Разработка урока ИЗО в 1 классе на тему: "Рисуем маму". Рисуем в 1 классе на уроке изо
Урок изобразительного искусства в 1 классе: Тема: «Графика. Волшебная линия»
Третьякова Елена Михайловна учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры, стаж работы — 25 лет, высшая категория КГУ Школа-гимназия № 95, г. Караганда |
Цель: оздание условий для знакомства учащихся с видом изобразительного искусства — графика.
Проблема: можно ли в графике передать красоту окружающего мира? Каким образом?
Задачи:
- повторить жанры изобразительного искусства — натюрморт, пейзаж при путешествии в музей; познакомить учащихся в ходе беседы, игровых ситуаций, анализа произведений искусств с графикой, а также с выразительными средствами графики; выявить отличия между живописными и графическими изображениями; выполнить образы деревьев различными линиями, используя графические средства изображения;
- развивать внимание, познавательный интерес, фантазию, графические навыки; умение работать в паре, в группе;
- воспитывать эстетический вкус, стремление к красоте, коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат — первичные знания о графике, графический рисунок деревьев.
1. Организационный момент
2. Психологический настрой
Приветствие.
Прозвенел звонок,Начинаем мы урок.Будем изобразительное искусство изучатьТворчество и фантазию развивать.
3. Ход урока
Повторение, закрепление пройденного материала.
Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. Человеческое сердце и душа воспринимают эту красоту и отображают е в произведениях искусства — в музыке, литературе, живописи и тд. Вот сейчас мы с Художником — Живописцем отправимся в небольшой музей, для того, чтобы проверить наши знания. В нашем музее небольшая коллекция произведений художников. Внимательно посмотрите и найдите среди картин:
Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,Обязательно картина называется _______________ (пейзаж)
— Найдите картины, изображающие пейзаж и прикрепите карточку с буквой «П». (репродукции картин художников разных жанров на доске)
— Так что же такое пейзаж?
— Какой может быть пейзаж? (ответы уч-ся)
Задание № 2
Если видишь на картинеЧашку кофе на столе.Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это _____________________ (натюрморт)
— Давайте в нашем музее найдём картины художников, изображающие натюрморт. (работа учащихся у доски, прикрепить к репродукции карточку с буквой «Н»)
— А кто помнит из вас, как называли художники давным-давно натюрморты? (завтраки)
— Какой натюрморт мы рисовали на прошлом уроке? Что разместили мы на плоскости стола? (ответы уч-ся и показ работ)
4. Новая тема. Вводная беседа
Сегодня к нам на урок пришёл ещё один художник. Посмотрите и поприветствуйте его. Чем, на ваш взгляд, он отличается от Художника — Живописца? (работа в группах, ответы спикеров)
Это Художник-График. Сегодня мы познакомимся, как он работает, какие изобразительные средства использует, и увидим результат его и вашего творчества.
А пока послушайте маленькую историю.
«Как-то раз вышел спор между красками, кто из них красивее и ярче всех. Стали они наперебой себя расхваливать. Рядом стоял и молчал Простой Карандаш. — А, что это ты молчишь? Нечем похвалиться? — стали посмеиваться над ним краски. Он обиделся и молча, отошёл от них.
— Неужели я такой не красивый, загрустил карандаш. Неужели я никому не нужен и никто не захочет рисовать мной?»
— Ребята, а как вы считаете? Какой простой карандаш, если какая-то польза от него? (работа в группах, обсуждение в парах, выступление спикеров)
— Вы хотели бы узнать, что же случилось дальше?
«Пришел Художник. И вдруг на глазах у ярких красок он взял простой карандаш. Он начал рисовать удивительные рисунки — портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Окружили Художника краски и стали ахать: „Какая красота! Какие линии, какие интересные переходы и формы! Как мы раньше этого не замечали“ А художник рисовал до самого вечера. Много замечательных работ создал он, используя только простой карандаш. (Показать детям на доске графические рисунки различных жанров)Перестали больше хвастаться и зазнаваться краски. Они стали с уважением смотреть на своего скромного, простого друга.»А рисунки, которые создал Художник, называются — Графикой.. Вот чем занимается наш Художник — График..
5. И тема сегодняшнего нашего урока «Графика. Волшебная линия»
Так, что же такое графика?
Графика — это произведение искусства (рисунки), выполненные графическими средствами.
Показ графических средств учащимся — простой карандаш, цвет. карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и тд.
— Посмотрите на доску, так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?(работа в группах, ответы спикеров)
В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки — камень — графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам. (показать цветные графические рисунки)
6. Закрепление
А вот теперь попробуем среди произведений искусства на листке найти графические работы художников и отметить их линией. Сам. работа учащихся. (карточка с репродукциями художников живописи и графики)Проверка хлопками.
— А что дало нам выполнение этого задания? (ответы уч-ся)
7. Физминутка
Представим, что мы начинаем рисовать. Давайте рукой в воздухе нарисуем круг, квадрат, горы, озеро... Что мы проводили в воздухе? Как выдумаете, с чего мы начинали рисовать? С линии.
8. Практическое задание
Когда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.
Может быть: спокойной, плавной, вялой, ленивой, робкой, испуганной, ершистой, сердитой, игривой, весёлой.
Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она можетвсё! Недаром она волшебная. А вот художники называют её «живой». Как вы думаете, почему? (ответы уч-ся)
В графике линия живёт не одна. У неё есть друг — Штрих. С ним мы познакомимся на следующем уроке.
9. А сейчас нас приглашает в гости Художник — График
Посмотрите, в каком необычном доме он живёт. Какой он дом? Дайте ему характеристику. (линейный, графический). Вот, что может линия, как она постаралась. Но как, то странно вокруг, пусто и одиноко во дворе у Художника-Графика. Чего здесь не хватает, как вы думаете ребята? (ответы учащихся)
— Сада, деревьев, цветов.
Говорят, что каждый человек в своей жизни должен выполнить три дела: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка. Вы пока ещё маленькие, но обязательно у каждого из вас будем свой дом, семья, дети. А вот посадить дерево вы можете и сейчас. Тогда во дворе Художника сразу всё изменится. Только скажите, а для чего люди сажают деревья, с какой целью? (ответы учащихся)
А теперь за работу. Каждый из вас сейчас получит саженцы. (бумажный, контурный макет дерева) Вам необходимо, используя различные графические линии, выполнить образ дерева, красивого, роскошного и посадить во дворе Художника. (прикрепить к доске рисунок)
Самостоятельна работа учащихся.
10. Подведение итога работы на уроке
Какой сад великолепный появился у Художника—Графика. Благодаря чему он получился? Что вы узнали на уроке?
11. Рефлексия
Посмотрите, появилось на небе солнышко. Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как—то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? — лучей. Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Пусть каждый из вас возьмёт лучик и проведёт внутри него цветную линию. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, но сердечко ваше пылало и рвалось вперед, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию простым карандашом для того, чтобы потом можно было подумать и что-то изменить. Если ваше настроение измениться, то вы всегда сможете превратить эту линию в цветную.
(прикрепить готовые лучики на доску к солнышку)
Солнышко готово, сад посажен, настроение у всех отличное, художник-График улыбается.
Волшебный графический мир.Теперь знакомы мы с тобой!В нём чувство радости живётИ нас с тобой туда зовёт.
12. Возврат к проблеме. (ответы учащихся)
13. Пожелания учителя и ребят друг другу.
www.azbyka.kz
Разработка урока ИЗО в 1 классе на тему: "Рисуем маму"
Макеевская общеобразовательная
школа I-III ступеней № 89
Разработка урока по изобразительному искусству на тему: «Рисуем маму»
1 класс
Подготовила
учитель МОШ I-III ступеней № 89
Гладкевич Марина Витальевна
2016 год
Урок изобразительного искусства по теме: «Рисуем маму ». 1 класс
Цели:
-Учить различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; рисовать по представлению портрет мамы;
-Развивать художественно - графические навыки и умения, творческое воображение;
-Воспитывать любовь и уважение к матери;
Тип урока: комбинированный
Дидактический принцип: принцип научности, доступности и посильности обучения
Методы изложения: словесный, наглядный, частично – поисковый, сравнение практической работы
Оборудование: иллюстрации, запись песни Гладкова «Песня о картинах», таблица «Рисование портрета»; стихи о маме, альбомы, краски, кисти, вода, салфетки.
Ход урока:
1.Орг. момент( проверка готовности к уроку).
2. Повторение пройденного.
( на доске картины)
-К каким жанрам живописи относятся картины, которые вы видите на доске.
(натюрморт-изображение различных предметов; пейзаж- изображение природы; портрет- изображение человека). Зачитать стихи о жанрах изо искусства .
3. Определение темы урока.
-Послушайте отрывок из песни Гладкова, и вы узнаете, над чем мы будем работать.
( звучит куплет из песни Гладкова «Песня о картинах»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина называется портрет!
-Что же будем рисовать? (портрет)
Портрет - изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. Портрет - один из древнейших жанров изобразительного искусства. На портрете изображается внешний облик
-А вот чей портрет будем рисовать, кто догадается?
Загадка:
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя (Мамочка) родная!
-А какая она, ваша мама? (ответы детей-2-3 предложения)
Рассказ учителя
Для каждого ребёнка его мама самая лучшая в мире. Наши мамы подарили нам жизнь, за что мы им уже благодарны. Первое слово, которое произносит ребенок – мама! Это самое главное слово в нашей жизни. Ни один ребёнок не переносит разлуки с мамой. Ему так тяжело и тоскливо на сердце! Как здорово, что придумали международный женский день – 8 марта. В этот день мы дарим мамам цветы, конфеты и многое другое. Восьмого марта дети как будто благодарят мам за всё, что они для нас сделали: отдали нам свою частичку души, любили, понимали и поддерживали в сложную минуту. И сегодня мы с вами будем рисовать портрет мамы, который вы потом подарите ей на 8 марта.
4.Изучение нового материала.
-Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем небольшое расследование.
Проблемная ситуация.
-Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? ( круглая, овальная).
-она симметрично делится на две части: правую и левую.
Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.
-Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)
-В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.
_А где расположены глаза? (под бровями)
-Примерно на середине лица . Посмотрите друг на друга. Так ли это? Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.
-какой формы у человека нос? Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).
-Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)
Вы должны помнить мимике лица - выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.
Физминутка.
1,2,3,4,5-
Мамам надо помогать!
Чтобы чистым был наш дом,
Веником мы пол метем.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем.
Будем нашу маму ждать,
И с улыбкою встречать.
5.Практическая работа.
- Итак, для начала располагаем лист вертикально. Теперь намечаем и рисуем овал в верхней части листа.
Далее мы рисуем шею. Рисуем плечи «горочками». Рисуем разметку лица: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части. На верхней линии рисуем брови. Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок.
Обратите внимание на то, что линия глаз размещается приблизительно по середине головы, а расстояние между глазами равно ширине глаза
Рисуем нос длинной примерно до нижней линии разметки. Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки. Линию рта рисуем посередине между носом и подбородком. Запомните: размеры лба, носа, уха и подбородка приблизительно одинаковы, ширина носа равна расстоянию между глазами.
Посмотрите, какая может быть форма носа.
Теперь нам нужно нарисовать губы. Вот какими они могут быть
Далее рисуем прическу
6.Выставка и анализ работ, оценивание.
-Почему ваши работы называются « портретами»?
-Все ли удалось, что вы задумали?
На что нужно обратить внимание в следующий раз?
-Я вижу, с какой любовью вы рисовали портрет мам. Все работы оцениваются отметкой «пять».
6.Итог.
-Сегодня вы рисовали портрет по представлению.
-Какое настроение у вас в конце урока? Что особенно понравилось? Что узнали нового?
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучшей нашей…(мамы).
7.Уборка рабочих мест ( песня Гладкова «Песня о картинах»).
multiurok.ru
Урок изобразительного искусства в 1 классе
Урок изобразительного искусства в 1 классе
Тема: Изображать можно линией. Домик улитки.
Цель: Познакомить учащихся с выразительным характером линии, развивать умение пользоваться линией, дать понятие о спиралеобразной форме на плоскости, учить сравнивать предметы по форме, развивать глазомер, образное мышление, воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.
Задачи:
Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме.
Учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.
Ход занятия
I. Организационный момент
Проверка готовности детей к занятию.
II. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня мы отправимся в гости в художественную студию пана Кисточки (слайд 2). Он обучает двух своих учеников собаку Тюбика и кота Кляксу (слайд 3).Чтобы уметь правильно рисовать, нужно обладать теоретическими знаниями. Вот сейчас мы проверим, насколько вы обладаете теоретическими знаниями. Какие основные цвета? Какие цвета относятся к тёплой гамме? К холодной гамме?
Пан Кисточка дал ученикам задание: нарисовать героев мультипликационных фильмов. Но их рисунки остались незаконченными. Давайте поможем закончить рисунки, но знайте, что у нас всего лишь три цвета: красный, жёлтый, синий. Как с помощью этих цветов можно дорисовать зайцу (слайд 4) зелёную рубашку, коту Леопольду (слайд 6) фиолетовый бант, Смешарику (слайд 8) оранжевую шляпку?
III. Сообщение темы и цели урока.
Диалог пана Карандаша и пани Краски (слайд 10)
Пан Карандаш.У меня к вам серьёзный разговор. Мои друзья: фломастеры, ручки, карандаши возмущены тем, что вы постоянно даёте предпочтение кисточкам.
Пани Кисточка. На всё своё время. Как раз сегодня мы будем рисовать не красками, а карандашами, ручками, а также познакомимся с выразительными возможностями линий, их видами и характерами. Ещё мы проследим, как изменяются линии, в зависимости от того, что мы рисуем.
IV. Работа над темой урока
Главным выразительным средством рисунка есть линия. Она может быть (слайд 11) тоненькой и плавной,
колючей и злой.
Художники придумали несколько названий для линий: нежная, пушистая, бархатная, весёлая, тонкая.
Линией можно передать характер, настроение (слайды 12-19). Например: горизонтальные линии вызывают чувства спокойствия, потому что они напоминают нам про море, небо. Даже про диванчик, на который можно лечь с любимой книжкой. А вот вертикальные линии вызывают беспокойство. Наверное, потому, что они кажутся быстрыми, устремлённые вверх, будто зовут за собой к звёздам. С помощью волнистых линий можно изобразить спокойное равномерное движение волн моря. Если волк или акула попросят вас нарисовать им острые зубы, то не обойтись без ломаной линии – она острая и злая.
Линии делятся на прямые и кривые. По направлению линии могут быть горизонтальными или вертикальными. Если линии не имеют горизонтального или вертикального направления, их называют наклонными. В рисовании используют разнообразные линии: ломанные, волнистые, комбинированные. Все эти линии - прямые и ломанные, толстые и тонкие, короткие и длинные – можно превратить на горные вершины, морские волны, колючие растения, пушистые облака и многое другое.
Анализ формы, тренировочные упражнения
- Сегодня мы попробуем нарисовать линиями улитку и её домик.
Какую форму имеет домик улитки? (слайд 20)
Домик улитки (слайд 21) имеет спиралеобразную закрученную форму. Возьмите в руки ручку. Кисть руки не кладите на стол, держите её свободно. Лёгкими касаниями осуществляйте плавные вращательные движения, как будто сматываете клубок с нитками.
Игра- упражнение «Домик улитки»
Улитка на листе капусты играла
И свой дом ненароком потеряла (слайд 22).
Мы поможем улитке и нарисуем ей домик. Для этого возьмём ручку и сделаем плавное движение, как будто постепенно закручиваем линию. Ваши домики очень понравились улике (слайд 23). Она не знает, в каком поселиться. Пока улитка выбирает себе домик, нарисуем её портрет (слайд 24).
Появилась улитка на тропинке,
Как будто турист с рюкзачком.
Она собственный дом несёт на спинке,
Еле двигается ползком.
Блестящие рожки, как антенны,
Стремятся в небо угловато
Изучает она дорогу
И идёт увлечённо куда-то.
IV . Итог урока
Сегодня мы не просто рисовали, творили, а помогли улитке нарисовать её домик и портрет. Кроме того, изображая характер улитки, использовали разные виды линий.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Литература:
Л.А. Неменская «Искусство и ты», М.: «Просвещение», 2005
infourok.ru