Skip to content

Родительское собрание педагог психолог: Родительское собрание педагога-психолога: «Я хороший родитель»

Родительское собрание педагога-психолога: «Я хороший родитель»

Цель: повышение самооценки родителей и определение круга проблем во взаимоотношениях детей и родителей; нахождение способов разрешения конфликтов.

Оборудование: тесты для родителей.

Ход родительского собрания: «Я хороший родитель»:

1. Ознакомление с целями групповых занятий

2. Знакомство участников

Цель: знакомство участников между собой, создание доброжелательной атмосферы. Прежде всего родители поочередно называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они так его назвали. Некоторые родители могут и не вспомнить, почему они так назвали своего ребенка. Необходимо успокоить, говоря, что, возможно, это было спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.

После знакомства родители дают ответы на следующие вопросы:

1. Как проявляются способности Вашего ребенка?

2. Как именно вы помогаете развивать способности Вашего ребенка?

3. Каким образом между родителями происходит обмен опытом воспитания ребенка в семье.

3. Диагностика на выявление отношений родителей с ребенком, то есть на психологическую совместимость родителей и ребенка.

Модели отношений с детьми:

1. Вы с ребенком не зависите друг от друга и не близки. Это беспокоит, стоит задуматься над поисками путей сближения.

2. Вы, не зависящие друг от друга, не очень близкие, но контактируете, есть что-то общее. Это уже лучше.

3. Вместе вы как личности очень близки, но не зависящие.

4. Вы ближе, чем в модели 3. Это хорошие отношения.

5. Вы близки, как одно целое «мы». Это очень хорошие отношения.

6. Одна личность полностью поглощена другой личностью. Для проявления своего «Я» ребенка не остается места. Это ситуация давления.

Речевой тест: «Какие вы родители?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто используете в общении с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй, пожалуйста, как мне поступить в этой ситуации?

3. Не знаю, что бы я без тебя делала!

4. В кого ты такой (а) удался (лась)?

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похожа (ий)

7. Ты моя опора и помощница!

class=»eliadunit»>

8. Ну что у тебя за друзья?

9. Про что ты только думаешь?

10. Какой (ая) ты у меня умный (ая)

11. А как ты считаешь, сынок (дочка)?

12. У всех дети как дети, а ты?

13. Какой ты у меня сообразительный!

Анализ полученной тестом информации.

Ответы с положительным значением: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 12-2 балла 3, 5, 7, 10, 11, 13 — 1 балл

7-8 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения с ребенком положительно влияют на становление его личности.

10-12 баллов — вам необходимо быть внимательнее в отношении с ребенком. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет не заменит вашей любви. Развитие ребенка зависит скорее от случайных обстоятельств, чем от вас.

13-14 баллов — вы и сами чувствуете, что делаете неправильно. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ребенку больше внимания, учитывать его запросы и интересы.

Информационная часть «Способы разрешения конфликтов»

Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.

Психолог: Обычно родители воспринимают конфликтные ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон, воздействие отрицательных эмоций, выражение неприязни друг к другу. (Психолог просит родителей привести примеры конфликтов, которые были у них с ребенком, а затем проанализировать причины, мотивы и результаты этих ситуаций.)

Психолог: В любом конфликте каждая сторона желает получить победу, часто любыми путями, даже если страдают личные интересы. На примере разделения яблока, родителям необходимо показать, как происходит разрешение конфликтов. Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие результаты этого действия:

1. Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс, но страдают обе стороны, поскольку каждый хотел получить целое яблоко.

2. Яблоко получает соперник,  в этом случае одна сторона обделяет себя.

3. Яблоко оставляет себе, что обделяет интересы соперника.)

Психолог: В двух последних случаях конфликт не решается, поскольку могут быть негативные последствия. Компромиссное решение приводит к обделению обеих сторон, но конфликт все же решается.

Существует еще четвертый вариант — нахождение других способов решения.

На примере разделения яблока можно рассмотреть любую конфликтную ситуацию. Главное — осознать, что хотите в этой ситуации вы и ваш соперник, обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.

Родителям также можно предложить поделиться своим опытом относительно того, как ведет себя ребенок, когда они ссорятся между собой.

Упражнение «Почему я хороший родитель»

Цель: повышение самооценки роли родителя.

Родителям по кругу предлагается продолжить предложение «Я – хороший (ая) отец, (мать) потому что …» При возникновении трудностей у родителей, следует помочь им найти в себе положительные родительские черты.

 

(Психолог подводит итоги, благодарит всех за плодотворную работу.)

Тематика родительских собраний с участием психолога

Тематика родительских собраний с участием психолога

Работа с родителями —

Родительские собрания

1 класс
Базовая задача: адаптация ребенка к школе
В начале первого класса( в сентябре месяце)   проводится  собрание, в рамках которого психолог рассказывает родителям о том, как родители  могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены




Если у психологов школы есть возможность провести повторный мониторинг адаптации, то они в четвертой четверти рассказывают родителям о динамике процесса адаптации: что изменилось, что улучшилось, а над чем еще необходимо поработать..
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

 

2-3 классы
Базовая задача: развитие познавательных процессов, умений учебной деятельности, формирование классных коллективов, навыков конструктивного взаимодействия, эмоционально –волевой сферы

2-3 классы — стабильный период  для развития детей: никак кризисов нет и мы можем свободно решать вопросы развития ребенка. Какие вопросы могут подниматься психологами в рамках собраний с родителями 2-3 классов…С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе.
Примерная тематика:

  1. Развитие познавательных процессов( внимания, мышления,памяти) младших школьников
  2. Учимся учиться
  3. Развитие эмоционально –волевой сферы младших школьников
  4. Современные технологии воспитания младших школьников в семье
  5. Общаться с ребенком..КАК?
  6. Воспитание толерантности у младших школьников
  7. Классный класс –как этого добиться?( проектировочный  семинар для родителей)
  8. Как победить школьную тревожность?
  9. Психологические особенности учащихся 2-3 классов И т.д.

Если в классе есть особые проблемы, то собрания посвящаются решению этих проблем

4 класс
Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка
Это определяет и тематику  собраний…

  1. В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции. В нашей гимназии это обычно проводится в виде проектировочного семинара для родителей, когда они с помощью психолога выводят систему характеристик, и разрабатывают пути их развития. Во время этого же или отдельного собрания психолог рассказывает о том, как проявляется кризис младшего подросткового  возраста и как родители могут помочь ребенку его пережить, изменив позицию в отношении ребенка и т.д.
  2. В 3-4 четверти психолог на  собрании представляет родителям итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции( развитию) тех или иных процессов и характеристик
  3. Если по итогам обучения в начальной школе предполагается расформирование классов их перекомплектование, то психолог участвует в родительском собрании, посвященному обсуждению данных вопросов и выработке решений.

5 класс
Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе

 

В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
Если у психологов школы есть возможность провести повторный мониторинг адаптации, то они в четвертой четверти рассказывают родителям о динамике процесса адаптации: что изменилось, что улучшилось, а над чем еще необходимо поработать
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

6-8 классы
Базовая задача: Личностное самоопределение школьника, простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста

Отсюда тематика собраний

  1. Особенности подросткового кризиса
  2. Как помочь ребенку найти самого себя
  3. Наш ребенок –подросток
  4. Психологические особенности воспитания подростка  в семье
  5. Как найти общий язык с подростком?
  6. Профилактика девиантных форм поведения подростков
  7. Формирование толерантности подростков
  8. Что такое акцентуации характера подростков и как  с ними бороться? И т. д.

Кроме того,  если  выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

9 классы
Базовая задача: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. Кроме того, девятиклассники впервые сдают государственные экзамены и ведется работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов
В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?».
В третьей четверти психолог рассказывает об итогах профориентационной диагностики
В четвертой четверти, когда проводится итоговое собрание для родителей по профильным классам, психолог также готовит сообщение для родителей
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов

10 класс
Базовая задача: адаптация в профильной школе, а также всем известная проблема –когда дети после 9 класса расслабляются в 10. .

Поэтому одно из собраний 2 четверти посвящается итогам диагностики адаптации учащихся в профильной школе
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы


11 класс
Базовые задача: подготовка школьника к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ

В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы .

Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и форме ЕГЭ

4 шага к продуктивным родительским собраниям

Тим Райс, доктор медицинских наук, и Линда Майклс, психолог.

Многие родители считают родительские собрания сложными. Особенно когда у ребенка проблемы с поведением в школе, эти встречи могут вызвать страх, замешательство и даже смущение.

Четыре шага к лучшему проведению родительских собраний

Источник: Sturti для Getty Images через Canva

Слышать: «Нам нужно поговорить о поведении вашего ребенка в классе…» может быть очень обидно.

К счастью, родители не должны чувствовать себя беспомощными. Проведение этих встреч через понимание детских мыслей, чувств и поведения — это путь к успеху.

Хотя проблемное поведение ребенка не следует оправдывать или объяснять, активная роль родителей на школьных конференциях может способствовать продуктивному сотрудничеству.

Шаг 1: Примите отзыв учителя

Признайте, что родительские собрания могут помочь вам лучше понять своего ребенка, а учителя могут предложить ценные наблюдения. Если вы примете эти наблюдения с непредвзятым любопытством, это будет отличным первым шагом. Помните, учителя хотят, чтобы ученики преуспели.

Например: Обеспокоенные родители Али и Бетси прибыли на родительское собрание с учителем третьего класса сына Чарли. Учитель говорил о том, что Чарли издавал громкие, отвлекающие звуки животных в классе. Али и Бетси терпеливо выслушали, приняли мнение учителя и заверили учителя, что готовы работать вместе для роста и развития их сына.

Шаг 2: Определите проблему

Постарайтесь определить и полностью понять проблему, задавая уточняющие вопросы и участвуя в диалоге. Детально определите проблему, спросив: «Где/когда/с кем начинается проблемное поведение моего ребенка?» Попытайтесь понять закономерности: «Есть ли что-то, что обычно предшествует проблемному поведению?», «Какие закономерности вы видите?» — Что будет после?

Али и Бетси поблагодарили учителя за ее наблюдения и задали вопросы, чтобы помочь определить проблему. Они узнали, что Чарли обычно шумит ближе к концу дня во время посадки. Интересно, что в те дни, когда у Чарли были уроки физкультуры, такого поведения не случалось. После такого поведения учителя сделали Чарли выговор, что, казалось, его успокоило. Они видели этот образец дома и поделились этим с учителем. Надеюсь, они все вместе обдумают, как поддержать Чарли до того, как его поведение станет проблематичным.

Шаг 3. Сформулируйте гипотезы о чувствах вашего ребенка

Попробуйте сопоставить модели поведения и модели поведения, чтобы выяснить, что чувствует ваш ребенок. Часто дети не могут выразить свои чувства словами, вместо этого проигрывая их. Удивление вслух в присутствии учителя вашего ребенка показывает доверие к размышлениям о значениях поведения. Подбросьте несколько идей и предложите учителю построить вместе с вами.

Али выразил любопытство по поводу проблем Чарли в дни без уроков физкультуры. «Интересно, нужны ли Чарли физические упражнения или присутствие тренера по физкультуре хорошо на него влияет?» Бетси задавалась вопросом, связаны ли проблемы Чарли в конце дня с его предстоящим уходом из класса. «Кажется ли, что Чарли терпит крах ближе к концу дня, или он изо всех сил пытается попрощаться со своими друзьями и учителями?» Учитель Чарли ответил, что это отличные идеи, и вслух поинтересовался, как их можно связать воедино. Учитель заметил, что Чарли, кажется, успокоился после выговора. Несмотря на то, что это внимание было «негативным», оно, казалось, помогло Чарли. Вместе родители и учитель Чарли задумались о том, как помочь Чарли заранее, чтобы ему не пришлось прерывать урок, чтобы привлечь внимание учителя или помочь успокоиться.

Шаг 4: Подумайте о том, как дети справляются с тяжелыми чувствами

Дети и подростки (особенно мальчики) часто борются с болезненными чувствами. Они пытаются дистанцироваться от этих чувств, проигрывая чувства через поведение. Другими словами, разрушительное поведение может быть защитой от болезненных ощущений. Когда их ребенок капризничает, родители могут спросить: «Мой ребенок избегает болезненных чувств? Как я могу помочь ему справиться с этими чувствами, чтобы ему не пришлось их проигрывать?»

Помня об этой идее защиты, вы сможете лучше понять деструктивное поведение и найти решения.

Али и Бетси хорошо откликнулись на предложение учителя связать все воедино, объяснив, как тяжело Чарли пришлось прощаться с близкими после смерти дедушки. Может быть, отсутствие учителя физкультуры Чарли напоминает ему о разлуке, и Чарли легче издавать звуки животных, чем думать о том, как сильно он скучает по общению со своим учителем физкультуры, друзьями и, возможно, даже с дедушкой. Когда у него нет уроков физкультуры, ему может быть труднее почувствовать эти чувства тоски. Может, имеет смысл поговорить с Чарли о том, как тяжело прощаться и расставаться. Учительница Чарли подумала, что это отличная идея, и предложила обратить на это внимание и в классе. Заботясь о настоящих чувствах Чарли, возможно, ему не нужно становиться разрушительным.

Внимательное выслушивание отзывов учителей, помощь в определении проблем, совместное размышление о чувствах и значениях ребенка, стоящих за его поведением, совместная работа над поиском решений — вот продуктивные подходы к родительским собраниям. Родители и учителя могут конструктивно объединиться на основе понимания защиты детей. Когда родителям нужна помощь в закладывании этого фундамента, могут помочь консультации с детским и подростковым психоаналитиком.

На следующий день, когда класс выстроился в очередь, чтобы попрощаться, Чарли залаял, как собака, но его учитель сказал: «Чарли, я думаю, тебе трудно использовать слова, и твои родители помогли мне увидеть, как тяжело может быть прощание. Я не могу позволить тебе издавать эти звуки, но ты можешь поговорить со мной на автобазе через несколько минут. Позже дома Чарли с радостью рассказал родителям, что у него есть время поговорить с учителем и узнать о себе что-то новое. В конце следующего дня Чарли переварил свои грустные чувства и сказал своему другу Дэнни: «Пока! До завтра!» Его родители и учитель гордились им, и Чарли начал новую жизнь.

Тимоти Райс, доктор медицинских наук, детский, подростковый и взрослый психиатр и психоаналитик, работающий в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк.

Встречи родителей с учителями в качестве поставщика сопутствующих услуг

Это время года для собраний родителей и учителей! Возможно, вы помните мой блог о том, как максимально использовать осенний вечер «Снова в школу»! Если ваш район похож на мой, вечер «Снова в школу» состоится в сентябре. Затем у нас проходят родительские собрания [или психотерапевты!] прямо перед Днем Благодарения. Как и в случае с «Снова в школу», это может быть очень сложно в качестве поставщика сопутствующих услуг с большой нагрузкой [вероятно, во многих зданиях и / или районах] для участия в родительских собраниях или днях открытых дверей. Тем не менее, я призываю вас использовать все возможности! Вот мои 3 главных совета, как максимально эффективно использовать родительские собрания:

  1. Общаться и планировать с учителями
  2. Обдумывать IEP/редакции
  3. Показывать работы учащихся

(1) Общаться и планировать с учителями

Своевременное общение и часто является ключом к хорошей явке на родительские собрания. Если вы еще этого не сделали, разошлите записку о встрече с учителем/терапевтом, чтобы ваши семьи были знакомы с вами [получите свою БЕСПЛАТНО здесь!]. Если конференции запланированы на начало года, попросите родителей «сохранить дату»! Тогда они не станут сюрпризом для семей!

У многих родителей в школе учится более одного ученика или у их ребенка более одного учителя. Эти родители должны будут посетить несколько конференций. В моем округе учащиеся не должны посещать родительские собрания, поэтому уход за детьми может быть сложной задачей для семей. Я всегда стараюсь максимально использовать время родителей [и свое!]. Рассмотрите возможность общения с классными руководителями и / или учителями специального образования, чтобы узнать, можете ли вы провести с ними совместную конференцию . Мне нравится использовать этот формат по нескольким причинам:

  • Многие ключевые игроки команды сидят вместе и сотрудничают с родителями и друг с другом
    • Подумайте о том, чтобы пригласить других членов группы IEP [т.е. логопед, физиотерапевт]
  • Я получаю информацию непосредственно от учителя о том, как ученик занимается в классе
    • Встречаться с каждым из моих учителей по отдельности в течение учебного дня может быть сложно
    • Как OTs, мы работаем над успешной работой в классе!
  • И родитель, и учитель могут слышать то, что мы делаем над чем работаем в трудотерапии сеансы
    • Я считаю это очень важным при работе над сохранением навыков!
  • Мне не нужно беспокоиться о том, что я потеряю семью , если они отдадут предпочтение конференции учителей, а не конференции с соответствующими поставщиками услуг
    • Вы можете «убить двух зайцев одним выстрелом»

(2) Рассмотрите IEP/пересмотры

Когда вы просматриваете прогресс и собираете образцы, чтобы поделиться с семьей во время конференций, вы можете заметить, что учащийся освоил цель! Возможно, вы нашли новую область потребностей, которую хотели бы решить, но она конкретно не указана в IEP. Конференции — это ПРЕКРАСНОЕ время, чтобы поговорить с родителями [и остальными членами команды] об этих изменениях и подписать соответствующие документы. Я часто обновлял специально разработанные инструкции (SDI), время обслуживания или формат доставки [группа против индивидуального] или добавлял цель во время конференций. Я нахожу это намного проще, чем все общение/координация, которые необходимы для этого в течение учебного дня.

(3) Show Off Student Work

Вы проводите индивидуальные конференции в своей комнате и беспокоитесь о том, как это будет выглядеть для родителей? Не парься! В этом году ваши дети проделали массу потрясающих работ — покажите их! Вы можете использовать поделки, чтобы создать очаровательную доску объявлений в своей комнате, или принести некоторые поделки, созданные вашими учениками, в «портфолио», чтобы показать родителям во время конференции. Если вы обычно не занимаетесь поделками [или не заказываете компаньонов!] со своими учениками, я уверен, что у вас есть другие примеры работ/мероприятий, которые вы можете разместить в своей комнате.