Содержание
Рисование в подготовительной группе: темы, конспекты занятий
Темы для рисования в подготовительной группе
В детском саду обучают детей самым важным и основным вещам, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни. Естественно, что занятия несколько отличаются от школьных, поскольку малыши воспринимают все по-другому – через игры. Рисование в подготовительной группе является той самой особой формой обучения.
Семья на прогулке
Цель занятия – научить детей различать соотношения величины: взрослый человек больше, чем ребенок. Дополнительная задача – прорисовка контура простым карандашом и заполнение его цветом. Рисование в подготовительной группе уже не такое простое, как в начальной, поэтому и цели ставятся более «глобальные». Что потребуется:
Цветные карандаши. Ластик. Простые карандаши. Листы бумаги.
Воспитатель сначала на себе и одном из детей показывает то самое соотношение роста, которое требуется изобразить. Дополнительно нужно рассказать о том, с чего обычно начинают рисовать людей. То есть сначала изображают контур головы, затем туловище, руки, ноги, прическу, одежду. И только после этого закрашивают рисунок цветными карандашами. Примечательно, что если задать тему «Семья на прогулке», то малышам будет проще ориентироваться и фантазировать. Так они изобразят самих себя, своих маму и папу, сестер или братьев рядом.
Фрукты
Рисование фруктов в подготовительной группе начинается с небольшой подготовки: рассказов, стихов или сказок о каком-либо фрукте. Цель занятия – научить малышей изображать не только то, что они видят, как в случае с изобразительным искусством с натуры, но и по памяти. То есть условно может существовать два вида уроков рисования: с примером и без него. Рекомендуется начинать с простых основ: например, изображения банана или апельсина. Вопросы, которые помогут малышам сориентироваться:
Какого цвета банан? (желтый) Какой формы апельсин? (круглый) Какого цвета бывают яблоки? (желтые, красные, зеленые) Чем отличается абрикос от персика? (один большой, другой – маленький) Каким бывает виноград? (зеленым, красным, фиолетовым)
Воспитателю стоит напомнить детям о том, что прорисовывать фрукты лучше сначала с контура и формы, только потом уже закрашивать цветными красками или карандашами.
Усложнение задачи
Чтобы сделать занятие сложнее, можно задать тему «Тарелка с фруктами». В этом случае малышам нужно будет правильно соотнести размеры изображаемого. Воспитателю нужно напомнить, что апельсин больше мандарина, а яблоко отличается по форме от груши, что банан продолговатый, а виноград растет гроздьями. В качестве наглядного пособия можно использовать реальные фрукты или же их муляжи. Рисование в подготовительной группе может быть не только карандашами, но и красками. Поэтому малышам нужно объяснить, что каждый из элементов фруктовой тарелки должен просохнуть, иначе цвета смешаются, рисунок не будет таким четким и ярким, как хотелось бы.
Осень как тема для творчества
Поскольку осенняя тематика – это одна из первых тем для рисования, ведь «учебный» год в садике и школе начинается с нее, то стоит задать малышам сразу несколько разных задач, распределив их на несколько уроков изобразительного искусства. Таким образом, можно научить детей сразу нескольким важным вещам.
Тема: осенний лес
Рисование в подготовительной группе (осень как тема для творчества) может начинаться именно с такой простой тематики, как лес. Нужно попросить малышей изобразить то, что они видели или могли бы увидеть в этот период времени. В качестве примера можно привести иллюстрации их книжек или же прочитать сказку/историю. Малыши же сами решат, что им нарисовать: веточки, большое дерево, белочек, зайчиков или других лесных животных. Примечательно, что при описывании осеннего леса могут быть полезными такие вопросы:
Какого цвета листва у деревьев осенью? Что делают животные в лесу в это время? Как выглядят кленовые листочки? Как выглядят ягоды рябины? Какого цвета елки и сосны осенью? Что происходит в лесу в это время года?
Тема: грибы
Самые большие малыши в детском саду обычно уже знают, что именно осенью собирают в лесу грибы. Рисование в подготовительной группе можно посвятить и этой теме. Вопросы, которые помогут малышам сориентироваться для занятия:
Какой гриб растет под осиной? Какой гриб растет под березой? Самый «главный» гриб в лесу? Какого цвета мухомор? Можно ли собирать поганки? Чем срезают грибы? Бывают ли грибы «лисички» или же это животные?
Параллельно нужно рассказывать и наглядно иллюстрировать то, о чем идет речь. В том числе и то, как именно выглядят грибы. Рисование в подготовительной группе на эту тему можно начать с рассказа о том, что изображать лучше сначала шляпку, затем ножку и только потом уже закрашивать рисунок красками или карандашами.
Тема: животные
С этой тематикой придется несколько сложнее. Во-первых, потому что рисование животных в подготовительной группе дается не каждому ребенку сразу. Во-вторых, нужно уметь правильно задать тему. Ведь существует огромное множество различных животных. Поэтому условно можно разделить все занятия на несколько подтем:
Африканская фауна (слоны, львы, тигры, носороги и прочие). Лесные звери (медведи, белки, волки, зайцы и прочие). Подводные животные. Домашние питомцы. Северные животные.
Каждую тематику нужно иллюстрировать, наглядно показывать. Так развивается и кругозор детей, и есть с чего фантазировать. О каждом описываемом животном можно рассказать небольшой рассказ, чтобы не просто вызвать, но и поддержать интерес малыша. Вот почему это одна из самых сложным тем, если брать в целом рисование в подготовительной группе. Осень, кстати, тоже может тесно переплетаться с животными. Например, можно рассказать, как лесные звери готовятся к зиме, что они собирают запасы в этот период, что они кушают, как меняют шубки и зачем. Получается сразу двойной урок: и рисование, и окружающий мир.
Какие темы могут быть заданы
Существует ряд занятий, которые не меняются: осень, зима, лето, весна, космос, праздники. Все они чаще всего выступают в роли тем для творчества, поскольку тесно связаны с окружающим миром. Но есть и другие, не менее важные. Так, например, рисование (подготовительная группа), конспекты занятий к которым составляются воспитателями самостоятельно, может быть посвящено:
- семье; транспорту; отдыху; мечтам; свободной теме; сказкам; любимым персонажам.
Важно развивать фантазию у детей, стимулировать их к умственному труду, поддерживать их интерес. И, конечно, учить их правильно ставить руку на занятиях. От этого зависит то, как дети в итоге будут писать на уроках. Темы рисования в подготовительной группе могут быть разными, но важно их правильно задать. Например, в игровой форме: сначала сказка или загадка о будущей тематике, а затем и само изобразительное искусство. Правильно построенное занятие позволяет не только даже самого капризного и непоседливого малыша удержать на месте, но и развить мышление. Рисование в подготовительной группе несет сразу несколько важных функций: развитие фантазии, познание окружающего мира, создание собственного мнения, правильная постановка руки, развитие усидчивости и терпения. Все это в школе пригодится детям, поскольку изучать глубже уже что-то знакомое им будет легче, чем воспринимать информацию с самого нуля. Родители обязаны поддерживать интерес своих детей к творчеству, заниматься с ними дома, рассказывать им что-то новое об интересующей теме. И, конечно же, отвечать на множество вопросов терпеливо и честно. Если ребенок будет постоянно получать новую информацию о том, что ему интересно, то ему будет проще учиться в школе, легче запоминать даже то, что ему не слишком-то и важно. Именно поэтому рисование является самой простой и доступной формой обучения в подготовительной группе.
Какого цвета листва у деревьев осенью? Что делают животные в лесу в это время? Как выглядят кленовые листочки? Как выглядят ягоды рябины? Какого цвета елки и сосны осенью? Что происходит в лесу в это время года?
Тема животные.
Fb. ru
16.05.2017 4:46:43
2020-09-03 06:12:27
Источники:
Https://fb. ru/article/163283/risovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe-temyi-konspektyi-zanyatiy
Рисование. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. » /> » /> .keyword { color: red; }
Темы для рисования в подготовительной группе
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Ваза с веточками вербы» Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе Группе: «Ваза с веточками вербы». Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение. — познакомить с раннецветущими растениями; — продолжать учить смешивать краски.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Овощи» Задачи: Учить детей изображать предметы круглой и овальной формы; Передавать различия между предметами овальной и круглой формы; Равномерно располагать предметы на листе бумаги; Закреплять приёмы закрашивания предметов красками, развивать глазомер, чувство цвета, воспитывать.
Рисование. Конспекты занятий — Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» в подготовительной группе
Публикация «Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в. » Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» (подготовительная группа) Цель. 1. Знакомить детей с перелетными птицами через. музыкальные произведения 2. Учить детей изображать на рисунках то, что они услышали в музыкальных произведениях Задачи. 1.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Татарский орнамент» Технологическая карта по рисованию Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема занятия: Татарский орнамент Возрастная группа: подготовительная к школе группа Цель занятия: организация деятельности детей по рисованию татарского орнамента, передавая их.
Занятие по рисованию в подготовительной группе «До свидания, лето» Занятие по рисованию в подготовительной группе к школе. До свидания лето! Цель:Вызвать приятные воспоминания о лете. Развивать художественный вкус, фантазию. Раздаточный материал: Альбом для рисования, акварель, кисти, баночки с водой. Методика проведения: Дидактические игры.
Конспект открытого занятия с детьми (6–7 лет) «Рисуем пейзаж» Конспект открытого занятия с детьми (6-7 лет) ТЕМА: «Рисуем пейз аж». Подготовила и провела: воспитатель Спиридонова М. М. РТ город Лениногорск Цель. Формирование творческой активности детей в процессе создания пейзажной композиции с использованием нетрадиционных техник.
Рисование. Конспекты занятий — Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Дерево, которое я посажу»
Статья «Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Дерево. » Цель: формирование умения рисовать деревья родного края, передавая их характерные признаки. Задачи: — обобщать знания детей о существенных признаках строения деревьев и кустарников (корень, стебли, ветви) и их различий; — учить детей передавать в рисунке разнообразные по.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с детьми ОИН «Я рисую лето» Цель. Расширять знания детей о времени года — лето. Задачи. 1.Продолжать учить детей создавать сюжетные изображения по собственному замыслу после своих наблюдений в природе и рассматривания иллюстраций. 2.Продолжать учить детей изображать природу, используя нетрадиционные методы.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой маленький друг» к Всемирному Дню защиты животных Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой маленький друг» К Всемирному дню защиты животных. Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Задачи: — познакомить детей с анималистическим жанром; — учить рисовать домашних животных, передавая их характерные особенности; -.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе « Скоро в школу мы пойдем» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Задачи: — расширить знания детей о празднике «День знаний»; — закрепить представления детей о школьных принадлежностях; — совершенствовать умение создавать.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Овощи» Задачи: Учить детей изображать предметы круглой и овальной формы; Передавать различия между предметами овальной и круглой формы; Равномерно располагать предметы на листе бумаги; Закреплять приёмы закрашивания предметов красками, развивать глазомер, чувство цвета, воспитывать.
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Ваза с веточками вербы» Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе Группе: «Ваза с веточками вербы». Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение. — познакомить с раннецветущими растениями; — продолжать учить смешивать краски.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Овощи» Задачи: Учить детей изображать предметы круглой и овальной формы; Передавать различия между предметами овальной и круглой формы; Равномерно располагать предметы на листе бумаги; Закреплять приёмы закрашивания предметов красками, развивать глазомер, чувство цвета, воспитывать.
Публикация «Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в. » Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» (подготовительная группа) Цель. 1. Знакомить детей с перелетными птицами через. музыкальные произведения 2. Учить детей изображать на рисунках то, что они услышали в музыкальных произведениях Задачи. 1.
Цель Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение.
Www. maam. ru
30.04.2020 12:12:35
2020-04-30 12:12:35
Источники:
Https://www. maam. ru/obrazovanie/zanyatiya-po-risovaniyu/podgotovitelnaya-gruppa
Рисование. Все материалы в подготовительной группе — Страница 141. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. » /> » /> .keyword { color: red; }
Темы для рисования в подготовительной группе
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Узор крыльев бабочки» для детей подготовительной группы Конспект непрерывной образовательной деятельности Рисование «Узор крыльев бабочки» для детей подготовительной группы (6-7 лет) Цель: Познакомить детей с новой техникой Рисования монотипией. Задачи: — Изобразительные: учить изображать бабочек, передавая характер их узоров.
Мастер-класс по рисованию черепахи с детьми старшего дошкольного возраста 23 мая. Всемирный день черепахи Рассказ детям о черепахе Черепахи, очень древние животные, у них Есть: голова, панцирь, хвост, лапы, глаза, нос, когти. Черепаха умеет ползать, есть, прятаться, медленно двигаться. Голова и шея покрыта чешуёй, шея в складках, глазки — маленькие.
Рисование. Все материалы — Конспект НОД по рисованию «Отражение осеннего леса в воде» для детей подготовительной к школе группы
Публикация «Конспект НОД по рисованию «Отражение осеннего леса в воде» для детей. » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — д/с№77 «Золотая рыбка» Конспект НОД по художественному творчеству (рисованию) на тему: «Отражение осеннего леса в воде» для детей подготовительной к школе групп Подготовила воспитатель по ИЗО.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Развесистое дерево» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Развесистое дерево» Цель: Приобщить детей к миру изобразительного искусства. Задачи: Образовательные: Совершенствовать умение детей изображать пейзаж с деревом на фоне земли и живописного неба. Закрепить приемы рисования сухой.
Мастер-класс по рисованию с элементами аппликации «Совушка» в подготовительной группе Рисование с элементами аппликации в подготовительной группе «Совушка». Материалы и оборудование: коробочный картон для упаковки размер А4, трафарет совы, гуашь, кисти №6, №2, глаза и клюв из соленого теста, жесткая кисть для клея, клей ПВА, салфетки влажные, шерстяные нитки.
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Этапы рисования и вырезания голубя мира» Накануне праздника 9 Мая воспитатели подготовительной к школе группы дистанционно помогли родителям поучаствовать в акции «Голубь мира на моём окне» и украсить свои окна вместе с детьми. Цель: Дать дистанционно родителям рекомендации в организации деятельности с детьми дома.
Рисование. Все материалы — Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы в технике кофеграфии «Зачарованный волшебный лес»
Статья «Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы в технике. » Цель: научить детей новой технике рисования — кофеграфия. Задачи: — учить наносить изображение на альбомном листе при помощи кофейного раствора; — продолжать учить рисовать стволы деревьев — тонкие, изящные, естественно изогнутые; — развивать творческое видение, воображение.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Волшебные цветы» в подготовительной группе Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе на тему: «Волшебные цветы» Подготовила: Воспитатель: Григорьева Е. А. Задачи: — совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; — развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя.
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Берёзовая роща» Цель: формировать у старших дошкольников представления о характерных особенностях берёзы. Зада чи: — Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе. — Расширять знания и представления о берёзе. — Обогащать словарный запас, развивать связную.
Цели: Образовательные: — познакомить с нетрадиционной техникой рисования – «рисование ватными палочками»; — учить передавать в рисунке образ птицы – скворца, используя техники «рисования ватными палочками»,; — закреплять умение располагать рисунок в центре листа, сочетать.
Рисование. Все материалы в подготовительной группе — перейти на главную страницу рубрики.
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Этапы рисования и вырезания голубя мира» Накануне праздника 9 Мая воспитатели подготовительной к школе группы дистанционно помогли родителям поучаствовать в акции «Голубь мира на моём окне» и украсить свои окна вместе с детьми. Цель: Дать дистанционно родителям рекомендации в организации деятельности с детьми дома.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Узор крыльев бабочки» для детей подготовительной группы Конспект непрерывной образовательной деятельности Рисование «Узор крыльев бабочки» для детей подготовительной группы (6-7 лет) Цель: Познакомить детей с новой техникой Рисования монотипией. Задачи: — Изобразительные: учить изображать бабочек, передавая характер их узоров.
Мастер-класс по рисованию черепахи с детьми старшего дошкольного возраста 23 мая. Всемирный день черепахи Рассказ детям о черепахе Черепахи, очень древние животные, у них Есть: голова, панцирь, хвост, лапы, глаза, нос, когти. Черепаха умеет ползать, есть, прятаться, медленно двигаться. Голова и шея покрыта чешуёй, шея в складках, глазки — маленькие.
Мастер-класс по рисованию черепахи с детьми старшего дошкольного возраста 23 мая. Всемирный день черепахи Рассказ детям о черепахе Черепахи, очень древние животные, у них Есть: голова, панцирь, хвост, лапы, глаза, нос, когти. Черепаха умеет ползать, есть, прятаться, медленно двигаться. Голова и шея покрыта чешуёй, шея в складках, глазки — маленькие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — д с 77 Золотая рыбка Конспект НОД по художественному творчеству рисованию на тему Отражение осеннего леса в воде для детей подготовительной к школе групп Подготовила воспитатель по ИЗО.
Www. maam. ru
24.02.2017 23:09:48
2017-02-24 23:09:48
Источники:
Https://www. maam. ru/obrazovanie/risovanie/podgotovitelnaya-gruppa/page141.html
Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимние виды спорта»
Цель: овладенее способами и приемами изображения фигуры человека в движении, используюя приемы схематичного изображения человека, катающегося на лыжах, коньках ; учить рисовать людей в движении( положение его плеч, шеи, кистей рук и ступней.),делать наброски карандашом человека в движении, не нажимая сильно на карандаш, а затем раскрасить акварельными красками фигуру человека; воспитывать у детей любовь к спорту , учить передавать в рисовании любимый вид зимнего спорта (конькобежцы, хоккеисты, фигуристы, лыжники, выделяя характерные особенности.уточнить знания детей о зимних видах спорта; помочь детям установить взаимосвязь между двигательной активностью и здоровым образом жизни; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.
Материал: бумага тонированная для акварели; простые карандаши; гуашевые краски; тонкие кисточки; баночки с водой; салфетки для рук.
Ход занятия.
I Вводная часть
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на доске .
— Ребята, догадались ли вы, о чём мы сегодня будем говорить?
— А что такое спорт?
— Как называют людей, которые занимаются спортом? Люди, которые много время уделяют спортивным упражнениям, тренировкам, участвуют в различных соревнованиях.
— Что нужно делать, чтобы стать спортсменом?
- Как вы думаете, для чего люди занимаются спортом?
- Вы сказали верно. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье.
- Вы любите занятия спортом и спортивные игры?
- Где выступают спортсмены? На соревнованиях.
- Какие виды спорта вы знаете? Фигурное катание, лыжи, футбол, хоккей, гимнастика и другие.
II Основная часть.
- Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете ?
- Все зимние виды спорта можно разделить на две группы : виды спорта , проводимые на снегу и виды спорта , проводимые на льду.
- Как называется спортсмен, который хорошо бегает на коньках? (конькобежец).
- Как называется спортсмен, который бегает на лыжах? (лыжник). Как называется спортсмен, выполняющий различные движения на коньках? (фигурист).
- Как называется спортсмен, который хорошо владеет клюшкой с шайбой? (хоккеист).
- Как называется спортсмен, хорошо владеющий сноубордом? (сноубордист).
- Как называется спортсмен, который хорошо управляется с санями, летящими с горы? (саночник).
- Как называется вид соревнования в городе Сочи? (Олимпиада)
Физкультминутка:
А теперь на месте шаг, Выше ноги! Стой раз, два!
Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем,
Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем- Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись, И на место все вернулись.
«Разложи виды спорта » : на доске схематично рисуют изображение льда и снежинки. Предложить детям разделить все картинки на две группы : проводимые на льду и проводимые на снегу.
Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь отгадайте загадки:
Я катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы
Сам на горку пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу. (Санки.)
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи.)
Два серебряных коня у меня,
По воде они возят меня,
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки.)
Кто знает, что означает Олимпийский символ — пять цветных сплетённых между собой колец
-Это дружба спортсменов пяти континентов Земли.
Голубое кольцо — Европа.
Жёлтое кольцо — Азия.
Чёрное кольцо — Африка.
Зелёное кольцо — Австралия.
Красное кольцо — Америка.
— Ребята, как вы думаете, кто победит на соревнованиях? Победят сильнейшие, те, кто хорошо подготовился к соревнованиям.
— Чем награждают победителей? Победители получают медали.
— Да. Медали бывают золотые, серебряные и бронзовые.
Физминутка «Зимние забавы » .
Что зимой мы любим делать ? (пожимание плечами)
В снежки играть, на лыжах бегать, (имитация игры в снежки и ходьбы на лыжах)
На коньках по льду кататься, (имитация катания на коньках)
Вниз с горы на санках мчаться. (вытягивание рук вперёд и приседание)
— Мы немножко поиграли, а теперь приступим к нашему творчеству.
— Нарисуйте пожалуйста свой самый любимый зимний вид спорта.
— Давайте приступать.
III Заключительная часть
— Понравилось ли вам сегодня заниматься?
— Что понравилось больше всего?
— Каким зимним видом спорта вы бы хотели заняться?
— Какой вид зимнего спорта вы изобразили на ваших рисунках?
Микеланджело: Разум мастера
Скульптор.
Художник. Архитектор.
Микеланджело Буонарроти признан одним из самых творческих и влиятельных художников в истории западного искусства. Его самые знаменитые творения стали иконами мировой культуры: монументальный мрамор Давид во Флоренции; удивительные фрески в Сикстинской капелле и парящий купол собора Святого Петра в Риме.
Микеланджело работал главным образом во Флоренции и Риме, двух крупных культурных и политических центрах Европы пятнадцатого и шестнадцатого веков. Он получил поддержку важных покровителей, в том числе членов правящей семьи Медичи во Флоренции и, в решающее десятилетие, лидера Римско-католической церкви Юлия II. Его творения почитались и были желанными, особенно за их гениальные композиции и мощное изображение мускулистого человеческого тела.
Рисование было ключом к практике Микеланджело. Эта выставка исследует весь спектр его работ с помощью подборки его редких подготовительных рисунков, от композиционных набросков до подробных этюдов. Работы охватывают арку долгой жизни Микеланджело — он умер в возрасте восьмидесяти восьми лет — и дают беспрецедентное представление о его художественных изобретениях и достижениях.
Скачать контрольный список выставочных объектов
Микеланджело и его рисунки
Три драпированные фигуры со сложенными руками , 1496–1503, Микеланджело Буонарроти, перо и два оттенка коричневых чернил поверх следов черного мела. Музей Тейлера, Харлем. Куплен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
Для Микеланджело рисование было основным занятием на протяжении всей жизни. Когда он был студентом, это помогало ему учиться на работах других художников; после этого рисование стало инструментом, который он использовал для запечатления реальности и представлений своего воображения. Последовательно посвятив себя рисованию человеческой фигуры с натуры — растущей практике в мастерских флорентийских художников в то время, — Микеланджело вывел это на новый уровень правдоподобия благодаря внимательному наблюдению, а также изучению препарированных изображений.
трупы, чтобы лучше понять основные мышцы.
В начале своей карьеры Микеланджело рисовал в основном пером и тушью, но вскоре он оценил удобство и эффективность природного мела. Он использовал как красный, так и черный цвета, со временем предпочитая последний.
Сегодня, как и на протяжении всей истории, рисунки Микеланджело ценятся не только как работы, демонстрирующие необычайное мастерство, но и как окна в сознание мастера. Они позволяют нам стать свидетелями — удивительно прямым и интимным образом — создания некоторых из величайших произведений искусства эпохи Возрождения.
Битва при Кашине
Шагающий обнаженный мужчина и анатомические детали , 1504 или 1506, Микеланджело Буонарроти, черный мел с белым усилением. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Музей Тейлерса, Харлем
Летом 1504 года Микеланджело получил заказ на роспись Битвы при Кашине на одной из стен Зала Гран Консильо (Зала Большого Совета) в Палаццо делла Синьория во Флоренции. Комиссия поставила Микеланджело в прямую конкуренцию с Леонардо да Винчи, с которым был заключен контракт на написание Битва при Ангиари на противоположной стене годом ранее. Обе фрески посвящены знаменитым битвам флорентийской истории. Хотя художники делали полномасштабные рисунки (называемые «мультфильмами») частей своих композиций, сами работы так и не были завершены. Большие карикатуры, прославляемые и постоянно изучаемые, в конце концов развалились из-за чрезмерно усердных переписчиков.
Копия карикатуры на Микеланджело работы Бастиано да Сангалло, воспроизведенная здесь, содержит композицию с фигурами в натуральную величину. В своей сцене Микеланджело сосредоточил действие на моменте перед битвой, когда флорентийские солдаты были застигнуты врасплох вражескими силами, купающимися в реке Арно. Эта идея помогла Микеланджело передать человеческую фигуру и закрепила за ним роль главного рисовальщика-первопроходца героического обнаженного мужчины. Рядом показаны два редких сохранившихся подготовительных рисунка к знаменитой карикатуре Микеланджело; они были революционными для того периода своим относительно большим масштабом и натуралистической точностью.
Микеланджело и анатомия
Четыре этюда левой ноги , 1515–1520 гг., Микеланджело Буонарроти, красный мел, обведено пером и коричневыми чернилами. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
В отличие от большинства художников эпохи Возрождения, узнавших о человеческом теле из античной скульптуры и живых моделей, Микеланджело участвовал в вскрытиях. По словам его знакомого и биографа Асканио Кондиви, художник впервые исследовал трупы в монастыре Санто-Спирито во Флоренции, когда был еще подростком.
Интерес Микеланджело к анатомии не распространялся на органы, а сосредоточивался на мышцах и костях. Его сохранившиеся анатомические рисунки, подобные тем, что выставлены здесь, свидетельствуют о его глубоком понимании некоторых мышц, особенно мышц конечностей. Вскрытие позволило Микеланджело понять, как поверхность и контур тела меняются при движении. Это знание имело решающее значение для создания его знаменитых героических обнаженных тел.
Сан-Лоренцо, Флоренция
Три этюда левой руки и плеча, вид со спины , 1523–1524, Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
В 1510-х и 1520-х годах правящая семья Медичи во Флоренции искала таланты Микеланджело, чтобы возвеличить себя и увековечить свое могущество и наследие. Два папы Медичи — Лев X (Джованни ди Лоренцо де Медичи) и Климент VII (Джулио Медичи) — предоставили Микеланджело заказы, сосредоточенные на семейной приходской церкви, базилике Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело разработал архитектурные и скульптурные элементы для Новой ризницы, в которой находятся гробницы членов семьи, и Лаврентьевской библиотеки (названной в честь Лоренцо Медичи), примыкающей к церкви. Гробница Джулиано Медичи, герцога Немурского, должна была быть украшена лежащими статуями, представляющими Ночь и День. Сохранилось очень мало скульптурных рисунков Микеланджело, но четыре листа, относящиеся к День предлагает редкую информацию о тщательных приготовлениях Микеланджело на бумаге перед тем, как взять резец в мраморную глыбу.
Два и три измерения
Четыре этюда, в том числе два для фигурки распятого , 1530–1534, Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
В своей художественной практике Микеланджело использовал рисунки для создания как двух-, так и трехмерных объектов. Но он по-другому подошел к своей задаче, работая над картиной, а не над скульптурой или архитектурным сооружением.
В случае двухмерных проектов Микеланджело полагался исключительно на чертежи в процессе проектирования. Он разработал композицию с помощью серии эскизов и этюдов. После того, как доработал дизайн, перенес его с помощью шаржа, наколотого рисунка в натуральную величину. В случае с трехмерными проектами чертежи позволяли ему исследовать только один объект.
просмотр за раз. Поэтому Микеланджело часто рисовал одну и ту же форму с разных ракурсов и вводил в свой процесс модели из глины, воска или дерева, что позволяло ему проверять свои идеи в пространстве.
Потолок Сикстинской капеллы
Голова мужчины в профиль; Эскизы ног и ступней , 1511, Микеланджело Буонарроти, красный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Harlem
Сикстинская капелла была построена между 1473 и 1481 годами для папы Сикста IV как личная часовня папы. Он служил местом проведения важных папских церемоний и местом встречи Священной коллегии кардиналов.
Ослепительная сложность, красота и мастерство фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме поражают посетителей спустя более пятисот лет после их написания. Работа над проектом заняла у Микеланджело всего четыре года, что примечательно, учитывая, что он включал в себя более 5700 квадратных футов трудоемкой фресковой живописи, которую художник выполнил сам, а помощникам были делегированы лишь самые простые подготовительные задачи.
Заказ на изображение сцен из библейской книги Бытие поступил от папы Юлия II в апреле-мае 1508 года. Многочисленные иллюзионистские отсеки также включали чередование пророков и сивилл (женщин-пророчиц). Выдающиеся изображения обнаженных мужчин атлетического телосложения ( ignudi ) обрамляют основные повествовательные панели. Микеланджело работал стоя, держа кисть над головой, краска и мусор падали ему на лицо. Он полагался на лампы, так как строительные леса загораживали большую часть
естественный свет из окон.
Микеланджело выполнил заказ за два сеанса. Когда летом 1511 года были сняты леса из первой половины, он имел возможность увидеть результат с пола, а в скороспелой второй половине (к алтарю) сделал фигуры крупнее.
и составы четче.
Показанные здесь рисунки Сикстинского потолка — одни из немногих сохранившихся. Микеланджело сжег подавляющее большинство, чтобы никто, по словам художника-биографа Джорджо Вазари, не мог видеть его творческую борьбу.
Страшный суд
Обнаженный мужчина; Отдельный этюд его головы , ок. 1537–1538, Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
В 1533 году Микеланджело получил второй заказ на Сикстинскую капеллу, на этот раз от папы Климента VII: огромная фреска с изображением Страшного суда над алтарем. Художник завершил ее в 1541 году.
Хотя Страшный суд был стандартным сюжетом в христианской иконографии, показывающим момент в христианской вере, когда Бог вершит суд над человечеством, версия Микеланджело была неортодоксальной. В центре композиции стоит Христос с обнажённым торсом в окружении преимущественно нагих святых, в то время как спасённые возносятся на небеса, а проклятые спускаются в ад. Повсеместная нагота вызвала немедленные споры в католической церкви, и в 1563 году был отдан приказ прикрыть часть обнаженной плоти тщательно подобранной драпировкой. Даниэле да Вольтерра выполнил перекрашивание в 1565 году, вскоре после смерти Микеланджело. Тем не менее, сосредоточенность Микеланджело на изображении человеческого тела на протяжении всей жизни достигла своего апогея в 9 в. 0007 Страшный суд , и фреска почиталась последующими поколениями художников.
Микеланджело и Новый Собор Святого Петра
Разрез купола собора Святого Петра с альтернативным дизайном фонаря; Эскизы фигур , 1547–1561, Микеланджело Буонарроти, черный мел, свинцовый наконечник и перо. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году папа Павел III поручил Микеланджело возглавить строительство новой базилики Святого Петра, резиденции римско-католической церкви. Папа доверил художнику этот очень престижный проект, несмотря на его ограниченный опыт работы архитектором.
Главной задачей, с которой столкнулся Микеланджело, было проектирование большого купола над церковным переходом (где трансепт пересекает неф). Он использовал как рисунки, так и трехмерные модели, чтобы исследовать свои идеи и передавать их другим. Из-за масштабности и сложности проекта Микеланджело не дожил до готового купола; только барабан был близок к завершению, когда он умер в 1564 году.
Разрушение, выживание, признательность
Портрет Микеланджело Буонарроти , ок. 1550–1551, Даниэле да Вольтерра (Даниэле Риччарелли), свинцовая игла и черный мел со следами белого нарастания; контуры наколоты для переноса. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem
Защищая свои идеи и глубоко недоверчивый даже к своим близким, Микеланджело за свою жизнь сжег большое количество своих рисунков. Когда он умер в Риме 18 февраля 1564 года, в его доме было найдено всего пять рисунков фигур и пять архитектурных листов, запертых в сундуке из орехового дерева, защищенном восковыми печатями. Другие остались в его доме во Флоренции, но это была лишь малая часть тех, что он произвел. Было подсчитано, что если бы Микеланджело рисовал хотя бы по одному листу каждый день за свою долгую трудовую жизнь, он сделал бы около двадцати восьми тысяч рисунков. В настоящее время мы знаем только о шести сотнях. Группа самых лучших выставлена здесь сейчас.
50 Years of the Draw-a-Scientist Test
Когда несколько десятилетий назад мальчиков и девочек попросили нарисовать ученого в ходе исследования, результаты выявили ошеломляющую предвзятость: 99,4% рисунков изображали ученого-мужчину. Из 5000 рисунков, собранных в период с 1966 по 1977 год, только 28 были сделаны женщинами-учеными, и все они были нарисованы девочками.
С тех пор почти 80 исследований повторили этот эксперимент с участием более 20 000 учащихся всех классов, и результаты всех этих исследований были рассмотрены в метаанализе, опубликованном в прошлом году.
3 Основные результаты мета-анализа
1. Дети чаще рисуют женщин-ученых: В первоначальном 11-летнем исследовании менее 1 процента рисунков, собранных у мальчиков и девочек, были женщинами-учеными. Это число росло на протяжении десятилетий, достигнув «в среднем 28 процентов в более поздних исследованиях», согласно метаанализу.
2. Девочки ведут смену: В частности, девушки стали чаще рисовать женщин-ученых. В первоначальном исследовании только 1,2 процента девушек привлекали ученых как женщины, а в 19-м году эта цифра выросла до 33 процентов.85, а затем до 58 процентов в 2016 году, значительно опережая мальчиков, которые по-прежнему привлекают ученых-мужчин почти в девяти из 10 раз.
3. Чем старше учащиеся, тем больше они рисуют ученых-мужчин: В детском саду дети рисуют примерно одинаковое количество ученых-мужчин и женщин: девочки больше рисуют женщин-ученых, а мальчики — мужчин. . Но к тому времени, когда они переходят в старшие классы, студенты — мужчины и женщины вместе взятые — привлекают в четыре раза больше ученых-мужчин, чем женщин. Сдвиг более заметен для девочек: когда их просят нарисовать ученого, 70 процентов 6-летних девочек рисуют женщину, в то время как только 25 процентов 16-летних девочек делают это.
Общие изменения в том, как дети изображают ученых, совпадают с более широкими тенденциями в отношении женщин, занимающихся наукой. Данные Национального научного фонда показывают, что в 2015 году женщины составляли 48 процентов ученых-биологов, сельскохозяйственных и экологических ученых по сравнению с 34 процентами в 1993 году. Число женщин во всех научных и инженерных профессиях увеличилось более скромно: с 22,9 процента в 1993 году до 28,4 процента в 2015 году.
Учителя играют важную роль в поощрении интереса детей, особенно девочек, к науке. Дэвид Миллер и его коллеги по метаанализу отмечают, что «девочки могут избегать занятий, которые они считают подходящими для мальчиков, но не для девочек», и все, от языка, который использует учитель, до украшений на стенах в классе, может дать учащимся тонкие сообщения о роли мужчин и женщин в науке.
Почему это важно? Исследователи утверждают, что «стереотипы, связывающие науку с мужчинами, могут ограничивать интерес девочек к деятельности и карьере, связанным с наукой». Когда девушки не видят в женщинах ученых, более вероятно, что они не увидят и себя в будущем учеными.
6 советов по развитию чувства вовлеченности в науку
1. Используйте разнообразные плакаты и другие украшения в классе: студентов, «независимо от того, являются ли они ценными учениками и принадлежат ли они классу». Когда учащиеся не видят себя в школьных материалах, это может иметь «далеко идущие последствия» для выбора, который они делают в школе, например, брать ли углубленные курсы естественных наук. Украшения должны представлять учащихся разного пола, происхождения и интересов.
2. Продвигайте книги, посвященные девочкам и женщинам: В детских научных книгах ученые-мужчины изображаются в три раза чаще, чем женщины, как показало исследование 2018 года. Мало того, что женщины были недостаточно представлены, но и их вклад был уменьшен — книги часто представляли их таким образом, что предполагалось, что они «пассивны, имеют более низкий статус и поверхностны». Чтобы бороться с этим, учителя могут намеренно делиться книгами, в которых представлены вдохновляющие девушки и женщины в науке.
3. Пригласите приглашенных докладчиков и образцы для подражания: Девочки с образцом для подражания с большей вероятностью будут заинтересованы в научной карьере и будут заниматься ею, показало исследование, проведенное в Великобритании в 2018 году. Учителя могут пригласить женщин-ученых поговорить со своими учениками лично или через видеоконференцию или попросить учеников взять интервью у ученых из их сообщества.
4. Помните о гендерных предрассудках в языке: Слова, которые мы используем, могут укреплять гендерные стереотипы, показало исследование 2016 года. Например, обращение к мальчикам как к «будущим ученым», а к девочкам как к «будущим женщинам-ученым» может снизить у девочек ощущение того, что наука является для них подходящей профессией. А отчет о рабочих пространствах за 2018 год показал, что преподаватели, как правило, использовали такие термины, как «компьютерщики», «строители» и «дизайнеры» для студентов-мужчин, называя студенток «девушками» или «помощницами». Такой язык «формировал отношения и деятельность в творческом пространстве», снижая вероятность того, что девочки будут занимать руководящие должности, и позволяя мальчикам играть более важную роль в принятии решений руководящей группой.
5. Поощряйте мышление роста: Девочки в возрасте 6 лет готовы относить больше мальчиков, чем девочек к категории «очень, очень умные» и избегать занятий, которые они считают подходящими для умных детей, исследование 2017 года. найденный. Чтобы бороться с этим, учителя могут подчеркнуть, что интеллект не является фиксированным и что все учащиеся имеют возможность развивать свои способности. В качестве задания учащиеся могут изучить, как данные об успеваемости по математике и естественным наукам бросают вызов преобладающим стереотипам о мальчиках и девочках.
6. Избегайте передачи беспокойства: Учителя могут непреднамеренно передавать свои страхи перед математикой своим ученикам, предостерегает исследование 2018 года.