за меня замуж?» То просила отца найти, то наряды принести: рубаху узорчатую, балахон шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями. Много чего напридумывала Танюшка, пока рассвет не наступил, чтобы бес пропал. |
Награда | ||
Одарил Морозко старикову дочку богатствами: «…под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками». | «Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился отец Василисы, порадовался об её судьбе и остался жить при дочери». | «Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро и поехала». Много бес за ночь добра принес, а рассыпанные по совету матери камушки помогли героине домой возвратиться. |
Наказание | ||
Старухина дочка не выдержала испытаний холодом, крикнула на Морозко: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!» Рассердился он да так хватил, что старухина дочь окостенела. Старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая. Заголосила старуха, да поздно. | «Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! .. к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло». | Послушала мачехина дочка беса, а тот с рассветом пропал. «Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они её. А мачеха и теперь ждёт свою дочь». |
Выводы
Сравнив сюжеты выбранных мною сказок, я увидела их сходства и различия. Отмечу общее, т.е сходства:
— во всех трёх сказках на долю падчерицы, как и должно быть в сказочно-бытовом сюжете, выпадают тяжёлые испытания, от которых даже батюшка родной спасти не в силах;
— героини этих сказок похожи своим трудолюбием, терпением, скромностью, умением стойко противостоять ударам судьбы;
— все сказки учат читателя видеть страшную разрушительную силу злобы, лени, зависти и почитать родительское наставление и благословение.
Есть в проанализированных сказках и отличия:
1.На пути героинь сказок в их испытаниях встречаются разные персонажи, которые воспринимаются как представители злых сил: Морозко, Баба-Яга и бес. На мой взгляд, самым добрым и неопасным героем является Морозко. Главное, будь сам вежливым, умей правильно принимать испытания, и обязательно будешь вознаграждён. Морозко действует словно справедливый воспитатель и наставник.
Баба-Яга, как мы знаем, в сказках может оказаться и положительным персонажем, если герой одерживает над ней победу своей хитростью, смекалкой, трудолюбием. Тогда от неё можно получить помощь или даже свободу. В сказке «Василиса Прекрасная», как мне кажется, Баба-Яга не страшна Василисе, потому что у неё есть мощный оберег – материнское благословение. Недаром же мы читаем в сказке следующие строки: «Мне помогает благословение моей матери, — говорит Василиса.
— Так вот что! – закричала Баба-Яга. – Убирайся же ты от меня, благословенная дочка!»
Вот и главное наставленье этой сказки: всегда слушай родительского совета!
2. В казачьей народной сказке «Танюшка и мачеха», в отличие от двух других сказок, отсутствуют волшебные помощники, олицетворением зла, испытывающим падчерицу, становится бес, способный перевоплощаться. Что же именно тогда помогает Танюшке в её беде? Какова главная мысль этой сказки?
В борьбе с враждебной нечистой силой Танюшка не рассчитывает на чудесные предметы, даже материнский совет разбрасывать камушки по дороге учит героиню быть внимательной, самостоятельно искать выход из создавшегося положения, проявлять смекалку. А для этого надо немало знать (хотя бы то, что бесы исчезают с рассветом, как только первые петухи закричат, и можно избавиться от них, придумывая им поручения, потому что беса легко провести). Надо надеяться на себя, на свои знания, свои силы.
3.Если сравнивать русские и казачьи народные сказки, то легко убедиться, что героя, который надеется на чудо, постепенно вытеснил герой, который рассчитывает больше на свою смекалку, ловкость, удаль, чувство юмора, знания и наблюдательность.
3.Читая сказки в любом возрасте, не забывайте о смысле обращения Владимира Федоровича Одоевского к читателю: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленье».
Источники
1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. М.: — «Высшая школа», 2004.
2.Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы (на региональном материале). – М.: «БАО-Пресс»; Ростов н/Д: «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.
3.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ОО «Русское слово», 2015.
4. ru.wikipedia.org
5.nukadeti.ru
Проект Сказка-ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок. | Проект по развитию речи (средняя группа):
Муниципальное автономное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад «Аленка».
Проект
средней группы №12 «Радуга»
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Воспитатель: Зайцева. С.В.
г. Советский.
2017 год
Паспорт проекта:
Тип проекта: коммуникативно-творческий.
Продолжительность проекта:
краткосрочный, групповой.
Предмет проекта: мероприятия ДОУ.
Участники проекта: воспитатели,
дети средней группы 4-5лет, родители воспитанников.
Сроки реализации: с 1 февраля по 14февраля 2017г.
Педагогическое кредо проекта:
«С самого детства нас приучают верить в чудеса. Родители рассказывают нам добрые сказки, мы читаем книги и смотрим фильмы с хорошим концом и мы верим, что в сложный момент чудо обязательно случится с нами. Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадет, потому что у него есть сердце»
С.Королев.
Актуальность проекта…На сегодняшний день ,наши дети воспитываются не только на сказках, но и на современных мультфильмах ,поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам через организацию театрализованной деятельности в развитии воспитании наших детей.
Цель проекта: Привитие любви к русским народным сказкам через
организацию театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
*Учить детей рассуждать.
*Формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок.
*Обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
*Развивать умение применять свои знания в беседе ,добиваться связных высказываний.
*Развивать мышления, фантазию, творческие способности.
*Развивать совместное творчество родителей и детей.
*Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность.
*Развивать творческий потенциал ребенка.
Воспитательные:
*Воспитывать чувство дружбы.
*Воспитывать культуру речи.
*Воспитывать эмпатию — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
I этап. Подготовительный:
*Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
*Предложить детям принести в группу любимые русские народные сказки.
*Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
*Подбор наглядно –дидактического материала.
Взаимодействие с детьми.
Цель: Расширять представления детей о русских народных сказках.
*Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам.
*Обогащать и расширять словарный запас детей.
Формы работы:
*Чтение русских народных сказок.
*Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
*Заучивание четверостиший из сказок.
*Дидактические, настольно — печатные, словесные игры.
*Рисование и аппликация персонажей из сказок.
II этап. Основной:
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
*Чтение и рассказывания русских народных сказок.
*Беседа по сказке.
*Беседа с детьми «Что такое сказка?»
*Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
*Рисование персонажей из сказок.
*Отгадывание загадок по сказкам,
*Лепка «Колобок»
*Аппликация «Теремок»
*Создание картотеки дидактических игр для закрепления сказок.
*Драматизация сказки «Три медведя» «Три поросенка» «Колобок» «Репка».
*Показ настольного театра.
Взаимодействие с родителями:
Цель: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Формы работы:
*Консультации.
*Папки-передвижки.
*Совместная деятельность родителей и детей (рисунки, показ сказок).
*Участие в выставке детских работ.
III этап. Заключительный:
*Подведения итогов проектной деятельности.
*Оформление мини музея «Герои сказок».
*Показ театрализованной сказки «Теремок» детям младшего возраста.
Продукт деятельности проекта: Театрализованная сказка «Теремок» для детей младшего возраста.
Ожидаемые результаты:
*Развит интерес детей к русским народным сказкам.
* Воспитаны чувства дружбы.
*Дети получают эмоциональный отклик от своей работы.
*Пополнен книжный уголок по разделу «Сказки», приобретены ширмы для показа кукольного театра.
*Изготовлены совместно-творческие работы с детьми родителями.
*Разработаны рекомендации, папки-передвижки для родителей.
Приложение:
Конспект. « Совместная деятельность взрослого и детей»
Воспитатель: Мы все с вами знаем, что есть сказки, которые мы смотрим по телевизору, которые можно прослушать по магнитофону, по радио, а еще сказки можно показывать самим. Сейчас мы с вами разделимся, Саша, Алина, Полина, Аня, Юля будут персонажами нашей сказки, а все остальные зрителями. Я буду рассказывать вам сказку, а вы будите ее обыгрывать.
«Теремок»
Ведущий: Сказку ты, дружок послушай,
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Сладких зерен поискать,
Видит, чудо — теремок
В чистом поле одинок,
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
Мышка: Кто там, в тереме живет?
Может, в гости позовет?
Постучусь, ка лапкой в двери ……
Чей, скажите, это терем?
Ведущий: но никто не отозвался,
Дом свободным оказался
Мышка входит в теремок, выглядывает из окна.
Мышка: Буду в тереме я жить
Песни петь и не тужить.
Ведущий: День – другой живет норушка,
Мышка выглядывает из окошка.
В тереме одной мне скучно!
Не с кем петь и танцевать
в гости бы кого позвать!
Выходит лягушка
Ведущий: В пору ту одна лягушка –
пучеглазая квакушка
Вышла в поле погулять
Вкусных мошек поискать.
Видит чудо – теремок
В чистом поле одинок.
Тут лягушка удивилась
Подошла, остановилась
(лягушка стучится)
Кто тут в тереме живет?
Может в гости позовет?
Мышка: Мышка здесь живет норушка,
Ну а ты что за зверушка?
Лягушка: Я зеленая лягушка,
Я веселая квакушка
Мышка: Так давай-ка вместе жить,
Будем мы с тобой дружить.
Лягушка: Ква! Я с радостью норушка!
Буду, ква, тебе подружкой!
Ква, сейчас через порог
Заскочу в твой теремок.
Мы теперь ква-ква вдвоем
Ква, станцуем и споем!
Ведущий: стали жить да поживать
Песни петь да танцевать!
Прискакал из леса зайчик
Длинноухий побегайчик.
Заяц: (обращается к залу)
Невидать ли в поле вкусной
Сочной крепенькой капусты?
(Останавливается, увидев теремок)
Ой, гляди-ко теремок!
В чистом поле одинок!
Постучусь- ка лапкой в двери.
Чей скажите это терем?
Мышка: (выглядывает из окошка)
Мышка здесь живет норушка
И лягушка с ней квакушка.
Ну а ты то кто ответь?
Лягушка: может дверь нам запереть?
Заяц: Что вы! Нет, Я просто зайчик,
Развеселый побегайчик.
Мышка: Ну тогда иди к нам жить.
Лягушка: Будем мы втроем дружить!
Заяц: Я с восторгом прыг да скок,
Скок – поскок и в теремок.
(Заскакивает в теремок)
Ведущий: стали жить да поживать
Песни петь да танцевать!
Вышла из лесу лисица
Лиса: Где ж ручей?
Воды б напиться!
Что за чудо – теремок
В чистом поле одинок?
Подойду-ка я поближе…
(заглядывает в теремок)
Смех веселый в доме слышен,
Постучусь-ка лапкой в дверь…
(стучится в дверь)
Чей скажите это терем?
Мышка: Мышка здесь живет норушка
Лягушка: И лягушка с ней квакушка.
Заяц: Ну а вместе с ними зайчик,
Развеселый побегайчик
Хором: В теремочке мы втроем,
дружно весело живем.
Мышка: Ну а ты-то что за зверь?
Ну-ка заинька проверь.
(заяц выглядывает из окна)
Лиса: Я-то рыжая лисичка,
Буду всем вам как сестричка.
Мышка: Так иди же с нами жить.
Раз умеешь ты дружить!
Ведущий: Стали жить да поживать
Песни петь и танцевать.
Вышел из лесу волчок
Греть на солнце свой бочок.
Волк: это что за теремок
Стоит в поле одинок?
Ведущий: Волк поближе подошел,
Дверь в тереме нашел.
(Лягушка, мышка, зайчик и лиса поют песню)
Терем-терем теремок
Он не низок не высок
В славном тереме своем
Дружно, весело живем.
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Волк: (обращается к залу)
Голоса слышны за дверью
Чей скажите это терем?
Мышка: Мышка здесь живет норушка
Лягушка: И лягушка с ней квакушка.
Заяц: Ну а вместе с ними зайчик,
Развеселый побегайчик
Лиса: С ними рыжая лисица.
Мышка: Ну, а ты-то что за зверь?
Ну-ка лисонька проверь.
(лиса выглядывает из окна)
Волк: Я — то серенький волчок,
Можно с вами буду жить?
Серый хвостик и бочок,
Не с кем мне в лесу дружить.
Лиса: Можно право потесниться!
Буду вежливой лисицей
Пропущу я в терем волка,
Дверь закрою на защелку.
(волк входит в теремок)
Выходит медведь.
Ведущий: Вышел мишка косолапый
Почесал затылок лапой.
Медведь: Что за чудо теремок,
Стоит в поле одинок?
Мышка, лягушка, лиса, волк поют песню
Терем-терем теремок
Он не низок не высок
В славном тереме своем
Дружно, весело живем.
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Медведь: Слышно в тереме веселье…
(стучит в окошко)
Здесь у вас не новоселье?
Мышка испуганно: Кто там?
Лягушка: Кто?
Медведь: Да я медведь.
Дверь бы надо отпереть.
Одному ну хоть ори
Скучно что не говори!
Буду славным вам соседом,
Меду принесу к обеду.
Мышка: Ты медведь огромный зверь,
не пролезешь в эту дверь!
Медведь: Не беда, не гордый Миша
Поживу у вас на крыше.
Ведущий: Только Миша взгромоздился
Терем трах и развалился.
(все звери разбегаются из теремка)
Перепуганные звери
Еле выскочить успели.
Но друзья непобедимы
Целы все и невредимы.
Мышка: Знают все, была б охота
Будет ладиться работа!
Лягушка: Будем брёвнышки носить
Станем доски мы пилить!
Лиса: Мы построим теремок
Волк: Будет крепок он, высок!
Медведь: Места хватит в нем для всех!
Воспитатель: Ну вот, развалился наш терем, давайте теперь все вместе построим новый теремок, чтоб хватило места в нем всем и медведю тоже.
Конструктивная деятельность (Дети переходят в конструктивную деятельность и строят новый дом самостоятельно. )
примеров сказок: 17 известных историй, которые нужно знать создано YourDictionary
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии Getty Images
Какая ваша любимая сказка? Эти запоминающиеся рассказы часто связаны с магией и легендарными деяниями. К фантастическим персонажам сказок относятся эльфы, феи, ведьмы и драконы. Сказки — это традиционные истории, рассказываемые и пересказываемые из поколения в поколение, которые обычно берут начало из фольклора. Многие из них были наконец записаны и приобрели непреходящую известность.
Золушка
Золушка выросла со злой мачехой и сводными сестрами. Ее не пустили на бал к принцу, но фея-крестная устроила это с помощью волшебства. Золушка танцевала с принцем, и они полюбили друг друга. Так как ей нужно было уйти к полуночи, она побежала и потеряла одну тапочку. Принц нашел туфельку и стал ее искать. После того, как он нашел ее, они поженились и жили долго и счастливо.
Реклама
Эльфы и сапожник
Сапожник и его жена были очень бедны. Однажды у них кончилась кожа, и они легли спать. Утром они нашли пару обуви, и прохожий купил их. На следующую ночь появилась еще одна пара обуви. На третью ночь они спрятались и увидели, как два эльфа шьют обувь. В благодарность они шили одежду для эльфов, так как приближалась зима. Эльфы были очень счастливы и пошли помогать кому-то еще.
Новая одежда императора
Тщеславный император нанял двух человек, чтобы они сделали ему новую одежду. Они обманули его, сказав, что ткань не видна людям, не подходящим для его положения или очень глупым. Сначала люди делали вид, что видят одежду, но ребенок говорит, что на нем нет одежды, и люди начинают соглашаться. Император понял, что его надули, но все равно продолжает парад.
Реклама
Принц-лягушка
Лягушка спросила принцессу, почему она плачет. Она ответила, что уронила свой золотой мячик в пруд. Принцесса пообещала все, что угодно, если он добудет это для нее. Лягушка достала для нее мячик и попросила есть из ее тарелки, жить в замке и чтобы она была его другом. Она согласилась, и лягушка превратилась в принца, так как была заколдована ведьмой. Они поженились и жили долго и счастливо.
Пряничный человечек
Маленькая старушка испекла имбирного человечка, и когда она достала его из печи, он убежал. Женщина, ее муж и несколько их животных погнались за ним. Никто не мог поймать его. Он подошел к реке, и хитрая лиса сказала ему, что он может прыгнуть ему на хвост, и он переправит его. Он так и сделал, и лиса ушла глубже, и пряничному человечку пришлось прыгнуть ему на спину, а затем на нос. Когда он добрался до его носа, лиса съела его.
Реклама
Златовласка и три медведя
Златовласка увидела хижину в лесу и вошла. Там она нашла три миски с кашей. Один был слишком холодным, другой слишком горячим, а третий в самый раз, так что она съела его. Затем Златовласка нашла три стула, один слишком жесткий, другой слишком мягкий, и маленький был в самый раз, она села на него и сломала его. Из трех кроватей одна была слишком жесткой, одна слишком мягкой и одна в самый раз, так что она заснула. Медведи пришли домой и напугали ее, и она убежала.
Гензель и Гретель
Злая мачеха Гензеля и Гретель увела их в лес и оставила там. Вскоре дети наткнулись на домик из конфет и немного съели. Злая ведьма, которая там жила, заперла их в клетке и собиралась сварить из них суп. Гретель вылезла из клетки и столкнула ведьму в кипящую воду. Дети нашли клад в доме. Они забрали его домой и больше никогда не были голодны.
Объявление
Джек и бобовый стебель
Джек продал свою корову и обменял ее на волшебные бобы. Его мать рассердилась и выбросила бобы из окна. На следующее утро вырос гигантский бобовый стебель. Джек взобрался на бобовый стебель и нашел там великана, у которого были золотые монеты. Джек украл их и забрал домой. Позже Джек вернулся и увидел курицу, несущую золотые яйца, которую он тоже украл. В третий раз он попытался украсть волшебную арфу, и арфа закричала. Великан погнался за Джеком по бобовому стеблю, но Джек срубил его, и великан упал.
Красная Шапочка
Мать Красной Шапочки отправила ее к бабушке с корзиной вкусностей и сказала, чтобы она не разговаривала с незнакомцами. Волк спросил ее, куда она идет, и она сказала ему. Он пошел к бабушке, запер бабушку в шкафу и оделся. Красная Шапочка удивилась бабушкиным глазам, ушам и зубам, отметив, какие они большие. Волк сказал, что зубы лучше для еды, и набросился. Она закричала; когда несколько дровосеков услышали ее крик, они прибежали и спасли ее.
Реклама
Крысолов из Гамельна
Город Гамельн наводнили крысы. Крысолов предложил избавиться от крыс за 50 фунтов, и мэр согласился. Он начал играть на своей дудочке. Крысы последовали за ним, и он повел их в гавань. Он вернулся за своими деньгами, но мэр заплатил только 20 фунтов. Крысолов хотел преподать ему урок, поэтому он заиграл на своей дудке, и все дети последовали за ним из города. Мэр послал мужчин на поиски детей, но они их больше не нашли.
Пиноккио
Джеппетто был бедным плотником, который вырезал куклу, которая стала живой. Он назвал его Пиноккио и отправил в школу. Однажды Пиноккио присоединился к кукольному театру, но кукловод хотел его на дрова. Он умолял пощадить его и рассказал ему о своем бедном отце. Его пощадили, и кукловод дал ему пять золотых за отца. Пиноккио научился быть честным и говорить правду и в итоге стал настоящим мальчиком.
Принцесса на горошине
Принц хотел жениться на настоящей принцессе. Он разработал тест для неожиданной гостьи, которая утверждала, что она принцесса. Он положил горошину под 20 матрасов и 20 перин, полагая, что только принцесса может быть достаточно чувствительна, чтобы чувствовать мелкую горошину. На следующее утро принцесса сказала, что не спит из-за того, что в ее постели что-то твердое. Они поженились и жили долго и счастливо.
Спящая красавица
Принцесса родилась, и старая фея наложила заклинание, что она уколет палец веретеном, когда ей будет 16 лет, и умрет. Добрые феи сделали еще одно заклинание, чтобы она проспала только 100 лет, а принц разбудил ее. Когда ей было 16, ведьма, переодетая старухой, показала ей прялку, и принцесса дотронулась до веретена и уснула. Добрые феи решили всех усыпить. Через 100 лет принц из другой страны нашел ее и поцеловал. Все проснулись, поженились и жили долго и счастливо.
Белоснежка и семь гномов
Злая мачеха Белоснежки хотела быть самой прекрасной на земле и завидовала красоте Белоснежки. Мачеха приказала егерю убить Белоснежку, но егерь пощадил ее. Белоснежка наткнулась на домик, принадлежавший семи гномам, которые позволили ей остаться. Вскоре злая мачеха нашла ее, переоделась и отнесла отравленное яблоко. Белоснежка заснула крепким сном, и гномы сделали для нее хрустальный гроб. Прекрасный Принц подошел к коттеджу, увидел ее, поцеловал, и она проснулась. Они поженились и жили долго и счастливо.
Три поросенка
Три поросенка решили построить себе домик. Одна свинья построила дом из соломы, а вторая — из бревен, потому что им было лень. Третий нашел время, чтобы построить крепкий дом из кирпичей. Когда пришел большой злой волк, он пыхтел, пыхтел и сдувал дома из соломы и палок. Он не мог сдуть кирпичный дом, и свиньи поставили в камин котел с кипятком. Волк упал в нее и умер.
Дюймовочка
Женщина хотела ребенка, пусть даже крошечного. Фея исполнила ее желание и дала ей семя для посадки. Когда она цвела, внутри был крошечный ребенок. Жаба влюбилась в малышку и похитила ее. Ласточка спасла малышку и унесла ее в теплые края. Там Дюймовочка нашла еще одного крошечного человека, похожего на нее. Он предложил ей выйти за него замуж, и она стала королевой цветов.
Гадкий утенок
Один утенок не был похож на своих братьев и сестер, и ему было грустно. Он решил убежать. Когда он наткнулся на коттедж, он остался там на некоторое время, но дети напугали его. Утенок ушел и провел зиму в пруду. Весной он увидел свое отражение и понял, что он лебедь.
Важность сказок
9 вещей, которые вы должны знать о лжецах
Вам лгут десятки раз каждый день. Они варьируются от маленькой невинной лжи, когда люди говорят вам, что у них все хорошо, хотя на самом деле у них был ужасный день, до серьезной лжи от близких и работодателей, которая может изменить вашу жизнь. Способность понять, когда, почему и как люди лгут, поможет вам установить более честные отношения и предотвратить катастрофы из-за ложной информации.
В своем выступлении на TED психолог Джефф Хэнкок объясняет некоторые аспекты науки лжи:
Вот девять вещей, которые вы должны знать о лжецах:
Мы все лжецы человек, по статистике ты тоже лжец. По оценкам исследователей, в среднем человек лжет минимум один-два раза в день. Если вы мне не верите, задайте себе следующие вопросы:
- Вы когда-нибудь делали людям не совсем искренние комплименты?
- Говорили ли вы кому-нибудь, что у вас все хорошо, хотя на самом деле вы были истощены и у вас была ужасная неделя?
- Вы когда-нибудь говорили людям, что заняты, чтобы не разговаривать с ними в течение длительного периода времени или что-то с ними делать?
Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, значит, вы солгали. Это всего лишь несколько распространенных сценариев, которые вызывают наибольшее количество лжи.
↑ Содержание ↑
«Обычные» лжецы против «успешных» лжецов
Хорошие новости? Большинство людей честны. Недавние исследования показывают, что большую часть лжи говорит одна и та же небольшая группа людей, известных как «плодовитые лжецы». В исследовании «Изменчивость распространенности лжи» исследователи создали статистическую модель, позволяющую отличить заядлых лжецов от обычных или «нормальных» лжецов.
Вот как вы можете попробовать распознать заядлого лжеца:
- Заядлые лжецы — это те, кто сообщает, что они лгут пять или более раз в день.
- Плодовитые лжецы, как правило, моложе, мужчины и имеют более высокий профессиональный статус.
- Больше всего они лгут своим партнерам и детям.
- Они с большей вероятностью, чем средний человек, считают, что ложь приемлема в некоторых обстоятельствах.
- Они менее склонны лгать из-за заботы о других и более склонны лгать в собственных интересах, например, чтобы защитить секрет.
- Плодовитые лжецы говорят пять с половиной лжи на каждую ложь во благо, сказанную среднестатистическим человеком.
- Они говорят 19,1 лжи на каждую большую ложь, сказанную средним человеком.
↑ Содержание ↑
Полиция следит за ворами
Можно было бы надеяться, что полицейские, поскольку они проводят большую часть своего времени, пытаясь отличить виновных от невиновных, будут хороши в обнаружении лжи. К сожалению, исследования показали, что большинство офицеров распознают ложь не лучше, чем средний человек. Тем не менее, они преуспевают в одном аспекте обнаружения лжи: обнаружении нечестных людей в общественных местах.
При показе видеороликов, на которых воры взаимодействуют с невинными людьми во время подготовки к краже, полицейские смогли обнаружить преступников со значительно большей скоростью, чем обучающиеся полицейские и студенты. Это важно, потому что обнаруживает общую проблему с обнаружением лжи: люди часто принимают стресс за сигналы лжи.
Причина, по которой полиция может выявлять преступников в общественных местах, заключается в том, что воры, готовящиеся к краже, находятся в более напряженном состоянии, чем того требуют обстоятельства нахождения на публике. С другой стороны, во время допросов в полиции даже невиновные люди испытывают стресс, потому что пытаются доказать свою невиновность. То, как люди ведут себя по-разному, по сравнению с тем, что можно было бы ожидать в данных обстоятельствах, раскрывает ложь, а не определенное поведение в целом.
↑ Содержание ↑
Влияние фамильярности на обнаружение лжи
Можете ли вы лучше распознать ложь в ситуациях, в которых вы более знакомы? Исследование говорит да .
В рамках этого исследования группа психологов провела четыре эксперимента, показавших, что знакомство с ситуацией приводит к более точным суждениям относительно правды и лжи.
Люди, которые не были так хорошо знакомы со своей ситуацией, не могли отличить ложь от правды более чем на 50 процентов, тогда как люди, хорошо знакомые со своей ситуацией, могли обнаружить обман с 8-23 процентами больше точности.
Частично это связано с тем, что, когда люди лучше знакомы с ситуациями и/или людьми, с которыми они разговаривают, они получают больше исходной информации и контекстных подсказок, на которые можно ссылаться.
↑ Содержание ↑
Люди предпочитают лгать ради своей команды
Исследования показали, что люди более склонны лгать, чтобы получить поощрения, которые приносят пользу всей их команде, а не поощрения, которые предназначены только для них самих. Например, сотрудники с большей вероятностью будут лгать своему начальнику о ходе проекта, если это предотвратит возникновение проблем у всей их команды, а не только у них самих.
Однако исследователи подозревают, что готовность лгать в командной среде не совсем бескорыстна. В групповой среде люди склонны чувствовать себя менее виноватыми во лжи, потому что они помогают другим. Они меньше боятся лгать, потому что меньше шансов, что их поймают и возложат на них всю вину, потому что замешаны все члены их команды.
↑ Содержание ↑
Частота лжи меняется в зависимости от среды, но может ли она меняться в пределах одной и той же среды? Исследователи обнаружили, что люди чаще лгут, используя электронную почту, чем ручку и бумагу. Это дико!
Обе формы одинаковы с точки зрения «насыщенности мультимедиа», то есть обе формы являются только текстовыми. Тем не менее, люди больше лгут, раскрывают меньше информации и чувствуют себя более оправданными при использовании электронной почты, чем при отправке сообщения с помощью ручки и бумаги. Согласно исследованию, «результаты были последовательными, независимо от того, заверяло ли задание участников, что их ложь будет или не будет обнаружена их коллегами».
↑ Содержание ↑
Воспоминания лжецов
Для большинства людей ложь о событии увеличивала их уверенность в том, что рассматриваемое событие не произошло, когда их позже спрашивали об этом.
Однако у 10-16 процентов участников их воспоминания изменились из-за их лжи, потому что они сообщили, что верили, что их ложь была на самом деле правдой. Исследователи полагают, что в этих случаях ложь обладает такой же силой, как и воображение, для изменения воспоминаний.
Очень четкое представление событий может заставить мозг пометить их как воспоминания.
↑ Содержание ↑
Двуязычная ложь
Если вы думаете, что лгать на родном языке сложно, попробуйте солгать на втором языке.
Исследователи обнаружили, что люди сильнее реагируют на стресс, когда лгут на незнакомом языке, потому что говорить на втором языке уже труднее, а ложь увеличивает когнитивный стресс. Результаты одного конкретного исследования показывают, что на физиологический характер человека, когда он лжет на другом языке, влияют два основных фактора: 1) возбуждение из-за эмоций, связанных с ложью, и 2) беспокойство по поводу управления производством речи на неродном языке.
↑ Содержание ↑
Лжецы изо всех сил пытаются ответить на вопросы «Почему?»
Если вы подозреваете, что кто-то может вам лгать, но не уверены, простой способ выяснить это — спросить у него «Почему?» вопросов.