Содержание
Водоросли. 5 класс — презентация онлайн
Похожие презентации:
Эндокринная система
Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей
Хронический панкреатит
Топографическая анатомия верхних конечностей
Анатомия и физиология сердца
Мышцы головы и шеи
Эхинококкоз человека
Черепно-мозговые нервы
Анатомия и физиология печени
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности
1. Тема «Водоросли»
5 класс УМК Пасечника
2. Общая характеристика водорослей
• Наука, изучающая водоросли – альгология
• Водоросли — это древнейшие растения –
возникли 2,5 млрд. лет назад
• Водоросли — это низшие растения
(подцарство) – тело не разделено на органы и
ткани и называется слоевище или таллом
• Водоросли — это споровые растения, т.е.
размножаются с помощью спор
3. Место обитания:
Обитают везде, где есть вода:
1) в пресных водоёмах;
2) в морях и океанах ;
3) в верхних слоях почвы;
4) в виде зеленых налетов на коре деревьев,
заборах, водостоках;
5) в Антарктиде на поверхности снега и льда.
4. Строение водорослей
СТРОЕНИЕ
ВОДОРОСЛЕЙ
5. Строение водорослей
Размеры их колеблются в очень широких пределах:
мельчайшие соизмеримы с бактериальными
клетками (не превышают 1 мкм в диаметре), а
наиболее крупные морские бурые водоросли
достигают несколько десятков метров в длину.
Хлорелла (под
микроскопом)
Ламинария (или
морская капуста)
Группы водорослей по строению
Многоклеточные
Одноклеточные
Колониальные
Хламидомонада
Вольвокс
Фукус
7. Интерактивный рисунок по ссылке
Строение одноклеточных водорослей
(на примере хламидомонады)
Интерактивный рисунок по ссылке
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a-004ba4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_%5BIM_03%5D.swf
8. Строение многоклеточных водорослей (на примере ламинарии)
Тело не разделено на органы
и ткани, называется таллом
или слоевище, прикрепляется
к грунту с помощью ризоидов
Слоевище
Ризоиды
9.
Строение колониальных водорослей (на примере вольвокса)
Вольвокс имеет шарообразную форму, состоит из
группы клеток, имеющих различные функции, но не
объединённых в ткани.
Является переходной формой от одноклеточных к
многоклеточным водорослям.
10. Жизнедеятельность водорослей
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОДОРОСЛЕЙ
11. Питание водорослей
Осуществляется за счёт фотосинтеза с помощью
пигментов,
находящихся
в
хроматофорах.
Хроматофоры могут иметь различную форму:
спиральную (у спирогиры) , в виде незамкнутого
кольца
(у
улотрикса),
подковообразную
(у
хламидомонады)
Спирогира
Улотрикс
Хламидомонада
Размножение водорослей
Половое размножение Бесполое размножение
у хламидомонады
13. Многообразие водорослей
МНОГООБРАЗИЕ
ВОДОРОСЛЕЙ
14. Царство Растения
Подцарство Низшие растения
Отдел Зелёные
водоросли
Отдел Бурые
водоросли
Отдел Красные
водоросли
Ламинария –
Ульва
Порфира (красный
(морской салат) морская капуста) морской салат)
15.
Отдел Зелёные водоросли
Хлорелла
Спиригира
• Одноклеточные, колониальные,
многоклеточные (в виде нитей и
листовидные).
• Встречающиеся в пресных и
соленых водоемах, на сырой
почве и коре деревьев в симбиозе
с грибами (лишайники).
• Большинство одноклеточных
имеет жгутики для передвижения.
• В хроматофорах содержится
зеленый пигмент — хлорофилл
16. Отдел Бурые водоросли
Саргассум
Макроцистис
• В основном многоклеточные
обитатели дна моря до глубин
200 м.
• Слоевище состоит из
стеблевой, листовой частей и
ризоидов.
• Длина тела у некоторых видов
10-40 м. В хроматофорах
содержатся кроме хлорофилла
бурый и оранжевые пигменты
17. Отдел Красные водоросли (Багрянки)
Дазия
Филлофора
• В основном многоклеточные
обитатели дна моря, от 100 до 200 м
(иногда более).
• Максимальная глубина 285 м, на
которой обнаружены красные
водоросли, – рекорд для
фотосинтезирующих растений.
• Хроматофоры содержат красный
пигменты (фикоэритрин и
фикоцианин), которые обеспечивают
теневыносливость водорослей.
• Самые совершенные по строению
среди водорослей. Слоевище имеет
вид кустиков, реже пластинок или
листьев до 2 м длиной.
18. Значение водорослей
ЗНАЧЕНИЕ
ВОДОРОСЛЕЙ
19. Значение водорослей в природе
1. Выделяют кислород,
необходимый для дыхания.
2. Источник питания для
морских животных (водоросли
образуют фитопланктон)
Фитопланктон
3. Некоторые виды водорослей
участвуют в почвообразовании
4. Некоторые виды водорослей
входят в состав комплексных
организмов, например,
лишайников.
5. Чрезмерное размножение
водорослей приводит к
загрязнению водоёмов и гибели
Строение лишайника рыб (замор рыбы).
20. Значение водорослей для человека
1. Являются продуктами питания
для человека (ламинария, порфира).
2. Используются как корм для скота.
3. Используются для изготовления
удобрений.
4. Используются для производства
лекарств, йода.
5. Используются для производства
бумаги, клея, агар-агара и др.
6. Используются для биологической
очистки сточных вод.
7. Чрезмерное размножение
водорослей затрудняет
судоходство, вылов рыб.
21. Выполните задания
ВЫПОЛНИТЕ
ЗАДАНИЯ
22. Назовите части строения водорослей и поясните их значение
1
1
8
7
2
6
3
2
5
4
Строение хламидомонады
Строение ламинарии
23. Используя картинку расскажите как размножаются водоросли
24. К какому отделу относятся изображённые водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (цифры и буквы)
1. Улотрикс
2. Ульва
3. Хламидомонада
А) это одноклеточная водоросль, имеющая жгутики и
хроматофор в виде подковы
Б) это многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая
хроматофор в виде незамкнутого кольца
В) это многоклеточная листовидная водоросль, она
съедобна, второе её название – морской салат.
25. К какому отделу относятся изображённые водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (цифры и буквы)
2. Макроцистис
1. Ламинария 2. Саргассум
А) эта водоросль может достигать в длину
несколько метров, она съедобна и имеет второе
название морская капуста.
Б) эта водоросль самая крупная из известных
водорослей, что отражено в её названии. Она имеет
размеры до 40 м и может расти на полметра в день.
В) эта водоросль может образовывать в море целые
плавучие острова и затруднять судоходство, её
именем названо море
26. К какому отделу относятся изображённые водорослей? Соотнесите рисунок водоросли и её описание (цифры и буквы)
1. Филлофора
1. Порфира
А) эта водоросль имеет листовидную форму, она
съедобна и имеет второе название красный
морской салат
Б) эта водоросль имеет вид кустика, используется
для получения гелеобразного вещества агар-агар,
широко применяемое в микробиологии и в пищевой
промышленности.
27. Перечислите значения водорослей, используя картинку
28. Интересные факты (для любознательных)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
(ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ)
29. Цветной снег
«Красный снег» встречается во многих
местах нашей Земли — и в суровых
условиях высокогорий, и в зоне вечных
снегов Арктики, и на ледяных морях
Антарктиды. Причиной тому служит
водоросль — хламидомонада снежная.
Этот удивительный микроскопический
организм способен жить только на снегу.
Зеленый цвет снегу придают особые
виды зеленых водорослей,
накапливающие в своем организме
зеленые пигменты.
Дополнительную информацию о цветном
снеге вы можете найти по ссылке:
http://obana.at.ua/publ/cvetnoj_sneg/2-1-0-1924
30. Саргассовое море
У Саргассового моря нет берегов. Благодаря роману
Александра Беляева «Остров погибших кораблей» возникла
легенда о том, что в водорослях Саргассова моря
запутываются морские суда. Насколько это утверждение
верно вы можете узнать, использовав ссылку:
http://www. inokean.ru/okeans/atlanticheskiy/action-atlantik/37sargassum
31. Агар — агар
Из багрянок получают вещество агар – агар.
Уже 20 г агара на 1л воды после остывания образуют
плотный студень.
Его применяют во всех микробиологических лабораториях
мира для получения чистых культур микроорганизмов.
Агар также используется в пищевой промышленности.
Подробности о использовании агар-агара и его полезных
свойствах можно узнать по ссылке
http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/378542-Agar-agar—Polza-i-kulinarnoe-primenenie
Спасибо за внимание!
33. Источники информации
1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для
учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под
ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2007.
2. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.
Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
3. http://obana.at.ua/publ/cvetnoj_sneg/2-1-0-1924
4. http://www.inokean.ru/okeans/atlanticheskiy/action-atlantik/37sargassum
5. http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/378542-Agar-agar—Polza-i-kulinarnoe-primenenie
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a004b-a4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_%5BIM_03%5D.swf
7. http://findfood.ru/product/porfira
34. Картинки
1. http://noweraddo.ucoz.ru/aqua/roslunu/images/a/026_Aponogeton
_ulvaceus.jpg — морские водоросли
2. http://www.budemzdorovee.ru/mir_vodoroslej — морские
водоросли
3. http://st.gdefon.com/wallpapers_original/584663_rassvet_more_vo
dorosli_kamni_gorizont_solntse_2048x1363_www.GdeFon.com.jpg — побережье моря
4. http://www.instapics.ru/download_original.php?file=201301/instapi
cs.ru_95933.jpg — пресный водоём
5. http://nord-news.ru/img/newsimages/20120815/1_9ff797940904.jpg
— водоросли на снегу
6. http://cs7051.vk.me/c540101/v540101415/467a2/Zl4vLm0Yxeo.jpg хлорелла
7. http://files.school-collection. edu.ru/dlrstore/c1ab5d0b-0a01-022a004c-aadb3b37886d/%5BBIO6_05-39%5D_%5BPF_03%5D.jpg –
ламинария
8. http://content.foto.mail.ru/mail/kolzerin/_answers/i-1871.jpg хламидомонада
35. Картинки
9. http://climenhagabiology.pbworks.com/f/1270736427/volv3sm.jpg
— вольвокс
10. http://abc-192.mosuzedu.ru/projects/akkuratov/fuc.jpg — фукус
11. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a004b-a4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_%5BIM_03%5D.swf –
строение хламидомонады
12. http://fitoapteka.com/cache/imagick_8214646cab510cbf803e40e1
73fcfa435198e8cf.jpg — ламинария
13. http://www.makuha.ru/world/Bio/bio-003.htm — вольвокс
14. http://podelise.ru/tw_files2/urls_143/6/d-5985/7zdocs/2_html_m5f4fcd6c.png — спирогира
15. http://afox.ru/kursovaya-2/otdel-vodorosli-obshchaiakharakteristika/ — улотрикс и хламидомонада
16. http://5klass.net/datas/biologija/Vodorosli-biologija/0004-004ZHiznennyj-tsikl-khlamidomonady.jpg — размножение
хламидомонады
17. http://www.spacehealth.ru/upload/medialibrary/289/03.jpg порфира
36. Картинки
18. http://xreferat.ru/image/10/1304759210_1.jpg — ульва
19. http://yogadetox.nl/portals/1/chlorella.gif — хлорелла
20. http://e-libra.ru/files/cache0/183914/i008-pictures-001297262472.jpg — саргассум
21. http://blgy.ru/images/biology6/pic90.png — макроцистис
22. http://www.ecosystema.ru/08nature/vod/042.jpg — филлофора
23. http://bse.sci-lib.com/article005852.html — дазия
24. http://obana.at.ua/publ/cvetnoj_sneg/2-1-0-1924 — цветной снег
25. http://ynamore.ru/wp-content/uploads/2013/08/vodorosli.jpg саргассовое море
26. http://mjusli.ru/gotovim_vkusno/budem-znat/agar-agar
27. — желе из агара
28. http://otvet.imgsmail.ru/download/450f3a77cc6da279bac7c8c9
119ed707_i-471.jpg
29. — значение водорослей
37. Картинки
30. http://biouroki.ru/content/page/687/2.png и
http://my.topic.lt/foto/xata_570366.jpg — строение лишайника
31. http://www. pokerfederation.ru/how.php?gxyp=dmecubf/deutschreshebnik-10-klass-2013-bim50980-473.jpg- размножение
хламидомонады
32. http://lc8.by/images/base_organization.png — мальчик в очках
33. http://pics2.pokazuha.ru/p442/n/4/8070007j4n.jpg — черепаха с
водорослями
English
Русский
Правила
Урок биологии «Водоросли»
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и
жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных
представителей растительного мира; - Объяснить способы размножения водорослей;
- Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное
сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт
салата из водорослей.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2)
Приложение 1
Подготовка к опросу – 3 минуты.
2. Проверка домашнего задания:
- Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
– размеры растений – рис.30 (Приложение 3,
Приложение 4)
– разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2)
– работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5) - Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
– ботаника – это…..
– низшие растения – это…..
– высшие растения – это…
– таллом, или слоевище – это… - Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски.
Выстраивание классификации царства растений
3. Активизация знаний учащихся
Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.
– Что изучает ботаника?
– Почему растения выделили в самостоятельное царство?
– Какое значение имеют растения в природе?
– Какое значение имеют растения в жизни человека?
– Почему нужно охранять растения?
Оценивание ответов учащихся
4. Изучение нового материала (25 мин)
9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).
Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но
встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других
местах с повышенной влажностью.
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли
относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.
Водоросли произошли от различных предков.
1) Одноклеточные водоросли
(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).
Обитание или распространение (слайд 8)
Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности
растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали
летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме
(слайд 9). “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле
воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей
изумрудный оттенок (слайд 10).
В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль
Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме
зеленый хроматофор (слайд 11).
* Размножение хлореллы (слайд 12).
* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на
влажных почвах, (слайд 13)
Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый
одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде
при помощи 2-х жгутиков.
* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной
оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок”
(светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная
клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие
пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)
* Размножение, (слайд 16, 17)
В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.
Динамическая пауза (движение водорослей при течении)
2) Многоклеточные водоросли
Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным
камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и
оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями
нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат).
В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение
(слайд 18, 19).
У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет
форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются
ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые
нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.
Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска
слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое,
кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У
некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать
тканями (слайд 20).
Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра
(Черное море).
Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко
встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от
нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные
и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические,
кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров
(слайд 21).
В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?
Почему они разные?
? проблемный вопрос (слайд 22)
А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)
5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний
Какое значение водорослей для человека?
- Питаются рыбы и другие животные.
- Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
- Удобрение и корм скоту.
- Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и
текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы. - Для разнообразных блюд, (слайд 24)
Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни
водоема.
(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)
6. Закрепление материала
- Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или
род, класс…(Приложение 7) - Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли,
(углубление), (Приложение 5,
Приложение 6)
7. Оценивание работы учащихся на уроке.
- За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из
водорослей “ Витаминный” (Приложение 8).
8. Объяснение домашнего задания.
На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.
9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного
цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).
(Слайд 26) Приложение 1
линий, рисующих рыбу и водоросли для детей, рисующих искусство, вектор, вектор и низкий бюджет изображения без роялти. Рис. ESY-056196097
Купите это изображение от
$ 10
только за 0,27 долл. США по максимальному разрешению с EasySubScription
См. Наши планы подписки
Лицензия без роялти
Выберите разрешение, которое требует ваших потребностей.
1 МБ
А8
25,3 х 17,2 см

6 МБ
А6
14,9 х 10,1 см
26 МБ
А4
30,9 х 21,1 см
50 МБ
А3
42,9х 29,2 см
.EPS-файл
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения:
ESY-056196097
Фотограф:
Коллекция:
Фотопоиск ЛБРФ
Пользовательская лицензия:
Низкий бюджет без лицензионных отчислений
Наличие высокого разрешения:
До вектора
. EPS-файл
Доступно в формате .EPS
Специальная коллекция:
Низкий бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
×
Образ композиций
Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.