Skip to content

Схемы предложений в 1 классе по обучению грамоте: Составление схемы предложения в начальной школе, алгоритм построения схемы в 1 классе, примеры схем

Содержание

Составление схемы предложения в начальной школе, алгоритм построения схемы в 1 классе, примеры схем

Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

Содержание:

  • Усложнение синтаксического разбора
  • Примеры схем предложений
    • Отображение в схемах орфограмм
    • Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
  • Синтаксический разбор онлайн
  • Видео

Усложнение синтаксического разбора

В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.

В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.

В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

  • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
  • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

Однородные члены изображаются кружком:

  • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
  • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

Примеры схем предложений

Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

Маша кормила кота. I________.

Гуси-лебеди унесли братца. I________.

Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

  • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
  • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

Отображение в схемах орфограмм

Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

— Мы их съели! —I___ __ ___!

— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

Необходимо:

  1. Прочитать предложение.
  2. Установить его смысловой предел.
  3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
  4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
  5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
  6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
  7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

Синтаксический разбор онлайн

Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

  • Интернетурок. ру — домашняя школа онлайн.
  • Видеоуроки школы Лобачевского.
  • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
  • Учи.ру — обучающий портал.
  • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
  • Текст.ру.
  • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

Видео

Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

Составление схемы предложения в начальной школе, алгоритм построения схемы в 1 классе, примеры схем

Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

Содержание:

  • Усложнение синтаксического разбора
  • Примеры схем предложений
    • Отображение в схемах орфограмм
    • Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
  • Синтаксический разбор онлайн
  • Видео

Усложнение синтаксического разбора

В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.

В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.

В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

  • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
  • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

Однородные члены изображаются кружком:

  • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
  • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

Примеры схем предложений

Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

Маша кормила кота. I________.

Гуси-лебеди унесли братца. I________.

Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

  • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
  • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

Отображение в схемах орфограмм

Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

— Мы их съели! —I___ __ ___!

— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

Необходимо:

  1. Прочитать предложение.
  2. Установить его смысловой предел.
  3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
  4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
  5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
  6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
  7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

Синтаксический разбор онлайн

Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

  • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
  • Видеоуроки школы Лобачевского.
  • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
  • Учи.ру — обучающий портал.
  • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
  • Текст.ру.
  • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

Видео

Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

Упражнения на понимание прочитанного в первом классе

Первый класс — это захватывающее время открытий для первых читателей. Они тратят меньше времени на расшифровку и разгадывание слов и больше времени на понимание и осмысление текстов, которые они читают. Ранние читатели формируют читательскую идентичность и читают ради смысла и радости. Явное обучение стратегиям понимания прочитанного, таким как предсказание, задавание вопросов, пересказ и вывод, помогает юным читателям развивать необходимые им навыки. Эти задания на понимание прочитанного в первом классе — хорошее место для начала.

1. Натяните веревку для пересказа

Умение пересказывать историю помогает юным ученикам как читателям и мыслителям. Это помогает им организовывать свои мысли во время чтения и распознавать изменения в своем мышлении. Используя эти символы, представляющие различные элементы истории, учащиеся могут натянуть симпатичную веревку для пересказа, приобретая при этом ценные навыки понимания.

Подробнее: Первый класс W.O.W.

2. Визуализируйте рассказ с помощью иллюстраций

Визуализация — важный навык для понимания того, что вы читаете. Этот блог включает в себя два забавных занятия по визуализации. В первом учащимся дается название, и их просят нарисовать иллюстрацию, соответствующую этому названию. Во втором учащимся дают подсказки об объекте и просят нарисовать объект, на который намекают подсказки.

Подробнее: You Clever Monkey

3. Делайте прогнозы с помощью графического органайзера

Прогнозы — это идеальная стратегия чтения для начинающих читателей. Во время чтения вслух найдите несколько хороших точек остановки, чтобы спросить учащихся, что, по их мнению, произойдет дальше.

РЕКЛАМА

Подробнее: Brown Bag Teacher

4. Сделайте флипчарт «начало, середина и конец» , и конец истории. Этот простой в изготовлении флипчарт представляет собой лист обычной бумаги размером 8 x 11, сложенный вертикально, а затем разделенный на три части. На первой половине учащиеся нарисуют картину того, что происходит в трех частях рассказа. Под каждым клапаном есть краткое письменное описание.

Дополнительная информация: Bishop’s Blackboard

5. Задавайте вопросы с помощью палочек для историй

Хорошие читатели задают вопросы до, во время и после чтения. Эти милые палочки для историй превращают игру в первоклассную игру для понимания прочитанного. Идеально подходит для использования с небольшими группами чтения или с партнерами.

Подробнее: Счастливый учитель

6. Освойте пересказ пятью пальцами

Одной из стратегий, которой вы можете научить учащихся, является пересказ пятью пальцами. Каждый палец обозначает отдельную часть истории. Назначение разных пальцев для каждой части дает учащимся кинестетическую связь и облегчает их запоминание.

Дополнительная информация: «Ключи для первоклассников миссис Уилер»

7. Подведите итоги, используя простые сигнальные слова

Иногда при раннем чтении чем проще, тем лучше. Начните с этих основных вопросов — кто?, что?, когда?, где?, как? и почему? — чтобы помочь детям глубже понять их.

Подробнее: This Reading Mama

8. Практикуйтесь с картами-историями

Существует множество забавных инструментов, помогающих учащимся лучше понимать прочитанное, и карты-истории — один из них. Вот 15 бесплатных загружаемых карт-историй, которые помогут вашим первоклассникам практиковаться в том, чтобы не ограничиваться только словами при чтении.

Узнайте больше: Education.com

9. Найдите проблему и решение с помощью графического органайзера

В каждом художественном произведении есть, помимо прочего, проблема и решение. Этот урок помогает учащимся понять, что проблема и решение рассказа подходят друг к другу, как кусочки пазла.

Подробнее: Мой первоклассный рай

10. Перескажите историю, используя кубики LEGO

Соедините два занятия, которые любят первоклассники: чтение и строительство. Прочитайте рассказ вместе, затем позвольте учащимся использовать блоки, чтобы построить сцену из рассказа. По мере построения они могут описывать детали истории.

Подробнее: The Educators’ Spin On It

11. Перескажите, используя кубики историй

Пересказ — полезный навык понимания для читателей. Эти шесть кубиков побуждают читателей пересказывать историю по-разному. Они идеально подходят для партнеров по чтению и для использования в небольших группах.

Подробнее: Every educaid

 12. Играйте в Oh Snap! игра в слова

Слова-визитки (также известные как высокочастотные слова) — это слова, которые читатели чаще всего встречают в текстах. Первые читатели выигрывают от знания большого банка слов с листа, что способствует беглому чтению. Эта забавная словесная игра с видом — отличный способ улучшить навыки чтения и развить беглость чтения.

Дополнительная информация: School Time Snippets

13. Используйте фразы для сбора информации

Целью беглости чтения является улучшение понимания. Чтобы читать бегло или с выражением, читатели должны понимать события истории. Научите первых читателей использовать «Подбор фраз», чтобы собирать слова и формировать фразы в предложениях. Эта эффективная стратегия также хорошо работает с трудными читателями.

Узнать больше: This Reading Mama

14. Представьте книги с картинками без слов

По мере того, как читатели сталкиваются с более сложными текстами, черты характера становятся менее явными. Чтобы определить, на что похож персонаж, читатель должен проделать дополнительную умозаключительную работу. Использование книг с картинками без слов — отличный способ познакомить первых читателей с выводами.

Подробнее: Образовательное путешествие Эшли

15. Логические выводы с использованием мысленных пузырей

Базовые упражнения по логическим выводам дают первоклассникам возможность попрактиковаться в своих навыках логических выводов. По мере того, как они переходят к текстам, первоклассники могут сделать вывод, о чем думает персонаж в рассказе, а затем добавить пузырек с мыслями, чтобы объяснить это.

Подробнее: Учительница по соседству

Если вам нравятся эти упражнения на понимание прочитанного для первоклассников, ознакомьтесь с нашими веселыми письменными подсказками для первоклассников, которые можно распечатать.

Кроме того, вы можете получать все последние советы и рекомендации по обучению, подписавшись на наши информационные бюллетени!

Еженедельные занятия по изучению предложений и грамматике для K-2

400
акции

Изучение предложений и грамматика для детского сада, первого и второго класса. Еженедельные планы уроков с использованием аутентичных текстов. Уделяя всего 10 минут в день, вы можете практиковать правила печати и грамматики.

Изучение предложений и грамматика

Мы обучаем правилам печати различными способами. В моем классе я чувствую, что ВСЕГДА указывал на заглавные буквы, точки и слова, которые видел. Как только мы начали изучать существительные, глаголы, прилагательные и так далее… Я бы тоже их отметил!

В наши разделы «Вовлечение читателей» входит еженедельный план уроков, который поможет вам научить правилам печати и грамматике. Все, что вам нужно сделать, это распечатать ресурсы и начать преподавать! О, и это занимает всего около 10 минут в день! Итак, давайте взглянем на макеты планов уроков и некоторые включенные в них мероприятия.

Изучение предложения, день 1

В первый день вы вводите предложение. После совместного прочтения предложения позвольте учащимся вместе рассказать о том, что они заметили. Это прекрасное время, чтобы выделить заглавные буквы и любые знаки препинания. Вы также можете посчитать количество слов. Затем вы можете использовать таблицу кодирования для определения существительных, глаголов, прилагательных и т. д.

Исследование предложения, день 2

День 2 — это когда учащиеся составляют предложение и кодируют его в своих дневниках. Учащиеся детского сада будут использовать предложение из первого дня в качестве модели. Тогда как первоклассники и второклассники строят предложение самостоятельно. Мы рекомендуем учащимся иметь тетрадь для сочинения только для изучения предложений. Таким образом, все это остается вместе и легко доступно каждый день.

Исследование предложения, день 3

День 3 предназначен для редактирования. Работайте всей группой над исправлением предложений. Для детского сада это может быть так же просто, как добавить заглавную букву и точку. Однако во втором классе учащиеся работают над определением правильной пунктуации и правописания слов.

Изучение предложения, день 4

Учащиеся пишут собственное предложение по образцу. Некоторые недели также включают в себя веселые занятия по грамматике и задания, которые можно выполнить и в 4-й день.

Изучение предложений, день 5

В последний день изучения предложений учащиеся могут проиллюстрировать и поделиться своим предложением предыдущего дня или выполнить независимую грамматическую сортировку. В качестве оценки можно использовать независимые сорта.

Все ресурсы для изучения предложений и планы уроков включены в блоки Engaging Readers.