Skip to content

Сценарий к 100 летию октябрьской революции в школе: Сценарий «К 100-летию революции 1917 года» | План-конспект занятия (1 класс) на тему:

Сценарий «К 100-летию революции 1917 года» | План-конспект занятия (1 класс) на тему:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области

Классный час

«К 100-летию Великой Октябрьской революции»

в  1  классе.

        

                                                                                                           

   Учитель начальных классов:

Кочеткова Ольга  Владимировна

                                               

2017 / 2018 учебный год

1 ведущий

Земля! (слайд 1)

Дай разум всем живущим людям, (слайд2)

Дай силу тем, кто сможет защитить! (слайд 3)

2 ведущий

Добра тому, кто добр со всеми будет, (слайд 4)

Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!.. (слайд 5)

1 ведущий

7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки, мамы и папы, — отмечали как большой праздник. Флажки и шарики, праздничные лозунги. Военный парад и демонстрация. (слайд 6)        

Праздновать 7 ноября начали с 1918 года. Этот день отмечался в СССР как главный праздник страны — День Великой Октябрьской социалистической революции. (слайд 7)

Стихотворение ученик 2 класса.

1 ведущий

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, — не десятки, а сотни!

2 ведущий

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй — самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека — царя, самодержца Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… (слайд 8)

1 ведущий

        Были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.         

И         всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче — не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России. (слайд 9)

2 ведущий

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Они создавали кружки образования для рабочих, и боролись за счастье угнетенных народов, и — крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму

Человек который руководил партией революционеров был Ульянов (Ленин) Владимир Ильич Ленин !!! Кто это…Это человек …который хотел для всех людей мира и дружбы между народами…что бы дети были сыты и учились в школе …взрослые работали и получали достойную оплату своего труда. (слайд 10)

1 ведущий

ПОТОМУ что простые люди не могли больше жить по старому . ..на коленях …они хотели равноправия и уважения к себе.

Стихотворение  С. Маршака

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит СОЛДАТ

Стреляют на ходу.

Рабочий тащит пулемет,

Сейчас он вступит в бой.

Висит плакат: «Долой господ!

Помещиков долой!»

Несут отряды и полки

 Полотна кумача,

И впереди — большевики,

Октябрь! Навеки свергли власть

Буржуев и дворян.

Так в Октябре мечта сбылась

 Рабочих и крестьян.

Далась победа нелегко,

Но Ленин вел народ,

И Ленин видел далеко,        

На много лет вперед

И правотой своих идей –

Великий человек –

Он всех трудящихся людей

Объединил навек…

Песня

СМЕЛО ТОВАРИЩИ В НОГУ

ДУХОМ ОКРЕПНЕМ В БОРЬБЕ

В ЦАРСТВО СВОБОДЫ ДОРОГУ ГРУДЬЮ ПРОЛОЖИМ СЕБЕ

ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ НАРОДА

ДЕТИ СЕМЬИ ТРУДОВОЙ

БРАТСКИЙ СОЮЗ И СВОБОДА

 ВОТ НАШ ДЕВИЗ БОЕВОЙ

1 ведущий

Мы помним день 7-го ноября (слайд 11)

И алые знамёна, и оркестры,

2 ведущий

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни(слайд 12)

1 ведущий

7-8 ноября весь Советский Союз праздновал самую значительную дату, с которой, собственно, и началась история СССР — история социалистического выбора пути, побед и достижений, великих строек и великих открытий. «Красный день календаря» имел официальное название-День Великой Октябрьской социалистической революции. (слайд 13)

Танец «Матросский»

2 ведущий

Так и закрепилось в памяти людей: День 7 ноября — «красный день календаря». Была в советское время традиция — ежегодно в этот ноябрьский день ходить на демонстрации трудящихся. 7 и 8 ноября объявлялись выходными. В ясную или дождливую погоду День Великой Октябрьской революции всегда переполняли яркие впечатления

1 ведущий

Первыми в праздничных колоннах традиционно шли те, кто с честью нес трудовую вахту, — герои и ударники труда. По площадям весело ступали праздничные колонны школьников, студентов, спортсменов. Обязательными были атрибуты праздника: автомобили, украшенные лозунгами. НЕСЛИ знамена. флажки и воздушные шары

2 ведущий

В колонах шли люди разных национальностей…русские …украинцы ..белорусы .узбеки ..казахи (выходят дети к костюмах )…Все радуются празднику . повсюду смех … и танцы..Звучали песни о дружбе между народами

ПЕСНЯ «Моя Родина» (ВСЕ ВМЕСТЕ)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 100-летию Российской революции | Материал (8, 9 класс) на тему:

Сценарий мероприятия: «100-летие революции 1917 года»

Для учащихся 8-9 классов.

Цель: 

-дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с  революцией 1917 г.;

— воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Ход мероприятия.

Просмотр ролика «100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции посвящается…» — 3.43 минуты

Ведущий1:  В 2017 году мы отмечаем 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической вехи.
Великий Октябрь называем событием минувшего столетия

Ведущий 2: История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.
слайд 1
Ведущий 1.  После распада советской державы появились новые книги, кинофильмы. Потускнели легендарные кадры о взятии Зимнего, историки до сих пор спорят о той далекой поре – что в ней правда, а что мифы.

Ведущий 2. Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В современной России праздник был переименован  в День согласия и примирения, отмечается 4 ноября.

Слайд 2

Ведущий 1: 2017  год —  год столетия революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Вопрос о месте революции 1917 года и советского наследия в понимании исторического пути страны по-прежнему открыт.

Слайд 3, 4

Дата эта требует своего осмысления и переосмысления. Возможно, когда-нибудь мы (или наши потомки) придём к верному пониманию этого процесса. Во всяком случае, нужно этим заниматься. Изучать, анализировать, сопоставлять …

Ведущий 2: Но этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты.

Ведущий 1: Как же всё это было? К осени 1917 года политика Временного правительства привела Российское государство на грань катастрофы. Вооруженные силы разложились и не могли продолжать военные действия на фронтах Первой мировой войны, солдаты дезертировали десятками тысяч. Фронт разваливался. Начались проблемы со снабжением продовольствием городов.  Крестьяне проводили самозахват земель, помещичьи усадьбы горели сотнями.

Слайд 5

Ведущий 2: Страну накрывала волна хаоса. Самодержавие, являвшееся стержнем всей империи, было разрушено. Но взамен него ничего не дали. Люди почувствовали себя свободными от всех налогов, повинностей и законов. Временное правительство  не могло установить порядок, более того, своими действиями только усугубляло ситуацию.

Слайд 6

Ведущий 1: Этим и решили воспользоваться большевики. До лета 1917 года они не считались серьёзной политической силой, но к осени 1917 года их популярность выросла. Их программа была чёткой и понятной народным массам. Власть в этот период могла взять фактически любая сила, которая проявила бы политическую волю. Этой силой и стали большевики.

Слайд 7

Ведущий 2: В августе 1917 года они взяли курс на вооружённое восстание и социалистическую революцию. Это произошло на VI съезде РСДРП(б), 10 (23) октября Центральный комитет принял резолюцию о подготовке восстания.

Слайд 8, 9

Ведущий 1: 12 (25) октября 1917 года для защиты революции  по инициативе председателя Петросовета Льва Троцкого был учрежден Петроградский военно – революционный комитет.  Фактически этот орган и координировал подготовку вооружённого восстания. ВРК подчинялись отряды Красной Гвардии, солдаты Петроградского гарнизона и матросы Балтийского флота. Практически все решения принимали большевики Лев Троцкий, Николай Подвойский и Владимир Антонов — Овсеенко.

Слайд 10

Ведущий 2: Фактически уже к началу восстания большевики  установили военный контроль за столицей. Временное правительство было недееспособно и не смогло решительно ответить.

Слайд 11

Ведущий 1: С 24 октября отряды Петроградского гарнизона заняли все ключевые пункты города: мосты, вокзалы, телеграфы, типографии, электростанции и банки.  

Слайд 12

Ведущий 2: Члены Временного правительства надеялись отсидеться во дворце до прибытия войск с фронта. Его бездарность видна даже в том факте, что чиновники ничего не сделали для защиты своей последней цитадели – Зимнего дворца: не было подготовлено ни боеприпасов, ни продовольствия.

Ведущий 1: К утру 25 октября (7 ноября) у Временного правительства в Петрограде остался только Зимний дворец. К концу дня его «обороняли» около 200 женщин из женского ударного батальона, 2 — 3 роты  юнкеров.  Охрана стала расходиться ещё до штурма. Первыми ушли казаки.  Затем ушли по приказу своего начальника юнкера Михайловского артиллерийского училища.

Слайд 13

Ведущий1: В 21: 40 из бакового орудия «Авроры» был произведен один холостой выстрел, он послужил сигналом для начала штурма.

Слайд 14

В 23 часа большевики начали обстреливать Зимний дворец из орудий Петропавловской крепости, сделавших 35 выстрелов боевыми снарядами, из которых только 2 слегка «царапнули» карниз Зимнего дворца.

Слайд 15

Ведущий 2: Кадры знаменитого штурма Зимнего дворца – это красивый миф. Весь штурм заключался в вялой перестрелке. О его масштабе можно понять по потерям: погибли шестеро солдат и одна ударница. В 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) членов Временного правительства арестовали.

Слайд 16, 17

Ведущий 1:  Вечером 25 октября в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил переход всей власти к Советам. 26 октября Совет принял Декрет о мире. Всем воюющим странам предлагалось приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира. Декрет о земле передавал помещичьи земли крестьянам. Все недра, леса и воды национализировались. Одновременно было сформировано правительство – Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным.

Слайд 18, 19

Ведущий 2: 3 ноября 1917 года со взятием Кремля Советская власть победила в Москве.

Слайд 20

Ведущий 1: В целом же советская власть была установлена в стране легко и без большого кровопролития. Революцию сразу поддержали в Центральном промышленном районе, где местные Советы рабочих депутатов уже фактически контролировали ситуацию.

Слайд  21

Ведущий 2: Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов — внутренних и внешних. В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. Сегодня мы знаем, кто пострадал незаслуженно, а кто получил по заслугам. Но смогли бы мы сами лучше разобраться в ситуации и принять более правильные решения, окажись на месте руководства молодой республики?

Слайд 22, 23

Ведущий 1:  Мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании уроков истории, заблаговременно разрешать возникающие неопределённости и предотвращать возможные как внутренние, так и внешние, а особенно глобальные конфликты

Ведущий 2: Беспамятство – это вообще страшный диагноз. Сейчас на Украине сносят памятники не только Ленину, но и маршалу Жукову, разведчику Кузнецову. И это, как и в других странах, ведёт к распаду гражданского общества. Памятник — это память, свидетельство реалий той или иной пережитой нами эпохи. Разрушить памятник – значит отказаться от какого — то периода своей истории, а это недопустимо.

Слайд 24

Ведущий 1: Всестороннее и объективное изучение Великой российской революции … помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты.  

Ведущий 1:

Об истории нашей судить очень сложно:
Было много в ней бед и великих побед;
Только если о прошлом у нас знаний нет,
То вперёд продвигаться стране невозможно

Чтоб Россия пошла по дороге прогресса,
Обязательно все мы сегодня должны
Знать прекрасно историю нашей страны
И уметь постоять за свои интересы!

Ведущий 2:  Помните и изучайте историю России!

Просмотр видеофрагмента «Октябрьская революция. Это наша с тобой биография» — 4 минут

25 октября — 100 лет русской революции | В центре внимания

  1. Новости
  2. 2017 Истории
  3. Истории
  4. В центре внимания Уэллсли

В преддверии 100-й -й годовщины русской революции авторы Daily Shot связались с Ниной Тумаркиной из Wellesley, профессором славистики Кэтрин Вассерман Дэвис и экспертом по русской истории. Профессор Тумаркин поделился размышлениями о революции и ее сейсмических последствиях, которые и по сей день продолжают влиять не только на Россию, но и на весь мир.

В: Что сделало революцию настолько потрясшей землю?

A: Джон Рид, американский журналист и социалистический активист, назвал свой известный рассказ очевидца Октябрьской революции «Десять дней, которые потрясли мир»; и 90 024  революция действительно потрясла землю. Он принес в Россию, а через несколько лет и в большую часть остальной части бывшей Российской империи, режим, превративший политическую революцию в революцию социальную, которая также внедрила радикально новую экономическую систему. Большевистский проект стремился реализовать экстравагантную социальную цель, которую некоторые в то время называли «утопической», а сегодня большинство считает разрушительной и нереалистичной: превращение человека в воплощение социалистических идеалов.

Всего через десяток лет после мучительных преобразований, начатых Лениным в 1917 году, которые привели к систематическому применению насилия для решения социальных проблем и достижения политических целей, жестокий сталинский порядок развязал кровавые кампании по принуждению десятков миллионов крестьян к коллективным и государственным ферм, реализовать безрассудную программу быстрой индустриализации и провести кровавую чистку Коммунистической партии, переросшую в политику массового террора.

После победы во Второй мировой войне Сталин экспортировал свою систему и политическое господство в Восточную и Центральную Европу во второй половине XIX в.40-х годов, а сталинский социализм послужил моделью для Китайской Народной Республики, созданной в 1949 году. Таким образом, холодная война между СССР и Западом была немыслима без русской революции. Действительно, вернувшись в прошлое, нацизм, видевший своим главным врагом большевизм, скорее всего, не пришел бы к власти в Германии без русской революции, а значит, без нее не было бы и Второй мировой войны.

Можно с уверенностью сказать, что революция 1917 года определила дугу истории ХХ века.

В: Что бы вы назвали тремя наиболее живучими региональными и международными наследиями революции?

A: 1. КИТАЙ: Китайская коммунистическая система с самого начала была тесно связана с СССР.

2. ЕВРОПА: Европейский порядок также был определен после Второй мировой войны, когда присутствие Красной Армии в большей части восточной части континента способствовало быстрой советизации. Этот порядок рухнул после 1989 года, но непрекращающаяся борьба многих бывших советских сателлитов за создание и поддержание демократических институтов, несомненно, является результатом десятилетий навязанного — и ассимилированного — социалистического правления.

3. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА: Холодная война между Советским Союзом и Западом была, конечно, немыслима без СССР. Этот конфликт, длившийся почти полвека, разыгрался во всем мире, с конфликтами в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии, Европе, а после кубинской революции 1959 года и в Америке.

В: Как большевистская революция и ее непосредственные последствия повлияли на наше понимание России сегодня?

A: Я бы немного перефразировал вопрос, чтобы дать оценку тому, как 25 октября 1917 сентября и его последствия сегодня информируют российскую политику. Ленин настаивал на том, что большевистская революция, которую следует понимать как переворот, должна была произойти 25 октября 1917 года, до съезда Советов, на который должны были прийти делегаты от нескольких социалистических партий.

Решив избежать коалиционного правительства и уничтожить либеральное Временное правительство во главе с Александром Керенским, Ленин утверждал, что большевики должны прийти к власти только силой. Более того, всего через несколько недель после Октябрьской революции молодое государство создало свою первую тайную полицию, Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем, известную как ЧК. Отсутствие либерально-демократических институтов и чрезмерная зависимость от могущественной тайной полиции являются характерными чертами сегодняшней России.

Также за большевистской революцией последовала жестокая гражданская война 1918-1920 годов, унесшая миллионы жизней. Это травмировало правительство и многих людей, заставив их поверить в то, что восстания в России приведут к гражданской войне, и их нельзя терпеть. На Западе русская революция может показаться далеким и экзотическим событием, но в России от нее трудно избавиться, особенно когда забальзамированный Ленин все еще выставлен в Мавзолее на Красной площади. Более того, для, возможно, небольшой части молодых людей 1917 Революция может послужить источником вдохновения для правительственного переворота, которого они хотели бы добиться.

В: Опасается ли Владимир Путин революционной напряженности на Украине, которая может дестабилизировать его правительство? Объясняет ли это, по-вашему, его деспотическую политику?

A : Владимир Путин опасался «революционной заразы» из Украины во время и после «оранжевой революции» 2004 года, которая привела к власти антироссийский режим, а затем снова в 2013-2014 годах, когда народные протесты выгнали Виктора Януковича президента и заменил его прозападным Петром Порошенко.

Но агрессивное вмешательство Москвы в дела Украины и аннексия Крыма также были обусловлены территориальными императивами Кремля, его решимостью сохранить сферу влияния на постсоветском пространстве и его исторически сложившимися особыми отношениями с Украиной, которые ему трудно рассматривать как полностью суверенное государство.

Для Владимира Путина русская революция была катастрофой. В феврале 1917 года в основном спонтанное народное восстание свергло царскую монархию и уничтожило великую Российскую империю и ее армию, что привело к позорному поражению России в Первой мировой войне. Таким образом, эта революция сводилась к свержению законной государственной власти, а также к военному краху. Более того, большевистская революция 25 октября 2017 г. привела к созданию «несостоявшегося государства» — Советского Союза, который сам распался в 1991. Таким образом, для Путина революция 1917 года была тотальной катастрофой, которая дважды приводила к расчленению могущественного и единого Российского государства, которое для Путина представляет его самую священную ценность. Если бы это было возможно, он бы с радостью пропустил любое празднование этого важного события. На сегодняшний день он не сделал серьезных комментариев по этому поводу.

25 октября Wellesley представляет «REDS! Что захватили большевики, когда захватили власть», лекция Уильяма Дж. Розенберга, почетного профессора Мичиганского университета. Доклад, который состоится в 20:00 в лекционном зале библиотеки Клэппа, спонсируется Российским регионоведением, Департаментом истории и Департаментом политологии.

 

1905 и 1917 годы – Народный мир

Плакат советских времен изображает поражение революции 1905 года и «Кровавое воскресенье». | Общественное достояние

Столетие русской революции

7 ноября 2017 года исполнилось 100 лет со дня русской революции и создания первого в мире социалистического государства. Чтобы отметить это событие, People’s World представляет серию статей, в которых представлены широкие оценки наследия революции, Советского Союза и мирового коммунистического движения, которые были рождены из него, а также актуальность революции для радикальной политики сегодня. Другие статьи цикла можно прочитать здесь .

В 1905 году в России произошла революция. Но русская революция 1905 года потерпела поражение, и царская власть продержалась еще 12 лет. Тем не менее, революция 1905 года заложила основу для победоносной революции, которая последовала в ноябре 1917 года.

На личном уровне я хорошо знаю русскую революцию 1905 года. Ее поражение посадило моего отца в царскую тюрьму без надежды на освобождение. Антицарское народное подполье спланировало его успешный побег из тюрьмы, и в конце концов он добрался до США, где я родился.

История его побега, которую я узнал только после 40 лет, звучит как сценарий фильма. В записке, запеченной в пироге его тогдашней невестой, мой отец получил инструкции по побегу. Когда охранники отвели его из тюрьмы к городскому дантисту, мой отец должен был попросить срочно закрыть туалет. Ночью революционное подполье передвинуло флигель дантиста к забору. Доски в заборе и флигеле были ослаблены, что позволило сбежать в соседний двор и, в конечном итоге, в Соединенные Штаты. Через несколько месяцев к нему присоединилась его невеста, а я родился в Соединенных Штатах.

Думаю, это больше, чем просто отличная семейная история. Это также яркий пример очень низкого технологического уровня царской России. Я также думаю, что эта история ясно показывает, что некоторые тактики, использованные во время русских революций 1905 и 1917 годов, не будут работать в 21 веке. Но я бы сказал, что основные стратегии классовой борьбы и создания коалиций актуальны как никогда.

Чтобы лучше понять историю, которая привела к русской революции 1917 года, я нашел В.И. Ленина Лекция о революции 1905 года очень полезная. Конспекты к лекции он написал всего за год до победоносной Октябрьской революции 1917 года. Ленин заканчивал конспекты тем, что мы часто слышим сегодня: «Мы, старшее поколение, возможно, не доживем до решающих сражений грядущей революции». Но уже на следующий год революционный кризис в России углубился, и началась первая успешная рабочая революция. Действительно, Ленин дожил до того, чтобы не только увидеть, но и возглавить некоторые из «решающих сражений», о которых он писал.

В 1905 году, когда война с Японией задушила российскую экономику, по всей стране царили бедствия и страдания. Некоторое недовольство переросло в религиозные формы, что привело к почтительному, даже благоговейному шествию петиций к царю Николаю II, «маленькому отцу». Имейте в виду, что царь был также главой церкви. Многие думали, что он обязательно удовлетворит их прошение, если только узнает, как сильно они страдают. Петиция, сформулированная в самых уважительных выражениях, призывала к прекращению войны с Японией, 8-часовому рабочему дню и повышению заработной платы.

Но царь уехал из города, и они так и не смогли передать ему свое прошение. Вместо этого 10 000 солдат были сосредоточены, чтобы остановить мирных петиционеров. Войска открыли огонь, и были убиты тысячи людей, как прохожих, так и участников марша. Реакция ужаса охватила всю страну, да и весь мир. По сей день бойня известна как «Кровавое воскресенье».

В течение трех недель после Кровавого воскресенья 414 000 из 2 миллионов фабричных рабочих в стране объявили забастовку. Забастовка остановила все железнодорожное движение и парализовала правительство. Классический фильм об Эйзенштейне, Броненосец   Потемкин ,  показывает, как восстание распространилось на Черноморский флот и другие вооруженные силы. Примерно через семь месяцев после Кровавого воскресенья Николай II согласился на парламент (Думу), но исключительно совещательный и с крайне ограниченным электоратом. Хотя меньшевики (правые социал-демократы) приняли это бессмысленное предложение, революционные рабочие во главе с большевиками отвергли его.

Между тем свобода прессы была завоевана если не законом, то на практике. Цензура просто игнорировалась. Двери университета широко распахнулись для публичных собраний, на которых тысячи рабочих и ремесленников обсуждали политические вопросы. Впервые в истории России революционные газеты свободно выходили в Петербурге и других городах. Только в столице выходило три социал-демократических ежедневных газеты тиражом от 50 до 100 тысяч экземпляров.

Эта революционная буря вынудила царя издать новый закон о выборах, увеличив число избирателей и позволив Думе издавать законы. По мере того как революция углублялась, она породила новые структуры, которые стали визитной карточкой революции 1917 года. Эти структуры никогда не диктовались «сверху», а исходили от заводов, от солдат и матросов. Как писал Ленин:

Родители автора, Дора (Рухде) и Моррис (Авром) Шапиро, оба были активными участниками антицарской подпольной борьбы во время русской революции 1905. | Предоставлено: Bea Lumpkin/International Publishers

«В огне боев сформировалась своеобразная массовая организация, знаменитые Советы рабочих депутатов, в которые вошли делегаты от всех заводов [совет — русское слово для „совета“]. В ряде городов эти Советы рабочих депутатов стали все более и более играть роль временного революционного правительства, роль органов и руководителей восстания. Делались попытки организовать Советы солдатских и матросских депутатов и соединить их с Советами рабочих депутатов. На какое-то время несколько городов в России стали чем-то вроде небольших местных «республик». Правительственные органы были свергнуты, а Совет рабочих депутатов фактически функционировал как новое правительство. К сожалению, все эти периоды были слишком короткими, «победы» были слишком слабыми, слишком изолированными».

В этот период городское население составляло всего 16 миллионов человек при общей численности населения в 127 миллионов человек; остальные были сильно эксплуатируемыми крестьянами. Революционные выступления распространились и на сельские районы, но они были слабо организованы и бессвязны. Ленин говорил, что недостаточная поддержка крестьян была главной причиной «временного поражения русской революции». Назвать поражение «временным» история подтвердила правильно. Я считаю, что это верно и сегодня. Поражение социализма в 1990-х годах также окажется временным.

В более ранней статье этой серии Билл Флетчер проницательно описал развитие «национально-колониального вопроса» во время революции 1917 года как «революцию внутри и против Российской империи». Подобные события были в 1905 году. Здесь я хотел бы только добавить ленинское описание царского преследования евреев:

«Царизм вымещал свою ненависть именно на евреях. С одной стороны, евреи составляли особенно высокий процент (по сравнению со всем еврейским населением) руководителей революционного движения. И теперь тоже надо отметить к чести евреев, что они дают относительно высокий процент интернационалистов по сравнению с другими народами. С другой стороны, царизм ловко эксплуатировал самые низменные антиеврейские предрассудки самых невежественных слоев населения для организации, если не непосредственного руководства, погромов. Более 4000 человек были убиты и более 10 000 получили увечья в 100 городах. Эти зверские расправы над мирными евреями, их женами и детьми вызывали отвращение во всем цивилизованном мире».

«Временное» поражение революции 1905 года и царское преследование евреев привели к огромной эмиграции из России и Польши. Большинство приехало в Соединенные Штаты, где многие пошли работать на швейные фабрики и организовали профсоюзы, помогая строить наше нынешнее рабочее движение.