Skip to content

Рисовать поэтапно жостовский поднос: рисунок 5 класс, рисование детям, для начинающих, презентация, картинки, роспись

рисунок 5 класс, рисование детям, для начинающих, презентация, картинки, роспись

Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

  • В центре. Это техника называется собранным букетом.
  • По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:

  • краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
  • цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
  • кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
  • емкость с чистой водой;
  • отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
  • ватные палочки;
  • палитра.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Мастер-класс

Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.

В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.

Сначала кисть погружают в желтую гуашь. Излишки убирают о край емкости. На кончик кисти захватывают красную гуашь. После этого делают мазки на наброске в четырех точках – снизу, сверху, с одного и другого бока. Кисть держат таким образом, чтобы на лист сначала «лег» желтый оттенок, а кончик лепестка окрасился в красный тон.

Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.

Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.

Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.

По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.

Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.

Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.

Композиция не будет полной, если не добавить мелкие цветы. Это особенность жостовского подноса, сочетание больших и маленьких бутонов. Если занятие проводится по теме: «Жостовский рисунок 5 класс», лучше всего выбрать клевер. Детям не составит проблем нарисовать такой цветок.

Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.

Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:

  • на основании клевера делают мелкие штрихи;
  • выписывают второй ряд листиков, который должен находиться в центре цветка;
  • делают штрихи вверху клевера – это последний ярус лепестков.

После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.

В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.

Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.

После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.

Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.

Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.

Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

После этого переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого выполняют контур растения карандашом. После этого набросок заполняют зеленой краской. Сначала делают мазок в центре листочка, к которому добавляют мазки по бокам и так наполняют весь контур. Мазки наносят техникой «зигзаг»: сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

Еще один вариант выписывания листьев – техника «запятая». Делают рисунок так – по бумаге ведут кончиком кисти, в затем всей кистью. Сначала делают мазок в центре. После этого по бокам выполняют еще два мазка.

В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.

Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:

  • в центр помещают георгины и маки;
  • цветы дополняют ромашками;
  • вписывают клевер и незабудки;
  • композицию «собирают» с помощью стеблей и листиков;
  • букет дополняют травой.

Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.

Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.

Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.

как рисовать поднос, роспись для детей

Жостовский промысел появился в начале позапрошлого столетия, он мог превратиться в музейную историю и предмет изучения небольшой группы искусствоведов. Такая участь постигла не одно художественное направление России. Но запросы «жостовская роспись поэтапно» и «как научиться рисовать жостовский поднос» имеют завидную частоту, это и подтверждает, что промысел жив. О том, что в нем особенного, реально ли можно овладеть старинной техникой, и почему мастер-класс по росписи подноса увлекателен, читайте далее.

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

Мастер-класс росписи подноса

Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.

Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:

  1. Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.
  2. Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.
  3. Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.
  4. Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.
  5. Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.
  6. Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент. Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.

На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.

В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.

Точных мазков и художественного наслаждения!

Жостово! Подносы расписные из России

Хотите украсить свою кухню чем-то уникальным? Расписанные вручную Жостовские подносы — именно то, что вам нужно. Вы будете поражены разнообразием форм и красотой картин. Посмотрите на эти фотографии. Разве они не восхитительны?

Поднос «Жостово» в форме сердца

Основное назначение этих подносов — это, конечно же, подача чая и закусок. Но они гораздо больше, чем это. Вы, конечно, можете использовать их на следующем чаепитии или кофе с друзьями или просто украсить ими свой дом. Кроме того, они являются прекрасным подарком.

Традиции изготовления подносов и жостовской росписи передавались из поколения в поколение мастерами и продолжаются до сих пор. Название рукоделия происходит от названия небольшого подмосковного села Жостово. Эта деревня славится своими художниками, которые более двух столетий специализируются только на одном деле – росписи подносов. Ремесло возникло в начале 19 века под влиянием уральского искусства лаковой росписи.

В то же время технология жостовской росписи имеет много общего с лаковой росписью, появившейся в селе Федоскино в конце XVIII века. Сначала металлические поддоны покрывают несколькими слоями грунтовки и масляного лака. Затем художники расписывают подносы мягкой кистью и масляными красками, разбавленными льняным маслом. В основном они создают растительные орнаменты. Сначала это может показаться немного скучным, но когда вы посмотрите на эти подносы и увидите все разнообразие картинок, ваши сомнения отпадут. Кроме того, эти подносы имеют разную форму: гитарную, круглую, восьмиугольную или прямоугольную. Плавные изгибы – одна из характеристик жостовских подносов. Некоторые из них также имеют изящные резные ручки.

Поднос жостовский прямоугольный

Эти замечательные шедевры ручной росписи действительно потрясающие. Знаете ли вы, что каждый поднос имеет свою уникальную, единственную в своем роде красоту? На нем также есть подпись с именем человека, который его сделал, и художника, который его нарисовал.

История жостовского рукоделия

Как уже говорилось ранее в этой статье, уникальная техника лаковой росписи впервые появилась на Урале, а именно в Нижнем Тагиле. Один из рабочих Демидовского завода изобрел хрустальный лак, который можно наносить на железо, медь или дерево. Затем, по мере роста популярности ремесла, в разных уголках страны появились другие мастерские, копирующие то, что делали уральские мастера.

Так, в 1825 году искусный мастер Осип Вишняков переехал в Жостово и основал там свою мастерскую. Вишняковы были крестьянами, купившими себе свободу. Они были талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Вместе они делали различные изделия из папье-маше и миниатюрные картины. Филипп Вишняков, старший член семьи, вскоре переехал в Москву, а его сын Осип решил поселиться в Жостово и открыть там свой небольшой бизнес. И не зря: в то время район, где находилась (и находится) деревня Жостово, был настоящим центром ремесленничества. В том регионе были буквально сотни мастерских, изготавливающих всевозможные красивые вещи. Ведь только в маленьком тогда Жостове было 22 мастерских!

Осип мастерил разные мелочи: табакерки, портсигары и подносы из папье-маше. В 1836 году эти подносы привезли на выставку, но они проиграли конкурс, потому что хоть и были красивы, но слишком хрупки и непрактичны. Железные подносы из Нижнего Тагила получили на этой выставке первый приз, что и привлекло внимание Осипа. Он решил отказаться от папье-маше и освоить ремесло изготовления железных подносов. И он сделал! Однако мастера в его мастерской быстро узнали об одном огромном недостатке металлических подносов: красить их было крайне неудобно. Так мастера Жостово создали свой лак, очень похожий на тот, что используется в искусстве лаковой миниатюры. Он был гораздо более устойчивым к растрескиванию, чем нижнетагильский лак, и это было немаловажным фактором, обусловившим успех жостовских мастеров. Железные подносы из Нижнего Тагила сейчас мало кто помнит, зато все знают Жостово.

Синий цветочный русский поднос

И нижнетагильские, и жостовские мастера рисовали на своих подносах в основном цветочные букеты, и этот выбор был сделан не случайно. На него оказали влияние павловопосадские шали, курские ковры, знаменитые ивановские сита. Художники обычно рисовали смесью садовых и полевых цветов, а точность даже мельчайших деталей была просто непревзойденной. Края подносов были расписаны светло-золотым орнаментом. Картины получились очень яркими и полными жизни. Сегодня жостовские подносы известны во всем мире, и их ни с чем не спутаешь.

Жостовские подносы были очень популярны на протяжении всего 19 века. Богатые купцы и простые рабочие покупали жостовские подносы и подавали на них еду или просто украшали их, потому что они были слишком красивы, чтобы на них класть еду.

Конечно, у ремесла были периоды упадка. Произошло это в начале 20 века, после войны и революции, в первые тяжелые годы советской власти. Но в начале 1920-х годов ремесло было возрождено артелью мастеров, объединившихся в фабрику «Металлический поднос», позже переименованную в Жостовскую фабрику декоративной росписи. В 19Красивые и нарядные жостовские подносы 70-х годов достигли пика своей популярности. Они пользовались повышенным спросом как в России, так и за рубежом. Иностранные туристы часто привозили их в качестве сувениров из России вместе с матрешками, керамическими игрушками и знаменитыми платками. Ремесленнику удалось выжить во время экономического кризиса после распада Советского Союза. И все эти непростые времена жостовские мастера сохранили традицию и продолжали делать то, что умеют лучше всего – создавать уникальные расписные подносы. Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи работает более 240 художников.

Вот как делают жостовские подносы:

  1. Поднос делается вручную. Сначала вырезается кусок железа. Затем кузнец формирует поднос с помощью молота и наковальни. Чтобы сделать поднос более прочным, мастера часто вкручивают в край подноса проволоку. Однако в настоящее время металлические листы часто режут на станке, а затем формуют на электрическом прессе.

  2. Лоток подготовлен к покраске. На этом этапе поддоны замазывают, красят в черный цвет и два-три раза покрывают лаком. Каждый слой высушивается и зачищается наждачной бумагой, что является достаточно длительным процессом.

  3. Лоток окрашен. Первый этап росписи называется «прорисовка» («замалёвка»), а второй — «подгонка» («выправка»). На этапе рисования художник обводит букет широкой кистью. После этого лоток оставляют сохнуть на 12 часов при определенной температуре. А вы знали, что художники не делают предварительных набросков на подносах? Они полностью полагаются на свои навыки и воображение и знают, что картинка должна быть идеальной с самого начала. Что касается этапа подгонки, то он состоит из нескольких операций, в ходе которых художники добавляют мелкие, даже мельчайшие детали и полируют подносы грубой тканью. Затем орнамент рисуется по бокам подноса. В конце покрывают расписной поднос двумя-тремя слоями лака. Только после этого лоток считается готовым к продаже.

Немного фактов о жостовских художниках:

  1. Будущие художники начинают учиться ремеслу в очень раннем возрасте. Родители-художники дарят своим детям кисти, масла и другие материалы и играют с ними, чтобы научить их основам росписи подносов. Самые талантливые дети продолжают свое ученичество и со временем становятся художниками.

  2. А вы знали, что мастер работает сразу на нескольких подносах? Ежедневно опытный художник может расписать до десяти подносов! А в процессе росписи художник держит поднос у себя на коленях, так что поднос можно двигать или поворачивать в любом направлении, которое нужно художнику.

  3. Жостовские художники знают все о биологическом строении цветов, но редко рисуют только настоящие предметы. Вместо этого они позволяют своему воображению править и часто рисуют несуществующие цветы, смешивая их с реальными формами жизни. При этом они создают поистине неповторимые шедевры.

Работы жостовских художников теперь можно увидеть на различных выставках и в музеях по всему миру… А еще вы можете насладиться ими в нашем русском магазине онлайн . Их красота практически нереальна, а качество отменное, поэтому можете быть уверены, что ваш жостовский поднос останется с вами на долгие годы.

Автор: Арина Анашкина

Русское народное творчество — Жостово

село Жостово под Москвой стало символом
уникального народного творчества. Вот уже более 150 лет многие из
его обитатели развивали умение украшать
но одно, подносы. Их умелые руки превратили это
домашнюю утварь в произведение искусства. Букеты или сад
и полевые цветы, разбросанные на черном фоне, украшают
эти подносы, дарящие людям радость жизни и пробуждающие восхищение
над красотой и разнообразием природы. Каждый человек
разделяет эти чувства, и поэтому мало кто остается равнодушным
к жостовскому ремеслу, давно ставшему всемирно известным.
Жостовские изделия относятся к семейству русских лаковщиков,
чья история восходит к появлению лаковой миниатюры
картина на папье-маше в селе Данилково близ
Федоскино в Московской области, в конце 18 века.

С.Пронин Овальный крылатый поднос. 1998

    Поднос как хозяйственный
посуда была известна с незапамятных времен, но в
19 века спрос на подносы вырос в результате
рост городов и расширение сети гостиниц,
закусочные и бары, где подносы использовались как для их
непосредственного назначения и в качестве украшения интерьера. Это было то
новый рынок, позволивший жостовским мастерам основать
себя как особую индустрию изготовления подносов. Они взяли
учитывать опыт других производственных центров,
но вместо того, чтобы просто заимствовать формы и методы
им понравилось, они переработали их в свои неповторимые
стиль.
Первые подносы были изготовлены в Жостово в 1807 году, когда Филипп
Никитич Вишняков основал свою мастерскую. После того, как он переехал
в Москву его брат Тарас продолжил семейное дело.
Егор Вишняков запустил производство папье-маше
и лаки по металлу в селе Осташково 2км
из Жостово в 1815 году, и Осип Филиппович Вишняков,
чье имя связано с расцветом ремесла,
открыл свою мастерскую в 1825 г.

«Петр Великий на Ладожском озере»
Студия Т.М. Беляев. 1850

    Каждый лоток обычно
обрабатываются тремя мастерами — кузнецом, изготовлявшим формы,
шпатель, засыпавший лоток слоем земли,
и художник, написавший картину. После того, как поднос был
высохло, земледелец покрыл его лаком. в
начинающий мастер мастерской и члены его семьи
работал наравне с другими работниками.
По мере расширения жостовских мастеров
производства, они учитывали и впитывали опыт
других производителей подносов. Им натолкнула идея заменить
папье-маше с металлом, который был прочнее, подносами из
Нижний Тагил, ставший известным продюсерским центром
еще в 17 веке. Эти мастера делали
большие подносы, расписанные с оригинальных полотен или гравюр.
Жостовские мастера восхищались виртуозным мастерством
петербургских подносов и научился у них искусству
декоративный натюрморт, также адаптировав его под свои собственные
товары. Наряду с освоением некоторых техник других
подносников жостовские умельцы в первую очередь стремились развить
свои, местные традиции. Зародилось жостовское подносное дело
мастерства миниатюрной лаковой росписи, которое практиковалось
в селах и поселках Подмосковья, и ту пупочную
шнур давно не перерезался. До 20 века
подносы и лакированные изделия производились в одном
мастерской и расписаны теми же мастерами. Даже после изготовления подноса
выделилась в самобытную отрасль Жостовский лоток.
живописцы продолжали совершенствовать технику обработки
лакированные шкатулки из папье-маше с использованием тех же оснований,
лаки и масляные краски
.

П.Плахов «Цветы, птица и бабочка»
Лоток. 1950

Специфические федоскинские приемы
многослойной живописи, последующие легкие кисти против
металлизированные или разноцветные фоны и перламутр
инкрустации заимствованы из лаковой миниатюрной живописи и
применяется для изготовления подносов. Сцены, нарисованные на ранних подносах
— кареты-тройки, чаепития и деревенские сценки
— были близки к составам, использованным на лаковой миниатюре
Наряду с использованием жанровых сцен, Жостово
мастера все больше развивали свой стиль декоративного
цветочные композиции. Местные художественные традиции и творческий
развитие основных достижений других ремесел
позволили жостовским мастерам развить свой оригинальный стиль
и уникальная система местного ремесла, проявляющаяся
в каждом произведении того периода. Жостовские мастера
расписали свои подносы на цветном и золотом фоне, как
так и на черно-белых. Поверхность лотка
был подготовлен с бронзовой или алюминиевой пылью, которая, показывая
сквозь лак, сияли золотом и напоминали знаменитые
Хохломские изделия. Цвета выглядели особенно яркими на фоне
золотой фон и поднос казались действительно драгоценными
вещь.
в
1910-е годы, жостовское подносное дело, как и многие другие народные промыслы,
был поражен кризисом. Спрос на подносы резко упал, и
производство сокращалось. Художники и кузнецы уезжали
свои мастерские для сельскохозяйственных или сезонных работ. Это было только
в 1920-х годах, с общим возрождением народных промыслов и
возрождение артелей по всей стране, что они возродились
вокруг Жостово.

И.Владикина «Две ветви». 1995

В 1920-е и 1930-е годы для Жостово наступили тяжелые времена.
тенденция к бескомпромиссному утверждению современности и
реализм, характерный для советского искусства, побудил власти
отвечающие за народные промыслы, чтобы попытаться повлиять на их традиционные
тенденции развития и навязывают жостовским живописцам
станково-живописные и натуралистические модели орнаментально-тематических
композиции, придуманные профессиональными художниками
без учета особенностей местного
ремесло. Ведущие жостовские живописцы понимали, что те
нововведения были чужды самой природе народного творчества, поэтому
они эффективно противостояли этим новым тенденциям и внедряли
новые идеи в традиционную школу живописи.
В 1940 году Федоскино
в ремесленном училище открылось отделение жостовской росписи
обучать молодых мастеров. Два замечательных жостовских живописца,
П.Плахов и В.Дюжаев, много лет преподававшие там,
деятельность, которая была ответственна за их появление как
оригинальные мастера. Они воспитали несколько поколений молодых
мастера, по-своему разработавшие жостовскую роспись
традиции, а сами представляли две разные, весьма
различные аспекты местного ремесла.
Еще один этап в истории
Жостовское ремесло зародилось в 1960-х годах и продолжается до наших дней.
день. Преодоление склонности к станковой живописи
и натуральность в моде, роспись на подносах становится все более престижной
и популярность не только благодаря масштабному выпуску серийных
работает, но и благодаря уникальным предметам, которые все чаще
привлекали внимание публики на многочисленных выставках как
дома и за границей. С самого начала жостовского ремесла
разрабатывалась несколькими поколениями мастеров,
создавшие живописные династии. Он проводится сегодня
родными Беляевым, Кледовым, Антиповым, Савельевым, Гогиным
и кланы Вишняковых. Многие из них получили
почетное звание Заслуженный артист России, являются членами
Союза художников, награждены медалями
Академии художеств, обладатели дипломов и наград
многочисленные выставки разного уровня. Их работы
хранится как национальная сокровищница и выставляется крупными национальными
музеи.

Г.Хитров «Подмосковное утро». 2002

    Постоянное совершенствование
свое мастерство, жостовские живописцы дают волю
импровизировать, демонстрируя разнообразные стили и приемы.
Современные жостовские умельцы все чаще переворачивают поднос
из предмета быта в произведение искусства, а декоративное
Жостовская роспись возведена в ранг самостоятельного
жанр, способный напрямую обращаться к мыслям людей и
чувства. Б. Графов продолжает: «Жостовские подносы
все чаще приобретают значение декоративных предметов
а не просто домашняя утварь в силу особого
важность их росписи.

Все права защищены. "проВместе". 2022

Powered by Aperitto Theme