Skip to content

Сценарий бала для старшеклассников в стиле 19 века: Сценарий Императорского бала 19 века для старшеклассников

Сценарий бала в стиле XIX века

В октябре 2021 года я прошла обучение на курсах повышения квалификации ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» «Произведения русской классики в культурно-историческом контексте: изучение русского быта и этикета 19 столетия».

Решила провести мероприятие, связанное с эпохой 19 века.

Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что я педагог-библиотекарь написала сценарий, и с учениками 9б класса сделали попытку исследовать традиции развития балов как необходимость постижения и сохранения исторических и культурных ценностей наших предков.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных учебных заведениях, танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе.

К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.

Цель: Формирование российской идентичности через возрождение бальных традиций российских гимназий, развитие танцевальной (бальной) культуры.

Задачи:

  • Повысить мотивацию к знакомству с классической литературой и историей прошлого
  • Обучить бальным танцам гимназистов.
  • Привить интерес к бальным традициям российских гимназий 19 века;
  • Способствовать развитию музыкальности, воспитанию творческой, культурной личности.
  • Сплотить коллективы классов Гимназии;
  • Развивать внимательность, дисциплинированность.
  • Способствовать развитию фантазии;
  • Раскрыть творческий потенциал учащихся;
  • Способствовать самовыражению через танец.
  • Расширить кругозор подростков и их общей эрудиции;
  • Воспитать гордость за прошлое России

Сценарий бала в стиле XIX века

Ведущий 1:

Сегодня бал, в огнях весь дом,

Подъехали кареты

Ведущий 2:

Вплывают дамы, всех слепят

Бриллианты и сапфиры

Ведущий 3:

Везде банты и кружева

Мелькают эполеты

Ведущий 4:

И знатоки Парижских мод

В новинки разодеты

Ведущий 1:

Мазурки музыка звучит

Её сменяют вальсы

Ведущий 2:

Никто веселья не отверг

И скучным не остался

Ведущий 3: Добрый день. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть вас на нашем балу. Мы начинаем бал, в гостях у нас ученики ….. класса.

Ведущий 4:

И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

Ведущий 1:

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

Ведущий 2:

Так вот оно, начало бала,

Когда сквозь времени порез,

Колонна пар затрепетала,

С балкона грянул Полонез!

Ведущий 3: Наш бал открыт! Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Ведущий 4: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Ведущий 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, игры, исполнение романсов, музицирование.

Ведущий 2: Начиная с петровской эпохи, во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец был обязательным предметом.

Ведущий 3: Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Ведущий 4: В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.

Ведущий 1: Иностранные владельцы частных танцевальных классов невольно перенимали русскую манеру обучения.

Ведущий 2:Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Ведущий 3: Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе.

Ведущий 4: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. Бал открывает танец падепатинер.

Ведущий 1: Благодарим вас за этот танец.

Ведущий 2: Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе.

Ведущий 3: Танцы осваивали с раннего детства — с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность.

Ведущий 4: Ножки танцующих, независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось. На балах свои правила.

Правила на балу.

Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Общие правила поведения на балу

— На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным.

— Главный в танцевальном зале — распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

— Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем.

— Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

— Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно.

Ведущий 1: О времена, о нравы!

Ведущие девушки:

Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы притронувшись к плечу.

Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,

От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,

Где танцы появлялись вновь и вновь.

БЕСЕДА: бальные танцы.

  • Вальс. Танец любви XIX века
  • Полька. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году.
  • Падеспань — парный бальный танец размером 3/4 такта, умеренно быстрого темпа. Состоит из элементов характерно-сценического испанского танца; автор музыки и танца — русский артист балета Александр Александрович Царман. Этот танец он впервые представил 1 января 1901 года в зале Благородного собрания Москвы. Падеспань получил известность в Восточной Европе.
  • Па-де-Патинер (этот танец мы сегодня уже видели) [франц. Pas des Patineurs — букв. «шаги конькобежцев»]
  • Российский бальный танец конца XIX века, в котором движения в характере Польки сочетаются с отголоском менуэтных фигур. Музыкальный размер — 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется под музыку Польки с продвижением пары по кругу. Для танца характерны Двойной Скользящий Шаг, Па Глиссе, Па Марше и Па Шассе. Авторы танца — российские танцмейстеры Н.Гавликовкий и И.Яковлев.
  • Другие названия: Конькобежцы, Полька-Патинер
  • Кадриль — танец, зародился в самом начале 19-го века во Франции.

Ведущий 3:Танцуем КАДРИЛЬ.

МОЛОДЦЫ!

Ведущий 1: На балах проходили различные игры. Ребята, давайте поиграем в игру «разноцветные песни».

Ведущий 2: Делимся на две команды. А я уверен(а), что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по куплету из таких песен…

Пример:

— «Жил, да был черный кот…»

— «Голубой вагон бежит, качается…»

— «Голубая луна…»

— «Где-то на белом свете…»

— «Листья желтые над городом кружатся…»

— «В лесу родилась елочка, зеленая была…»

— «Синий, синий иней…»

— «Синенький скромный платочек…»

— «Рыжий, рыжий кот…»

— «Калина красная…»

— «Очи черные…»

Ведущий 3: Хорошо поиграли. И еще немного о танцах.

В конце XIX века публике сильно приелись популярные до этого кадрили, мазурки, польки и вальсы. В России и Европе возникла мода на новые танцы. Хореографы срочно должны были создать новые па, чтобы удивить скучающих дворян. Таким образом, в 1900 году, благодаря Евгению Михайловичу Иванову, появился танец падеграс.

Танец падегранс: Падеграс, или па-де-грас (от фр. pas — шаг и фр. grâce — грация, изящество) — русский парный бальный танец, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями и фиксированных поз.

В последнее десятилетие XIX века Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые танцы.

Падеграс подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью.

Ведущий 4:

Под звуки музыки хрустальной

Партнерам чинно поклоняясь

Мы танцевать неспешно станем

Старинный танец падегранс.

Приглашаем на танец «падегранс».

Спасибо. Очень хорошо.

Ведущий 1: Очень важную роль на балу играли костюмы:

Женская мода конца XIX века напоминает сокровищницу, хранящую секреты роскошных тканей и неожиданных фасонов.

Бальные туалеты тех лет остаются настоящим шедевром.

Оказывается, фасоны шляпок и перчаток менялись 30 раз в сезон!

Прелестные, нежные, некоторые из них — практически волшебные.

Шились наряды из шелка, атласа, тафты, муара, поплина и бархата.

Использовались аксессуары: веер, многочисленные ювелирные украшения, небольшой ридикюль (сумочка) и книжечка для записи танцев.

Ведущий 2: Ребята, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Ведущий 3:

Лишь только вальс нам дарит этот миг,

И только он сейчас разъединяет…

Ведущий 4:

Листая время, как страницы книг,

Забытым чувством снова опьяняет

Ведущий 1:

И кто подскажет, как спастись сейчас?

Я отвести уже не смею взгляда…

Ведущий 2:

А вальс кружит, кружит, как в первый раз…

Душа безбрежной музыкой объята…

Ведущий 3: Вальс. Танец любви XIX века. История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет.

Ведущий 4: Вальс стремительный, легкий и жизнерадостный. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров.

Ведущий 1: Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться.

Ведущий 2: Для классического вальса характерно: быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов; Вальс относится к бальным танцам.

Ведущий 3: Итак, Вальс, вальс дружбы! (Танцуют вальс)

Ведущий 4: Спасибо всем.

1.

Сейчас живем мы в современном мире.

В век электроники и нанотехнологий.

У нас есть все: айфоны, рок-кумиры,

Мы чатимся и все общенье в блоге.

2.

А я хотела бы хотя бы на денек

Взять в руки веер, на лицо чуть-чуть румян.

Да чтоб карету подал паренек,

Уехать в ней в век 19, на бал.

3.

Там всюду музыка, свет тысячи свечей,

На пуфиках сидят смиренно дамы.

Кружатся пары мимо их очей,

С водой душистой возле стен фонтаны.

4.

Там кавалеры чинно в черных фраках

Отвешивают девицам поклон.

Соловушки щебечут в полумраке.

Гостей почетных просто полон дом.

5.

А что за музыка звучит в огромном зале!

Сначала полонез и котильон,

И менуэт, и вальс, чтоб не скучали.

Тут нежный взмах руки, там царственный поклон.

6.

Сеньоры в возрасте играют в преферанс

Вино потягивая чинно из бокалов.

Раскладывают рядом тетушки пасьянс.

Пылают щеки дев от томных взглядов.

7.

Век 19, прекраснейшее время!

Где шелест вееров, где локон золотой

Спадает на плечо, а танцев бремя

Не удручает прелестью ночной.

8.

Там робкий взмах ресниц, любви признанье

В стихах, что средь аллей, где можно петь.

Ах, этот бал, мечты очарованье…

Хочу в своем миру тебя воспеть.

1.

Сей праздник память сохранит,

Останется потомству.

Приятно время провели

В забавах и знакомствах.

2.

Довольны все и стар и млад,

Вот будет разговоров.

Немного жаль, грядущий бал

Готовится не скоро

Звучит музыка.

Все вместе: Ребята, бал окончен.

Сценарий бала 19 века для старшеклассников

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(Звучит вальс, в зал входят участники и участницы в бальных платьях, рассаживаются, появляются ведущие: юноша и девушка)

Девушка (АНЯ): Ах, этот бал…

Юноша(АНДРЕЙ): Краше не было бала…

Девушка: Шум, хохот, беготня, поклоны.

Юноша: Полька, мазурка, вальс.

Девушка: В залу высыпали все.

Юноша: Бал блестит во всей красе.

Девушка: Добрый вечер, дорогие друзья!

Юноша: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!

Девушка: Пусть сегодняшний бал станет настоящим праздником искусства…

Юноша: И пусть каждый, кто переступил порог этого зала, почувствует себя героем старинной сказки…

Девушка: Или жителем волшебного королевства…

Юноша: А может быть подданным его превосходительства Петра I …

Девушка: Кто-то встретит здесь новых друзей…

(Появляется мажордом в камзоле, парике, с жезлом и возмущенно перебивает)

Мажордом (ЖОРА): Постойте, постойте.…Все не так! Я уверен, что многие из присутствующих не знают, что такое бал.

Юноша: И что же такое бал, по-вашему?

Мажордом: Не, по-моему, а в энциклопедии на странице 265 написано, что бал – это собрание общества лиц обоего пола для танцев.

Юноша: Знаем, знаем… Балы, отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.

Мажордом: Бал должен открываться “полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.

Девушка: А вы собственно кто такой? И по какому праву вмешиваетесь?

Мажордом: Я блюститель бального этикета и настаиваю на соблюдении всех правил! Требую объявить “полонез”! (Стучит жезлом о пол)

Юноша: “Полонез” или польский танец…

Девушка: Дима, а почему этот танец называется польским?

Юноша: Потому что “полонез” родился в Польше. На Руси его называли “польский танец” или “ходячий разговор”.

Девушка: “Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?

Юноша: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

Девушка: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.

Юноша: Между прочим, уважаемый мажордом, толковый словарь русского языка гласит, что “бал” – это просто вечер с танцами под музыку.

Мажордом: Что же это получается? Вечеринка?!.. Дискотека?!… Безобразие!…

“Полонез”, дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам! (Стучит жезлом о пол)

Девушка: Что он сказал, Дима?

Юноша: Катя, мажордом сказал, что кавалеры могут, пригласить дам на танец.

Итак, “полонез”, дамы и господа!

(Мажордом стучит жезлом о пол, пары танцуют “полонез”)

После полонеза все, кроме семьи Ростовых, остаются в зале.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  1. Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы  устраивались редко, по особым случаям.
  2.  Наиболее официальной разновидностью были придворные  балы , довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на  балу  1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных  балах  было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.
  3.  На балах , кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы.
  4.  Обязаны были ездить на придворные  балы  и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
  5. На придворные  балы  полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко.
  6. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
  7.   Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские  балы . Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи.
  8. Особенно великолепны были великосветские  балы  второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.    
  9. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности — просто в гости. От участия в подобных  балах  можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные  балы  считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог.
  10. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы.
  11. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных  балах  чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
  12.       Первый  бал  – настоящее событие в жизни девушки. Сколько волнений испытывает толстовская Наташа Ростова на своем первом  балу !

 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Юноша:  Аня, а в каком веке ты хотела бы оказаться сейчас?

Девушка: О! … Надо подумать! … Наверное, все же в XIX. Мои любимые танцы мазурка,… вальс…

Однообразный и безумный,
Как ритм жизни молодой.
Кружится вальса вихрь шумный —
Чета мелькает за четой…

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша (перебивая): Да подождите вы, уважаемый мажордом! … Ну, допустим, вальс и по сей день, танцуют, может быть, рисунок немного отличается звучание музыки, а в основном вечно живущий вальс популярен и в наше время.

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша: Да подождите вы! … Ну вот, забыл, что хотел сказать.

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша (сердится): Да что же это такое сегодня! Вы можете подождать или нет?! Дайте мне сказать все, а потом и командуйте! Безобразие! Ни какого порядка! А еще блюститель называется!

Девушка: Успокойся, Дима. Давай продолжим. Итак, вальс…

Мажордом: Вальс, господа!

(Ведущие молча поворачивают головы на мажордома и с удивлением смотрят на него, он в свою очередь поворачивается и смотрит на них, затем уходит)

Юноша: В вихре вальса закружилась сначала Вена, а затем и вся Европа. А ты знаешь, Кать, этот танец был долгое время запрещен и считался безнравственным.

Девушка: Я уже где-то слышала об этом или читала. Русская знать привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем неприличным. Но почему?

(Мажордом крадучись возвращается, ведущие недовольно косятся на него)

Юноша: Да, да, неприличным и, кроме того, очень вольным. Ведь во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за та-ли-ю!

Девушка: Вальс танцевали бароны и советники,

Юноша: Купцы и художники,

Девушка: Дамы и их горничные…

Девушка: После полонеза – вальс. В основе вальс был народным  танцем и очень нравился поклонникам Руссо – за близость к «натуре». Вальс был моден в 19 веке.

  1.  Как великосветский, так и провинциальный  бал  в начале XIX века обладал строгой композицией. Он начинался польским (полонезом). Протанцевав минут пять, знатнейшие пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые, которые с нетерпением ждали второго танца — вальса.
  2. «Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный»… Конечно «однообразный» — поскольку в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что в то время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас. И конечно «безумный», ибо, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца.
  3. Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! И это на глазах практически всего столичного дворянства, в том числе играющих в карты пожилых особ…
  4. А забота о репутации всегда являлась вопросом первостепенной важности для молодой девушки. Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись, не позволят своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Мажордом: Вальс, господа! (Все танцуют вальс)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

На  балах  выяснялись отношения.  Во время каждого танца – соответствующая его характеру беседа, признание в любви.

/Инсценировка сцены 6. Печорин приглашает Мери на вальс, танцуют/.

Мери. Мерси, монсеньор.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..

Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…

Мери. Вам это будет довольно трудно…

Печорин. Отчего же?

Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее… и тогда…

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Девушка: Андрей, а мазурку мы сегодня будем танцевать? Помнишь у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин”:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…

Юноша: Мазурка говоришь? … Думаю мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.

Девушка: Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка.

Юноша: Танец стремительный, динамичный, даже несколько воинственный, но вместе с тем, изящный и лиричный по манере исполнения.

Девушка: Прекрасные мазурки сочинены нашими русскими композиторами – Глинкой, Чайковским. Много пьес с таким же названием есть у польского композитора Шопена.

  1. С замиранием сердца девушки ждали мазурки. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны проявить изобретательность и способность импровизировать.
  2. «Мазурочная болтовня» требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому эпиграмматическому ответу.  
  3. Главный танец  бала  – мазурка. Мазурку «танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью,»-писал Теофиль Готье. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.В XIX в. бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку , вальс , польку , а из старинных танцев — полонез  и французскую кадриль (контрданс).
  4. Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление «аляг-рек», лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся.
  5. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать любые быстрые движения.  
  6. Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром,

            В огромном зале все дрожало, паркет трещал под каблуком

Мажордом:  Мазурка! Дамы и господа! Мазурка! (Все танцуют )

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Девушка: На  балах  происходили встречи века.

  1. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году на  балу  у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову.
  2. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью.
  3. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой.

Инсценировка «Пушкин и Наталья Гончарова»

Ярко светятся огни в светлом серпантинном зале.

            Молча встала Натали с удивленными глазами.

            Встала и белым-бела, тихо руки уронила.

            Значит, все-таки была, значит, все-таки любила

            И на сердце так светло, так тревожно, так воздушно…

            Пушкин, вам лишь 30 лет.   Вы совсем мальчишка, Пушкин.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Девушка: Андрей, какой еще бальный танец мы не называли?

Юноша: С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.

Девушка: Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.

Юноша: А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает “половина”.

Девушка: А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?

Юноша: Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день.

Мажордом: Дамы и господа! Полька! Силь ву пле! (Все танцуют)

Танцуют польку

Девушка: И все же, королем балов был вальс, самый знаменитый из бальных танцев может быть, в наши дни его реже танцуют: все-таки он требует определенного настроя, умения танцевать. Но звучит он очень часто. В чем же секрет такой популярности?

Юноша: Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере и балете, в симфонии и оперетте, в романсе и джазовой сюите…

Однообразный и безумный, как вихорь жизни  молодой,

Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.

Кружатся дамы молодые, не чувствуют  себя самих;

Драгими камнями у них горят уборы головные;

По их плечам полунагим златые локоны  мелькают;

Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.

ВАЛЬС ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Юноша: Царь Петр I устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк:

Вот кончен бал,
Погасли свечи!
И пушки радостно палят!

Девушка: Но мы, конечно же, не будем палить из пушек – побережем снаряды. Итак, наше путешествие на бал завершается. Музыка и танец словно разделяют нашу радость и грусть, с нами они плачут и смеются и потому они бессмертны!

Внутри «Сезона»: самое гламурное время года в Лондоне эпохи Регентства, изображенное в фильме «Бриджертон»

Дебютантки собираются на вечеринку в Кенсингтоне

Keystone-France\Gamma-Rapho via Getty Images)

Действие сериала Bridgerton от Netflix, действие которого происходит в Лондоне летом 1813 года, воплощает в жизнь гламурный, высококонкурентный и головокружительно гламурный сезон. Но что такое «Время года» и откуда оно взялось? Мир дебютанток, фокстротов, высокой моды и городских особняков, позволяют Tatler объяснить.

«Сезон» относится к ежегодному периоду, когда элитные семьи страны обычно собирались на балы, званые обеды и т. д., одетые в свои лучшие наряды. Он развивался в 17-м и 18-м веках, но по-настоящему достиг своего пика в 19-м, когда в британском высшем обществе доминировали помещики. У таких семей были большие загородные поместья, но они переезжали в свои элегантные городские особняки на несколько месяцев, чтобы погрузиться в лондонскую среду. Самые востребованные приглашения были в самых роскошных особняках, принадлежащих высшим эшелонам британской аристократии, где на прием не жалели ни копейки (и где мог присутствовать принц, принцесса или герцог).

Дебютантки бала королевы Шарлотты в Grosvenor House спускаются в бальный зал, 1950

Keystone / Getty Images

Самые популярные

Сезон совпал с заседанием парламента; он начался через некоторое время после Рождества и продлился до середины лета. В своей биографии Джорджиана, герцогиня Девонширская Аманда Форман пишет: «Аристократический «сезон» возник не только для продвижения брачного рынка, но и для того, чтобы развлекать высшие классы, пока они выполняют свои политические обязанности. Сезон следовал ритму парламента: он начался в конце октября открытием новой сессии и закончился в июне летними каникулами». участники светских мероприятий, приготовленных в рамках сезона.

Увековеченные в художественной литературе — Джейн Остин, Джорджетт Хейер и Эдит Уортон — этот сезон был также временем запуска детей «брачного» возраста — из знати и дворянства — в общество в качестве дебютанток. «Восторгом Деба» был красивый одинокий мужчина из сравнимого происхождения. Эти молодые женщины из высшего сословия были официально введены в общество путем презентации монарху в Королевском дворе во время бала королевы Шарлотты. Бал королевы Шарлотты был основан в 1780 году Георгом III в честь дня рождения его жены Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой.

Рок-н-ролльный бал дебютанток в Кларидже, 1956 г.

George Elam / Daily Mail / Shutterstock

Самые популярные

разыгрывается в сериале BBC Summer of Rockets ). Сообщается, что герцог Эдинбургский счел судебные представления «чертовски глупыми» и настоял на том, чтобы они больше не проводились в Букингемском дворце, поэтому королева положила конец связи монарха с балом в 1919 году.58. Принцесса Маргарет, как сообщается, также не одобряла бал (говорят, что она жаловалась на то, что: «Каждая шлюха в Лондоне попадает туда», хотя изначально он был задуман как очень избирательный).

Принцессы Маргарет и Билли Уоллес в Военном мемориальном фонде медсестер Британской империи Бал благодарности в BMA House, 1948 г.

Shutterstock

Традиционный сезон, изображенный в Bridgerton , пришел в упадок после Первой мировой войны, когда многие аристократические семьи отказались от своих лондонских особняков. После того, как королева отказалась от своей поддержки, сезон сократился, а бал королевы Шарлотты закрылся через 19 минут.76.

Дебютантки на балу королевы Шарлотты в отеле «Дорчестер», Лондон, 1931 год

Gaiger / Агентство актуальной прессы / Getty Images

Самые популярные

Подпишитесь сейчас , чтобы получить 1 год цифрового доступа к Tatler бесплатно всего за 19 фунтов стерлингов и бесплатную мгновенную доставку на дом всего за 19 фунтов стерлингов. издания.

Еще от Tatler

Каратэ, Вонтон, Чоу Веселье: конец шрифтов «чоп суи»

Написано Энн Куито, CNN

Эта функция является частью новой серии CNN Style с дефисом, которая исследует сложную проблему идентичности среди меньшинств в Соединенных Штатах.

Вот мысленный эксперимент: закройте глаза и представьте, каким шрифтом вы бы изобразили слово «китайский».

Скорее всего, вы представляли себе буквы, сделанные из качающихся клиновидных штрихов, которые вы видели на вывесках ресторанов, в меню, коробках с едой на вынос и на афишах фильмов о кунг-фу. Эти «шрифты чоп-суи», как их называет американский историк Пол Шоу, на протяжении десятилетий были типографским ярлыком для «азиатства».

Шоу прослеживает происхождение шрифтов от Cleveland Type Foundry, которая в 1883 году получила патент на печатный шрифт в каллиграфическом стиле, позже названный мандаринским. эпоха, когда ориентализм лихорадочно пронесся по Западу.

«Мандарин, первоначально известный как китайский, является дедушкой типа «чоп-суи», — написал Шоу в журнале о дизайне Print. «Ни еда, ни шрифты не имеют никакого реального отношения к настоящей китайской кухне или каллиграфии. Но это не предотвратило распространение надписей на чоп-суи и их тесную идентификацию с китайской культурой за пределами Китая».

Ресторан House of Moy Lee Chin, Майами Бич, Флорида, 1980 год Варианты шрифта коммерчески распространяются как Wonton, Peking, Buddha, Ginko, Jing Jing, Kanban, Shanghai, China Doll, Fantan, Martial Arts, Rice Bowl, Sunamy, Karate, Chow Fun, Chu Ching San JNL, Ching Chang и Chang. Чанг.

Трудно не съежиться над китайскими стереотипами, связанными с каждым пакетом шрифтов, особенно если смотреть сквозь призму сегодняшней повышенной бдительности в отношении дискриминации и системного расизма. Критики считают, что использование шрифтов «чоп-суи» является откровенно расистским, особенно когда они используются неазиатскими создателями.

Белые политики, тем временем, уже более века используют шрифты для разжигания ксенофобии. В своей книге «Вот как выглядела демократия: визуальная история печатных бюллетеней» профессор Cooper Union Алисия Ченг обращает внимание на «шрифт палочками для еды», как она его называет, используемый политиком из Сан-Франциско доктором К.С.О. Доннелла в бюллетенях 1876 года, поскольку он пообещал депортировать всех китайских иммигрантов, если он будет избран на этот пост.

В бюллетене доктора К.С. О’Доннелла изображен кандидат, толкающий мяч с надписью «Исключение китайцев» палкой с надписью «настойчивость». Предоставлено: Калифорнийское историческое общество 9. 0003

Более современные примеры включают Пита Хекстра, бывшего посла США в Нидерландах, которого во время его баллотирования в Сенат в 2012 году критиковали за кампанию с рекламой с карикатурой на китаянку и веб-сайтом с надписью «чоп-суи». . А в 2018 году Республиканский государственный комитет штата Нью-Джерси использовал версию слишком знакомого шрифта в почтовой рассылке с нападками на корейско-американского демократа Энди Кима. Зажигательный заголовок гласил: «В Энди Киме есть что-то НАСТОЯЩЕЕ РЫБНОЕ».

Пресс-служба Хукстры и Республиканский государственный комитет штата Нью-Джерси не ответили на запрос CNN о комментариях.

Компании и рекламодатели также стремились использовать стереотипы, связанные со шрифтами. Во время Второй мировой войны нефтяной гигант Texaco выпустил серию плакатов с изображением шрифтов «чоп-суи» рядом с карикатурой с зубами, чтобы очернить «Желтую опасность».

Когда его попросили прокомментировать исторические плакаты, представитель Chevron Corporation, теперь материнской компании Texaco, сказал CNN: «Плакаты Texaco о Второй мировой войне достойны сожаления и несовместимы с ценностями Chevron».

Антияпонский пропагандистский плакат, распространенный во время Второй мировой войны. Предоставлено: TEXACO

Аналогичным образом, интернет-магазин Fresh Direct, бренд одежды Abercrombie & Fitch и разработчик игры Cyberpunk 2077, CD Projekt, входят в число многих компаний, подвергшихся критике за использование культурно апроприативных шрифтов в последние два десятилетия.

Представитель FreshDirect сообщил CNN, что компания «безоговорочно» осуждает расизм и дискриминацию и сожалеет об использовании спорный шрифт на рекламе и упаковке ее «наборов для жарки», добавляя, что никто из причастных к решению 2012 года все еще не работает в организации. Тем временем представитель Abercrombie & Fitch заявил в электронном письме, что футболки с карикатурами и стереотипными шрифтами 2002 года «были непростительными 19 лет назад, когда они были выпущены, и сегодня они не отражают ценности A&F Co.». Представитель добавил, что компания поощряет «культуру принадлежности» и «стремится работать лучше в будущем».

CD Projekt, использовавшая в прошлом году стереотипные азиатские шрифты в игровой графике, не ответила на запрос CNN о комментариях.

В 2020 году, когда пандемия Covid-19 вызвала новую волну синофобии, канадский бренд одежды Lululemon уволил своего арт-директора после того, как он, по-видимому, одобрил дизайн футболки «Bat Fried Rice» со словами «Нет, спасибо». публикуя его в своем Instagram. В дизайне коробки на вынос с крыльями летучей мыши был изображен шрифт чоп-суи, намекающий на предполагаемое происхождение коронавируса. Хотя рубашка не была его творением, арт-директор сказал различным средствам массовой информации: «Я глубоко сожалею об этом, и мои глаза открылись для глубокого волнового эффекта, который произвела эта ошибка». Lululemon быстро дистанцировалась от своего арт-директора, подчеркнув, что бренд не производил «неуместную и непростительную» рубашку.

Расистские оттенки

Для старшего поколения американцев азиатского происхождения обнаружение надписей с искусственным мазком может вызвать прошлые травмы.

«Я думаю о словах с антиазиатскими или антияпонскими знаками», — писал американский журналист японского происхождения Гил Асакава, начавший свою карьеру во время волны антияпонских настроений или «ниппонофобии» в 1980-х годах. «Я вижу (шрифт) Wonton и вижу слова «Jap», «nip», «chink», «gook», «slope». Ничего не могу поделать. По моему опыту, этот шрифт слишком часто ассоциировался с расизмом в мой адрес».

Шрифт «Wonton».

Но может ли шрифт сам по себе быть действительно расистским?

В Германии XIX века использование каллиграфического шрифта Fraktur считалось выражением национализма. Этим шрифтом в готическом стиле печатались немецкие книги, несмотря на то, что их было трудно читать. Затем нацистская партия приняла Fraktur — он даже был использован на обложке манифеста Адольфа Гитлера «Майн кампф» — до того, как в 1941 году этот шрифт был внезапно запрещен и классифицирован как Judenlettern («еврейские буквы»).

Однако есть и примеры шрифтов, безобидно вызывающих национальную или региональную гордость. Возьмите отличительную надпись Euskara, используемую в семи провинциях Страны Басков и размещенную на всем, от памятников до меню ресторана. «Крупноногие, большеглазые персонажи в римском стиле», как однажды описал их летописец памятников региона XIX века, появились во время пика баскского национализма в конце 1800-х годов.

Стоит отметить, что в 1930-х годах в Америке некоторые китайские иммигранты сами использовали шрифты на вывесках, в меню и рекламе своих ресторанов, чтобы подчеркнуть экзотическую привлекательность своих заведений.

И «шрифты-симуляторы Востока» (или формы букв, разработанные с использованием эстетических маркеров определенной культуры) не просто приближались к китайской каллиграфии. Декоративные шрифты, такие как El Dorado или Taco Salad, были разработаны для представления Мексики. То же самое касается шрифта Pad Thai, который заимствует штрихи из тайского письма. Точно так же существует множество грубых, нарисованных от руки шрифтов, призванных передать эстетику всего африканского континента.

Шрифт The Pad Thai заимствует штрихи тайского письма.

Шоу сказал, что живучесть этнических типов, какими бы оскорбительными они ни казались некоторым, заключается в их графической эффективности. Они выживают «по той простой причине, что стереотипы, хотя и грубые, служат коммерческим целям», — писал он. «Это ярлыки, визуальные мнемонические устройства. В фасции магазина нет места для культурных нюансов или академической точности».

Для Йонг Чена, историка из Калифорнийского университета в Ирвине, проблема не в шрифте как таковом, а в том, как он используется. В его книге 2014 года «Чоп Сьюи, США: история китайской еды в Америке» даже есть шрифт на обложке. «Проблема со шрифтом никогда не поднималась во время обсуждения дизайна обложки», — сказал Йонг в электронном письме. По его словам, проблемы возникают только тогда, когда шрифт намеренно используется для «изображения американцев китайского происхождения и китайской еды как восточных других».

Крис Ву, специалист по китайской типографике и соучредитель нью-йоркской дизайн-студии Wkshps, поддержал сдержанную точку зрения Янга. «Меня не обижают эти шрифты, они меня скорее заинтриговали», — объяснил он в электронном письме. «Я рад видеть дискуссии и критику по поводу этнических шрифтов сегодня — они отражают хорошо информированную визуальную культуру и чувство уважения к меньшинствам. подлинность».

Полицейские Сан-Франциско проходят мимо арт-инсталляции под названием «Надежды на Чайнатаун». Предоставлено: Джастин Салливан/Getty Images

Помимо чоп-суи

Какой бы разнообразной и современной ни была Азия, ее преобладающие типографские изображения застряли в ушедшей эпохе. Итак, сможем ли мы когда-нибудь избежать шрифта Chop Suey?

«В свете напряженности в США вокруг расы и расовых стереотипов в 2020 году (эти шрифты) не то, что я хотел бы разрабатывать сегодня», — сказал Том Рикнер, креативный директор Monotype, 134- летняя цифровая литейная компания с несколькими шрифтами Chop Suey в своем каталоге.

Вспоминая единственный китайский ресторан в городе, где он вырос в 1970-х годах, Рикнер объяснил, что удобные для иностранцев шрифты «чоп-суи» помогли владельцам привлечь посетителей, как и первая волна китайских иммигрантов-владельцев бизнеса в Сан-Франциско в 1930-х годах. «В то время такой пункт меню, как утка по-пекински, считался авангардным, совершенно новым и необычным, но мы зашли так далеко за пределы этого», — сказал он, добавив, что теперь у нас есть альтернативы изношенным типографским клише.

Ресторан «Токио» или «Токио» был основан Чарльзом Клайном, Гарри Салвином и Генри Финком в 1910 году недалеко от Бродвея в Нью-Йорке. Предоставлено: Нью-Йоркская публичная библиотека

Рикнер, который когда-то был ведущим типографом Apple, указывает на расцвет неанглийских цифровых шрифтов в последние годы. Например, есть элегантный шрифт с засечками Ming Romantic от Caspar Lam и YuJune Park, созданный по заказу Vogue China, и корейские шрифты с открытым исходным кодом Google, созданные командой корейских дизайнеров шрифтов, в том числе E Roon Kang, который говорил о проблемах создания цифровых шрифтов в язык.

Корейская система письма хангыль имеет «уникальный способ сочетания согласных и гласных для одной буквы», что приводит к большему объему буквенных форм и, следовательно, к большему размеру файлов для браузеров, объяснил Канг в электронном письме. Он сказал, что проект 2018 года сделал шрифты, которые могут быть сложными и включать создание различных подмножеств, более доступными для дизайнеров и разработчиков, добавив, что часть его дизайна включает в себя интерактивную функцию, которая подчеркивает «податливый характер» букв для поощрять большее участие.

Открытый проект Google по корейским шрифтам предлагает пользователям поиграть со стилизованными вариациями шрифтов. Предоставлено: Google Fonts + Korean

Китайские иероглифы в шрифте Ming Romantic. Предоставлено: Synoptic Office

Существует также растущий каталог высококачественных арабских шрифтов. Школы дизайна, такие как KABK (Королевская академия искусств) в Гааге, Нидерланды, и факультет типографики и графической коммуникации Университета Рединга в Великобритании, также обучают студентов создавать шрифты на языках мира, включая китайский, который общеизвестно, что воссоздать в цифровом виде обременительно.

«Нам необходимо демократизировать обучение шрифтовому дизайну среди людей с разным этническим, экономическим и социально-экономическим происхождением, — сказал Рикнер.