Skip to content

Сценарий старшая группа осень: Сценарий осеннего праздника в старшей группе. | Методическая разработка (старшая группа):

Сценарий осеннего праздника в старшей группе. | Методическая разработка (старшая группа):

Сценарий музыкального руководителя ГБДОУ№38 Петроградского района

Гусаровой Анны Сергеевны

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА

для старшей группы

2020-2021 учебный год

Цель: Вызвать у детей радостные эмоции и обогатить их новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

1.Закреплять и расширять знания и представления детей об осени, о грибах, фруктах и овощах.

2. Развивать музыкальные способности детей, память детей, мышление, внимание, речь, умение выразительно передавать игровой образ (в песнях, стихах, танце).

3. Развивать внимание, ловкость, координацию в музыкальных играх.

4. Воспитывать любовь к труду и бережное отношение к природе.

5. Воспитывать умение преодолевать страх перед аудиторией.

Атрибуты:

1. Костюмы: Осени, Кикиморы, зайца, ёжика, белки, медведя.

2. Листья по 2штуки на каждого ребёнка;

3. Маски: овощи, фрукты, грибы, ягоды.

4. Метелочка.

5. Треугольники, ленточки-дождинки.

6. Корзины: овощи, грибы, ягоды и фрукты;

7. Угощение.

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом

Ведущий: Ребята, посмотрите, как красиво и нарядно сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришёл?

Дети: праздник Осени!
Ведущий: Конечно, праздник Осени!

Дети:

1. Вот и осень наступила

Вслед за летом точно в срок

И в садах позолотила

Каждый маленький листок!

2. Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

3. Соберем из листьев веер

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

4. И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Все: Осень наступает.

Дети исполняют песню «В парке» Сл И. Калиша, муз. М.Мишаковой

Дети:

1.Кто сказал, что осень –

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

2.Желтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

3.И запели песни

В небе журавли.

Косяками к югу

Тянутся они.

4.Кто сказал, что осень –

Грустная пора?

Сколько ярких красок

Дарит нам она!  

Ведущий:  Подождите, подождите, что-то  я совсем запуталась: «Грустная пора, радостная пора…» У нас сегодня встреча с Осенью. У меня вопрос: Что такое осень?»

 Дети исполняют песенку  Арины Чугайкиной. «Что такое осень?»

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Осень уже на дворе. А хотелось бы вам ребята, чтобы Осень пришла сейчас к нам в гости, на праздник?

Дети: Да.

Ведущий: Чтобы волшебница Осень пришла к нам, нужно её позвать.

Все: ГДЕ ТЫ ОСЕНЬ ОТЗОВИСЬ! ГДЕ ТЫ ОСЕНЬ ПОЯВИСЬ!

Под музыку выходит Осень

Осень: Здравствуйте, мои хорошие, нарядные, друг на друга совсем не похожие!

Я пришла сегодня дети

Праздник вместе с вами встретить.

Ведущий: Нынче праздник на дворе,

Наступила осень.

Мы об осени детей рассказать попросим.

Дети читающие стихи подходят к Осени

Дети:

  1. Какое у осени платье?

Могу без ошибок сказать я:

В подарок оставило лето

Немного зелёного цвета.

  1. Придумала осень сама

Бордовые с жёлтым тона.

И платье красивое сшила,

Каймой золотой опушила.

  1. Серёжки – из ягод рябинок,

Вуаль – это нить паутинок

А шляпу сплела из колосьев.

Ну чем не красавица осень?

Осень: Ребята, а вы знаете названия осенних месяцев? Я загадаю вам загадки, чтобы проверить вас. Но будьте очень внимательны!

Загадки Осени

     1. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(Ноябрь)

  1. Опустел наш дивный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

  1. Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

  1. В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель)

Осень: Ребята апрель – это осенний месяц?

Дети: Нет!

Ведущий: Ах, Осень, проказница. Хотела наших ребят запутать? А они тебе танец приготовили.

Дети исполняют танец с листьями

(дети в конце садятся на корточки, закрываются листочками).

Ведущий: Сколько листиков опало,

Подметать я их спешу,

Я метелочку возьму,

Листья в кучу заберу!

(под музыкальное сопровождение ведущий метелочкой метет, листики слетаются в центр зала).

Ведущий: Фух! Как много было работы! Теперь, порядок!

Дети: Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Ветер дунул – полетели.

Осень дует. Дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, закрываются листочками

Ведущий: Что ты, Осень! Ну в самом деле!!!

Все листочки разлетелись!

Сейчас свою метелочку возьму,

И листочки снова, соберу!

(под музыкальное сопровождение ведущий опять метелочкой метет, листики слетаются в центр зала).

Ведущий: Теперь, порядок!

Дети: Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Ветер дунул – полетели.

Осень дует. Под музыку, дети встают с мест и летят снова и машут листочками.

Ведущий: Ах, вы листочки мои золотые, расписные.

Что бы, вы не улетали, я вас всех — догоню.

Ведущий бегает за листочками, дети садятся на свои стульчики.

Под музыку в зал входит Кикимора, проходит по кругу, пугая всех.

Останавливается перед детьми грозно топает ногой.

Кикимора: Вы чего тут расшумелись? Тра-ля-ля, тра-ля-ля… Никакого покоя.

Осень: Здравствуйте, уважаемая. А Вы кто такая будете?

Кикимора: Я – Кикимора, по фамилии Болотная,

Для близких – просто Кики.

Я – красавица залетная,

Я – Кикимора Болотная!

Я такая красотуля!

Кто сказал, что я грязнуля? (оглядывается)

Я вас спрашиваю, чё орете, мне, красотулечке спать мешаете.

Ведущая: Так у нас сегодня праздник Осени.

Кикимора: Осени? Это твой, что ль, праздник? (Обращается к Осени). Поду-умаешь! Невелика персона. (К детям) И стоило так шуметь? Вот запру ее в самый дальний чулан своего болота, никто и не заметит, (к Осени) что тебя нет.

Осень: Ты что, Кикимора. Без меня никак нельзя!

Кикимора: Да ладно тебе! Вот я понимаю – ЗИМА! Это другое дело! Можно у Деда Мороза подарки утащить на новогодней елке. А от тебя никакого толку. Так что все, забираю я тебя.

И всю осеннюю листву я с собою унесу! (Забирает у детей листочки)

Не хочу я Осень, дети.

Так не быть же ей на свете.

Будет сразу вам зима!

Холод, лед снега – тьма!

Кикимора убегает под музыку и уводит за собой Осень

Ведущий: Ребята, что же теперь будет? Как вы думаете, Осень и правда не нужна? А зачем нужна Осень? (Ответы детей).  Мне кажется, сюда кто-то идет!

Звучит музыка, выходят зверята

Зайка: (плачет) Ой, беда, беда случилась! 

Наша Осень заблудилась.

В серой шубке меховой

Не могу гулять зимой.

Пришло время мне линять,

Шубку серую менять.

Зимой быть серым не могу,

Нигде не спрячусь на снегу!

Где же Осень?

Ежик: Пых-пых-пых,

Целый день в лесу мы бродим.

Пых-пых-пых,

И грибочков не находим!

Нет грибочков, вот беда!

Белка: Ой, ой, ой! Беда, беда!

Такого еще не было, НИКОГДА!

Мы Осень потеряли.
И не найти нам ее никак!

Звучит музыка, выходит Медведь и рычит, звери разбегаются…

Медведь: Ах, бедный я медведь-медведь…

Зимой мне нужно спать.

Но должен я ходить, реветь,

Зверей в лесу пугать.

Я не нашел себе берлогу,

Ведь осенью её ищу.

Теперь хожу по всем дорогам,

О славной осени грущу!

Медведь уходит.

Ведущий: Ребята, видите, как плохо без Осени. Нужно что-то делать, чтобы Кикимора нам ее вернула. И я, кажется, уже придумала.

Песню громко запоем,

Не дадим Кикиморе поспать!

Девочки берут в руки ленточки-дождинки, мальчики треугольнички.

Песня «Чистюли-дождинки» сл. И муз. М.Мишаковой

 (Садятся на места)

В зал под музыку входит Кикимора и ведет за собой Осень.

Кикимора: (потягивается) О-о-о-ой! Ну а теперь-то че шумите? Праздник Осени ведь закончился. А Нового года пока нет – ёлку ведь еще не наряжали?

Ведущий: Кикимора, верни нам Осень! Без нее все в природе пошло не так. Всем плохо без Осени.

Кикимора: (удивленно) Да-а-а-а! А мне вот с Осенью плохо. Заперла я ее, значит, в самый дальний чулан своего болота, ну. Как и обещала. А она ревет и ревет, ревет и ревет…

Мое любимое болото чуть в речку не превратила. Забирайте её!!!

Ааааа, размечались! Я вам Осень просто так не отдам.

Совсем она мне настроение испортила.

Вот развеселите меня, поиграете со мной – тогда Осень ваша.

Ведущий: У нас есть очень интересная игра.

Игра с Кикиморой «Осень по садочку ходила»

Кикимора: Здорово! Нате, забирайте свою Осень. Только чур больше не шуметь. Мне надо до Нового года выспаться, чтобы успеть у Деда Мороза конфеты утащить!

Осень: Кикимора, тебе не стыдно?

Кикимора: А, чё?

Осень: Ты знаешь, что воровать нельзя, это очень плохо.

Кикимора: (жалобно) Но ведь конфеток так хочется.

Осень: Есть много сладкого очень вредно!

Кикимора: Да ладно? Не уж-то правда? А что ж тогда полезно?

Осень: Правда-правда! Лучше кушай овощи, ягоды и фрукты. В них знаешь как много полезных витаминов.

Все скорее собирайтесь

И поехали со мной.

Покажу вам чудо-царство

Овощное государство.

(Дети, Кикимора встают за Осенью в паровоз, под музыку двигаются по залу, затем садятся на стульчики)

Осень: А сейчас ребята давайте познакомимся с жителями овощного царства-государства.

Звучит музыка, Осень взмахивает палочкой, гаснет и зажигается свет.

Выходит группа детей: хозяин и овощи.

Хозяин: У меня – огород! Вот!

А на огороде растёт:

Помидор и огурец,

Лучок, просто молодец!

Дивная капуста,

Свеколка, Петрушка,

Тыква, Арбуз, Кабачок,

Перца горького стручок.

Щедрая корзина –

Хватит на всю зиму!

Уходит

Осень: Овощи чудесны все.

Но какой же больше всех

Дети обожают

Я пока не знаю.

Овощи: (вместе) Кто из нас вкуснейший,

Кто из нас важнейший?

Огурец: Я – вкуснейший,

Я – важнейший.

Мы живём в рассоле,

Все едят нас вволю.

Свёкла: Не кричи-ка, огурец,

Ты, конечно, молодец,

Но кто свеколки важнее?

Кто, скажи, нужнее?

Сахар варят из свеклы,

И салаты из свеклы, и свекольник тоже.

Кто важнее, кто же?

Морковь: Важный овощ, ты, свеколка,

А важнее я – морковка!

Суп не сваришь без меня,

Без меня нельзя ни дня!

Капуста: Чтоб вам было пусто,

Лучше всех капуста!

Витаминами богата,

Любят щи мои ребята!

Помидор: Ах, какой нелепый спор,

Всех полезней помидор!

Тот, кто сок томатный пьёт,

Тот здоровенький растёт.

Хозяин (выходит): Тихо, тихо, не шумите,

Быстро ссору прекратите!

Овощей невкусных нет,

Все полезны, спору нет.

Чтоб расти, здоровым быть,

Нужно овощи любить.

Овощи, вы не деритесь,

Дружно за руки возьмитесь,

И на празднике ребят

Будем петь и танцевать!

(Все дети и герои встают в хоровод, на детях маски овощей, фруктов, грибов, ягод)

Хоровод «Солнышко осеннее»

Ведущий: Ребята, урожай то мы собрали, да только все ягоды, овощи, грибы, фрукты перепутались в нашей корзинке. Давайте разберем наш урожай, Кикимора, помогай нам.

Игра»Разбери овощи и фрукты, грибы, ягодв «. Играют две команды.

Ведущий: А это, Кикимора, наш подарок для тебя. (Вручает корзину с дарами Осени)

Кикимора: Вот спасибо, вот не ожидала. Пойду, расскажу моей сестренке, Ягулечке, что нужно есть только полезные продукты. А то она там мухоморы да поганки варит.

До свидания, ребята.

До свидания, Осень! (Уходит).

Осень: А Вы детки, молодцы,
И танцоры, и певцы!
На прощанье буду рада
Вам, друзья, вручить награду.
За доброе к природе отношение,
К Осени внимание и уважение.
Есть для общего стола
Угощение у меня! (Осень выносит подарки)

Ведущий: Спасибо тебе, Осень!

Осень: Славный праздник был, ребята,

Жаль, прощаться нам пора.

На прощанье «До свиданья»

И «До встречи», детвора!

КОНЕЦ

Сценарий осеннего утренника в старшей группе Как дети осень искали


Ведущая

Дорогие гости! Мамы, папы! Внимание! Просим, Вас затаите дыхание. Начинаем представление для детишек в удивление. Чтоб ребят не отвлекать, нужно телефон  убрать. Очень, очень просим вас выключить его сейчас. Пусть заботы подождут, не до них вам будет тут. Лучше с нами веселитесь, лучше в детство возвратитесь, хлопайте и подпевайте, праздник осени встречайте.

Под музыку  дети забегают в зал и встают в полукруг .


Ведущая

Вот художник так художник

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Дети: Осень.


Ведущая

Ребята, посмотрите, сколько листьев к нам прилетело. И желтые, и красные, очень красивые, правда? А знаете, кто так красиво всё украсил? Да, волшебница Осень постаралась.

Ребята, а вы хотите, чтобы Осень здесь появилась? (Хотим!)

Так давай те дружно её позовём.

Дети: Осень, Осень, появись,

С нами в танце закружись!


Ведущая: Не слышит нас Осень. Ребята, давайте позовём её песенкой?!


Песня «Осень, в гости просим (папка)Дети  подыгрывают на инструментах.


Под музыку входит Осень.


Осень:Я осень золотая давно уж тут как тут.

Волшебной, золотистой всегда меня зовут.

Не виделись мы целый год, за летом снова мой черед.

Я так трудилась, рисовала, яркими красками все украшала.

Мои милые друзья расскажите про меня.


1Ребёнок:Какая красивая осень,

Какой золотистый ковер,

И в гости сегодня ребята,

К нам праздник осенний пришел.


2Ребёнок: Ты так красива осень,

В наряде золотом,

Листочек красный, желтый,

Прощается с теплом.


3Ребёнок: Листья желтые в саду

Ветер подметает,

Это только раз в году

Осенью бывает.


4Ребёнок: Осень, осень за окошком,

Дождик сыплется горошком.

Листья падают, шурша.


Вместе:Как ты осень хороша.


Ведущая:

Спасибо, Осень, что сейчас

Ты вместе с нами,

Тебя мы, Осень,

Славим песнями, стихами!

Песня «Осень, милая, шурши»


Дети садятся (Пока дети садятся, на полу расстилается ковёр для танца)

Девочки-листочки остаются.


Осень

Ребята, я приглашаю вас к себе в осенний лес. Ну, что… вы согласны отправиться  вместе со мной в это путешествие? А дорогу нам покажут мои помощницы-лесные феи.

Танец с полотном и листочками

Дети в конце выходят прицепляются к полотну и все вместе бегут по кругу.

Останавливаются.


Осень:

Смотрите как красиво  в осеннем лесу. Я, Осень, — хозяйка леса. Берегу его красоту и чистоту. Тихо в моем лесу. Только слышно, как ветерок шумит, да листочки шуршат.


Дыхательное упражнение «Осенние листочки»


Шаловливый ветерок в лесочек залетел —                    


Ш-ш-ш!


Тихо-тихо веточкам он песенку запел:     


Ш-ш-ш!


Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел —


Ш-ш-ш!


Громко- громко веточкам он песенку запел –


Ш-ш-ш!

Ветерки по очереди песни пели.

То тихую, то громкую,

То тихую, то громкую,

А после закружились….

И улетели.

(Улетают на стульчики)


Фонограмма грома, грозы.

Ведущая:

Что такое, что случилось, все в лесу переменилось.

Тучка осенняя к нам прилетела, праздник испортить нам захотела.

Под музыку входит тучка.

Туча: 

Я Туча злая, грозовая,

Веселиться не люблю,

Дождем холодным всех залью.

Что вы с Осенью играете,

Или правил моих не знаете?


Всем скучать, меня бояться,

И не петь, и не смеяться!

Осень золотую от вас я забираю,

А дождик осенний вам оставляю.


Туча хватает Осень за руку, та вырывается.

Осень: Нет, нет!

Не хотим ни дождь, ни тучу,

Лучше ты меня не мучай,

А к ребятам отпусти –

Не нужны нам на празднике дожди!

Ведущая:

Не страшен дождик проливной,

Ведь зонтик есть у нас с тобой.

Мы будем весело гулять,

По лужам шлепать и скакать.

Дети  встают в круг.(Туча в это время убегает)

5Ребёнок: (берёт зонтик и выходит в центр круга)

Если дождик проливной

Зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой

Красный, желтый, голубой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с зонтиком играть.

«Игра с зонтиками»


Дети строятся в две команды. Первым игрока даются зонтики. На пути команды раскладывают лужи. Ребёнок с зонтиком перепрыгивает через лужи, оббегает ориентир, возвращается к команде и передаёт зонтик следующему игроку. Чья команда быстрее.


Ведущая

Наши ребята дождя не боятся

Под дождиком тёплым поют, веселятся.

Дети строятся в полукруг.


Песня «Кап, кап, тук.тук, тук….»


(Слышится гром, дети закрываются руками)

Ведущая:Снова гром слышу я, может, спрячемся, друзья!

( дети убегают на стульчики)

В зал снова влетает туча.

Ведущая: Ой, ребята, а давайте прогоним злую тучку.

Тучка, тучка улетай и ребяток не пугай.

Туча:(сердито)

Ах, вы, так, тогда я точно Осень забираю,

А дождик холодный вам оставляю.

Тучка уводит Осень.

Ведущая

Ребята, что же нам теперь делать, какой же праздник без ЗолотойОсени. Посмотрите, Осень оставила нам свою волшебную дудочку. Она то и поможет нам её найти.

Как только на дудочке ты заиграешь, на грибнуюполянку легко попадаешь. (играет на дудочке)


Выбегают грибы-мухоморчики (девочки и мальчики)


Грибок: Эй, вставай, грибной народ!

Слышишь – музыка зовет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стройся, мой грибной отряд!

«Танец грибов-мухоморов»

Ведущая

Скажите нам грибочки, вы Осень не встречали?


Грибок: «Нет-нет-нет» –

От лесных грибов ответ.

Ведущая:

Что ж будем дальше Осень искать.

Дальше дудочка играй, кто придет к нам, угадай.

(Дудочка играет, выходят девочки-Рябинки)

Ведущая

На лесной опушке, словно на картинке,

Собрались подружки – яркие Рябинки.

Это наши девочки нарядились тоже,

Стали на Рябинок все они похожи.

Танец-песня «Рябинки».

Ведущая: 

Вы красивые, Рябинки!

Дайте нам скорей ответ –

Где искать нам нашу Осень,

Знаете вы или нет?

Рябинка: Нет, нет, нет от рябинок вам ответ.

(убегают на стульчики)Ведущая: 

Снова дудочка играет

С неба капли созывает.

Игра «Тучки-плакучки Журнал « Муыкальный руководитель»№5 2013 с 42


В игре участвуют все дети. Они образуют три круга, в каждом кругу стоит тучка (девочка, держит в руках тучку).

Дети поют под музыку «Во саду ли в огороде»

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко ловили. ( Двигаются по кругу шагом)

А мы солнышко догоним,

А мы солнышко поймаем! (переходят на топающий шаг)

Солнышко спрятали,

И сами заплакали: кап-кап-кап! (Приседают, стучат пальчиками по полу)

Ведущая

Разбежались капельки, капельки-дождинки,

По дорожкам бегают, по крышам, по травинкам…..(Разбегаются врассыпную)

А сейчас раз, два, три-

Тучку маму найди! (Дети ищут свою тучку-маму, кто быстрее)


Ведущая

Вы так весело играли и не сколько не устали.

Дайте нам скорей ответ, где искать нам нашу Осень.

Знаете вы, или нет?

Тучки : Нет, нет, нет, вам от капелек ответ! (Отвечают тучки и уходят на места)

Ведущая:

Что же ребята нам делать, никто нашу Осень не встречал, никто ее не видал. Может мы ее никогда не найдем. Надо что-то другое придумать.


Я вот думала, думала и придумала. А давайте песенку споем про дождик, тучка, когда эту песенку услышит, сразу к нам на праздник и придет и Осень золотую с собою приведет.

Песня «Осень осень наступила, листья осыпаются…»


Дети садятся.


Ведущая:

Давайте ребята посмотрим, услышала нас тучка или нет. Придет она к нам? Как вы думаете? Давайте ждать.

Встречаем нашу тучку!


Выходят Тучка и Осень под музыку.


Тучка: Вот спасибо, вам друзья, песенку услышала я. Ведь без тучки и без дождика не бывает осени.

Осень: Также как и осенью не бывает и без солнечных дней.

Ведущая: Раз на праздник к нам пришли подружиться вы должны. правильно, ребятки.

Дети: Да!

Ведущая: Ради дружбы нашей, давайте весело попляшем.


Танец «Платочки и балалайки»

( дети садятся на места)

Ведущая

Вот и пропала тучка, и кончился дождик. Зато посмотрите, какая большая лужа осталась.

Ведущая подходит к луже, поднимает ткань, а там подарки.

Осень

Вместе с тучкой приготовила дары для нашей детворы.

Вы чудесные ребята!!! Я скажу вам честно.

Веселиться с вами было, очень интересно!!!

Но прощаться нам пора, до скорой встречи, детвора!!!

Осень уходит.

Ведущая:

Осенний праздник завершаем, и гостям всем пожелаем,

Пусть осенние деньки, будут веселы, легки!!! До свидания, до новых встреч!


Детям раздают угощение и выходят из зала.


Автор: Ноздрина Ольга Геннадьевна



Поделиться с друзьями

Сценарий покровской ярмарки «Разноцветный ковер Дона»Праздник Осени

3 Сценарии опасности падения и предотвращение

Каждый четвертый пожилой американец падает каждый год, и каждый пятый из этих падений приводит к серьезной травме. С возрастом вероятность падения увеличивается в основном из-за комбинации факторов, а не только из-за одной или двух общих характеристик. Лекарства, зрение, мышечная сила, общее состояние здоровья и плотность костей — все это играет роль, и падения могут быть связаны с одним или несколькими причинами.

Поскольку не существует универсального правила для всех опасностей падения, лицам, осуществляющим уход, может быть сложнее контролировать и предотвращать риски падения. Опытные пожилые опекуны, такие как команда Visiting Angels Flagstaff и гериатры, предлагают рассмотреть ситуации, которые могут привести к падению, смягчить факторы в каждой ситуации с помощью превентивных мер и составить план на случай падения. Узнайте больше об основных условиях, при которых возможно падение, и о способах реагирования в случае чрезвычайной ситуации при падении.

Выявление условий опасности падения

Падения различны для каждого пожилого человека, и даже когда опекун определяет опасность падения, дополнительный фактор может спровоцировать следующий. Чтобы лучше прояснить возможности падений, наши лица, обеспечивающие уход за детьми в программе Visiting Angels Flagstaff, делят их на три категории: медицинские риски, риски, связанные с окружающей средой, и риски, связанные с обстоятельствами.

Медицинские риски

Когда пожилые люди принимают лекарства или комбинации лекарств, возможны побочные эффекты. Чем больше регулярных рецептов выписывается стареющему члену семьи, тем больше шансов, что эти лекарства могут сыграть роль в падении. Как лицо, осуществляющее уход, вы можете не знать обо всех побочных эффектах каждого типа лекарств. Тем не менее, команда Visiting Angels Flagstaff сочла полезным иметь базовую информацию о том, какие лекарства принимает ваш близкий, и обзор того, как он переносил их в прошлом. Поговорив с врачом вашего стареющего близкого, вы получите больше отзывов о том, как лекарства могут повлиять на баланс, зрение, кровяное давление и силу.

Как только вы поймете, как лекарства могут повлиять на вашего старшего члена семьи, вы сможете свести к минимуму риски, связанные с потенциальными побочными эффектами. Например, если проблема заключается в слабости, добавьте перила, чтобы придать им устойчивость. Если у вас проблемы со зрением, добавьте света в их жилое пространство и держите его подальше от беспорядка. Эти риски сильно зависят от того, как чувствует себя ваш любимый человек.

Экологические риски

Экологические риски состоят из окружающего нас мира, наполненного опасностями падения на каждом шагу. Ну, может быть, это не так драматично. Тем не менее, экологические риски, в том числе лед или скользкий пол, загроможденные дорожки, незакрепленная мебель или сиденья или неровные тротуары, являются значительными факторами риска неожиданного падения.

Экологические риски, наряду с медицинскими рисками, являются рецептом опасного падения. Например, неровный тротуар может стать проблемой для некоторых пожилых людей. Если у них также есть нечеткое зрение из-за медицинской проблемы, тот же тротуар может стать опасным в одно мгновение. Чтобы помочь защитить своих пожилых близких от экологических рисков, наблюдайте за их жилым пространством и выявляйте потенциальные проблемы: препятствия, тусклое освещение, электрические шнуры, блокирующие проходы, или стеклянные столешницы, которые могут казаться невидимыми.

Случайные риски

Триггеры этих рисков могут быть как неожиданными, так и спонтанными, что значительно усложняет управление ими. Риски, связанные с конкретными случаями, могут быть связаны со здоровьем (падение артериального давления или уровня сахара в крови, перенапряжение) или вызваны внезапным движением, например, если кошка идет впереди.

Случайные риски устранить сложнее, но возможно. Помогая своим близким принимать лекарства, чтобы предотвратить падение артериального давления, или помогая в повседневных делах, чтобы избежать спотыканий, скольжений и истощения, вы добьётесь успеха.

Что делать при падении пожилого человека

Большинство падений заканчиваются небольшими царапинами или синяками, но возможны и более серьезные травмы. Когда ваш любимый человек упал, первое, что вы должны сделать, это утешить его и держать в безопасном положении, пока вы не узнаете, что он сможет встать на ноги. Наша команда Visiting Angels Flagstaff всегда проверяет наличие кровотечений, растяжений или переломов костей и спрашивает, чувствуют ли наши пожилые клиенты какую-либо боль.

Если ваш близкий кажется невредимым, если не считать синяка или царапины, помогите ему медленно встать. Остановитесь, если они почувствуют какую-либо боль или покажутся легкомысленными или сбитыми с толку. Помните, что ваша задача — поддерживать их, когда они встают, а не подтягивать их или поддерживать их вес.

Сломанные кости или сильное кровотечение требуют медицинской помощи. Немедленно позвоните по номеру 911 и держите близкого человека в тепле и покое, пока не прибудет помощь.

Предотвращение падений в будущем

Понимая различия в сценариях падений, вы должны чувствовать себя более подготовленными к устранению опасности падения вашего пожилого близкого человека, особенно если вы можете точно определить причину падения в прошлом. Чтобы получить дополнительную помощь в изучении основ всех мер профилактики, ознакомьтесь с нашей программой предотвращения падений Visiting Angels Flagstaff. С помощью этих советов ваш стареющий любимый человек сможет дольше оставаться активным.

Служба Visiting Angels Flagstaff

Будучи опытными поставщиками услуг, команда Visiting Angels Flagstaff обладает глубокими знаниями об опасностях падения и о том, как их предотвратить. Наша сострадательная забота позволяет вашим пожилым близким дольше жить в своем доме, достойно живя в том месте, где они чувствуют себя наиболее комфортно. Для нас большая честь заботиться о наших пожилых людях во Флагстаффе! Посетите наш веб-сайт или позвоните нам по телефону 928-220-4100, чтобы узнать больше и запланировать время, чтобы поговорить с нашими специалистами.

Глава 2. Реакция на падение | Агентство медицинских исследований и качества

Ключевые моменты главы 2
  • Восьмиэтапная реакция на падение

Падение в прошлом является лучшим предсказателем будущих падений. На самом деле, 30-40% тех жителей, которые упадут, сделают это снова. Таким образом, крайне важно, чтобы персонал быстро и эффективно реагировал на падение. Реагирование на падение (таблица 3) представляет собой комплексный подход, составляющий основу Программы управления падением (FMP). Он включает следующие восемь шагов:

  1. Оценить и контролировать жителей в течение 72 часов после падения.
  2. Расследовать обстоятельства падения.
  3. Запишите обстоятельства, резидентный результат и реакцию персонала.
  4. FAX Предупреждение лечащему врачу.
  5. Осуществить немедленное вмешательство в течение первых 24 часов.
  6. Завершить оценку падений.
  7. Разработайте план лечения.
  8. Следите за соблюдением персоналом и реакцией жильцов.
Таблица 3. Реакция FMP на падение

Первые пять шагов включают немедленную реакцию, которая возникает в течение первых 24 часов после падения. Шаги 6, 7 и 8 представляют собой долгосрочные стратегии управления.

Целью этой главы является представление процесса FMP Fall Response в краткой форме. При изучении этой главы может оказаться полезным использовать тематическое исследование и материалы, представленные в Приложении C, чтобы проиллюстрировать процесс реагирования на падение.

1. Оценка и мониторинг резидента в течение 72 часов после падения

Немедленный осмотр медсестрой после падения резидента должен включать обзор систем стационара и описание травм. После осмотра медсестра должна стабилизировать пациента и при необходимости оказать немедленную помощь.

Оценка состояния жителя до, во время или сразу после падения дает ключ к разгадке возможных причин. Факторы риска, связанные с состоянием здоровья или приемом лекарств, могут отражаться в аномальных значениях любого из следующего:

  • Основные показатели жизнедеятельности (T, P, R, АД).
  • Постуральное кровяное давление и апикальная частота сердечных сокращений.
  • Глюкоза из пальца (для диабетиков).

При наличии показаний резидента и анамнеза следует провести лабораторные анализы, такие как общий анализ крови, анализ мочи, пульсоксиметрию, электролиты и ЭКГ.

В первые 72 часа после падения жители должны находиться под усиленным наблюдением. Каждую смену медсестра должна записывать в медицинской карте обзор систем, отмечая любое ухудшение или улучшение симптомов, а также проводимое лечение. Ссылка на падение должна быть четко задокументирована в записке медсестры. Перейдите к Приложению C, чтобы получить образец медицинской справки после падения.

2. Расследование обстоятельств падения

Если обстоятельства падения не расследованы во время происшествия, впоследствии очень трудно собрать воедино событие и определить, какие факторы риска присутствовали. Даже когда постояльца находят на полу после падения без свидетелей, персонал, осуществляющий непосредственный уход, может использовать свой опыт и знания о постояльце, чтобы сделать обоснованные предположения на основе улик. Ответ «неизвестно» редко, если вообще когда-либо, должен приниматься старшей медсестрой во время расследования падения.

Если сотрудники опасаются негативных ответов со стороны своих начальников, они не захотят сообщать о промахах или намеках, которые могут свидетельствовать об ошибке персонала. Медсестры-менеджеры не должны обвинять и уметь решать проблемы с персоналом, работающим на переднем крае.

3. Запись обстоятельств, результат резидента и реакция персонала

Письменное полное описание всех внешних обстоятельств падения во время инцидента имеет решающее значение. Сюда входят факторы, связанные с окружающей средой, оборудованием и деятельностью персонала. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Обстоятельства падения
  1. Дата
  2. День недели
  3. Время
  4. Местоположение
  5. Тип падения
  6. Вероятная причина
  7. Активность во время падения
  8. Присутствие персонала
  9. Тип обуви
  10. Вспомогательные средства
  11. Ограничение использования
  12. Использование боковой направляющей
  13. Использование сигнала тревоги

Журнал отслеживания для повышения безопасности пациентов (TRIPS) — это метод, используемый в FMP для регистрации всех типов падений. (Рисунок 2) Определение подлежащего регистрации падения, данное Центрами услуг Medicare и Medicaid, включает следующее:

  1. Падением считается случай, когда житель потерял равновесие и упал бы, если бы не вмешательство персонала. Другими словами, перехваченное падение остается падением.
  2. Наличие или отсутствие полученной травмы не является фактором при определении падения. Падение без травм остается падением.
  3. Когда постоялец найден на этаже, учреждение обязано провести расследование и попытаться определить, как он/она туда попал, и принять меры, чтобы предотвратить повторение подобного. Если нет доказательств, указывающих на обратное, наиболее логичным выводом будет то, что произошло падение.
  4. Расстояние до следующей нижней поверхности (в данном случае до пола) не является фактором, определяющим, произошло ли падение. Если житель скатился с кровати или матраца, которые были близко к полу, это падение.
Рисунок 2. Примеры падений
  • Найдено на полу (без свидетелей).
  • Падение на пол (засвидетельствовано).
  • При падении (резидент стабилизирован или опущен на пол с помощью посоха или другого лица).
  • Перекатился или упал с низкой кровати на коврик или пол.

Форма ТРИПС состоит из двух разделов. Раздел A включает в себя основную информацию о резидентах, способы документирования в медицинской карте и уведомление поставщика первичной медико-санитарной помощи и семьи. В разделе B есть вопросы, связанные с 1) обстоятельствами, 2) реакцией персонала и 3) резидентством и результатами ухода.

Старшая медсестра, работающая во время падения, должна заполнить форму TRIPS. После разговора с привлеченным персоналом, осуществляющим непосредственный уход, медсестру просят использовать свой опыт и знания резидента, чтобы собрать воедино подсказки, чтобы «неизвестно» использовалось экономно, если вообще использовалось. Затем форма должна быть проверена координатором медсестер Falls или директором по сестринскому делу, и любая недостающая информация, такая как посещения отделения неотложной помощи, госпитализации, результаты рентгена или дополнительные медицинские анализы, добавляется позднее. Более подробная информация о шаге 3 приведена в главе 3.

4. Оповещение по факсу основному лечащему врачу

Когда падает житель, который уже был включен в FMP, медсестра должна отправить оповещение по факсу основному лечащему врачу. Целью этого оповещения является информирование врача, практикующей медсестры или помощника врача о самом последнем падении жителя, а также об общем количестве падений жителя за предыдущие 180 дней.

5. Немедленное вмешательство в течение первых 24 часов

Немедленное реагирование должно помочь снизить риск падения до тех пор, пока не будет проведено более комплексное планирование ухода. Таким образом, медсестра должна принять немедленные меры в ту же смену, когда произошло падение.

При тщательном расследовании обстоятельств падения обычно ясно, какие немедленные действия необходимы. Например, если пациент падает по дороге в туалет из-за неотложных побуждений и плохого равновесия, уместными будут вмешательства, связанные с посещением туалета и помощью персонала. Однако, если пациент находится на полу между кроватью и ванной, а персонал не ищет улики, такие как моча или обувь, и не задает вопросы пациенту, планировать неотложную помощь намного сложнее.

Вот некоторые примеры немедленных вмешательств:

  • Увеличение числа посещений туалета с определенной частотой помощи со стороны персонала.
  • Увеличена помощь, предназначенная для определенных периодов повышенного риска.
  • Усиленный мониторинг с использованием сенсорных устройств или сигналов тревоги.
  • Усиленный надзор персонала, нацеленный на определенные периоды повышенного риска.
  • Лечение боли.
  • Защитная одежда (шлемы, наручи, набедренные щитки).
  • Безопасная обувь.
  • Низкая кровать/мат.
  • Особые стратегии управления поведением.

Важно документировать немедленный ответ в медицинской карте. Отсутствие документации оставляет сотрудников открытыми для негативных последствий в результате опроса или судебного разбирательства.

6. Полная оценка падений

В дополнение к подсказкам, обнаруженным во время немедленного осмотра жильцов и усиленного наблюдения, оценка падений FMP используется для более глубокого изучения риска падений. Включены пять областей риска, признанных в литературе связанными с падениями. Их:

  • Лекарства — антидепрессанты, нейролептики, бензодиазепины, седативные/снотворные средства и дигоксин.
  • Ортостатическая гипотензия.
  • Плохое зрение.
  • Нарушение подвижности.
  • Небезопасное поведение.

Обувь резидента и уход за ногами, а также вопросы безопасности окружающей среды и оборудования также должны быть оценены. В FMP эти факторы являются частью инспекции жилого помещения. (Перейдите к Главе 6)

Поскольку оценка падения будет включать направления для дальнейшего обследования поставщиком первичной медико-санитарной помощи или другими медицинскими работниками, необходимо быстро связаться с соответствующими лицами. Автоматические факсы используются для связи с лечащим врачом, практикующей медсестрой или помощником врача. Отчет и распоряжения поставщика основных медицинских услуг по факсу знакомят с FMP, представляют результаты оценки резидента при падении и предоставляют форму для отправки заказов по факсу. Бланк FAX Back Orders и отчет о падении должны быть помещены в медицинскую карту после завершения. Копия этого 3-страничного факса находится в Приложении B. Более подробная информация о шаге 6 содержится в Главе 4.

7. Разработка плана оказания помощи

Результаты оценки падений вместе с любыми приказами и рекомендациями должны использоваться междисциплинарной командой для разработки комплексного плана оказания помощи при падении в течение 1–7 дней после падения. План осенних вмешательств должен использоваться координатором медсестер Falls в качестве рабочего листа и для записи окончательных вмешательств, выбранных для резидента. Вмешательства, перечисленные в этой форме, сгруппированы по тем же пяти областям риска, которые использовались для оценки падений.

Часто план первичной медицинской помощи не содержит достаточно подробностей для эффективного снижения риска падения. Безопасная обувь является примером вмешательства, которое часто встречается в плане ухода. Тем не менее, чтобы предотвратить падение, персонал должен знать, какая обувь жильцов безопасна. Такой уровень детализации достигается только при участии персонала, работающего на переднем крае, для индивидуализации плана ухода. Осенний план вмешательства должен включать этот уровень детализации.

Более подробная информация о шаге 7 содержится в Главе 4.

0015

Несмотря на то, что план лечения падений может включать потенциально эффективные мероприятия, соблюдение персоналом правил снижает риск падения.