Содержание
Академический рисунок натюрморта: требования.
ВСЕ
Рисование
Советы художника
История искусств
Живопись
Рисунок
Цветоведение
Поэтапное рисование
Вдохновение
О художниках
Ученики
Композиция
Абстракция
Книги
01. 06.2020 16:13
Говоря об академическом (учебном) рисунке, важно чётко выделить его особенности и назначение. Это не просто рисунок карандашом, не изображение “красивых” предметов — это результат серьёзной, осмысленной работы.
Разумеется, и критерии оценки и требования к такому рисунку существуют вполне конкретные, основанные на методах обучения изобразительной грамоте, учебных программах и сформированности знаний, умений и навыков художника. Да, да, это всё можно оценить и логически обосновать. Особенно важно понимать, что должен из себя представлять академический рисунок натюрморта и каким он должен быть в итоге, абитуриентам художественных училищ и колледжей, Вузов и даже многих художественных школ, ведь им предстоит сдавать вступительные экзамены по рисунку, конкурировать с другими абитуриентами, демонстрировать свои лучшие качества рисовальщика.
Заранее подготовившись к вступительным испытаниям по рисунку, изучив требования к экзаменационной работе по рисунку натюрморта и поняв критерии оценки рисунка при поступлении, есть шанс подготовиться к экзамену тщательнее и поступить в художественный Вуз или художественное училище на бюджет. Итак, разбираемся.
1. Соответствие рисунка учебной задаче.
Любой академический рисунок создаётся не на пустом месте: во время его рисования начинающий художник выявляет объём и форму предметов, создаёт иллюзию трёхмерного пространства, передаёт при помощи линий, штрихов и пятен материальность предметов натюрморта и прочее.
В каждом задании акцент делается на чём-то одном. Эти задачи чётко прописаны в учебном плане и неразрывно связаны между собой. Именно эта точная и ясная цепочка графических упражнений от одного учебного задания к другому, ведёт начинающего художника к основной цели — овладению изобразительной грамотой в полном объёме, проще говоря, к умению реалистично рисовать с натуры всё, что угодно. Поэтому нельзя просто взять и нарисовать академический рисунок — учебное задание по рисунку, вырванное из контекста, не имеет смысла и ничему не сможет научить, ведь задать самостоятельно учебную задачу ученику не под силу.
Во время экзамена по рисунку натюрморта при поступлении такая задача тоже есть. Она прописана в требованиях к экзаменационной работе и обозначена в критериях оценки рисунков. Здесь важны приоритеты каждого учебного заведения: где-то достаточно грамотной компоновки и сквозного построения предметов, а где-то нужно продемонстрировать мастерство тональной моделировки формы в рисунке и ясность композиционного мышления.
В любом случае, учебный рисунок натюрморта на то и учебный, чтобы чему-то научить художника. А абстрактно научиться чему-нибудь сложновато.
2. Передача пропорций.
Рисунок натюрморта прекрасно показывает умение художника соизмерять и сравнивать пропорциональные отношения предметов друг с другом и частей предмета между собой. Точность пропорций — одно из основных условий выполнения экзаменационного рисунка и определения его качества. Уверенный замер пропорций методом визирования и перенос видимых пропорций предметов на лист бумаги — основной метод рисования с натуры. В рисунке учебных натюрмортов он актуален как нигде.
Именно на натюрмортах отрабатывается умение художника соизмерять части целого, находить точные соотношения и характерные особенности предметов — это один из самых важных этапов на пути развития художника. Только после его достижения возможно обучение рисованию портрета и тела человека.
Точность пропорций — важное и обязательное требование к академическому рисунку, причём важны не только соотношения крупных предметов и их частей, но и деталей по отношению к целому. Стоит сравнивать элементы натюрморта тщательнее, делать замеры методом визирования и на глаз, проверять пропорции в рисунке по несколько раз разными способами, чтобы достичь нужной точности и верности натурной постановке.
3. Передача объёма и формы.
Чем раньше начинающий художник поймёт, что он рисует не предметы и объекты, а форму в пространстве, тем качественнее будут его учебные рисунки. Причём, изобразить объём и форму предметов натюрморта можно разными способами — линейно, тоном, комбинированными способами. Подробно о способах передачи формы и объёма в пространстве я писала в статье https://jotto8.ru/blog/chetyre-osnovnye-vida-risunka-vidy-risunkov .
Здесь важно, чтобы это была точная, полноценная форма — реальные предметы при этом разбираются до простейших цилиндров, многогранников, коробок и сфер. Каждый элемент, составляющий большую форму при этом выстраивается отдельно насквозь с соблюдением перспективных сокращений, анализом линии горизонта (это важно для изображения раскрытия горизонтальных плоскостей) и в связке с остальными формами.
Передача объёма в рисунке натюрморта (степени его трёхмерности) выявляется художником при помощи штрихов, линий и пятен. Их комбинаторика и умелое владение техническими приёмами рисования карандашом помогают изображать предметы реалистично, объёмно, грамотно.
Особенно это важно при выполнении тонального и светотеневого рисунка натюрморта. Объёмность предметов в натюрморте передаётся при помощи градаций светотени: каждая градация находится на своём месте, зависит от положения источника света и связана с остальными тональными блоками. Изучение положения теней собственных и падающих, полутеней, рефлексов на простейших объёмных формах (куб, шар, цилиндр и т.д.) задаёт основу передачи формы в пространстве, необходимую при рисовании натюрмортов, как предметов, складывающихся из простейших объёмов.
О том, в чём разница между объёмом и формой в рисунке, я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/obem-i-forma-v-risunke-v-chem-raznitsa .
Для линейного рисунка натюрморта важна ещё и сквозная конструкция предметов — сочетание и чередование простых объёмов и форм внутри сложной. На занятиях классическим рисунком по специальной учебной программе этому можно научиться, главное — приложить достаточно усердия и времени на обучение.
4. Передача пространства.
Пространство в натюрморте не глубокое, но, как правило, ясно выраженное. Так как натюрморт обычно освещается сверху слева, чуть фронтально (софит или окно, от которых идёт свет находятся с левой стороны от натюрморта рядом с художником), то предметы переднего плана обычно более светлые по сравнению с дальними. Уходящие в глубину предметы натюрморта обычно изображаются менее подробно, более тёмными тонами и не слишком контрастными к фону.
Но это скорее стереотип, ведь, как я уже писала выше, учебные задачи в рисунке натюрморта и сами предметы в среде могут быть совершенно разными.
Для начинающего художника важно научиться передавать разницу в прорисовке и тональном решении предметов натюрморта по планам: передний, средний и дальний. Отделяя их друг от друга, легко научиться передавать неглубокое пространство тоном, фактурой штриха, качеством силуэта, степенью объёмности предметов и т.д..
5. Минимум самовыражения, максимум реализма.
Учебный рисунок есть учебный рисунок, творчества здесь минимум. И хотя стандартные учебные постановки натюрмортов в исполнении разных начинающих художников немного отличаются манерой наложения штрихов, общим тональным состоянием, положением предметов друг относительно друга (ракурс с каждого рабочего места свой), особенностями компоновки, но в целом всё здесь сводится к успешному решению учебной задачи, а не к самовыражению. В обучении рисованию креатив можно проявить на уроках композиции (в рамках упражнения) или специальных творческих постановках (это оговаривается отдельно).
Академический же рисунок создаётся в целях тщательного изучения натуры (в нашем случае, предметов натюрморта во взаимосвязи друг с другом и окружающим пространством). Его смысл — изучить модель, проанализировать её визуальные характеристики и изобразить на плоскости листа всё наблюдаемое максимально близко к реальности. То есть в двухмерном формате художник рисует иллюзию трёхмерного визуального образа.
Причём, характер и резкость штриховки, нажим на карандаш, качество светлоты бликов и прочее выполняется в рисунке натюрморта в соответствии с тем, как они действительно выглядят в реале при рассматривании с положения художника. Ничего случайного здесь быть не может. Каждая деталь в академическом рисунке натюрморта должна быть реалистичной, подчинённой общей идее. И оправдание “я так вижу” здесь не поможет — помимо видения, важно ещё и понимание, одно без другого не работает.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Как нарисовать натюрморт карандашом
Вообще с приходом весны, кажется, будет больше времени гулять и отдыхать, но как обычно работы находится втрое больше и еще учеба, сессия, экзамены… Парадокс жизни! Но жаловаться я не собираюсь! Я принимаю этот бой!
У нас не бывает побед, у нас есть только битвы.
И лучшее, на что можно надеяться, что мы найдем то, ради чего стоит биться. И если нам повезет, мы найдем того, кто готов принять этот бой вместе с нами.
Нам писала Марина Байдакова:
Марина Байдакова
Если не сложно, можно урок по рисованию натюрморта карандашом? если можно по проще, а потом можно и по сложнее. Спасибо!
Честно говоря, я и сам не освоил такие сложные техники, рисую обычно мультяшки, аниме и тому подобное. Думаю пора начинать заниматься серьезным делом! Как нарисовать натюрморт карандашом учить не берусь, а лучше расскажу, что советуют профессионалы в этом деле.
Почитал немного книжек на эту тему и вот несколько советов:
- Всматриваясь в натуру и свой рисунок, прищурьтесь и вы увидите, что многое обобщается и видны только тоновые цвета, которые вам необходимо передать в своем рисунке.
- При работе краской накладывайте мазки по форме предмета, чаще отходите и смотрите на свою работу с расстояния.
- Старайтесь выслушать и проанализировать любую добрую критику.
- Не раскрашивайте одной краской предметы, которые рисуете. Внимательно вглядывайтесь и смешивайте, добавляйте к основному цвету другие цвета, присутствующие в данном предмете, иначе натюрморт будет не нарисован, а раскрашен.
- Не стоит опускать руки, если первая попытка оказалась не совсем удачной. Повторите этот же натюрморт, только с другой точки зрения. Чем больше работ вы сделаете, тем лучше. Количество впрямую влияет на качество.
- Работы, даже неудачные, не выбрасывайте, а складывайте в папку и через месяц-другой разложите их, внимательно проанализируйте и отберите наиболее, на ваш взгляд, удавшиеся.
- Не останавливайтесь на достигнутом, с каждой работой усложняйте задачу, чередуя рисунок с живописью, работу с натуры с работой по памяти, по впечатлению.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно. Я начал рисовать яблоки карандашом: Первым этапом задал контуры будущего рисунка с помощью карандаша: А дальше раскрасил их карандашами. Это моя первая попытка, в будущем попробую сделать урок поэтапный. Попробуйте тоже нарисовать яблоки, или взять любой другой пример. Показывайте свои рисунки а также пишите мне что хотите еще увидеть на ДейФан. Я делал этот урок очень давно. Теперь я рисую гораздо лучше. Посмотрите мои новые уроки, они вообще супер:
- Рисунок яблока;
- Груши;
- Натюрморт из овощей;
- Рисунок огурца;
- Хлеб;
- Тыква;
- Апельсин;
- Бананы;
- Виноград;
- Большой арбуз;
- Клубнику;
- Вишенки;
- Ананас;
TrustNo1
Специально для ДейФан
Рецензия на натюрморт — Академия рисования
Работа Микаэлы Моншайн, студентки Академии рисования
Натюрморт с апельсинами, лимонами, чашкой и горшком
Дорогая Академия рисования,
на круглых и овальных формах. На нем изображены цитрусовые, горшок и чашка на столе с белой скатертью в складках. На заднем плане висит кусок серой ткани.
Проблемными областями были складки скатерти и структура поверхности фруктов. Я переделывал складки около 5 раз. Я всегда пытался думать об этом как о трехмерном теле, состоящем из призматических фигур, но это было трудно нарисовать реалистично. Не помогло и то, что скатерть была белая! В итоге получилось немного «безжизненно», как мне кажется.
Как упоминалось выше, второй проблемой была поверхность плода. Все эти маленькие неровности и дыры, я понятия не имею, как их построить. В итоге я просто сделал крошечные точки, но они мне не очень нравятся, поэтому я их удалил. Сделал картинку с точками и без. Что ж, структура поверхности была проблемой, но в данный момент я был больше сосредоточен на формах и на штриховке, возможно, мне следует перерисовать натюрморт позже, сосредоточившись больше на деталях. Может быть, мне следует использовать угольный карандаш, чтобы получить больше глубины и затемнить тени. Я сделал этот проект только карандашами HB и B.
Первое, что я понял на фотографии, это то, что отверстие горшка немного кривое, на моем рисунке это не так очевидно.
Мы очень ценим вашу критику!
С уважением,
Микаэла Моншайн
Отзыв от Владимира Лондона, преподавателя Академии рисования
Уважаемая Микаэла,
Большое спасибо за натюрморт. Здорово, что ты рисуешь с натуры — это лучший способ научиться и улучшить свои навыки рисования.
Ваш рисунок выглядит очень хорошо, и вы вложили много сил в эту работу, молодец.
Также хорошо, что вы видите области, требующие улучшения, и не совсем удовлетворены результатами. Это означает, что у вас есть много возможностей для роста и улучшения своих навыков.
Помимо вашей заботы о передаче тональных значений и изображении мелких деталей, есть еще одна большая проблема, которую вам нужно решить – конструктивный рисунок.
Подумайте о применении тональных значений и прорисовке мелких деталей, например, о покраске и декорировании стен дома. Однако, если дом построен некачественно, украшения не помогут исправить покосившиеся стены и шаткий фундамент.
Вы заметили, что верхний овал горшка перекошен. На самом деле это не критично – лейка может быть старой и деформированной, и этот кривой контур выглядит довольно очаровательно. Что действительно требует исправления, так это конструкция банки. .
Вы знаете, что в вашем натюрморте один сплошной объект не может пересекаться с другим. Однако именно это происходит с сосудом для воды и миской.
На изображении ниже видно, что проекция горшка пересекается с проекцией чаши (красная область), что невозможно в реальной жизни.
Есть еще одна вещь, которую вы можете легко улучшить — рисование правильных овалов. Овал — это круг, который виден в перспективе и поэтому уменьшен в ракурсе. Ни у круга нет острых углов, ни у овала не было бы заостренных краев. Этой ошибки легко избежать, если применить один из конструктивных принципов черчения — рисовать объекты так, как будто они прозрачны.
Вы отлично справляетесь, рисуя полностью видимые верхние овалы цилиндрических объектов; однако овалы, которые видны не полностью, тоже нужно строить целиком, а не только видимую половину.
В вашем рисунке есть и другие детали, которые можно улучшить, например контуры внутренней и внешней стенок чаши, конструкция ручек, однородность контуров, воздушная перспектива и так далее.
Что касается цветопередачи, графитовые сорта HB и B достаточны для создания полностью визуализированного художественного произведения. Дело не в карандашах, а в навыках.
На самом деле, чтобы быстрее повышать квалификацию, можно работать в одной карандашной категории — В или 2В, например. Хорошо заточите карандаши и потренируйтесь делать плавные тональные градации от очень светлых, почти невидимых штрихов до темных тонов, применяя штриховку в несколько слоев. Полагаться на классы карандашей или какие-то более темные материалы, такие как уголь, — ошибочный подход при обучении рисованию. Инструменты можно забрать, ваши навыки на всю жизнь.
Проблема в вашем случае не в глубине, которую может обеспечить карандаш, а в контрасте между оттенками. Многие области вашего рисунка визуализируются с одинаковыми средними значениями, что делает изображение немного скучным. При рендеринге тональных значений постоянно сравнивайте различные пятна объектов и анализируйте, какая область темнее или светлее. Видение тональных значений — это навык, который должен развить любой художник.
Трудно сказать, какое место на вашем рисунке должно быть самым темным, так как вы не решили этот вопрос. Отрисовка значений должна начинаться с этого места, но не в полную силу, а постепенно углубляться слой за слоем, переходя от темных значений к средним тонам и, наконец, к светлым областям.
Также вам необходимо разработать свою уникальную «ручную подпись» красивых штрихов карандашом. Хорошо, что вы наносите штрихи по контурам объектов, но эти метки довольно равномерны и лишены «поэзии» линий. Добиться этого непросто, поэтому вам придется искать хорошие примеры карандашных рисунков и упорно практиковать свой стиль штриховки.
Пожалуйста, ознакомьтесь с карандашными работами студентов и художников, представленными ниже, в качестве примера конструктивного рисунка, тональной передачи и качества линий.
Я надеюсь, что это даст вам достаточно, чтобы подумать и улучшить.
Еще раз спасибо за чудесный натюрморт.
За творческие успехи,
Владимир Лондон
Репетитор Академии рисования
За обучение профессиональным техникам рисования,
Записаться на курс Академии рисования:
Оплатить курс тремя простыми платежами
- Получать 15 новых видео в месяц (всего 45)
- Невероятная скидка – 4 164 доллара США
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство.
Бесплатно после 3-го месяца
Общая стоимость: 291 долл. США долл. США (3 x 97 долл. США)
Получите все видеоуроки за единовременную оплату
- Немедленный доступ ко всем 45 видеоурокам
- Невероятная скидка – 4198 долларов
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство. Нет больше платежей
Total cost — Only $257 USD
Still Life Drawing — Bilder und Stockfotos
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 21.
621 still life drawing Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Sortieren nach:
Am beliebtesten
apple bleistift skizze auf weißem hintergrund. иллюстрация schattierte schwarz-weiße bleistiftzeichnung. konzept von licht und schatten in einer zeichnung für kunststudenten. Highlight, mittelton, kernschatten, reflektiertes licht — натюрморт, рисунок, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Apple Bleistift Skizze auf weißem Hintergrund. Распечатать…
Карандаш Apple Skizze auf weißem Hintergrund. Иллюстрация Schattierte Schwarz-Weiß-Bleistiftzeichnung. Konzept von Licht und Schatten in einer Zeichnung für Kunststudenten. Lichter, Mittelton, Kernschatten, reflektiertes Licht, Tonwert.
schwarze und weiße Stillleben mit Blumen in der flasche — рисунок натюрморта со стоковой графикой, -clipart, -cartoons und -symbole
schwarze und weiße Stillleben mit Blumen in der Flasche клипарт, -мультфильмы и -символ
Stillleben Malerei auf Leinwand
schulmädchen malerei ein bild. — рисунок натюрморта стоковые фотографии и изображения
Schulmädchen malerei ein Bild.
Искусство в мастерской. Schulmädchen malt ein Stillleben im Studio.
Stillleben-illustration im mediterranen rustikalen stil von stift und braune tinte auf papier gemacht. antike steingut krug, ton auflauf topf, glasierte keramik bemalt vase, holz gewürzmörtel, zwiebelzwiebeln und Knoblauch, eiche schneidebrett auf dem le — рисунок натюрморта, графика, клипарт, мультфильмы и символы
Stillleben-Illustration im mediterranen rustikalen …
Stillleben Illustration im mediterranen rustikalen Stil mit Feder und Brauner Tinte auf Papier. Antike Steingutkanne, Tonauflauftopf, стеклянная керамическая ваза, Gewürzmörtel aus Holz, Zwiebelzwiebeln und Knoblauch, Eichenschneidebrett auf dem Leinenstoffhintergrund
Academic Skizze — натюрморты, фото и изображения
Academic Skizze
натюрморты — натюрморты, рисунки, картинки, мультфильмы и символы
Still-Leben
schwarz-weißes Stillleben mit Kaffeekanne
schattierung von geometrischen formen, handgezeichnet mit bleistift — рисунок натюрморта со стоковой графикой, -клипартом, -мультфильмами и символами -клипарт, -мультфильмы и -символ
Stillleben mit Apfel und Birne-Bleistift Zeichnung
Stillleben mit Apfel und Birne.