Skip to content

Сценка серый волк и иван царевич: Сценарий «Сказка Иван царевич и серый волк»

Пермяков Е. ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК.


Иван-царевич и Серый волк

Инсценировка Евгения Пермякова

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Иван

Василий

Дмитрий

Царь

Серый волк

Афрон

Далмат

Елена

Царский сад. Царь в ночном колпаке старательно копает.

ЦАРЬ    — Эка незадача… то ли земля тверже стала, то ли сил уже нет. Весь сад засадил – хватило сил – так ить красота!

    …А теперь помирать пора, значит, и ету яблоньку пора высаживать. Через нее испытание случится – кто герой, а кто ни то, ни се, кому трон передать, царство да сад чудесный. (выкапывает, наконец, лунку, сажает деревце) – Суховато… Водички бы, а на небе не тучки ни грома… (зрителям). — А ну, похлопайте погромче!.. Вот те и гром. (выплывает тучка, поливает саженец)…

А теперь пора и детей воспитывать… Э-это что? (выходят братья: на Иване верхом Василий, а на Василии – самый толстый Дмитрий. Увидев отца, братья кубарем рассыпаются).

ЦАРЬ    — Вот что, дети мои милые, любезные. Посадил я яблоньку, да сорняков много. Прополите, — она вас яблочками одарит.

ДМИТРИЙ    — Вот еще – полоть…

ВАСИЛИЙ    — Что нам делать что ли нечего?

ДМИТРИЙ    — А яблоки на базаре купим.

ИВАН    — Я мигом, батюшка (пОлет).

ЦАРЬ    — Яблочки-то не простые – золотые!

БРАТЬЯ    — Золо-тые-е?! (отталкивают Ивана и яростно рвут траву).

ЦАРЬ    (не выдерживая) – Да вы так и яблоньку загубите, окаянные! Подите прочь, я сам.

…Братья уходят. Царь с Иваном допалывают яблоню.

ЦАРЬ    — Ну вот, готово, подождем до утра. (уходят) – Красота-то какая!..

Наступила ночь таинственная. Вдруг озарился сад чудесным светом, и появилась Жар-птица. Сделала она круг над садом – появились листочки у яблони. Сделала второй круг – зацвела яблоня, сделала третий – появились на яблоне золотые яблоки. Сорвала она одно яблоко и улетела.

ИВАН    (появляясь утром) – Яблочки! Золотые! Так на солнышке переливаются – сорвать рука не поднимается.

Появляются братья старшие. Увидев золотые яблоки — остолбенели.

ВАСИЛИЙ    — Мамочка! Золото!

ДМИТРИЙ    — Не соврал батюшка. (хочет сорвать).

ВАСИЛИЙ    — Не тронь – мое!

ДМИТРИЙ    — Нет, мое! (дерутся).

ЦАРЬ    (появляясь) – Перестаньте! Яблочек всем хватит. Глядите: первое – это…

ДМИТРИЙ и ВАСИЛИЙ    (вместе) – Мне…

ЦАРЬ    — Нет, мне. Я все-таки царь и родитель вам. Второе…

ДМИТРИЙ и ВАСИЛИЙ    (вместе) – Мне…

ЦАРЬ    — Ивану – он самый младший. Третье – Василию, четвертое – тебе Дмитрий… а где же четвертое?

ИВАН    — Ветка обломлена, видать вор был.

ДМИТРИЙ    — Мое золото укра-али-и!!!

ЦАРЬ    — Значит тебе Дмитрий и сад стеречь да вора изловить.

Все кроме Дмитрия уходят.

Стал Дмитрий сад стеречь. Зорко посмотрел вперед, посмотрел налево, посмотрел напра… А навстречу ему плывет стол сплошь уставленный разными явствами…

ДМИТРИЙ    — Э-э-э! А-а-а! О-о-о-ооооо! (подбежал к столу, хотел схватить да съесть, ан нет, не даются кушанья в руки, на воздух взлетают, а горшок и вовсе на голову наделся…). Появилась Чудо-Юдо Жар-Птица, яблоко схватила да пропала. Утро. Бежит царь яблоньку проведать, а навстречу ему Дмитрий с горшком вместо головы идет, о деревья стукается. Наткнувшись на царя, хватает его.

ДМИТРИЙ    — Поймал! (царь дает ему затрещину, горшок слетает).

ЦАРЬ    — Что ж, сын мой старший Дмитрий-царевич, изловил ты вора, аль нет?

ДМИТРИЙ    — Изловил, батюшка… только оно видать в тебя обернулось.

ЦАРЬ    — Что-о?! Обернулось?! А ну прочь с глаз моих…

ДМИТРИЙ    — Да я… я…

ЦАРЬ    — …а не то ремень возьму! (Дмитрий исчезает)… Эй, средний сын мой Василий-царевич! (появляется Василий)… Твой черед теперь сад стеречь! Два всего яблочка осталось (уходит).

…Опустилась ночь, Василий зорко стоит на страже, не спит, по саду марширует. Вдруг зашелестела листва, загудел ветер, раздалось жуткое: «У-у-у-у-у!!!»  

ВАСИЛИЙ    — Что это?! А-а-а-ааа! (в страхе убегает).

Утром приходит царь и видит, что еще одно яблоко украдено, осталось всего одно.

ЦАРЬ    — А где ж Василий-царевич? Сторож-то куда подевался? (зрители подсказывают, что убежал)… Убежал? Испугался? (появляется трясущийся Василий)… А-а, вот ты где.

ВАСИЛИЙ    — Я… я… не… нее… мы… бе…

ЦАРЬ    — Эх, ты! Ни бе, ме… поди прочь с глаз моих!

ВАСИЛИЙ    — Да я… не… не…

ЦАРЬ    — Цыц! (Василий исчезает)… Одно яблоко всего осталось. Сам бы стеречь стал, да стар я, (появляется Иван).

ИВАН    — Не печалься батюшка, я сегодня сад стеречь стану и вора изловлю.

ЦАРЬ    — Спасибо, Ванюша, утешил старика, да только маловат ты больно. Иди лучше спать.

ИВАН    — Как же мал, ростом с тебя уж.

ЦАРЬ    — Я то уж вниз росту. Сказал нет, значит, нет. Ступай.

…Пошел Иван – делать нечего. Да только недалеко ушел, за изгородью схоронился. А царь-старичок присел под яблонькой, приобнял ее рукой, да и…не стерпел – уснул.

…А тут появилась Чудо-Юдо Жар-Птица. Засияло все кругом светом чудесным, заблистали листочки на деревьях…

ИВАН    (выглядывая) – Ой, мамочки! Краса-то какая!

Жар-Птица тем временем сделала широкий круг, спустилась на яблоню да сорвала последнее яблоко.

ИВАН    — Так вот кто яблоки наши ворует! Ну, погоди же!

…Выскочил Иван из засады, бросился на Жар-Птицу, схватил ее! Взмыла птица в небо, а Иван за ноги уцепился, за ней летит.

ИВАН    — Врешь, не уйдешь, не отпущу-у-у-у-у! О-о-о-оооой!

…С огромной высоты свалился Иван-царевич, да прямо на батюшку-царя. Вскочил царь – глядь, перед ним сын его Иван, а в руках его яблоко.

ЦАРЬ    — Как же это? Это что ж?

Появляются на шум братья.

ДМИТРИЙ    — Так вот кто яблоки воровал!

ВАСИЛИЙ    — Вот кто прошлой ночью меня напугал!

ЦАРЬ    — Что скажешь, Иван-царевич?

ИВАН    — Что вы? Не я вовсе, а Чудо-Юдо Жар-Птица Краса ненаглядная! Прилетела – сверкает вся, как тысяча звезд… глядеть на нее – глаз не оторвать!.. Схватила она яблоко…

ВАСИЛИЙ    — Яблоко?!

ИВАН    — Я ее поймал…

ВСЕ    — Ну-у..!

ИВАН    — Что ну? Вырвалась, улетела.

ВАСИЛИЙ    — Пти-ца?

ДМИТРИЙ    — Врет он все!

ЦАРЬ    — Эх, Ванюша, стыд-то какой! Сам яблоки вытаскал, еще и небылицы плетешь!

ИВАН    — Небылицы?! А это что? Достает из под одежды и показывает перо дивной красоты, что…

ЦАРЬ    — Что это?

ИВАН    — Перо из хвоста. На прощанье подарила.

ВАСИЛИЙ    — Из хвоста!!?

ДМИТРИЙ    — Золотое!!!

ЦАРЬ    — Это что ж… она вот такая?

ИВАН    (смеется) – Еще краше батюшка… Вот бы саму изловить, чтоб в нашем саду жила всем на удивленье!

ДМИТРИЙ    — Правильно! (Василию)… Мы из нее быстро перья бы повыщипывали, да на базаре продали.

ЦАРЬ    — А раз правильно, то так и быть. Объявляю мой царский указ: тому из вас, кто Птицу эту во дворец доставит я полцарства пожалую!

ВАСИЛИЙ    — Поцарства? Да ну!

ДМИТРИЙ    — Что у нас делов что ли нет?

ВАСИЛИЙ    — Я вон баклуши бью, выколачиваю.

ДМИТРИЙ    — А я коровам хвосты кручу.

ЦАРЬ    — Так по моей смерти и все царство получите.

ВАСИЛИЙ    — Все царство?!

ДМИТРИЙ    — Тогда другое дело!

ИВАН    — Отпусти и меня, батюшка.

ДМИТРИЙ    — Тебе б, Вань, перья петушиные дергать, а не Жар-Птицу ловить!

ВАСИЛИЙ    — Перья!!! Ха-ха! Петушиные! Ха-ха! (оба уходят)

ИВАН    — Отпусти ты меня, батюшка.

ЦАРЬ    — Мал ты еще для таких походов.

ИВАН    — Опять мал! Да уж выше тебя стал. Смотри! (берет отца на руки и сажает на дерево).

ЦАРЬ    — Ой! Ой! Сними меня скорей! (Иван снимает отца).

…Ладно, отпущу… только вот, с народом посоветуюсь… (зрителям)… А ну сказывайте, отпустить Ивана, аль нет? (зрители отвечают)… Так он же еще маленький. Нет?

…Ладно, коль такова ваша воля… (Ивану)… Благославляю тебя на дорогу дальнюю! (уходит).

…Вот и пошел Иван-царевич в путь-дорогу дальнюю, в края неведомые. Долго ли, коротко он шел, только встретилась ему на пути развилка из трех дорог. На каждой дороге лежит камень огромный, а на камне написано:     

ИВАН    (читает) – «Направо пойдешь — гибель найдешь!»

…Вот еще, не пойду направо – налево пойду!

    -«Налево пойдешь – в колодезь упадешь!»

…Нет, налево тоже что-то не хочется. (зрителям). А куда ж тогда идти? (зрители: «Прямо!») …Правильно, прямо пойду!

— «Прямо пойдешь – в беду попадешь!»

…Что за диво дивное: туда – нельзя, сюда – нельзя, …И назад нельзя. Как же я к батюшке без Жар-Птицы покажусь? Эх, ладно, была-не- была пойду куда глаза глядят!

…И пошел Иван-царевич куда глаза глядят, да только…       

ИВАН    — Что-то устал я сильно, много уж прошел, в сон клонит…

       И заснул Иван, хорошо копна рядом стояла – на нее и свалился… 

Потемнело все кругом, солнце померкло и из темной чащи появились большие мрачные тени. И заговорили они сердитыми голосами:

ГОЛОСА    — Здрррр-авству-уй, И-ва-ан- царе-евич!  

ИВАН    (сквозь сон) – Здравствуйте!

ГОЛОСА    — Что ж ты, Ивва-ан-царе-евич, аль не читал, что на камне написано?

ИВАН    — Как не читать? Читал.

ГОЛОСА    — Чи-ита-аал?

        — Так почему пошел?!

        — Почему ослушался?!

ИВАН    — Обещал я батюшке Жар-Птицу, Красу ненаглядную. Слово дал.

ГОЛОСА    — За то, что ослушался, Иван-царевич – быть съеденным заживо!

ИВАН    (вскакивает) – нельзя мне сейчас запросто так погибать. Я еще ничего сделать не успел! Не дамся!!!

…Проснулся Иван-царевич, глядит светло, солнце светит, а перед ним волк Серый стоит.

ВОЛК    — Молодец, Иван-царевич, не испугался. Братцы твои ведь тоже за Жар-Птицей пошли, а только мое «представление» увидали – со страху как сквозь землю сгинули! А тебе за смелость – награда. Жар-Птица далеко живет – за тридявять земель у царя Далмата.

ИВАН    — Ог-го! Да мне туда пешком за три года не дойти.

ВОЛК    — Я то на что? Садись на меня – за три минуты домчу!

ИВАН    — Ты что конь, что ли?

ВОЛК    — Я для тебя больше, чем конь буду! Давно я искал удалого, отважного молодца, чтоб верой-правдой ему послужить. Ну, что, едем?

ИВАН    — Коли так – едем! (садится на волка)… Нно-но, лошадка!

Иван уезжает на волке. А из под копны появились трясущиеся от страха братья Дмитрий да Василий..

ВАСИЛИЙ    — Вввво-ооо, Ввввванька-а…

ДМИТРИЙ    — Нннн-нну-у, Ввв-анька-а…

…Копна. Вдруг, поднялась и… накрыла «героев». 

БРАТЬЯ    — А-а-а-аааа! (копна  «ногами братьев»  качаясь уходит).

…Царство царя Далмата. Верхом на осле въезжает сам Далмат. Он в папахе, бурке, на поясе кинжал. Осел упрямится, не хочет идти.

ДАЛМАТ    — Нно-оо!.. чтоб ты упал! (осел падает вместе с Далматом).

Ва-а-ай!. . Ты, что шуток не понимаешь? Иди! (осел встал и пошел)… Стой, меня забыл! Осе-ол!!! (убегает за ослом).

Появляются Иван и Волк.

ВОЛК    — Вот, Иван-царевич, это и есть царство Далмата. (оглядывается)… час хороший – все сторожа спят…

ИВАН    — Ты откуда знаешь?

ВОЛК    — Они всегда спят… Ты вон туда ступай – Там Жар-Птица. Ты ее бери, только клетку золотую не трогай.

ИВАН    — Почему?

ВОЛК    — Не простая эта клетка – заколдованная. (уходит).

ИВАН    — Заколдованная?! Сказки! Да уж, ладно. Теперь-то я эту птицу из рук не выпущу, обойдусь и без клетки.

 …Иван пытается достать Жар-Птицу с насеста, та отбивается.

ИВАН    — Ах, ты еще клеваться?! Ну, держись! (нападает на птицу, та изловчившись, клюнула его в макушку. Иван падает).

            — Нет, это не Жар-Птица – это дятел какой-то. Без клетки никак не справиться. Ладно, возьму клетку, авось, ничего не будет.

…Иван берет в руки клетку – она начинает вертеться у него в руках, греметь и конце концов надевается на Иван-царевича.

Вбегает царь Далмат.

ДАЛМАТ    — Здравствуй, дорогой! Кто ты такой будешь? Как звать тебя? Кто твой папа? А? Отвечай!

ИВАН    — Царевич я, зовут меня Иван, я из царства Выслава Андроновича.

ДАЛМАТ    — Сын царя?! Хорошая добыча! В плен тебя беру. Выкуп за тебя получу.

ИВАН    — Не получишь ты выкупа. Были у батюшки золотые яблоки, да твоя Жар-Птица их у нас украла. А больше-то и нет ничего.

ДАЛМАТ    — Сам выкуп ищи. Не будет выкупа всю жизнь в этой клетке просидишь. (сзади к Далмату подкрадывается осел и сильно бодает его. Далмат падает). …Ах, ты, противное животное! …Нет никого упрямее тебя! Слушай, Иван-царевич, поезжай в тридесятое царство там у царя Афрона конь златогривый есть. Не конь – ветер! Одним прыжком море перепрыгивает, двумя прыжками гору перескакивает! Приведи мне этого коня, а я тебе за него…о! Жар-Птицу отдам. (Ивану) …Согласен? (Иван опустил голову) …Согласен! (снимает клетку с Ивана. Уходит).

ВОЛК    (появляясь) – Аль, не говорил я тебе клетку не трогать?

Не послушался!

ИВАН    — Прости меня, Серый Волк!

ВОЛК    — Уж, коль признаешь вину – прощу один раз. Помогу тебе коня златогрива добыть. Садись, едем к царю Афрону.

ИВАН    — Спасибо тебе, Серый Волк! (садится, уезжают).

…Царство Афрона. Посреди стоит большой богатый шатер. Из шатра слышатся голоса жен царя:

    — Сегодня твоя очередь прибираться в шатре!

    — Кому? Мне убираться? Да, я первая жена царя!

    — Кто первая? Ты первая? Ты же уродина!

    — Афрон! Твою жену оскорбляют!

    — Мало тебе! Афрон! Я твоя первая жена!

АФРОН    (появляясь) – Будь проклят тот день, когда я согласился взять вас в жены (из шатра появляется его жена. Афрон стонет:) …Я и одну больше часа видеть не могу… (из шатра появляются остальные) …, а тут … о-о-оооо! (убегает. Женщины, довольные собой, со смехом прячутся в шатре).

…Появляется Иван-царевич верхом на волке. 

ВОЛК    (ссаживая Ивана) – Ну, вот, это и есть царство Афрона. (показывает) Ступай вон туда, в конюшню. Забирай потихоньку коня златогрива. (Иван видит висящую на шатре золотую уздечку, хочет взять – волк не пускает).

            — Уздечку не трогай.

ИВАН    — Тоже заколдованная, что ли?

ВОЛК    — Заколдованная. Да и конь не простой – ежели кто его без уздечки не возьмет, тому и с уздечкой не справиться (уходит).

…Направился Иван к конюшне, вошел, да тут же и вылетел оттуда.

ИВАН    — Ничего себе – лошадка! Ну, погоди! (снова входит и снова вылетает по еще большей траектории). …Вот это конь! Не конь – слон настоящий! Ну, держись! (входит в конюшню и тут же вылетает на изумительно красивом огненно-золотом скакуне. Конь мгновенно сделал несколько кругов, затих и …неожиданно сбросил Ивана на землю. Пока Иван поднимался – конь уже в конюшне). …Нет, теперь не отступлюсь. Хоть с уздечкой, а все равно возьму я тебя! (хватает уздечку, тянет ее и вытягивает …женщин, притаившихся в шатре. С торжествующими криками они хватают Ивана. На шум прибегает Афрон).

АФРОН    — Кто ты тоакой, юноса-а? Как звать тебя по имени-отчеству? Какова цалства-госудолства? Ласказывай?

ИВАН    (вздыхает) — Я Иван-царевич, сын выслава Андроновича, царя.

АФРОН    (просиял) – Цае-вися?! Хала-осая юноса! У меня останессся.

ИВАН    — Зачем?

АФРОН    — Затем. Зениться тебе надо, Ванюсса. Я тебе своих отдам (зовет) … Зонушки-и, идите сюда – я вам муза насол. (женщины мгновенно появились) …Смотли, цаевися, одна другой класэ. Забилай!  

ИВАН    — Погоди, не могу я у тебя остаться.

АФРОН    — Почему? (нервно) …Зоны тебе мои не понлавились?!

ИВАН    — Отчего же, жены хорошие.

АФРОН    — Тогда забилай!

ИВАН    — И жениться я тоже не могу. Мне Жар-Птица нужна. Мне без нее к батюшке вернуться никак нельзя.

АФРОН    — Зал-Птисы у меня нет.

ИВАН    — Жар-Птицу мне царь Далмат за твоего коня Златогривого отдает. Отдай мне коня – я тебе за него отслужу. Хочешь шатер твой охранять целый год буду,…. хочешь…

АФРОН    — Спасибо, не хосю. …Службу говолис… (женам) …Ступайте в сател. …(Ивану) …Слусай, Ванюса, слусай! …далеко отсюда в тлиодинадцатом царстве зывет одна хололевна. Еленой зовут. (мечтательно) …Класавица такая, что год глядеть и не наглядеться. И клоткая какая, …послусная. Если ты мне… (оглядываясь на шатер) …Елену привезес – я тебе коня так и быть отдам. Согласена. А! (Иван покорно опустил голову) …Согласена!!! Делай! (уходит).

ИВАН    — Делай, делай…, а что делать? На сей раз не простит меня Серый Волк…

ВОЛК    (появляясь) – Конечно! Ни за что не простил…каб, не полюбил тебя… Отвезу тебя к королевне Елене, садись!

ИВАН     — Спасибо тебе, Серый Волк! (садится на волка, уезжают).

…Ручей где-то на окраине сада. У ручья на поваленном дереве одиноко сидит девица. Это королевна Елена. Кругом тихо, даже ветер не шелохнет листочки…

…В глубине появляются Иван-царевич и Серый Волк.

ВОЛК    — Вот это и есть королевна Елена.

ИВАН    — Почему она лицо закрывает?

ВОЛК    — Грустит, принца своего ждет. Сорок женихов уже отвергла. Ей предсказано, что ее суженным только сорок первый станет. Ох, гляди, Иван, если в этот раз оплошаешь…

ИВАН    — Нет, Серый Волк, сделаю все как ты скажешь.

ВОЛК    — Пока сторожей нет похитить ее надо.

ИВАН    — Похитить?!

ВОЛК    — Ну да. Принцесс, да королевен всегда похищают. Да только будь осторожен, а главное, вуаль с лица не поднимай – под вуалью главная ее сила… Я буду ждать тебя в чистом поле. (уходит).

ИВАН    — Похитить… Как же это… никогда я девиц не похищал… (крадется, останавливается)… нет, не могу, может спросить… может она сама согласится… (наконец решается) …Здравствуй, красна девица!

ЕЛЕНА    (поднимает голову) – Ах! (падает).

ИВАН    — Вот незадача. Что же делать? Жива аль нет? (приподнял вуаль, увидел лицо, замер…) …Краса-то какая!!! (падает).

ВОЛК    (появляясь) – Я так и знал – он поднял вуаль. Еще никто не смог устоять перед красотой королевны. Пропал Иван-царевич. (толкает Ивана) …бежим, пока не поздно! 

ИВАН    (очнувшись) – Ты иди, Серый Волк. Жди меня в чистом поле. Я тебя догоню.

ВОЛК    (ворчит) – Как же, дождешься тебя теперь. Сорок первый. (уходит).

ИВАН    (подошел к королевне) – Даже на картинах такой красоты не видал: брови как птицы, губы словно вишни… (королевна открывает глаза)…, а глаза – озера! Не бойся меня красная девица – я не причиню тебе зла. 

ЕЛЕНА    — Кто ты?   

ИВАН    — Царевич из царства Выслава Андроновича… Зовут… Иваном.

…Тихо зазвучала музыка. Иван-царевич медленно подошел к королевне, протянул руку – Елена смущенно отвернулась. Царевич опять протянул руку, она опять смутилась, и отошла. Только на третий раз она решилась положить свою руку в его ладонь…

… Чистое поле. Вечер. Сидит грустный Иван, возле него Елена да Серый Волк.

ИВАН    — Ох, беда! Ох, какая беда!

ВОЛК    (шепчет Ивану) – Я тебя предупреждал — не поднимай вуаль… может мы ее… обратно… а?

ИВАН    (вскакивает) – Нет, Серый Волчище! На сей раз не жалею я, что ослушался твоего совета. Полюбил всем сердцем королевну… только что ж делать? Не могу отдать ее царю Афрону!

ЕЛЕНА    Афрону? Какому Афрону?

ВОЛК    (пошептавшись с Еленой) – Не печалься Иван-царевич, это небольшая беда. Вместе справимся. Идем к Афрону  .

…Царство Афрона. У шатра стоит сам Афрон. Возле него – жены. Появляется королевна. Афрон поднимает вуаль, любуется кротким лицом красавицы. (опускает вуаль).

АФРОН    (женам) – Уходите! Я вас выгоняю! (выводит коня).

— Забилай, цаевися моего коня златоглива! (Иван уезжает на коне). …Еленаська, класавица моя, иди поцелую муза! (Елена медленно движется на него…). …Ты сто? …Сто с тобой… (Елена подошла… да как завизжит: «А-аа-ааа-ааааа!!!!!!») …Аоо-ооой!.. И эта тозе…эта есе хузе! (падает в руки выскочивших жен. Елена садится на выскочившего волка, уезжает).

АФРОН    (открывает глаза, видит своих жен, пятится). …Не… не…

ЖЕНЫ    (угрожающе) – Нну-у, понравилась тебе новая жена?

АФРОН    — Я… не… не-не… (бессильно опускается, женщины уносят его в шатер).

…И снова чистое поле. Никого нет. Но вот вдали появилась темная точка, она приближается – это счастливый Иван с королевной на коне златогривом едут – волк рядом бежит. Катаются Иван с Еленой, друг на друга глядят. И волк тоже доволен, в ухе у него цветок торчит.

ИВАН    (слезая с коня) – Эх, хорош конек! Жаль отдавать придется… (Конь опустил голову…)

ВОЛК    — Ты погоди прощаться с конем, Иван-царевич. Этот конь только с хорошим хозяином останется. (конь головой приник к Ивану). – Отдавай смело коня златогрива царю Далмату.

…Царство царя Далмата. Сам Далмат ходит вокруг коня златогрива, языком цокает, нахвалиться не может.

ДАЛМАТ    — Хороший конь! (отгоняет осла) – Так и быть – забирай Жар-Птицу! (Жар-Птица тут же перелетела на руку Ивана, он уходит. Далмат пытается залезть на коня, у него не получается, он бегает, горячится, наконец с разбега прыгнул – конь пригнулся – Далмат перелетел прямо на своего осла…) 

ВОЛК    (появляясь) – Вот твой конь! (уходит со златогривым конем).

ДАЛМАТ    (ослу) – Ты мой конь… нн-но-ооо (осел не идет. Далмат слезает, подлезает под осла) и погоняя себя уходит). – Нн-о—оо!!!

…Место, где встретились Иван с Волком – у развилки и копны сена. Сидят Иван и Волк. Вдали слышен голос поющей королевны…

ВОЛК    — На сем месте мы с тобой встретились…

ИВАН    — Да Серый Волк, здесь…

ВОЛК    — Послужил я тебе верой и правдой, Иван-царевич…

ИВАН    — Правда, серый волк…

ВОЛК    — …называй меня просто – Серый…

ИВАН    (обрадованно) – Хорошо… Серый. А ты меня — Иваном.

ВОЛК    — Хорошо, Иван!.. пойду я…

ИВАН    (обнимает волка) – Прощай, Серый!

ВОЛК    (уходя) – Мне кажется мы еще встретимся.

…Волк ушел, Иван проводив его, отправился искать королевну…зашевелилась копна и появились из нее головы…братьев. Они заметно отъевшиеся, сытые и заспанные.

ВАСИЛИЙ    — Вот это да-а!

ДМИТРИЙ    -Нну-у, Ванька!. . (Василию) …Сколько мы здесь с тобой грабежом промышляем, а такой добычи еще не было.

ВАСИЛИЙ    — Да, все мелочь какая-то.

ДМИТРИЙ    — А здесь и Жар-Птица…

ВАСИЛИЙ    — И конь златогривый…

ДМИТРИЙ    — И девица-красавица…

ВАСИЛИЙ    — Ну, Ванька!

ДМИТРИЙ    — Ну, погоди! (прячутся под копну).

…Появляется Иван – он не может найти Елену. Осматривает поляну.., вдруг, копна за его спиной поднимается и накрывает его. И началась битва – то одна фигура вылетает из копны, то другая…, однако, силы не равны. Через некоторое время из копны вылезают злодеи-братья.

ВАСИЛИЙ    (тяжело дыша) – Бежим!

ДМИТРИЙ    — Бери Жар-Птицу!

ВАСИЛИЙ    — И бежим!

ДМИТРИЙ    — Бери коня златогрива!

ВАСИЛИЙ    — И бежим!

ДМИТРИЙ    — Нет, еще захватим королевну, сядем на коня и… (издалека послышался голос волка: «Ива-ан!»)

ДМИТРИЙ    (затрясся) – Бежим! (убегают).

ВОЛК    (вбегая) – Иван! Подожди!.. Чую я что-то плохое…

    (ищет) – Ива-ан!.. (из копны вытаскивает тело Ивана).

        — Уууу-уу-ууу!..

    — Что ж делать? Был здесь когда-то ручей с живой водой, пересох ведь… Не умирай, Иван… (лижет его).

ИВАН    (открывая глаза) – Ты… Елена… ты… не… (вдруг).

    — Серый?!

ВОЛК    — Я это, Иван. ( отворачивается).

ИВАН    — Что случилось, Серый? Ничего не помню, голова, как в тумане. Где Елена?

ВОЛК    — Братья твои, злодеи, тебя ограбили, а тебя до смерти чуть не забили.

ИВАН    — Значит, Жар-Птицу.., коня златогрива… Елену…

ВОЛК    — С собой увели… Поспешай скорее в свое Отечество, пока не поздно, Иван.

ИВАН    — Пойдем со мной, Серый. У меня жить будешь. Потрудился ты немало – поживи в свое удовольствие. Я к тебе очень привязался.

ВОЛК    — Спасибо тебе, Иван. Я тоже очень полюбил… только трудно мне будет жить у тебя. Ты человек, а я волк. Мне для счастья в степи жить, под ветром стоять, за добычу драться. Нет, не пойду я тебе.

ИВАН    — Куда ж ты?

ВОЛК    — На развилку дорог пойду – авось, кто еще за ПТИЦЕЙ СЧАСТЬЯ пойдет, не одна ведь она в свете. Может еще кому послужу.

ИВАН    — Прощай, коли так. (обнял волка).

ВОЛК    — Прощай! (расходятся в разные стороны).

…И снова царство Выслава. Все нарядно и красиво, царь бегает суетится. Появляется старик с посохом, шапка надвинута на самые брови.           

СТАРИК    (царю) – Веселье сегодня?

ЦАРЬ    — А как же – свадьба! Старшие сыновья мои из дальнего похода воротились, привезли мне: Жар-Птицу. Коня златогрива, а старший сын с невестой вернулся. Проходи, старичок, мы гостям всегда рады! Эй, зовите молодых!

…Зазвучала музыка и появились жених и невеста – Дмитрий, да Елена. Василий чуть поодаль идет…

ЦАРЬ    — Ну, дети мои, благославляю вас! (королевне) – Дочка, ты отчего ж такая грустная? Все ж свадьба у тебя.

ЕЛЕНА    — Смилуйся, государь, не он жених мой любимый. 

ЦАРЬ    — Не он?!

ЕЛЕНА    — Иван-царевич мой жених…

ДМИТРИЙ    — Не слушай ее батюшка, сама не знает, что говорит. Говорили мы тебе, что Иван и думать забыл домой ворочаться, на дорогах разбоем занимается – прохожих грабит.

ЕЛЕНА    — Нет, это вы на него, как разбойники напали – убили, меня сюда силой привели.

ВАСИЛИЙ    — Врет она, не слушай ее, батюшка.

ЦАРЬ    — Жестокие слова ты говоришь, дочка, А может кто-нибудь подтвердить, что ты сказала! Видел кто-нибудь это, аль нет?

ДМИТРИЙ    — Вот именно, кто видел?

ВАСИЛИЙ    — Никто не видел.

СТАРИК    (выступая вперед) – Я видел!

ВСЕ    — Кто это? Что он говорит?

СТАРИК    — Правду королевна сказала – они (показывает на братьев) как разбойники на Ивана напали, а потом Жар-Птицу, коня златогрива, да невесту его Елену себе присвоили.

БРАТЬЯ    — Он тоже врет. Он в сговоре с королевной!

ЦАРЬ    — А я сейчас у народа спрошу (в зал) – А ну, сказывайте, правду они говорят аль нет? (зал отвечает) – Вот, значит как. (братьям) – Вы брата своего убили, да еще и оклеветали.

СТАРИК    — Только не погиб Иван! (снимает с себя шапку).

ВСЕ    — Иван-царевич

ЦАРЬ    — Сынок!

ЕЛЕНА    — Иванушка! (бросается к Ивану) – Вот он, жених мой любимый.

ИВАН    — Кабы не друг мой Серый Волк, лежать бы мне в чистом поле. Это он меня от смерти спас.

БРАТЬЯ    (бросаются перед Иваном на колени) – Прости нас, братец!

ИВАН    (великодушно) – Я зла на вас держать не стану – все ж сегодня я домой вернулся, да на собственную свадьбу. Правда. Елена?

ЕЛЕНА    — Правда. Иванушка!

ЦАРЬ    — Ну, коли так – горько! (Иван и Елена целуются) – а я сегодня новую яблоньку посажу и еще будут у нас и яблочки золотые… и жизнь еще будет… да лучше прежней!!!

 

                                            К о н е ц

 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+7960-764-84-74

Сценарий «Сказка Иван царевич и серый волк» | Учебно-методический материал (4 класс) по теме:

                                                         Сценарий сказки

                               «Иван Царевич и серый волк»

                                                                                    Автор Онышкевич Наталия Александровна

                                                                                   Учитель физической культуры ГБОУ СОШ №262

                                                                                  Красносельского района гор. Санкт-Петербурга

Действующие лица: ведущий, царь ,царевна, серый волк, Баба- Яга,  пожарные.

Под марш пожарных выходят дети, одетые в форму.

Мы пожарными хотим быть!

Город от огня спасать!

И для этого сегодня мы решили выступать.

Мы покажем для вас сказку

Про Ивана и царя

И про доченьку-царевну, что невестою была.

  Не простая   сказка эта

–В ней и шутка, и намёк.

  В нашей сказке спрятан где-то

  Добрым молодцам урок.

Появляется волк.

Волк. В некотором царстве, в тридесятом государстве жил был Иван. Молодец был хоть куда: и умен, и силен.  Хотел Иван стать пожарным.

Иван.

Вот стану взрослым парнем

и буду я пожарным,
И ты замрешь, увидев, как я с огнем борюсь.
Увидишь, буду местным пожарным я известным,
И многим-многим в царстве помогу.

Волк. А в соседнем царстве жила расчудесная царевна, которая очень любила учиться: она закончила уже Оскворд, изучила иностранные языки, компьютерное дело, и заинтересовалась она пожарными науками, так как часто в их государство наведывался Змей-горыныч и устраивал страшные пожарища.

За столом сидит царевна, в руках держит книгу «Пожарное дело»

Волк. Батюшка ее – царь хотел удачно выдать царевну замуж, но она никак не соглашалась.

Сцена сватовства.

Царевна.  Топает ногами, трясет головой.

— Не пойду за принца-заморского, не нужны мне его богатства.

                  Должен мой жених быть  смел,

                     Не бояться трудных дел

                     Обязательна сноровка,

                     Сила и физподготовка.

                     Должен чутким быть, внимательным,

                     По призванию – спасателем.

………

Я Ивана люблю.

Волк. Царь очень любил свою дочь. Приказал он разыскать Ивана и доставить его в тридесятое царство, чтобы проверить его молодецкую удаль .

Появляется Иван.

— Царь: Выполнишь его –отдам за тебя царевну

                      Против пламенных забав

Был у нас длинный рукав.

Но не из области шитья,

А для тушения огня.

По нему из спецмашины

С тщательным старанием

Воду подавал насос

К месту возгорания.

А еще была такая штуковина … шипушитель! Она пожар наш вмиг тушила!

Царевна.

Да не шипушитель!
Пламени — тушитель!
Дыма — укротитель!
А  огнетушитель!

Царь. Да я, доченька и говорю огнетушитель. Хорошая штуковина!

Но случилась беда : Баба Яга по заданию Змея Горыныча украла пожарный рукав,  и этот шипушитель , да и другое оборудование с собой прихватила.  

Вернешь  его-твоя царевна! А уж не вернешь, то голова твоя полетит с плеч.

Волк. Иван тоже очень любил царевну и не мог он отказаться от этого нелегкого задания. Отправился Иван в путь  и я с ним – не могу бросить своего товарища: вдвоем и в дороге веселее, и в борьбе надежнее.

Долго-коротко ли мы шли – и пришли на лесную поляну, где должна стоять избушка на курьих ножках.

Но что за чудо?! Под кустом сидит печальная баба-Яга, а избушки-то не видно!

Волк и Иван здороваются с бабой Ягой.

-здравствуй, бабулечка, бабулечка Ягулечка-красотулечка! Что же ты грустишь?

Что случилось?

Баба — Яга: Э-э-эх! Избушку мою на курьих ножках помните? Так вот сбежала она …И стала я бездомная. Бомжиха, одним словом. Э-э-эх! Судьба моя горькая!

Иван.  Что же это она от тебя сбежала? Может ты ее чем-то обидела?

Баба — Яга: Я обидела? Да я самая безобидная на свете бабушка. Ну, бывает, иногда немножко расшумлюсь, так это все от нервов — нервы у меня, понимаете слабые … Не могу удержаться.  Где моя избушка? Помоги мне её вepнyrь! Устала я жить на улице! Холодно по ночам — то.

Волк.  А помнишь я тебя предупреждал: смотри, бабуля, сбежит от тебя избушка! Не вынесет такой жизни!

Как твоя бедная избушка до сих пор ещё не сгорела и не взорвалась — не знаю! Ты же техники накупила много, а правил пожарной безопасности не соблюдаешь!

Баба — Яга: Каких таких правил? Никаких правил пожарной безопасности знать не знаю! Да, действительно ,избушка моя только снаружи избушка, а внутри — евроремонт и всякая техника, вообщем, красота!

Вот недавно мне кроты газ провели, а Горыныч плиту газовую подарил. Какое чудо!  Крантик поверну — да и спичку туда! Эх, горит всё синим пламенем!  Красотища!!!

Поставлю супчик  варить на плиту, а пока он варится я прыг в ступу и полетела по своим делам.

А еще над плитой так удобно  одежду сушить — вмиг все сохнет.

Иван.  Да, бабулечка, правильно, что от тебя избушка сбежала. С такой жизнью не далеко и до беды: не будешь правила пож. безопасности  строго соблюдать  — не вернется избушка..

Волк. Давай-ка  мы поможем тебе избушку найти, а ты, нам вернешь все то, что в тридесятом царстве украла.

Иван. Пока я ищу избушку, ты изучай правила пожарной безопасности

Дает Яге книгу с правилами.

Баба. Согласна. Иван поучи со мной правила. Я ведь академиев не проходила и читаю плоховато.

Волк  уходит , Иван учит с Ягой правила.

Баба — Яга:
Ну, теперь всё стало ясно!
Не буду рисковать напрасно.
Послушной всегда я буду,
И правил ваших не забуду.

Появляется волк и ребенок в костюме избы.

Иван. Баба — яга, посмотри — кто идет!

Баба — Яга:
Радость — то какая! Вернулась, родненькая!
Я теперь все правила пожарной безопасности соблюдать буду!

Спасибо, касатики! Получайте свои вещи.

Отдает награбленное.

Иван и волк благодарят и уходят.

Иван.  Что-то гарью пахнет. Присматриваются. Да это же в царстве нашем пожар.

Волк. — За деревьями, кустами

    Заплясало быстро пламя,

Танец огня.

Волк. Садись мне на спину – я тебя быстро домчу, как пожарная машина.

Иван «садится» на плечи и поют 

 Мы едем, едем, едем,
Бесстрашные друзья,
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!

 музыку песни «Песенка друзей»

 

Иван тушит пожар. Спасает из огня царевну.

Волк. Сыграли они свадьбу. Ия там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

 Отдал царь Ивану в придачу полцарства, пож. каланчу  и машину красненькую — пожарную. Укротили они Змея-Горыныча и стали  жить-поживать, добро наживать и  всех от огня спасать.

Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке

17
октябрь

Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889

Храбрый Принц и усталая, напуганная Принцесса едут верхом на сером волке по темным и таинственным славянским лесам, где деревья растут так близко друг к другу, их ветви переплелись, что даже луч лунного света не может пролить свет, осветить тьму и сделать путешествие принца и принцессы менее жутким. Сияющие желтые глаза смотрят на них с высоты. В воздухе витает странный шепот… или это просто ветер поет свою одинокую песню. «Не волнуйся, моя княгиня, дорога недолгая», — шепчет княгине Иван-царевич, младший и, может быть, самый смелый сын царя, но она молчит, боится говорить, но наряд ее говорит сам за себя. ; ее украшения звенят, ее тяжелое парчовое платье шуршит, ее длинные волнистые волосы развеваются, как заколдованные, ибо волк мчится по лесу с такой неземной скоростью, что его лапы едва касаются заваленной листвой и поросшей мхом земли темного леса. где слабая душа не забредет.

Эта мрачная, мечтательная и романтическая картина представляет собой сцену из русской сказки «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», которая была собрана русским славистом и этнографом Александром Афанасьевым в «Русских сказках» (1855-1863 гг.). ), созданный по образцу сказок братьев Гримм . У сказки сумасшедший и запутанный сюжет, и, как и у многих сказок, есть разные версии. Основа сказки в том, что у короля был сад с золотой яблоней, и каждую ночь пропадало одно яблоко, и, естественно, он предполагал, что их украла Жар-птица. Я бы так же предположил! Только Жар-птица была достаточно зла, чтобы сделать такое. У короля было трое сыновей; старшие двое пытались всю ночь не спать и ловить Жар-птицу, но уснули и не смогли, а потом третий и младший сын Иван-царевич умоляли попробовать, и царь наконец разрешил ему. Он не спал всю ночь и увидел птицу, даже надрезал ее красное перо, но не смог ее поймать.

Виктор Васнецов, Рыцарь на распутье, 1882

И снова два старших сына отважно отправились на поиски Жар-птицы, но быстро оказались в замешательстве, потому что они подошли к камню, который дал им три варианта; первый путь принесет рыцарю голод и холод. Второй путь означал, что рыцарь будет жить, но его конь погиб. И кто возьмёт третий, тот умрёт, а его конь будет жить. Они не могли решить, что выбрать, поэтому сдались и вернулись к своей праздной жизни. Васнецов изобразил этот момент и в сказках, на самом деле в трех вариантах, и выше показан вариант 1882 года, возможно, самый красивый, с яркими красками и прекрасно переданной атмосферой. Посмотрите, какой зловещий перекресток с воронами и скелетными останками предыдущего рыцаря, потерпевшего неудачу в своих поисках… Лавандовое небо на заднем плане окрашено меланхолией, а последние лучи солнца отбрасывают на камень теплое оранжевое сияние. Иван-царевич пошел второй дорогой, и волк съел его коня. Здесь история становится странной и сложной, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Волк принимает облик коня, потом царевны… Но в конце концов Иван-царевич возвращается в свое царство с Жар-птицей и царевной, но ревнивые братья убивают его и разрезают его тело на куски. Позже его находит Серый Волк, и вода смерти восстанавливает его тело. А на Волке Иван-царевич едет домой и женится наконец на царевне Елене.

Момент сказки, которую решил изобразить Васнецов, Иван-царевич и царевна на Сером волке, волнующий, потому что во время этой странной поездки по темному и таинственному лесу Иван и царевна влюбляются друг в друга; посмотрите, как его руки дают ей приют, и как ее голова почти лежит на его груди. Виктор Васнецов прославился своими картинами, вдохновленными фольклором и сказками, которые хорошо сочетались со второй волной романтизма, захлестнувшей Европу и вдохновившей художников на поиск вдохновения в фольклоре и фэнтези. Это не единственная сказочная сцена, которую нарисовал Васнецов, на самом деле он написал много, поэтому интересно узнать, что он начал свою карьеру как художник-жанрист и был частью русской реалистической художественной группы под названием «Передвижники», известной на английском языке как «Странники» или «Передвижники», восставшие против академической строгости и узкого взгляда на мир. Васнецов вступил в колонию передвижников, находясь в Париже в 1876 году, и там познакомился с импрессионизмом. Оставив реализм позади, Васнецов увлекся живописью на фантастические и сказочные мотивы и начал работу над картиной «Иван-царевич на сером волке» в 1877 году, находясь в Париже, и в том же году вернулся в Москву.

Кукольная копия оригинальной картины Виктора Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

Нашла кукольную версию картины и подумала, что было бы интересно ей тоже поделиться, потому что она просто замечательная ! Мне нравятся все детали платья принцессы, ее мягкие волосы и усталое лицо. И Принц, глядя вдаль, надеясь, что его поиски увенчаются успехом, слегка волновался. Они оба очаровательно смотрятся вместе на этом волке. Но волк в кукольном варианте, правда, выглядит смертельно усталым, пьяным и измученным, не то что смелый, решительный и сильный волк на картине Васнецова. Нет, это Капиталистический волк, который работает с девяти до пяти и отчаянно нуждается в отпуске.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: 1889 год, 19 век, искусство, храбрый князь, кукла, сказка, фэнтези, Иван-царевич, Иван-царевич на сером волке, легенда, Живопись, передвижники, принцесса , романтик, Россия, русское искусство, Васнецов, Виктор Васнецов, волк

Обратные ссылки/Уведомления

    Фоторепортаж: ruscul0708 — LiveJournal

    Иван-царевич на сером волке\

    Виктор Васнецов: Иван-царевич на сером волке
    7 ноября 2007 г.
    B00466490

    В России в XVII веке фольклор играл довольно заметную роль в деревенской жизни. В одной из таких деревень на севере России в 1848 году родился Виктор Васнецов. Влияние того, что он вырос в среде с сильным фольклорным мировоззрением, никогда не исчезало, хотя большую часть своей дальнейшей жизни он провел в Санкт-Петербурге, Париже, Москве и Киев. Вместо этого Васнецов взял то, на чем он вырос, и использовал это как источник сюжетов для рисования. Он начал свою художественную карьеру как художник-декоратор, но вскоре перешел к историческому жанру. Еще находясь в Париже, он думал о мифологии своей родины, и там он начал работу над своей картиной «Иван-царевич на сером волке». (Галерея).
    Картина Васнецова иллюстрирует сцену из известной русской сказки об Иване-Царевиче-царевиче. По легенде, Ивану-царевичу, главному герою русских сказок, помогает серый волк в выполнении ряда задач. Отец посылает Ивана поймать жар-птицу и вернуть ее ему. Когда Ивана ловят на попытке украсть существо, его отправляют на другое задание, на этот раз вернуть лошадь с золотой гривой. И снова Ивана ловят, и на этот раз в наказание он должен похитить прекрасную царевну Елену. Как это часто бывает в сказках, принц и принцесса влюбляются друг в друга, и после короткой череды событий, грозящих разлучить их, они женятся и живут долго и счастливо. (Санкт-Петербург).
    Момент, запечатленный Васнецовым в его картине, — одна из самых нежных сцен в рассказе. Принц и принцесса едут на спине серого волка вдали от земли, где она была похищена. Пока они идут вместе, они влюбляются.
    Действие происходит в темном, густом лесу, заросшем старыми замшелыми деревьями. Возможно, те, кто их знает, легко узнают, что они напоминают леса России: леса, в которых происходят многие другие русские сказки. Этот фон, безусловно, задает настроение картине. Все деревья очень старые и тонкие, что делает обстановку очень жуткой. Тем не менее, между тройками на расстоянии есть свет, который говорит о том, что пара еще не очень далеко в лесу.
    Именно светлая одежда всадников, контрастирующая с темной обстановкой, притягивает взгляд зрителя и притягивает его к середине картины. Их чистые и богато вышитые одежды — это стиль средневековой королевской семьи, и они освещают сцену, как солнечный луч, заглядывающий между листьями. Еще одна особенность картины, которая бросается в глаза и кажется столь же неуместной, — это маленькие белые цветы, распустившиеся по всей правой стороне холста. Это обычный цветок, который цветет в русском лесу? Возможно, они предназначены для обозначения времени года, в котором происходит действие. Они могут даже быть символом романтики, расцветающей между принцем и принцессой. С другой стороны, они могут существовать только для того, чтобы добавить немного красоты изображению.
    Серый волк выглядит самым фантастическим из всех на картине. Кажется, что это было вызвано в основном из воображения. Это может быть связано с тем, что, предположительно, в распоряжении Васнецова для наблюдения оказалось не так много живых волков. Волк на картине выглядит более грозным и звериным, чем обычный волк; больше похоже на то, как волка представляют себе люди, рассказывающие эти сказки в сообществе, где волки могут представлять реальную угрозу.
    По картине также можно многое рассказать об эмоциях персонажей. На лице Ивана-царевича свирепое выражение храбрости. Он привносит ощущение комфорта в атмосферу, которая в противном случае была бы пугающей и пугающей. Кажется, он высматривает что-нибудь неожиданное, что может приготовить для него лес. Тем не менее, на его лице видна мягкость, которая заставляет думать, что он защищает свою прекрасную Елену. Он держится за нее, удерживая ее в безопасности и рядом с собой. Со своей стороны, она, кажется, доверяет Ивану, хотя он только что похитил ее. Кажется, что она нашла утешение в том, что нашла любовь, которая перевешивает любое горе, которое она могла испытывать.
    Цветовая гамма, использованная Васнецовым в этой картине, также способствует настроению картины. Картина состоит в основном из приглушенных цветов: бледно-зеленого, коричневого и черного. Эти цвета вызывают более спокойное, более удовлетворенное отношение. Даже более светлые цвета фигур, которые так сильно выделяются на фоне, окрашены только в бледно-голубой, золотой и несколько предметов в бледно-красный. Тон и бледные оттенки этих цветов придают изображению нечто сказочное.
    Этот вид живописи в основном просто эстетичен. Это выражение воображения, а не реальной жизни. Привлекательность создания визуального образа истории, подобной этой, в то время, когда был написан «Иван-царевич на сером волке», похожа на то, как мы делаем фильмы из популярных книг сегодня. Всегда интересно иметь возможность увидеть то, что обычно можно увидеть только в воображении. Даже если это не обязательно будет так, как вы себе это представляете, все же невероятно иметь возможность поделиться тем, что представляет себе один человек. Вот почему иллюстрации так часто помещают в книги: на них приятно смотреть. Эта картина может работать и в обратном направлении. Можно посмотреть на это произведение искусства и представить себе череду событий, которые привели героев туда, где они сейчас, и что с ними происходит потом.
    Наш герой Иван появляется еще на одной из картин Виктора Васнецова. В «Ковере-самолете» Иван изображен с жар-птицей из того же рассказа в клетке во время путешествия по ковру-самолету. Пейзаж на этой картине гораздо более открытый, поэтому цветовая гамма включает в себя более светлые тона. Соответственно, настроение «Ковера-самолета» по-прежнему мрачное, но в нем нет того чувства страха, которое возникает в «Иване-царевиче на сером волке». Рост Ивана в «Ковере-самолете» говорит о его уверенности в себе, и он, кажется, гордится тем, что несет клетку с жар-птицей. Это сильно отличается от Ивана из «Верхом на Сером Волке», который осторожен и защищает. «Ковер-самолет», как и «Верхом на Сером Волке», — тоже картина-иллюстрация: изображение воображаемого события.
    Виктор Васнецов взял рассказы своего детства и превратил их в свои шедевры. Прожив первые 20 лет своей жизни в небольшой русской общине, где продолжал жить сильный фольклор, Васнецов «самой душой был погружен в поэзию русской эпической литературы». (Галерея). Его картина «Иван-царевич верхом на сером волке» отражает традиции и культуру жителей маленьких деревень по всей России.

    Процитировано работ:

    Галерея Ольги.